- Проблемы водоснабжения в мегаполисах
- Нарастание актуальности проблемы водоснабжения для развивающихся стран
- Скрытые затраты на водоснабжение
- Возрастание роли повторного использования воды
- Рыночные механизмы и сбережение ресурсов
- Государственные и частные компании в системе водоснабжения
- Проблемы системы водоснабжения и водоотведения в г. Санкт-Петербурге
- Библиографическое описание:
Проблемы водоснабжения в мегаполисах
Жители развитых стран воспринимают наличие питьевой воды высокого качества, системы канализации и стоков как нечто само собой разумеющееся. Любые проблемы — как, например ограничение, введенное в Лондоне в связи с риском наводнения, — вызывают раздражение у населения. В то же время катастрофические сбои в функционировании элементов инфраструктуры (как во время урагана «Катрина») влекут за собой справедливые протесты. В обоих случаях общественность утверждала, что в результатах стихийных бедствий виноваты те, кто не подготовил соответствующую инфраструктуру, а не природа. Ситуация радикально отличается от вышеописанной, если речь идет о мегаполисах, находящихся на переходном этапе, в особенности — развивающихся мегаполисах. По оценкам Программы развития ООН (ПРООН) примерно 1,1 млрд. человек проживали на удалении не менее одного километра от ближайшего источника питьевой воды. Ситуация с наличием систем канализации оказалась еще более сложной. 2,6 млрд. человек живет в местах, не оборудованных системами канализации.
По мнению некоторых специалистов ПРООН, эти цифры не отражают реальной картины, которая на самом деле еще хуже. Официальные данные, представленные властями Джакарты и Найроби, например, говорят о том. что примерно 90% населения этих городов имеют доступ к чистой воде и системам канализации. Несомненно, в этих данных не учитываются обширные районы трущоб, не оборудованных системами водоснабжения и канализации, в которых, по ранее опубликованным данным, проживает 7,6 млн. человек.
Примерно 1 млн. жителей печально известного района трущоб Киберав Найроби использует для утилизации отходов жизнедеятельности пластиковые пакеты, которые затем выбрасываются на улицу.
Нарастание актуальности проблемы водоснабжения для развивающихся
стран
Шанхай относится к категории мегаполисов, находящихся на переходном этапе, и сталкивается со значительными проблемами в сфере водоснабжения. Основной источник воды — река Хуангпу — оказалась настолько загрязненной промышленными стоками и с/х удобрениями, что уже в течение 20 лет в ней отсутствуют все формы водной флоры и фауны. Вода в реке Янцзы, альтернативном источнике водоснабжения Шанхая, становится все более соленой в результате снижения уровня воды, вызванного строительством каскада электростанций «Три ущелья».
В то же время в подземных водах уровень соли увеличивается за счет влияния океана. Поэтому неудивительно, что представители ООН назвали Шанхай в числе одного из шести крупнейших мегаполисов мира, которые столкнутся с проблемой обеспечения питьевой водой уже в XXI веке.
Скрытые затраты на водоснабжение
Взаимосвязь между здоровьем населения, наличием чистой воды и системы канализации очевидна. По оценкам ПРООН, с отсутствием системы водоснабжения и канализации связана примерно половина заболеваний в странах третьего мира. Ежегодно от дизентерии в развивающихся странах умирает 1,8 млн. детей. Также следует упомянуть, что создание системы водопровода и канализационной системы в Лондоне и различных городах США около века назад совпало с радикальным снижением детской смертности и самым большим ростом показателя средней продолжительности жизни за всю историю человечества. Эпидемии холеры — болезни, побежденной развитыми странами, — зачастую вспыхивают в Лагосе, где система водоочистки практически отсутствует.
По примерным расчета ВОЗ, отсутствие систем водоочистки обходится развивающимся странам в 170 млрд. долл. США в год, что составляет 2,6% от их ВВП. Страны Экваториальной Африки теряют примерно 5% от ВВП ежегодно, т.е. 28,4 млрд. долл. США.
В то же время инвестиции в развитие системы водоснабжения могут обеспечивать дополнительные высокие доходы. По данным ПРООН, каждый доллар, вложенный в этот сектор, обеспечивает 8 долларов за счет сокращения расходов и повышения производительности.
По данным специалистов, работающих в области водоснабжения, ключевой проблемой, с которой сталкивается эта явно недооцениваемая отрасль, является устаревшая инфраструктура.
Города, где эффективная система водоснабжения появилась более ста лет назад, сталкиваются с трудностями, связанными с поддержанием в рабочем состоянии и модернизацией объектов инфраструктуры, созданных век назад. Компания, отвечающая за водоснабжение Лондона, несмотря на проводимые ею мероприятия по модернизации, продолжает терять одну треть подаваемого объема воды из-за протечек в трубах, 90% из которых происходят в сегментах системы, построенных еще в викторианскую эпоху. Нью-Йорк, источники воды которого всегда были настолько чистые, что в его системе водоснабжения даже не были установлены фильтры, вынужден расходовать 8 млрд. долл. США на оборудование, позволяющее отфильтровывать взвешенные частицы. Мегаполисы, находящиеся на переходном этапе и развивающиеся мегаполисы также сталкиваются с проблемами, вызванными старением инфраструктуры. Система водоснабжения Москвы, созданная примерно в то же время, что и системы водоснабжения Лондона и Нью-Йорка, нуждается в срочной модернизации.
Возрастание роли повторного использования воды
Несмотря на то, что разные типы мегаполисов сталкиваются с проблемами различной степени интенсивности, связанными с инфраструктурой системы водоснабжения, специалисты в этой области используют сходные подходы для решения указанных проблем. Большинство специалистов считаю приоритетным направлением: модернизацию и совершенствование инфраструктуры.
Проекты, связанные с модернизацией и инвестициями, не предусматривают внедрения инновационных решений, способных дать возможность пересмотреть подходы, используемые в городах в области водоснабжения. По мнению специалистов в области водоснабжения, в ближайшие 5-10 лет большую роль будет играть скорее повышение эффективности существующей инфраструктуры, чем строительство новых установок и объектов.
Реализация подобного подхода имеет смысл в таких городах, как Париж, где непрерывные инвестиции и постепенное расширение системы водоснабжения в течение последних полутора веков дают возможность для обеспечения нормального водоснабжения и в будущем. Недостаточное внимание, уделяемое специалистами из развивающихся мегаполисов вопросам строительства новых сооружений, может быть связано с широко распространенным отрицанием значительных масштабов проблемы. Например, представители Мумбаи утверждают, что городская коммунальная система обеспечивает водой 95-100% населения. Однако, по мнению ПРООН, эта цифра завышена примерно в два раза.
В последнее время все большую популярность набирает идея о повторном использовании воды вместо освоения новых ресурсов. Причем данный подход предусматривает не только использование воды для промышленных нужд. Система очистки сточных вод BeiXiaohe, установленная в Пекине, обеспечивает питьевой водой 400 тыс. человек. Это крупнейший проект такого рода в мире. В Сингапуре планируется реализовать проект, который будет обеспечивать 20% потребности города в воде за счет ее повторного использования. Премьер-министр страны с гордостью предлагает воду, поступающую с этой установки, гостям на приемах.
Рыночные механизмы и сбережение ресурсов
Специалисты в области водоснабжения уделяют повышенное внимание вопросам, связаннымс инвестициями, и при этом не видят особой целесообразности во внедрении механизмов управления спросом. Простые меры в этой области могут оказать существенное влияние. Например, введенное требование о замене бачков туалетов емкостью 13 л на бачки емкостью 9 л позволило Шанхаю снизить расходы на водоочистку на 189 млн. долл. США в год.
Специалисты полагаются не столько на образовательные программы, сколько на управление спросом и принуждение к сбережению ресурсов с помощью рыночных механизмов. В целом они предполагают обеспечить доходность систем водоснабжения в большей степени за счет платы за пользование, чем за счет налогов. В развивающихся мегаполисах и мегаполисах, находящихся на переходном этапе, ограничения перехода к такой системе лежат скорее в технологической, нежели в идеологической области, поскольку в мегаполисах такого типа возникают проблемы с установкой необходимого количества счетчиков воды. Руководство Лагоса, например, готово провести приватизацию обанкротившейся компании Lagos State Water Corporation, отвечающей за водоснабжение, однако оно не располагает информацией о том, каким образом распределяется 90% воды, подаваемой компанией в город.
Государственные и частные компании в системе водоснабжения
Согласно оценкам ПРООН, на долю государственных организаций в развивающихся странах приходится до 90% объема водоснабжения.
По данным компании Veolia Environment, крупнейшего в мире поставщика услуг для организаций, работающих в области водоснабжения и водоочистки, эта доля еще выше — 95%. Однако существующие в настоящее время тенденции указывают на то, что, несмотря на более активное участие частных компаний в работе сектора водоснабжения, оно будет сосредоточено в конкретных областях и будет принимать очень специфические формы. В 1990-х годах Всемирный банк стимулировал более активное участие частных компаний в проектах, связанных с водоснабжением. Ряд крупномасштабных проектов, предусматривающих передачу частным компаниям концессии наэксплуатациюмуниципальных сетей водоснабжения, полностью провалились по самым разным причинам — от невозможности повышать цены по политическим мотивам до уровня, покрывающего расходы, до резких скачков обменного курса валют. В то же время ряд проектов был реализован успешно, особенно в Чили и отдельных районах Манилы. Однако общая ситуация и потребность в значительных инвестициях в сети водоснабжения на начальном этапе отвратили руководство компаний от идеи участия в таких проектах.
В то же время ряд публикаций Всемирного банка указывают на то, что частные компании начинают все более активно принимать участие в управлении находящимися в государственной собственности системами водоснабжения с целью повышения эффективности их работы, и особенно в строительстве и эксплуатации предприятий по очистке стоков. Частные компании, работающие в данном секторе, несут лишь незначительные риски, поскольку заказчиком в данном случае выступает государство или государственная компания, а не конечные пользователи. Кроме того, такая ситуация позволяет минимизировать политические риски. Используется бизнес-модель BOOT (Build, Operate, Own, Transfer— строительство, эксплуатация, владение, передача). Компания будет эксплуатировать объект и получать доход от его работы в течение 10 лет, после чего объект передается муниципальным властям.
В настоящее время размеры контрактов частных компаний стали меньше, чем в 1990-х годах, однако само количество таких контрактов возросло. За последние 15 лет 54 страны изъявили готовность допустить частные компании в инфраструктуру водоснабжения, и количество таких стран продолжает увеличиваться. Со временем небольшие национальные компании захватывают все большую долю рынка у транснациональных корпораций, что ведет к повышению уровня конкуренции.
По результатам опроса, в областях, где уровни риска и доходность находятся на разумном уровне, объем участия частных компаний будет нарастать. Однако это окажет лишь незначительное содействие в решении проблем развивающихся мегаполисов, поскольку частные компании избегают не только областей, где существуют значительные политические риски, но и городов, где получение прибыли связано с трудностями (даже в тех случаях, когда местные власти оказывают им содействие).
Большинство новых инвестиционных проектов с участием частных компаний в секторе водоснабжения реализуются в настоящее время в КНР (56% от общего количества такого рода проектов) и в Алжире (34%). По мнению специалистов в области водоснабжения из развивающихся мегаполисов, соотношение государственных организаций и частных компаний в сфере эксплуатации новых объектов составит 57% к 43%. Большинство таких проектов потребует значительно большего участия со стороны государства.
По мнению сторонников приватизации систем водоснабжения, основными преимуществами такого подхода являются более высокая эффективность, большие объемы финансирования, более эффективное управление качеством и более высокое качество услуг. Те же, кто относится скептические к участию частных компаний, указывают на такие проблемы, как высокая стоимость услуг для потребителей, ориентация на извлечение прибыли и недостаточный объем предложения.
Проблемы системы водоснабжения и водоотведения в г. Санкт-Петербурге
Рубрика: Технические науки
Дата публикации: 15.04.2017 2017-04-15
Статья просмотрена: 4388 раз
Библиографическое описание:
Мухорин, А. А. Проблемы системы водоснабжения и водоотведения в г. Санкт-Петербурге / А. А. Мухорин, А. Д. Сидоров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/archive/149/42269/ (дата обращения: 20.04.2021).
В данной статье анализируется текущее состояние системы водоснабжения и водоотведения в г. Санкт-Петербурге. Выявляются проблемы в системе водоснабжения на примере ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», комплексно учитывая технические, экономические, экологические и социальные аспекты.
Ключевые слова: водоснабжение и водоотведение, регулирование тарифов, водопотребление и энергетическая эффективность, экология и охрана водных ресурсов
Вода — это один из важнейших природных ресурсов, который является источником жизни для всех живых организмов.
Раньше природные ресурсы считались общенародными и бесплатными. Рыночные отношения стали развиваться в России в связи с тем, что многие из природных ресурсов признали дефицитными. В результате этого, на воду установили цены. Частные компании получили право управления, эксплуатации и даже владения общественными системами водоснабжения.
Ежегодно на Земле тратиться на водоснабжение около 5,2 тыс. м 3 (рис.1) [1].
Рис. 1. Соотношение потребления водных ресурсов
Организацией, осуществляющей водоснабжение основной части потребителей Санкт-Петербурга, является ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», на долю которого приходится 97,2 % реализуемой воды. Водоснабжение остальных потребителей осуществляется 16 организациями, деятельность которых подлежит тарифному регулированию и состоит в основном в передаче потребителям воды, поставляемой ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» [2].
Согласно Федеральному закону № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» основными задачами в системе водоснабжения и водоотведения (ВиВ) являются:
– обеспечение абонентов питьевой водой и её водоотведение;
– привлечение инвестирования в сферу ВиВ;
– установление и регулирование экономически обоснованных тарифов системы водоснабжения;
– создание условий для возможного осуществления предпринимательской деятельности в сфере ВиВ;
– доступность всего населения к ВиВ;
– открытость деятельности организаций, осуществляющих работу в сфере водоснабжения и водоотведения, а также органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения.
За последние года резко ухудшилось техническое и финансовое состояние многих объектов коммунального хозяйства в Российской Федерации. Уменьшение финансирования из бюджетов разного уровня, отсутствие конкуренции и монополизация производства и сферы услуг в отраслях ЖКХ существенно тормозит экономическое развитие многих государственных предприятий, обеспечивающих население услугами, необходимых для создания нормальных условий граждан России.
Российская Федерация занимает первые места по протяженности водопроводных сетей, но около 60 % отечественных труб, обслуживающих бытовые нужды населения, официально признаны аварийными.
ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» несет высокую техническую и финансовую нагрузку, выполняя сложные задачи по предоставлению коммунальных услуг.
Инвестиции в коммунальную инфраструктуру ограничиваются в основном бюджетными источниками и осуществлялись в рамках целевых программ либо инвестиционных программ организаций коммунального комплекса за счет тарифной выручки. Необходимо отметить, что тарифы на питьевую воду с каждым годом неуклонно растут (рис.2) [3].
Рис. 2. Тарифы на питьевую воду
Оценивая перспективу на ближайшие несколько лет с учетом сегодняшней ситуации можно с достаточной уверенностью говорить о необходимости изменения концепции функционирования отрасли коммунальной инфраструктуры. Следует перейти от ожидания бюджетных денег к формированию устойчивых структур (моделей) государственно-частного партнерства [4, с.463–468].
Сфера ВиВ считается одной из самых энергоёмких и технологически сложных отраслей жилищно-коммунального хозяйства, поэтому государство уделяет особое внимание вопросам повышения энергетической и экологической эффективности водопроводно-канализационного комплекса. Одними из базовых документов в этом направлении стали Указ Президента от 04.06 2008 года № 889 «О повышении экологической и энергетической эффективности Российской экономики до 2020 года» и Федеральный Закон от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Вопросы энергоэффективности являются очень актуальными в данной сфере деятельности. Связано это с тем, что в тарифе предприятий водоснабжения и водоотведения доля электроэнергии составляет более 35 %, а приобретать её необходимо по рыночным (свободным) ценам в объеме 100 % [5]. Данная ситуация возникла после установления с 1 января 2011 года свободных тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям электрической энергии энергосбытовыми организациями, не являющимися гарантирующими поставщиками (Федеральный закон от 26.07.2010 N 187-ФЗ). Таким образом, ещё до принятия закона об энергоэффективности многие водоканалы крупных городов активно занимались снижением потребления электроэнергии, внедряя энергосберегающие технологии, и к моменту вступления в силу указанного документа уже достигли определённого предела. Поэтому дальнейшая реализация некоторыми предприятиями ВКХ закона не может быть выполнена, так как отсутствуют возможности для дальнейшего сокращения энергопотребления.
Согласно водному кодексу Российской Федерации, вода является важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, использующимся и сохраняющимся в России как основа жизни и деятельности народов, обеспечивающая экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира. Водные ресурсы находятся в собственности государства.
В настоящее время в функционировании и организации системы водоснабжения существует ряд проблем. Согласно данным РОССТАТа в России около 8 % трубопроводов находится в предаварийном состоянии. Из этого следует, что в трубопроводах водоснабжения наблюдаются потери напора и снижение пропускной способности. В следствие этого санитарно-гигиенические показатели воды также ухудшаются.
В больших городах с плотной застройкой все чаще возникает проблема восстановления водопроводов систем водоснабжения. Решение данной проблемы в виде открытой перекладки труб способствует огромным капитальным затратам, а также длительным срокам строительства, нарушением движения транспортных средств и т. п.
Около 38 % водопроводов в России не имеет необходимого комплекса очистных сооружений для обеззараживания воды, а также нарушаются режимы зон санитарной охраны. Около 21 % воды теряется в сетях жилищного фонда из-за коррозии и износа труб.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что в настоящее время 60–65 % существующей сети водоснабжения города находится в плохом состоянии, требует восстановления, ремонта и замены. Но в настоящее время из-за нехватки средств для установки дополнительного, необходимого оборудования, обработки воды и приобретения реагентов для существующих сооружений по обеззараживанию воды эти работы не проводятся, в связи, с чем можно сделать вывод, что Санкт-Петербург стоит перед очень серьезными экологическими и социальными проблемами.
Для решения данных задач необходимы инвестиции для ремонта существующих систем, поддержания водопроводов в соответствующем СНиП состоянии, развития экологически чистых технологий.
Государственное регулирование тарифов для субъектов естественных монополий как в целом по РФ, так и в г. Санкт-Петербурге в частности в условиях реформирования должно быть направлено на:
– обеспечение прозрачности деятельности компаний путем перехода на международные стандарты бухгалтерского учета по каждому виду деятельности. Проведение независимого аудита с целью определения реальных инвестиционных потребностей;
– сохранение в отрасли небольшого числа интегрированных компаний с высокой инвестиционной привлекательностью и способностью обновлять производственные фонды, что позволит поддержать технологические связи, во многом сохранить потенциал;
– базирование тарифного регулирования на объективном анализе издержек и инвестиционных потребностей и его координации с тарифным регулированием других естественных монополий, в частности с рентабельностью других отраслей промышленности.
Таким образом, на сегодняшний день существует немало проблем, связанных с функционированием системы водоснабжения. Действующая в стране система водоснабжения находится в чрезвычайно плохом состоянии.