Проверка общедомовых счетчиков отопления за чей счет

Проверка общедомовых счетчиков отопления за чей счет

Ежемесячно жильцы домов, в которых установлены общедомовые приборы учёта, платят за их обслуживание. Однако раз в несколько лет (в соответствии с техническим паспортом счётчика) возникает вопрос: за чей счёт должна производиться метрологическая государственная поверка общедомового прибора учета?

По данному вопросу всем собственникам помещений многоквартирных домов разъясняем следующее.

В соответствии с п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее — Правила № 491) расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая, в том числе, оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Согласно Правилам, подпункт «к» пункта 11), обеспечение надлежащей эксплуатации общедомовых приборов учёта (в том числе осмотры, техническое обслуживание, поверка) осуществляется в рамках содержания и ремонта общего имущества.

Следует отметить, что в соответствии с разделом 2 постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, и порядке их оказания и выполнения» к минимальному перечню работ, в том числе, относятся поверки исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание коллективных (общедомовых) приборов учета.

Частью 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации определен состав общего имущества. Общедомовые прибора учета являются общим имуществом, ответственность за его содержание и эксплуатацию которого несет управляющая компания.

Таким образом, в силу требований действующего законодательства управляющая организация поверку и текущий ремонт общедомовых приборов учета обязана осуществить в рамках установленной платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Системное толкование Жилищного кодекса РФ, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда свидетельствуют о том, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления в силу содержания МКД и должны осуществляться управляющей организацией независимо от того, имеется ли в перечне работ и услуг вышеуказанные виды работ.

Таким образом, предъявление к оплате собственникам помещений многоквартирных домов платы за ремонт и поверку общедомовых приборов учета сверх установленного тарифа на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома или отдельной строкой в платежном документе нарушает требования ч. 1, ч. 2.3 статьти 161 ЖК РФ, подп. «к» п. 11, п. 29 Правил № 491, раздела 2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.

Кроме того, вышеуказанные действия управляющих организаций нарушают требования подп. ж п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 в соответствии с которыми управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов:

организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Читайте также:  Перерасчет за отопление если нет тепла

Статьей 7.23.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных и юридических лиц за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Вышеуказанные незаконные действия управляющих организаций пресекаются Госжилинспекцией Липецкой области путем выдачи управляющим организациям предписаний об устранении данных нарушений и составлением протоколов об административных правонарушениях ответственность за которые предусмотрена статьей 7.23.3 КоАП РФ (влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей).

Статьи

За чей счет проводится поверка ОДПУ, установленных ресурсоснабжающей организацией

Как указано в ч.2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее- Закон об энергосбережении), расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно положениям указанного закона, многоквартирные дома должны быть оборудованы исправными общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов (ОДПУ). Сложившаяся судебная практика подтверждает обязанность управляющей организации компенсировать РСО расходы на установку ОДПУ, после чего, взыскивать задолженность с собственников помещений. На сегодняшний день, РСО оборудовали большинство МКД общедомовыми приборами учета, при этом у многих ОДПУ истекает межповерочный интервал, в связи с чем, возникает вопрос: «Кто проводит поверку ОДПУ, установленного ресурсоснабжающей организацией?»

Во исполнение требований Закона об энергосбережении некоторые РСО не только установили ОДПУ в многоквартирных домах, но и прописали в договорах энергоснабжения обязанность по обслуживанию установленных приборов учета. С одной стороны , вполне логично. Кто установил, тот и обслуживает. Но у Верховного суда РФ другая логика.

Управляющая компания обратилась в суд с иском к теплоснабжающей организации об исполнении условий договора – проведении поверки ОДПУ тепловой энергии. В свою очередь, РСО обратилась в суд со встречным исковым заявлением о признании недействительными пунктов договора в части обязанности РСО по проведению поверки и ремонту ОДПУ.

Как указали суды трех инстанций по делу № А78-9945/2019, нормы, регулирующие порядок установки и эксплуатации ОДПУ тепловой энергии, поставляемой в МКД, содержатся в ЖК РФ и в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее — Правила № 491) .В соответствии с пунктом 5 части 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учёта и другого оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в этом доме.

Системный анализ приведённых норм права позволяет прийти к определённому выводу о том, что обязанности по установке, содержанию и эксплуатации ОДПУ, как на часть общего имущества МКД, законодатель однозначно возложил на лицо, осуществляющее управление данными МКД, то есть в настоящем случае на истца.

Читайте также:  Регулятор нагрева радиатора отопления

Что же касается ответчика, то в силу положений части 15 статьи 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества только до границ общего имущества в МКД и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией. Соответственно, содержание и эксплуатация ОДПУ к сфере ответственности ПАО «ТГК №14» законом не отнесены.

Более того, даже в тех случаях, когда ответчик обязан произвести установку и ввод в эксплуатацию ОДПУ на МКД на основании требований пункта 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», он производит эти действия за счёт средств собственников помещений МКД. Следовательно, в дальнейшем ОДПУ становятся частью общего имущества МКД.

Поскольку оспоренные ответчиком пункты 2.2.9, 2.2.10 и 2.2.11 договора на отпуск и потребление тепловой энергии для обеспечения горячего водоснабжения на общедомовые нужды фактически возлагают обязанности по содержанию и эксплуатации ОДПУ на ресурсоснабжающую организацию, суды признали их противоречащими статье 161 ЖК РФ, подпунктам е(1) пункта 2, пунктов 5 и 6, подпункта д) пункта 10,подпунктов а(1) и в) пункта 24, пункта 29 Правил №491.

Как указал ВС РФ в Определении № 302-ЭС20-23403 от 30.03.2021г, участие ресурсоснабжающей организации в установке коллективного прибора учёта, а также включение в условия договора теплоснабжения обязанности по его дальнейшей эксплуатации не свидетельствуют об отнесении этого имущества к собственности ответчика.

В связи с чем, хотим напомнить, что ч.12 ст.9.16 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов… в виде административного штрафа- на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц-от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Следует также отметить, что по указанной статье КоАП РФ, суды, как правило, освобождают от административной ответственности ресурсоснабжающие организации.

Так в Определении от 19 августа 2020 г. N 302-ЭС20-10597 по делу № А19-15700/2019, ВС РФ поддержал позицию нижестоящих судов о том, что мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию МКД, обязанность надлежащего содержания общего имущества в МКД возложена на лиц, ответственных за содержание МКД.

Таким образом, не важно, кто установил ОДПУ, обслуживать и проводить поверку в любом случае придется управляющей организации (ТСЖ). В противном случае она может быть привлечена к административной ответственности.

Компания «Бурмистр.ру» с 12 по 16 июня проведет VI всероссийский Слет по управлению МКД. Более подробная информация и заявка здесь .

Поверка общего узла учёта тепла в многоквартирном доме

Скажите, кто по закону должен оплачивать поверку общедомового счётчика тепла: УК или собственники жилья. Что делать, если УК просрочила сроки поверки счётчика?

ответы на вопрос:

Оплачивать поверку и обслуживание общедомового прибора учета должны собственники помещений в МК за счет сроки содержание и ремонт общего имущества.

Поверка общедомовых счётчиков по отоплению кто оплачивает?

ответы на вопрос:

Оплачивают собственники всех помещений в доме. Если это ТСЖ или Управляющая компания, то они из средств на текущий ремонт.

Общедомовой счетчик на отопление является в общедомовым имуществом многоквартирного дома. Управляющая компания обязана в установленные сроки производить его поверку, т.к это входит в «содержание и текущий ремонт» ,за который платят собственники квартир. Я правильно понимаю?

Читайте также:  Водяной котел отопления двухконтурный

ответы на вопрос:

Логика у Вас правильная — общедомовой счетчик — это общее имущество.

Существуют Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя»).

В них, в частности, сказано (п. 3 — основные понятия):

«неисправность средств измерений узла учета» — состояние средств измерений, при котором узел учета не соответствует требованиям нормативных правовых актов, нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации (в том числе в связи с истечением сроков поверки средств измерений, входящих в состав узла учета, нарушением установленных пломб, а также с работой в нештатных ситуациях);

То есть, отсутствие поверки — это неисправность. А неисправность общедомового имущества обязана устранять Управляющая организация.

Управдом несвоевременно произвел поверку общедомового счетчика тепла. Чья вина?

ответы на вопрос:

Поверка ОДПУ производится по окончании срока эксплуатации и входит в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД. Для проведения поверки специальное решение всеми собственниками не принимается, оплата из средств собственников жилья.

За чей счет производится поверка общедомовых счетчиков хвс и гвс в домах управляющей компании.

ответы на вопрос:

Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 26.03.2014) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» коллективный прибор учёта является общедомовым имуществом. Поверка общедомового прибора учёта проводится за счёт собственников помещений многоквартирного дома, с возмещением расходов через плату за содержание и ремонт жилья.

Кто должен оплачивать поверку общедомовых счетчиков, если счетчик и установку его оплачивали жильцы.

ответы на вопрос:

Стоимость поверки ОДПУ должна входить в стоимость услуг по содержанию таких ОДПУ. Возможно, платёж за содержание (эксплуатацию) ОДПУ может быть указан отдельной строкой в квитанции на оплату ЖКУ.

Соответственно, оплачивая квитанции — собственники УЖЕ оплачивают и ПОВЕРКУ ОДПУ в своём МК.

Кто должен оплачивать поверку общедомовых счетчиков, если счетчик и установку его оплачивали жильцы.

Кто должен оплачивать поверку общедомовых счетчиков, если счетчик и установку его оплачивали жильцы.

Все расходы по общему имуществу дома несут собственники помещений в этом доме.

Кто должен оплачивать поверку общедомовых счетчиков, если счетчик и установку его оплачивали жильцы.

Странный вопрос, когда уже более 20 лет общеизвестно, что расходы по дому на общее имущество должны нести собственники жилых помещений.

За чей счет производится поверка общедомовых счетчиков?

За счет дополнительных сборов с жильцов?

ответы на вопрос:

Проверка производиться бесплатно.

Сроки поверки общедомовых счётчиков на отопление и будет ли перерасчёт денежных средств за отопление?

ответы на вопрос:

Это закреплено Федеральным законом №102-ФЗ от 26.06.2008

Первую свою проверку счетчики проходят на заводе, изготовившем их, пред вводом в эксплуатацию. Общедомовые приборы учета тепла в многоквартирных домах имеют межповерочный интервал от 4 до 8 лет. Для таких моделей как КМ 5, ТЭМ-104, ДУ (25-50) и другие. Эксплуатация от 12 до 18 лет.

Кто оплачивает? Положение об оплате проверки счетчиков отопления регулируется Постановлением Правительства РФ №354 на 06.05.2011. Если прибор учета установлен на средства собственников или за счет государства, но период выплат завершен, то оплачивать проверку должны собственники помещения. Если же имеется документ, в котором указано что техническое обслуживание счетчиков проводится за счет управляющей компании и ее подрядчиков, то собственники освобождаются от оплаты.

Оцените статью