Промывка системы отопления при замене антифриза

Промывка системы отопления при замене антифриза

Промывка систем отопления и выбор антифриза

Промывка систем отопления. Выбор теплоносителя.

Когда осуществлять промывку системы отопления?

С учетом срока эксплуатации 5-6 лет, указанного для самых распространенных теплоносителей на основе пропилен и моноэтиленгликоля, таких как Диксис-30, Диксис-65, Диксис Топ, Теплый Дом,
Теплый дом ЭКО рекомендуем осуществлять промывку системы отопления загородного дома один раз при замене теплоносителя на новый. Это само собой разумеется, поскольку, пока теплоноситель не отработал свой срок, особенно в новых системах, его не имеет смысла и менять, или что-либо делать с системой.
Если система заполнена водой и функционирует круглогодично, по опытным данным, ее промывку следует осуществлять один раз в 5-10 лет эксплуатации. Все, конечно, зависит от мягкости залитой в систему воды. Поскольку если количество отложений на 1 кв. метр площади труб и радиаторов превысит 1 кг, промыть такую систему будет довольно сложно.
Как ориентир здесь выступает расход газа для газовых котлов, который резко возрастает по сравнению с начальным расходом, и рабочая температура котла (для систем с котлами на других типах топлива), которая также начнет возрастать в связи с ухудшением эффективности теплообмена. Надеемся, что написано более-менее понятно.

По поводу закупки теплоносителя впрок

Дело в том, что после разлива в емкости и добавления на заводе соответствующих присадок, теплоноситель уже начинает свою работу. И срок его работы не зависит от того, залит ли теплоноситель в
систему или стоит в канистрах в хозблоке или гараже, и нагрет ли он или находится при уличной температуре. По истечении 5-6 лет свойства его теряются. Со временем теплоноситель начинает темнеть.
Поэтому, если Вы увидите в продаже почти черный теплоноситель, — ему года 2-3 не меньше.

По поводу выбора теплоносителя с точки зрения промывки системы в дальнейшем

Дело в том, что промывка системы объемом до 200 литров, куда ранее был залит моноэтиленгликолевый антифриз «выдаст» за выполненные три первых пункта промывки (см. далее) тройной объем
жидкости такого состава, который необходимо утилизировать. Слить 200 литров «отравы» в бочку труда не составит, а куда девать все 600 л. Вызывать машину, которая еще и будет ждать 2,5 часа?

Каждая система отопления рано или поздно загрязняется отложениями и ее необходимо промывать. Дело в том, что антифриз на основе моноэтиленгликоля настолько токсичен, что если его вылить на
землю, в этом месте минимум 2 года ничего не растет. Если на участке существует колодец или неглубокая скважина с питьевой водой, выливать моноэтиленгликолевый антифриз на землю явно не
перспективная идея. Поскольку промывка систем отопления с подобными жидкостями рано или поздно потребует их строгой утилизации, а надвигающийся экологический кризис того обязательно
потребует, что повлечет за собой дополнительные затраты (на сегодня от 15000 р. и выше за вызов химасинизатора с машиной), по существу сводит на нет выбор жидкостей не пропилен-гликолевых.
Поскольку на сегодняшний день антифризы «Диксис Топ» и «Теплый дом ЭКО» таковой утилизации не требуют, то на любой взгляд, выбирать придется именно их.

Средство для очистки теплообменных поверхностей Диксис Люкс.

Несколько общих слов. Производится на основе органических кислот и активных добавок, позволяющих произвести очистку теплообменных поверхностей от накипно-коррозионных
отложений в 1-3 этапа, при количестве отложений до 1 кг на квадратный метр площади. Что это означает? Это означает, что если загрязнения превышают указанный предел, то промывку придется
полностью повторить, но не более одного раза, поскольку дать гарантию на то, что система среагирует уже невозможно.

Читайте также:  Подмотка для труб водоснабжения какая лучше

Средство предназначено для очистки поверхностей изделий, выполненных из черных металлов, нержавеющих сталей, и медных сплавов, от накипно-коррозионных отложений, возникающих в процессе
эксплуатации систем отопления, охлаждения и горячего водоснабжения.

— восстановление эффективного теплообмена
— защиту Тэнов электрокотлов от перегрева
— экономию газа, солярки, твердого топлива и электричества
— увеличение ресурса работы и надежности оборудования

Рекомендации по применению

1. Слить отработанный теплоноситель и промыть систему чистой водой.

2. Подготовить необходимое количество раствора Диксис Люкс из расчета 10 л концентрата на 90 литров воды. Желательно применять умягченную или дождевую
воду.
3. Заполнить систему подготовленным раствором и осуществить ее промывку при температуре 60-70С в течение 2,5 часов, обеспечив сообщение с атмосферой для
выхода выделяющегося углекислого газа.
4. Слить отработанный раствор в канализацию и промыть систему чистой водой.

5. Подготовить необходимое количество нейтрализующего раствора из расчета 1 литр на 99 литров воды.
6. Заполнить систему подготовленным раствором и осуществить ее промывку при температуре 60-70С в течение 45 минут, обеспечив сообщение с атмосферой.
7. Слить отработанный раствор в канализацию и промыть систему чистой водой.
8. Заполнить систему новым теплоносителем.

Как видно из написанного, промывка системы довольно трудоемкий процесс. Причем системы объемом более 500 литров, по практике, сложно промыть в течение одного дня. За день просто не
управиться. К тому же если использовался антифриз на основе моноэтиленгликоля, необходимо найти какую то возможность утилизации не 500 литрового, а 1,5 тонного объема, который накопится.

Была масса вопросов, как действует промывочный комплект, если мы нальем его в таз и положим туда, к примеру, теплообменник газовой колонки. Эффект практически нулевой. Поскольку для работы
необходима высокая температура и замкнутый цикл циркуляции, что невозможно обеспечить просто в тазике.
Еще один немаловажный вопрос — Можно ли заливать в промытую моноэтиленгликолевую систему пропилен-гликолевый антифриз? Конечно.

Обязательная защита рук и глаз. При попадании на кожу смыть большим количеством воды и смазать вазелином.

Промывка системы охлаждения перед заменой антифриза

Промывать систему охлаждения двигателя целесообразно при каждой замене антифриза согласно регламенту ТО автомобиля. Процесс одинаков для всех автомобилей. При этом есть как специализированные, так и «народные» средства, которыми принято промывать двигатель при замене антифриза.

Когда необходимо промывать двигатель при замене антифриза

Система охлаждения двигателя перед заменой антифриза промывается обязательно:

  • при смене класса охлаждающей жидкости, к примеру, антифриз марки G12 решили заменить на G13, либо вообще не известно, что за жидкость находится в системе охлаждения;
  • если в расширительном бачке системы охлаждения визуально определяется загрязненность охлаждающей жидкости;
  • если в слитой охлаждающей жидкости имеются частицы ржавчины и иные загрязняющие предметы;
  • если в систему охлаждения заливались дополнительные составы для устранения протечек.

Чем промыть систему охлаждения двигателя при замене антифриза

Промывка осуществляется чистой водой, желательно дистиллированной. Целесообразно заливать не воду, а приготовить раствор, в котором будет 80% воды и 20% антифриза (который будет залит после промывки).

Такой раствор сравнительно дешев, позволяет качественно промыть систему охлаждения, химические элементы нового антифриза вступят в реакцию с элементами системы охлаждения и образуют защитную пленку.

В случае использования для заливки не готового антифриза, а дистиллированной воды и концентрата антифриза, закладку концентрата в раствор для промывки снижают в 5 раз от нормы. Если нет в наличии дистиллированной воды, то для промывки допустимо применять кипяченую воду (кипятить 25–30минут).

Читайте также:  Ткп внутреннее водоснабжение 2007

В последнее время в продаже появилось новое средство для промывки системы охлаждения. Оно не имеет сильной кислотной или щелочной реакции, его pH нейтрален. Этот препарат не разрушает элементы системы охлаждения и относится к вариантам «мягкой промывки».

Его добавляют в расширительный бачок системы охлаждения за 1–2 тыс. км до планируемой замены охлаждающей жидкости. Применяя такие препараты, целесообразно потом промыть систему охлаждения раствором антифриза и дистиллированной воды.

Применять различные специальные составы на основе кислот и щелочей не рекомендуется. После промывки такими составами, могут образоваться протечки в системе охлаждения. К тому же полностью слить охлаждающую или промывочную жидкость не получится, оставшийся объем может плохо отразиться на составе нового антифриза.

Процесс промывки системы охлаждения

Процедура промывки мало чем отличается от замены охлаждающей жидкости. Выполняется на подъемнике либо с использованием ямы, хотя при желании, на многих моделях авто, эти работы можно выполнить и просто на ровной площадке. Подготавливается весь необходимый инструмент, емкости для сливаемой жидкости.

Процедуру по промывке и замене охлаждающей жидкости следует проводить на холодном моторе, поскольку при работе двигателя температура охлаждающей жидкости достигает 78–115 °С. Горячая жидкость может находиться под повышенным давлением в системе охлаждения и представлять опасность для человека.

Как промыть систему охлаждения двигателя при замене антифриза:

  1. Визуально осмотреть шланги системы охлаждения. Если имеются трещины — приобрести новые шланги и стальные хомуты для их крепления.
  2. Снять крышку с расширительного бачка системы охлаждения.
  3. Подставить емкость для сбора жидкости под сливное отверстие в корпусе радиатора.
  4. Открыть сливное отверстие в корпусе радиатора (обычно расположено в низу радиатора).
  5. Открыть заправочное отверстие в корпусе радиатора (обычно расположено сверху радиатора).
  6. Дать полностью стечь жидкости.
  7. Закрыть сливное отверстие внизу радиатора.
  8. Залить промывочный состав в радиатор до горловины и затем плотно закрыть заливное отверстие крышкой.
  9. Залить промывочный раствор в расширительный бачок системы охлаждения до отметки максимального уровня. Крышку не закручивать, лишь положить сверху на горловину бачка, что бы избежать выбросов брызг.
  10. Завести мотор, включить печку. Прогреть мотор до включения электрического вентилятора принудительного охлаждения (находится рядом с радиатором системы охлаждения). При этом следить за уровнем жидкости в расширительном бачке. Периодически доливать. При необходимости сжимать рукой шланги системы охлаждения для более полного удаления пузырьков воздуха, используя защитные рукавицы, поскольку температура поверхности шлангов может быть велика.
  11. После того как мотор полностью прогрелся, воздух с салонной печки идет горячий, дать еще поработать двигателю 5–10 минут и выключить.
  12. Плотно закрыть крышкой расширительный бачок и дать постоять автомобилю несколько часов, а лучше сутки, затем слить промывающую жидкость и залить антифриз.

Внимание! Водный раствор антифриза не обладает достаточной морозоустойчивостью.

Рекомендации

Если процедура промывки осуществляется в зимнее время в неотапливаемом боксе, следует сразу после выключения двигателя сливать промывочную жидкость и заливать антифриз.

Оставление промывочной жидкости при отрицательных температурах наружного воздуха может привести к размораживанию системы охлаждения, вплоть до разрушения радиатора, водяной помпы, охлаждающей рубашки двигателя.

Размораживание двигателя приводит к очень дорогому капитальному ремонту. Радиатор системы охлаждения так же не самая дешевая запасная часть в автомобиле.

Замена теплоносителя: с промывкой системы или без?

Обсуждаем главный вопрос накануне старта отопительного сезона: нужно ли промывать систему отопления перед заменой теплоносителя.

Рано или поздно вам надоест экспериментировать с водой, спиртом, глицерином в системе отопления, и вы приобретете качественный заводской антифриз. Или трубы дадут течь, и вы обнаружите, что ваш прежний дешевый антифриз превратил внутренности системы в иллюстрированный справочник по загрязнениям: накипь, ржавчина, экзотические отложения типа плесени и водорослей. Вместе с необходимостью замены состава возникнет и закономерный вопрос: можно ли не промывать систему отопления после предыдущего теплоносителя?

Читайте также:  План производства работ водоснабжение

Присадки на ветер. Казалось бы, самым очевидным решением будет заливка свежего качественного антифриза с полным “боекомплектом” присадок. Они для того и нужны, чтобы найти и уничтожить все отложения и очаги коррозии. Однако такой подход напоминает приготовление земляничного варенья в кастрюле, где только что варили пельмени. Варенье навсегда запечатлеет осадок из жира и специй. Так и свежий антифриз вместо того, чтобы выполнять свою функцию, будет работать за “того парня”, очищая внутреннюю поверхность труб и радиаторов от грязи. Кроме того, о себе может заявить несовместимость составов предыдущего и нового теплоносителей. Ваш прежний антифриз мог бороться с ржавчиной на металле, образуя на нем пленку из присадок. А в новом теплоносителе, к примеру, может быть пакет карбоксилатных присадок, которые действуют непосредственно на очаги коррозии, не трогая непораженные участки труб. Так они не мешают теплообмену и при этом не дают трубам течь.

Просто и правильно. Способ избавить себя от головной боли и всех вопросов разом — промыть систему специальным составом после слива старого теплоносителя. Как он работает? Разберемся на примере средства для очистки теплообменных поверхностей Thermagent Active. Его специализация — очистка поверхностей из черных металлов (в нашем случае это чугун), нержавеющих сталей и медных сплавов.

Средство представляет из себя концентрат в канистре объемом 10 л. Он разбавляется водой в пропорции 1 к 9 и заливается в систему отопления. Таким образом, на чистку 150-литровой системы потребуется меньше двух упаковок. Средство должно циркулировать в системе отопления с включенными насосами и котлом в среднем 6-8 часов.

На 60% это средство состоит из водного раствора ортофосфорной кислоты. Попав на внутреннюю поверхность трубы, состав растворяет рыхлые окислы на металле и образует защитную пленку из фосфатов, которая предотвращает дальнейшую коррозию. Дальше в дело вступают фосфонаты, которые борются с накипью. Эти соединения создают неблагоприятные условия для закрепления зародышей кристаллов солей на поверхностях ТЭНов. Завершают моющие процедуры катионные ПАВы (поверхностно-активные вещества) — они устраняют засевшую в трубах бактериальную и растительную микрофлору.

Ошибки. При использовании промывки важно помнить, что это не безопасный антифриз на пропиленгликоле, и в ходе процедуры очистки нужно соблюдать определенные правила*. К примеру, нельзя нагревать средство выше 50°С, так как на высокой температуре могут разрушиться ингибиторы коррозии. Важно, чтобы клапан стравливания воздуха был открыт, ведь в процессе очистки системы средством выделяется большое количество углекислого газа. Наконец, средство для промывки является сильной кислотой, поэтому очень важно соблюдать все положенные в этих случаях меры предосторожности: проверить систему на протечки, использовать спецодежду, перчатки, защитные очки и отправить погулять любопытную собаку.

При попадании средства на кожу: снять загрязненную одежду, облитые участки кожи промыть большим количеством воды с мылом. При попадании средства в глаза: осторожно промыть водой в течении 10-15 минут. Обратиться за медицинской помощью. При попадании средства внутрь организма через рот: выпить несколько стаканов 1% раствора питьевой соды и немедленно обратиться к врачу. При проливах нейтрализовать кальцинированной содой с последующим смывом собранной жидкости в канализацию.

Оцените статью