- Услуги ЖКХ: качество услуг отопления
- Какими законами регулируется качество услуг теплоснабжения
- Требования к качеству отопления
- Несоставление акта замера температуры
- Судебные споры
- К вопросу о поставках тепловой энергии и отоплении при теплоснабжении — товар или услуга?
- Ковальчук В.В., К вопросу о поставках тепловой энергии и отоплении при теплоснабжении — товар или услуга?
- Коментарии
- Оставить комментарий
- Тематические закладки (теги)
Услуги ЖКХ: качество услуг отопления
Какими законами регулируется качество услуг теплоснабжения
Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими сферу поставки тепла населению, являются:
Федеральный закон от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении»,
Правила организации теплоснабжения в РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 года № 808.
И совсем недавно было принято постановление Правительства РФ от 18.11.2013 года № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» и утверждены соответствующие Правила, в которых есть требования к контролю качества теплоснабжения.
Требования к качеству отопления
Качество теплоснабжения в свою очередь определяется как совокупность установленных актами РФ и (или) договором теплоснабжения характеристик тепловой энергии (п.106 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя).
При этом Вам должно обеспечиваться бесперебойное круглосуточное отопление через присоединенную сеть в течение всего отопительного периода.
Услугой отопления (прежде всего в целях предоставления субсидий на оплату ЖКУ) также является продажа твердого топлива при наличии в доме печного отопления, когда отсутствуют централизованные сети теплоснабжения и внутридомовые инженерные системы отопления.
Часто бывает, что отопление включают слишком поздно, или температура в жилом помещении не соответствует установленным требованиям.
Нарушения прав граждан могут выражаться и в неправильном расчете размера платежей за тепло, неправомерных периодических перерасчетах (что происходит очень часто из-за сезонности этой услуги), а также в неосуществлении перерасчетов платы за коммунальные услуги при их временном отсутствии или некачественном предоставлении.
Приложением № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг требования к качеству коммунальных услуг отопления предъявляются следующие:
обеспечение температуры воздуха: в жилых помещениях — не ниже +18°С (в угловых комнатах — +20°С), а в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31°С и ниже — +20 (в угловых комнатах +22)°С.
В других помещениях обеспечение температуры воздуха определяется в соответствии с ГОСТом Р 51617-2000 «Государственный стандарт РФ. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 года № 158-ст.
Допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) должно составлять не более 3°C, допустимое превышение нормативной температуры — не более 4°C.
При этом отклонение температуры воздуха в жилом помещении не допускается.
Несоставление акта замера температуры
Как я уже отмечал выше, акт проверки, а применительно к нашей ситуации — акт замера температуры, является основанием для перерасчета платы за соответствующие коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем (РСО) неустойки за нарушение своих обязательств.
Если в силу сложившихся обстоятельств составить такой акт не удалось (а такие случаи не единичны), нужно учитывать следующее.
Установить дату, когда услуга отопления не предоставлялась или предоставлялась, но ненадлежащего качества, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг можно по времени:
подачи Вами заявки о соответствующем факте в АДС;
зафиксированному коллективным (общедомовым), общим (квартирным) или индивидуальным прибором учета тепла, если таковые установлены.
В одном из судебных дел, где УК обратилась с иском к жильцу о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, ответчик по делу представил суду акт специалиста Роспотребнадзора, из содержания которого следовало, что температура в его квартире не отвечала требованиям СанПиНа 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям, помещениям», а также свое заявление в адрес исполнителя о ненадлежащем оказании услуги с отметкой в получении истцом.
На основании оценки указанных доказательств суд пришел к выводу о некачественном оказании услуги по отоплению жилого помещения ответчика за рассматриваемый период и уменьшил сумму задолженности.
Судебные споры
Теперь для наглядности обратимся к судебной практике.
Истец обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному предприятию о перерасчете оплаты коммунальных услуг за потребленную тепловую энергию, а также о взыскании компенсации причиненного ему морального вреда.
С начала отопительного сезона истцом было обнаружено, что радиаторы отопления, установленные в его квартире, прогреваются только наполовину. На устные и письменные обращения истца о проведении контрольных замеров на предмет соответствия температурного режима, нахождения и проживания в жилом помещении истца санитарно-эпидемиологическим нормам ответчик никак не отреагировал.
Позже на личном приеме у ответчика истцу вручили письменный ответ на его заявление о производстве промывки батарей в связи с прогревом радиаторов лишь наполовину, а также удостоверили, что к нему прибудет аварийная бригада для производства контрольных замеров.
В результате произведенных замеров был составлен акт обследования, которым установлено, что при температуре воздуха окружающей среды -14°С температура на вводе инженерных сетей составляет +61°С, перед сварным соединением отопительного прибора +32°С, а температура воздуха в помещении истца составляет +17°С.
Опрошенные в ходе судебного заседания свидетели показали суду, что в этот период в квартире истца было прохладно, он ходил по дому, одетым в свитер и брюки.
Суд указал, что порядок изменения размера платы за коммунальные услуги ненадлежащего качества по предоставлению отопления установлен следующий: за каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении (суммарно за расчетный период) размер ежемесячной платы снижается: на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета за каждый градус отклонения температуры; на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (при отсутствии приборов учета), за каждый градус отклонения.
С учетом того, что температура в кухонном помещении истца была ниже допустимой нормы, суд пришел к выводу о нарушении ответчиком в течение 7 месяцев права истца на своевременное устранение неполадок коммуникаций отопления в его квартире, а также права на наличие оптимальной температуры в своем жилом помещении.
В результате суд взыскал с ответчика определенную сумму в счет перерасчета коммунальных услуг за отопление и компенсацию морального вреда (Решение Ханты-Мансийского районного суда от 05.04.2012 года по делу № 2-764/2012).
Поэтому отсутствие отопления в квартирах при наступлении холодов либо постоянный холод в квартире зимой, как случилось в приведенном мной примере, вызывает сильные негативные реакции у многих, особенно на фоне постоянного повышения тарифов.
Хорошо, что в отношении этой услуги не установлена социальная норма потребления, как в отношении электроснабжения.
Поэтому отстаивайте свои права и добивайтесь их соблюдения.
К вопросу о поставках тепловой энергии и отоплении при теплоснабжении — товар или услуга?
В. В. Ковальчук, вице-президент,
НП «Российское теплоснабжение»
Приведен анализ норм Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (ПП РФ от 23.05.2006 № 306) для того, чтобы ответить на животрепещущий вопрос — может ли (имеет ли право) или обязана оказывать коммунальные услуги теплоснабжающая организация?
Одним из наиболее болезненных вопросов теплоснабжения, по которому прошло немало дискуссий, и еще больше было высказано мнений, является вопрос — что же такое тепловая энергия для потребителя -товар или услуга, и где граница, на которой товар трансформируется в услугу. И хотя практически всегда отраслевые специалисты приходили к выводу, что тепловая энергия есть особый вид товара, на практике реализовать такой подход в договорных отношениях, особенно в жилищно-коммунальном секторе, было невозможно. Происходило это в первую очередь из-за отсутствия правовых норм и неопределенности гражданско-правовых отношений между жителями многоквартирного дома и теплоснабжающей организацией, возникающих по договору энергоснабжения (ГК РФ).
Принятие нового Жилищного Кодекса (ЖК) и, в недавнем времени, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам позволило наконец положить конец затянувшемуся спору.
Проанализируем нормы данных документов.
Согласно ч. 2 ст. 161 ЖК РФ существует три способа управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление ТСЖ, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, предусмотренным федеральным законом;
3) управление юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (управляющей организацией).
При использовании второго и третьего способа управления вопрос — где заканчивается товар и начинается услуга — не возникает. Есть поставщик тепловой энергии, есть третье лицо (УО, ТСЖ, ЖК), которое на входе в дом покупает энергию и далее оказывает коммунальные услуги жителям.
Наибольшие споры вызывает поставка тепловой энергии при выборе непосредственного способа управления. По сути норм ЖК РФ и ФЗ № 210 собственник помещения (житель) должен иметь прямой договор на поставку тепловой энергии с теплоснабжающей организацией. Ес-
ли руководствоваться только этими положениями, то ситуация остается неизменной. Однако, принятые Правила предоставления коммунальных услуг конкретизируют условия и порядок поставки тепловой энергии при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме непосредственного способа управления.
Проведем краткий анализ Правил.
В данном нормативном правовом акте вводится понятие «Исполнитель» — т.е. лицо, которое с одной стороны обязано выполнять функцию приобретателя коммунальных ресурсов, к коим относится и тепловая энергия, а с другой стороны, непосредственно оказывающего коммунальные услуги (здесь и далее по тексту жирным выделены термины, определения которых содержатся в Правилах — прим. авт.). При этом предполагается, что исполнитель может и сам являться производителем коммунальных ресурсов (например, в случае использования автономной котельной).
Таким образом, первый вывод: коммунальные услуги всегда должен оказывать «Исполнитель» на базе приобретенных или произведенных самим коммунальных ресурсов. И второй вывод, повторюсь, тепловая энергия — это коммунальный ресурс, на базе которого уже впоследствии оказывается коммунальная услуга, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях многоквартирного жилого дома.
Остается нерешенным вопрос: может ли (имеет ли право) или обязана оказывать коммунальные услуги теплоснабжающая организация? Для ответа на него проанализируем п. 7 Правил и определение «внутридомовых инженерных сетей».
П. 7 Правил гласит: «При отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении, непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией . »
Комментарий: если договор управления отсутствует, как отсутствует и организация-исполнитель коммунальных услуг, — жители напрямую заключают договор о приобретении тепловой энергии (важно! — коммунального ресурса) с теплоснабжающей организацией.
«. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. »
Комментарий: определена граница, на которой заканчивается поставка ресурса и ответственность теплоснабжающей организации за характеристики этого ресурса — место раздела подводящих и внутридомовых инженерных систем.
«. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем (т.е. инженерного оборудования внутри дома, предназначенного для оказания коммунальных услуг — по определению из Правил — прим. авт.) осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное. »
Таким образом, обслуживание инженерных систем в доме и, как следствие, оказание коммунальных услуг, может осуществляться как привлеченными третьими лицами, так и самой теплоснабжающей организацией. При этом (ВАЖНО!) обслуживание «внутрянки» — это право, а не обязанность теплоснабжающей организации, т.е. она может согласиться с предложением собственников на оказание для них дополнительных услуг (по нерегулируемым ценам!), но может и потребовать привлечения третьих лиц для выполнения данных функций. В любом случае на границе дома заканчиваются обязательства и ответственность теплоснабжающей организации за поставку тепловой энергии как ресурса. Далее начинаются нормальные договорные отношения по предоставлению коммунальных услуг, в которых теплоснабжающая организация может участвовать только добровольно, но не по принуждению. С другой стороны, теплоснабжающие организации, как показывает опыт и имеющаяся практика, во многих случаях заинтересованы (или по крайней мере должны быть заинтересованы) во «вхождении в дома» и самостоятельном обслуживании внутридомовых систем, используемых для отопления. Поскольку от состояния этих систем и соответственно от качества теплопотребления во многом зависит надежность и качество теплоснабжения как основного вида деятельности теплоснабжающей организации (ТСО). Неграмотная эксплуатация внутридомовых сетей третьими лицами, в конечном счете, может создать гораздо больше проблем для ТСО, чем проблема самостоятельного обслуживания. Особенно, учитывая, что обслуживание «внутрянки» является одним из способов диверсификации бизнеса ТСО и возможностью получения дополнительных доходов.
Резюмируя вышесказанное, хочется еще раз отметить, что введено разграничение: на теплоснабжение — поставку ресурса (товара) до «стены дома» или иной границы раздела, и на оказание коммунальных услуг с использованием ресурса под названием «тепловая энергия» — это два разных бизнеса для теплоснабжающей организации. Первый обременен многими условиями, втом числе государственным регулированием цен (тарифов), публичностью заключаемых договоров и целым рядом других ограничений. Второй — нормальный рыночный способ получения дополнительных доходов на сопутствующем виде деятельности, к тому же повышающий надежность и качество основной деятельности.
Ковальчук В.В., К вопросу о поставках тепловой энергии и отоплении при теплоснабжении — товар или услуга?
Источник: Журнал «Новости теплоснабжения» № 8 (72), август, 2006 г. , www.ntsn.ru
Коментарии
Осадченко Галина Николаевна, ООО «УК Альтернатива» [ 12:11:55 / 16.11.2010]
Почему-то нигде не указано, что УК может быть поставщиком ресурсов при наличие у нее в собственности или аренде инженерных коммуникаций, находящихся вне жилых домов квартальные сети
Осадченко Галина Николаевна, ООО «УК Альтернатива» [ 12:11:44 / 16.11.2010]
Правила предоставления коммунальных услуг определяют отношения потребитель население- исполнитель УК или РСО, но простому гражданину прожевать эти правила просто невозможно.Мы сами, работая в УК, столько лбов разбили, доказывая друг другу свою правоту.
Оставить комментарий
Тематические закладки (теги)
Тематические закладки — служат для сортировки и поиска материалов сайта по темам, которые задают пользователи сайта.