Радиаторы отопления автобуса лиаз
СИСТЕМА ОТОПЛЕНИЯ АВТОБУСА ЛиАЗ-621321
Отопление автобуса осуществляется как с использованием тепла системы охлаждения двигателя, так и с помощью дополнительно используемого автономного жидкостного подогревателя. Система отопления подключена параллельной ветвью к системе охлаждения двигателя через отводы А и Б (см. рис. 2.28). Система отопления может быть при необходимости отключена (при возникновении течей или в жаркий период года) с помощью двух разобщительных кранов 10 (рис. 13.1). Через входной кран жидкость поступает в циркуляционный насос 9 и жидкостный подогреватель 8 и далее по подводящей трубе в радиаторы отопителей, а от них по отводящей трубе — в систему охлаждения двигателя через отводной кран.
При умеренно холодной погоде (осенью, весной) отопление салона и кабины осуществляется за счет тепла системы охлаждения двигателя, поступающего по трубопроводу подачи (подвод А, рис. 13.1). Циркуляция жидкости в системе обеспечивается водяным насосом двигателя (малая интенсивность), и при необходимости циркуляционным насосом 9 системы отопления. В холодный (зимний) период года для поддержания теплового режима в салоне и кабине водителя используется жидкостный подогреватель 8 системы отопления автобуса. Подогреватель можно задействовать при
неработающем двигателе. При этом он используется также для подогрева двигателя перед его пуском. Разогретая охлаждающая жидкость подается в двигатель через отвод Б.
Для отопления салона штатно используются шесть активных отопителей 4,5,6,11,12,13, размещенных под сиденьями салона. Вместо отопителя 13 на накопительной площадке автобуса (в качестве варианта) возможна установка конвекторного отопителя 15 (теплообменник). В качестве дополнительной опции на автобусе могутустанавливаться два дополнительных активных отопителя 3 и 7.
Отопление кабины осуществляется фронтальным отопителем 2, используемым также для обдува и обогрева ветровых стекол, а также дополнительным активным отопителем места водителя 14, установленным позади сиденья.
Активные отопители оборудованы электровентиляторами, осуществляющими принудительную подачу воздуха через теплообменники (радиаторы). Отопители соединены параллельно между собой и подключены к трубопроводам подачи и слива системы отопления.
Циркуляция жидкости при неработающем двигателе обеспечивается циркуляционным насосом 9, а при работающем двигателе — насосом 9 и водяным насосом двигателя. В жидкостном подогревателе 8 для подогрева жидкости используется тепло сжигания топлива, подаваемого от основных топливных баков автобуса (рис. 13.2).
Рис. 13.1. Схема системы отопления:
1 — дефлектор подачи воздуха на лобовое стекло; 2 — фронтальный отопитель; 3,4,5, б, 7,11,12,13 — отопитель салона; 8 — жидкостный подогреватель; 9 — циркуляционный насос; 10 — разобщительный кран; 14 -отопитель кабины; 15 — конвекторный отопитель; А — подвод жидкости в систему отопления от системы охлаждения: Б — возврат жидкости из системы отопления в систему охлаждения
Рис. 13.2. Питание жидкостного подогревателя топливом:
1 — слив избыточного топлива из подогревателя;
2 — левый топливный бак; 3 — забор топлива для подогревателя; 4 — топливный фильтр; 5 -жидкостный подогреватель.
Активные отопители устанавливаются в салоне под сиденьями и позади сиденья водителя в кабине. На автобус устанавливаются отопители модели ZENITH 8000. Отопители забирают воздух из салона электровентиляторами и подают его через теплообменники (радиаторы) подогретым снова в салон.
Отопители салона — двухрежимные (за счет двух-скоростных электродвигателей). На отопителях салона имеются воздушные клапаны 1 (рис. 13.3), предназначенные для выпуска воздуха, приникшего в отопитель и блокирующего циркуляцию жидкости через его радиатор.
Электрическая цепь питания отопителя защищается плавким предохранителем 2, установленным на жгуте возле его соединительной колодки.
Конвекторный отопитель — это оребрённые трубопроводы системы отопления,установленные вдоль боковины в салоне. Отопитель состоит из двух блоков, соединенных патрубком, на котором установлен клапан выпуска воздуха.
Передний (фронтальный) отопитель служит для обогрева кабины и для обдува ветровых стекол. Вентилятор отопителя имеет две скорости вращения. На патрубке отвода жидкости от отопителя имеется воздушный клапан для выпуска воздуха, доступ к которому со стороны передней облицовки автобуса (рис. 13.4).
На автобусе устанавливаются отопители «Белробот», А2-11.243.252.1011/1012.
В качестве опции на автобус может устанавливаться трехскоростной передний отопитель «ОТЕМ», 8.14164.10ХХ. Функционально он соответствует отопителю «Белробот». Конструкция отопителя ОТЕМ показана на рисунке 13.5. Забираемый снаружи автобуса воздух через фильтр
1 попадает в корпус 2, откуда он вентилятором 4 нагнетается через радиатор 5 в основание —
распределитель воздуха 7. Нагретый воздух через коллекторы 8 и 9 подается в воздуховоды на обдув и обогрев стекол кабины. На патрубке б установлен клапан выпуска воздуха из радиатора отопителя. На корпусе вентилятора установлен блок резисторов 3, необходимый для организации многоскоростного режима его работы. На рисунке приводится внутренняя электрическая схема отопителя «ОТЕМ».
Рис. 13.4. Фронтальный отопитель «Белробот»:
1-трубопроводы дефлекторов обдува ветрового стекла; 2-трубопровод обдува передней створки двери; 3-фильтр воздухозаборника; 4-трубопровод обогрева кабины (в районе ног водителя); 5-клапан выпуска воздуха
Рис. 13.5. Отопитель «ОТЕМ»:
1-фильтр воздухозаборника; 2 — корпус отопителя; 3 — блок резисторов; 4 — вентилятор; 5-радиатор;
б — патрубок с клапаном; 7 — основание-распределитель; 8,9 — воздушные коллекторы