- Горячая вода ненадлежащего качества
- Требования Жилищного кодекса РФ к качеству подаваемой воды
- Качество подаваемой воды — требования санитарно-эпидемиологического законодательства
- Граница общего имущества в многоквартирном доме — что это?
- Ненадлежащее качество горячей воды — основание для оспаривания в суде
- Каким образом УК или ТСЖ должны контролировать качество воды?
- Услуги ЖКХ: качество услуг холодного и горячего водоснабжения
- Нормативы качества холодного водоснабжения (питьевой воды)
- Нормативы качества горячего водоснабжения
- Некачественные услуги водоснабжения
- Допустимые отклонения качества холодного и горячего водоснабжения и перерывы
- Судебные споры
Горячая вода ненадлежащего качества
Горячая вода ненадлежащего качества, не соответствует норме. Что делать? В данном случае надо разобраться по чьей вине осуществляется подача недостаточно горячей воды в дома?
Требования Жилищного кодекса РФ к качеству подаваемой воды
В соответствии с пунктом 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ (ЖК) в ходе управления многоквартирным домом (далее-домом) управляющая компания (УК) ответственна:
- за предоставление услуг, а также за качество выполнения работ в процессе содержания общедомового имущества;
- за качество предоставленных коммунальных услуг
Согласно пункту 11 статьи 161 ЖК РФ у организации, занимающейся управлением домом имеется обязанность:
Качество подаваемой воды — требования санитарно-эпидемиологического законодательства
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» требования к качеству, подаваемой в многоквартирные дома воды установлены санитарно-эпидемиологическим законодательством.
В свою очередь, ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения» устанавливает требования к организациям, осуществляющим горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем по обеспечению качества горячей и питьевой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям (часть 2 статьи 19).
Пункт 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»:
температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Вывод: температура подаваемой воды на границе общедомового имущества должна быть от 60 до 75 градусов Цельсия.
Граница общего имущества в многоквартирном доме — что это?
Что может быть границей общего имущества в многоквартирном доме? Граница ответственности может быть определена в соответствии с договором между УК и ресурсоснабжающей организацией. Это может быть внешняя стена дома. В случае если используется прибор учета тепла — место соединения прибора с инженерной сетью.
Таким образом: если ресурсоснабжающая организация осуществляет горячее водоснабжение, несоответствующее нормам, то управляющая компания может оспорить счета на оплату тепловой энергии.
Ненадлежащее качество горячей воды — основание для оспаривания в суде
Выше я писала о требованиях Федерального законодательства по обеспечению качественного водоснабжения жилых домов.
Не забываем, что между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией (РО) имеется заключенный договор. Условия договора обязательны для исполнения обеими сторонами.
При осуществлении горячего водоснабжения РО должна подавать горячую воду установленной температуры, в соотвествии с заключенным договором.
Согласно пункту 2 статьи 542, пункту 1 статьи 547 Гражданского кодекса РФ, основание для применения к должнику мер защиты в соответствии с законом — ненадлежащее исполнение условий заключенного договора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 542 ГК РФ в случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии.
Если у вас возникает спорная ситуация, то стоит обратиться к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
Таким образом, используя вышеуказанную нормативную базу для отстаивания своих интересов, можно оспорить у ресурсоснабжающей организации выставляемые счета. Конечно при условии установления фактов подачи потребителям горячей воды ненадлежащего качества.
Горячая вода ненадлежащего качества в домах — это часто встречаемая проблема, надеюсь я вам помогла этой статьей.
Каким образом УК или ТСЖ должны контролировать качество воды?
13 Сентябрь 2019
В последнее время все чаще Роспотребнадзор стал выдавать предписания и привлекать управляющие организации и ТСЖ к административной ответственности за нарушения п. 2.4. СанПиН 2.1.4.1074-01 и п. 3.5 СП 3.1/3.2.3146-13, согласно которым:
— индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды.
— производственный контроль качества и биологической безопасности питьевой воды проводится в соответствии с программой производственного контроля, которая разрабатывается индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами.
Некоторым (но далеко не всем) удается отбиться от этих претензий контролирующего органа, и убедить суд, что программу производственного контроля должна разрабатывать ресурсоснабжающая организация, а не то лицо, которое управляет домом.
Упомянутый СанПиН 2.1.4.1074-01 устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения.
Согласно ст.2 ФЗ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»:
централизованная система холодного водоснабжения — комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам (п.29)
абонент — физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения (п. 1)
гарантирующая организация — организация, осуществляющая холодное водоснабжение, определенная решением органа местного самоуправления, которая обязана заключить договор водоснабжения с обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены к централизованной системе холодного водоснабжения (п. 6).
Ключевой момент, к которому суды подходят по-разному, — это является ли управляющая организация, ТСЖ просто абонентом или относится к организациям, эксплуатирующим систему центрального водоснабжения.
В обоснование первой позиции в защиту УК и ТСЖ суды пишут следующее.
Системы централизованного водоснабжения эксплуатирует водоснабжающая организация, а УК или ТСЖ обсуживают внутренние системы, которые являются общедомовым имуществом согласно п. 8 Правил содержания общего имущества №491:
внешней границей сетей водоснабжения входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии ОДПУ, если иное не установлено соглашением собственников с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения ОДПУ с инженерной сетью, входящей в дом.
Также согласно п. 32 Правил холодного водоснабжения и водоотведения №644 граница эксплуатационной ответственности по объектам централизованных систем холодного водоснабжения, в том числе водопроводным сетям и сооружениям на них, устанавливается по границе балансовой принадлежности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства.
То, что ТСЖ или УК не являются лицами, эксплуатирующими централизованную систему водоснабжения, и требования указанного СанПиН к ним не применимы, отражено в судебных решениях о признании предписаний Роспотребнадзора недействительными:
1. Дело №А60-65994/2018, Арбитражный суд Свердловской области:
«Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение… обязанность по обеспечению качества питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, возложена законом на водоснабжающие организации. Следовательно, суд соглашается с обществом относительно отсутствия у него обязанности по проведению производственного контроля качества воды…»
2. Дело № А75-1926/2016, Восьмой арбитражный апелляционный суд:
«…управляющие компании не являются «лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения»… управляющая компания не осуществляет обслуживание централизованных систем питьевого водоснабжения … порядок составления программы производственного контроля неисполним для управляющей компании, которая лишь обслуживает внутридомовые системы подачи воды…
…не распространяются на управляющие компании и требования ст. 25 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении». Согласно этой норме производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям. Указанная норма права регулирует порядок осуществления производственного контроля «питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения» «организациями, осуществляющими соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение».
…управляющая компания не обязана осуществлять производственный контроль за качеством питьевой или горячей воды, поскольку не осуществляет водоподготовку, транспортировку и подачу воды абонентам (а лишь обслуживание внутридомовых систем) и не имеет никакого отношения к работе централизованной системы водоснабжения как комплексу технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи воды абонентам».
3. Дело № А56-149443/2018, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области:
«…исходя из положений Закона № 416-ФЗ, Правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды №10, СанПиН 2.1.4.1074-01 и СанПиН 2.1.4.2496-09 следует, что требования к осуществлению производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды установлены в отношении организаций, осуществляющих эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения или горячего водоснабжения.
Правила предоставления коммунальных услуг № 354 разграничивают понятия «централизованные сети инженерно-технического обеспечения» и «внутридомовые инженерные сети».
Управляющая организация в рамках полномочий, определенных статьями 161 и 162 Жилищного кодекса РФ и договора управления, осуществляет эксплуатацию общего имущества, к которому относятся только внутридомовые инженерные системы. Таким образом, управляющая организация не осуществляет эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения или горячего водоснабжения и не является организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, по смыслу Закона № 416-ФЗ. Следовательно, на управляющую организацию не может быть возложена обязанность по осуществлению производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды».
Противоположная практика основывается на том, что ТСЖ и УК как исполнители коммунальной услуги обязаны обеспечивать качество водоснабжения, которое подают жителям, для чего им необходимо выполнять требования СанПиН о разработке программы производственного контроля и ее выполнении.
Довод о том, что такую программу должна разрабатывать водоснабжающая организация, так как именно она эксплуатирует централизованную систему водоснабжения, суды не воспринимают, считая для возложения обязанности достаточным того, что изначально вода поступают именно из централизованных систем водоснабжения.
1. Дело № 72-334/2014 г., Свердловский областной суд.
«на ТСЖ, являющееся исполнителем коммунальных услуг, в силу закона возложена обязанность по осуществлению производственного контроля в сфере его деятельности по исполнению коммунальных услуг. Отсутствие производственного контроля со стороны товарищества может повлечь нарушение законных прав, в том числе, потребителей — граждан, пользующихся коммунальными услугами».
2. Дело № А13-3306/2018, Арбитражный суд Северо-Западного округа
В ходе проверки было установлено, что компания не обеспечила выполнение производственного лабораторного контроля за качеством горячей воды в обслуживаемых жилых домах: при закрытых системах теплоснабжения в местах поступления исходной холодной воды (водопроводной) и после водонагревателей; не разработала и не согласовала установленным порядком программу производственного контроля качества горячей воды, включающую перечень показателей, по которым осуществляется контроль, указание мест отбора проб воды и частоты отбора проб.
Суды также увидели в действиях управляющей компании нарушение требований Закона № 52-ФЗ, Закона № 416-ФЗ и СанПиН 2.1.4.2496-09, и сделали вывод о том, что Предприятие, управляя многоквартирными домами и являясь исполнителем коммунальных услуг, обязано обеспечивать предоставление собственникам помещений коммунальных услуг надлежащего качества, в том числе услуги горячего водоснабжения, отвечающих санитарным и техническим требованиям, и осуществлять контроль, в том числе путем организации производственного контроля качества горячей воды в соответствии с санитарными требованиями.
3. Дело № А40-249574/2016-84-2173, Арбитражный суд г. Москвы.
По аналогичным основаниям суд признал законным предписание территориального органа Роспотребнадзора, адресованное в управляющую организацию.
4. Дело № А40-250367/17, Девятый арбитражный апелляционный суд.
Здесь предписание оспаривало ТСЖ, но также безуспешно.
Последняя позиция о законности предписаний более распространенная, хотя, на наш взгляд, она является спорной. Суды игнорируют разграничение понятий гарантирующего поставщика и абонента, централизованной системы водоснабжения и внутридомовых инженерных систем. Они останавливаются на том, что УК и ТСЖ, по общему правилу, являются исполнителями коммунальных услуг, а поэтому обязаны обеспечивать качество водоснабжения именно путем разработки и реализации программ производственного контроля, проведения лабораторных исследований, что стоит недешево, особенно для небольших товариществ.
Услуги ЖКХ: качество услуг холодного и горячего водоснабжения
Нормативы качества холодного водоснабжения (питьевой воды)
Под холодным водоснабжением понимается круглосуточное бесперебойное обеспечение потребителя питьевой водой надлежащего качества.
Питьевая вода должна подаваться в необходимых объемах:
по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам дома,
до водоразборной колонки в случае, когда МКД или жилой дом не оборудованы соответствующими системами.
В отношении питьевой воды, подаваемой по централизованным сетям водоснабжения, действует СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, введенные в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 года № 24.
Кроме того, давление холодной воды на вводе в дом должно соответствовать нормам СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 27.07.1984 года № 123, где предусмотрено, что давление холодной воды на вводе в девятиэтажный дом должно составлять 4,2 кгс/кв. см.
Нормативы качества горячего водоснабжения
В отношении горячей воды, подаваемой населению только по присоединенной сети, такие нормативы установлены СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 года № 20.
Этими СанПиН установлено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Некачественные услуги водоснабжения
Для холодного водоснабжения к таким случаям можно отнести следующие:
низкое давление холодной воды в сети, отчего вода в кране еле «бежит»,
несоответствие холодной воды требованиям безопасности, чаще всего это снижение качества воды по жесткости («жесткая вода») и другие.
Для горячего водоснабжения — это в основном случаи несоответствия законодательно установленному температурному режиму.
Допустимые отклонения качества холодного и горячего водоснабжения и перерывы
Согласно приложению № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг не является нарушением единовременный 4-х часовой перерыв в подаче холодной воды, который не влечет за собой изменение размера платы.
Однако если же такой перерыв составит более 4-х часов, то за каждый час превышения размер ежемесячной платы будет снижаться на 0,15 % размера платы, определенной исходя из показаний прибора учета воды или нормативов потребления (если счетчик на воду в квартире не установлен).
Касаемо горячего водоснабжения отмечу, что в п.5 приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг было установлено допустимое отклонение фактической температуры горячей воды в точке водоразбора от установленной: такое отклонение ночью (с 0.00 до 5.00 часов) — не более чем на 5°С; в дневное время (с 5.00 до 0.00 часов) — не более чем на 3°С.
Однако Решением Верховного Суда РФ от 31.05.2013 года № АКПИ13-394 эти положения были признаны частично недействительными.
Как указывал заявитель, эти нормы позволяли снижать температуру горячей воды в системах горячего водоснабжения в местах водоразбора ниже 60°С, что противоречит СанПиН. Тем самым допускается опасность загрязнения горячей воды инфекционными возбудителями, которые могут размножаться при температуре ниже 60°С, что противоречит ст.ст.19 и 39 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», значительно повышает риск инфицирования и нарушает право на охрану здоровья.
ВС РФ признал такие нормы недействующими в той мере, в которой они допускают применять их в определенных случаях — подразумеваются ситуации, не связанные с условиями и порядком изменения размера платы при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества.
Как пояснил Верховный Суд РФ, СанПиН 2.1.4.2496-09 устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения, а также правила контроля этого качества.
Исходя из этих СанПиН, температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С.
Между тем оспариваемые положения Правил предоставления коммунальных услуг устанавливают пределы, фактически позволяющие отступать от указанного температурного режима, предписанного СанПиН. Подобное применение норм незаконно и влечет признание их недействительными в этом истолковании. Таким образом, как указал Верховный Суд РФ, эти положения Правил могут применяться только для целей изменения размера платы при предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества.
Судебные споры
Самые распространенные судебные споры возникают по вопросам отсутствия необходимого давления холодной воды – слабого напора, но причины этого могут быть самые разные: в этом может быть виновата УК или ТСЖ, если они не следят за состоянием инженерных сетей водопровода, а может быть виновата и РСО, если давление воды низкое уже на вводе в жилой дом.
Отсутствие необходимого давления вообще может быть вызвано незаконными действиями третьих лиц. Приведу один пример из судебной практики.
Истцы, собственники квартир, обратились в суд с иском к ООО и к ИП указав, что в мае 2010 года при проведении капитального ремонта дома было обнаружено незаконное подключение универмага «Казачий» к общедомовым сетям холодного водоснабжения без согласия собственников, а технические условия, выданные РСО (МУП «ВКХ») универмагу «Казачий», по их мнению, являются незаконными.
В результате незаконного подключения были нарушены права истцов, выражающиеся в отсутствии напорного давления холодного и горячего водоснабжения в квартирах, поэтому истцы просили отключить ответчика от общедомовых инженерных сетей холодного водоснабжения.
Суд со ссылкой на ст.304 ГК РФ признал незаконным подключение ИП Евсюкова А.К. к системе горячего водоснабжения общедомовых сетей жилого дома и обязал его произвести отключение от общедомовой системы водоснабжения в 3-х месячный срок (Решение Волгодонского районного суда Ростовской области от 18.07.2011 года).
Зная свои права и установленные требования к качеству этих услуг, Вы сможете разговаривать с их поставщиками на равных.