- Как разобраться с предельным индексом изменения платы за коммунальные услуги?
- Утверждение превышения предельных индексов платы граждан за коммунальные услуги без согласования с ФАС – основание для выдачи предписания
- Статьи
- Плата по нормативу и предельный индекс. Определение ВС РФ от 22.10.2019 г. № 301-ЭС19-19814 по делу № А17-8243/2018
Как разобраться с предельным индексом изменения платы за коммунальные услуги?
Не так давно в нашу жизнь вошло новое понятие — «предельный индекс изменения платы за коммунальные услуги». Правила расчёта индексов закреплены в постановлении правительства № 400 от 30.04.2014 г.
В соответствии со статьёй 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливаются:
- предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации);
- индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации (утверждаются Правительством Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утверждённых высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.
В чем отличие между тарифом и предельным индексом предельный индексом изменения платы
Тариф — это стоимость каждого, отдельно взятого ресурса: кубометра воды, киловатт-часа электричества, гигакалории тепла. А плата — это та сумма, на которую вы лично потребили за месяц эти ресурсы.
Индексы изменения коммунального платежа по субъектам РФ на 2015-2018 годы рассчитываются по формуле: инфляция с поправкой на коэффициент, определяемый с учётом прогноза социально-экономического развития РФ, «плюс» значение, которое варьируется по субъектам РФ. Предельно допустимое отклонение от индекса изменения платежей по отдельным муниципальным образованиям субъектов РФ варьируется от нуля до 6%.
Установленные ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги относятся к совокупному платежу (общей сумме в платёжной квитанции) за все коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление). Рост размера платы граждан по каждому виду организаций может составить величину, отличную (большую или меньшую) от утверждённых показателей.
Совокупная плата за коммунальные услуги включает в себя плату максимум за 6 видов коммунальных услуг:
- холодное водоснабжение;
- горячее водоснабжение;
- водоотведение;
- электроснабжение;
- газоснабжение;
- отопление.
Т.е. если вы платили за коммунальные услуги условно 100 руб., то теперь, если индекс установлен на уровне 6%, больше 106 руб. не заплатите, при этом тарифы на коммунальные услуги, при необходимости могут варьироваться. Но при росте цены на один ресурс, обязательно должно последовать снижение стоимости какого-либо другого. Проще говоря цены могут тасоваться, но общий чек при этом должен оставаться неизменным. Индекс в каждом регионе России свой собственный.
Самая большая прибавка разрешена в Якутии и Камчатском крае — 6,7% в год, минимальная — в Северной Осетии (3,2%). Если рост платы по отдельно взятой платёжной квитанции превысит индекс, правительство обязано наказывать руководство регионов.
Предельные индексы изменения размера платы граждан рассчитываются в сравнимых условиях, то есть при неизменных наборе и объёмах оказываемых коммунальных услуг (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, тепло-, газо-, электроснабжение) без учёта льгот и перерасчётов.
Как проверить, что индекс не превысил норматива
Индекс, ограничивающий предельный рост коммунальных платежей, можно найти на сайте администрации вашего региона, а также на сайте ФСТ РФ. Если вы заметили слишком большие изменения в общей сумме платежа за месяц, надо разбираться. Необходимо сравнить, что изменилось в квитанции: стоимость коммунальных или жилищных услуг? Коммунальные — это электричество, газ, вода и тепло. Проверить, правильно ли вам начислили платёж за них, можно на сайте ФСТ с помощью раздела «Калькулятор коммунальных платежей».
Чтобы понять, как выросла плата за коммунальные услуги с учётом индекса, сравните одинаковый набор и объём коммунальных услуг, например, за июнь и июль текущего года.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Утверждение превышения предельных индексов платы граждан за коммунальные услуги без согласования с ФАС – основание для выдачи предписания
Переход к эталонам в сфере ЖКХ тесно связан с платой граждан за коммунальные услуги
16 октября 2019 года участники Всероссийского семинара-совещания по тарифному регулированию 2019 обсудили формирование и контроль индексов платы граждан за коммунальные услуги на 2020 год.
Как уточнила заместитель начальника Управления регулирования ЖКХ ФАС России Анастасия Адодина, переход к эталонам при формировании тарифов на тепло- и водоснабжения тесно связан с платой граждан за эти услуги.
Работа над совершенствованием тарифного регулирования в энергетике и ЖКХ проводится в рамках поручения Президента России и предусматривает внедрение эталонного принципа формирования тарифов и их установление на долгосрочный период (5-10 лет).
Летом 2019 года были внесены изменения в Постановление Правительства №400*, устанавливающего основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
Поправками были сокращены основания для превышения предельных индексов, сроки предоставления данных и расширен перечень сведений, которые необходимо указать в решении об установлении предельных индексов. В частности, в перечень вошли данные о численности и доли населения, которых касается превышение индекса, совокупная сумма увеличения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в результате установления по муниципальному образованию предельных индексов, превышающих установленный индекс по субъекту РФ.
Также в июне этого года был введен механизм согласования с ФАС России превышений по муниципальным образованиям. Разъясняя новый порядок, Анастасия Адодина уточнила, что в случае планируемого повышения главе региона надлежит строго до 10 ноября направить в ФАС России на согласование заявление и пакет необходимых документов. Срок согласования составляет не более 30 календарных дней, с возможностью продления на 10 дней в случае необходимости запроса дополнительной информации.
«Кроме того, есть еще один важный момент. Повышение предельных индексов без согласования с ФАС – основание для выдачи предписания», — заключила она.
Заместитель начальника Управления регулирования ЖКХ ФАС России Александр Федяков выступил с обзором разрабатываемых и принятых НПА и методических рекомендаций в области тарифообразования.
Всероссийский семинар-совещание по тарифному регулированию в 2019 году и задач органов государственного регулирования на 2020 год проходит с 15 по 17 октября в Республике Крым. Участники мероприятия обсуждают вопросы тарифного регулирования отрасли связи, газоснабжения, теплоснабжения и обращения с ТКО.
*Постановление Правительства РФ от 13.06.2019 № 756 вступило в силу 28.06.2019.
Статьи
Плата по нормативу и предельный индекс. Определение ВС РФ от 22.10.2019 г. № 301-ЭС19-19814 по делу № А17-8243/2018
В городе Иваново случилась показательная порка ретивой РСО, а последствия случившегося полезно изучить, поставив ярлычок «хозяйке на заметку, быку — на рога».
Многоквартирный дом № 11 по 2-му Летному переулку представляет собой обычную пятиэтажку на 4 подъезда и 60 квартир, таких в каждом городе — сотни. В доме имеется узел учёта тепловой энергии (мы не будем долго рассуждать о понятии «узел учёта», поскольку всем и так понятно, что учёт тепловой энергии обеспечивается совокупностью определённых приборов), в составе которого есть и так называемые «термопары». В октябре 2015 г. вышел срок поверки имеющейся термопары (любопытствующим укажем: КТС-Б) и вплоть до 01.05.2017 г. узел учёта не был допущен в эксплуатацию как расчётный. И тут начинается веселье.
После допуска узла учёта управляющая организация не соизволила передавать ведомости показаний за (внимание!) май, июнь, октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года.
РСО на основании ч. 1 ст. 157 ЖК РФ производила начисление платы по нормативу теплоснабжения. Приблизительно в конец июля — начале августа 2018 года один из жителей указанного МКД обратился в орган ГЖН.
В ходе проверки было установлено, что начисляемая жителям указанного МКД плата за отопление по нормативу в нарушение ч. 1 ст. 157.1 ЖК РФ превышает предельный (максимальный) индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденный Указом Губернатора Ивановской области на 2016, 2017, 2018 годы.
Выданное предписание обязывало РСО «в срок до 29.10.2018 г. произвести перерасчет платы за отопление жителям квартиры № 14 многоквартирного дома по адресу г. Иваново, пер.2-Летный д. 11 за период с января 2016 г. по дату исполнения предписания, путём возврата излишне начисленных денежных средств в размере разницы между начисленным размером платы в указанный период и размером платы, исчисленным в соответствии с положениями ч. 1 ст. 157.1 ЖК РФ, п. 4, 10 Основ, не выше предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, утвержденных на территории городского округа Иваново в периоды начислений».
Также было предписано производить начисление платы за отопление жителям в соответствии с указанным порядком.
Первая инстанция (АС Ивановской области) решением от 11.12.2018 г. отказала РСО в удовлетворении требования о признании выданного предписания незаконным, исходя из следующего.
Согласно п. 4 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 г. № 400, предельные индексы применяются исходя из неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа неизменности набора и объёма потребляемых коммунальных услуг. В случае если фактическое увеличение размера платы за коммунальные услуги, вносимой гражданином, потребляющим коммунальные услуги при использовании жилого помещения и (или) жилого дома, превышает размер установленного для соответствующего муниципального образования предельного индекса, размер вносимой гражданином платы за коммунальные услуги должен быть изменен с учётом предельного индекса в течение 15 рабочих дней с даты выдачи органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственный жилищный надзор, обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений (п. 61 Основ).
В соответствии с п. 6 Основ, объёмы коммунальных услуг в сравниваемых периодах (месяцах) приводятся к единому значению базового периода (декабрь).
Согласно п. 10 Основ, применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса.
Конечно, есть в судебном акте и ссылки на иные НПА, в числе которых и ЖК РФ, и указы Губернатора Ивановской области, но основу составляет именно ссылка на Основы (простите за тавтологию).
И РСО, конечно, указывало, что предельные индексы применяться не должны, поскольку РСО проводило расчёт платы на основании Правил № 354, но суд отклонил данный довод, отметив, что он «основан на неверном толковании указанных норм жилищного законодательства». Получив отказ, РСО подготовило апелляционную жалобу.
К чести апелляционной инстанции (2 ААС), именно в апелляционном постановлении от 04.04.2019 г. подробно расписано, что подразумевается под неверным толкование норм жилищного права.
Так, суд указал, что ст. 157.1 ЖК РФ предусматривает обязательность применения предельного индекса роста цен на коммунальные услуги организациями, осуществляющими предоставление коммунальных услуг гражданам, и не содержит как оснований для её неприменения, так и возможности предъявления платы без учета указанных предельных индексов.
Пунктом 5 Основ определён закрытый перечень случаев, при которых при применении и расчете предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации не учитывается разница в размере платежей. Установленные по делу обстоятельства к перечисленным в п. 5 Основ ситуациям не относятся.
Аргументы заявителя, что рассматриваемая ситуация возникла в результате бездействия управляющей компании (пресловутый рояль в кустах, правда. ), выразившегося в ненадлежащем содержании и обслуживании ОДПУ, не влияют на правовую оценку изложенных обстоятельств.
Ссылка на то, что предельный индекс учитывается именно при принятии тарифных решений и не может быть поставлен в зависимость к изменению размера платы граждан за коммунальные услуги, не основана на содержании ст. 157.1 ЖК РФ. Оснований полагать правомерным утверждение заявителя о необходимости применения предельных индексов исключительно при исчислении размера платы граждан за весь комплекс коммунальных услуг исходя из действующего нормативного регулирования не имеется.
На этом всё. Не зря слова «апелляция» и «реанимация» созвучны. Не удалось. Решение по делу оставлено без изменения и вступило в силу, «отпали» обеспечительные меры, назначенные первой инстанцией.
В кассационной жалобе на состоявшиеся судебные акты РСО указало:
что Правила № 354 являются единственным специальным нормативно-правовым актом, в котором приведены формулы по расчету стоимости поставленных коммунальных услуг, определения объемов их поставки;
что управляющая организация не обеспечила своевременную проверку оборудования, входящего в состав общего (квартирного) прибора учёта тепловой энергии.
Кассационная инстанция (АС Волго-Вятского округа) в постановлении от 19.07.2019 г. добросовестно пересказала содержание принятых по делу судебных актов и ограничилась таким указаниями:
аргумент о том, что рассматриваемая ситуация возникла в результате бездействия управляющей организации отклоняется, поскольку не влияет на правовую оценку изложенных обстоятельств;
ссылка на то, что предельный индекс учитывается при принятии тарифных решений и не может быть поставлен в зависимость к изменению размера платы граждан за коммунальные услуги, не основана на ст. 157.1 ЖК РФ;
оснований согласиться с доводом о необходимости применения предельных индексов исключительно при исчислении размера платы граждан за весь комплекс коммунальных услуг исходя из действующего нормативного регулирования не имеется.
На подступах «ко второй кассации» в СКЭС ВС РФ жалоба РСО попала на рассмотрение к судье Прониной, которая в «отказном» определении от 22.10.2019 г. нового ничего не указала:
«Положения ст. 157.1 ЖК РФ предусматривают обязательность применения предельного индекса роста цен на коммунальные услуги организациями, осуществляющими предоставление коммунальных услуг гражданам, и не содержат оснований для её неприменения, а также возможности предъявления платы без учёта указанных предельных индексов».
Какие выводы? Какие последствия?
Навскидку: ч.ч. 6 и 7 ст. 157 ЖК РФ, где написано о штрафах за нарушение порядка расчёта платы за коммунальные услуги. Соответственно, РСО не только пересчитает и вернёт излишки, но и штраф выплатит обратившимся.
Также следует отметить, указанный МКД явно на прямом договоре по отоплению, ибо иначе «под раздачу» попала бы управляющая организация, а не РСО.
Сам по себе довод РСО о бездействии управляшки никакой роли в деле не играет, ибо в административно-властных отношениях никого не интересует поведение контрагента проверяемого лица. Это «предпринимательские риски» самого субъекта.
Кстати, термопара — вещь недорогая. Что послужило причиной тягомотины со стороны управляшки? Купили бы новые, да и дело с концом. Ну а почему не передавались ведомости показаний после допуска узла учёта — тоже несущественное обстоятельство.
В чём следует согласиться с судами? Действительно, ст. 157.1 ЖК РФ оперирует словами о «размере вносимой платы», что не равнозначно понятиям «размер установленной платы» или «величина установленного тарифа». Что и как установлено (тарифные решения, упоминаемые РСО) — одно дело, а вот что и как оплачивается (вносится плата) — другое.
Жилищный кодекс РФ и Правила № 354 предусматривают два способа расчёта размера платы за коммунальные услуги — по нормативу либо по показаниям прибора учёта (в общем об этом говорится в п. 42 и 42.1), а также в ч. 1 ст. 157 ЖК РФ («размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг») и применение норматива не является штрафной санкцией для потребителя.
Кстати, если кто-то вспомнил о наличии в Правилах № 354 п. 72, в котором указано право потребителя на рассрочку, «если начисленный потребителю в соответствии с требованиями настоящего раздела размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, в каком-либо расчетном периоде превысит более чем на 25 процентов размер платы за коммунальную услугу, начисленный за аналогичный расчетный период прошлого года», то спешим успокоить; никакого противоречия с предельными индексами рост на 25 % по сравнению с АППГ не имеет.
Во-первых, вряд ли где-то имели место случаи внезапного роста нормативов, повлекшие рост платы более чем на четверть.
Во-вторых, индексы как раз не распространяются на случаи увеличения размера плат ввиду роста объёмов потребления коммунальной услуги по показаниям прибора учёта.
Итог видится таким: ст. 157 ЖК РФ посвящена вопросу расчёта размера платы, а положения ст. 157.1 ЖК РФ — размеру вносимой платы, то есть рассчитать исполнитель (в рассмотренном деле — РСО) вправе как положено — по ИПУ либо по нормативу, но предъявить потребителю к оплате нужно сумму, ограничиваемую предельным индексом.
Отсюда вполне закономерно суды всех инстанций отклонили доводы о приоритете Правил № 354, поскольку приоритета над ЖК РФ Правила № 354 не имеют.
Вопрос соотношения правил № 354 и Основ № 400 — решается простым прочтением первых предложений данных постановлений Правительства РФ: Правила № 354 утверждены в соответствии со ст. 157 ЖК РФ, а Основы № 400 — в соответствии со ст. 157.1 ЖК РФ.
Является ли для РСО разница между «начисленным размером платы в указанный период» и «размером платы, исчисленным в соответствии с положениями ч. 1 ст. 157.1 ЖК РФ, п. 4, 10 Основ» убытком, взыскиваемым с потребителя в порядке искового производства? Нет, не является, поскольку ограничение, установленное предельным индексом, установлено законом. Ни РСО, ни исполнитель КУ не вправе претендовать на получение с потребителя суммы бОльшей, чем причитается по закону.
Ну а РСО может поставить вопрос о компенсации выпадающих доходов? На наш взгляд в данном случае это невозможно. Впрочем, мы готовы выслушать комментарии «профильных» коллег, имеющих опыт защиты тарифа.
Компания «Бурмистр.ру» объявляет о старте акции «Черная пятница». Хотите получить бонусы и подарки, то вам сюда .
Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.
Рассылка новостей ЖКХ
а также наших статей
Подписка на рассылку
Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!
Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!
Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!
Спасибо, мы скоро свяжемся с Вами!
Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!
Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!
Статья 14.1.3. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии
Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
2.Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:
а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);
б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;
в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;
г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;
д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);
е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;
ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);
з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;
и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;
к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
Статья 5.62. Дискриминация
3.Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, — влечет наложение административного штрафа на на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.