Правила выбора источника для централизованного водоснабжения

Выбор источника водоснабжения по СП 31 (СНиП)

6.1 В качестве источника водоснабжения следует рассматривать водотоки (реки, каналы), водоемы (озера, водохранилища, пруды), моря, подземные воды (водоносные пласты, подрусловые, шахтные и другие воды).

Для производственного водоснабжения промышленных предприятий следует рассматривать возможность использования очищенных сточных вод.

В качестве источника водоснабжения могут быть использованы наливные водохранилища с подводом к ним воды из естественных поверхностных источников.

Примечание — В системе водоснабжения допускается использование нескольких источников с различными гидрологическими и гидрогеологическими характеристиками.

6.2 Выбор источника водоснабжения должен быть обоснован результатами топографических, гидрологических, гидрогеологических, ихтиологических, гидрохимических, гидробиологических, гидротермических и других изысканий и санитарных обследований.

6.3 Выбор источника хозяйственно-питьевого водоснабжения следует проводить в соответствии с требованиями ГОСТ 17.1.1.04, ГОСТ 2761, СанПиН 2.1.4.1074 и ГН 2.1.5.1315-03, ГН 2.1.5.2307-07, ГН 2.1.5.2280-07.

6.4 Для хозяйственно-питьевых водопроводов должны максимально использоваться имеющиеся ресурсы подземных вод, удовлетворяющие санитарно-гигиеническим требованиям. Ресурсы подземных питьевых вод следует оценивать на основе положений [Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 30 июля 2007 г. N 195 «Об утверждении Классификации запасов и прогнозных ресурсов питьевых, технических и минеральных подземных вод»].

При недостаточных эксплуатационных запасах естественных подземных вод следует рассматривать возможность их увеличения за счет искусственного пополнения.

6.5 Использование подземных вод питьевого качества для нужд, не связанных с хозяйственно-питьевым водоснабжением, как правило, не допускается. В районах, где отсутствуют необходимые поверхностные водоисточники и имеются достаточные запасы подземных вод питьевого качества, допускается использование этих вод на производственные и поливочные нужды с разрешения органов по регулированию использования и охране вод.

6.6 Для производственного и хозяйственно-питьевого водоснабжения при соответствующей обработке воды и соблюдении санитарных требований допускается использование минерализованных и геотермальных вод.

6.7 Обеспеченность среднемесячных расходов воды поверхностных источников должна приниматься по таблице 4 в зависимости от категории системы водоснабжения, определяемой согласно 7.4.

Категория системы водоснабжения

Обеспеченность минимальных среднемесячных расходов воды поверхностных источников, %

6.8 При оценке использования водных ресурсов для целей водоснабжения следует учитывать:

  • расходный режим и водохозяйственный баланс по источнику с прогнозом на 15-20 лет;
  • требования к качеству воды, предъявляемые потребителями;
  • качественную характеристику воды в источнике с указанием агрессивности воды и прогноз возможного изменения ее качества с учетом поступления сточных вод;
  • качественные и количественные характеристики наносов и сора, их режим, перемещение донных отложений, устойчивость берегов;
  • наличие многолетнемерзлых грунтов, возможность промерзания и пересыхания источника, наличие снежных лавин и селевых явлений (на горных водотоках), а также других стихийных природных явлений в водосборном бассейне источника;
  • осенне-зимний режим источника и характер льдошуговых явлений в нем;
  • температуру воды по месяцам года и развития фитопланктона на различной глубине;
  • характерные особенности весеннего вскрытия источника и половодья (для равнинных водотоков), прохождения весенне-летних паводков (для горных водотоков);
  • запасы и условия питания подземных вод, а также возможное их нарушение в результате изменения природных условий, устройства водохранилищ или дренажа, искусственной откачки воды и т.п.;
  • качество и температуру подземных вод;
  • возможность искусственного пополнения и образования запасов подземных вод;
  • требования уполномоченных государственных органов по регулированию и охране вод, санитарно-эпидемиологической службы, рыбоохраны и др.

6.9 При оценке достаточности водных ресурсов поверхностных источников водоснабжения необходимо обеспечивать ниже места водоотбора гарантированный расход воды, необходимый в каждом сезоне года для удовлетворения потребностей в воде расположенных ниже по течению населенных пунктов, промышленных предприятий, сельского хозяйства, рыбного хозяйства, судоходства и других видов водопользования, а также для обеспечения санитарных требований по охране источников водоснабжения.

6.10 В случае недостаточного расхода воды в поверхностном источнике следует предусматривать регулирование естественного стока воды в пределах одного гидрологического года (сезонное регулирование) или многолетнего периода (многолетнее регулирование), а также переброску воды из других, более многоводных поверхностных источников.

Примечание — Степень обеспечения отдельных водопотребителей при недостаточности имеющихся расходов воды в источнике и затруднительности или высокой стоимости их увеличения определяется по согласованию с уполномоченными государственными органами.

6.11 Оценку ресурсов подземных вод следует производить на основании материалов гидрогеологических поисков, разведки и исследований.

ГОСТ 2761-84: «Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора»

(утв. и введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 27 ноября 1984 г. N 4013)

ГОСТ 2761-84 скачали 7603 человека

Текст документа

Государственный стандарт СССР ГОСТ 2761-84
«Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Гигиенические, технические требования и правила выбора»
(утв. и введен в действие постановлением Госстандарта СССР
от 27 ноября 1984 г. N 4013)

Sources of centralized economic-drinking water supply.and technical requirements and rules of selection

Взамен ГОСТ 17.1.3.03-77

Дата введения 1 января 1986 г.

подземных источников водоснабжения

поверхностных источников водоснабжения

Настоящий стандарт распространяется на источники централизованного водоснабжения, в том числе на источники с солоноватой и соленой водой, для вновь проектируемых и реконструируемых систем хозяйственно-питьевого водоснабжения и систем водоснабжения, подающих воду одновременно для хозяйственно-питьевых и производственных целей, и устанавливает гигиенические и технические требования к источникам водоснабжения и правила их выбора в интересах здоровья населения.

1. Основные положения

1.1. Выбор источника водоснабжения должен производиться с учетом его санитарной надежности и возможности получения питьевой воды, соответствующей ГОСТ 2874-82.

1.2. Пригодность источника для хозяйственно-питьевого водоснабжения устанавливается на основе:

Читайте также:  Радиаторы отопления прадо схема

санитарной оценки условий формирования и залегания вод подземного источника водоснабжения;

санитарной оценки поверхностного источника водоснабжения, а также прилегающей территории выше и ниже водозабора по течению воды;

оценки качества и количества воды источника водоснабжения;

санитарной оценки места размещения водозаборных сооружений;

прогноза санитарного состояния источников.

1.3. Сбор данных и изучение санитарных, гидрологических, гидрогеологических и топографических условий для выбора источника водоснабжения, а также разработки прогноза санитарного состояния водоема организуются проектирующим учреждением.

1.4. Определение места отбора проб воды, отбор проб и их анализ осуществляются учреждениями санитарно-эпидемиологической службы; отбор проб и их анализ допускается проводить также другими организациями, которым санитарно-эпидемиологическая служба предоставляет право.

1.5. Заключение о соответствии источника требованиям стандарта дают органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения или медицинские службы других ведомств, на которые возложены эти обязанности.

2. Гигиенические и технические требования

2.1. Состав воды пресноводных подземных и поверхностных источников водоснабжения должен соответствовать следующим требованиям: сухой остаток не более 1000 мг/дм3 (по согласованию с органами санитарно-эпидемиологической службы допускается до 1500 мг/дм3), концентрации хлоридов и сульфатов не более 350 и 500 мг/дм3 соответственно, общая жесткость не более 7 моль/м3 (по согласованию с органами санитарно-эпидемиологической службы допускается до 10 моль/м3), концентрации химических веществ (кроме указанных в таблице) не должны превышать ПДК для воды хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, а также норм радиационной безопасности, утвержденных Министерством здравоохранения.

При обнаружении в воде источников водоснабжения химических веществ, относящихся к 1-у и 2-у классам опасности с одинаковым лимитирующим показателем вредности, сумма отношений обнаруженных концентраций каждого из веществ в воде к их ПДК не должна быть более 1. Расчет ведется по формуле

О нормативном документе «Источники централизованного питьевого водоснабжения. Гигиенические требования. Правила выбора и контроль качества»

Аннотация

Рассмотрены вопросы, затронутые в Проекте нового нормативного документа по санитарной классификации и правилам выбора источника централизованного питьевого водоснабжения. Проведен сравнительный анализ области распространения и содержания действующих санитарных правил, касающихся природных водных объектов и источников централизованного питьевого водоснабжения. Сформулированы три профессиональные задачи санитарного врача, при решении которых необходим предлагаемый документ. Утверждение предлагаемого Проекта СанПиН в качестве нормативного правового акта должно послужить толчком к решению проблемы неблагополучия источников питьевого водоснабжения путем ее структуризации, составления на этой основе плана конкретных профилактических мероприятий с экономическим расчетом их затратности и риска для здоровья.

Обеспечение эффективного контроля санитарной безопасности системы централизованного питьевого водоснабжения зависит от регламентации следующих факторов: качественный состав воды источника водоснабжения [1]; надежность зоны санитарной охраны водоисточника [2]; качество питьевой воды, которую получает потребитель [3].

Нормативный документ, регламентирующий контроль качества питьевой воды, вышел в свет в 1996 г., а в 2001 г. был зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ, получив таким образом статус нормативного правового акта, – СанПиН 1.2.4.1074-01. Другой документ – СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» – вышел в свет в 1995 г. и зарегистрирован в Министерстве юстиции в 2001 г.

Нормативным документом санитарно-эпидемиологического надзора, в котором приведены требования к источникам централизованного питьевого водоснабжения, с 1944 г. и до настоящего времени является государственный стандарт СССР – ГОСТ 2761 «Источники хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора», последняя редакция которого утверждена в 1984 г. За время, прошедшее с момента введения ГОСТ 2761-84, значительно расширились научные представления о влиянии водного фактора на здоровье человека, изменился правовой статус санитарно-эпидемиологической службы. Требует дальнейшей регламентации принцип регионального подхода к выбору источника питьевого водоснабжения, провозглашенный в СанПиН 2.1.4.1074-01, а также приведение в соответствие с этим документом показателей микробиологического состава воды источника.

В связи с этим возникла необходимость разработки нового нормативного документа и увязки его с упомянутыми правовыми актами санитарного законодательства. Юридическим основанием для подготовки проекта санитарных правил для источника централизованного питьевого водоснабжения является пункт 1 статьи 38 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В законодательстве стран Западной Европы вопросам регламентации выбора и оценки качества источников питьевого водоснабжения уделяется должное внимание. С 1975 г. действует Директива ЕС 75/440 о показателях качества поверхностных вод, используемых для получения питьевой воды. В указанной директиве источники питьевого водоснабжения делятся на три класса по степени загрязненности (опасности для здоровья человека). Каждому из классов предписаны методы обработки, необходимые для подготовки питьевой воды. Требования этой директивы учтены при принятии национальных регламентов, например в Германии. Во Франции требования к источникам питьевого водоснабжения (с делением их на три класса) включены в Декрет (Закон) о воде для потребления человеком (последняя редакция 2000 г.).

В России действующий ГОСТ 2761-84 представлялся на утверждение Госстандарта СССР Минздравом СССР и Госстроем СССР. Однако практически (начиная от идей и заканчивая отдельными формулировками) он разрабатывался рабочей группой специалистов санитарно-эпидемиологической службы. Таким образом, ГОСТ 2761-84 может стать основой Проекта новых Санитарных правил и норм.

В соответствии с Техническим заданием, согласованным 18 декабря 2000 г. заместителем руководителя департамента Госсанэпиднадзора Минздрава России, авторами настоящей статьи был разработан Проект СанПиН «Источники централизованного питьевого водоснабжения. Гигиенические требования. Правила выбора и контроль качества». Объектом регламентирования в Проекте является источник централизованного питьевого водоснабжения, который рассматривается в трех аспектах: гигиенические требования; правила выбора; контроль качества.

В нашей стране, учитывая разнообразие географических, гидрологических, гидрогеологических, гидрохимических, метеорологических и прочих условий в разных регионах, документ федерального уровня не может содержать жестких нормативов. Он должен делегировать регионам право выбора источника для конкретной системы централизованного водоснабжения, исходя из конкретной экологической и санитарной ситуации. В то же время для гарантии соблюдения конституционного права граждан на безопасную среду обитания при принятии регионального решения основой должны служить регламенты (условия выбора), установленные на федеральном уровне. Исходя из этого положения, в предлагаемом Проекте СанПиН гигиенические требования к источнику основываются на санитарной классификацииисточников питьевого водоснабжения по степени их загрязненности. В своей основе классификация взята из действующего документа; при этом исторически она создавалась гигиенистами. Санитарная классификация источников питьевого водоснабжения разработана на базе гигиенических исследований барьерной роли очистных сооружений водопровода. В ней даны предельные значения санитарных показателей, при которых рекомендованные для данного класса источника приемы обработки воды способны, в силу присущей им технической эффективности, обеспечить соблюдение гигиенической эффективности, т. е. нормативов качества питьевой воды.

Читайте также:  Лента лпа самоклеящаяся для теплого пола 48мм 20м серая полиэтиленовая армированная термостойкая

Эта классификация – не природоведческая, абстрактно делящая водные объекты на чистые, менее чистые и т. д. безотносительно к цели их хозяйственного использования. Она не является технологической классификацией методов подготовки воды, существующий документ по этой проблеме [2] служит другой конкретной (инженерно-технологической) цели и имеет другого адресата. Эта классификация – именно санитарная, направленная на охрану здоровья населения.

Класс источника питьевого водоснабжения в Проекте СанПиН увязан со степенью необходимой водоподготовки, исходя из общеизвестных приемов (схем) водоподготовки, обеспечивающих требуемую степень безопасности воды, и данных в терминах, доступных для санитарного врача. Поскольку существуют разные мнения о целесообразности данной санитарной классификации в составе Санитарных правил, обращаем внимание на функции этой классификации в работе санитарного врача. Деление источников централизованного питьевого водоснабжения на три класса должно использоваться при выполнении следующих мероприятий:

составление санитарно-эпидемиологического заключения по выбору источника централизованного питьевого водоснабжения для сравнительной санитарной оценки предлагаемых вариантов (статья 18 Закона № 52-ФЗ: «разрешение на использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта»);

согласование проекта строительства и реконструкции питьевого водопровода для санитарной оценки схемы подготовки питьевой воды;

санитарная оценка работы станции водоподготовки в процессе эксплуатации при плановых и экстренных санитарных обследованиях.

В состав Проекта документа введено Приложение 5 «Методика отбора регионально обусловленных показателей промышленного и сельскохозяйственного загрязнения при выборе источника централизованного питьевого водоснабжения». Методика гармонизирует документ с принципами «Руководства по контролю качества питьевой воды» ВОЗ [1] о региональном подходе к регламентации питьевого водоснабжения.

В Приложении 1 (рекомендуемом) к Проекту СанПиН обозначены технологические приемы, которые могут обеспечить условия безопасности для здоровья человека питьевой воды, полученной из источника данного класса.

Важнейшей задачей санитарно-эпидемиологической службы является создание системы социально-гигиенического мониторинга. Санитарная классификация источников питьевого водоснабжения может быть использована в качестве дискретного (ранжированного) показателя степени и характера санитарно-эпидемиологического неблагополучия питьевого водоснабжения населения на обследуемой территории, а также при разработке профилактических мероприятий по коррекции таких ситуаций.

Современная официальная санитарная статистика [3] из года в год выдает проценты (довольно высокие!) «источников питьевого водоснабжения, не соответствующих санитарным правилам» (каким?), без указания степени несоответствия (т. е. деления на классы). Такое игнорирование даже действующего нормативного акта (ГОСТ 2761-84) обезоруживает и органы исполнительной власти, и надзорные службы при составлении предметного плана устранения неблагополучия.

К сожалению, бытует мнение, что утвержденные в 2000 г. «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» (СанПиН 2.1.5.980-00 взамен Правил 4630-88) и СанПиН для источника питьевого водоснабжения являются идентичными документами. Это глубокое заблуждение, поскольку их принципиально разная направленность совершенно справедливо закреплена формально. В соответствии с «Классификатором санитарно-гигиенических и эпидемиологических нормативных и методических документов», СанПиН 2.1.5.980-00 входят в группу 2.1.5 «Водоотведениенаселенных мест, санитарная охрана водоемов», а СанПиН «Источники централизованного питьевого водоснабжения» – документ группы 2.1.4 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест».

Разделение сферы действия исходит из положения, что СанПиН 2.1.5.980-00 направлены на предупреждение техногенного загрязнения всех поверхностных водных объектов, из которых осуществляется водопользование населения, а предлагаемый Проект предусматривает гигиеническую регламентацию выбора источника питьевого водоснабжения из имеющихся на данной территории водных объектов. Кроме того, не каждый природный, не подверженный антропогенному загрязнению, водный объект может служить источником питьевого водоснабжения в силу природного состава его воды. Исходя из этого, ни замена СанПиН «Источники централизованного питьевого водоснабжения» другим документом – СанПиН 2.1.5.980-00, ни полное совпадение гигиенических требований в них, как это предлагалось в некоторых отзывах санитарной практики в процессе подготовки Проекта, невозможны. То же самое можно сказать и о СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения». Существенные различия упомянутых документов наглядно представлены в таблице.

Санитарная классификация источников питьевого водоснабжения не является гигиеническим нормативом, это – инструмент, который позволяет санитарному врачу ориентироваться в предложенной проектом водоснабжения технологической схеме подготовки воды, представленной ему на согласование.

Аналогов такого рода инструментов, конкретизирующих условия безопасности для здоровья (статья 18, пункт 3 Закона № ФЗ-52) факторов среды обитания, в нормативных документах санитарно-эпидемиологической службы много. Так, вопросу санитарной классификации промышленных предприятий посвящены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Размер санитарно-защитных зон, регламентируемый этим документом, определяет одно из условий безопасности промышленного выброса в атмосферный воздух для населения, а именно – достаточность размера разрыва для разбавления выброса над территорией защитной зоны с целью соблюдения гигиенического норматива (ПДКав) в селитебной зоне. В основу деления предприятий на классы в данном документе положены: мощность, условия эксплуатации, эффективность санитарно-технических мероприятий (пункт 2.12); все эти показатели относятся к компетенции технологов. Таким образом, авторами СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 совершенно правильно, именно с позиций охраны здоровья, использованы даже не санитарные показатели, как предлагается в Проекте СанПиН на источники водоснабжения, а технические параметры инженерных объектов.

Читайте также:  Батареи для газового отопления какие лучше для частного дома

Классификация источников питьевого водоснабжения, вкупе с пунктом 4.5 Проекта, в котором изложены условия использования источников с низким качеством воды (выходящих за пределы требований классификации), открывает простор для инженерной мысли в направлении совершенствования и повышения эффективности технологии подготовки питьевой воды; в то же время она ограничивает возможность излишних требований со стороны санитарного врача в рутинных санитарных ситуациях.

Недостатком действующего ГОСТ 2761-84 является отсутствие регламентации контроля состояния эксплуатируемого источника водоснабжения, на что обращали внимание в своих отзывах представители санитарной практики. Это потребовало введения нового раздела 6, в котором изложен порядок проведения производственного контроля качества питьевой воды и намечены задачи государственного санитарно-эпидемиологического надзора в этой сфере.

Авторы Проекта документа сочли целесообразным введение раздела 7 «Термины и определения», поскольку на практике отсутствие единых понятий часто мешает принятию правильных управленческих решений. В частности, даны определения понятий «санитарная надежность источника централизованного питьевого водоснабжения» и «санитарная надежность системы централизованного питьевого водоснабжения».

Объектом регламентирования в предлагаемом Проекте СанПиН является часть природного водного источника, используемая для удовлетворения жизненных потребностей человека, которая не является продукцией (как, например, атмосферный воздух), Поэтому требования предлагаемого Проекта СанПиН лежат вне сферы действия Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», который направлен на регламентацию требований к продукции, но не к природным объектам.

Таким образом, утверждение предлагаемого Проекта СанПиН «Источники централизованного питьевого водоснабжения. Гигиенические требования. Правила выбора и контроль качества» как нормативного правового акта должно послужить толчком к решению проблемы неблагополучия источников питьевого водоснабжения путем ее структуризации, составления на этой основе плана конкретных профилактических мероприятий с экономическим расчетом их затратности и риска для здоровья.

Комментарий специалиста

Концепция обеспечения санитарной безопасности питьевой воды, разработанная в 1970–80-х годах в Первом Московском медицинском институте им. И. М. Сеченова при непосредственном участии авторов статьи, предусматривала трехступенчатую систему санитарного контроля, две ступени из которых касались выбора источника водоснабжения и его охраны от загрязнения при неистощительном использовании водных ресурсов.

Выбор источника водоснабжения на альтернативной основе осуществлялся в соответствии с ГОСТ 2761-84, в котором выделялось три класса источников по показателям качества воды, что идеологически соответствовало нормативной базе проектирования – технико-экономическому обоснованию систем водоснабжения при различных источниках, а эксплуатационная санитарная надежность источника обеспечивалась проектированием зон санитарной охраны в соответствии с «Положением о порядке проектирования и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения» (Минздрав СССР, 1983 г.). И наконец, ГОСТ 2874-73 «Вода питьевая» нормировал качество воды у потребителя после ее очистки и обеззараживания. Рассматриваемая система нормирования и контроля качества в полной мере согласуется с «Руководством по контролю качества питьевой воды» (ВОЗ, 1994 г.).

Последующее реформирование нормативной базы с переходом на систему санитарных норм и правил внесло определенное единообразие в системе жизнеобеспечения населения, но, к сожалению, в водоснабжении была частично потеряна та четкость, о которой упоминалось выше.

Так, вместо Положения о зонах санитарной охраны вышли СанПиН 2.1.4.1110-02. Контроль качества воды регулируется СанПиН 1.2.4.1074-01, однако при этом действует и ГОСТ Р 51232-98 «Вода питьевая. Контроль качества» (взамен ГОСТ 2874-73).

И лишь ГОСТ 2761-84 не был заменен соответствующими санитарными нормами и правилами (хотя справедливости ради необходимо отметить, что такие СанПиН были подготовлены около 10 лет назад, но по каким-то причинам не были введены в действие). Негативные последствия этого досадного недоразумения очевидны. ГОСТ 2761-84 не переутверждался, и при действии Федерального закона «О техническом регулировании» создается впечатление, что данный ГОСТ как бы не существует. С другой стороны, никто не отменял процедуру выдачи заключения санитарных органов о соответствии источника водоснабжения требованиям стандарта. Похоже, руководство Роспотребнадзора само запамятовало о классах источников водоснабжения по качеству воды, поскольку в Государственных докладах «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации» упоминаются некие неформализованные санитарно-химические и микробиологические показатели.

Совершенно парадоксальная ситуация сложилась с обоснованием использования (выбором источника) подземных вод. В соответствии с утвержденными Министерством природных ресурсов РФ «Классификацией запасов и прогнозных ресурсов» и «Методическими рекомендациями по ее применению» (Распоряжение от 27 декабря 2007 г. № 63-Р), оказывается, что по вопросам качества воды в целевом водоносном пласте следует ориентироваться не на ГОСТ 2761-84, а на СанПиН 1.1.4.1074-01, СанПиН 1.2.1.4.1175-02 и даже ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования». При этом водоподготовка как бы не требуется. К сожалению, этот документ прошел согласование Министерства юстиции РФ.

Очевидно, что любой нормативный или правовой вакуум заполняется часто странными или ошибочными рекомендациями, последствия которых оказывается трудно предсказать. На мой взгляд, актуализация ГОСТ 2761-84 в виде уже подготовленных санитарных норм и правил, его переутверждение или совместное существование переутвержденного государственного (национального) стандарта и санитарных норм и правил, как и в случае контроля качества воды, совершенно необходимы.

В. С. АЛЕКСЕЕВ, доктор технических наук,
профессор, ОАО «НИИ ВОДГЕО»

Оцените статью