Публичный договор это за отопления
Энергоснабжающая организация (ЭСО) направила в адрес потребителя (юридического лица) договор на теплоснабжение. Потребитель подписал данный договор с протокол разногласий, мотивируя тем, что договор на теплоснабжение не является публичным. ЭСО не приняла к рассмотрению протокол разногласий, считая что договор публичный и потребитель должен подписать договор в предложенной редакции. При этом ЭСО не имеет статуса единой теплоснабжающей организации, но производит тепловую энергию и поставляет ее потребителю.
Является ли договор на теплоснабжение, заключаемый с потребителем-юридическим лицом, публичным договором?
Согласно п.1 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т. п.). Таким образом, договор энергоснабжения является публичным.
В силу п.1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении) тепловая энергия — энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление).
В соответствии с п.8 ст. 2 Закона о теплоснабжении теплоснабжение — обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.
В соответствии с ч.1 ст. 15 Закона о теплоснабжении потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
На основании вышеуказанного договор теплоснабжения является видом договора энергоснабжения. Так как договор энергоснабжения — публичный, следовательно, поскольку законодательством не предусмотрено иное, договор теплоснабжения так же является публичным.
В силу п. 9 ст. 2 Закона о теплоснабжении потребитель тепловой энергии — лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления. Из указанного определения следует, что потребителем тепловой энергии может быть как физическое, так и юридическое лицо.
Таким образом, договор теплоснабжения, заключаемый с потребителем-юридическим лицом, является публичным.
О публичности договора теплоснабжения
А. Жанэ, руководитель интернет-проекта «Правовые аспекты энергоснабжения» (http://zhane.ru)
Автор поднимает проблему оценки публичности договора теплоснабжения для организаций, не наделенных статусом ЕТО, обосновывает целесообразность ее скорейшего устранения путем донастройки существующего регулирования.
Введение
Оценка соответствия договора теплоснабжения параметрам публичного договора имеет важное практическое значение.
Так, согласно ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) публичность договора предполагает:
■ недопустимость отказа лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары;
■ недопустимость оказания предпочтения одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора;
■ установление для всех потребителей одинаковой цены, а также прочих условий договора.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, публичный характер заключенного договора исключает также и возможность одностороннего отказа лица (для которого заключение договора является обязательным) от его исполнения вне зависимости от оснований отказа (см., например, определение Конституционного Суда РФ от 06.06.2002 г. № 115-о. — Прим. авт.).
Нарушение же вышеприведенных нормативных и правоприменительных установок может быть сопряжено с ощутимыми правовыми последствиями (например, привлечение к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.31 КоАП РФ в форме «оборотного» штрафа. — Прим. авт.).
Соответственно, определенность в вопросе публичности договора теплоснабжения необходима для единообразного понимания «правил игры» всеми субъектами рынка тепла, минимизации риска нарушения соответствующих нормативных предписаний и предотвращения наступления связанных с таким нарушением негативных юридических последствий.
Регуляторные ориентиры и их восприятие
Нормы Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон) прямо оговаривают публичность договора теплоснабжения лишь в отношении единой теплоснабжающей организации (далее — ЕТО):
■ определенная схемой теплоснабжения ЕТО обязана заключить договор теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения;
■ договор теплоснабжения является для ЕТО публичным. ЕТО не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения при условии соблюдения указанным потребителем выданных ему в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения к тепловым сетям принадлежащих ему объектов капитального строительства (пп. 1 ч. 2, ч. 7 ст. 15 Закона).
В аналогичной логике выдержаны и положения Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 г. № 808 (далее — Правила):
ЕТО при осуществлении своей деятельности обязана заключать и исполнять договоры теплоснабжения с любыми обратившимися к ней потребителями тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых находятся в данной системе теплоснабжения при условии соблюдения указанными потребителями выданных им в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения к тепловым сетям (п. 12 Правил).
Это позволяет сделать однозначный вывод о публичности договора теплоснабжения для ЕТО.
Вместе с тем, в нормах отраслевого законодательства отсутствует нормативная конкретизация юридического статуса данного договора для иных (не отнесенных к категории ЕТО) теплоснабжающих организаций (далее — ТСО). В частности, регулирование не содержит прямой оговорки о публичности договора только для ЕТО или же о его непубличности для ТСО.
Данный пробел объясняет полярность существующих подходов к определению статуса договора теплоснабжения для ТСО.
Так, сторонники публичности договора для ТСО обосновывают свою позицию следующими доводами.
Опосредуемые договором теплоснабжения отношения реализации тепловой энергии отвечают описанным в п. 1 ст. 539 ГК РФ конститутивным параметрам энергоснабжения (возмездная передача энергии потребителю посредством присоединенной сети). Соответственно, договор теплоснабжения формализует идентичные договору энергоснабжения процессы и, по сути, представляет собой разновидность договора энергоснабжения.
В свою очередь, публичным признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.) (п. 1 ст. 426 ГК РФ).
По логике данной нормы:
■ публичность договора для предпринимателя определяется характером его деятельности;
■ деятельность по энергоснабжению определяет обязательность ее реализации предпринимателем (т.е. публичность) в отношении каждого, кто к нему обратится.
Иными словами, заключаемый предпринимателем (в качестве лица, реализующего энергию) договор энергоснабжения всегда публичен для него. Отнесение же договора теплоснабжения к разновидности договора энергоснабжения свидетельствует и о публичности договора теплоснабжения (причем, безотносительно наличия у предпринимателя статуса ЕТО).
Противники публичности договора теплоснабжения для ТСО полагают, что вышеприведенная трактовка основана на буквальном восприятии закона и не учитывает спроектированную в отраслевых (специальных) нормах концепцию безальтернативности контрагента (в лице ЕТО) для потребителя.
По их мнению, такая безальтернативность (и как следствие, публичность договора только для ЕТО) подтверждается:
■ необходимостью утверждения для ЕТО единых тарифов в отношении всех потребителей, находящихся в зоне деятельности ЕТО и относящихся к одной категории (группе) потребителей (ч. 4 ст. 11 Закона о теплоснабжении);
■ совокупностью описанных в Правилах задач ЕТО (обеспечение надежности теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения (п. 7), инициирование договорных отношений со всеми участниками рынка теплоснабжения (п. 113), управление системой теплоснабжения (п. 118));
■ нормативной констатацией заключения гражданином-потребителем (по факту его подключения к системе теплоснабжения) договора теплоснабжения именно с ЕТО (п. 42 Правил);
■ обязательностью поставки ЕТО производимой ТСО тепловой энергии в объеме тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения (п. 45 Правил).
На их взгляд, вывод о безальтернативности не опровергается и предусмотренной пунктом 31 Правил возможностью заключения (при соблюдении определенных параметров) потребителями ЕТО договоров теплоснабжения с ТСО. Связано это с отсутствием в отраслевом законодательстве корреспондирующей данному праву обязанности ТСО заключить такой договор с потребителем (например, подпунктами 2,
3 пункта 2 статьи 15 Закона предусмотрено лишь право (но не обязанность) ТСО заключить с потребителями договор теплоснабжения. — Прим. авт. ).
Вывод
Отраслевое регулирование действительно может подтверждать ориентацию законодателя на формирование на базе ЕТО единого центра диспетчеризации процессов снабжения потребителей тепловой энергией. В данном контексте восприятие заключаемых ТСО договоров в качестве непубличных видится вполне объяснимым.
Вместе с тем, очевидно, что вышеописанный законодательный пробел препятствует адекватной реализации такой концепции, провоцирует правовую неопределенность и правоприменительную непредсказуемость.
Все это обосновывает актуальность безотлагательной конкретизации в отраслевых нормах юридического статуса договора теплоснабжения для ТСО.
ПУБЛИЧНЫЙ ДОГОВОР-ОФЕРТА ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ
ПУБЛИЧНЫЙ ДОГОВОР-ОФЕРТА ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ
Закрытое с акционерное ответственностью «Новокубанское» (сокращенное наименование , именуемое в дальнейшем «Теплоснабжающая организация») публикует настоящее предложение о заключении договора об оказании услуг по теплоснабжению, условия которого приведены ниже в адрес физических лиц, проживающих на территории х. Кирова, Новокубанского района, Краснодарского края.
Настоящее предложение, согласно п.2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) является публичной офертой.
Настоящая оферта (далее Оферта) вступает в силу с момента размещения в сети Интернет на сайте по адресу: www. и действует до момента отзыва Оферты Теплоснабжающей организацией.
Теплоснабжающая организация вправе по своему усмотрению изменить условия Оферты или отозвать ее. В случае изменения условий Оферты, изменения вступают в силу с момента размещения указанных изменений условий Оферты в сети Интернет на сайте по адресу: www. , если иной срок не указан Теплоснабжающей организацией.
Моментом полного и безоговорочного принятия предложения заключить договор (то есть акцептом оферты), в соответствии с пп. 1 и 3 ст. 438 ГК РФ считается начало пользования услугой предоставляемой Теплоснабжающей организацией.
Закрытое с акционерное ответственностью «Новокубанское» (сокращенное наименование , именуемое в дальнейшем «Теплоснабжающая организация». «Исполнитель») , действующего на основании Устава с одной стороны, и гражданин(ка), являющийся (аяся) собственником (пользователем) квартиры (далее жилого помещения) расположенной на территории х. Кирова Новокубанского района, именуемый в дальнейшем «Потребитель», с другой стороны, а совместно именуемые «Стороны», заключили настоящий Публичный договор теплоснабжения (далее – Договор) о нижеследующем.
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.1. Теплоснабжающая организация обязуется подавать Потребителю тепловую энергию для отопления жилого помещения на условиях, определенных настоящим Договором, за плату согласно действующим тарифам, а Потребитель обязуется принимать и использовать тепловую энергию для нужд отопления, соблюдая режим потребления тепловой энергии, и оплачивать принятую тепловую энергию в порядке и сроки, указанные в Договоре.
1.2. Площадь отапливаемых жилых помещений Объекта теплоснабжения для целей расчета количества потребленной тепловой энергии на нужды отопления определяется на основании технического паспорта (кадастрового паспорта) на Объект теплоснабжения.
1.3. Начало и окончание периодов подачи Теплоснабжающей организацией тепловой энергии Потребителю на цели отопления определяются началом и концом отопительного сезона, установленными нормативными документами органа местного самоуправления по месту деятельности Теплоснабжающей организации.
2. Права и обязанности Сторон
2.1. Теплоснабжающая организация обязана:
2.1.1. предоставлять Потребителю тепловую энергию в необходимых для него объемах;
2.1.2. предоставлять Потребителю тепловую энергию надлежащего качества в соответствии с требованиями государственных стандартов и нормативных актов РФ и настоящим договором;
2.1.3. самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления тепловой энергии Потребителю;
2.1.4. взимать плату за теплоснабжение согласно настоящего договора;
2.1.5. устранять аварии, не касающиеся прибора учета тепловой энергии;
2.1.6. информировать Потребителя в течение суток со дня обнаружения неполадок в работе инженерных систем и (или) инженерных коммуникаций и оборудования, расположенных вне помещения, о причинах и предполагаемой продолжительности приостановки или ограничения предоставления тепловой энергии, а также о причинах нарушения качества предоставления тепловой энергии;
2.1.7. уведомлять Потребителя о начале и сроках перерывов в подаче тепловой энергии, или уменьшения отпуска тепловой энергии:
а)не менее чем за 3 дня при производстве плановых ремонтов;
б) не менее чем за 24 часа в любое время года при производстве внеплановых ремонтов, за исключением аварий.
2.1.8. по требованию Потребителя направлять своего представителя для выяснения причин не предоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (с составлением соответствующего акта), а также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с авариями, стихийными бедствиями, отсутствием или некачественным предоставлением тепловой энергии;
2.2.1. немедленно сообщать Исполнителю об авариях, пожарах, неисправностях оборудования, и об иных нарушениях, возникающих при использовании коммунальных ресурсов, а при наличии возможности — принимать все возможные меры по их устранению;
2.2.2. в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых Потребителю, использовать приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений;
2.2.3. обеспечить сохранность пломб на приборах учета и распределителях, установленных в помещении;
2.2.4. своевременно и в полном объеме вносить плату за тепловую энергию;
2.3. Теплоснабжающая организация имеет право:
2.3.1. требовать внесения платы за потребленные тепловой энергии, согласно настоящего договора, а в случаях нарушения потребителем сроков оплаты теплоснабжения — уплаты неустоек (штрафов, пеней);
2.3.2. требовать допуска в заранее согласованное с Потребителем время в занимаемое им помещение уполномоченных представителей Исполнителя для осмотра технического и санитарного состояния инженерных систем и оборудования внутри помещения и выполнения необходимых ремонтных работ, а для ликвидации аварий — в любое время;
2.3.3. требовать от Потребителя полного возмещения убытков, возникших по вине Потребителя, в случае невыполнения Потребителем обязанности допускать в занимаемое им помещение уполномоченных представителей Исполнителя, в случаях, указанных в пункте 3.2.2 настоящего договора;
2.4. Потребитель имеет право:
2.4.1. получать в необходимых объемах тепловую энергию надлежащего качества;
2.4.2. получать от Теплоснабжающей организации сведения о состоянии расчетов по оплате тепловой энергии (лично или через своего представителя);
2.4.3. получать от Исполнителя акт о не предоставлении или предоставлении тепловой энергии ненадлежащего качества и об устранении выявленных недостатков в установленные сроки;
2.4.4. получать от Исполнителя информацию об объемах и качестве тепловой энергии, условиях их предоставления, изменении размера платы за тепловую энергию и порядке их оплаты;
2.5. Потребителю запрещается:
2.5.1. производить слив теплоносителя из системы отопления без разрешения Исполнителя;
2.5.2. самовольно присоединяться к системам теплоснабжения присоединяться к ним в обход приборов учета;
2.5.3. сбрасывать вещества, запрещенные (не разрешенные) к сбросу действующим законодательством РФ.
2.5.4. самовольно нарушать пломбы на приборах учета, демонтировать приборы учета и осуществлять действия, направленные на искажение их показаний или повреждение.
3. Цена договора и порядок расчетов
3.1. Тариф на тепловую энергию утверждается и изменяется в соответствии с действующим законодательством; изменение тарифа доводится до Потребителя через средства массовой информации и не требует переоформления Договора.
Расчеты за потребленную тепловую энергию производятся согласно действующему тарифу, установленному РЭК — департамент цен и тарифов Краснодарского края для потребителей , со дня его введения.
3.2. Расчетным периодом за потребленную тепловую энергию определен календарный месяц.
3.3. Расчеты за тепловую энергию по Договору производятся Потребителем в адрес Теплоснабжающей организации в следующем порядке:
— при отсутствии общедомового прибора учета тепловой энергии по нормативам потребления коммунальных услуг.
— при наличии общедомового прибора учета тепловой энергии на основании данных по расходу тепловой энергии за расчетный период, определенных при помощи общедомовых приборов учета тепловой энергии.
3.4. Оплата по Договору производится Потребителем в адрес Теплоснабжающей организации не позднее 25 числа месяца, следующего за расчетным, любыми способами, которые допускаются Законодательством Российской Федерации,
4. Срок договора
4.1. Настоящий договор вступает в силу с момента его опубликования, распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с момента пользования услугой. Договор считается заключенным на неопределенный срок.
4.2. Условия, не предусмотренные настоящим Договором, регулируются в соответствии с действующим законодательством.
5. Порядок разрешения споров
5.1. В случае если у Сторон имеются друг к другу обоснованные претензии, Сторона в письменном виде извещает об этом другую Сторону в течение 10 (Десяти) рабочих дней с даты обнаружения нарушений.
5.2. В случае возникновения разногласий Стороны будут стремиться урегулировать их во внесудебном порядке путем достижения взаимоприемлемых соглашений.
5.3. В случае не достижения взаимоприемлемого результата, споры разрешаются в судебном порядке.
6. Реквизиты Теплоснабжающей организации
Новокубанский район, хут. Кирова,
тел.: /86195/ 2-01-33
Краснодарский РФ ПАО «Россельхозбанк» г. Краснодар
Корр. счет 30101810700000000536 в ГРКЦ ГУ Банка России по Краснодарскому краю
Понедельник-пятница с 8-00 до 16-00. Перерыв на обед с 12-00 до 13-00
Выходной – суббота, воскресенье
В настоящей оферте, если контекст не требует иного, нижеприведенные термины имеют следующие значения:
Оферта — публичное предложение Теплоснабжающей организации, адресованное любому физическому лицу (гражданину), заключить с ним Договор на оказание коммунальной услуги теплоснабжению.
Потребитель — физическое лицо, пользующееся услугой Теплоснабжающей организации.
Акцепт — полное и безоговорочное принятие Потребителем условий Договора.
На основании ГК РФ акцептом договора является фактическое пользование услугой.