- Зимник зимой. Личный опыт
- Прицеп дача зимний вариант с водяным отоплением
- Дополнительное оборудование для путешествий зимой
- Буксировка прицепа по гололеду. Советы, разработанные компанией Дом в дорогу на основе опыта, приобретенного во время арктического путешествия с Домами на колесах за полярный круг
- Видеообзоры оборудования для зимних путешествий Домов на колесах
- Система отопления Alde для дома на колесах
- Система отопления Truma для дома на колесах
- Электрический вспомогательный нагреватель TRUMA
- Теплый пол
- Электрический котел TRUMA Electroboiler 850 Вт
- Газовый редуктор с крэш-датчиком Truma DuoControl CS
- Газовый баллон
Зимник зимой. Личный опыт
Уже не первый год продавая зимние караваны давно хотелось заполнить весомую брешь, а именно личный опыт эксплуатации зимнего каравана зимой. Совершилось все 31 декабря 2015 года, когда было принято решения влиться в ряды зимних караванеров и отправиться отмечать весомый праздник в кемпинг туркомплекса ГТК Суздаль, что располагается в одноименном городе на берегу живописной речки.
Место проведения нового года было выбрано не случайно. Про сам кемпинг статья была написана осенью, поэтому отмечу только, что это один из немногих кемпингов в России европейского уровня. А сам город Суздаль уже давно превратился в туристический центр с уклоном в старорусскую тематику. Так как количество участников путешествия превышало возможности одного каравана, было решено взять два. А именно шведский зимний караван Polar 580 и голландский караван Kip 45. Первый — продукт скандинавской инженерии. Из активов для зимнего проживания: жидкостное отопление Primus (газ/220В либо все вместе) с функцией бойлера косвенного нагрева, теплыми полами (220В), баком для грязной воды, а так же более утепленным кузовом. Второй караван — самый обычный всесезонный трейлер без наворотов: газовая печь Truma 3002 с функцией раздува теплого воздуха. Собственно и все.
До последнего стоял вопрос о целесообразности поездки, так как декабрьская погода совсем не радовала — был мокрый 0°C. Но за пару дней до волшебной даты температура резко поползла вниз и в кемпинг мы въезжали с — 15°C на термометре.
Жидкостное отопление. Эффективность и нюансы
Забегая вперед сразу отмечу, что система очень эффективна. Тепло равномерно распределяется по салону, внутренняя часть окон прогревается так, что отсутствует конденсат (если в порядке уплотнители, но об этом позже). Жить в таком караване в -20°C — реально и комфортно.
Теперь о нюансах. Мощность электропечи, греющей антифриз — 2 Квт. Мощность газовой горелки, делающей то же самое — 6.3 Квт. Дабы протопить змерзший караван, сразу включил Primus от газа «на полную». Через 5 минут после запуска услышал знакомый звук вырывающегося антифриза из расширительного бачка. Закипел. Ну вот и первая проблема. Вспоминая аналогичный летний опыт, уменьшаю давления регулируемого редуктора до 30 мБар (деления 1) и жду реакции. Работает. Летняя проблема заключалась в том, что подавая сразу мощность нагрева в 6 Квт, низкооборотистый фирменный насос Primus просто физически не смог успеть прокачать стремительно нагревающийся антифриз. И Primus закипел. Зимой же, когда температура ночью начала достигать — 20°C, по видимому давно не менявшийся и не тестировавшийся антифриз, начал превращаться в гель. В связи с этим и возникла аналогичная проблема. На моделях отопителя Primus 2450, 2470 и 2480 стоят 3 горелки, 2 из которых отключаются в ручную. На последней «уличной» модели Primus 2490 с пьезоподжигом горелка одна. Поэтому не стоит недооценивать преимущества регулируемого редуктора — на Primus 2490 он является единственным инструментом для регулировки мощности газовой горелки. А как показывает практика, такая регулировка иногда необходима.
Помогала так же электропечь, у которой есть свой, более мощный насос, работающий от внешних 220В. К слову сказать, изначально электропечь и сделана для отапливания каравана с помощью подключения к внешней сети 220В. Но на деле при температуре за бортом — 20°C, она нагрела караван внутри не более чем на 10-15°C по личным ощущениям. Когда антифриз был уже горячим по всему периметру теплопровода, газовый редуктор без опаски поставили на значение 7 (давление газа 40 мБар соответственно). Так и жили последующие 5 дней с постоянной включенной электропечью и время от времени включающейся газовой.
К слову сказать, комфортная температура в 25°C внутри каравана установилась уже первой ночью. Но сам трейлер прогрелся только на вторые сутки.
Теплый пол
В протестированном трейлере был электрический теплый пол, положенный сверху линолеума и нарытый ковролином, мощностью 300 Вт. Казалось бы мощность смешная, но она позволяла ходить босиком по полу уже на следующий день. Вывод: теплый пол в зимнее время эксплуатации вещь очень комфортная и она должна у вас быть. К слову, электрический теплый пол не такая уж сложная вещь и доукомплектовать им караван можно самостоятельно.
Водопровод
Весь водопровод в караване проложен естественно внутри отапливаемой зоны. В баке для свежей воды есть заливная горловина с улицы, но дабы ее в мороз не беспокоить, заливали воду изнутри. Полноценно ощутил преимущество бака для серой воды, куда сливается вода из раковин на кухне и в душевой. При заполнении бака больше 75% на контрольную панель подается сигнал о необходимости слива. Теплая вода мощным напором сливается быстро, не успевая замерзнуть. Если же кран на слив всегда держать открытым, из-за маленького, но постоянного стекания воды у вас к утру образуется ледяной сталагмит, напрочь закупоривающий сливное отверстие. Слив в душевой происходит прямотоком на землю. Сами его не тестировали, так как удобные душевые были в кемпинге, но учитывая короткую прямую трубу, быстроту и не постоянность душевых процедур, думаю с процессом слива и замерзания воды особых проблем возникнуть не должно.
Окна
Интересным образом вели себя окна. В зимних караванах, как правило, половина окон делается не отрывающимися. Это можно объяснять и дешевизной конструкции и безопасностью (выхлоп газового котла Primus как раз приходиться на передний угол каравана, где располагается переднее и боковое окно). На деле это выглядит так: окна, которые были всегда глухие быстро прогрелись и конденсат на них перестал появляться. Чего не скажешь про окна открывающиеся. Из-за старого уплотнителя, потерявшего свои свойства, в образовавшиеся щели постоянно задувало, из-за чего задняя комната совершенно не прогревалась, а сами окна постоянно «плакали». Данную проблему решили на месте радиально и просто — по периметру каждого открывающегося окна была запрессована туалетная бумага. Лед, образовавшийся от замерзания конденсата наглухо загерметизировал окно и стало комфортно. Вывод: годы каравана все равно дают о себе знать. Уплотнители у окон после покупки каравана необходимо обработать силиконом, а лучше вовсе заменить. В строительных магазинах сейчас с этим нет проблем.
Газ
Пожалуй российский газ — главная головная боль зимнего караванера. Заправившись в декабре за газовой заправке сомнительного качества, вдоволь смог насладиться замерзшим газом. В Европе эта проблема исключена — в качестве баллонного газа там используется 99% пропан — нефтяной газ, который испаряется до -40°C. В России дело обстоит иначе. Для удешевления готового продукта в пропан примешивают бутан — газ, которой не испаряться уже при -1°C. Летняя смесь — 50/50. Зимняя — 90/10. Только проблема в том, что ГОСТы газовые заправки не соблюдают (нет должного контроля) и каждый льет, что хочет. Поработав первые сутки, на вторые газ замерз. Пропан весь израсходовался, а бутан так и остался в жидкой фазе. Проблема еще в том, что сжиженный под давлением газ испаряется с поглощением тепла. Это приводит к дополнительному обмерзанию баллона по окружности снизу. Постояв пару часов без работы, баллон оттаивал и снова (не надолго) запускался. Что было замечено — пластиковый баллон более стойкий к обморожению, чем металлический.
Европейский караван зимой
Как было сказано выше, компанию Polar составлял голландский Kip 45. Печка Truma конечно быстрее разогрела маленький трейлер, но газ замерз так же на вторые сутки и Truma оказалась бесполезна. К счастью, этот сюжет проигрался в голове до поездки и для страховки были взяты два электрических конвектора по 1 Квт каждый. Они то и обогревали караван последующие 4 дня (к слову вполне сносно при — 20°C). Из других неприятных особенностей: ледяной пол от которого веяло холодом несмотря на общую комфортную температуру. Из входной двери сквозило практически по периметру, образовывая ледяные наросты. Так же поддувало из-под уплотнителей каждого окна, из за чего все они по периметру покрылись инеем и льдом. Естественно не работал водопровод, так как баки для свежей воды находились в переднем рундуке вместе с замерзшим баллоном, а бак для грязной воды в этом караване вообще не предусмотрен. Вывод: комфортная температура эксплуатации европейского каравана — до 5°C. Не комфортная температура до — 5°C. Ниже уже не проживание, а выживание.
Тема, затронутая здесь, достаточна глобальна и серьезна. Буду рад продолжить дискуссию с интересующимися и ответить на ваши вопросы в комментариях.
Прицеп дача зимний вариант с водяным отоплением
Это путешествие, которое состоялось в январе 2018 года стало по настоящему необычным и очень интересным.
Реальность превзошла все ожидания.
Как нас не пугали каким то ужасными страшилками, все вернулись довольные, целые и невредимые. В дороге у нас не было никаких серьезных инцидентов. Все бортовые системы работали превосходно. В наших домах на колесах, несмотря на морозы, доходящие до -27 градусов, было тепло и уютно.
Подробнейший видеооточет о путешествии
Караванинг за полярный круг стартовал. Хотите общаться и следить за нами? Смотрите это видео
Арктическое путешествие с Домами на колесах за полярный круг зимой ч.2/20
Арктическое путешествие с Домом на колесах. Кемпинг в Торнио. ч.4/20
Арктическое путешествие с Домом на колесах. 350 км.до Тромсе. ч.7/20
Караванеры делятся опытом. Арктическое путешествие с домом на колесах в Норвегию. ч. 12/20
Арктическое путешествие с Домом на колесах.Кемпинг в Финляндии.ч.3/20
Заправка водой дома на колесах в сильный мороз. ч. 9/20. Разрешение 4K
Новогодняя ночь 2018 под северным сиянием. Арктический караванинг с Домом на колесах. ч. 11/20
Арктический караванинг в Норвегию с домом на колесах. Прибытие в Тромсе. ч. 10/20
Рыбалка в Норвегии. Путешествие с домами на колесах зимой за полярный круг. ч. 14/20
Буксировка дома на колесах по гололеду. Советы от компании Дом в дорогу. ч. 17/20
Путешествие за полярный круг с домами на колесах. Норвежский кемпинг с высоты. ч. 15/20
Оленья ферма. Ледяной дворец. Зимнее путешествие с домом на колесах за полярный круг. ч. 18/20
Караванерский шашлык. Путешествие за полярный круг с домом на колесах. ч. 19/20
Еще раз о заправке водой дома на колесах в России. Путешествие за полярный круг ч. 20/20
Дополнительное оборудование для путешествий зимой
Буксировка прицепа по гололеду. Советы, разработанные компанией Дом в дорогу на основе опыта, приобретенного во время арктического путешествия с Домами на колесах за полярный круг
Во время движения зимой необходимо контролировать температуру в прицепе именно на полу, так как пол является самым холодным местом и по нему проходят трубы с водой. Именно они замерзают в первую очередь. Особенно это касается Прицепов с системой отопления Alde. Контролировать температуру можно с помощью обычных дистанционных термометров.
Во время путешествия по зимним дорогам необходимо контролировать давление в шинах прицепа. Разность давления слева и справа создаёт предпосылку к раскачке на гололеде
Чёрный лёд. Якобы очищенная дорога. Чёрный цвет создаёт иллюзию безопасности. Явление возникает при отрицательных температурах, близких к нулю. При скорости более 60 км/ч начинается раскачка. Выйти из неё практически невозможно. Прицеп складывается или уносит тягач с дороги. Способ борьбы единственный — не превышать скорость
Во время стоянок при температуре ниже -18 градусов в двухосных прицепах питание cистемы отопления Alde можно переключить от электричества на газ, так как 3 КВт могут не справиться с отоплением. При таких температурах необходим ежедневный контроль уровня газа в баллонах, даже если Вы подключены к электричеству
В мороз нельзя применять строительный фен. В силу того, что он очень мощный, при неосторожном обращении можно расплавить пластмассовые поверхности прицепа. Можно применять только бытовой фен
Во время зимнего путешествия с прицепом необходимо иметь запасные крышки баков питьевой воды. Они часто примерзают к баку и в момент открытия могут сломаться удерживающие язычки
Всем, кто эксплуатирует дома на колёсах при температурах ниже -15 рекомендуется устанавливать фильтры влаги для предотвращения замерзания газовых магистралей
Всем, кто эксплуатирует дома на колёсах, для предотвращения замерзания конденсата рекомендуется устанавливать фильтры для улавливания влаги
Во время зимнего путешествия при наличии 220 В всех потребителей от инвертора отключить. Максимально снять нагрузку от аккумулятора. Инвертором начинать пользоваться при максимально заряжённом аккумуляторе и в тех местах, где нет 220 В
При очень низких температурах (от -17 и ниже) систему отопления прицепов справляются превосходно. Испытано при минимальной температуре -26. Эффективность электрической системы отопления Alde не уступает газовой. Но, в то же время, электрическая насадка на штатную Трума в двухосных прицепах не справляется при температуре ниже -12. Если двухосный прицеп покупается в северные регионы и есть необходимость отопления не только от газа, но и от электричества, рекомендуется устанавливать Truma Colby 6 с электронасадкой или Alde
Рекомендую, несмотря на путешествие в сильный мороз, всегда иметь в тягаче подвозной бак для воды и бочковой насос
При температуре -14 и ниже электрическая насадка на газовый обогреватель Ultra Head эффективна на одноосных прицепах. Отопление двухосных прицепов эффективно только от газа (Truma) или газ либо электричество (Alde)
Во время зимнего караванинга в Норвегию выяснилось, что при низких температурах наиболее эффективным способом предотвращения затор серой воды при сливе в прицепах является отсоединение гибкого шланга, соединяющего вертикальную и горизонтальную сливную трубу. В результате происходит простое отключение горизонтального сливного коллектора
Ни в коем случае не открывайте воду, пока Вы не убедитесь, что у Вас чистый сливной конец трубы серой воды. Иначе возникнет пробка из снега и Вы останетесь без канализации, а значит без воды. Ничего, кроме грелки и фена не помогает. Эффективнее всего грелка
При движении по очень скользкой дороге которая имеет наклон влево или вправо тормозить с прицепом нельзя, есть вероятность того что прицеп потеряет сцепление с дорогой
На такой дороге скорость двухосного прицепа не должна превышать 50км/ч. На изгибе дороги скорость двухосных прицепов не должна превышать 40км/ч
На такой дороге скорость двухосного прицепа не должна превышать 80км/ч. На изгибе дороги скорость двухосных прицепов не должна превышать 60км/ч
При буксировке прицепа по крутому подъему во время гололеда при остановке состава существует вероятность потери сцепления колёс с асфальтом и тягача и прицепа. Весь состав скользит вниз, пока не упрется в препятствие.
При буксировке прицепа в гололёд возможна потеря сцепления прицепа с дорогой, например, при обгоне прицепа фурой. Признак — прицеп не на одной оси с тягачом при прямолинейном движении. В этом случае необходимо плавно увеличить скорость на 15-20 км/ч
При установке прицепа в морозную погоду поперечный уклон прицепа должен быть 1-2 градуса в сторону слива серой воды. Иначе вода в сливной трубе может остаться и замерзнуть
При движении тягача с прицепом по скользкой дороге дистанция до впереди идущего автомобиля должна составлять скорость состава * 3. Например, если Ваша скорость 70 Км/ч, то дистанция должна быть 210 м.
Видеообзоры оборудования для зимних путешествий Домов на колесах
Система, позволяющая отапливать прицеп в движении
Отопление
Отопление дома на колесах (обучающий ролик)
С Домом на колесах зимой. Зимние доп опции. Интересные места отдыха с прицепами Hobby в России
Караванинг зимой.Как правильно оборудовать дом на колесах для путешествий в условиях сильных морозов
Системы отопления в домах на колесах. Какую выбрать. Как экономить газ. Советы от Дом в дорогу
Тепло и уют, когда за бортом -50. Специально для очень сильных морозов Hobby De Luxe Edition 460 LU
Жизнь и быт внутри автодома во время движения на примере нового Knaus Sky I 700
Зимой с домом на колесах. Путешествия и отдых в холодное время года
Заправка водой дома на колесах в сильный мороз. ч. 9/20. Разрешение 4K
Утепление детской комнаты больших двухосных прицепов во время путешествий зимой
Зимние краны для заправки прицепа водой на стационарной стоянке Дома на колесах
Зимой с Домом на колесах. Это очень интересно
Подготовка дома на колесах к зимнему путешествию.Буксировка и проживание внутри в сильный мороз
Дом на колесах зимой. Эффективность отопления. Горячее водоснабжение. Расход газа в сильный мороз
Эту зимнюю сказку прислал Николай Михайлович Головко, купивший прицеп Hobby Prestige 620 CL
Система отопления Alde для дома на колесах
Работает от сети 220 В (без газа, в трех режимах мощности), от газа с питанием от 12 В, а так же в комбинированном режиме (220В + газ), самостоятельно выбирая доступный источник энергии.
Alde не гонит теплый воздух, а нагревает батареи точно так же, как у Вас дома. В жилом помещении дома на колесах тепло, комфортно и уютно. Горячий агрегат Alde расположен внутри жилого помещения в закрытом месте. Вероятность прикосновения к нему сведена к минимуму.
В состав отопителя Alde входит так же бойлер. От него горячая вода в доме на колесах поступает к душу, умывальнику и мойке.
Система отопления Truma для дома на колесах
Каждый прицеп, выходя из завода, комплектуется штатной системой отопления Truma. Она входит в первоначальную стоимость дома на колесах. Это очень хорошая, не дорогая система, но она обладает некоторыми недостатками. Несмотря на то, что отопитель Truma работает от газа, функция нагрева воды (бойлер) работает только от сети 220 В. Если Вы в холодное время суток остановились на короткий ночлег, а рядом нет электричества, то Вам придется включать генератор, который, в свою очередь, необходимо защитить велосипедным замком. Кроме того, Truma гонит теплый воздух из отверстий, расположенных по периметру прицепа так, как в любом автомобиле и сушит воздух. Горячий агрегат Truma расположен внутри жилого помещения в открытом месте. Если к нему прикоснуться, то можно обжечься.
Обогреватели данной серии работают от газа и обеспечивают отопление каравана даже при отсутствии какого либо источника электроэнергии. При наличии электроэнергии 220В или 12В встроенный в обогреватель вентилятор по специальным воздуховодам распределяет тепло по каравану.
Нагреватели Truma Combi объединяют две функции в одном устройстве. Они нагревают жилую площадь и нагревают воду в интегрированном резервуаре из нержавеющей стали. В зависимости от модели Combi нагреватели могут использоваться в газовом, электрическом, дизельном или смешанном режимах.
Электрический вспомогательный нагреватель TRUMA
Предназначен для быстрого отопления помещения прицепа в очень холодное время суток либо в случаях отсутствия газа.
Использует те же воздуховоды, как и при отоплении газом.
В случае остановки системы отопления, ввиду отсутствия газа, автоматически не включается.
Теплый пол
Нужная опция, если Вы планируете путешествия зимой с детьми. Очень быстро нагревает пол до комфортной температуры.
В автодомах и некоторых моделях прицепов теплый пол может функционировать совместно с отоплением ALDE
Электрический котел TRUMA Electroboiler 850 Вт
Быстро нагреть и подать воду в краны дома на колесах поможет электрический котел TRUMA Electroboiler объемом 14 л. Благодаря специальной изоляции, температура воды в Electroboiler падает только на 1 градус в час. Быстрое время нагрева от 15°C до+70°C — 70 минут. Он подходит и для питьевой воды, бак у него из нержавеющей стали.
Газовый редуктор с крэш-датчиком Truma DuoControl CS
В стандартной комплектации прицепа или автодома во время его движения газовые баллоны должны быть перекрыты в целях безопасности — в случае нештатной утечки газа (в результате ДТП или разрыва какого-либо соединения) он может воспламениться, например, от статического электричества.
Такую предупреждающую картинку вы можете увидеть в газовом отсеке своего дома на колесах
При этом в движении вы не сможете пользоваться отоплением или включить холодильник в режим работы от газа.
Вы едете зимой в какое-нибудь живописное место. Температура за бортом -10 градусов.
Так как газовые баллоны перекрыты, помещение прицепа не отапливается. В баках прицепа залита вода. Остановившись на ночлег и зайдя в холодный прицеп, Вы обнаруживаете, что отопление прицепа не работает, вода не подается. Это могло произойти от того, что температура в прицепе опустилась ниже 0 градусов и вода замерзла. Помимо банальных неудобств это могло привести к выходу из строя оборудования: насосов, кранов, разрыва водопровода или бака бойлера.
Для того, что бы избежать такой неприятной ситуации, можно оснастить дом на колесах системой Truma DuoControl CS
Буквы CS — crash sensor означают «датчик удара» — устройство, которое перекрывает подачу газа в случае удара, столкновения или серьезной вибрации.
По сути, устройство Truma DuoControl CS — это комбинация трех устройств, выполненых в одном корпусе:
1. Редуктор 30 или 50 мБар
2. Переключательисточника газа (правый баллон, левый баллон или оба)
3. Датчик удара
Для безопасного использования система Truma DuoControl CS должна быть подключена к газовым баллонам посредством специальных шлангов высокого давления с автоматическими клапанами, которые перекрывают газ, выходящий из баллона, в случае резкого увеличения его расхода.
Благодаря датчику удара и автоматическим клапанам на шлангах высокого давления вы сможете безопасно пользоваться газовым оборудованием в движении. Баллоны с газом при этом перекрывать не надо.
Газовый баллон
Газовый баллон необходим для обеспечения газом потребителей, которыми являются отопители, газовые плиты, духовки, системы подготовки горячей воды. Баллоны для караванов существуют двух видов алюминиевые и стальные. Для путешествий по ЕС мы рекомендуем иметь стальные баллоны, так как в ЕС не везде их можно заправить, и в таких случаях потребуется обмен пустых стальных баллонов, на полные, а обмен алюминиевых баллонов найти очень сложно.