- Проблемы водоснабжения муниципальных образований
- 20 февраля 2020 года прошел «круглый стол» на тему «Проблемы применения законодательства Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении и реализация полномочий муниципальных образований в данной сфере»
- 20 февраля 2020 года состоялся «круглый стол» на тему: «Проблемы применения законодательства Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении и реализация полномочий муниципальных образований в данной сфере»
Проблемы водоснабжения муниципальных образований
1 августа состоялось очередное аппаратное совещание при главе администрации Татищевского муниципального района с заместителями главы администрации муниципального района, руководителями органов администрации муниципального района и главами муниципальных образований, входящих в состав Татищевского муниципального района.
На совещании были рассмотрены вопросы:
- Об организации в границах муниципальных образований, входящих в состав Татищевского муниципального района Саратовской области, водоснабжения населения.
- О подготовке образовательных учреждений Татищевского муниципального района Саратовской области к началу нового учебного года.
С докладом по первому вопросу выступил начальник отдела энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и экологии управления индустриальной, строительной и коммунальной политики администрации района Шмуратко С.В.
Ситуация с водоснабжением населения в населенных пунктах района в последнее время сложилась непростая. Системы водоснабжения всех населенных пунктов построены еще в советское время, их износ составляет 90%. Необходимо создавать благоприятную среду для того, чтобы потребители сами организовывали кооперативы, некоммерческие организации для обеспечения своих нужд в питьевой воде. Все финансовые операции будут на виду у населения, и к власти будет минимум вопросов по организации водоснабжения.
Большую проблему с организацией водоснабжения в населенных пунктах в последние годы создают климатические условия, высокая температура окружающего воздуха и засушливая погода в летний период. В данной ситуации есть два выхода:
- разрабатывать графики потребления воды населением;
- изыскивать возможность разработки и запуска дополнительных скважин.
В Октябрьском муниципальном образовании организация водоснабжения находится на уровень выше, чем в остальных муниципальных образованиях района. На территории с.Октябрьский Городок водоснабжением занимаются: 2 потребительских кооператива «Родник» и «Источник», общественная организация «Роса», ФГОУ СРП «Сельскохозяйственный техникум имени К.А.Тимерязева». Для решения вопроса дополнительного обеспечения населения водой в с.Полчаниновка и с.Новоскатовка Большеивановского муниципального образования состоялись собрания граждан, на которых было принято решение обустроить новые скважины.
О ситуации с водоснабжением, сложившейся в с.Большая Ивановка, сообщила временно исполняющий полномочия главы Большеивановского муниципального образования Матасова Е.А. Она отметила, что данная проблема будет решаться на основании договоренности с физическим лицом, имеющим артезианскую скважину, об использовании данной скважины на нужды села.
Ситуация с водоснабжением с.Сторожевка решается радикальными методами, на фоне банкротства предприятия ЖКХ и введения ограничения подачи воды поставщиком ООО «Газпром трансгаз Саратов», водопровод передается в эксплуатацию государственному унитарному предприятию «Облводоресурс». Временно исполняющий полномочия главы Сторожевского муниципального образования Попов Ю.Н. сообщил о состоянии системы водоснабжения в муниципальном образовании. В частности, в своем выступлении он отметил, что в с.Сторожевка в ближайшее время будут завершены работы по устранению прывов, и вода в дома будет поступать в полном объеме. Для водообеспечения с.Курдюм в январе 2011 года создано территориальное общественное самоуправление «Источник», взявшее под свой контроль водообеспечение части села, подобное самоуправление организовывается и в деревне Ильиновка. Кроме того, в настоящее время администрацией муниципального образования оформлены все документы для безвозмездной передачи в муниципальную собственность филиалом ОАО «РЖД» водопроводных сетей и водонапорной башни, расположенных на станции Курдюм.
В целях решения проблемы водоснабжения, существующей в р.п.Татищево, осуществляется реконструкция внутрипоселкового водопровода в рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» Федеральной целевой программы «Жилище» до 2015 года в 2010 году произведена заливка фундамента с технологической камерой под установку водонапорной башни-колонны емкостью 300 м 3 воды, проложено 500 метров водовода и разводящих сетей по улице Школьная. В 2011 году запланирован ввод в эксплуатацию проложенных ранее сетей, что частично снимет напряженность с подачей воды в р.п.Татищево.
В Карамышском муниципальном образовании в с.Карамышка ситуация с водоснабжением связана прежде всего в связи с неудачным инженерным решением при строительстве самого водопровода. Система не была рассчитана на увеличение числа пользователей водопроводом.
По второму вопросу повестки дня совещания выступила Никитина Е.А., начальник управления образования и молодежной политики администрации муниципального района, которая сообщила о ходе подготовки образовательных учреждений района к началу учебного года 2011-2012.
В своем докладе она отметила, что в целях своевременной подготовки учреждений к новому учебному году до 20 августа необходимо:
- привести здания образовательных учреждений в соответствии с требованиями территориальных органов Роспотребнадзора и Госпожнадзора;
- выполнить необходимые мероприятия по лицензированию учреждений образования;
- провести прием образовательных учреждений с представителями надзорных органов.
Хотя большая часть работ по подготовке уже проведена, все же остается ряд проблем, которые не возможно решить без финансирования.
Начальник отдела организации, содержания, эксплуатации и ремонта объектов муниципальных учреждений управления индустриальной, строительной и коммунальной политики администрации района Голубовский В.А. также сообщил о ходе подготовки муниципальных учреждений к учебному году 2011-2012. Подготовка общеобразовательных учреждений к учебному году организована в двух направлениях:
- выполнение противопожарных мероприятий;
- устранение замечаний Роспотребнадзора.
По вопросам выполнения мероприятий пожарной безопасности был проведен анализ по направлениям:
- огнезащитной обработки и контроля качества обработки деревянных чердачных перекрытий;
- оборудования выходов на чердак или кровлю из зданий школ противопожарными люками (дверями);
- обследования покрытия полов, стен на путях эвакуации из сгораемых материалов с неизвестными пожарно-техническими характеристиками на покрытия;
- наличия и проверки работоспособности систем пожарной автоматики обслуживающими организациями с составлением актов;
- обучения руководителей образовательных учреждений, должностных лиц ответственных за организацию работы по обеспечению пожарной безопасности и преподавателей ОБЖ по программе пожарно-технического минимума.
При 100% выполнении данных мероприятий подготовка образовательных учреждений к учебному году может быть закончена своевременно и в полном объеме.
Управление организационного и правового обеспечения администрации муниципального района
20 февраля 2020 года прошел «круглый стол» на тему «Проблемы применения законодательства Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении и реализация полномочий муниципальных образований в данной сфере»
В соответствии с планом работы Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления 20 февраля 2020 года в Государственной Думе состоялось заседание «круглого стола» на тему: «Проблемы применения законодательства Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении и реализация полномочий муниципальных образований в данной сфере» с участием депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представителей федеральных министерств и ведомств, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, межмуниципальных объединений России, общественных организаций, экспертного сообщества.
В ходе данного мероприятия участники обсудили вопросы совершенствования законодательной и нормативно-правовой базы, ход реализации федерального проекта «Чистая вода», а также иные вопросы, касающиеся исполнения муниципальными образованиями полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения. Все выступающие сошлись во мнении, что в целом текущее положение отрасли водно-канализационного хозяйства (далее – ВКХ) можно признать неудовлетворительным и требующим, помимо прочего, правового совершенствования и корректировки отдельных законодательных норм.
Председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления ДИДЕНКО А.Н. в своем выступлении отметил ряд ключевых проблем, характерных для сферы ВКХ. К таковым, в частности, можно отнести – высокий уровень физического износа сетей водоснабжения и водоотведения и низкие темпы ремонта и замены; низкую долю нормативно очищенной сточной воды; бюджетную недофинансированность и низкий инвестиционный потенциал отрасли; несогласованность схем водоснабжения, ценообразования, инвестиционных решений и требований, предъявляемых к водоканалам, по доступности и качеству водоснабжения и водоотведения; несогласованность и несовершенство существующей нормативно-правовой базы в отрасли ВКХ.
Кроме того было отмечено, что в конце 2019 года был принят закон, оказывающий непосредственное влияние на сферу ВКХ – Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции». Хотя водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относятся к числу естественных монополий, однако далеко не весь рынок данных услуг охватывается ЦСВ. В силу указанного закона создание унитарных предприятий в сфере ВКХ вне централизованных систем после 1 января 2025 года окажется невозможным, что может поставить под угрозу оказание коммунальных услуг в малонаселенных территориях, отдаленных и труднодоступных местностях.
В целях решения названных проблем представляется целесообразным сформировать эффективный механизм планирования и управления отраслью, включая систему учета и управления данными, а также создать условия для формирования инвестиционного ресурса в отрасли, в том числе за счет перехода на долгосрочную модель ценообразования, обеспечения равных условий функционирования для государственных и частных предприятий и расширения мер государственной поддержки отрасли.
Руководитель рабочей группы по вопросам водоснабжения и водоотведения, член Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления МАРКОВ А.П. подчеркнул, что низкий уровень очистки сточных вод обусловлен как недостаточной обеспеченностью населенных пунктов очистными сооружениями, так и устаревшими оборудованием и технологиями очистки. Актуальной является и проблема обращения с осадком сточных вод, образующимся в ходе водоподготовки и очистки сточных вод. Выступающий также обратил внимание на то обстоятельство, что ограниченность собственной финансовой базы муниципальных образований, к ведению которых отнесена организация водоснабжения и водоотведения, а также недостаточность кадровых и иных ресурсов на местном уровне не позволяет проводить грамотную и эффективную политику в сфере ВКХ, в том числе связанную с внедрением таких инновационных и сложных форм хозяйствования, как концессия.
При этом было предложено повысить качество и обеспеченность услугами водоснабжения и водоотведения за счет ускорения темпов модернизации и расширения инфраструктуры ВКХ.
Заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации ЯСТРЕБОВ С.Н. заострил внимание на реализации федерального проекта «Чистая вода», обратив особое внимание на необходимость реконструкции и строительства очистных сооружений и канализации. Кроме того было отмечено низкое качество подготовки проектно-сметной документации, ответственными за подготовку которой являлись субъекты Российской Федерации.
Исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения ДОВЛАТОВА Е.В. в своем выступлении отметила, что ввод новых капиталоемких объектов, построенных по федеральным проектам, приведет к существенному увеличению налоговой нагрузки по налогу на имущество. При этом необходимо предусмотреть стимулы для установления льготных режимов налогообложения, в частности через корректировку механизма распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов. Также была озвучена проблема установления при оформлении концессии НДС на объекты водоснабжения, особенно расположенных в малых городах.
На заседании «круглого стола» также выступили:
АФАНАСЬЕВ Е.Е. – Министр промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края («Реализация федерального проекта «Чистая вода». Совершенствование законодательной и нормативной базы и иные вопросы, касающиеся исполнения полномочий муниципальных образований в сфере водоснабжения и водоотведения»);
ТЕГЕНЦЕВ С.А. – директор департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени («Проблемы применения законодательства Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении и реализация полномочий муниципальных образований в данной сфере»);
БУДНИЦКИЙ Д.М. – руководитель направления нормативно-аналитической работы дирекции по взаимодействию с органами власти
ООО УК «Росводоканал» («Основные правовые и экономические проблемы в деятельности организаций сферы водоснабжения и водоотведения»);
ШЕРШАКОВА Т.Е. – заместитель начальника Управления планирования и тарифообразования АО «Мосводоканал» («Законодательные проблемы в сфере водоснабжения и водоотведения в Российской Федерации»);
ТУДВАЧЕВ А.В. – генеральный директор Водного центра Санкт-Петербургского государственного университета («Предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы в области водоснабжения за счет подземных вод»);
СТЕПАНОВ В.Г. – генеральный директор ООО «Водные технологии» («Решение проблемы обеспечения населения Российской Федерации качественной питьевой водой»).
Рекомендации «круглого стола» будут представлены для ознакомления в данном разделе после их доработки и утверждения на заседании Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления с учетом состоявшейся дискуссии и высказанных предложений.
20 февраля 2020 года состоялся «круглый стол» на тему: «Проблемы применения законодательства Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении и реализация полномочий муниципальных образований в данной сфере»
В соответствии с планом работы Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления 20 февраля 2020 года в Государственной Думе состоялось заседание «круглого стола» на тему: «Проблемы применения законодательства Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении и реализация полномочий муниципальных образований в данной сфере» с участием депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представителей федеральных министерств и ведомств, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, межмуниципальных объединений России, общественных организаций, экспертного сообщества.
В ходе данного мероприятия участники обсудили вопросы совершенствования законодательной и нормативно-правовой базы, ход реализации федерального проекта «Чистая вода», а также иные вопросы, касающиеся исполнения муниципальными образованиями полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения. Все выступающие сошлись во мнении, что в целом текущее положение отрасли водно-канализационного хозяйства (далее – ВКХ) можно признать неудовлетворительным и требующим, помимо прочего, правового совершенствования и корректировки отдельных законодательных норм.
Председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления ДИДЕНКО А.Н. в своем выступлении отметил ряд ключевых проблем, характерных для сферы ВКХ. К таковым, в частности, можно отнести – высокий уровень физического износа сетей водоснабжения и водоотведения и низкие темпы ремонта и замены; низкую долю нормативно очищенной сточной воды; бюджетную недофинансированность и низкий инвестиционный потенциал отрасли; несогласованность схем водоснабжения, ценообразования, инвестиционных решений и требований, предъявляемых к водоканалам, по доступности и качеству водоснабжения и водоотведения; несогласованность и несовершенство существующей нормативно-правовой базы в отрасли ВКХ.
Кроме того было отмечено, что в конце 2019 года был принят закон, оказывающий непосредственное влияние на сферу ВКХ – Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции». Хотя водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относятся к числу естественных монополий, однако далеко не весь рынок данных услуг охватывается ЦСВ. В силу указанного закона создание унитарных предприятий в сфере ВКХ вне централизованных систем после 1 января 2025 года окажется невозможным, что может поставить под угрозу оказание коммунальных услуг в малонаселенных территориях, отдаленных и труднодоступных местностях.
В целях решения названных проблем представляется целесообразным сформировать эффективный механизм планирования и управления отраслью, включая систему учета и управления данными, а также создать условия для формирования инвестиционного ресурса в отрасли, в том числе за счет перехода на долгосрочную модель ценообразования, обеспечения равных условий функционирования для государственных и частных предприятий и расширения мер государственной поддержки отрасли.
Руководитель рабочей группы по вопросам водоснабжения и водоотведения, член Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления МАРКОВ А.П. подчеркнул, что низкий уровень очистки сточных вод обусловлен как недостаточной обеспеченностью населенных пунктов очистными сооружениями, так и устаревшими оборудованием и технологиями очистки. Актуальной является и проблема обращения с осадком сточных вод, образующимся в ходе водоподготовки и очистки сточных вод. Выступающий также обратил внимание на то обстоятельство, что ограниченность собственной финансовой базы муниципальных образований, к ведению которых отнесена организация водоснабжения и водоотведения, а также недостаточность кадровых и иных ресурсов на местном уровне не позволяет проводить грамотную и эффективную политику в сфере ВКХ, в том числе связанную с внедрением таких инновационных и сложных форм хозяйствования, как концессия.
При этом было предложено повысить качество и обеспеченность услугами водоснабжения и водоотведения за счет ускорения темпов модернизации и расширения инфраструктуры ВКХ.
Заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации ЯСТРЕБОВ С.Н. заострил внимание на реализации федерального проекта «Чистая вода», обратив особое внимание на необходимость реконструкции и строительства очистных сооружений и канализации. Кроме того было отмечено низкое качество подготовки проектно-сметной документации, ответственными за подготовку которой являлись субъекты Российской Федерации.
Исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения ДОВЛАТОВА Е.В. в своем выступлении отметила, что ввод новых капиталоемких объектов, построенных по федеральным проектам, приведет к существенному увеличению налоговой нагрузки по налогу на имущество. При этом необходимо предусмотреть стимулы для установления льготных режимов налогообложения, в частности через корректировку механизма распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов. Также была озвучена проблема установления при оформлении концессии НДС на объекты водоснабжения, особенно расположенных в малых городах.
На заседании «круглого стола» также выступили:
АФАНАСЬЕВ Е.Е. – Министр промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края («Реализация федерального проекта «Чистая вода». Совершенствование законодательной и нормативной базы и иные вопросы, касающиеся исполнения полномочий муниципальных образований в сфере водоснабжения и водоотведения»);
ТЕГЕНЦЕВ С.А. – директор департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени («Проблемы применения законодательства Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении и реализация полномочий муниципальных образований в данной сфере»);
БУДНИЦКИЙ Д.М. – руководитель направления нормативно-аналитической работы дирекции по взаимодействию с органами власти
ООО УК «Росводоканал» («Основные правовые и экономические проблемы в деятельности организаций сферы водоснабжения и водоотведения»);
ШЕРШАКОВА Т.Е. – заместитель начальника Управления планирования и тарифообразования АО «Мосводоканал» («Законодательные проблемы в сфере водоснабжения и водоотведения в Российской Федерации»);
ТУДВАЧЕВ А.В. – генеральный директор Водного центра Санкт-Петербургского государственного университета («Предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы в области водоснабжения за счет подземных вод»);
СТЕПАНОВ В.Г. – генеральный директор ООО «Водные технологии» («Решение проблемы обеспечения населения Российской Федерации качественной питьевой водой»).