Проект по водоснабжению узбекистан

Утверждена концепция развития водного хозяйства

Президент утвердил концепцию развития водного хозяйства на 2020−2030 годы. Ее цели — стабильное водоснабжение населения и отраслей экономики, внедрение в сферу цифровых технологий, обеспечение надежной работы водохранилищ и другие.

Президент Шавкат Мирзиёев 10 июля подписал указ об утверждении концепции развития водного хозяйства Узбекистана на 2020−2030 годы и «Дорожная карта» по ее реализации в 2020—2022 годах. Текст документа опубликован УзА.

В указе отмечается, что «в связи с глобальным изменением климата, ростом численности населения и отраслей экономики, ежегодным повышением его потребности в воде из года в год усиливается дефицит водных ресурсов».

Расходуемый среднегодовой объем воды составляет 51−53 миллиарда кубометров, в том числе 97,2% — из рек и саев, 1,9% — из коллекторных сетей, 0,9% — из подземных источников, сократился по отношению к выделенному лимиту водозабора на 20%.

Цели принятой концепции — стабильное водоснабжение населения и всех отраслей экономики в следующие 10 лет, улучшение мелиоративного состояния орошаемых земель, широкое внедрение рыночных принципов, механизмов и цифровых технологий в водное хозяйство, обеспечение надежной работы объектов водного хозяйства, а также повышение эффективности использования земельных и водных ресурсов.

Приоритетными направлениями концепции определены:

  • совершенствование прогнозирования и ведения учета водных ресурсов, системы формирования и обеспечения прозрачности базы данных;
  • модернизация и развитие объектов водного хозяйства (за исключением питьевой воды и системы сточных вод), автоматизация управления крупными объектами водного хозяйства на основе цифровых технологий, широкое внедрение технологий, позволяющих экономить электроэнергию и другие ресурсы, привлечение в сферу иностранных инвестиций;
  • обеспечение безопасности и надежной эксплуатации водохранилищ, паводковых водохранилищ и других объектов водного хозяйства;
  • совершенствование системы управления водными ресурсами, внедрение технологии «Smart Water» («Умная вода») и аналогичных цифровых технологий в ведение учета водопользования и водопотребления;
  • улучшение мелиоративного состояния и обеспечение устойчивости орошаемых земель, оказание содействия в повышении плодородия земель, применение эффективных технологий для снижения уровня и предупреждения засоления почв;
  • внедрение государственно-частного партнерства и аутсорсинга в водное хозяйство, передача отдельных объектов водного хозяйства в пользование фермерским хозяйствам, кластерам и другим организациям с направлением сэкономленных средств на модернизацию объектов водного хозяйства, оплату труда и стимулирование работников;
  • и другие.

Министерству водного хозяйства поручено до 2030 года:

  • повысить коэффициент полезного действия систем орошения с 0,63 до 0,73;
  • уменьшить площади орошаемых земельных площадей с низким уровнем водообеспечения с 560 тысяч га до 190 тысяч га;
  • уменьшить засоленные орошаемые земельные площади на 226 тысяч га;
  • уменьшить годовой объем потребления электроэнергии насосными станциями системы Минводхоза на 25%;
  • установить приборы измерения и контроля воды «Smart Water» («Умная вода») на всех объектах ирригационной системы с внедрением цифровых технологий в процесс ведения учета воды;
  • автоматизировать процессы управления водой на 100 крупных объектах водного хозяйства;
  • довести общую площадь земель, охваченных водосберегающими технологиями при орошении сельскохозяйственных культур, до 2 миллионов га, в том числе технологиями капельного орошения — до 600 тысяч га;
  • реализовать в водном хозяйстве 50 проектов на основе принципов ГЧП.
Читайте также:  Как узнать сколько платить за отопление по лицевому

Документом разрешено передавать на условиях ГЧП функции Минводхоза по управлению объектами водного хозяйства на землях кластеров, которые взяли эти сельскохозяйственные посевные земли на свой баланс, на основе прямых переговоров.

Палатам Олий Мажлиса рекомендовано установить парламентский и общественный контроль за своевременной и эффективной реализацией концепции.

Проект по водоснабжению узбекистан

Вынесен на обсуждение проект Концепции развития водного хозяйства Узбекистана на 2020-2030 годы. Документ опубликован на узбекском языке. Неофициальный перевод на русский язык можно найти здесь. Я думаю, это очень важный документ, нацеленный на решение накопившихся проблем в водном секторе.

Вызовы и проблемы

Вода – важнейший ресурс, необходимый для жизнедеятельности населения, функционирования экономики, особенно сельского хозяйства, а также для поддержания экологического баланса.

Основные вызовы для водного сектора страны сегодня и в перспективе – это сокращение объема водных ресурсов в результате изменения климата, а также увеличение спроса на воду вследствие роста населения и экономики. Иными словами, предложение воды будет сокращаться, а спрос на нее будет расти.

Узбекистану, как и всей Центральной Азии, изменение климата угрожает прежде всего таянием горных ледников, питающих основные реки региона. За последние 50-60 лет площади ледников сократились примерно на 30%. По прогнозам при повышении среднегодовой температуры на 2оС ледники могут потерять до 50% своего объема, при потеплении на 4оС – до 78%.

Ситуация с дефицитом воды усугубляется тем, что Узбекистан находится в большой зависимости от поставок воды из соседних стран (80% потребляемой воды приходит в страну извне).

Сокращение водозабора уже имеет место в последние десятилетия. За последние годы годовой объем используемых Узбекистаном водных ресурсов составляет в среднем 51-53 кубических км в год, что на 20% меньше, чем в 80-е годы прошлого столетия (при том, что за это время население страны возросло примерно в полтара-два раза). В будущем ситуация будет только ухудшаться.

Растущий дефицит водных ресурсов усугубляется крайне неэффективным использование воды при ее доставке и потреблении, особенно в сельском хозяйстве. Указанная проблема имеет как институциональные, так и технологические причины.

Главная институциональная причина неэффективного использования водных ресурсов – отсутствие действенных стимулов к экономии воды у водопотребителей (прежде всего агропроизводителей и населения), лиц и организаций, ответственных за водную инфраструктуру. Основные расходы по доставке воды для агропроизводителей покрываются из государственного бюджета. Платежи агропроизводителей за услуги по доставке воды не имеют прямой привязки к объемам ее потребления. Их размеры недостаточны, чтобы стимулировать продуктивное и экономное водопотребление.

В управлении водообеспечением аграрного сектора, как и всем сельским хозяйством в целом, все еще доминируют административные (нерыночные) методы. Основными инструментами распределения воды являются произвольно назначаемые квоты по распределению воды и административный контроль за структурой посевов. Задачи выполнения планов по производству хлопка и пшеницы, не увязаны с задачами оптимизации посевов с точки зрения максимизации экономической выгоды, роста доходов агропроизводителей, водосбережения, сокращения издержек доставки воды.

В этом году, как мы знаем, начинается масштабная аграрная реформа, предусматривающая в том числе поэтапный отказ от обязательных плановых заданий для фермеров. Соответственно создаются условия, предпосылки и необходимость для реализации реформы водного хозяйства.

Читайте также:  Схема отопления частного дома электрокотлом открытого типа

Технологические проблемы использования водных ресурсов связаны, прежде всего, с устаревшей и изношенной инфраструктурой. Изношенность оросительных систем и гидротехнических сооружений, эксплуатируемых в течение десятилетий, высокая энергоемкость и низкая производительность технологического оборудования и конструкций приводят к значительным потерям воды и высоким издержкам ее доставки до потребителей. Так 66% магистральных и межхозяйственных и 21% местных каналов страны не имеют противофильтрационные покрытия, то есть проходят в земляном русле. 44% магистральных и межхозяйственных и 42% локальных каналов требуют проведения ремонта и восстановления, а 16% магистральных и межхозяйственных и 10% локальных каналов — реконструкции. Техническое состояние 70% лотковых сетей оценивается как неудовлетворительное. В результате потери воды в ирригационных сетях составляют 35-40%.

Кроме того, основная часть гидротехнических сооружений системы водного хозяйства оценивается как физически изношенная и морально устаревшая. Например, сроки службы более 60% насосного оборудования, находящегося на балансе Минводхоза, давно истекли. Физический и моральный износ насосных станций и их составных элементов (насосных агрегатов, двигателей и электрической части) является основной причиной больших потерь электроэнергии.

Нерациональное использование воды имеет место и после ее доставки до потребителей. В настоящее время только на 3% орошаемых земель внедрены водосберегающие технологии.

Другие важные проблемы сектора, описанные в проекте Концепции:

— низкая заработная плата, существенно отличающаяся от средней зарплаты по стране;

— неэффективность работы ассоциаций водопотребителей (АВП), которые были превращены в один из инструментов административного управления сельским хозяйством и которые так и не стали устойчивыми структурами самоуправления водопотребителей;

— распыленность ответственности и отсутствие должной координации в управлении водными ресурсами между различными ведомствами;

— недостаточный уровень развития образования и науки в секторе.

В проекте Концепции задач намечен комплекс мероприятий по развитию водного хозяйства. Отмечу лишь те направления работы, которые представляются мне наиболее важными.

1. Повышение финансовой устойчивости водного хозяйства за счет разгосударствления и децентрализации управления водохозяйственными объектами, коммерциализации деятельности водохозяйственных организаций, внедрения механизмов аутсорсинга, в том числе государственно-частного партнерства. Причем, принимая во внимание многообразие условий ведения сельскохозяйственной деятельности в Узбекистане, предполагается перейти от попыток создания универсальной модели управления водохозяйственными объектами к более гибким и разнообразным механизмам. В зависимости от особенностей территории, кадрового потенциала водохозяйственных служб и готовности частного сектора принять участи в государственно-частном партнерстве, планируется передача части хозяйственных функций:

— самим водопотребителям (объединениям фермеров, кластерам и пр.);

— частным компаниям (на конкурсной основе) посредством внедрения государственно-частного партнерства (ГЧП), и других принципов аутсорсинга.

На аутсорсинг (на конкурсной основе по прозрачным процедурам) планируется перевести:

— эксплуатацию и техническое содержание водохозяйственных объектов, включая ирригационные и мелиорационные сети, водораспределители, насосные станции и пр.;

— ремонт, строительство и модернизацию водохозяйственных объектов;

— прочие услуги по обслуживанию водного сектора.

Это будет способствовать сокращению издержек доставки воды и росту продуктивности ее потребления за счет оптимизации производственных процессов, внедрения современных технологий и создания стимулов для рационального использования ресурсов.

2. Поэтапное повышение уровня покрытия водопользователями затрат на доставку воды. Как уже говорилось выше, в настоящее время платежи агропроизводителей за услуги по доставке воды незначительны (покрывают лишь небольшую часть расходов по доставке) и не имеют прямой привязки к объемам ее потребления.

Читайте также:  Длина розлива отопления это

На уровне магистральных и межхозяйственных сетей плата за доставку воды будет взиматься за счет повышения и дифференциации ставок налога на воду (вновь введен для сельскохозяйственных производителей с начала 2020 года). На уровне локальных сетей расширение участия водопотребителей в финансировании будет осуществляться посредством совершенствования механизмов оплата за доставку воды. Тарифы за доставку и ставки налога на воду будут определяться с учетом усредненных издержек по доставке воды на различные территории (затраты на электроэнергию при машинной подаче воды, содержание и эксплуатация каналов и пр.).

3. Административная реформа в секторе водного хозяйства, внедрение современных, соответствующих рыночным принципам методов управления, повышение роли и участия водопользователей, других заинтересованных сторон и общественности в управлении водным хозяйством. Предполагается осуществить четкое определение и разграничение задач, функций и полномочий каждого государственного органа, работающего в водном секторе. Для повышения эффективности государственного регулирования должны быть разграничены функции, связанные с:

— выработкой и реализацией политики управления всеми видами водных ресурсов, включая поверхностные, подземные и возвратные воды;

— регулированием распределения и использования водных ресурсов в разных сферах (сельское хозяйство, коммунальное хозяйство, промышленность и энергетика и пр.);

— осуществлением функций по эксплуатации водохозяйственной инфраструктуры и предоставлением водных услуг;

— контролем за соблюдением лимита водозабора, а также порядком и правилами водопользования и водопотребления.

Эти функции должны осуществлять разные организации, чтобы избегать конфликта интересов при принятии решений.

4. Внедрение прозрачных и эффективных принципов распределения и перераспределения прав на получение воды. В основе системы водораспределения будут лежать прозрачные и осуществимые на практике права на получение воды в виде долгосрочных квот и разрешений на специальное водопользование. Кроме того, предусматривается создание справедливой и прозрачной системы обмена правами на воду или их частями (если, например, какому-то фермеру запланированный объем воды не нужен, он сможет перепродать его другому фермеру, нуждающемуся в этой воде).

5. Технологическая модернизация гидротехнических сооружений и насосных станций, обеспечение их безопасности, снижение потерь воды в оросительных системах, сокращение энергозатрат на доставку воды. Модернизация будет осуществляться как за счет средств государственного бюджета, так и за счет частных инвестиций.

6. Создание действенных стимулов для рационального использования воды, внедрения энерго- и водосберегающих технологий в водном секторе, оптимизации структуры потребления воды. Предполагается использование различных инструментов, стимулирующих применение водосберегающих технологий и повышение эффективности водопользования. Эти инструменты, кроме увеличения доли водопотребителей в расходах на доставку воды, включают меры государственной поддержки производителей, внедряющих водосберегающие методы и технологии (дотации, налоговые льготы), а также совершенствование механизмов стимулирования исследований и разработок по водосберегающим технологиям.

7. Развитие научного и инновационного потенциала в водном хозяйстве, совершенствование системы подготовки кадров для водного хозяйства.

8. Совершенствование системы прогнозирования и учета водных ресурсов, повышение качества данных и их доступности для принятия эффективных решений.

На мой взгляд в проекте Концепции предлагаются довольно кардинальные и правильные меры по решению накопившихся проблем водного сектора. Будем надеяться, что намеченное будет реализовано.

Оцените статью