Разборка, притирка и сборка арматуры
В санитарно-технических системах применяют арматуру, которая в зависимости от назначения разделяется на запорную — для выключения отдельных участков или всего трубопровода; регулирующую — для изменения количества протекающей по трубопроводу среды; водоразборную— для разбора воды у санитарных приборов; контрольную — контрольные краны,: указатели уровня, трехходовые краны для манометров. Каждый из видов арматуры обычно предназначен для определенной перемещаемой среды: холодной или горячей воды, пара, коррозионных сред и др. Конструкция арматуры зависит от условий ее работы, назначения и других факторов. Материалы для изготовления ее деталей должны удовлетворять ряду требований, зависящих в основном от условий эксплуатации.
§.35. Арматура, применяемая з саштарнэ-технмческкк системах
Задвижки служат в качестве запорной арматуры. По конструкции затвора задвижки бывают параллельные и клиновые с выдвижным и невыдвижным шпинделем.
Параллельная задвижка с выдвижным шпинделем ( 69), изготовленная из чугуна, с трубопроводом соединяется фланцами с помощью болтов. При вращении маховичка 14 влево до отказа шпиндель 7 вместе с дисками 3 и клином 2 опускается вниз, клип раздвигает диски, которые прижимаются к бронзовым кольцам / и закрывают проход задвижки. Чтобы задвижка не пропускала воду, диски плотно притираются к кольцам. При вращении маховичка вправо шпиндель вместе с дисками поднимается вверх и открывает задвижку.
В верхней части шпинделя под резьбой расположена ; крышка 12 сальника, а под ней в кольцевом канале крышки корпуса находится сальниковая набивка 10. Крышка сальника притягивается к крышке корпуса двумя болтами 11, сжимает сальниковую набивку, которая плотно охватывает шпиндель и препятствует просачиванию воды через крышку корпуса вдоль шпинделя.
Крышка соединяется с корпусом 4 задвижки болтами 9 с гайками. Клиновые задвижки (70) имеют один запорный диск в виде клина с двумя уплотнительными поверхностями. Параллельные задвижки с выдвижным шпинделем применяют преимущественно в системах отопления, а клиновые задвижки с невыдвижным шпинделем — в системах водоснабжения.
Вентили используют как запорную и регулирующую арматуру. Вентили бывают муфтовые с прямым или наклонным шпинделем и фланцевые. Изготовляют их с корпусами из бронзы и чугуна.
Корпус 4 вентиля (71) закрывается сверху крышкой 5 на резьбе. Сверху крышки имеется накидная гайка 9, под которой находится сальниковая втулка 8, уплотняющая сальниковую набивку 7. Шпиндель 6 вентиля проходит через крышку корпуса, сальниковую втулку и накидную гайку. При навертывании накидная гайка 9 нажимает на сальниковую втулку 8, которая в свою очередь сжимает сальниковую набивку. Последняя плотно охватывает шпиндель и препятствует просачиванию воды вдоль шпинделя. Нижний конец шпинделя обточен на меньший диаметр, чем весь шпиндель, на нем нарезана резьба для крепления клапана 11 с прокладкой 12, шайбой 2 и гайкой 1. Клапан закрывает проход корпуса, называемый седлом 3. Вверху шпинделя укреплен маховичок 10. В средней части шпинделя, проходящего через крышку корпуса, и в крышке корпуса имеется резьба.
При вращении маховичка вправо шпиндель по резьбе крышки корпуса опускается и клапан закрывает седло. При обратном вращении маховичка клапан поднимается и открывает проход вентиля. Вентиль устанавливают на линии трубопровода так, чтобы вода поступала под клапан. Направление движения воды обозначается на корпусе вентиля стрелкой.
Аналогичные вентили применяют для перекрытия пара. У них вместо клапана с прокладкой установлены клапаны из бронзы, притертые к гнездам седла.
Пробков ы е краны — запорные устройства на трубопроводах воды, пара и газа. Краны изготовляют из бронзы и чугуна. По конструкции они бывают сальниковые и натяжные. Сальниковые краны применяют в системах отопления, натяжные — для газовых сетей.
В корпусе 1 пробкового сальникового крана (72, а) помещена конусная пробка 5 с верхней цилиндрической частью и квадратной головкой 3. Пробковый кран имеет сальниковую набивку 4 и крышку 2 сальника, последняя соединяется с корпусом крана на резьбе и при заворачивании ее происходит уплотнение набивки. В нижней части конусной пробки расположено отверстие — окно. Для прохода воды кран открывают, поворачивая пробку так, чтобы окно стало против отверстий корпуса. Чтобы закрыть кран, пробку поворачивают на 90°. Пробка должна быть плотно притерта к конусному отверстию корпуса, чтобы не пропускать воду. Плотное соприкосновение поверхности пробки со стенками конусного отверстия корпуса достигается нажимом сальниковой крышки на сальниковую набивку.
Пробковый натяжной кран ( 72, б) на нижней части пробки имеет шпильку с резьбой, на которую надевается шайба и навертывается гайка 6. Плотное соприкосновение пробки 5 и корпуса 1 достигается натяжением гайки.
Водоразборный кран вентильного типа служит для разбора воды из систем водопровода. Такие краны изготовляют из бронзы и пластмасс.
(73) состоит из кор
пуса /, крышки 2 корпуса,
через которую проходит
шпиндель 3. Сальниковая
набивка 4 уплотняется
сальниковой втулкой 5,
которая ввертывается в
верхнюю резьбу крышки
корпуса. В нижней части
шпинделя имеется резьба.
Шпиндель ввертывается в
резьбу крышки корпуса. К клапану 7 прикреплена прокладка 9, закрывающая седло 8. Верхняя шпилька клапана свободно входит в нижнее отверстие шпинделя. Кран открывают и закрывают, вращая маховичок 6. При повертывании маховичка влево шпиндель приподнимает клапан и открывает проход воде. При повертывании маховичка вправо шпиндель опускается, нажимает на клапан и закрывает седло.
Обратные клапаны допускают движение транспортируемой среды только в одном направлении, например на подпиточных линиях котлов, на вводах водопровода и т. д. Кроме того, обратные клапаны устанавливают на выходных патрубках насосов, чтобы предохранить их от гидравлических ударов.
Клапаны бывают подъемные и поворотные, муфтовые и фланцевые. Изготовляют их из бронзы и чугуна.
В зависимости от конструкции клапаны устанавливают на горизонтальных и вертикальных участках трубопроводов. При установке обратного клапана необходимо следить за тем, чтобы транспортируемая среда проходила под клапаном и в направлении стрелки, указанной на корпусе.
Обратный подъемный клапан (74, с) состоит из корпуса 2 с седлом /, закрываемым золотником 3. Нижняя поверхность золотника приперта к седлу, что препятствует протеканию воды. В верхней части золотника расположен шток 4, входящий в гнездо 6 крышки 5 клапана. Это устройство обеспечивает осевое движение штока при открывании и закрывании клапана.
Обратный поворотный клапан (74, 6) состоит из чугунного корпуса 2, в котором на шарнире 7 расположена захлопка 8 с резиновой прокладкой 9, предназначенной для уплотнения при закрытии клапана. В верхней части корпуса расположен фланец с крышкой 5, служащей для ремонта клапана и замены прокладки.
Обратные клапаны рассчитаны на давление 10, 16, 25 и 40 кгс/см2 и температуру транспортируемой среды от 50 до 225° С.
Клапан работает следующим образом. Под давлением воды захлопка 8 приподнимается, поворачиваясь на 90° вокруг шарнира, и клапан пропускает воду. Если давление перед клапаном упало, что может произойти при аварии в сети, захлопка упадет и обратное движение воды прижмет ее к седлу клапана и перекроет движение воды из системы.
§ 36. Ревизия и притирка арматуры
Ревизия’ арматуры заключается в ее разборке и осмотре запирающего рабочего органа и уплотнения сальника. В зависимости от конструкции и назначения арматуры выявляют необходимость замены уплотняющего материала на запирающем органе или притирки отдельных деталей. Если набивка сальника недостаточна, производят его набивку.
Пропуск воды через запорную арматуру при полностью закрытом рабочем органе достигается постановкой под рабочий орган уплотняющих материалов: кожи, резины, фибры и других материалов в зависимости от транспортируемой по трубам среды.
Притирка арматуры. Достичь полного перекрытия запорной арматуры, предназначенной для пара и газа, а также задвижек, можно путем взаимной притирки смежных деталей. Притирку деталей выполняют шлифующими материалами вручную или на специальных приспособлениях.
В качестве шлифующих материалов используют притирочные порошки и пасты, при этом зерна порошков должны проходить через сетку с отверстием диаметром 0,15 мм. В некоторых случаях для притирки применяют стеклянную пыль.
Притирочные порошки и пасты выбирают в зависимости от твердости притираемых поверхностей. Для грубой притирки чугунных и бронзовых поверхностей применяют коричнево-серый наждачный порошок.
Пасты изготовляют по массе из 70—80% порошка и 30—20% парафина.
Для предварительной притирки твердых и вязких металлов используют корундовый порошок от серого до коричневого цвета. Для окончательной доводки притертых уплотняющих поверхностей употребляют пасту ГОИ, которая состоит из окиси хрома, стеарина и силигателя. Пасту ГОИ выпускают трех сортов: грубую — черного цвета, среднюю — темно-зеленого цвета, тонкую — светло-зеленого цвета.
Для притирки пробки пробкового крана его корпус закрепляют в тисках. Затем пробку покрывают шлифующим материалом, вставляют в корпус, надевают на нее вороток и поворачивают пробку в одну и другую сторону на 180°. При этом пробку периодически поднимают.
Притирку производят до тех пор, пока пробка всей поверхностью не будет плотно прилегать к гнезду. Правильность притирки проверяют следующим образом. Поверхность пробки и корпуса насухо вытирают. Затем на пробке мелом проводят черту, после чего пробку вставляют в корпус и поворачивают ее несколько раз в одну и другую сторону. Если меловая линия равномерно сотрется по всей поверхности, значит пробка притерта правильно. Окончательную притирку проверяют опрес-совкой давлением воды или воздуха.
§ 37. Сборка арматуры
Задвижки, вентили, краны и другая арматура имеют прокладки и сальниковую набивку, препятствующие просачиванию воды и пара между деталями и вдоль шпинделя. В качестве прокладок между крышкой и корпусом задвижки используют технический картон толщиной до 1,5 мм, проваренный в натуральной олифе, и паронит — листовой материал, изготовленный из асбеста, каучука и наполнителей. Выпускают паронит в виде листов серого цвета толщиной от 0,3 до 6 мм.
Под клапан арматуры вентильного типа, применяемой на трубопроводах холодной воды, устанавливают прокладки из кожи, резины или пластмассы, а для арматуры на трубопроводах горячей воды (с температурой до 180° С) и на паропроводах низкого давления — из специальной эбонитовой массы или термостойкой резины. Вентили для пара высокого давления должны иметь притертые металлические клапаны.
Крепят прокладки на клапане гайкой.
Для набивки сальников используют следующие материалы:
для арматуры, устанавливаемой на трубопроводах для воды с температурой до 100°С,—хлопчатобумажный, льняной или пеньковый шнур, пропитанный специальным составом или густым минеральным маслом — тавотом;
для арматуры, устанавливаемой на трубопроводах для пара и воды с температурой более 100°С,—асбестовый шнур, пропитанный графитом, замешанным на натуральной олифе;
у задвижек для холодной воды — пеньковый шнур, пропитанный маслом.
Используют также специальную сальниковую набивку. Для набивки сальника отвертывают накидную гайку, вынимают втулочку, удаляют старую сальниковую набивку и ставят новую. Затем плотно прижимают втулоч-кой сальниковую набивку, следя за. тем, чтобы шпиндель повертывался свободно.
Сальник задвижки набивают следующим образом. Снимают сальниковую крышку и вокруг шпинделя кольцами закладывают сальниковую набивку. Для образования колец сальниковую набивку предварительно разрезают на отдельные куски так, чтобы концы их сходились встык, а не находили один на другой. Кольца сальниковой набивки укладывают одно на другое со смещением стыков на 90°. После укладки набивки сальниковую крышку ставят на место и стягивают ее болтами, наблюдая за тем, чтобы шпиндель свободно повертывался.
Сальниковую набивку у кранов и вентилей выполняют в виде плетенки, обернутой несколько раз вокруг шпинделя. После закладки сальниковой набивки навертывают накидную гайку, уплотняя сальниковую набивку втулкой.
После притирки или установки прокладок и набивки сальников вентили и другую арматуру проверяют на плотность опрессовкой. Арматуру проверяют на плотность давлением 1 кгс/см2. Испытывают арматуру воздухом в ваннах, заполненных водой.
Арматуру проверяют на герметичность корпуса, плотность сальникового уплотнения и запорного органа на пропуск воды в закрытом положении.
Задвижки газопроводов низкого давления испытывают на прочность водой или воздухом давлением 1 кгс/см2. Плотность затвора задвижки, который предварительно покрывают мелом, испытывают керосином, при этом в течение 10 мин керосин не должен проходить.
Ванна для испытания задвижек (76) состоит из рамы 3 с направляющими, по которым перемещается ванна с водой; пневматического цилиндра 5 для подъема ванны (он крепится к нижней части рамы); двух горизонтальных пневматических цилиндров 2, закрывающих входное и выходное отверстие задвижек, и воздухопроводов с кранами управления.
Для испытания задвижки на герметичность ее устанавливают на призму 1 и открывают кран управления горизонтальными цилиндрами 2. При этом цилиндры плотно закрывают фланцы задвижки. После этого открывают кран подачи воздуха в полость задвижки и кран цилиндра для подъема ванны. Ванна поднимается, и задвижка оказывается полностью погруженной в воду. В случае неплотности корпуса или сальникового уплотнения воздух в виде пузырьков поступает в воду, что указывает место неплотности.
Для того чтобы испытать непроницаемость запорного устройства, запорный орган перекрывают и с помощью гидравлического пресса поднимают давление в нижней части корпуса до заданной величины. Если в этом случае вода не потечет через кран 4, запорное устройство является, непроницаемым.
GardenWeb
Устройство, разборка и притирка арматуры
Для выключения отдельных участков трубопроводов или систем, регулирования количества подаваемых по трубопроводам воды, пара и газа, а также для разбора воды на трубопроводах устанавливают запорную, регулирующую и водоразборную арматуру.
Наиболее распространенной арматурой, применяемой в санитарно-технических системах, являются параллельные задвижки, вентили, краны и обратные клапаны.
Параллельная задвижка (рис. 1) отливается из чугуна; она используется как запорная и регулирующая арматура для воды, пара и газов. С трубопроводом задвижки соединяют фланцами при помощи болтов. Параллельная задвижка состоит из чугунного корпуса, крышки корпуса, шпинделя с червячной резьбой, маховичка с гайкой, в которую входит шпиндель. В нижней части шпинделя укреплен шибер, состоящий из двух дисков с обоймой. Между дисками помещен клин.
При вращении маховичка влево до отказа шпиндель вместе с дисками и клином опускается вниз, клин раздвигает диски, которые прижимаются к бронзовым кольцам и закрывают проход задвижки. Чтобы задвижка не пропускала воду, диски плотно притираются к кольцам. При вращении маховичка вправо шпиндель вместе с дисками поднимается вверх и открывает задвижку. В верхней части шпинделя под резьбой имеется крышка сальника, а под ней в кольцевом канале крышки корпуса находится сальниковая набивка. Крышка сальника притягивается к крышке корпуса двумя болтами, сжимает сальниковую набивку, которая плотно охватывает шпиндель и препятствует просачиванию воды через крышку корпуса вдоль шпинделя. Под крышкой корпуса помещается прокладка. Крышка соединяется с корпусом задвижки болтами с гайками. Параллельные задвижки изготовляют с выдвижным или невыдвижным шпинделем. Указанную на рис. 50 задвижку с выдвижным шпинделем применяют преимущественно в системах отопления, а задвижки с невыдвижным шпинделем — в системах водоснабжения.
Вентиль (рис. 2) используют как запорную и регулирующую арматуру. Вентили бывают муфтовые с прямым или наклонным шпинделем и фланцевые. Изготовляют их с корпусами из бронзы и чугуна.
Корпус вентиля закрывается сверху крышкой на резьбе. Сверху крышки имеется накидная гайка, под которой находится сальниковая втулка, уплотняющая сальниковую набивку. Шпиндель вентиля проходит через крышку корпуса, сальниковую втулку и накидную гайку. При навертывании накидная гайка нажимает на сальниковую втулку, которая в свою очередь сжимает сальниковую набивку. Последняя плотно охватывает шпиндель и препятствует просачиванию воды вдоль шпинделя.
Нижний конец шпинделя обточен на меньший диаметр, чем весь шпиндель, на нем нарезана резьба для крепления клапана с прокладкой, шайбой и гайкой. Клапан закрывает проход корпуса, называемый седлом. Вверху шпинделя укреплен маховичок. В средней части шпинделя, проходящего через крышку корпуса, и в крышке корпуса имеется резьба.
При вращении маховичка вправо шпиндель по резьбе крышки корпуса опускается и клапан закрывает седло. При обратном вращении маховичка клапан поднимается и открывает проход вентиля. Вентиль устанавливают на линии трубопровода так, чтобы вода поступала под клапан. Направление движения воды обозначается на корпусе вентиля стрелкой.
Аналогичные вентили применяют для перекрытия пара. У них вместо клапана с прокладкой установлены клапаны из бронзы, притертые к гнездам седла.
Пробковый кран является запорной и регулирующей арматурой. Пробковые краны бывают бронзовые и чугунные.
По своей конструкции они делятся на сальниковые, краны с уплотиительнымй кольцами и натяжные. Первые два типа кранов применяют в системах отопления, натяжные — для газа.
Пробковый сальниковый кран показан на рис. 3, а. В корпусе помещена конусная пробка с верхней цилиндрической частью — штоком и квадратной головкой. Пробковый кран имеет сальниковую набивку и крышку сальника, стягиваемую с корпусом болтами. Назначение сальниковой набивки в кране то же, что и в вентиле.
В нижней части конусной пробки имеется отверстие — окно. Для прохода воды кран открывают, поворачивая пробку так, чтобы окно стало против отверстий корпуса. Чтобы закрыть кран, пробку поворачивают на 90°. Пробка должна быть плотно притерта к конусному отверстию корпуса, чтобы не пропускать воду.
Плотное соприкосновение поверхности пробки со стенками конусного отверстия корпуса достигается нажимом сальниковой крышки на сальниковую набивку.
Пробковый натяжной кран (рис. 3, б) на нижней части пробки имеет шпильку с резьбой, на которую надевается шайба и навертывается гайка. Плотное соприкосновение пробки и корпуса достигается натяжением гайки.
Водоразборный кран (рис. 4) является краном вентильного типа. Материалом для изготовления их служит преимущественно бронза.
Состоит он из корпуса, крышки корпуса, через которую проходит шпиндель. Сальниковая набивка уплотняется сальниковой втулкой, которая ввертывается в верхнюю резьбу крышки корпуса. В нижней части шпинделя имеется резьба. Шпиндель ввертывается в нижнюю внутреннюю резьбу крышки корпуса. К клапану прикреплена прокладка, закрывающая седло. Верхняя шпилька клапана свободно входит в нижнее отверстие шпинделя.
Кран открывают и закрывают, вращая маховичок. При повертывании маховичка влево шпиндель приподнимает клапан и открывает проход воде. При повертывании маховичка вправо шпиндель опускается, нажимает на клапан и закрывает седло.
Обратный клапан (рис. 5) служит для пропуска воды только в одну сторону — под клапан (золотник).
При обратном движении воды золотник прижимается к седлу корпуса и закрывает проход воде. Обратный клапан состоит из корпуса с седлом, закрываемым золотником. Нижняя поверхность золотника притерта к седлу, что препятствует протеканию воды. В верхней части золотника имеется шток, входящий в гнездо крышки клапана. Это устройство обеспечивает правильное движение штока при открывании и закрывании клапана.
Обратные клапаны изготовляют из бронзы и чугуна, они бывают муфтовые и фланцевые.
Чтобы арматура была непроницаема для воды, пара и газа, запорные детали должны быть плотно подогнаны: притерты пробки, клапаны и диски к гнездам, поставлены уплотнительные прокладки и достаточно плотно набиты сальники требуемым материалом.
Для притирки, смены прокладок и набивки сальников арматуру . разбирают на отдельные детали.
Параллельную задвижку сначала открывают, выдвигая шпиндель вверх. Затем гаечным ключом отвертывают гайки болтов, скрепляющие крышку с корпусом задвижки, следя за тем, чтобы не повредить гайки и болты. Выколачивают болты и на каждый навертывают гайку. После этого осторожно поднимают крышку вместе со шпинделем и дисками, чтобы не повредить прокладки, затем снимают обойму дисков и освобождают оба диска. Для набивки сальника отвертывают гайки с болтов у крышки сальника, снимают крышку и удаляют старую набивку.
Для разборки вентилей и кранов отвертывают крышку корпуса и вынимают шпиндель с клапаном.
Плотная подгонка запорных деталей арматуры достигается взаимной притиркой сопрягаемых между собой деталей при помощи шлифующих материалов. Притирать можно вручную или при помощи приспособлений на сверлильном станке.
Притирочными материалами служат порошки корунда, карборунда, толченое и просеянное через мелкое сито стекло и притирочные пасты ГОИ (Государственного оптического института). В качестве смазки применяют машинное масло. В пробочных кранах притирают конусную пробку к конусному отверстию корпуса.
Кран укрепляют в тисках, а пробку смазывают машинным маслом и посыпают шлифующим порошком; затем вставляют пробку в отверстие конуса и начинают притирать ее по конусу, поворачивая вправо и влево воротком, надетым на головку пробки.
Повороты вправо делают несколько больше, чем повороты влево, и с легким нажимом. Такая операция продолжается до тех пор, пока пробка плотно не притрется к отверстию.
В паровых вентилях и обратных клапанах притирают золотники (клапаны) к гнездам седла.
Для проверки плотности притирки отверстие крана и пробку вытирают досуха. Затем проводят мелом продольную черту по всей длине пробки, вставляют пробку в отверстие и несколько раз поворачивают вправо и влево. При плотной притирке меловая черта будет равномерно стерта по всей длине пробки, а при неплотной — частями. Окончательную притирку проверяют опрессовкой, т. е. испытанием крана, вентиля, задвижки давлением воды или воздуха. Газовые краны испытывают давлением воздуха.
Для механизированной притирки арматуры используют приспособление к сверлильному станку (рис. 6).
К вертикальному валику приварена кулиса, получающая качательное движение от кривошипа-конуса с планкой, вставленного в шпиндель сверлильного станка. Планка имеет палец с роликом, который перемещается в прорези кулисы. Валик вращается во втулке трубки. Эта трубка укрепляется на шпинделе сверлильного станка при помощи хомутов, которые стягиваются болтами.
Нижний конец валика входит в трубку, к которой крепится сменная головка с чугунным притиром. В головке имеется отверстие для подачи шлифующих материалов к обрабатываемой поверхности. Головка крепится к трубке при помощи шарнира и опирается на шаровую поверхность упора. Валик входит в сцепление с трубкой при помощи зубчатой муфты. При слишком сильном нажиме на притир муфта размыкается и притир при качании валика остается на месте. В зависимости от характера притирки усилие, передаваемое муфтой, регулируется гайками, сжимающими пружину.
При притирке арматуру крепят к столу сверлильного станка.
После пуска станка нажимают на рукоятку подачи шпинделя. При этом притир, совершая возвратно-поступательное движение и перемещаясь по вертикали, притирает поверхность арматуры абразивным материалом.