- Системы отопления современных автобусов
- технические науки
- Похожие материалы
- Список литературы
- Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
- Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
- Зависимые отопители салона
- Жидкостные (зависимые) отопители салона
- Система отопления и вентиляции автобуса
- Подзаголовок сайта
Системы отопления современных автобусов
технические науки
- Коротков Александр Александрович , студент
- Волжский Политехнический Институт
- Кулько Алексей Павлович , кандидат наук, доцент, доцент
- Волгоградский государственный технический университет, Волжский политехнический институт (филиал)
-
Похожие материалы
В базовую комплектацию автобусов входит отопление посредством контуров в крыше. Этого вполне достаточно для автобусов, предназначенных для эксплуатации в условиях мягкого климата. По дополнительному заказу устанавливаются конвекторы в автобусах, предназначенных для эксплуатации в условиях холодного климата, чтобы обеспечить необходимое отопление салона.
Основным источником тепла в пассажирском отделении автобуса служит нагревательный элемент. В центральном распределительном блоке имеется двухпозиционный пневмоклапан и циркуляционный насос. Теплопередающими элементами в контуре являются конвекторы и вентиляторы системы отопления. Значения температуры регистрируются датчиком температуры.
Конвекторная система обогрева автобуса не так быстро прогревает салон, своей быстрой циркуляцией для поднятия пыли и «транспортировки» бацилл нет, а вот приемлимая температура держится дольше даже при выключенном нагревателе
К слову, первому в мире автономному отопителю, созданному разработчиками Eberspacher, недавно исполнилось 60 лет. Именно они в далеком уже 1953-м по заданию концерна Volkswagen разработали независимую от двигателя автомобильную печку. Ее принцип оказался довольно востребованным, используется по сей день. Eberspacher и его земляк Webasto среди отечественных потребителей являются самыми популярными брендами сегмента отопительных систем. Правда, к нам они пришли не так скоро.
На данный момент самая высокая востребованность закрепляется на отопителями Eberspacher и Webasto. Продукция эти производителей стала неким мерилом, эталоном качества и максимальной производительности. Они не одиноки, на отечественный рынок приходят со своей продукцией и другие производители, но тех высот, которые достигли эти две компании, они не достигли.
Тем не менее, к нам вполне удачно пробились довольно качественные и надежные отопители всё той же немецкой компании под названием Spheros. В некоторой степени они стали популярными за счет более меньшей стоимости и знаменитом немецком качестве при этом. Например, автономный дизельный подогреватель Spheros Thermo E 320, который тоже предназначены для предпускового разогрева двигателей и прогрева до комфортной температуры салонов автобусов и другого коммерческого транспорта, в столичном регионе обойдется приблизительно в 42–43 тыс. рублей без монтажа, а с установкой в пределах 54–55 тыс. руб. Некоторые транспортники считают, что Spheros Thermo E 320 (теплопроизводительность 32 кВт) более экономичный, чем более ранняя модель DBW 300 с потенциалом в 30 кВт.Отопление водительского отделения
Отопление водительского отделения представляет собой контур. Количество тепла, подаваемого в контур, регулируется водяным клапаном с пневматическим приводом, расположенным в центральном распределительном блоке. Управление клапаном осуществляется модулем системы поддержания микроклимата. Контур состоит из специально адаптированного вентилятора системы отопления, установленного в передней части автобуса, и дополнительного конвектора. Помимо отопления водительского отделения, вентилятор также повышает эффективность обдува стекла. Температура в водительском отделении определяется датчиком температуры.
Водяной клапан вентилятора водительского отделения и нагревательный элемент, если применимо, открываются и регулируются, когда потенциометр регулирования температуры в водительском отделении переключается из выключенного положения. Скорость работы вентилятора регулируется водителем.
В 2-осных автобусах применяется пять датчиков температуры, измеряющие температуру наружного воздуха, в воздуховоде, в пассажирском отделении и водительском отделении. В 3-осных автобусах используется семь датчиков температуры. Имеется отдельный датчик температуры внутреннего воздуха в пассажирском отделении и один — в водительском отделении, а также датчики температуры наружного воздуха, которые одинаковы для обоих отделений.
Функция включается, когда двигатель запускается и потенциометр регулирования температуры воздуха в пассажирском отделении переключается из выключенного положения.
Когда двигатель работает, модуль системы поддержания микроклимата управляет клапанами в верхнем блоке системы отопления и вентиляции так, чтобы температура в пассажирском отделении соответствовала заданному значению.
Модуль управления системы поддержания микроклимата устанавливает заслонку в положение рециркуляции, когда:
- Кондиционер включен и температура наружного воздуха превышает температуру воздуха в пассажирском отделении, если эта температура превышает заданное значение на 4°C.
Количество тепла в системе охлаждения недостаточно для достижения заданной температуры вследствие, например, очень холодной погоды или сразу после запуска двигателя.
Принято считать, что в автобусах температура должна держаться на отметке не ниже 10 градусов тепла, если «за бортом» от 15 до 25 градусов мороза. В среднем общепринятая разница между наружной и салонной температурой составляет где-то 18–20 градусов. Это — приемлемый вариант, отвечающий мировым санитарным нормам.
В России, к примеру, существуют исключения: если температура наружного воздуха находится на отметке до 40 градусов мороза, то в салоне автобуса должно быть не ниже 5 градусов тепла. Правда, отметим, что в утренние часы наших пассажиров тогда беспокоит не столько то, какое тепло будет в салоне, сколько вышел бы автобус на линию.Список литературы
- G. Carlo Bertangol. Системы с зональным регулированием // Термометръ. — февраль 2009.
- Scania CV AB 2007, Sweden / J1939 climate control
- Автоперевозчик-спецтехника. http://ap-st.ru
- Злыгостев А.С. http://motorzlib.ru/ ‘MotorzLib.ru: Статьи и книги по автомобилестроению, наземному транспорту и организации движения’
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Зависимые отопители салона
Жидкостные (зависимые) отопители салона
Зависимые отопители салона (или жидкостные отопители салона) – оборудовнаие, применяемые для обогрева автомобильного транспорта в холодное время года. Используются на транспортных средствах большого объема: автобусы, пассажирские и грузовые фургоны, автомобили для кемпинга и различная техника специального назначения. Также есть возможность применения на водно-моторном транспорте.
Зависимые отопители салона способны быстро и равномерно нагнетать нагретый воздух, что особенно важно в тех случаях, когда штатного оборудования («печки») не хватает для обогрева всего салона.
Зависимые отопители работают следующим образом: отопитель подключается к штатной системе охлаждения двигателя, через него подается горячая охлаждающая жидкость (тосол, антифриз). С помощью мощного вентилятора воздух прогоняется через теплообменник и уже теплым подается в салон. Относительно небольшие размеры позволяют установить отопитель в любом месте салона или кабины.
Основными преимуществами зависимых отопителей являются:
- Небольшие габариты
- Высокая мощность
- Низкий уровень шума
- Низкая стоимость
Система отопления и вентиляции автобуса
Подзаголовок сайта
Отопление салона автобуса Нефаз и место водителя осуществляется жидкостной системой отопления, использующей тепло системы охлаждения двигателя и (или) жидкостного подогревателя, а также фронтальным и салонными отопителями (совместно).
Жидкостной подогреватель и циркуляционный насос (см. раздел « Двигател ь») предназначены для эффективного отопления кабины и салона автобуса, в том числе и на стоянке при неработающем двигателе, а также для предпускового разогрева и поддержания теплового состояния двигателя. Жидкостной подогреватель работает только в комплексе с циркуляционным насосом. Циркуляционный насос может работать автономно (без включения подогревателя), например, для ускоренного отвода тепла от двигателя или лучшей циркуляции охлаждающей жидкости в системе отопления автобуса. Циркуляция жидкости при неработающем двигателе осуществляется циркуляционным насосом подогревателя, а при работающем двигателе — циркуляционным насосом и водяным насосом двигателя. При заполнении системы жидкостью и сливе ее из системы необходимо открыть воздушные клапаны, расположенные на отопителях салона.
На автобусе может быть установлен жидкостной подогреватель мод. 141.8106-02 (или мод. 143.8106, или мод. DBW-300 ф. «Webasto») и циркуляционный насос мод. 34.3730 (или мод. U 4814 ф. «Webasto»). Питание жидкостного подогревателя и циркуляционного насоса топливом и электроэнергией осуществляется от источников автобуса. Система охлаждения двигателя и система отопления должны быть заполнены охлаждающей жидкостью.
Клавишей на щитке приборов в кабине водителя включают одновременно жидкостной подогреватель и циркуляционный насос. Дальнейшей работой подогревателя и насоса автоматически управляет электронный блок управления ( см. раздел «Система облегчения пуска холодного двигателя »).
Внимание : Не допускается заправка системы охлаждения и отопления автобусов НЕФАЗ охлаждающих жидкостей разных марок и производителей, а также жидкости, не соответствующей химмотологической карте ( см. Приложение А ), для определения коррозии элементов системы.
При каждом ТО-1 и ТО-2 проверяйте плотность жидкости и производите контроль проб ОЖ из системы отопления на соответсвие требованиям ТУ (по щелочности и водородному показателю) с отметкой в сервисной книжке. При несоответствии — замените ОЖ.
При несоблюдении указанных требований, претензии по выходу из строя из-за коррозии элементов системы отопления заводом-изготовителем автобусов рассматриваться не будут.
Примечание . Копии паспортов с описанием устройства и обслуживания отопителей моделей А1-205.241.251 и А2-21.243.252.314, предназначенных для отопления места водителя и пассажирского салона, приведены в Приложении Q .
Отопление салона автобуса производится от системы охлаждения двигателя. В систему охлаждения двигателя ( см. Рисунок 216 — Схемы работы системы отопления и разогрева двигателя на городских автобусах (с тремя СО), на пригородных (с четырьмя СО) и на междугородных (с шестью СО) и Рисунок 217 — Схема установки демпфера и воздухоотделителя в системе отопления салона автобуса ) входят: жидкостной подогреватель, трубопроводы, насос, демпфер, воздухоотделитель, кран слива, клапаны выпуска воздуха, краны № 1, № 2 и № 3, представленные на упомянутых схемах. Стрелками указывается направление циркуляции жидкости в системе.
Рисунок 216 — Схемы работы системы отопления и разогрева двигателя на городских автобусах (с тремя СО), на пригородных (с четырьмя СО) и на междугородных (с шестью СО)
ПЖД — подогреватель; ФО — фронтальный отопитель; СО — салонные отопители; Н — насос ПЖД; Kp1 — Кр3 — краны системы; М — электродвигатели; ВО — воздухоотделитель; Д — демпфер; К — клапаны выпуска воздуха; КС — кран слива ОЖ; РБ — расширительный бачокРисунок 217 — Схема установки демпфера и воздухоотделителя в системе отопления салона автобуса
1 — демпфер; 2 — воздухоотделитель; 3 — кран Кр.2 (красный); 4 — кран Кр.1 (синий); 5 — кран Кр.3 (черный); 6 — кран слива ОЖ (КС); I — к отопителям салона; II — отвод из отопителя; III — подвод жидкости из системы; IV — выход воздуха из системы в расширительный бачок двигателя; V — отвод к водяному насосу; VI — подвод из подогревателя; VII — отвод нагретой жидкости в двигательСистема отопления работает следующим образом:
- для ускоренного обогрева двигателя без отопления салона — открыть кран № 1 и закрыть краны № 2 и № 3;
- при отоплении салона от двигателя и подогревателя — закрыть кран № 1 и открыть краны № 2 и № 3;
- при отоплении салона от двигателя, без включения подогревателя — закрыть кран № 1 и открыть краны № 2 и № 3;
- при эксплуатации автобуса в летнее время — открыть кран № 1 и закрыть краны № 2 и № 3;
- запрещенный режим работы системы — открыть кран № 2 и закрыть краны № 1 и № 3.
Система отопления, обогревающая рабочее место водителя, состоит из крана проходного, трубопроводов и фронтального отопителя мод. А2-21.243.252.314 (Паспорт А2-01Н.000.000 ПС).
Отопитель автомобильный состоит из двух основных блоков: нагревательного и вентиляторного.
Нагревательный блок состоит из двойного алюминиевого радиатора и корпуса. На корпусе выполнены шесть выпускных патрубков 4 ( Рисунок 218 — Регулирование забора воздуха ) диаметром 72 мм.
Рисунок 218 — Регулирование забора воздуха
1 — бампер автобуса; 2 — жалюзийная заслонка; 3 — нагревательный и вентиляторный блоки отопителя; 4 — выпускные патрубки; 5 — рычаг регулирования жалюзийной заслонкиВ вентиляторный блок входит два радиальных вентилятора, крышка и механизм регулирования забора воздуха. Для удаления пузырьков воздуха в системе отопления имеются клапаны выпуска воздуха и центробежный воздухоотделитель (на Рисунке 216 — Схемы работы системы отопления и разогрева двигателя на городских автобусах (с тремя СО), на пригородных (с четырьмя СО) и на междугородных (с шестью СО) стрелкой показано направление циркуляции рабочей жидкости).
Демпфер предусмотрен для сглаживания скачков давления рабочей жидкости в системе отопления.
Конструкция отопителя позволяет осуществлять забор воздуха снаружи автобуса или с кабины водителя, за счет регулирования жалюзийной заслонкой 2 (см. Рисунок 218 — Регулирование забора воздуха), находящейся на радиаторе фронтального отопителя.
Рычаг 5 регулирует положение жалюзийной заслонки тросовым соединением. При воздействии на рычаг 5 вверх, жалюзийная заслонка вращается по оси, своим перемещением открывает поступление воздуха снаружи автобуса (режим рециркуляции).
Подогретый во фронтальном отопителе воздух направляется через систему воздушных каналов в коробку воздухопритока (на панели приборов водителя), а от нее через воздуходувные отверстия на лобовое стекло и в нишу, к ногам водителя и переднюю створку дверей. В обратном положении заслонки, забор подогретого воздуха в систему отопления производится из кабины водителя. Ход жалюзийной заслонки составляет 55 мм.
Система отопления, обогревающая салон автобуса, состоит из трубопроводов и трех двухрежимных отопителей, расположенных внутри подиумов арок колес. Отопители салона — радиаторного типа с принудительной подачей воздуха электровентиляторами через радиаторы. Такой же отопитель установлен в кабине под сиденьем водителя. Отопители соединены параллельно между собой и подключены к системе охлаждения двигателя.
Для удаления пузырьков воздуха в трубопроводах системы отопления в салоне за перегородкой водителя имеются клапаны выпуска воздуха.
В системе отопления салона автобуса предусмотрена установка центробежного воздухоотделителя 2 ( см. Рисунок 217 — Схема установки демпфера и воздухоотделителя в системе отопления салона автобуса ) — для удаления воздуха из системы, и установка демпфера 1 — для исключения гидравлических ударов в системе (для сглаживания скачков давления рабочей жидкости в системе).
Внимание . Во избежание гидравлического удара категорически запрещается переключение кранов системы отопления при работающем двигателе.
Вентиляция автобуса может осуществляться естественным и принудительным способом. Естественная вентиляция автобуса осуществляется за счет воздухозаборников, расположенных в передней части под ветровым стеклом, аварийно-вентиляционных люков в крыше и через форточки в боковых окнах. Принудительная вентиляция производится четырьмя потолочными электровентиляторами (устанавливаются по отдельному заказу) и поворотным электровентилятором, установленным в кабинете водителя.
Вентиляция рабочего места водителя осуществляется через подвижное стекло бокового окна. Интенсивность вентиляции может быть повышена включением вентилятора фронтального отопителя в режиме рециркуляции ( см. выше ).
Вентиляция салона осуществляется через форточки в боковых окнах и аварийные вентиляционные люки в крыше автобуса.