- Как спустить воздух из батарей и труб отопления
- Откуда берется воздух в системе
- Удаляем воздушную пробку без слива воды
- Заполняем систему правильно
- Заключение
- Пробка радиатора: выбор, установка и принцип работы
- Классификация
- Материал
- Резьба
- Функции
- Назначение и принцип работы
- Пробка-воздушник
- Критерии выбора
- Обвязка
- Что понадобится для сборки и установки радиатора отопления
- Монтаж
- Нюансы установки устройства
Как спустить воздух из батарей и труб отопления
Образование воздушной пробки в системе отопления характеризуется частичным остыванием радиаторов либо участков водяного теплого пола. Иногда в трубах и батареях слышится журчание, указывающее местонахождение скопившегося воздуха. Интересует 2 вопроса: как его удалить оттуда и не допустить подобных неприятностей в будущем. Предлагаем рассмотреть причины завоздушивания отопительных приборов в частных домах, а потом подскажем способы, как убрать воздушные пузыри из отопительной сети.
Откуда берется воздух в системе
Практика показывает, что идеально изолировать сеть водяного отопления от внешней среды невозможно. Воздух различными путями проникает в теплоноситель и постепенно скапливается в определенных местах – верхних углах батарей, поворотах магистралей и высших точках. Кстати сказать, в последних должны устанавливаться автоматические спускные клапаны, изображенные на фото (воздухоотводчики).
Разновидности автоматических воздушников
Воздух попадает в систему отопления следующими путями:
- Вместе с водой. Не секрет, что большинство домовладельцев пополняют недостаток теплоносителя прямо из водопровода. А оттуда поступает вода, насыщенная растворенным кислородом.
- В результате химических реакций. Опять же, не обессоленная должным образом вода реагирует с металлом и алюминиевым сплавом радиаторов, отчего выделяется кислород.
- Трубопроводная сеть частного дома изначально спроектирована либо смонтирована с ошибками – нет уклонов и сделаны петли, обращенные кверху и не оборудованные автоматическими клапанами. Из подобных мест сложно выгнать воздушные скопления даже на этапе заправки теплоносителем.
- Малая толика кислорода проникает сквозь стенки пластиковых труб, невзирая на специальный слой (кислородный барьер).
- В результате ремонта с разборкой трубопроводной арматуры и частичным или полным спуском воды.
- При появлении микротрещин в резиновой мембране расширительного бака.
Когда в мембране возникают трещины, газ смешивается с водой
Примечание. К химическим реакциям склонна вода, взятая из колодцев и неглубоких скважин, поскольку насыщена активными солями магния и кальция.
Также нередко возникает ситуация, когда после длительного простоя в межсезонье давление в закрытой системе отопления снижается из-за попадания воздуха. Спустить его довольно просто: нужно добавить буквально пару литров воды. Подобный эффект случается и в системах открытого типа, если остановить котел и циркуляционный насос, выждать пару дней и снова запустить отопление. При остывании жидкость сжимается, давая воздуху возможность проникнуть в магистрали.
Что касается централизованных систем теплоснабжения многоквартирных домов, то в них воздух проникает исключительно вместе с теплоносителем либо в момент заполнения сети в начале сезона. Как с этим бороться – читайте ниже.
Пример из практики. Из открытой отопительной системы приходилось ежедневно выгонять воздушные пробки из-за напрочь забитого грязевика. Работающий насос создавал перед собой разрежение и таким образом втягивал кислород в трубопроводы через малейшие неплотности.
Удаляем воздушную пробку без слива воды
О том, как удалить воздух из системы отопления стандартными способами, вы наверняка знаете. Обнаружив непрогревающийся радиатор, нужно отверткой приоткрыть в нем кран Маевского и выпустить воздушный пузырь. Если установлены старые батареи, где такого вентиля нет, можно попробовать удаление другими способами:
- Так называемая прокачка трубопроводной сети применяется в квартирах многоэтажных домов при условии, что в радиатор заделан кран для сброса воды. Подсоедините к нему шланг, направленный в канализацию, откройте вентиль на максимум и выполняйте слив, пока движущийся с большой скоростью поток не увлечет за собой воздушную пробку.
- В частном доме советские стальные батареи можно развоздушить с помощью самонарезающего винта. Обмотайте его у основания ФУМ-лентой и завинтите шуруповертом в стенку отопительного прибора (поближе к верху). Затем выверните саморез на пару оборотов отверткой, выпустите воздух и затяните до упора. Летом врежьте в этом месте кран Маевского.
- Удаление воздуха из чугунных батарей дачного домика, не оборудованных воздушниками, можно выполнять двумя способами: полной перезаправкой системы либо наращиванием давления (до 2 Бар) с одновременным прогревом. Выкручивать боковые заглушки «на ходу» не рекомендуется, потом их будет сложно запаковать.
- Слабая циркуляция и теплоотдача могут быть следствием скопления воздуха в корпусе сетевого насоса. Отверните большой винт, установленный в торце агрегата, на пару оборотов. Когда из-под резинового кольца выступят капли воды, затяните его обратно.
Совет. Чтобы не сталкиваться с воздушными пробками во время эксплуатации, установите на все радиаторы краны для спуска воздуха. Если толщина металлической стенки не позволяет нарезать 3—4 витка резьбы, наварите сверху бобышку с отверстием требуемого диаметра. В чугунных «гармошках» вентиль заделывается в боковую стальную пробку.
Фокус с самонарезающим винтом также успешно применяется для неправильно спроектированных магистралей с обращенными кверху либо книзу петлями (например, для обхода дверей и других строительных конструкций). Как убрать воздушный пузырь в неблагополучном месте трубопровода путем закручивания самореза, смотрите на видео:
Рекомендация. Если вы постоянно стравливаете воздух из системы отопления через батареи и не находите причины завоздушивания, временно поставьте на отопительные приборы автоматические клапаны, пока не разберетесь, в чем дело (возможно, имеет место химическая реакция с выделением кислорода).
Заполняем систему правильно
Проще всего закачать воду или антифриз в трубопроводы, подключенные к открытому расширительному баку. Для этого необходимо открыть все вентили (кроме сливного) и, присоединив шланг к штуцеру подпитки, заполнить магистрали и радиаторы теплоносителем. В этом деле важно не торопиться и дать возможность воздуху самостоятельно покинуть систему через расширительную емкость.
Совет. После заполнения включите циркуляционный насос и котел, а потом прогрейте все отопительные приборы. Затем спустите с них остатки воздуха через краны Маевского. Не забудьте перед запуском развоздушить и насос, как описывалось выше.
Теперь о том, как спустить воздух из батарей и трубопроводов закрытой системы отопления частного дома. Предлагаемая методика, постоянно практикуемая нашим экспертом — сантехником Виталием Дашко, выполняется в следующем порядке:
- Откройте всю отсекающую арматуру основных контуров (кроме слива).
- Перекройте все радиаторные краны, исключая самые последние батареи на концах петель, чтобы через них шла циркуляция.
- Привлеките к работам помощника. Его задача – находиться в котельной и поддерживать давление в сети на уровне 1 Бар с помощью опрессовочного насоса либо через ветвь подпитки из водопровода.
- Открыв подачу воды, заполните основные магистрали, расширительный и котловой бак. Воздух должен сбрасываться через клапан группы безопасности и воздухоотводчик в наивысшей точке (при наличии).
- Подойдите к первому от котла радиатору и одновременно откройте оба крана (медленно). Спустите воздух через клапан Маевского и снова закройте вентили. Помощник в это время не позволяет давлению упасть ниже 1 Бар.
- Повторите операцию на всех батареях, после чего включите циркуляционный насос и запустите теплогенератор. Когда магистрали начнут прогреваться, поочередно откройте все радиаторные краны и повторно удалите остатки воздуха из них.
Важный момент. Перед тем как выдавить воздушные пробки из радиаторов, обязательно стравите воздух из циркуляционного насоса и включите его на 5—10 минут для прокачки трубопроводов.
После полного прогрева отопительных приборов давление в системе должно находиться в пределах 1.3—1.6 Бар. На этом процедура считается законченной. Если же в системе присутствуют теплые полы, то их надо заполнять в последнюю очередь, используя тот же алгоритм (на холодную!). То есть, накачав давление в основной магистрали, нужно поочередно открывать и закрывать напольные контуры, спуская воздух через клапаны коллектора, а потом производить прогрев и настройку расхода теплоносителя.
Замечание касательно монтажа автоматических воздухосбрасывающих клапанов. Такое устройство должно всегда стоять в группе безопасности котла, а второе, третье и так далее – лишь в том случае, когда магистрали проходят выше радиаторов. При нижней разводке в одноэтажном доме воздух скапливается в батареях, поскольку они стоят выше трубопроводов, и клапаны на них ставить необязательно.
Заключение
Сбросить воздух из радиаторов несложно, а вот выгнать его из всей системы отопления, включая теплые полы, – задача трудоемкая. Если в процессе заполнения греющих контуров вы допустите ошибку и появится блуждающая воздушная пробка, то ее устранение может занять до нескольких недель. Так что не торопитесь и делайте эту работу обстоятельно.
Пробка радиатора: выбор, установка и принцип работы
Радиаторы отопления наиболее знакомый элемент, поскольку фактически каждый жилец многоквартирного дома не один раз встречался с ним. Тем не менее, не все разбираются что нужно для размещения подобного, на первый взор бесхитростного устройства, и как они функционируют. На самом деле, пробки радиаторные работают по простому принципу, в общем можно сказать: установили и забыли. Намного важнее понять – правило расположения пробок в батареи. Завернутые ошибочно, они смогут не только понизить теплопередачу устройства, но и полностью заблокировать движение теплоносителя в радиаторе.
Классификация
Пробки для радиаторов отопления можно условно разделить на группы по нескольким признакам.
Материал
Как правило, он соответствует материалу радиатора:
- Для чугунной батареи используется радиаторная чугунная пробка;
- Для секционных стальных и биметаллических радиаторов приобретаются стальные трубные фитинги.
Однако: для алюминиевых батарей за редким исключением используются не алюминиевые, а те же стальные изделия. Алюминиевую пробку слишком легко повредить при вкручивании и монтаже обвязки; в частности, нарезанную в алюминии резьбу диаметром 1/2 дюйма можно сорвать при совсем небольшом усилии.
Стальной фитинг для алюминиевых и биметаллических батарей.
Резьба
Она может быть правой (вкручивается по часовой стрелке) и левой. Как правило, левая пробка для чугунного радиатора и произведенная в России стальная пробка для алюминиевых/стальных/биметаллических приборов маркируются буквой «Л».
Если маркировка отсутствует, идентифицировать тип резьбы несложно: достаточно проследить одну ее нитку на протяжении пары витков.
Функции
С глухой пробкой все просто и ясно: ее единственная функция — заглушить резьбу концевой секции.
Проходная радиаторная пробка служит для присоединения к отопительному прибору подводки и/или элементов обвязки. Фактически, она представляет собой переходник на резьбу меньшего диаметра. Резьба на секции зависит от материала отопительного прибора:
Тип батареи | Размер резьбы |
Чугунная | ДУ32 (1 1/4 дюйма) |
Алюминиевая, биметаллическая | ДУ25 (1 дюйм) |
Диаметр присоединяемой к проходной пробке резьбы тоже может быть разным:
Тип батареи | Размер резьбы |
Чугунная | ДУ15, ДУ20, ДУ25 |
Алюминиевая, биметаллическая | ДУ15, ДУ20 |
Чугунная пробка под подводку диаметром ДУ20.
Любопытно: при подключении к чугунной батарее подводки диаметром 25 мм используется не рассверленная пробка, а обыкновенный чугунный переходник ДУ25-ДУ32.
В некоторых случаях обвязка или подводка может использовать для подключения не проходные пробки, а непосредственно резьбу коллектора концевой секции.
Когда это практикуется?
- При подключении чугунных батарей в разрыв розлива в системе с естественной циркуляцией. Здесь важен максимальный диаметр розлива — он влияет на гидравлическое сопротивление контура; поэтому труба ДУ32 вкручивается непосредственно в секции.
- При установке сварного промывочного крана. Эти изделия тоже, как правило, изготавливаются под размер резьбы самих секций.
- При монтаже воздушника. Многие производители выпускают краны Маевского и автоматические воздухоотводчики под резьбы ДУ25.
Назначение и принцип работы
Футорки для чугунных приборов, предусмотрены для перехода на нужный диаметр при подключении к схеме отопления. Принцип их действия, заключается в выполнении в общей сложности 2-х функций: преграждать путь греющей воде, для чего в футорку или в отверстии на приборе попросту ввинчивается пробка, при этом она действует, как переходник.
Футорка из чугуна
Для доступности выполнения соединений нагревателя с трубопроводом подающей или обратной сетевой воды теплоснабжения в футорках имеется двухсторонняя резьба — наружная и внутренняя. Цена ее в несколько раз меньше, чем стоимость батареи, однако важность расценивается высоко. Поскольку данная деталь не только гарантирует герметизацию прибора, но без нее работа радиатора вообще невозможна.
Самое главное при ее использовании — все верно разместить. В ситуациях, когда меняют батарею на новую, следуют принципу подобия. Если пользователь заменяет схему обвязки труб, сохраняя прежние устройства, то радиаторные пробки нужно не только переустановить местами, но лучше поменять на новые. При подборе необходимо выдержать комбинацию соединяемых материалов: металл радиатора должен быть аналогичен металлу пробки.
Специалисты советуют, при применении чугунной футорки, быть аккуратным. Это связано с тем, что чугун свободно сжимается, являясь достаточно непрочным хрупким металлом. В связи, с чем даже некрепкое механическое давление либо падение на жесткую плоскость, сможет стать предпосылкой создания микротрещин.
Пробка-воздушник
На последнем пункте мы ненадолго остановимся. Что такое кран Маевского и для чего он нужен? Это несложное приспособление для стравливания воздуха из отопительного контура.
Воздух может появиться там после сброса всего контура или его отдельных участков. Поскольку перепад давлений, обеспечивающий циркуляцию в системах ЦО и в гравитационных системах отопления, невелик — не более 2-3 метров — воздушная пробка способна полностью остановить циркуляцию.
Кран Маевского устанавливается на радиатор в том случае, если его верхний коллектор является наивысшей точкой стояка или любого другого участка контура.
Радиаторная чугунная проходная пробка с установленным в нее краном Маевского.
Заметьте: в многоквартирных домах с нижним розливом краны Маевского часто выносятся на чердак вместе с перемычками между парными стояками.
Кран Маевского хорош всем, кроме того, что требует внимания владельца: после сброса участка контура и его последующего запуска воздух нужно стравить сразу же. В противном случае остановка циркуляции может привести к разморозке участка контура.
В автономной системе с этим проблем нет; а вот в многоквартирных домах, где жилищные службы не имеют возможности согласовать график ремонтов с жильцами верхних этажей, невозможность вовремя стравить воздух порой превращается в серьезную проблему.
В таких случаях на выручку приходит автоматический воздухоотводчик — несложное механическое устройство, которое стравливает воздух в автоматическом режиме, сразу после заполнения контура водой.
Автоматический воздушник установлен в резьбу концевой секции.
Принцип работы пробки радиатора с автоматическим воздушником сильно напоминает устройство заливного клапана бачка унитаза:
- Когда система сброшена, поплавок в поплавковой камере находится в нижней позиции и удерживает запорный клапан открытым.
- Как только воздух вытесняется водой, поплавок вскрывает и перекрывает клапан.
Цена пробки-автомата, разумеется, несколько выше, чем у крана Маевского под резьбу ДУ25 — примерно 500 рублей против 100 — 120.
Критерии выбора
Для подбора пробок потребуется обращать внимание на следующие характеристики: размерность, эскиз, резьба, материал и контроль качества.
Размерность – недостаток данных по параметрам батареи, к которой необходимо купить комплектующие, может привести к тому, что будет приобретена неподходящая пробка. К примеру, в случае если элемент разнится хоть на 1 дюйм, то подобное соединение невыполнимо. Поэтому перед тем как прийти в торговую точку нужно точно знать параметры батареи.
Технические данные чугунных батарей отопления разных заводов-изготовителей:
- межосевой размер для присоединения труб – от 202 до 910 мм;
- с глубиной – 82 до 205 мм;
- с шириной – 40 до 105 мм;
- с высотой – 320 до 955 мм.
Технические характеристики пробок радиаторных:
- Пробка глухая / чугун, правосторонняя резьба 1 1⁄4 ″, 0.24 кг.
- Пробка глухая/ чугун, левосторонняя резьба 1 1⁄4 ″, 0.24 кг.
- Радиаторная чугунная проходная, правая Д 15мм, 0.21 кг.
- Пробка проходная/чугун, правая Д 20 мм, 0.21 кг.
- Пробка проходная/чугун, левая Д 15 мм, 0.21 кг.
- Пробка проходная/ чугуна, левая Д 20 мм, 0.21 кг.
- Пробка под кран Маевского, правосторонняя, резьба М10х 1 1⁄4 ″, 0.12 кг.
- Пробка глухая/ алюминий и биметалл, правосторонняя резьба 1 ″, 0.15 кг.
- Пробка глухая/ алюминий и биметалл, левосторонняя резьба 1 ″, 0.15 кг.
- Пробка проходная /алюминий и биметалл, правосторонняя резьба 1 ″, 0.13 кг.
- Пробка проходная / алюминий и биметалл, левосторонняя резьба 1 ″, 0.13 кг.
Схема-эскиз размещения отопительных приборов дает возможность установить местоположение всех главных узлов и их число. Особую значимость при выборе комплектующих имеет их размещение касательно друг друга. Подобная схема даст возможность установить главные моменты, и подобрать правильные детали.
Резьба – выбирать пробки радиаторные необходимо подходящих размеров и нужного качества, которое можно оценить визуально: резьба, независимо от вида наружная/внутренняя, обязана быть ровной без дефектов. Это имеет отношение и к другим поверхностям, которые также обязаны быть качественно обработанными.
Материал – приобретать элементы необходимо, исходя из данных о конкретном радиаторе, к которому покупаются пробки и проходы. Для чугунного отопителя необходимо покупать и чугунную проходку, для биметаллических и алюминиевых хорошим вариантом станет изделие из оцинковки.
Проверка деталей – выполняя покупку, обязательно надлежит испытать изделие, предостаточно будет накрутить ее пару раз на резьбу. Ежели она пойдет легко и без излишнего противодействия, то все в порядке. Иначе пробка обладает дефектами и приобретение данного продукта не целесообразно.
Обвязка
Что из запорно-регулирующей арматуры монтируется на подводках перед проходными пробками?
Вот несколько типичных вариантов.
- Пара шаровых кранов. Они позволяют полностью отключить прибор в случае ремонта или замены без сброса всего контура.
Пара вентилей полностью отсекает прибор от подводок.
- Дроссель и шаровый кран. Дроссель обеспечивает возможность ручной регулировки теплоотдачи.
- Пара дросселей дает возможность выполнить базовую балансировку системы (ограничение проходимости ближних к котлу отопительных приборов) и регулировать теплоотдачу прибора в дальнейшем.
- Наконец, дуэт дросселя с термоголовкой позволяет сделать регулировку теплоотдачи полностью автоматической: в помещении с приемлемой точностью будет поддерживаться заданная температура.
Что понадобится для сборки и установки радиатора отопления
Как правило, батареи приобретаются уже в собранном виде, после чего остается всего лишь установить ее на стену и подключить к подающей и отводящей трубе. Помимо радиатора придется докупить и ряд дополнительных приспособлений.
- проходная радиаторная пробка (как минимум 2 шт). С двух сторон такого приспособления предусмотрены отверстия с нарезанной резьбой;
- заглушки, они просто вкручиваются в отопительный прибор для того, чтобы вода не вытекала из радиатора;
- обязательно нужно будет установить кран Маевского (для спуска воздуха из отопителя);
- также понадобятся металлические анкеры для установки самих батарей отопления.
Анкер и кронштейн
Обратите внимание! При желании можно нарастить длину радиатора, либо наоборот, снять лишние секции.
В последнее время можно приобрести сразу комплект всех необходимых приспособлений для установки батареи, это намного удобнее, чем докупать все по отдельности. К тому же в таком случае можно подобрать цвет перечисленных компонентов, соответствующий цвету радиатора отопления.
Также при покупке комплекта не будет проблемы с несовместимостью материалов. Например, пробки для чугунных радиаторов отопления, как правило, также подбираются чугунные (хотя допускается использование стали). Но вот в случае с медными батареями чугун использовать уже нельзя, так что при покупке нужно учитывать и совместимость материалов.
Таблица совместимости металлов
Обратите внимание! Сочетание материалов основывается на риске возникновения эффекта гальванической коррозии. Некоторые металлы могут образовывать гальваническую пару, в таком случае радиаторная чугунная пробка может превратиться в катод, а металл трубы в анод, это не лучшим образом скажется на долговечности радиатора.
Монтаж
Как и чем закручивать пробки в радиаторах отопления при их монтаже? Каким образом герметизировать соединения? Инструкция зависит от материала пробки.
В алюминиевые радиаторы фитинг вкручивается разводным или рожковым ключом. Герметичность обеспечивается штатной паронитовой или силиконовой прокладкой.
Прокладка под пробкой хорошо видна на фото.
Пробки для чугунных радиаторов отопления вкручиваются газовыми ключами №2 — 4.
Порядок действий таков:
- Резьба наживляется — своими руками, без использования инструмента.
- В зазор между дном пробки и секцией укладывается по ходу трубной резьбы прядка сантехнического льна, пропитанного любой быстросохнущей краской или силиконовым герметиком.
- Фитинг затягивается до выдавливания излишков пропитки.
Нюансы установки устройства
Монтаж радиатора
Первоначально, перед тем как, разместить пробку, например, для алюминиевого прибора отопления, необходимо крепко закрепить нагревательное устройство на стенке.
В целом потребуется соблюдать следующие практические руководства:
- Сначала исполняют сборку единичных секций в общее нагревательное устройство отопления, количество их выбирается персонально для каждого варианта. При соединении компонентов используют специальные прокладки или ФУМ ленту, для соблюдения предельной плотности.
- Впоследствии выбирают пространство, где станет размещаться батарея, обычно под окном, с соблюдением требуемых расстояний от стенок и пола.
- Далее в стенке выполняют отверстия, используя особые инструменты, вставляют в них пластмассовые анкеры и закрепляют железные кронштейны, для размещения радиатора.
- Затем можно ставить пробки для батарей. Их корпус сделан в форме шестигранника, что дает возможность применять для закрутки произвольный ключ. При этом нельзя безгранично затягивать соединение, для того чтобы не разрушить резьбовое соединение или корпус. В ходе перетягивания резьбы способна образоваться незаметная трещина, которая под давлением станет местом утечек теплоносителя.
- После завершения установки пробки, приступают к обвязке входящих/выходящих труб. Одновременно устанавливают краники Маевского в верхний проход батареи, а заглушкой перекрывают нижний.
- Монтаж завершают опрессовкой установленного прибора отопления с рабочим давлением среды, для этого подают теплоноситель в смонтированную систему.
Приобрести и установить пробки для радиаторов не трудно, они продаются в торговых точках сантехнического уклона, во всех регионах страны, в том числе в Москве. Тем не менее, нужно отнестись к данному процессу довольно серьезно. Крайне принципиально выбрать сочетающиеся металлы, безукоризненно определить тип резьбы и габариты пробки, а также ее положение. Придерживаясь таких не сложных советов профессиональных специалистов, можно избежать множества проблем в ходе функционирования отопительной системы.