Пример корректировки за отопление за год

Статьи

Корректировка размера платы за отопление при смене исполнителя. Продолжение.

Не так давно нами рассматривалась тема проведения корректировки размера платы за отопление в первом квартале года, следующего за завершившимся расчетным календарным годом, в котором оплата за отопление вносилась равномерно в течение всего года, в той ситуации, когда в истекшем году произошла смена исполнителя коммунальной услуги по отоплению. Статью можно прочитать здесь .

Ввиду того, что прямо такая ситуация Правилами №354 не урегулирована, а данные Минстроем России в Письме от 27.06.2019 N 23665-ОГ/04 разъяснения не всеми судами были приняты во внимание и положены в основу выводов о том, какое же лицо должно проводить соответствующую корректировку, в упомянутой выше статье мы привели примеры появившейся судебной практики.

Кратко отметим, что из тех примеров следует, что поскольку действующее жилищное законодательство не предусматривает возможность проведения корректировки платы за коммунальную услугу отопления за часть календарного года и поскольку обязанность провести корректировку Правилами №354 возложена именно на действующего на момент проведения корректировки исполнителя коммунальной услуги по отоплению, суды признали таким лицом ту организацию, которая являлась исполнителем на дату проведения корректировки (в 1 квартале года, следующего за расчетным), а именно РСО, ставшую в связи с переходом на прямые договоры исполнителем коммунальной услуги в прошедшем расчетном году, предшествующем году проведения корректировки.

Справедливости ради необходимо признать, что имеется и противоположная судебная практика, свидетельствующая о том, что суды разделяют мнение Минстроя России и основываясь на нем (несмотря на то, что оно изложено в письме и не носит обязательного нормативного характера) признают управляющую организацию лицом, обязанным произвести корректировку размера платы за отопление за часть календарного года, в течение которого она имела статус исполнителя коммунальной услуги по отоплению, не принимая во внимание тот факт, что прямо такая обязанность на законодательном уровне за УО не закреплена и не принимая во внимание то, что по Правилам №354 корректировка размера платы за отопление должна быть проведена в первом квартале наступившего за расчетным года (не в иной период) исполнителем коммунальной услуги (а не бывшим ее исполнителем).

В качестве примера такой практики можно привести Определение СК по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12 января 2021 г. по делу №8Г-20098/2020[88-297/2021-(88-19356/2020)], из которого следует, что суд согласился с мнением городского и областного суда о правомерности требований ГЖИ о возложении на управляющую организацию обязанности исполнить выданное ей предписание, которое она не исполнила в добровольном порядке, а именно возложить на управляющую организацию обязанность устранить нарушения действующего законодательства в части корректировки платы за тепловую энергию по всему жилому фонду, находящемуся у нее в управлении, а также осуществить фактический возврат средств на сумму корректировки за период январь-сентябрь 2019 г, в связи с утратой статуса исполнителя коммунальной услуги по отоплению в связи с расторжением договора поставки с РСО.

Делая вывод о том, что поскольку в течение года произошла смена исполнителя коммунальной услуги по отоплению, управляющая организация должна была произвести корректировку размера платы за отопление за расчетные периоды предоставления ею этой коммунальной услуги (по окончании предоставления УО коммунальной услуги по отоплению), суд в данном деле опирается исключительно на разъяснения Минстроя России, приведенные в Письме от 27.06.2019 N 23665-ОГ/04.

Почему именно сейчас мы решили об этом написать? Потому что идет первый квартал 2021 года, потому что на уровне Правил №354 ситуация с корректировкой размера платы за отопление при смене исполнителя коммунальной услуги в течение прошедшего расчетного года так и не урегулирована, а также для того, чтобы у УО было объективное представление о наличии разной (противоположной) судебной практики по вопросу определения лица, обязанного провести корректировку размера платы за отопление при изменении исполнителя этой коммунальной услуги.

Читайте также:  Как выбрать котел для отопления теплицы

В завершение, как обещали в предыдущей статье, приведем пример из судебной практики, когда апелляционный суд признал законным предписание ГЖИ, выданное управляющей организации о необходимости произвести корректировку размера платы за отопление (см. Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2020 N 08АП-213/2020 по делу N А46-16535/2019).

При вынесении названного постановления суд руководствовался тем, что в течение всего прошедшего календарного 2018 года именно управляющая организация была исполнителем коммунальной услуги по отоплению, смена исполнителя произошла только с 01 января 2019 года в связи с принятием собственниками помещений решения о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией и расторжением с 31.12.18 договора теплоснабжения между УО и РСО.

Т.е., по мнению суда, поскольку исполнителем коммунальной услуги по отоплению в течение полного календарного года была управляющая организация, именно она должна произвести корректировку размера платы за отопление за прошедший расчетный год (за период осуществления ею функции исполнителя), несмотря на то, что на момент проведения корректировки УО уже таким исполнителем не являлась.

Поскольку суд при рассмотрении дела и вынесении решения должен учитывать фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения конкретного дела, то возможно, в приведенном примере на содержание вынесенного постановления повлияло то обстоятельство, что управляющая организация, утратив статус исполнителя коммунальной услуги по отоплению, стала выполнять функции агента РСО по начислению платы за коммунальную услугу теплоснабжения (отопление и ГВС). С учетом данного факта суд пришел к выводу, что именно управляющая организация как лицо, которое «в действительности как до 01.01.2019, так и с 01.01.2019 производило начисление платы за теплоснабжение», обязана провести корректировку размера платы за отопление за 2018 год, а поскольку РСО в 2018 году коммунальную услугу отопления потребителям не предоставляла, она (ресурсоснабжающая организация) «не имела правовых оснований для начисления корректировки платы за коммунальную услугу за 2018 год» в январе 2019 года.

Вот такая практика. Будем следить, по какому пути она пойдет дальше.

Напоминаем, что компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги управляющим компаниям и ТСЖ. Вся необходимая информация о сервисе и заявка тут .

Корректировка размера платы за отопление при наличии распределителей

В этой статье речь пойдет о случаях и порядке проведения перерасчета размера платы за отопление по данным распределителей тепловой энергии.

Прежде всего стоит сказать, что из себя представляют эти распределители.

Согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354 (далее — Правила), распределитель — это устройство, которое используется в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии. Распределитель позволяет определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое или нежилое помещение, в котором он установлен, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению, во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, в которых установлены распределители.

Сегодня установка распределителей набирает популярность, так как по своей сути распределители фиксируют объем тепловой энергии, потребленной в отдельном помещении, но они отличаются от индивидуальных приборов учета, как таковых.

Установить распределители тепла можно в многоквартирных домах с вертикальной разводкой отопления, а стоимость таких приборов и их установка влечет гораздо меньших затрат, чем полноценные индивидуальные приборы учета.

Читайте также:  Кто отвечает за трубы отопления под полом

Но, нужно знать, что расчет размера платы при наличии распределителей несколько отличается от расчета по индивидуальным приборам учета. И в первую очередь, стоит отметить, что по распределителям, как правило, не производится ежемесячные расчет размера платы за отопление, их показания учитываются один раз в год (или чаще, если такое решение принято на общем собрании собственниками, членами товарищества или кооператива) при корректировке размера платы за отопление.

Кроме того, корректировка размера платы производится лишь в рамках суммы, начисленной по показаниям общедомового прибора учета по всем квартирам, в которых установлены распределители. И площадь таких квартир должна быть более 50% от общей площади всех помещений в многоквартирном доме, согласно п. 42(1) Правил .

То есть, использование распределителей тепла совсем не означает для потребителя по факту оплату только за отопление, предоставленного в своем помещении, начисленная по общедомовому прибору учета сумма, все равно будет включать в себя тепловую энергию, потребляемую в местах общего пользования многоквартирного дома, а распределение платы производится только между потребителями в помещениях, которых установлены распределители, в том объеме тепловой энергии, которая на них пришлась согласно показаниям общедомового прибора учета.

Сама формула корректировки размера платы за отопление согласно распределителям немного запутанная, её не так просто понять, а тем более произвести правильно расчет, поэтому рассмотрим порядок проведения корректировки размера платы за отопление на примере:

Итак, формула №6 Приложения №2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354, представляет из себя следующее:

Pi — размер платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению в i-м оборудованном распределителями жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме за период, за который проводится корректировка;

k — количество оснащенных распределителями жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме;

p — количество распределителей, установленных в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме;

mq.i — доля объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящаяся на q-й распределитель, установленный в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, в объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех оборудованных распределителями жилых помещениях (квартирах) и нежилых помещениях в многоквартирном доме.

Значок Σ , используемый в формуле, означает – сумма определённых показателей.

Для более четкого понимания, наш пример расчета размера корректировки платы за отопление согласно данным распределителей будет приведен за период — 1 месяц.

ДАННЫЕ ДЛЯ РАСЧЕТА:

Общие данные:

» Многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета.
» Количество жилых помещений (квартир) в доме – 200. Нежилые помещения отсутствуют.
» Количество квартир в доме, оборудованных распределителями – 120 (60% от общего числа квартир в многоквартирном доме).
» Размер платы за коммунальную услугу по отоплению, во всех квартирах, оборудованных распределителями, за расчетный период составил – 280 000 рублей.
» Согласно переданным показаниям распределителей, количество тепловой энергии, потребленной на нужды отопления, в квартирах, оборудованных распределителями, составляет – 165 Гкал.

Данные по квартире №1 на примере, которой производится корректировка:

В квартире установлены 2 распределителя тепла.

Данные (показания) 1 распределителя за расчётный период – 0,9 Гкал.

Данные (показания) 2 распределителя за расчетный период – 0,7 Гкал.

Размер платы за отопление, начисленной за расчетный период по данной квартире – 2 900 рублей.


РАСЧЕТ РАЗМЕРА КОРРЕКТИРОВКИ ПЛАТЫ ПО КВАРТИРЕ №1:

Прежде всего рассчитаем показатель mq.i — то есть долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, которое пришлось на данную квартиру, в доле объема отопления, потребленного во всех квартирах, оборудованных распределителями.

Читайте также:  Паровое отопление принцип его работы

Для этого разделим данные (показания) 1 и второго распределителя за расчетный период на общий объем тепловой энергии, потребленной во всех квартирах, оборудованных распределителями:

1) 0,9 Гкал / 165 Гкал = 0,0055 – доля объема по 1 распределителю

2) 0,7 Гкал / 165 Гкал = 0,0042 – доля объема по 2 распределителю

Затем складываем полученные результаты: 0,0055 + 0,0042 = 0,0097

Полученная цифра – это показатель mq.i в формуле расчета №6.

Теперь, когда все данные для расчета у нас уже есть, подставляем их в формулу и получаем следующее:

Размер платы за коммунальную услугу по отоплению, во всех квартирах, оборудованных распределителями, за расчетный период в размере — 280 000 рублей, умножаем на рассчитанную выше долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению для конкретной квартиры №1 – 0,0097, и отнимаем сумму, начисленную за отопление по этой квартире за расчетный месяц – 2900 рублей.

280 000 руб. х 0,0097 – 2900 руб. = — 184 рубля.

184 рубля – это сумма корректировки размера платы за отопление за расчетный период, которая подлежит счислению по данной квартире №1.

Следует отметить, что корректировка размера платы за отопление согласно данным распределителей, это не всегда счисление платы у потребителей. Формула расчета корректировки составлена таким образом, что если по некоторым квартирам производится счисление платы, то по другим квартирам производится доначисление в рамках показаний распределителей и большей доли объема потребления, чем в других квартирах.

Если при тех же общих данных мы изменим показания распределителей в большую сторону, то в итоге получим доначисление платы в определенном размере.

Данные по квартире №2 на примере, которой производится корректировка:

В квартире установлены 2 распределителя тепла.

Данные (показания) 1 распределителя за расчётный период – 1,3 Гкал.

Данные (показания) 2 распределителя за расчетный период – 1 Гкал.

Размер платы за отопление, начисленной за расчетный период по данной квартире – 2 900 рублей.


РАСЧЕТ РАЗМЕРА КОРРЕКТИРОВКИ ПЛАТЫ ПО КВАРТИРЕ №2:

Прежде всего рассчитаем показатель mq.i — то есть долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, которое пришлось на данную квартиру, в доле объема отопления, потребленного во всех квартирах, оборудованных распределителями.

Для этого разделим данные (показания) 1 и второго распределителя за расчетный период на общий объем тепловой энергии, потребленной во всех квартирах, оборудованных распределителями:

1) 1,3 Гкал / 165 Гкал = 0,0079 – доля объема по 1 распределителю

2) 0,8 Гкал / 165 Гкал = 0,0048 – доля объема по 2 распределителю

Затем складываем полученные результаты: 0,0079 + 0,0048 = 0,0127

Полученная цифра – это показатель mq.i в формуле расчета №6.

Теперь, когда все данные для расчета у нас уже есть, подставляем их в формулу и получаем следующее:

Размер платы за коммунальную услугу по отоплению, во всех квартирах, оборудованных распределителями, за расчетный период в размере — 280 000 рублей, умножаем на рассчитанную выше долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению для конкретной квартиры №2 – 0,0127, и отнимаем сумму, начисленную за отопление по этой квартире за расчетный месяц – 2900 рублей.

280 000 руб. х 0,0127 – 2900 руб. = 656 рублей.

656 рублей – это сумма корректировки размера платы за отопление за расчетный период, которая подлежит доначислению по данной квартире.

Все данные для расчета размера корректировки платы согласно данным распределителей приведены в качестве примера, для того чтобы показать применение формулы №6 при счислении и доначислении платы.

Оцените статью