Расчет отопления дома без общедомового счетчика

Расчет платы за отопление в многоквартирном доме в 2019, 2020 и 2021 гг.

Порядок расчета размера платы за отопление, который будет рассматриваться в данной статье, действует с 1 января 2019 года и является актуальным в 2020 и 2021 годах.

Особенностью действующих формул расчета можно назвать то, что в методиках расчета размера платы за отопление учитываются показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии, не зависимо от того, сколько помещений в многоквартирном доме ими оборудовано (предыдущие методики расчета такую возможность исключали).

Кроме того, для помещений, в которых отсутствуют приборы отопления (радиаторы, батареи), или которые имеют собственные (индивидуальные) источники тепловой энергии, также появилась возможность производить оплату, учитывая то обстоятельство, что они по факту не потребляют поставляемую в многоквартирный дом тепловую энергию конкретно в своих помещениях.

Расчет платы за отопление в МКД

При выборе той или иной формулы расчета размера платы за отопление необходимо учитывать следующее:

1. В течение какого периода происходит оплата за отопление в конкретном регионе РФ: в течение отопительного периода или в течение календарного года, то есть 12 месяцев.

2. Наличие либо отсутствие общедомового (коллективного) прибора учета тепловой энергии на многоквартирном доме.

3. Способ оборудования жилых помещений (квартир) и нежилых помещений (если они есть в доме) индивидуальными приборами учета на тепловую энергию (отопление) — наличие или их отсутствие.

4. Способ подачи тепловой энергии в многоквартирный дом, то есть в готовом виде по централизованным сетям или тепловая энергия производится с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома — наличие или отсутствие централизованного теплоснабжения в доме.

Для удобства выбора той или иной формулы расчета мы разделили их на следующие категории: выберите нужные параметры и ознакомьтесь с порядком и примерами расчета платы за отопление.

Обратите внимание, что в статье будут использоваться следующие обозначения и понятия:

ИПУ — индивидуальный прибор учета;

ОДПУ — общедомовой (коллективный) прибор учета, установленный на многоквартирном доме;

Жилое помещение в многоквартирном доме — квартира;

Нежилое помещение в многоквартирном доме — это различные магазины, офисы, машино-места, подземные гаражи и автостоянки и так далее, расположенные в многоквартирном доме.

Методики и примеры расчета, представленные ниже, дают пояснение о порядке расчета размера платы за отопление для жилых помещений (квартир), расположенных в многоквартирных домах, имеющих централизованные системы для подачи тепловой энергии — централизованную систему теплоснабжения.

Варианты расчета размера платы за отопление:

Расчет №1 Размер платы за отопление в жилом помещении (квартире), в многоквартирном доме не установлен ОДПУ тепловой энергии, оплата за отопление осуществляется в течение отопительного периода (формула 2(3)). Ознакомиться с порядком и примером расчета →

Расчет №2 Размер платы за отопление в жилом помещении (квартире), ОДПУ в многоквартирном доме не установлен ОДПУ тепловой энергии, оплата за отопление осуществляется в течение календарного года (12 месяцев) (формула 2(4)). Ознакомиться с порядком и примером расчета →

Расчет №3 Размер платы за отопление в жилом помещении (квартире), в многоквартирном доме установлен ОДПУ, индивидуальные приборы учета тепловой энергии отсутствуют во всех жилых и нежилых помещениях, оплата за отопление осуществляется в течение отопительного периода (формула 3). Ознакомиться с порядком и примером расчета →

Расчет №3-1 Размер платы за отопление в жилом помещении (квартире), в многоквартирном доме установлен ОДПУ, индивидуальные приборы учета тепловой энергии отсутствуют во всех жилых и нежилых помещениях, оплата за отопление осуществляется равномерно в течение календарного года (12 месяцев) (формула 3). Ознакомиться с порядком и примером расчета →

Расчет №4 Размер платы за отопление в жилом помещении (квартире), в многоквартирном доме установлен ОДПУ, индивидуальные приборы учета установлены не во всех помещениях многоквартирного дома, оплата за отопление осуществляется в течение отопительного периода (формула 3(1)). Ознакомиться с порядком и примером расчета →

Расчет №4-1Размер платы за отопление в жилом помещении (квартире), в многоквартирном доме установлен ОДПУ, индивидуальные приборы учета установлены не во всех помещениях многоквартирного дома, оплата за отопление осуществляется в течение календарного года (12 месяцев) (формула 3(1)). Ознакомиться с порядком и примером расчета →

Читайте также:  Котел отопления газовый тиберис

Расчет №5 Размер платы за отопление в жилом помещении (квартире), в многоквартирном доме установлен ОДПУ, индивидуальные приборы учета установлены всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома (формула 3(3)). Ознакомиться с порядком и примером расчета →

Расчет размера платы за отопление в жилом/нежилом помещении по формуле №3

Формула №3 Приложения №2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354 , используется для расчета размера платы за отопление в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным прибором учета тепловой энергии.

ФОРМУЛА №3 СОГЛАСНО ПРАВИЛАМ:

В ФОРМУЛЕ №3 ИСПОЛЬЗУЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ЗНАЧЕНИЯ:

Pi – размер платы за отопление по жилому или нежилому помещению, который получится в результате расчета в рублях.

Si – общая площадь квартиры или нежилого помещения, для которого производится расчета размера платы.

S об — общая площадь всех жилых и нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме.

V д — объем (количество) тепловой энергии, определенный по показаниям общедомового прибора учета, если расчет размера платы осуществляется в течение отопительного периода, или исходя из среднемесячного объема тепловой энергии, определенного по показаниям общедомового прибора учета за предыдущий год.

T T — тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.

Vi — объем (количество) тепловой энергии, которое приходится на жилое или нежилое помещение, для которого производится расчет размера платы, определенный по формуле 3(6).

ФОРМУЛА 3(6) СОГЛАСНО ПРАВИЛАМ:

В ФОРМУЛЕ №3(6) ИСПОЛЬЗУЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ЗНАЧЕНИЯ:

Si – общая площадь Вашей квартиры или нежилого помещения.

S об — общая площадь всех жилых и нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме.

S ои — общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества.

S инд — общая площадь жилых и нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, в которых отсутствуют приборы отопления (радиаторы, батареи), или в которых применяются индивидуальные источники тепловой энергии.

V д — объем тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета, если расчет размера платы осуществляется в течение отопительного периода, или исходя из среднемесячного объема тепловой энергии, определенного по показаниям общедомового прибора учета за предыдущий год.

КС РФ: правила расчёта платы за отопление в домах без ОДПУ законны

Конституционный Суд РФ, рассматривая административный иск, подтвердил законность норм ЖК РФ и ПП РФ № 354 о том, что если в доме нет ОДПУ тепловой энергии, то расчёт платы за отопление производится исходя из норматива. При этом не имеет значения, установлены ли в квартирах индивидуальные счётчики тепла.

Жительница одного из МКД, где не установлен общедомовой прибор учёта теплоэнергии, попыталась оспорить конституционность норм, в которых указано, что в отсутствие ОДПУ потребители оплачивают отопление исходя из утверждённого норматива. Такие правила расчётов указаны в ч. 1 ст. 157 ЖК РФ и абз. 2 п. 42(1) ПП РФ № 354 и не предусматривают учёт показаний индивидуальных счётчиков, если дом нельзя оснастить общедомовым прибором.

Конституционный Суд РФ отказался рассматривать жалобу, поскольку при отсутствии ОДПУ в расчётах учитывается норматив, в котором отражён средний расход теплоэнергии на обогрев дома целиком. В отсутствие показаний ОДПУ невозможно достоверно определить, какой объём ресурса приходится на общедомовые нужды, то есть разделить потребление на общее и индивидуальное.

Оспариваемые пункты, как отметил КС РФ, обеспечивают справедливый баланс интересов поставщиков тепловой энергии, собственников помещений в доме, подключённом к централизованным сетям теплоснабжения, и не могут расцениваться как нарушающие конституционные права жителей дома (определение от 26.02.2021 № 292‑О).

При этом КС РФ ранее указал, что при наличии общедомового прибора учёта поставщики тепла обязаны учитывать показания установленных в квартирах ИПУ, даже если они есть не во всех помещениях дома. Это решение изменило формулы расчёта платы за теплоэнергию: читайте об этом здесь и здесь. Как изменилась система расчётов платы за отопление МКД, узнайте в этом материале.

Расчет отопления дома без общедомового счетчика

Правила предоставления коммунальных услуг предусматривают отдельный порядок расчетов платы за отопление для каждой конкретной ситуации в зависимости от разных факторов, в том числе наличия/отсутствия общедомового прибора учета в многоквартирном доме. При этом , порядок расчета платы за отопление собственникам помещений МКД не редко становится предметом судебных споров, в том числе между ресурсоснабжающими организациями и собственниками нежилых помещений.

Так теплоснабжающая организация из г.Н.Новгорода ООО (собственник нежилого помещения — магазин на первом этаже МКД) в 2010 году заключили договор теплоснабжения, который ежегодно пролонгировался.

Читайте также:  Арматура для систем отопления коллекторы

С января по декабрь 2017 года «Теплоэнерго» поставило магазин тепловую энергию, расчет количества которой ввиду отсутствия в многоквартирном доме общедомового прибора учета произвело исходя из норматива потребления тепловой энергии, тогда как, по мнению ООО, количество тепловой энергии должно определяться по данным прибора учета, установленного в магазине.

В связи с этим, по мнению ООО, у теплоснабжающей организации возникло неосновательное обогащение в сумме 45 819, 35 руб., что послужило основанием для обращения в суд.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды двух инстанций руководствовались положениями ст. 309, 539, 544 ГК РФ о надлежащем исполнении обязательств и договоре энергоснабжения, а также Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N354 (далее — Правила N354).

В соответствии с ч.1 ст. 157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации устанавливает правила

предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Поскольку принадлежащее Обществу нежилое помещение расположено в многоквартирном доме, суд пришел к выводу о том, что в данном случае отношения сторон регулируются Правилами 354.

В соответствии с пунктом 43 Правил №354, объем потребленной в нежилом помещении многоквартирного дома тепловой энергии определяется в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил. Согласно пункта 42(1) Правил №354, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

Поскольку в многоквартирном доме отсутствует общедомовой прибор учета, руководствуясь вышеуказанными нормами права, ответчик обоснованно определил количество поставленной на объект истца тепловой энергии в спорный период, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

Довод ООО о том, что у него установлен тепловой счетчик, в связи, с чем расчет оплаты за теплоэнергию должен производиться с учетом его показаний, судами был отклонен. В данном случае расчет по показаниям индивидуального прибора учета тепловой энергии, установленного в нежилом помещении Общества, невозможен, поскольку многоквартирный дом, в котором находится нежилое помещение истца, не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии.

Наличие условий в пункте 3 договора, согласно которым количество тепловой энергии определяется на основании показаний приборов учета потребителя, не может изменить порядок определения объема потребленной в нежилом помещении многоквартирного дома тепловой энергии, предусмотренный Правилами № 354.

Как указали суды двух инстанций, Истцом не доказан факт возникновения на стороне ответчика неосновательного обогащения, поскольку в спорном многоквартирном доме, отсутствует общедомовой прибор учета тепловой энергии и ответчиком правомерно и обоснованно производился расчет платы, исходя из нормативов. ВС РФ подтвердил выводы нижестоящих судов и не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы. (Определение ВС РФ от 26 июня 2019 г. N 301-ЭС19-9414, дело №А43-21262/2018).

Следует обратить внимание, что ранее аналогичную позицию высказывал Конституционный суд РФ, в Постановлении от 20.12.2018 N 46-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан В.И. Леоновой и Н.Я. Тимофеева». Со ссылкой на п.42(1) Правил 354 КС указал, что соответствующий порядок, в частности, предполагает, что в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, расчет платы за отопление исключительно, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению возможен лишь при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (абзац второй пункта 42(1) данных Правил, формулы 2 и 2(1) приложения N 2 к ним). В этом случае применение при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению полученных расчетным способом показателей объема потребленной тепловой энергии обусловлено объективной невозможностью использовать данные коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии ввиду отсутствия такового.

Компания «Бурмистр.ру» разработала уникальную CRM-систему для управляющих организаций и ТСЖ, позволяющая автоматизировать работу аварийно-диспетчерской службы, клиентского отдела, бухгалтерии, а также работу со злостными неплательщиками. Более подробная информация здесь .

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

Рассылка новостей ЖКХ

а также наших статей

Подписка на рассылку

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Читайте также:  Отопление дадут раньше если

Спасибо, мы скоро свяжемся с Вами!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Статья 14.1.3. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

2.Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:

а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);

б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;

в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);

е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;

ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);

з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;

и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;

к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Статья 5.62. Дискриминация

3.Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, — влечет наложение административного штрафа на на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Оцените статью