- Установка и подключение биметаллических радиаторов отопления – использование запорной арматуры, фитингов
- Что взять в учет
- Тип системы отопления
- Направление циркуляции теплоносителя
- Число секций биметаллических радиаторов
- Какая нужна арматура
- Трубы
- Назначение и выбор байпаса
- Выбор запорной арматуры
- Воздухоотводчики
- Нюансы установки
- Как соединить биметаллические радиаторы между собой
- Как нарастить батарею отопления: биметаллические секции, их размер и количество
- Устройство биметаллических батарей
- Подготовительная работа
- Сборка радиатора
- Тестирование радиатора
- Полезное видео
- Инструкция по добавлению секций радиатора отопления
- Как же добавляют секции?
- Соединение радиаторов отопления: сборка секций, варианты подключения, обвязка
- Межсекционные соединения
- Устройство
- Сборка и разборка
- Трубы и радиаторы
- Запорно-регулирующая арматура, фитинги
- Схемы подключения
- Заключение
Установка и подключение биметаллических радиаторов отопления – использование запорной арматуры, фитингов
Для экономии средств многие жильцы стараются произвести подключение биметаллических радиаторов отопления самостоятельно, несмотря на потерю в таком случае гарантии со стороны производителей. Но даже если доверить эту процедуру профессиональной бригаде, знание тонкостей этого процесса не будет излишним.
Что взять в учет
Определяясь со схемой, как подключить биметаллический радиатор отопления, важно обратить внимание на следующие моменты:
- Какого типа система — однотрубная или двухтрубная.
- Из какого направления осуществляется подача теплоносителя (сверху или снизу).
- Сколько секций в батарее.
Тип системы отопления
Системы с одной трубой могут иметь вертикальную или горизонтальную разводку. Последний вариант больше всего подходит для жилищ небольшой этажности: обычно речь идет об одно- или двухэтажных домах. Трехэтажные строения горизонтальной разводкой оснащаются редко. Вертикальную разводку обычно применяют в многоэтажках. Такая схема состоит из выходящей из потока трубы, следующей на радиатор, и далее – в пол. Такую картину можно наблюдать во всех (или почти во всех) помещениях. Иногда встречаются случаи с запиткой от одного стояка сразу двух радиаторов. При этом совсем не обязательно, чтобы они находились в одной комнате.
Сильной стороной этой схеме являются небольшие затраты на монтажные работы и стабильность работы (разбалансировать ее довольно непросто). Однако если происходят весомые изменения параметров батарей и труб, это может в значительной мере повлиять на гидравлическое сопротивление. В результате теплыми оказываются только две первые секции, а вся остальная часть прибора остается холодной.
Для однотрубной разводки характерно постепенное снижение температуры теплоносителя по мере удаления его от котла. Эффективность нагревания батареи у соседа сверху (при верхней подаче) обратно пропорционально нагреванию радиатора этажом ниже . Во избежание подобных ситуаций был принят закон об общей собственности системы отопления. Теперь, чтобы заменить трубу или отопительный прибор, нужно получить соответствующие разрешения. Двухтрубной разводкой многоэтажки оснащаются не так часто. Объясняется это большим расходом труб на ее организацию. К тому же значительные размеры усложняют балансировку контура.
Двухтрубная система в многоэтажном доме имеет следующую схему:
- В помещение заводится две трубы.
- Более горячая часть служит для подачи теплоносителя на батарею.
- Вторая отводит остывший после радиатора теплоноситель дальше.
Благодаря этой схеме достигается идентичность температуры подаваемого на все отопительные приборы теплоносителя. Важно помнить, что если произойдет изменение гидравлического сопротивления всего в одном радиаторе, вся система может полностью разбалансироваться. Очень маленькое сопротивление спровоцирует прохождения почти всего объема теплоносителя именно через этот участок. Потому при наличии такой разводки в обязательном порядке проводится монтаж регулирующей арматуры. Чаще всего это – ручные регулирующие вентили или термостаты.
Направление циркуляции теплоносителя
Нижнее седельное подключение батарей с применением нижнего вертикального коллектора позволяет не зависеть от направления подачи теплоносителя. Этого не скажешь о боковой и диагональной поводке, а также когда используются радиаторы с нижним узлом подключения: тут подачу необходимо четко выверить. В противном случае может произойти полное прекращение нагревание прибора, или он будет нагреваться очень слабо. Боковое или диагональное подключение предусматривает использование верхней подачи (обратная труба в таком случае идет снизу).
Монтируя биметаллический радиатор с нижним подключением, важно заранее уточнить, какой из входов будет соединяться с подачей. Обычно эту информацию указывают в паспорте. Направления важно не перепутать, т.к. подача в таких отопительных приборах оснащена трубкой, идущей от узла входа вверх. С ее помощью осуществляется доводка теплоносителя до верхнего коллектора. После этого он растекается по радиатору.
Местом сбора теплоносителя выступает нижний коллектор, откуда его подают в обратный трубопровод. Располагается узел подключения по левой или правой стороне радиатора (рекомендуется выбирать ближайшую к стояку точку). Это дает возможность сэкономить на трубах для биметаллических радиаторов отопления и достичь более эстетичного внешнего вида.
Число секций биметаллических радиаторов
То, сколько секций будет на биметаллическом радиаторе, оказывает прямое влияние на выбор способа подключения. Батарею до 8 секций можно коммутировать боковым, нижним седельным или диагональным подключением. Если секций более 8-ми – лучше применить диагональное подключение.
При использовании боковой коммутации потребуется установка удлинителя потока. Под ним подразумевают трубку, вставляемую в коллектор подачи. Она выручает в тех ситуациях, когда боковое подключение обеспечивает нагрев только первых секций. Благодаря вставленной внутрь трубке теплоноситель течет дальше входа, более равномерно нагревая поверхность прибора.
Варианты длины удлинителя потока:
- 2/3 батареи.
- До центра последней секции.
Разные случаи показывают эффективность как первого, так и второго вариантов. Главное, что достигается заметная оптимизация прогрева радиатора. Иногда бывает так, что установка до середины последней секции провоцирует снижение уровня нагрева первых секций. В таком случае рекомендуется укоротить трубку. Но такие ситуации происходят редко, на что влияет давление в стояке и сечение подводки.
Как подсказывает практический опыт, лучше монтировать длинную трубку, т.к. ее всегда можно укоротить (а вот нарастить не получится). Еще один способ более равномерно распределить теплоноситель – оснастить трубку удлинителя потока серией отверстий. Благодаря этому теплоноситель поступает в расположенные рядом вертикальные коллекторы. Однако в основном достаточно бывает и цельной трубки.
Какая нужна арматура
Чтобы подключить секционный биметаллический радиатор, потребуется наличие стандартного комплекта подключения.
Речь идет о следующих элементах:
- Заглушки.
- Ручной воздухоотводчик (кран «Маевского») и ключ к нему.
- Пара переходников (с правосторонней и левосторонней резьбой).
Переходниками снабжается правая и левая сторона радиатора. На них можно подключать арматуру или трубы. Их диаметр (½ или ¾ дюйма) напрямую влияет на диметр арматуры и подводки.
Трубы
При замене радиаторов в многоэтажке необходимо использование тех же труб и с тем же диаметром. Это не является просто прихотью. Дело в том, что в многоэтажных домах применяются системы с определенными параметрами. Главные из них – гидравлическое сопротивление и рабочее давление. Специально под них организовывается испытательное (опрессовочное) давление, используемое во время пуска системы. Как правило, оно на порядок выше рабочего.
Использование для соединения биметаллических радиаторов труб полипропиленового и металлопластикового типа, несмотря на все их достоинства, в таких условиях не рекомендуется. Их внешняя привлекательность никак не способствует увеличению срока службы в условиях централизованных систем, что чревато появлением протечек со всеми вытекающими последствиями.
Это же относится и к диаметру труб. При смене диаметра подводки сильно меняется гидравлическое сопротивление всего контура. И никто не даст гарантии, что это будет иметь благоприятные последствия. Потому, при использовании в системе полудюймовых труб, не нужно экспериментировать с другими диаметрами. То же самое касается арматуры и переходников на батареи.
Назначение и выбор байпаса
Монтируя биметаллический радиатор в однотрубной системе, обязательно нужно применить байпас. Так называют перемычку между подающей и обратной трубой. Она дает возможность лишнему теплоносителю обходить батарею. Данная схема позволяет избежать запирания стока и следующих за этим неприятностей с управляющей кампанией. Чаще всего байпас делают смещенным: наиболее оптимальное место его расположение — между радиатором и стояком. Если в перемычку врезать кран, это даст возможность проводить регулировку температуры радиатора. Однако в таком случае появляется вероятность перекрывания стояка.
Более эффективное решение – применить нерегулируемый байпас, оснастив регулирующей арматурой непосредственно радиатор. В основном это делают в тех случаях, когда в помещении очень жарко. Если такой проблемы нет, то лучше не снижать эффективность радиаторов, что неминуемо происходит при установке регуляторов.
Автоматическая арматура рассчитана на давление 10 атм. Поэтому при снижении опрессовочного давления ниже 15 атмосфер, эксплуатация не встречается ни с какими трудностями. Превышение этой границы, скорее всего, приведет к выходу приборов из строя. Если без термостата никак нельзя обойтись, а испытательное давление очень высокое, перед запуском контура прибор лучше демонтировать, заменив сгоном. По завершении опрессовочных мероприятий приспособление монтируется обратно, что дает возможность заодно почистить вентиль.
Выбор запорной арматуры
Как рекомендуют некоторые производители, монтаж биметаллических радиаторов отопления своими руками должен сопровождаться установкой запорных кранов на входе и выходе. Речь идет о шаровых кранах. Чтобы проходимость теплоносителя была нормальной, лучше использовать полнопроходные изделия.
Благодаря запорной арматуре радиатор можно в любой момент демонтировать для ремонта и обслуживания, не останавливая при этом всю систему. Для этого достаточно перекрыть краны и дождаться остывания теплоносителя. После чего прибор можно снять. В таких случаях выручает наличие байпаса, по которому теплоноситель пойдет в обход обслуживаемой батарее. Иначе придется отключать весь стояк, что можно делать только с разрешения управляющей кампании.
Воздухоотводчики
Стандартная монтажная комплектация включает в себя ручной воздухоотводчик (кран «Маевского»). Местом его установки выступает свободный верхний коллектор. Наличие стравливателя воздуха обязательно при подключении биметаллического радиатора. Дело в том, что контакт теплоносителя с материалами коллектора провоцирует химические реакции, в результате которых образуются газы.
Благодаря этому небольшому приспособлению появляется возможность удалять воздух и газы, накопившиеся внутри радиатора. Если этим пренебречь, в системе появится избыточное давление, провоцирующее нарушение циркуляции и неравномерность нагрева батарей. Для спуска газов нужно ключом открыть и закрыть кран.
Если ручной отвод газов производить нет желания, есть вариант с установкой автоматического воздухоотводчика. Его монтируют на том же самом месте, что и кран «Маевского». Прибор имеет цилиндрическую форму и высоту 6-8 см: при установке необходимо соблюдать строгую вертикальность. Чтобы скрыть автоматический воздухоотводчик от глаз, обычно применяют декоративный экран для радиатора.
Нюансы установки
Встречаются две разновидности биметаллических радиаторов: частично или полностью биметаллические. В первом случае для изготовления вертикальных коллекторов используется алюминий, что требует особенной осторожности во время монтажа.
Существуют следующие требования, как правильно подключить биметаллическую батарею:
- Соединяя арматуру и коллекторы, следует удерживаться от чрезмерных усилий. Как правило, сопроводительная документация содержит подробную инструкцию по установке. Очень удобен в этом отношении динамометрический ключ, позволяющий контролировать прилагаемое усилие.
- При использовании льняной подмотки важно не переусердствовать с ее количеством. Иначе часть усилий уйдет на нее, что в итоге приведет к появлению микротрещин. После попадания в них теплоносителя запуститься процесс отслоения краски. Как результат, рано или поздно появится течь. Лучше всего применить герметик и немного лена. От применения краски в системах, где в качестве теплоносителя выступает антифриз, лучше отказаться. Это приведет к быстрому разъеданию уплотнителя и появлению течи.
- Батарею необходимо монтировать в строго горизонтальном положении. Исключение составляют случаи применения воздухоотводчика, когда для большей эффективности спуска газов допускается некоторое отклонения угла вперед по ходу циркуляции. В обратную сторону делать уклон запрещается, т.к. это нарушает циркуляцию.
- При подвешивании радиатора необходимо использовать три кронштейна: два сверху и один снизу. Верхние элементы принимают на себя всю нагрузку. За счет нижнего крепежа задается нужное направление.
- Чтобы обеспечить эффективный воздухообмен, следует придерживаться следующих параметров: расстояние до пола – от 60 мм, до подоконника — от 100 мм.
В некоторых случаях производителем могут рекомендоваться другие дистанции, в зависимости от особенностей конструкции (отличия обычно касаются нескольких сантиметров). Однако просвет между задней поверхностью батареи и стеной остается неизменным — 30-50 мм.
Как соединить биметаллические радиаторы между собой
Как нарастить батарею отопления: биметаллические секции, их размер и количество
Когда установлены новые батареи отопления из биметалла, а в помещении по-прежнему прохладно, это означает, что были неправильно произведены расчеты их мощности. Как правило, такое случается, если вычисления проводились только по площади комнаты, без учета всех теплопотерь в ней. Нужно точно знать, сколько секций биметаллического радиатора потребуется, чтобы создать по-настоящему комфортные условия для проживания.
В том случае, если были допущены ошибки в вычислениях, исправить их можно, нарастив секцию или несколько на уже установленную конструкцию.
Устройство биметаллических батарей
Сегодня на рынке тепловых технологий можно встретить несколько видов радиаторов из биметалла. каждый из которых отличается высоким качеством и надежностью.
Секционные модели пользуются большой популярностью, так как их технические параметры идеально подходят для многоэтажных домов с централизованной системой обогрева. Зная, как соединить секции биметаллического радиатора, можно собрать конструкцию любой длины. Это позволяет создавать в каждой комнате свой микроклимат.
- Литые модели применяют либо в качестве дизайнерского решения оформления помещения, либо в системах с очень нестабильным давлением. Эти виды радиаторов проходят испытания при давлении 100 атмосфер, что делает их лучшими кандидатами там, где происходят скачки до 30-40 атмосфер. У этих моделей два существенных недостатка:
- Очень высокая стоимость, о которой забываешь, если в доме «проблемная» система отопления.
- Их нельзя нарастить или уменьшить, поэтому следует очень скрупулезно рассчитать их мощность с учетом всех теплопотерь, способа подключения и площади помещения.
Читайте полезную информацию о биметаллических батареях:
Чтобы произвести правильное соединение секций биметаллических радиаторов, нужно подготовить инструменты и все элементы конструкции.
Подготовительная работа
Перед наращиванием батареи следует не только произвести расчеты, но и приобрести необходимые инструменты. Это особенно важно, если всю работу предстоит проделывать самостоятельно. Для качественной работы потребуются:
ключ для трубы;
- радиаторный ключ;
- специальные ниппели (должны идти в комплекте с секцией батареи);
- заглушки с левой и правой резьбой;
- прокладки, устанавливаемые между секциями;
- наждачное полотно;
- прокладки из паронита.
Когда инструменты под рукой, можно приступать к подготовительным работам.
- Первым делом, снимается радиатор, к которому будет наращиваться секция. Для этого закрывается подача теплоносителя в систему, и батарея отсоединяется от трубы.
- Снятый радиатор нужно тщательно вымыть от пыли и проверить на наличие загрязнения внутри. Хотя нержавеющей стали не страшен показатель кислотности воды, сердечник «не застрахован» от оседания на его стенках мусора и накипи. Их следует удалить, промыв радиатор специальным средством.
- Проверить места соединений на целостность и качество резьбы. Бывает, что на стыках образуются наросты, поэтому нужно каждое отверстие с резьбой обработать наждачной бумагой.
Даже если наросты не обнаружены, стоит пройтись наждачным полотном по резьбе. Это удалит загрязнения, которые могут помешать прокладке создать качественную герметизацию.
- После того, как старая батарея была вычищена, ее нужно положить на заранее подготовленную ровную поверхность. Это важно, так как соединить биметаллические радиаторы между собой нужно без перекосов, даже самых незначительных. Малозаметные вначале, они могут привести в дальнейшем к серьезной аварии.
Только после проведения подготовки, можно приступать к наращиванию новых секций.
Сборка радиатора
Для получения позитивного результата, следует позаботиться о качестве прокладок для радиатора. Как правило, применяются паронитовые варианты, обладающие достаточной прочностью и долговечностью. Так же нужно проверить состояние ниппелей, особенно качество резьбы и целостность гнезд. На них не должно быть сколов, а нарезка обязана быть полной и равномерной.
Соблюдая последовательность действий, при должном внимании можно произвести сборку своими руками. Для этого потребуется:
- Положить радиатор и подготовленные секции на ровную поверхность.
- Секции сдвинуть и поставить между ними ниппели с прокладками.
- Аккуратно начать закручивать ниппель. Так как у него с одной стороны левая, а с другой правая резьба, то при закручивании происходит одновременное притяжение секций друг другу. Зная эту особенность ниппеля, даже новичок поймет, как снять секцию с биметаллического радиатора. Достаточно покрутить его в обратную сторону, и секции отойдут друг от друга. Работа проводится специальным радиаторным ключом.
- После того, как все ниппели вставлены и слегка прихвачены, их необходимо закрутить плотно, совершив одинаковое количество оборотов. Это важно, чтобы не получилось перекосов. Если было сделано 3 витка на одном ниппеле, то и на всех остальных производится такое же количество движения.
Понять, что сборка секций биметаллического радиатора была проведена правильно, можно только проведя соответствующий тест.
Тестирование радиатора
Опрессовка сжатым воздухом в домашних условиях, это лучший способ проверить качество сборки радиатора. Для этого понадобится:
- Кусок трубки Ду-15.
- Ниппель от автопокрышки.
- Автомобильный насос с манометром.
Ниппель от автокамеры нужно припаять к трубке, которая вставляется в радиатор. Для проверки достаточно создать при помощи насоса давление в радиаторе мощностью 1 атмосфера. Если не слышно свиста выхода воздуха из устройства, значит, все действия были проведены правильно, прокладки качественные и ниппеля закручены плотно.
Проверить герметичность конструкции можно при помощи мыльного раствора или подкрашенной воды. Достаточно наполнить батарею и оставить на пару часов, наблюдая, протекает где-либо вода или нет.
Только произведя тестирование, можно возвращать батарею на ее место и подсоединять к системе отопления. Если было наращено несколько секций, стоит проверить, выдержат ли кронштейны новый вес радиатора. В данном вопросе лучше подстраховаться и добавить еще один держатель на стену, чем в неожиданный момент вся конструкция рухнет на пол.
Возможно, вас также заинтересуют следующие познавательные статьи:
Как собираются секции биметаллического радиатора, так же они и снимаются, только в обратной последовательности. Как правило, ничего сложного в этой работе нет, поэтому задавая вопрос, можно ли добавить секции к биметаллическому радиатору самостоятельно, ответ будет положительным. Имея под рукой все необходимые инструменты, с этой работой справится даже новичок.
Единственное, что следует помнить, так это то, что максимальное количество секций в биметаллическом радиаторе не должно превышать 16 штук. Если их больше, то стоит разделить батарею на 2 части. Например, расчеты показали, что требуется 27 секций на одну комнату, что означает, что радиатор следует разделить на две конструкции, оставив в одной 13, а в другой 14 секций.
Полезное видео
Инструкция по добавлению секций радиатора отопления
Нередко жильцы домов и квартир сталкиваются с одной весьма серьезной проблемой – несмотря на систематическую подачу теплоносителя необходимой температуры, в доме чувствуется недостаток тепла, и пребывание в нем вызывает некоторый дискомфорт. Чтобы решить эту проблему, понадобится нарастить радиатор отопления. В чем заключается такого рода работы? Суть этой процедуры состоит в том, чтобы добавить секций радиатору, благодаря чему будет достигнута комфортная температура в жилище.
Секции до радиатора добавляют в том случаи, если нужно отопить большое помещение
Для начала нужно будет подыскать ключ для радиаторов, он у вас обязательно должен быть — если по каким-то причинам вы не можете его найти, то надо взять его на временное пользование у знакомого или соседа, или отправится в магазин за покупкой нового. Итак, с помощью этого ключа вы должны снять радиатор, лишив его соединений с системой отопления. Далее относим его в ванну и направляем в него воду.
Без специального ключа, добавить секции будет нереально
Известно большое количество случаев, когда жильцы квартиры жаловались на недостаточно комфортную температуру воздуха в жилище, и виной всему было элементарное засорение радиатора, которое не позволяло ему работать «в полную силу». Но если вы направили воду в радиатор, а она без препятствий проходит через его каналы и выходит чистой, не имея замутненный вид – то дело не в засорении отопительного устройства. Помощь в этом случае сможет предоставить только добавление секций, в котором, по большому счету нет ничего сложного и трудного, если подходить к данной задаче ответственно.
Как же добавляют секции?
После того, как вы опытным путям определили, что причиной прохладной температуры в доме является вовсе не засоренность радиатора, следует найти недалеко от своего дома (чтобы вам не пришлось ехать за тридевять земель и тем самым тратить свое время) магазин, который занимается продажей теплотехники. Необходимо купить такие же секции, которыми оснащен ваш радиатор – из чугуна, алюминия, либо биметаллические .
Не должно получиться так, что вы выберете неподходящие секции – из-за такой ошибки у вас просто-напросто не получится добавить их, то есть потраченные деньги окажутся выкинутыми на ветер, поэтому будьте внимательны. Процедура наращения секций выполняется в одинаковой поочередности действий для всех типов радиаторов отопления.
Для стыковки секций, необходимо соединительная гайка — ниппель
Приступаем непосредственно к увеличению количества секций. Первым делом необходимо открутить футорку с помощью радиаторного ключа с той стороны, к которой вы планируете добавить еще один или несколько элементов. После того, как вы раскрутили футорку, в участок состыковки секций накладывается ниппель (соединительная гайка). Необходимо учитывать следующую важную особенность: резьба на разных концах ниппеля разная, и чтобы правильно выполнить установку новых секций вы должны руководствоваться следующими правилами:
- Правая часть ниппеля должна быть направлена в сторону, где будет выполняться соединение с новым элементом;
- Соответственно левая – в сторону уже присутствующих секций радиатора отопления.
Для того чтобы не допустить в дальнейшем протекания батареи, следует надеть на ниппель межсекционные прокладки (они могут быть резиновыми, паранитовыми, либо гелевыми). При этом надевать их нужно осторожно и аккуратно – это послужит гарантом того, что прокладка будет располагаться максимально ровно, без нежелательных перекосов. Далее нужно затянуть резьбу. Это действие тоже должно осуществляться без резких движений, в неторопливом ритме, и внимательно. Если вы хотите качественно нарастить радиатор отопления, то о никакой спешке не может быть и речи.
Чтобы не допустить протекания, необходима межсекционная прокладка
Крайне нежелательно повреждение металлической нарезки – из-за этого могут появиться не самые безобидные проблемы, на решение которых придется дополнительно тратить собственное время и финансовые средства.
Увеличенный в размерах радиатор нужно поместить обратно на кронштейн и возобновить соединение с трубой центрального отопления. Чтобы это сделать необходимо вооружится гаечным ключом соответствующего диаметра и паклей, которая необходима для обматывания трубной резьбы при прикручивании радиатора.
Добавить секций радиатору отопления несложно, для этого не нужно 10 лет работать в бригаде монтажников отопления. Но без серьезного подхода, наличия элементарных инструментов и удалению этому процессу своего личного времени не обойтись. Впрочем, можно прибегнуть и ко второму варианту решения проблемы с недостаточной обогреваемостью помещения – стать клиентом предоставляющей такие услуги компании, работники которой выполнят все сами, быстро и качественно.
Соединение радиаторов отопления: сборка секций, варианты подключения, обвязка
Трудно ли разобрать и собрать секционный отопительный прибор? Как выполнить соединение радиаторов отопления между собой в общем отопительном контуре? Как присоединить батарею к подводкам и чем герметизировать резьбовые соединения? Попробуем ответить на эти вопросы.
Фрагмент двухтрубной системы отопления в частном доме.
Межсекционные соединения
Устройство
Давайте выясним, как выполняется соединение секций радиаторов отопления между собой:
- Коллекторы каждой секции снабжены противонаправленными резьбами с обеих сторон.
- Для их соединения служит ниппель — короткий патрубок с опять-таки противонаправленными резьбами на его наружной поверхности. Внутренняя поверхность ниппеля снабжена двумя продольными выступами — зацепами для радиаторного ключа.
- Герметизация стыка выполняется кольцевыми прокладками из паронита — жесткой термостойкой резины.
Впрочем: соединение секций алюминиевых радиаторов на практике лучше герметизировать покупными прокладками из силикона или, в крайнем случае, вырезанными своими руками из старой автомобильной камеры.
Паронит требует при стягивании значительных усилий; а не отличающемуся высокой прочностью алюминию они противопоказаны.
При переборке радиатора прокладки желательно заменить.
Сборка и разборка
Давайте в качестве примера разберемся, как можно выполнить соединение секций биметаллических радиаторов при наращивании батареи:
- Откручиваем глухие радиаторные пробки со стороны, противоположной подводкам.
- Приложив добавляемые секции к торцу радиатора, размечаем точки крепления дополнительных кронштейнов. Напомним: их количество подбирается из расчета один кронштейн на три секции; в жестком креплении нуждаются не только верхний, но и нижний коллектор батареи.
- Монтируем кронштейн.
- Наживляем в резьбы концевой секции пару ниппелей с надетыми на них прокладками.
- Отмечаем на радиаторном ключе расстояние от его лопатки, соответствующее суммарной длине новых секций.
- Приставляем к старой батарее добавляемые секции и подаем через их верхний коллектор радиаторный ключ. Его придется непрерывно поворачивать, чтобы пройти ниппеля. Когда лопатка ключа достигнет нужного ниппеля, поворачиваем его по часовой стрелке ровно настолько, чтобы ниппель надежно зацепил обе резьбы.
- Повторяем операцию с нижним ниппелем.
- Попеременно подтягиваем ниппеля не более чем по 1 — 2 оборота за раз. Инструкция связана с тем, что при неравномерном стягивании ниппеля будут намертво заклинены или даже разорваны. Критерий готовности — выдавившиеся между секций края прокладки.
- Закручиваем глухие радиаторные пробки и проверяем радиатор под давлением.
Схема сборки радиатора.
Разборка соединений между секциями выполняется в обратном порядке.
Полезно: если ниппеля чугунного радиатора не хотят отворачиваться, часто помогает прогрев секций: точечный (паяльной лампой) или целиком, на костре.
Разумеется, межсекционные прокладки после этого придется менять.
Все способы подсоединения радиаторов отопления к розливу подразумевают наличие:
- Подводок;
- Опционально — запорно-регулирующей арматуры.
Трубы и радиаторы
Начнем с небольшого исследования материалов, применяемых для создания отопительных приборов. Точнее — с рабочего давления, на которое они рассчитаны. В среднем можно ориентироваться на следующие значения:
Рабочее давление, кгс/см2
Штатные параметры любой отопительной системы вполне укладываются в самые скромные требования: рабочее давление в контуре ЦО в штатном режиме не превышает 6 кгс/см2 при температуре до 95 С.
Ключевые слова — в штатном режиме.
При чрезмерно быстром заполнении сброшенной системы или при отрыве клапана винтового вентиля возможно возникновение так называемого гидроудара, на фронте которого давление будет достигать 20 — 25 кгс/см2.
Один из механизмов возникновения гидроудара.
Для автономных контуров гидроудары при минимальной вменяемости владельца нехарактерны, а вот в ЦО с огромным количеством запорной арматуры, обслуживающим персоналом весьма разного уровня квалификации и периодическим испытанием теплотрасс повышенным давлением… Думается, дальше можно не объяснять.
Именно поэтому наиболее разумным будет такое распределение типов отопительных приборов:
- Алюминиевые и чугунные могут применяться только в автономных контурах;
- Стальные и биметаллические подходят для ЦО.
Какие трубы могут использоваться в комплекте с ними?
- Соединение алюминиевых радиаторов отопления с котлом и/или розливом обычно выполняется недорогими и простыми в монтаже полипропиленовыми или металлополимерными трубами.
- Соединение биметаллических радиаторов — между собой или с трубами розлива в системе ЦО — лучше выполнять стальной трубой. Либо черной сталью на сварке, либо оцинковкой на резьбах.
Биметаллический радиатор укомплектован сварными стальными подводками.
Полезно: еще одно неплохое решение — использование гофрированных нержавеющих труб .
Они монтируются самым доступным инструментом и допускают изгибы с радиусом, равным диаметру трубы.
Запорно-регулирующая арматура, фитинги
Как уже упоминалось, присоединение радиаторов отопления к трубам часто разрывается запорной арматурой. Какой именно?
Простейший вариант — пара вентилей на обеих подводках. Они позволяют отключить отопительный прибор на время затяжной оттепели или ремонта. Лучшим выбором станут шаровые краны: они исключительно отказоустойчивы и не требуют обслуживания, в отличие от капризных винтовых и пробковых вентилей.
На фото хорошо видны шаровые краны, отсекающие батарею.
Внимание: в системе ЦО перед вентилями со стороны стояка обязательно должна присутствовать перемычка, позволяющая теплоносителю циркулировать через стояк при отключенной батарее.
Более практичные решения — дроссель и шаровый кран в системе ЦО или однотрубном автономном контуре и пара дросселей в двухтрубной системе. Подсоединение радиаторов отопления к трубам через такой набор арматуры допускает ручную регулировку теплоотдачи. Два дросселя в двухтрубной системе нужны для раздельной балансировки системы и собственно регулировки тепловой мощности.
Наконец, вместо регулирующего теплоотдачу дросселя может устанавливаться термостатический клапан с термоголовкой — прибор, автоматически регулирующий проходимость в зависимости от температуры воздуха в комнате. Увы, цена такого комплекта заметно выше обычных кранов и достигает 700 — 1500 рублей.
Обвязка с термостатом и вентилем.
Как подключить радиатор к подводкам или кранам? Как правило, сейчас для этой цели используются американки — быстроразъемные соединения с накидными гайками. В отличие от привычных сгонов, они позволяют демонтировать отопительный прибор за 30 — 40 секунд.
Чем герметизировать резьбы? Лучший материал для резьбовых соединений радиаторов отопления — полимерная нить-герметик (Тангит Унилок и аналоги); на втором месте — сантехнический лен с пропиткой силиконовым герметиком или любой быстросохнущей краской.
Схемы подключения
Наиболее отказоустойчивая схема соединения радиаторов отопления в частном доме с розливом и котлом — однотрубная ленинградка. Отопительные приборы подключаются параллельно розливу, который прокладывается по периметру помещения.
Несколько дешевле в монтаже, но заметно проблемнее в эксплуатации схема, использующая последовательное подключение батарей. Достаточно сказать, что их независимая регулировка в этом случае невозможна.
Вариант однотрубной схемы с последовательным подключением.
Наконец, двухтрубная система подразумевает подключение каждого радиатора в качестве перемычки между подающей и обратной ниткой. Она неудобна тем, что требует уже упоминавшейся балансировки — ограничения проходимости ближних к котлу отопительных приборов.
Какими могут быть схемы подсоединения радиаторов отопления к подводке?
- Односторонняя. подводки соединяются с верхней и нижней радиаторными пробками справа или слева. Она компактна, но делает нагрев прибора неравномерным: последние секции всегда будут холоднее первых.
- Снизу вниз. В этом случае батарея обязательно комплектуется воздушником. Достоинства решения — в том, что радиатор при таком подключении не требует промывки и всегда греет по всей длине.
- Диагональная. Нагрев секций еще более равномерен; однако нижний угол прибора с глухой пробкой будет постепенно заиливаться.
Варианты подключения к подводкам.
Заключение
Надеемся, что в этом материале нам удалось ответить на все накопившиеся у читателя вопросы. Как всегда, получить дополнительную тематическую информацию можно из видео в этой статье. Успехов!