Работа при отключенном водоснабжении

Вопрос: Обязан ли работодатель сократить рабочий день, если известно, что целый день не будет воды, соответственно, не будет работать и туалет? (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.)

Обязан ли работодатель сократить рабочий день, если известно, что целый день не будет воды, соответственно, не будет работать и туалет?

Работодатель обязан обеспечить работниками соответствующими условиями труда, в том числе в части санитарно-бытового обслуживания. Невыполнение им данного требования является нарушением прав работника на соответствующие условия труда.

Работодатель вправе объявить простой в данном случае. Однако объявление простоя является правом, а не обязанностью работодателя.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей.

Ст. 223 ТК РФ закреплены требования в части санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников. Так, обеспечение санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; организуются посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи; устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и др.

Простой — временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера (ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ).

ТК РФ различает несколько его видов: простой по вине работодателя, простой по причинам не зависящим от работодателя и работника, простой по вине работника (ст. 157 ТК РФ).

Время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника, а время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, — в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.

Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ —> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Текст материала опубликован на информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ» и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.

Вопрос недели: Если в здании отключена вода, обязан ли работодатель отпустить работников домой?

Если в здании отключена вода, обязан ли работодатель отпустить работников домой? Через какое время с момента отключения воды возникает обязанность работодателя отпустить работников?

Сообщаю Вам следующее:

Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей. При этом, к сожалению, трудовым законодательством не предусмотрен порядок действий работодателя в том случае, если в здании отключили воду. Не предусмотрено ни сокращение рабочего времени в данном случае, ни какие-то выходные дни для работников. Полагаем, что в такой ситуации следует оформить простой по независящим от сторон обстоятельствам (с освобождением сотрудников от присутствия в офисе).

По указанному в обращении вопросу рекомендуем Вам также обратиться в Государственную инспекцию труда в Пермском крае: Советская ул., 39, Пермь, Пермский край, 614000, тел: +7 (342) 212–52–23, многоканальный +7 (342) 298–01–50, git59.rostrud.ru. либо задать интересующий Вас вопрос на сайте онлайнинспекция.рф.

Подборка документов из Систем КонсультантПлюс:

Читайте также:  Трубопроводы систем отопления прокладывают ответ

— обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей.

Статья 212 ТК РФ в число обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда включила:

— обеспечение соответствующих требованиям охраны труда условий труда на каждом рабочем месте;

— обеспечение санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда.

В соответствии со ст. 72.2 ТК РФ под простоем понимается временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера. Таким образом, простой может возникать при следующих обстоятельствах: несвоевременная поставка материалов, отключение электроэнергии, воды, поломка оборудования, отсутствие заказов, тяжелое финансовое положение организации и, как следствие, невозможность приобретения сырья, материалов и т.д.

Вместе с тем приказом или распоряжением руководителя предприятия работник может быть освобожден от необходимости присутствовать на рабочем месте во время простоя (аналогичные положения могут быть предусмотрены непосредственно в коллективном или трудовом договоре).

Согласно разъяснениям Минфина России в Письме от 29.08.2003 N 04-02-05/1/83 к простоям по внешним причинам относятся простои в результате неподачи топлива, воды, отключения электроэнергии, получаемых от сторонних источников, и т.д.

Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя (ст. 157 ТК РФ).

в рассматриваемой ситуации (отключение воды), полагаем, в организации следует объявить простой по причинам, не зависящим от работодателя и работника, и оплатить этот день в размере не менее двух третей дневного оклада.

Обращаем внимание, что Федеральная служба по труду и занятости, в соответствии с пунктом 5.5.4 Положения о ней, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 324, осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Информирование и консультирование осуществляются при непосредственном обращении в Роструд работников и работодателей.

По указанному в обращении вопросу рекомендуем Вам также обратиться в Государственную инспекцию труда в Пермском крае: Советская ул., 39, Пермь, Пермский край, 614000, тел: +7 (342) 212–52–23, многоканальный +7 (342) 298–01–50, git59.rostrud.ru. либо задать интересующий Вас вопрос на сайте онлайнинспекция.рф.

Сервис Онлайнинспекция.рф предназначен для оперативного консультирования граждан по вопросам трудового права. Консультации в данном сервисе могут быть использованы как мнение эксперта для разрешения споров, в том числе в суде.

Услуга оказывается в соответствии с регламентом услуги Линия Консультаций и Горячая линия. Рекомендуем заранее с ним ознакомиться.

Услуга «Линия Консультаций» включает в себя подбор, анализ и предоставление информации, а также нормативных и консультационных материалов Справочно-правовых Систем КонсультантПлюс по вопросу

Ответ подготовил эксперт Систем КонсультантПлюс

Читайте также:  Проверка технического состояния средств пожаротушения систем противопожарного водоснабжения

Кожина Снежана Римовна

в рамках услуги Консультации Линии консультаций

Сроки отключения холодной воды по закону

Ресурсоснабжающая организация обязана обеспечить бесперебойную поставку воды в дома, подключенные к централизованной системе. Нормативными актами утверждены основания и сроки отключения холодной воды по закону. Поставщик коммунальных услуг обязан придерживаться утвержденного алгоритма. Расскажем об этом сегодня в наше статье.

Причины отключения холодного водоснабжения

Чаще всего граждане могут обнаружить отсутствие воды по нескольким причинам, это:

  • проведение плановых ремонтных работ в соответствии с утвержденным графиком;
  • внеплановые работы при возникновении аварийной ситуации во внутридомовой системе;
  • ремонт коммуникаций, расположенных за пределами многоэтажки.

Если отключили холодную или горячую воду, граждане могут позвонить диспетчеру, и ответственный сотрудник сообщит о причинах прекращения подачи ресурса и примерных сроках возобновления подачи.

Кроме того имеются другие ситуации, когда могут перекрыть воду:

  • водопровод в одном из жилых помещений находится в неудовлетворительном состоянии. Во избежание затопления соседей требуется временное, но срочное перекрытие коммунальных систем и их ремонт;
  • работниками выявлено незаконное подключение к водным коммуникациям. Самовольное подсоединение к системе считается нарушением закона, за это предусмотрен штраф;
  • местные органы власти вручили поставщику коммунальных услуг предписание о прекращении водоснабжения, последний принимает срочные меры для устранения выявленных нарушений.

Допустимая продолжительность отключения холодной воды

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 регламентируются нормы и требования, предъявляемые к холодной воде при возникновении плановых и внеплановых ситуаций прекращения водообеспечения.

На основании этого документа:

  • потребителей не допускается оставлять без воды более 8 часов в течение одного месяца;
  • единовременное отключение холодной воды разрешается максимум на 4 часа.

Эти нормы утверждены на случай проведения плановых ремонтных работ. Если же возникают аварийные ситуации, то ресурсоснабжающая организация обязана устранять поломки в кратчайшие сроки. Для таких случаев нормативы на ликвидацию повреждений устанавливаются в зависимости от сложности возникшей ситуации, глубины расположения трубопровода, а также других факторов, влияющих на решение проблемы.

Если плановые мероприятия проходят более длительное время, то это говорит о некачественном оказании услуг. В этом случае потребитель может потребовать перерасчета за потребляемую воду.

Также граждане имеют право потребовать перерасчета оплаты услуг в меньшую сторону при не соблюдении договора оказания услуг коммунальной конторой. Например, если в трубах упало давление на 25% и более.

В договоре прописаны обязательства всех сторон, которые должны соблюдаться. Потребитель должен своевременно и в полном объеме оплачивать полученные услуги. Если он не выполняет данный пункт соглашения, то ресурсоснабжающая организация начислит пени за просрочку платежей.

С другой стороны, поставщик обязан выполнять взятые на себя обязательства по качеству предоставления услуг. Поэтому любые отключения холодной воды должны проводиться на законных основаниях и осуществляться по установленному регламенту и нормам. Поставщику за нарушение договора ожидают финансовые санкции.

Перечислим случаи, считающиеся незаконными:

  • проводятся плановые технические работы, а жильцов не уведомили об этом;
  • должникам по коммунальным услугам отключили воду за неуплату. Это является незаконным, в этом случае организация должна урегулировать вопрос только законными способами, например, начислить пени за неуплату, либо обратиться в суд для решения проблемы;
  • поставщик прекратил подачу холодной воды, или снизил давление подачи, не имея на это законных оснований;
  • после устранения неполадок (плановых или аварийных) задержали включение воды по непонятным причинам.
Читайте также:  Что делать если капает кран с батареи отопления

Аварийное отключение холодной воды

При выявлении поломок в системе подачи водоснабжения, ресурсоснабжающая организация обязана принять незамедлительные меры для выявления причин. Также коммунальщики обязаны устранить нарушения, и выполнить ремонт в кратчайшие сроки. Все силы организации должны быть направлены на устранение аварии. Время для решения проблемы и проведения ремонта регламентируется СНиП 2.04.02-84.

Причины аварийного отключения водоснабжения, кроме прорыва трубопровода и других повреждений системы:

Снижено качество питьевой воды В такой ситуации водоснабжение будет возобновлено только после полного устранения проблемы. Так как эти показатели влияют на здоровье людей, следовательно, данная мера является вполне обоснованной.
Для ликвидации пожаров В период тушения возгораний требуются повышенные объемы воды, чтобы устранить проблему как можно быстрее. Воду должны дать незамедлительно сразу после ликвидации очага возгорания.

В период ограничения подачи воды через центральную систему, коммунальная организация обязана обеспечить подвод питьевой воды в специальных автомобильных цистернах. Объем воды должен доставляться с учетом норм потребления на одного человека. Но, есть один минус – время подвоза воды не оговаривается.

Вместе с тем, при плановых отключениях, коммунальщики заранее предупреждают потребителей об отключении. У граждан есть время, чтобы подготовиться к отключению, они самостоятельно делают запасы. В этом случае цистерны с питьевой водой подвезут жидкость, только если плановые работы продлятся более суток. В аварийных ситуациях организация обязана обеспечить подвоз воды для удовлетворения суточной потребности граждан.

Перерасчет платы при отключении подачи холодной воды

Поставщик услуг может сделать перерасчет по квитанциям в большую или меньшую сторону. В случае недополучения ресурсов из-за отключения воды потребители вправе требовать перерасчета.

Для этого граждане должны написать заявление и отразить:

  • просьбу об уменьшении суммы, указанной в счете за оказанные услуги;
  • составить свой расчет со ссылками на действующие нормативы;
  • свои аргументы для перерасчета;
  • при наличии документальных доказательств, приложить копии имеющихся бумаг.

Граждане могут просить об уменьшении платежей в случае:

  1. после окончания технических работ подача воды возобновилась с нарушением срока. Поэтому можно добиться снижения платы на 0,15% при задержке воды более 4-х часов единовременно, либо более 8 часов в течение одного месяца;
  2. из крана течет вода несоответствующего качества. Должны отменить плату за каждый день поступления некачественной жидкости;
  3. давление в трубах упало более чем на 25%. Это также считается недопустимым, так как граждане не могут в полном объеме получить жизненно необходимый ресурс. Можно добиться отмены платы за конкретные дни, когда давление в трубах упало.

Гражданам следует знать свои права, и при необходимости защищать их. В этом случае можно добиться получения качественных услуг, а в некоторых случаях снизить плату за недополученные или некачественные услуги.

Так же предлагаем вам ознакомиться с предыдущей статьей по схожей теме: отключение горячей воды по закону

Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат

2. Позвоните на горячую линию:

Заявки и звонки принимаются круглосуточно и без выходных дней

Оцените статью