Проект зон санитарной охраны источников водоснабжения согласование

Проектирование, обучение и сопровождение
по экологии и охране труда

  • Екатеринбург +7(343) 206 09 30
  • Москва +7(499) 403 13 64
  • Сургут +7(3462) 64 44 57
  • Пермь +7 (342) 299 47 06
  • Новосибирск +7(383) 381 40 52
  • Омск +7(3812) 34 25 09
  • Красноярск +7 (391) 216 83 45
  • Челябинск +7(351) 751 30 65

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Исходная документация для разработки проекта ЗСО поверхностного источника.

  1. Полные реквизиты предприятия – заказчика разработки проекта зоны санитарной охраны ЗСО (иначе говоря, санитарной защитной зоны СЗЗ источника):
    • Полное наименование предприятия (организации) и его организационно-правовая форма;
    • Регистрационный номер (ОГРН);
    • Код по общероссийским классификаторам;
    • Адрес и режим работы организации;
    • Вид деятельности;
    • Кадастровый паспорт на земельные участки;
    • Форма собственности на землю (аренда или собственность);
    • Ф.И.О. руководителя (полностью)
    • Ф.И.О. и должность ответственного лица за охрану окружающей среды в организации.
  2. Разрешение на пользование водным объектом (частьI статьи 11 Водного кодекса РФ). Выдается в Федеральном агентстве водных ресурсов территориального водного управления.
  3. Гидрологические данные источника, для которого разрабатывается зона санитарной охраны ЗСО:
    • площадь водосборного бассейна,
    • режим поверхностного стока,
    • max, min и средний расход,
    • уровень воды в месте забора,
    • скорость течения,
    • срок ледостава и вскрытия,
    • планируемый расход воды,
    • данные о приливах и отливах.
  4. Техническая характеристика водозаборных сооружений:
    • инструкции по эксплуатации станций 1 и 2 подъема и других гидротехнических сооружений;
    • при наличии оборудования очистки и обеззараживания воды – паспорта на водоочистные установки.
  5. Схема водопотребления и водоотведения в санитарной защитной зоне (СЗЗ) источника.
  6. Паспорта и сертификаты контрольно-измерительной аппаратуры.
  7. Планводоотбора на следующие 5–10 лет (уменьшится, увеличится или останется на таком же уровне).
  8. Информация о планах строительства (жилые, промышленные и сельскохозяйственные объекты) в районе границ зон санитарной охраны.
  9. Анализ водопотребления источника разработки зоны санитарной охраны ЗСО:
    • журнал учета водоотбора,
    • пробы воды.
  10. Характеристика санитарного состояния источника водоснабжения:
    • Соответствие водного объекта санитарным правилам и нормам, должно обеспечивать безопасную эксплуатацию, не приносящую вреда здоровью населения. Для этого необходимо получить санитарно-эпидемиологическое заключение в Роспотребнадзоре.
    • Анализ воды (за последний год)на показатели радиации. В ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» выдается экспертное заключение о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам объекта радиационногообследования.
  11. Информация об объектах, расположенных во 2 и 3 поясах зоны санитарной охраны, являющихся источниками загрязнения водного объекта.
  12. Анализ качества воды ( СанПиН 2.1.4.1074-01):
    • исследования органолептических и микробиологических показателей воды (ежемесячные) за последний год;
    • Сезонные анализы неорганических и органических веществ за последний год.
  13. Картографический материал, указанный ниже:
    • ситуационный план (масштаб 1:50 000 – 1:100 000) с нанесением проектируемых границ 2-го и 3-го пояса ЗСО и мест водоотбора, источника водоснабжения (его бассейн с притоками),площадей сооружений водопровода,
    • план первого пояса ЗСО (масштаб 1:500 – 1:1 000),
    • план 2-го и 3-го пояса ЗСО (масштаб 1:25 000 – 1:50 000) с указанием всех объектов, находящихся на этой местности.
  14. Предыдущий проект ЗСО (при наличии).

Процедура разработки проекта зоны санитарной охраны (ЗСО) источника.

Каков порядок написания и согласования отчета ЗСО?

В разработке проекта ЗСО выделяют четыре основных этапа:

  1. Подготовительный этап.
    • Сбор необходимой документации для выполнения проекта ЗСО, а также её анализ (полные реквизиты предприятия от заказчика, гидрологические данные, анализ качества воды,информация о планах строительства в районе водозабора,картографический материал).
    • Обследование сооружений водозабора и прилегающей к нему территории (с выездом экспертов или без) на выявление их санитарно-технического состояния.
    • Составление технического задания и согласование календарного плана.
  2. Основной этап.По результатам проведенного обследования и предоставленныхЗаказчиком документов, а также фондовых материалов региональных исследований разрабатывается проект зоны санитарной охраны ЗСОскважины или поверхностного источника в трех экземплярах.Проект состоит из текстовой части, картографического материала (3 ситуационных плана) и планируемых мероприятий на территории ЗСО, которые согласуются с землевладельцами.
  3. Проведение экспертизы.Необходимо провести санитарно-эпидемиологическую экспертизу проекта ЗСО в региональном «Центре гигиены и эпидемиологии». Она включает:
    • проведение экспертизы представленных документов;
    • проведение лабораторных и инструментальных исследований и испытаний;
    • обследование водозабора.

    Результатом экспертизыявляется получение положительного экспертного заключения.

  4. Согласование проекта ЗСО.Для утверждения проекта ЗСО необходимо получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключениео соответствии (несоответствии) санитарным правилам вида деятельности в Роспотребнадзоре. Для его получения заявитель представляет заявление и результаты санитарно-эпидемиологической экспертизы.

Сколько дней занимает процедура разработки проекта и согласования ЗСО?

Разработка проекта зон санитарной охраны скважины или поверхностного источника занимает около двух месяцев. Она зависит от наличия исходных документов и быстроты согласования мероприятий с землепользователями.
Этап согласования в экспертных органах может продолжаться около трёх месяцев.
Оно включает:

  1. Экспертное заключение – не более двух месяцев.
  2. Получение санитарно-эпидемиологического заключения на проект ЗСО – в течение 30 дней.
  3. Заключение Министерства природных ресурсов и экологии – не более 11 рабочих дней с момента поступления документов.

Стоимость разработки и согласования проекта ЗСО.

Стоимость подготовительного этапа зависит от фактических затрат на проведение исследований и сбора информации. Она определяется индивидуально.

Средняя стоимость разработки самого проекта ЗСО — от 100 000 рублей. В неё входит выезд специалиста на объект, лабораторные исследования, подготовка всей необходимой документации,сопровождение при рассмотрении и согласовании вконтролирующих органах.
Проведение экспертизы и этап согласования не входят в общую стоимость разработки проекта. Здесь могут потребоваться дополнительные издержки в зависимости от региона.Для примера приведены расценки (без НДС) для объектов 2 категории сложности, согласно прейскурантам, представленным на сайтах ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»:

  1. Екатеринбург — 15 976 рублей.
  2. Москва – 18 420рублей.
  3. Новосибирск – 16 054 рублей.
  4. Ханты-Мансийск – 12 426 рублей.
  5. Челябинск – 16 780 рублей.

Если у Вас остались вопросы или Вы хотите заказать разработку проекта ЗСО, просим связываться с нами по телефонам раздела контакты.

Состав проекта зоны санитарной охраны ЗСО источника.

Стандартный проект зон санитарной охраны (ЗСО) для поверхностного источника водоснабжения включает в себя:

  1. Общие сведения о предприятии:
    • Полное наименование предприятия (организации) и его организационно-правовая форма;
    • Регистрационный номер (ОГРН);
    • Код по общероссийским классификаторам;
    • Адрес и режим работы организации;
    • Вид деятельности;
    • Кадастровый паспорт на земельные участки;
    • Форма собственности на землю (аренда или собственность);
    • Ф.И.О. руководителя (полностью)
    • Ф.И.О. и должность ответственного лица за охрану окружающей среды в организации;
  2. Физико-географическая характеристика занимает значимую часть при разработке проекта ЗСО – расположение, рельеф, вид почвы, заболоченность территории, площадьводосборного бассейна.
  3. Климатическая характеристика – средняя годовая температура воздуха, распределение различных направлений ветра и его скоростей, годовое количество осадков, средняя месячная относительная влажность, срокледостава и вскрытия, климатический пояс местности;
  4. В содержании проекта зоны санитарной охраны есть общие сведения о водоснабжении :
    • • характеристика существующей системы водоснабжения;
    • • характеристика санитарно-экологического состояния территории;
    • • анализ качества воды;
    • • расчет водопотребления и водоотведения;
    • • гидрологические условия поверхностного источника водоснабжения;
  5. Обоснование границ трех поясов ЗСО поверхностного источника – зона строгого санитарного режима (1 пояс), зона санитарной охраны (2 и 3 пояс);
  6. Мероприятия на территории ЗСО :
    • • мероприятия в районе поясов зон санитарной охраны;
    • • мероприятия по контролю качества вод;
  7. Правила безопасности и режим хоз. использования территории, входящих в ЗСО всех поясов;
  8. Данные о планируемом строительстве в пределах водозабора;
  9. Графическая часть проекта ЗСО , куда входят следующие рисунки и схемы:
    • • ситуационный план с проектируемыми границами второго и третьего поясов ЗСО (М 1:50 000 – 1:100 000);
    • • план первого пояса ЗСО водозаборных сооружений (М 1:500 – 1:1000);
    • • ситуационный план второго и третьего поясов ЗСО с нанесением водопроводных сооружений и линии водовода (М 1:25 000 – 1:50 000).
  10. Приложения проекта зоны санитарной охраны:
    • • исходные данные;
    • • результаты проведенных расчетов;
    • • учредительные документы организации.

Для крупных компаний водоснабжения необходимо до разработки проекта санитарной защитной зоны СЗЗ скважины или поверхностного источника создать положение о зоне санитарной охраны ЗСО источника, которое содержит гигиенические основы их организации для данного водопровода.

На что обратить внимание:

  • состав проекта, определенный в СанПин;
  • соответствие исходных данных величинам, использованных в расчете;
  • оценку санитарного состояния поясов ЗСО;
  • описание объектов, расположенных в границах этих поясов;
  • составленный перечень мероприятий;
  • наличие всех утвердительных документов.

Использование программных продуктов при разработке СЗЗ источников.

Программы помогают в проведении расчетов и получении картографического материала. Использование программных средств возможно для определения размера и площади второго и третьего пояса ЗСО.

Обученные специалисты изучают объект в реальных условиях, проводят лабораторные анализы и на основе полученных результатов составляют перечень мероприятий для санитарной охраны территории.

Аналитика Публикации

Зоны санитарной охраны: о чем нельзя забывать при эксплуатации источников водоснабжения?

Дмитрий Моторин, Юрист Поволжской дирекции

Деятельность подавляющего большинства предприятий и организаций на сегодняшний день связана с необходимостью использования водных ресурсов. В связи с этим, ключевую роль играет выбор источника водоснабжения, как фактора, определяющего характер и устройство всей водохозяйственной системы, а также перечень ее сооружений, стоимость строительства и эксплуатации.

Однако, организуя собственные источники водоснабжения, современные предприятия не всегда знают, какие юридически значимые действия необходимо осуществить для их надлежащего оформления. В частности, как показывает практика[1], хозяйствующие субъекты совершенно забывают о необходимости установления и соблюдения зон санитарной охраны таких источников.

Общая информация

Зона санитарной охраны (далее «ЗСО») – это зона с особыми условиями использования территории, на которой устанавливаются специальные режимы хозяйственной деятельности, санитарного надзора, контроля за качеством воды в источнике, а также охраны объекта.

В настоящее время ЗСО водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются согласно статьи 18 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения[2] и статьи 43 Водного кодекса РФ.

Во исполнение указанных законов Постановлением Главного санитарного врача РФ от 14.03.2002г. №10 утверждены СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», пункт 1.4 которых определяет, что ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

ЗСО организуется в составе трех поясов, каждый из которых предусматривает особый режим хозяйственной деятельности:

(i) первый пояс является поясом строго режима и обеспечивает защиту места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Он организуется непосредственно на территории водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводного канала;

(ii) второй пояс предназначен для предотвращения микробного загрязнения воды. Территория второго пояса определяется гидродинамическим расчетным путем и включает в себя территорию, предназначенную для предупреждения продвижения микробного загрязнения до водозабора;

(iii) третий пояс является зоной, предназначенной для предотвращения химических загрязнений источника водоснабжения. Территория третьего пояса определяется посредством гидродинамических расчетов.

Расположение земельного участка в границах того или иного пояса определяет перечень мероприятий, необходимых для осуществления на его территории, а также оборотоспособность земель.

Границы и режим ЗСО

Границы поясов устанавливаются на основании раздела II СанПиН 2.1.4.1110-02 и варьируются от вида эксплуатируемого источника водоснабжения (поверхностный или подземный).

Для подземных источников границы первого пояса ЗСО устанавливаются на расстоянии не менее 30 метров (для незащищенных источников – не менее 50 метров) от точки водозабора. Границы второго и третьего поясов зависят от типа водозабора (отдельные скважины, группы скважин, линейный ряд скважин, горизонтальные дрены и др.), величины водозабора и гидрологических особенностей объекта.

Для поверхностных источников границы устанавливаются:

для водотоков – 1) границы первого пояса должны составлять не менее 200 метров вверх по течению и 100 метров вниз по течению; 2) границы второго пояса определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий; 3) границы третьего пояса на водотоке вверх и вниз по течению совпадают с границами второго пояса, а боковые границы должны проходить по линии водоразделов в пределах 3-5 километров, включая притоки;

для водоемов – 1) границы первого пояса зависят от местных санитарных и гидрологических условий, но должны быть не менее 100 метров во всех направлениях; 2) границы второго пояса ЗСО определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий; 3) границы третьего пояса поверхностного источника на водоеме полностью совпадают с границами второго пояса.

Согласно подпункту 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах ЗСО водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Данное положение, в частности, обуславливает запрет на приватизацию государственных и муниципальных земельных участков, расположенных в границах первого и второго поясов.

В пределах первого пояса ЗСО необходимые санитарные мероприятия должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов, в пределах второго и третьего поясов ЗСО – владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

Мероприятия предусматриваются для каждого пояса ЗСО в соответствии с его назначением. Они могут быть организованы единовременно и осуществляться до начала эксплуатации источника, либо могут быть постоянными, режимного характера.

Так, в соответствии с разделами 3.2 и 3.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 на территории первого пояса ЗСО запрещается(ются):

посадка высокоствольных деревьев;

все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений;

прокладка трубопроводов различного назначения;

размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий;

применение ядохимикатов и удобрений;

спуск любых сточных вод, в том числе сточных вод водного транспорта;

купание, стирка белья, водопой скота и другие виды водопользования, оказывающие влияние на качество воды.

На территории второго пояса запрещается:

размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обуславливающих опасность микробного загрязнения подземных вод;

применение удобрений и ядохимикатов;

рубка леса главного пользования и реконструкции.

Дополнительно на территории второго пояса, а также в границах третьего пояса запрещается:

выявление, тампонирование или восстановление всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин, представляющих опасность в части возможности загрязнения водоносных горизонтов;

закачка отработанных вод в подземные горизонты, подземное складирование твердых отходов и разработка недр земли;

размещение складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обуславливающих опасность химического загрязнения подземных вод (размещение таких объектов допускается в пределах третьего пояса ЗСО только при использовании защищенных подземных вод, при условии выполнения специальных мероприятий по защите водоносного горизонта от загрязнения, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, выданного с учетом заключения органов геологического контроля).

На территории второго и третьего поясов ЗСО новое строительство, связанное с нарушением почвенного покрова, производится при обязательном согласовании с Роспотребнадзором.

Кроме того, в пределах второго и третьего поясов ЗСО поверхностных источников водоснабжения вводятся следующие ограничения:

согласование изменений технологий действующих предприятий, связанных с повышением степени опасности загрязнения сточными водами источника водоснабжения;

недопущение отведения сточных вод в зоне водосбора источника водоснабжения, включая его притоки, не отвечающих гигиеническим требованиям к охране поверхностных вод;

все работы, в том числе добыча песка, гравия, дноуглубительные работы, в пределах акватории ЗСО допускаются по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора лишь при обосновании гидрологическими расчетами отсутствия ухудшения качества воды в створе водозабора;

использование химических методов борьбы с эвтрофикацией водоемов допускается при условии применения препаратов, имеющих положительное санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора.

В пределах второго пояса ЗСО поверхностных источников водоснабжения запрещается расположение стойбищ и выпас скота, а также всякое другое использование водоема и земельных участков, лесных угодий в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 метров, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества воды источника водоснабжения; запрещается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских и ливневых сточных вод, в которых содержание химических веществ и микроорганизмов превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы качества воды.

В соответствии с пунктом 3 статьи 44 Водного кодекса РФ запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Проект ЗСО и порядок его утверждения

Организация ЗСО осуществляется посредством разработки и утверждения ее проекта, который должен включать в себя:

сведения о границах зоны и составляющих ее поясов;

план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

правила и режим хозяйственного использования территории поясов ЗСО.

Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и должен разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных ЗСО, проект ЗСО разрабатывается специально.

Перед утверждением проект ЗСО в обязательном порядке предоставляется в территориальное управление Роспротребнадзора с целью получения санитарно-эпидемиологического заключения о его соответствии санитарным правилам. Процедура выдачи таких заключений установлена соответствующим Административным регламентом[3].

Для получения санитарно-эпидемиологического заключения заявителю необходимо предоставить:

проектную документацию с ее обоснованием;

заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения по форме, установленной в приложении № 3 к Административному регламенту;

экспертное заключение по результатам санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок.

Услуга оказывается бесплатно в срок не более 30 дней с момента регистрации заявления.

Многие водопользователи забывают, что согласование проекта с Роспотребнадзором не завершает процедуру юридического оформления ЗСО, в связи с чем далее проект ЗСО вместе с санитарно-эпидемиологическим заключением должен быть передан на утверждение в уполномоченные органы государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном законодательством соответствующего субъекта.

Сроки утверждения проектов ЗСО варьируются в зависимости от региона, но, как правило, составляют 30 дней со дня подачи документов. Утверждение осуществляется бесплатно.

Вопросы ответственности владельцев источников водоснабжения

В настоящее время большое количество проектов ЗСО источников водоснабжения не утверждено, соответственно, сведения о границах поясов ЗСО отсутствуют как в государственном кадастре недвижимости, так и на картах зон с особыми условиями, используемых при территориальном планировании муниципального образования.

Между тем, согласно пункту 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых санитарными правилами и нормами.

Это обуславливает возникновение множества споров относительно возможности/невозможности приватизации земельных участков, расположенных в непосредственной близости от источника водоснабжения, а также по вопросам осуществления той или иной хозяйственной деятельности на таких участках.

Вместе с тем, помимо неожиданных ограничений в возможности использования земельного участка и его оборотоспособности, владельцы источников водоснабжения, в отношении которых не утвержден проект ЗСО, а также не соблюдается режим ЗСО, могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение, предусмотренное статьей 6.5 КоАП РФ.

В отсутствие разработанного плана мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника, их владельцы не предпринимают весь необходимый комплекс мер по охране объектов водоснабжения. Поскольку контролирующим органам в такой ситуации не на что ориентироваться при определении допустимости уровня воздействия деятельности водопользователя на водный объект, а последнему нечего предъявить в свое оправдание, довольно часто неутверждение проекта ЗСО также дополнительно становится причиной для административного преследования водопользователей по статьям 8.13-8.15 КоАП РФ.

Заключение

Подводя итог вышеуказанному, еще раз отметим, что отсутствие утвержденной ЗСО источника водоснабжения так или иначе приведет к негативным правовым последствиям как для самого водопользователя, так и для владельцев прилегающих к источнику земельных участков и хозяйственных объектов.

В связи с этим, при обустройстве собственного водоснабжения рекомендуем тщательно подойти к выбору и организации эксплуатации его источника (месторасположению водозаборов, их количеству, системе водопровода, месту его прокладки и проч.), заранее проконсультироваться с контролирующими органами по вопросам организации источника водоснабжения и предполагаемого плана мероприятий по его охране, а также обратиться в специализированную организацию за помощью в разработке проекта ЗСО.

[1] В Республике Татарстан по требованию природоохранной прокуратуры утверждены границы 58 зон санитарной охраны источников водоснабжения// http://eco.tatarstan.ru/rus/v-respublike-tatarstan-po-trebovaniyu-3092857.htm

[2] Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

[3] Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений (утв. Приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 г. № 775).

Читайте также:  Электрический котел для отопления деревянного дома
Оцените статью