- Определение причины разрыва радиатора
- Характеристика объекта
- Мнение экспертизы
- Вывод
- Ремонт радиатора отопления
- Типы и конструкция радиаторов отопления
- Общее устройство радиаторных батарей
- Признаки и причины поломки радиаторов отопления
- Ремонт секционных радиаторов отопления своими руками
- Ремонт алюминиевого радиатора отопления методом пайки
- Некоторые советы и рекомендации по увеличению тепла в доме
Определение причины разрыва радиатора
Объект исследования: Радиатор отопления квартиры
Цель экспертного анализа: определение причины разрыва радиатора отопления в квартире по адресу: г. Москва,
Технические средства контроля, используемые на объекте:
- Цифровая камера.
- Дальномер лазерный
- Рулетка металлическая по ГОСТ 7502-98.
- Линейка металлическая по ГОСТ 427-75.
- Штангенциркуль
Характеристика объекта
Объект представляет собой систему водяного отопления квартиры, состоящую из стальных трубопроводов отопления, муфт, запорной арматуры и биметаллического 4-х секционного отопительного прибора фирмы «sira», производство Италия, окрашенного заводской эмалью белого цвета . Радиатор отопления подсоединен трубопроводами к отопительным стоякам. Со слов Заказчика, радиатор отопления в помещении кухни был установлен в 2008 г. и до момента разрыва эксплуатировался безаварийно.
При осмотре экспертом было зафиксировано разгерметизация биметаллического радиатора в месте соединения смежных секций (между 2 и 3 секциями) , обнажение прокладки в нижней проходной трубе.
При обследовании зафиксировано следующее:
Вероятными причинами повреждения радиатора центрального отопления могут быть:
- брак, допущенный в изготовлении;
- нарушение технологии сборки радиатора и его соединения с другими элементами;
- внешнее механическое воздействие (удар);
- физический износ радиатора;
- превышение рабочего давления в системе отопления;
При рассмотрении первой вероятной причины повреждения радиатора следует отметить следующее:
- около 8 лет радиатор эксплуатировался безаварийно;
- в течение всего срока эксплуатации изделия, протечек воды или других явлений, свидетельствующих о наличии каких-либо нарушений целостности элементов радиатора, установлено не было;
Необходимо заметить, что изделия, в данном случае радиатор в сборе, выпускаемые серийно, не подвергаются сплошному контролю качества, а контролируются выборочно, следовательно, возможно попадание изделий с наличием брака (микротрещины в металлических изделиях, раковины и т.п.) в рознично-оптовую продажу. При визуальном осмотре изделия такого рода, дефекты обнаружить не представляется возможным, и могут быть выявлены при эксплуатации или при лабораторном анализе. Однако, поскольку радиатор в сборе прослужил около 8 лет, то можно сделать вывод, что первая вероятная причина аварии, а именно брак, допущенный в изготовлении изделия, не может рассматриваться как возможная причина выхода из строя радиатора.
При рассмотрении второй вероятной причины повреждения радиатора следует отметить:
Разрыв секции радиатора произошел на соединении смежных секций. Соответственно нарушение технологии сборки радиатора и соединения радиатора с другими элементами могла бы рассматриваться как возможная причина выхода из строя радиатора.
Однако, подобное нарушение сборки привело бы к протечкам, сразу, в силу этого вторая вероятная причина, не может рассматриваться как возможная причина выхода из строя радиатора.
При рассмотрении третьей вероятной причины повреждения радиатора следует отметить:
— следы деформации от внешнего механического воздействия (удара) на поверхностях радиатора отсутствуют;
— особенность расположения места повреждения (с нижней стороны радиатора, труднодоступно) затрудняет какое бы то ни было умышленное либо, тем более, случайное механическое воздействие (удар).
Исходя из вышеуказанного, экспертиза делает вывод, что третья вероятная причина аварии, а именно внешнее механическое воздействие (удар) на изделие, не может рассматриваться как возможная причина выхода его из строя.
При рассмотрении четвертой вероятной причины повреждения радиатора следует отметить:
— признаков физического износа, как-то: потертости, облупление краски, следы потеков, в ходе обследования радиатора не зафиксировано;
Исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод, что четвертая вероятная причина аварии, а именно воздействие на изделие физического износа, не может рассматриваться как возможная причина выхода его из строя.
При рассмотрении пятой вероятной причины повреждения радиатора следует отметить:
Разрыв в месте соединения секций радиатора, имеет характерные признаки повреждения при воздействии давления изнутри (прокладка выдавлена, секции разошлись с перекосом). Следовательно, произошло резкое приложение значительного усилия на стык соединения смежных секций, превосходящего прочность его на разрыв.
Такой разрыв мог произойти только при длительном превышении рабочего давления в системе центрального отопления или резком повышении давления (гидравлический удар) в системе центрального отопления.
Исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод, что пятая вероятная причина аварии, а именно образование гидравлического удара в системе, может рассматриваться как возможная причина выхода из строя радиатора.
Мнение экспертизы
На основании проведенного экспертно-диагностического обследования экспертиза может сделать вывод, что причиной аварии в системе центрального отопления в квартире, является кратковременное превышение рабочего давления (гидравлический удар) в системе, которое пришлось на соединение между смежными секциями радиатора (между 2 и 3 секциями).
«Гидравлический удар — резкое повышение давления в трубопроводе с движущейся жидкостью при внезапном уменьшении скорости потока (например, при быстром перекрытии трубопровода). Может вызвать разрушение трубопровода». Политехнический словарь».
Образование гидравлического удара в системе центрального отопления здания является нарушением требований «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» (утвержденные Постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу 27 сентября 2003г. № 170), согласно которым:
«Организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать:
— устранение сверхнормативных шумов и вибрации в помещениях от работы систем водопровода (гидравлические удары, большая скорость течения воды в трубах и при истечении из водоразборной арматуры и др.), регулирование (повышение или понижение) давления в водопроводе до нормативного в установленные сроки;
— устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулируещей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки».
Поскольку превышение рабочего давления, послужившее причиной разрыва трубопровода, произошло по причине гидравлического удара, предотвращение которых входит в обязанности эксплуатирующей организации, а радиатор отопления, установленный в квартире Заказчика, отвечает нормативно-техническим требованиям в области центрального отопления, то вина Заказчика в разгерметизации системы центрального отопления, по мнению экспертизы, отсутствует.
Таким образом, организация по обслуживанию жилищного фонда несет ответственность за разгерметизацию трубопровода центрального отопления здания, так как превышение давления произошло в общедомовой системе центрального отопления.
Вывод
экспертиза считает, что разрыв радиатора отопления в квартире произошел по причине резкого повышения давления посредством гидравлического удара в системе центрального отопления здания.
Ремонт радиатора отопления
Просмотров: 5160
Комментарии: Комментарии к записи Ремонт радиатора отопления отключены
Технология и последовательность ремонта радиаторов отопления зависит от вида и конструкции самой батареи. Кроме того, важна и причина поломки. К примеру, ремонт биметаллических радиаторов отопления не сильно отличается от ремонта любых других, все зависит от конкретной ситуации. Далее детально рассмотрим, как найти, локализировать и устранить неисправности в радиаторах отопления.
Типы и конструкция радиаторов отопления
В этой статье мы разберем последовательность ремонта таких видов радиаторов как:
- стальные радиаторы отопления,
- алюминиевые радиаторы отопления,
- чугунные радиаторы отопления,
- биметаллические радиаторы отопления.
При ремонте также следует учесть конструкцию радиатора. Основных видов конструкций четыре:
- Секционные радиаторы – собранны из отдельных однотипных секций, надежно скрепленных между собой.
- Монолитные радиаторы – представляют собой одну большую секцию-корпус.
- Трубчатые радиаторы – не имеет объединяющего корпуса, т.к. теплоноситель циркулирует по трубам, которые и составляют корпус радиатора. Часто выполнены в нестандартных формах и размерах.
- Панельные радиаторы. Состоят из двух металлических пластин, которые сварены между собой.
Для того, чтобы приступить к ремонту радиатора отопления, нужно знать, какие основные и дополнительные элементы, детали и компоненты входят в его конструкцию.
Общее устройство радиаторных батарей
Рассмотрим компоненты и детали, которыми оснащают радиаторы отопления. В зависимости от их типа и конструкции, комплектующие и дополнительные устройства будут различными, но в целом, перечень возможных компонентов, следующий:
- секции и трубки – каналы, внутри которых циркулирует теплонесущая жидкость,
- патрубки – соединяются с трубами для подвода и отвода теплоносителя,
- разъемные кольца – закрывают место выхода трубы из стеновой панели,
- пластиковый стержень – фиксирует разъемные кольца,
- пробки – заглушки по бокам радиатора,
- шаровой кран с вентилем – для перекрытия циркуляции теплоносителя,
- кран Маевского – для ручного сброса давления в системе отопления, как вариант, устанавливают автоматический кран сброса давления,
- терморегулирующая головка, с помощью которой настраивают температуру в помещении,
- стальные втулки, межсекционные ниппели, силиконовые прокладки – размещают в местах соединения секций,
- муфты, контргайки и кронштейны для крепления радиаторов отопления.
В комплект алюминиевого радиатора отопления иногда входит циркуляционный насос, который обеспечивает равномерный обогрев помещений. Его также используют и для других радиаторов, когда установлено нижнее подключение системы отопления, т.е. трубы подходят к радиатору снизу. В этом случае, применение циркуляционного насоса необходимо, иначе уровень теплопотерь существенно повысится.
Признаки и причины поломки радиаторов отопления
Возможные причины повреждения и поломки радиаторов отопления:
- Изначально некорректно подобранный радиатор. В зависимости от диаметра труб, давления и температуры воды в системе отопления, устанавливают различные типы радиаторов.
- Неправильное подключение радиатора к трубам системы отопления.
- Жесткие условия эксплуатации централизованной системы отопления. Повышенная кислотность теплоносителя и резкие перепады давления приводят к электростатической и электрохимической коррозии металла.
- Теплоноситель плохого качества в системе циркуляции отопления образует налет на стыках секций и в местах крепления труб.
- Некачественный теплоноситель засоряет секции радиатора и радиатор в целом. Это вызывает необходимость периодически их промывать.
- Деградация межсекционных прокладок и разрушение резьбовых ниппелей. Необходимо с определенной периодичной производить замену прокладок между секциями радиатора.
Основные признаки поломки и порчи радиаторов отопления, следующие:
- во время отопительного сезона в помещениях стало холоднее, чем обычно,
- на стыках секций и в местах креплений образовался налет,
- появилась течь.
Если радиатор отопления очень старый, лучше всего его заменить. Современные модели более эффективны, обладают высокой теплопроводностью – в доме станет теплее, а расходы на отопление уменьшатся. Кроме того, новые батареи компактны и отличаются красивым дизайном.
В случае, когда нет возможности поменять радиатор, необходимо как можно скорее исправить поломку. Наилучшее решение – обратиться в специализированные службы или прибегнуть к помощи профессиональных мастеров. Но также можно попытаться осуществить ремонт радиаторов отопления своими руками.
Ремонт секционных радиаторов отопления своими руками
К секционным радиаторам относится подавляющее большинство. В первую очередь — это чугунные и биметаллические, реже металлические.
Безусловно, профилактический ремонт радиаторов отопления лучше всего производить до начала отопительного сезона или после его завершения. Однако часто мы начинаем что-то делать только тогда, когда проблема становится критической. Основная причина, по которой возникает необходимость в ремонте – это протечка горячей воды. Поэтому ниже приводится инструкция, как оперативно осуществить ремонт радиатора своими руками и избавиться от течи:
1. Диагностируем течь. Зачастую место, откуда потекла вода, видно невооруженным глазом. Но бывает и такое, что выявить его сложно. В этом случае, радиатор нужно демонтировать и погрузить в ванную с водой. Из того места, где образовалось отверстие, начнут подниматься пузыри с воздухом. Однако чаще всего необходимости снимать батарею нет, и ремонт осуществляется локально.
2. Подготавливаем инструмент. Когда определено место протекания, необходимо перейти к ремонту радиатора. Для этого приготовьте следующие инструменты и материалы:
- тонкий стальной трос,
- замазку. Можете использовать на выбор: смесь эпоксидной смолы и металлического (бронзового или алюминиевого) порошка; густотертые цинковые белила; полимерный или порошковый герметик; «холодную сварку» (обратите внимание на то, чтобы она была влагостойкой и выдерживала температуру до 100°С),
- полотно, бинт или другую ткань для нанесения замазки,
- металлический хомут. Если его нет — изоленту (или резину) и проволоку.
3. Оборудуем место ремонта. Под батарею положите клеенку, непромокаемую ткань или кусок пленки. Сверху – большую тряпку, которая хорошо вбирает воду. При необходимости, поставьте рядом таз или ведро для сбора воды.
4. Производим зачистку места протечки. Чаще всего место течи – стык между секциями радиатора. В этом случае необходимо снять старую обмотку, удалить куски разрушенной прокладки и слои краски. Воспользуйтесь струной (тонким тросом с узелками на концах) и зачистите поврежденный стык до металла. Промойте очищенный участок бензином или ацетоном, чтобы новая обмотка прочно закрепилась на радиаторе.
5. Замазываем поврежденный участок радиатора. Смешайте эпоксидную смолу и металлический порошок, состав нанесите на узкую ленту из ткани. Максимально туго намотайте ленту со смесью на стык в два-три слоя. Если в качестве замазывающего средства применяются цинковые белила, тогда — в четыре-пять слоев. При употреблении «холодной сварки», нужно отрезать от нее небольшой кусок и размять его руками до однородной консистенции. Наносят сварку по окружности стыка, тканевую ленту использовать не нужно.
6. Закрепляем замазанный участок металлическим хомутом. Наложите хомут поверх замазки. Стяните его и надежно зафиксируйте при помощи болтов и гаек. Соединение хомута должно находиться в стороне, противоположной месту протекания. Если нет хомута – используйте изоляционную ленту или кусок резины. Резину лучше вырезать из эластичного медицинского жгута или велосипедной камеры. Изоленту или резину намотайте в несколько слоев, края крепко скрутите металлической проволокой.
Когда отопительный сезон будет окончен, рекомендуется заменить дефектный радиатор отопления или хотя бы его поврежденные секции. При отсутствии такой возможности, следует удалить старую обмотку и обработать место протекания заново по той же схеме. Сделать это необходимо до начала следующего отопительного сезона, чтобы новая обмотка успела хорошо просохнуть. Ремонт чугунных радиаторов отопления выполняется таким же образом.
Ремонт алюминиевого радиатора отопления методом пайки
В некоторых случаях, поврежденные участки алюминиевого радиатора необходимо запаять. При наличии навыков работы с паяльником, осуществить подобный ремонт несложно. Однако учтите, что алюминий и его сплавы плохо поддаются пайке, поэтому осуществлять подобную работу нужно крайне аккуратно. Итак:
- подготовьте поверхность для пайки и нанесите на нее железно-канифольный флюс;
- нагретым паяльником протрите поврежденную зону;
- когда канифоль растечется по поверхности, введите оловянно-свинцовый припой с примесью железных опилок.
Запаянный алюминиевый радиатор рекомендуется заново окрасить. Для этого:
- Сотрите старый слой краски специальной смывкой.
- Тщательно обработайте радиатор наждачной бумагой.
- Термостойкую краску или эмаль нанесите ровным слоем сверху вниз. Если радиатор секционный, начните покраску с участков между секциями. Учтите, что при покраске радиатор должен быть холодным.
Некоторые советы и рекомендации по увеличению тепла в доме
Напоследок, несколько советов для улучшения работы радиаторов отопления и отопительной системы в целом:
- Покраска радиатора (в частности, чугунного) в темный цвет увеличивает долю тепла, отводимую излучением.
- Рекомендованное расстояние от радиатора до подоконника – 100 мм, а от стены до батареи — 20 мм. Иначе нарушается тепловой поток, и эффективность отопительной системы снижается;
- Чтобы увеличить тепловое излучение, направленного внутрь помещения, прикрепите к стене за радиатором теплоизолирующую пленку с фольгированной поверхностью.
- Оптимальное расстояние от поверхности пола до батареи – 120-150 мм. Если не последовать этому правилу, резкие перепады температур будут вызывать сквозняки в доме;
- При обратном подключении (когда горячая вода подается в радиатор снизу) общая мощность системы уменьшается примерно на семь процентов.
- На эффективность системы отопления также существенно влияет место установки радиатора. Максимальный эффект дает размещение под подоконником – 96-97%. Если батарея находится в нише в открытом виде, то эффективность снижается до 93%; если радиатор закрыт частично – до 88-93%, если полностью – до 75-80%.