Проблемные вопросы по водоснабжению

Проблемы системы водоснабжения и водоотведения в г. Санкт-Петербурге

Рубрика: Технические науки

Дата публикации: 15.04.2017 2017-04-15

Статья просмотрена: 4394 раза

Библиографическое описание:

Мухорин, А. А. Проблемы системы водоснабжения и водоотведения в г. Санкт-Петербурге / А. А. Мухорин, А. Д. Сидоров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/archive/149/42269/ (дата обращения: 21.04.2021).

В данной статье анализируется текущее состояние системы водоснабжения и водоотведения в г. Санкт-Петербурге. Выявляются проблемы в системе водоснабжения на примере ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», комплексно учитывая технические, экономические, экологические и социальные аспекты.

Ключевые слова: водоснабжение и водоотведение, регулирование тарифов, водопотребление и энергетическая эффективность, экология и охрана водных ресурсов

Вода — это один из важнейших природных ресурсов, который является источником жизни для всех живых организмов.

Раньше природные ресурсы считались общенародными и бесплатными. Рыночные отношения стали развиваться в России в связи с тем, что многие из природных ресурсов признали дефицитными. В результате этого, на воду установили цены. Частные компании получили право управления, эксплуатации и даже владения общественными системами водоснабжения.

Ежегодно на Земле тратиться на водоснабжение около 5,2 тыс. м 3 (рис.1) [1].

Рис. 1. Соотношение потребления водных ресурсов

Организацией, осуществляющей водоснабжение основной части потребителей Санкт-Петербурга, является ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», на долю которого приходится 97,2 % реализуемой воды. Водоснабжение остальных потребителей осуществляется 16 организациями, деятельность которых подлежит тарифному регулированию и состоит в основном в передаче потребителям воды, поставляемой ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» [2].

Согласно Федеральному закону № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» основными задачами в системе водоснабжения и водоотведения (ВиВ) являются:

– обеспечение абонентов питьевой водой и её водоотведение;

– привлечение инвестирования в сферу ВиВ;

– установление и регулирование экономически обоснованных тарифов системы водоснабжения;

– создание условий для возможного осуществления предпринимательской деятельности в сфере ВиВ;

– доступность всего населения к ВиВ;

– открытость деятельности организаций, осуществляющих работу в сфере водоснабжения и водоотведения, а также органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения.

За последние года резко ухудшилось техническое и финансовое состояние многих объектов коммунального хозяйства в Российской Федерации. Уменьшение финансирования из бюджетов разного уровня, отсутствие конкуренции и монополизация производства и сферы услуг в отраслях ЖКХ существенно тормозит экономическое развитие многих государственных предприятий, обеспечивающих население услугами, необходимых для создания нормальных условий граждан России.

Российская Федерация занимает первые места по протяженности водопроводных сетей, но около 60 % отечественных труб, обслуживающих бытовые нужды населения, официально признаны аварийными.

ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» несет высокую техническую и финансовую нагрузку, выполняя сложные задачи по предоставлению коммунальных услуг.

Инвестиции в коммунальную инфраструктуру ограничиваются в основном бюджетными источниками и осуществлялись в рамках целевых программ либо инвестиционных программ организаций коммунального комплекса за счет тарифной выручки. Необходимо отметить, что тарифы на питьевую воду с каждым годом неуклонно растут (рис.2) [3].

Рис. 2. Тарифы на питьевую воду

Оценивая перспективу на ближайшие несколько лет с учетом сегодняшней ситуации можно с достаточной уверенностью говорить о необходимости изменения концепции функционирования отрасли коммунальной инфраструктуры. Следует перейти от ожидания бюджетных денег к формированию устойчивых структур (моделей) государственно-частного партнерства [4, с.463–468].

Читайте также:  Профиль для радиаторов отопления

Сфера ВиВ считается одной из самых энергоёмких и технологически сложных отраслей жилищно-коммунального хозяйства, поэтому государство уделяет особое внимание вопросам повышения энергетической и экологической эффективности водопроводно-канализационного комплекса. Одними из базовых документов в этом направлении стали Указ Президента от 04.06 2008 года № 889 «О повышении экологической и энергетической эффективности Российской экономики до 2020 года» и Федеральный Закон от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Вопросы энергоэффективности являются очень актуальными в данной сфере деятельности. Связано это с тем, что в тарифе предприятий водоснабжения и водоотведения доля электроэнергии составляет более 35 %, а приобретать её необходимо по рыночным (свободным) ценам в объеме 100 % [5]. Данная ситуация возникла после установления с 1 января 2011 года свободных тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям электрической энергии энергосбытовыми организациями, не являющимися гарантирующими поставщиками (Федеральный закон от 26.07.2010 N 187-ФЗ). Таким образом, ещё до принятия закона об энергоэффективности многие водоканалы крупных городов активно занимались снижением потребления электроэнергии, внедряя энергосберегающие технологии, и к моменту вступления в силу указанного документа уже достигли определённого предела. Поэтому дальнейшая реализация некоторыми предприятиями ВКХ закона не может быть выполнена, так как отсутствуют возможности для дальнейшего сокращения энергопотребления.

Согласно водному кодексу Российской Федерации, вода является важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, использующимся и сохраняющимся в России как основа жизни и деятельности народов, обеспечивающая экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира. Водные ресурсы находятся в собственности государства.

В настоящее время в функционировании и организации системы водоснабжения существует ряд проблем. Согласно данным РОССТАТа в России около 8 % трубопроводов находится в предаварийном состоянии. Из этого следует, что в трубопроводах водоснабжения наблюдаются потери напора и снижение пропускной способности. В следствие этого санитарно-гигиенические показатели воды также ухудшаются.

В больших городах с плотной застройкой все чаще возникает проблема восстановления водопроводов систем водоснабжения. Решение данной проблемы в виде открытой перекладки труб способствует огромным капитальным затратам, а также длительным срокам строительства, нарушением движения транспортных средств и т. п.

Около 38 % водопроводов в России не имеет необходимого комплекса очистных сооружений для обеззараживания воды, а также нарушаются режимы зон санитарной охраны. Около 21 % воды теряется в сетях жилищного фонда из-за коррозии и износа труб.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что в настоящее время 60–65 % существующей сети водоснабжения города находится в плохом состоянии, требует восстановления, ремонта и замены. Но в настоящее время из-за нехватки средств для установки дополнительного, необходимого оборудования, обработки воды и приобретения реагентов для существующих сооружений по обеззараживанию воды эти работы не проводятся, в связи, с чем можно сделать вывод, что Санкт-Петербург стоит перед очень серьезными экологическими и социальными проблемами.

Для решения данных задач необходимы инвестиции для ремонта существующих систем, поддержания водопроводов в соответствующем СНиП состоянии, развития экологически чистых технологий.

Государственное регулирование тарифов для субъектов естественных монополий как в целом по РФ, так и в г. Санкт-Петербурге в частности в условиях реформирования должно быть направлено на:

Читайте также:  Как прокладывать трубы теплых полов

– обеспечение прозрачности деятельности компаний путем перехода на международные стандарты бухгалтерского учета по каждому виду деятельности. Проведение независимого аудита с целью определения реальных инвестиционных потребностей;

– сохранение в отрасли небольшого числа интегрированных компаний с высокой инвестиционной привлекательностью и способностью обновлять производственные фонды, что позволит поддержать технологические связи, во многом сохранить потенциал;

– базирование тарифного регулирования на объективном анализе издержек и инвестиционных потребностей и его координации с тарифным регулированием других естественных монополий, в частности с рентабельностью других отраслей промышленности.

Таким образом, на сегодняшний день существует немало проблем, связанных с функционированием системы водоснабжения. Действующая в стране система водоснабжения находится в чрезвычайно плохом состоянии.

20 февраля 2020 года прошел «круглый стол» на тему «Проблемы применения законодательства Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении и реализация полномочий муниципальных образований в данной сфере»

В соответствии с планом работы Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления 20 февраля 2020 года в Государственной Думе состоялось заседание «круглого стола» на тему: «Проблемы применения законодательства Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении и реализация полномочий муниципальных образований в данной сфере» с участием депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представителей федеральных министерств и ведомств, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, межмуниципальных объединений России, общественных организаций, экспертного сообщества.

В ходе данного мероприятия участники обсудили вопросы совершенствования законодательной и нормативно-правовой базы, ход реализации федерального проекта «Чистая вода», а также иные вопросы, касающиеся исполнения муниципальными образованиями полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения. Все выступающие сошлись во мнении, что в целом текущее положение отрасли водно-канализационного хозяйства (далее – ВКХ) можно признать неудовлетворительным и требующим, помимо прочего, правового совершенствования и корректировки отдельных законодательных норм.

Председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления ДИДЕНКО А.Н. в своем выступлении отметил ряд ключевых проблем, характерных для сферы ВКХ. К таковым, в частности, можно отнести – высокий уровень физического износа сетей водоснабжения и водоотведения и низкие темпы ремонта и замены; низкую долю нормативно очищенной сточной воды; бюджетную недофинансированность и низкий инвестиционный потенциал отрасли; несогласованность схем водоснабжения, ценообразования, инвестиционных решений и требований, предъявляемых к водоканалам, по доступности и качеству водоснабжения и водоотведения; несогласованность и несовершенство существующей нормативно-правовой базы в отрасли ВКХ.
Кроме того было отмечено, что в конце 2019 года был принят закон, оказывающий непосредственное влияние на сферу ВКХ – Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции». Хотя водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относятся к числу естественных монополий, однако далеко не весь рынок данных услуг охватывается ЦСВ. В силу указанного закона создание унитарных предприятий в сфере ВКХ вне централизованных систем после 1 января 2025 года окажется невозможным, что может поставить под угрозу оказание коммунальных услуг в малонаселенных территориях, отдаленных и труднодоступных местностях.

В целях решения названных проблем представляется целесообразным сформировать эффективный механизм планирования и управления отраслью, включая систему учета и управления данными, а также создать условия для формирования инвестиционного ресурса в отрасли, в том числе за счет перехода на долгосрочную модель ценообразования, обеспечения равных условий функционирования для государственных и частных предприятий и расширения мер государственной поддержки отрасли.

Читайте также:  Теплоотдача сухого теплого пола

Руководитель рабочей группы по вопросам водоснабжения и водоотведения, член Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления МАРКОВ А.П. подчеркнул, что низкий уровень очистки сточных вод обусловлен как недостаточной обеспеченностью населенных пунктов очистными сооружениями, так и устаревшими оборудованием и технологиями очистки. Актуальной является и проблема обращения с осадком сточных вод, образующимся в ходе водоподготовки и очистки сточных вод. Выступающий также обратил внимание на то обстоятельство, что ограниченность собственной финансовой базы муниципальных образований, к ведению которых отнесена организация водоснабжения и водоотведения, а также недостаточность кадровых и иных ресурсов на местном уровне не позволяет проводить грамотную и эффективную политику в сфере ВКХ, в том числе связанную с внедрением таких инновационных и сложных форм хозяйствования, как концессия.
При этом было предложено повысить качество и обеспеченность услугами водоснабжения и водоотведения за счет ускорения темпов модернизации и расширения инфраструктуры ВКХ.

Заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации ЯСТРЕБОВ С.Н. заострил внимание на реализации федерального проекта «Чистая вода», обратив особое внимание на необходимость реконструкции и строительства очистных сооружений и канализации. Кроме того было отмечено низкое качество подготовки проектно-сметной документации, ответственными за подготовку которой являлись субъекты Российской Федерации.

Исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения ДОВЛАТОВА Е.В. в своем выступлении отметила, что ввод новых капиталоемких объектов, построенных по федеральным проектам, приведет к существенному увеличению налоговой нагрузки по налогу на имущество. При этом необходимо предусмотреть стимулы для установления льготных режимов налогообложения, в частности через корректировку механизма распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов. Также была озвучена проблема установления при оформлении концессии НДС на объекты водоснабжения, особенно расположенных в малых городах.

На заседании «круглого стола» также выступили:

АФАНАСЬЕВ Е.Е. – Министр промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края («Реализация федерального проекта «Чистая вода». Совершенствование законодательной и нормативной базы и иные вопросы, касающиеся исполнения полномочий муниципальных образований в сфере водоснабжения и водоотведения»);

ТЕГЕНЦЕВ С.А. – директор департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени («Проблемы применения законодательства Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении и реализация полномочий муниципальных образований в данной сфере»);

БУДНИЦКИЙ Д.М. – руководитель направления нормативно-аналитической работы дирекции по взаимодействию с органами власти
ООО УК «Росводоканал» («Основные правовые и экономические проблемы в деятельности организаций сферы водоснабжения и водоотведения»);

ШЕРШАКОВА Т.Е. – заместитель начальника Управления планирования и тарифообразования АО «Мосводоканал» («Законодательные проблемы в сфере водоснабжения и водоотведения в Российской Федерации»);

ТУДВАЧЕВ А.В. – генеральный директор Водного центра Санкт-Петербургского государственного университета («Предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы в области водоснабжения за счет подземных вод»);

СТЕПАНОВ В.Г. – генеральный директор ООО «Водные технологии» («Решение проблемы обеспечения населения Российской Федерации качественной питьевой водой»).

Рекомендации «круглого стола» будут представлены для ознакомления в данном разделе после их доработки и утверждения на заседании Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления с учетом состоявшейся дискуссии и высказанных предложений.

Оцените статью