Правила проведения перерасчета отопления

Порядок оформления и примеры перерасчета за отопление

Нередки ситуации, когда в течение отопительного сезона температура в квартире не соответствует установленным нормативам.

Причин данного явления может быть несколько, и они, как правило, не зависят от жильцов. В то же время начисление платы за отопление происходит по полному тарифу.

Кроме устранения существующих неполадок и несоответствий, логичным шагом со стороны потребителя будет инициация процедуры перерасчета размера оплаты за отопление.

Перерасчет за отопление: нормативные показатели

Постановление Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 дает четкое определение температурных нормативов для жилых помещений.

Для регионов со средним температурным показателем самой холодной зимней пятидневки не ниже –30°C:

  • 18°C — для жилых помещений;
  • 20°C — для угловых комнат.

Для регионов со средним температурным показателем самой холодной зимней пятидневки от –31°C и ниже:

  • 20°C — для жилых помещений;
  • 22°C — для угловых комнат.

Кроме того неисправность стояков не может быть основанием для корректировки оплаты пока температура в квартире находится в допустимых пределах.

Регламентированная продолжительность аварийно-ремонтных и ремонтных работ при условии отключения отопления:

  • За месячный период ремонтных работ квартира не должна оставаться без отопления на суммарный срок более двадцати четырех часов.
  • В то же время срок единовременного отключения не должен превышать шестнадцать часов, при условии, что температура в квартире не опускается ниже 12°C.

Превышение нормативных значений температуры допускается не более, чем на 4°C. В ночное время (интервал от 00:00 до 05:00) допустимо понижение температуры на 3°C.

Вычисление размера корректировки платы за отопление

В соответствие с действующими правилами, размер оплаты услуги отопления за оговоренный срок снижается на 0,15% за каждый час отклонения от норматива на один градус. Вместе с тем допустимо температурное отклонение до 3°C ниже нормы в ночное время.

Пример для перерасчета стоимости услуг отопления в квартире, расположенной в г. Архангельск (средняя температура самой холодной пятидневки –31°C).

Условия:

Размер платы за отопление за декабрь: 2500 руб.;

Количество ночных и дневных часов за декабрь: 155 = 5 × 31 и 589 = 19 × 31 соответственно;

Температура в жилых помещениях на протяжении декабря: 15°C (дневная норма 20°C, ночная норма 17°C).

Формула расчета:

где S — размер оплаты за месяц (2500);

T — количество часов (155 ночных и 589 дневных);

R — разница нормального и фактического показателей (2 и 5 в ночное и дневное время соответственно).

Таким образом, учитывая заданные условия, получается, что сумма перерасчета составит:

  • За ночные часы: 2500 × 155 × 2 × 0,0015 = 1162,5 руб.
  • За дневные часы: 2500 × 589 × 5 × 0,0015 = 11043,75 руб.
  • Общая сумма за месяц: 1162,5 + 11043,75 = 12206,25 руб.

Таким образом, применительно к рассмотренному примеру, потребитель может рассчитывать лишь на корректировку оплаты отопления в размере 2500 рублей.

В то же время данная сумма полностью покрывает расходы на оплату отопления за целый месяц, что является положительным результатом перерасчета и достойной компенсацией за перенесенные неудобства.

Читайте также:  Расчет отопления по объему дома калькулятор

Оформление документов

Первый шаг в процедуре оформления перерасчета оплаты за отопление — документальная фиксация несоответствия температурных показателей установленным нормам.

По заявке в организацию, предоставляющую услуги ЖКХ, должен явиться ее представитель, уполномоченный измерить температуру во всей квартире. На основании полученных сведений он обязан составить акт несоответствия.

В акте обязательно должен быть указан период отклонения температурных показателей от нормы. Оптимальный вариант — составление двух актов — в начале и в конце периода отклонения.

Следующим шагом в инициированной процедуре является составление заявления на перерасчет. Регламентированной формы не существует, можно писать в свободной форме.

В шапке необходимо указать ФИО руководителя управляющей компании, а также ФИО и адрес подателя заявления. Кроме всего прочего, в заявлении нужно обозначить следующие моменты:

  • Показатели уличной и домашней температуры в течение рассматриваемого периода, а также на момент составления заявления.
  • Собственные требования и пожелания в отношении снижения размера оплаты за тепло (с указанием суммы) или установления допустимой температуры в квартире
  • Ссылки на нормативно-правовые акты, регламентирующие нормативы подачи тепла.

При составлении заявления важно обозначить собственную осведомленность по части знания установленных законом нормативов и собственных прав.

На основании составленного заявления и акта несоответствия представители управляющей организации обязаны рассмотреть возможность корректировки стоимости услуг отопления.

Спорные ситуации и их решение

Случаи, в которых возможен отказ в составлении акта несоответствия, либо перерасчете:

  • Недостаточный уровень теплоизоляции квартиры. Решение — утепление оконных и дверных проемов.
  • Завоздушивание стояков системы отопления. Решение — обращение в орган ЖКХ.
  • Снижение теплоотдачи батарей вследствие образования внутри накипи, налетов и прочих отложений органического и неорганического происхождения. Решение — Ссылка на статью «Промывка системы отопления».

При несоответствии качества теплоснабжения нормам существует возможность перерасчета оплаты за отопление.

В соответствие с действующим законодательством РФ для инициации процедуры перерасчета необходимо выполнение ряда действий и условий, оговоренных в законодательстве.

Перерасчет оплаты позволит не переплачивать за некачественную услугу, а в некоторых случаях также поможет существенно сэкономить на оплате отопления.

Статьи

Корректировка размера платы за отопление при переходе на прямые договоры

Завершение одного календарного года и наступление следующего для исполнителя коммунальной услуги по отоплению влечет за собой необходимость проведения корректировки размеры платы за отопление в том случае, когда в прошедшем году применялся способ оплаты равномерно в течение календарного года с использованием в расчете среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год.

Такая корректировка производится потребителям в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии (далее также ОДПУ) в I квартале года, следующего за расчетным годом, в котором оплата за отопление вносилась равномерно в течение календарного года.

Формула проведения корректировки приведена в п. 3(4) Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354.

Следует отметить, что ни в пояснениях к указанной формуле, ни в иных положениях Правил №354 не урегулирована ситуация, связанная с проведением корректировки платы за отопление в случае смены исполнителя этой коммунальной услуги, в том числе в связи с переходом на прямые договоры отопления между собственниками помещений и РСО.

По причине отсутствия прямого нормативного регулирования порядка и сроков проведения корректировки при смене исполнителя коммунальной услуги по отоплению соответствующие разъяснения были даны Минстроем России в Письме от 27.06.2019 N 23665-ОГ/04.

Читайте также:  Расценка опрессовка систем отопления что это

Согласно позиции Министерства, если в течение года корректировки произошла смена исполнителя коммунальной услуги по отоплению, корректировка размера платы за коммунальные услуги по отоплению, предоставленную в многоквартирном доме, проводится каждым исполнителем коммунальной услуги по отоплению соответственно объемам тепловой энергии, поставленным в многоквартирный дом, за расчетные периоды предоставления коммунальной услуги по отоплению соответствующим исполнителем по окончании предоставления коммунальной услуги по отоплению, а также в год корректировки, и применяемым таким исполнителем тарифов на тепловую энергию в соответствующие расчетные периоды, а также с учетом положений подпунктов 59(1) и 60(1) Правил №354.

Таким образом, по мнению Минстроя России, каждый из исполнителей коммунальной услуги по отоплению должен произвести корректировку размера платы за отопление в отношении тех периодов, когда он осуществлял функции исполнителя коммунальной услуги по отоплению в отношении потребителей в МКД. При этом ни сроки, ни порядок проведения каждым из исполнителей указанной корректировки в письме не разъяснены.

Ввиду того, что согласно п. 3 Постановления Правительства №354, полномочиями давать разъяснения по применению Правил №354 наделен Минстрой России, можно было бы предположить, что его мнение будет принято во внимание судами при рассмотрении спорных ситуаций, связанных с определением лица, обязанного произвести корректировку размера платы за отопление в случае смены исполнителя этой коммунальной услуги.

Однако, как показала свежая судебная практика, суды не разделяют мнение Минстроя России, изложенное в Письме от 27.06.2019 N 23665-ОГ/04 и при разрешении споров руководствуются следующим.

В соответствии с пунктом 42(1) Правил №354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов — в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. При этом данные правила предусматривают корректировку исполнителем размера платы за отопление один раз в год.

Согласно п. 3(4) Приложения №2 к Правилам №354, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формулам 3 , 3(1) и 3(3) , размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета, определенный по формуле 3(5) , при оплате равномерно в течение календарного года корректируются в I квартале года, следующего за расчетным годом, исполнителем по формуле 3(4).

Из приведенных норм следует, что оснований проводить корректировку платы за отопление в середине года (в любом из месяцев года, когда произошла смена исполнителя коммунальной услуги отопления) нет правовых оснований.

Такое мнение изложено, в частности, в Постановлении 1 ААС от 11.08.2020 N 01АП-1300/2020 по делу N А43-36011/2019 (оставлено без изменения Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 04.12.2020 N Ф01-14690/2020), в котором суд указал, что «… По смыслу приведенных норм корректировка платы за коммунальную услугу по отоплению связана с использованием в расчетах показаний общедомовых приборов учета и с периодом времени в один календарный год, а не с деятельностью того или иного исполнителя коммунальной услуги в определенный период времени.

Действующее жилищное законодательство не предусматривает возможность проведения корректировки платы за коммунальную услугу за часть календарного года. Смена исполнителя коммунальной услуги не влечет для собственников помещений МКД изменения или прекращения обязанности исполнителя коммунальной услуги производить начисление размера платы в соответствии с установленными законодательством требованиями, а также производить необходимую корректировку».

Читайте также:  Система отопления с газовым котлом конорд

Вывод суда таков: кто является исполнителем коммунальной услуги по отоплению в тот период, в который Правилами №354 предусмотрено проведение корректировки платы за отопление (а именно в 1 квартале года, следующего за расчетным прошедшим календарным годом), тот и производит корректировку размера платы за отопление потребителям за весь прошедший календарный год.

Данный подход суда позволил управляющей организации успешно оспорить выданное ей предписание ГЖИ о необходимости произвести корректировку размера платы за отопление исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета жителям многоквартирного дома за 9 месяцев 2018 года (за тот период, пока она являлась исполнителем коммунальной услуги по отоплению до момента перехода собственников помещений на прямые отношения с РСО по этой услуге с 01.10.18).

По мнению суда, то обстоятельство, что до 01.10.18 услугу теплоснабжения оказывала управляющая организация, а с 01.10.18 — непосредственно РСО, не является для ресурсоснабжающей организации препятствием к проведению корректировки платы за отопление собственникам помещений в МКД за весь 2018 год.

Таким образом, суд посчитал обоснованным возложение именно на РСО обязанности произвести корректировку размера платы за весь истекший календарный год, в октябре которого произошла смена исполнителя коммунальной услуги по отоплению.

При этом, обратная позиция ГЖИ и РСО, основанная на письме Минстроя России от 27.06.2019 № 23665-ОГ/04, признается судом несостоятельной, юридически неверной. Указанное письмо не является нормативным правовым актом, оно носит рекомендательной характер.

Аналогичное мнение о том, что РСО обязана произвести корректировку размера платы за весь прошедший календарный год, несмотря на то, что не весь такой год она была исполнителем коммунальной услуги по отоплению, изложено и в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18.06.2020 №Ф02-1274/2020 по делу №А33-20964/2018 (Определением Верховного Суда РФ от 19.10.20 № 302-ЭС20-15075 РСО отказано в передаче на рассмотрение ее кассационной жалобы) .

По мнению суда, именно РСО должна произвести корректировку в первом квартале 2019 года за весь 2018 год, несмотря на то, что в январе 2018 года она не являлась исполнителем коммунальной услуги по отоплению (таким исполнителем в январе была управляющая организация).

Также суд отметил, что «ссылки заявителя кассационной жалобы на письма Минстроя России от 02.09.2016 №28483-АЧ/04 , от 27.06.2019 №23665-ОГ/04 отклоняются, поскольку в рассматриваемом случае статус исполнителя коммунальных услуг ответчиком утрачен; Правилами N 124 , N 354 возможность проведения корректировки размера платы за часть календарного года не предусмотрена».

Вот такая судебная практика по вопросу проведения корректировки платы за отопление при переходе на прямые договоры (при смене исполнителя коммунальной услуги по отоплению в году, предшествующем первому кварталу года проведения корректировки) сложилась к настоящему времени.

Каким образом суды подходят к разрешению споров, связанных с определением лица, обязанного произвести корректировку, в том случае, когда смена исполнителя произошла с 1 января нового календарного года, мы рассказали в отдельной статье . Не пропустите.

Компания «Бурмистр.ру» 25 февраля проведет вебинар «Договор управления 2021: учесть все неучтенное». Заявка по ссылке .

Оцените статью