Проблемы горячего водоснабжения крупнейшего города (на примере Екатеринбурга)
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 02.11.2015 2015-11-02
Статья просмотрена: 718 раз
Библиографическое описание:
Суставова, Н. П. Проблемы горячего водоснабжения крупнейшего города (на примере Екатеринбурга) / Н. П. Суставова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 481-483. — URL: https://moluch.ru/archive/101/22951/ (дата обращения: 21.04.2021).
Сегодня Екатеринбург является четвертым по численности населения городом России, административным центром Свердловской области и Уральского федерального округа. По большинству показателей социально-экономического развития город занимает лидирующие позиции. В последние годы наблюдается стабильное увеличение рождаемости, при этом смертность в Екатеринбурге самая низкая среди «городов-миллионников» России. Через город проходят 6 федеральных автотрасс, 7 магистральных железнодорожных линий, а также располагается самый большой за пределами двух столиц международный аэропорт.
Растущий и богатеющий город всегда является привлекательным для проживания, работы, учебы. С ростом населения растут темпы и объемы строительства и ввода жилых площадей, объектов социальной сферы, торгово-развлекательных комплексов. Однако, с ростом благосостояния горожан, растут и их требования к качеству оказываемых услуг в различных сферах, в т. ч. и в сфере ЖКХ.
Каждый год с наступлением отопительного сезона в контролирующих органах фиксируют рост обращений граждан с жалобами на подаваемую централизованно горячую воду. Ресурс зачастую не соответствует требованиям СанПиН по цветности, запаху, мутности. В зимний период проблемы возникают в жилом фонде, подключенном к открытой системе горячего водоснабжения. Данная проблема может быть связана с некачественной промывкой системы ГВС в самом доме в летний период либо с плохим состоянием самих подающих сетей. Но даже при добросовестной работе управляющих компаний и качественной промывке систем дома количество неудовлетворительных проб горячей воды не снижается. Ответ прост- в таких домах системы отопления и снабжения горячей водой не изолированы, поэтому в ГВС подмешивается технический носитель из системы отопления.
В 2012 году был принят Федеральный закон N 190-ФЗ «О теплоснабжении», согласно которому с 2022 г. будет запрещен забор горячей воды из источников теплоснабжения: «С 1 января 2022 года использование централизованных открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) для нужд горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора теплоносителя на нужды горячего водоснабжения, не допускается» [1].
Данная категория воды является технической и совершенно не пригодна для бытового использования. Решение проблемы- закрытие системы подачи ГВС. В большинстве российских городов система снабжения ГВС является закрытой, но для таких крупных городов как Санкт-Петербург и Екатеринбург была выбрана открытая схема. В Екатеринбурге с 2013 года запрещено подключение новых объектов строительства к открытой системе снабжения ГВС. Во вновь сдаваемых объектах капитального строительства установлены ИТП (индивидуальные тепловые пункты), в которых при начале отопительного сезона происходит нагрев чистой водопроводной воды подаваемым теплоносителем до состояния горячей. Однако проблема остается острой для большинства жилых домов города.
Проблема качественной горячей воды является одной из самых сложных для разрешения, т. к. затрагивает интересы сразу нескольких сторон (поставщиков тепла, воды, собственников жилых помещений, посредников в лице управляющих компаний, Администрации города) и ее решение требует их слаженной работы. По оценке главного инженера «Свердловской теплоснабжающей компании» данная модернизация по переходу Екатеринбурга на закрытую схему горячего водоснабжения потребует около 60 млрд. рублей. Из них 20 млрд.- затраты на установку индивидуальных тепловых пунктов, модернизацию центральных тепловых пунктов и, при необходимости, перекладку центральных квартальных сетей. Однако переход этим не ограничится, и для завершения необходима реконструкция сетей «Водоканала». На это и пойдут оставшиеся 40 млрд. [2]
Средства планируется привлекать из федерального бюджета и использовать средства жителей-собственников помещений. Данный вопрос законодательно не освещен, отсутствуют механизмы финансирования мероприятия. Согласно Жилищного Кодекса РФ все вопросы, касающиеся дополнительных денежных затрат со стороны собственников, должны приниматься на общем собрании. [3]. Однако, учитывая стоимость ИТП для дома (на 5 этажный дом в 4 подъезда стоимость может доходить до 2 млн руб.) можно понять скепсис собственников. В городской администрации предлагают свои пути решения проблемы: устанавливать ИТП при капитальном ремонте дома либо закрепить за собственниками законодательно обязанность по установке ИТП за счет своих средств.
В то же время неудовлетворительное качество горячей воды (несоответствие СанПиНам) оборачивается для управляющих компаний немалыми штрафами. На запрос управляющей компании, адресованный поставщику услуги, привожу выдержку из официального ответа от 15.06.2015 г. «На основании вышеизложенного, предлагаем Вам, до 1 января 2022 г. предусмотреть возможность доведения до потребителей горячей воды с температурой 60–75 С (возможный вариант: установка электроводонагревателя) или отказаться от потребления горячей воды до восстановления параметров, соответствующих санитарным нормам».. [4]. В свою очередь управляющие компании не имеют полномочий отключить от горячего водоснабжения жилой дом, а может только дать рекомендации собственникам установить индивидуальные водонагреватели в квартирах и не пользоваться некачественной горячей водой.
Что же касается рекомендаций ООО «СТК» об использовании электроводонагревателя для дома- данная версия тоже несостоятельна. При сдаче нового жилого дома в 175 квартир, 4 подъезда, по проекту в ИТП установлены 2 проточных электроводонагревателя по 12 кВт. При нагрузке, необходимой для нагрева ГВС в 35,6 Гкал/мес. (40 968 кВт/мес.) таких нагревателей должно быть установлено 5 штук. Даже если технические условия были бы выполнены, сумма затрат дома на подогрев ХВС до состояния горячей воды в 70 С будет составлять в месяц 97,5 тыс. руб. (40 968 кВт * 2,38 руб. (дневной тариф)). Однако, только малую часть этой суммы можно отнести на собственников, львиную долю за собственников будет вынуждена оплатить поставщику электроэнергии сама управляющая компания, т. к. в области действуют нормативы потребления электроэнергии кВт·ч на 1 кв. метр площадей, входящих в состав общего имущества дома.
Таких средств ни одна управляющая компания не в состоянии изыскивать ежемесячно. Поэтому рекомендации самих управляющих компаний могут сводиться к предложению установить индивидуальный водонагреватель в квартире и при этом перекрыть ГВС, либо пользоваться тем, что есть, ожидая 2022 года. Для тех же собственников, которые не согласны с этими предложениями можно рекомендовать провести общее собрание собственников, на котором принять к исполнению смету на установку ИТП за счет средств самих собственников.
Утечка во времени: 60% домов в России могут остаться с плохой водой
Около 60% жилых домов в России могут остаться с горячей водой низкого качества. Речь о зданиях с открытой системой теплоснабжения, при которой из кранов течет такая же горячая вода, как в батареях. Она опасна для здоровья, плюс такие системы отличаются низкой энергоэффективностью. В 2011 году правительство приняло поправку в закон, по которой горячая вода для кранов и для батарей в жилых домах должна подаваться раздельно. Но существенных шагов для этого не предпринято до сих пор, рассказали «Известиям» участники отрасли. Теперь Минстрой намерен внести в Госдуму законопроект об отмене обязательного перехода к закрытым системам, говорится в документах правительства, с которыми ознакомились «Известия».
Риски и сроки
В сентябре 2021 года Минстрой намерен внести в Госдуму законопроект об отмене в жилых домах обязательного перехода к закрытым системам теплоснабжения с открытых. Об этом говорится в плане законопроектной деятельности правительства, с которым ознакомились «Известия». В настоящее время законопроект внесен в правительство РФ, сказали «Известиям» в Минстрое.
С 1 января 2022-го эксплуатация централизованных открытых систем теплоснабжения в многоквартирных жилых домах станет незаконной, предусматривает действующая редакция ФЗ-190 «О теплоснабжении».
В Минэнерго «Известиям» сообщили, что «с учетом ретроспективного анализа темпов закрытия открытых систем горячего водоснабжения до 1 января 2022 года невозможно провести все необходимые мероприятия». При этом в ведомстве отметили, что введение нормы, предусматривающей обязательное закрытие открытых систем горячего водоснабжения, в первую очередь было направлено на обеспечение безопасности населения и соблюдение санитарно-гигиенических требований.
В открытой системе горячая вода проходит химическую подготовку и нагревается на тепловых электростанциях или в котельных. Она отбирается из тех же труб, по которым течет к батареям, рассказал «Известиям» доцент департамента менеджмента и инноваций Финансового университета при правительстве РФ Станислав Шубин. То есть в краны жителей поступает такая же вода, как и в батареи. А она не всегда соответствует санитарным требованиям и может быть вредна для здоровья, подчеркнул эксперт.
Горячая вода из открытых систем может приводить к химической интоксикации организма — поражению внутренних органов, особенно печени, аллергиям и экземам на коже, рассказал председатель технического комитета ТК «Качество воды» Росстандарта, заведующий кафедрой экологии и промышленной безопасности РТУ МИРЭА Георгий Самбурский.
— При открытой системе теплоснабжения в кране с горячей водой оказывается теплоноситель — вода, прошедшая химводообработку для защиты от коррозии металла и накипеобразования в подогревателях, — добавил Станислав Шубин.
Открытая система теплоснабжения от закрытой отличается более низкой энергоэффективностью, отметила председатель экспертного совета комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Ирина Булгакова. Закрытая система позволяет нагревать воду уже в здании при помощи теплообменников — поэтому она не содержит опасных примесей, уточнила она.
Обеспечить обязательный переход к закрытым системам теплоснабжения должны были поправки, внесенные в федеральный закон еще в 2011 году, рассказал «Известиям» профессор факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Сергей Сиваев.
— Поправки дали регионам 10 лет на перевод систем в закрытые. До указанного срока осталось не так много времени — очевидно, что положение закона не будет выполнено. В целом по России около 70% домов получали горячее водоснабжение именно по открытой схеме, однако «закрыться» за минувшие годы успело не более 10% из них, — рассказал Сергей Сиваев.
Законопроект сохраняет действие нормы части 8 статьи 29 ФЗ-190, исключающей возможность подключения объектов капитального строительства потребителей к открытым системам теплоснабжения, подчеркнули в Минстрое. Это позволит обеспечить постепенное строительство закрытых систем горячего водоснабжения, добавили в ведомстве.
Комплексная задача
Согласно разработанному Минстроем законопроекту, правительство должно будет утвердить порядок оценки экономической эффективности перевода систем на закрытые, сказал Сергей Сиваев. И без нее схемы нельзя будет заменять, уточнил он. В Минстрое указали, что решение позволит обеспечить постепенный переход к закрытым системам там, где это необходимо экономически и технологически.
— Но самым простым решением в такой ситуации станет отмена обязательного перехода с открытой на закрытую систему горячего водоснабжения. Причем навсегда, потому что это затратная и комплексная задача, которую без адекватных механизмов институциональной и бюджетной поддержки не решить. Это практика последних десяти лет и показала, — сказал Сергей Сиваев.
В расходы входит установка подогревателей горячего водоснабжения с насосным оборудованием, строительство новых и реконструкция существующих тепловых сетей и вентиляции тепловых пунктов, реконструкция сетей холодного водоснабжения, рассказал эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павел Склянчук.
Поправки, отменяющие запрет, Минстрой разработал еще в 2019 году, сообщил он. Ведомство предлагало осуществлять переход к закрытой системе теплоснабжения только после предварительной оценки экономической целесообразности таких изменений, но инициатива вызвала неоднозначную реакцию экспертного сообщества и не была направлена в Госдуму, заявил Павел Склянчук. Теперь же министерство вновь пытается отменить неудобное требование, добавил он.
Для решения столь сложной проблемы не были созданы необходимые условия, в том числе и финансовые, считает Ирина Булгакова.
— Задача закрытия систем горячего водоснабжения абсолютно правильная, ее главной целью было повышение уровня санитарной безопасности и энергоэффективности коммунальных систем. Но организационных и финансовых механизмов для ее решения на федеральном и региональном уровнях предложено не было, — отметила она.
Эксперт объяснила, что запрещающим открытые системы законом не было определено, за чей счет осуществлять переоборудование. Минстрой не может найти финансирование на такие работы, у ресурсоснабжающих организаций (РСО) также нет на это средств. Поэтому за десять лет почти никто не смог этого сделать, заключила она.
«Известия» направили запросы в крупные РСО. В ресурсоснабжающей компании «Фортум» сообщили, что использование открытых систем горячего водоснабжения приводят к технологическим и экологическим рискам. В компании отметили, что переход на закрытую схему горячего водоснабжения — это в большинстве случаев окупаемый проект. Для этого необходимо внести правки в основы ценообразования и отдельно предусмотреть льготное кредитование в реализации подобного рода проектов, считают там.