Расчет платы за отопление по общедомовому счетчику

Оплата отопления по показателям общедомового, а не индивидуального счетчика: справедливо или нет?

caifas / Depositphotos.com

Действующее законодательство предусматривает два способа расчета размера платы за коммунальные услуги: на основании определяемого по показаниям приборов учета объема потребляемых ресурсов, а при отсутствии счетчиков – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса). Конкретный порядок расчета и внесения платы устанавливается Правительством РФ. Так, например, для определения размера платы за отопление в МКД используется одна из нескольких формул, приведенных в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила). При выборе нужной формулы стоит исходить, во-первых, из того, каким образом оплачивается отопление: в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года (абз. 1 п. 42.1 Правил). Во-вторых, на порядок расчета влияет оснащенность помещений счетчиками: в случае, когда МКД оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, а индивидуальные или квартирные счетчики отсутствуют во всех или некоторых помещениях в нем, размер платы за отопление в каждом из этих помещений определяется исходя из показаний общедомового прибора учета (абз. 3 п. 42.1 Правил). Если же все жилые и нежилые помещения МКД оснащены индивидуальными приборами учета тепла, при расчете размера платы за отопление учитываются показания и этих счетчиков, и общедомового прибора учета (абз. 4 п. 42.1 Правил).

Таким образом, на практике, если хотя бы одна квартира или одно нежилое помещение в МКД не оборудованы индивидуальным прибором учета, объем потребленной энергии по показаниям общедомового счетчика «распределяется» между помещениями пропорционально их площади. Такой порядок расчета применяется и тогда, когда счетчик перестал использоваться в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по обеспечению его надлежащей эксплуатации, сохранности или своевременной замены собственником (ч. 7 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; далее – закон об энергосбережении).

Именно с такой ситуацией столкнулся гражданин Д. Все помещения в МКД, в котором он проживает, на момент ввода дома в эксплуатацию были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии (напомним, ими, согласно указанной выше норме закона об энергосбережении, с 1 января 2012 года должны быть оснащены все новые МКД, а также дома, вводимые в эксплуатацию после капремонта – при наличии технической возможности установки таких счетчиков). Однако впоследствии в ряде помещений счетчики были демонтированы, что повлекло перерасчет размера платы за отопление для всех собственников помещений в доме, и расходы Д. на коммунальные услуги увеличились. Он посчитал это несправедливым и подал в Верховный Суд Российской Федерации административный иск о признании недействующими абз. 3 п. 42.1 и частично абз. 4 п. 42.1 Правил. Суд пришел к выводу о том, что Правительство РФ при введении дифференцированного подхода к определению размера платы за отопление не вышло за рамки своих полномочий по определению правил предоставления гражданам коммунальных услуг, а доводы истца о противоречии указанных норм закону об энергосбережении несостоятельны, поскольку целью последнего является закрепление основ стимулирования энергосбережения, а не определение размера платы за коммунальные услуги и порядка ее расчета (решение ВС РФ от 31 мая 2017 г. по делу № АКПИ17-201). Не было удовлетворена и апелляционная жалоба истца – Суд добавил, что установленный оспариваемыми нормами порядок расчета платы за отопление принят на основании общего принципа распределения фактически потребленного всеми помещениями МКД объема тепловой энергии для поддержания в них нормативной температуры воздуха (пропорционально площади занимаемого помещения в доме) с соответствующим распределением размера платы, что позволяет обеспечить непрерывное теплоснабжение всех помещений в доме в течение отопительного периода. Причем, по мнению ВС РФ, тот факт, что при применении такого порядка размер оплаты увеличивается, не свидетельствует о незаконности соответствующих положений Правил (определение Апелляционной коллегии ВС РФ от 5 сентября 2017 г. по делу № АПЛ17-300). В передаче надзорной жалобы на рассмотрение в судебном заседании истцу было отказано (постановление ВС РФ от 25 декабря 2017 г. № ПФ17-137).

Читайте также:  Вертикальный радиатор для центрального отопления

В каком случае к нормативу потребления коммунальной услуги по отоплению при отсутствии в многоквартирном доме общедомового и индивидуальных приборов учета не применяется повышающий коэффициент, узнайте из материала «Порядок оплаты электрической и тепловой энергии для граждан» Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Вынесенные решения Д. не удовлетворили, и он обратился в КС РФ с заявлением о проверке конституционности ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса, абз. 3 п. 42.1 и абз. 4 п. 42.1 (в части) Правил. В жалобе заявителя подчеркивается: согласно оспариваемым нормам порядок расчета платы за отопление, а значит и ее размер, фактически зависит от недобросовестных действий одного или нескольких собственников помещений в МКД, не сохранивших счетчики, что причиняет прямые убытки добросовестным собственникам. В дальнейшем, по мнению Д., это может привести к отказу от счетчиков граждан, эффективно расходующих энергию, так как они поймут, что никакой экономической выгоды им это не приносит.

Как отметили представители органов власти, присутствовавшие на вчерашнем заседании КС РФ, в ходе которого рассматривалось дело о проверке конституционности оспариваемых Д. норм, оснований для признания ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ противоречащим Конституции РФ нет, поскольку конкретный порядок расчета платы ею не устанавливается, а вот соответствующие положения Правил действительно необходимо скорректировать. Нельзя назвать справедливой ситуацию, когда одна и та же формула расчета платы применяется и в отношении тех домов, где ни одно помещение не оборудовано индивидуальными приборами счета, и тех, где счетчик отсутствует лишь в одной квартире, подчеркнула полномочный представитель Генерального прокурора РФ в КС РФ Татьяна Васильева. По ее словам, заявитель абсолютно обоснованно указывает на то, что ответственность за недобросовестное поведение собственника, не сохранившего индивидуальный прибор учета тепла, не может быть возложена на других собственников, обеспечивающих исправную эксплуатацию счетчиков. Применение в таком случае иного порядка определения размера платы, влекущего увеличение расходов добросовестных владельцев помещений, не отвечает принципам справедливости и разумности.

Судя по всему, это понимает и само правительство – в настоящее время на рассмотрении кабинета министров находится подготовленный Минстроем России проект постановления о внесении изменений в Правила, предусматривающий особый порядок расчета платы за отопление для МКД, в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета. Как сообщила советник Министра юстиции РФ Мария Мельникова, министерство дало положительное заключение на проект, однако согласованного решения всех заинтересованных ведомств по предлагаемым проектом формулам расчета пока нет. По ее мнению, вынесенное КС РФ решение по рассматриваемому делу станет определенным стимулом для утверждения проекта.

По мнению полномочного представителя Президента РФ в КС РФ Михаила Кротова, рассмотрение указанных поправок может затянуться, поскольку обеспечить объективный учет объема потребляемого в каждом помещении тепловой энергии проблематично, так как в отличие, например, от электроэнергии, которая потребляется в точках подключения электроприборов, теплоотдача происходит от всех элементов системы отопления (радиаторов, стояков, трубопроводов), размещаемых в том числе в соседних помещениях, что и определяет МКД как единый теплотехнический объект. «Даже если кто-то из собственников, у кого установлен индивидуальный прибор учета, начнет экономить расход тепла у себя в квартире, это не означает, что он не пользуется той тепловой энергией, которая отраженно попадает в его квартиру от отапливаемых помещений соседей (через стояки, например)», – отметил эксперт. Тем не менее он поддержал мнение о несоответствии оспариваемых положений Правил принципам рационального и эффективного использования энергетических ресурсов, подчеркнув, что лишение возможности оплачивать потребление тепла по показаниям исправных счетчиков делает бесполезными старания собственников по снижению расходов на отопление за счет экономии ресурсов, притом что они, помимо этого, несут расходы на обслуживание счетчиков.

Читайте также:  Газовые форсунки для печного отопления

Таким образом, предпосылок для корректировки Правил в части расчета платы за отопление в МКД более чем достаточно. Обяжет ли законодателя к внесению в них поправок КС РФ, портал ГАРАНТ.РУ расскажет после вынесения соответствующего постановления.

Тонкости расчетов отопления в многоквартирном доме

Согласно правилам, которые регламентируют предоставление коммунальных услуг жильцам, Постановления Правительства РФ №354 от 06.05.2011 г. и №344 от 16.04.2013г. рассчитать размер оплаты можно по действующим тарифам с использованием специальных приборов учета либо согласно нормативам объема потребления.

Однако при использовании нескольких приборов учета, разницу между суммарными показателями квартирных и общедомовым счетчиками равномерно раскидываются по всем собственникам жилых помещений в многоквартирном доме.

Формула оплаты по нормативам потребления

Такой расчет используется в том случае, если в многоквартирном доме не установлены ни общедомовые, ни индивидуальные счетчики. Тогда оплата за тепло рассчитывается по формуле: , где:

норма потребления, установленная для отопления;

  • суммарная площадь квартиры или другого помещения, которое обогревается;
  • тариф для тепловой энергии, установленный поставщиком услуг, может быть разный в зависимости от нормы по региону.
  • Пример

    Норма потребления тепла на обогрев 1 м2 для московского региона составляет 0,03 гигакалории.

    Тариф на тепловую энергию у поставщика услуг для того же региона за 1 гигакалорию составляет 1300 рублей.
    Допускаем общую площадь всей квартиры 50 м2.

    Подставляем данные в формулу: 0,03 х 50 х 1300 = 1950 рублей.

    Формула пропорционального разнесения оплаты по показателям общедомового счетчика

    Расчет производится при наличии единого общедомового прибора для определения потребления тепла, а индивидуальное жилье полностью или частично не доукомплектовано такими счетчиками.

    Плата рассчитывается по формуле №3, приложения №2 правил расчета теплопотребления (постановление № 344).


    Где:

    • тариф для тепловой энергии, установленный в целом по региону поставщиком услуг;
    • объем потребляемой тепловой энергии, взятый из разницы показателей общедомовых счетчиков на входе тепловой магистрали в дом и на выходе из него;
    • общая площадь отапливаемого помещения в квартире без индивидуального счетчика;
    • общая площадь всех отапливаемых помещений в доме.

    Пример

    Всего для отопления дома потребовалось 300 гигакалорий.

    Квартира имеет площадь – 50 м2.

    Все квартиры и нежилые, но отапливаемые помещения занимают 10000 м2.

    Региональный тариф на тепло составляет 1300 рублей за 1 гигакалорию.

    Подставив данные в формулу, получим: 300 х 50 / 10000 х 1300 = 1950 рублей.

    Вычисление суммы оплаты по индивидуальным счетчикам с дополнительной суммой за дом

    Расчет стоимости тепла при наличии индивидуального и общедомового счетчика отопления производится не только если все нежилые и жилые помещения в доме оборудованы индивидуальными счетчиками, но и при наличии только общих устройств на отдельную квартиру.

    Читайте также:  Металлополимерные трубы для отопления диаметры

    В этом случае стоимость тепла за квартиру считается как сумма энергии, которая была использована согласно индивидуальным устройствам и общедомовому потреблению.

    Ее стоимость распределяют по всем квартирам пропорционально. Все действия и тарифы регламентируются формулой №3 (1), приложения №2 постановления № 344.
    , где:

    • суммарный объем использованного тепла по индивидуальному счетчику;
    • о бъем тепла, которое было затрачено исключительно на обогрев нежилых помещений всего дома, рассчитывается как разница между суммой всех индивидуальных показателей и единым – общедомовым;
    • вся площадь квартиры (при одном индивидуальном счетчике);
    • площадь всех отапливаемых помещений в доме.

    Пример

    Тепловая энергия, потребленная домом за отчетный период – 300 гигакалорий.

    Сумма тепла, потребленного всеми квартирами – 210 гигакалорий.

    Тепло, потребленное в одной квартире – 2 гигакалории.

    Затраты на обеспечение горячего водоснабжения – 20 гигакалорий.

    Общая площадь квартиры – 50 м2.

    Общая площадь квартир и всех нежилых, но отапливаемых помещений в доме – 10000 м2.

    Тариф на тепловую энергию у поставщика услуг, для того же региона за 1 гигакалорию составляет 1300 рублей.

    Подставляем данные в формулу и получаем: (2+(300-210-20) х 50/10000) х 1300 = 3055 рублей.

    Оплата тепла в коммунальной квартире

    Затраты на отопление в коммуналках можно рассчитать по нормативу потребления или по показанию устройства. Формулы аналогичны уже описанным. Единственным различием является выделение платы пропорционально каждой комнате.


    , где:

    • жилая площадь комнаты;
    • площадь всех комнат коммуналки.

    Разница, которая может возникнуть при учете нежилой площади: коридор, тамбур, санузел мизерна и в практической формуле может игнорироваться.

    Затраты на отопление при отсутствующем централизованном теплоснабжении

    Это наиболее сложный расчет, он применяется, если в многоквартирном доме имеется собственная котельная.

    Фактически по данной формуле можно рассчитать объем и стоимость энергии и коммунального ресурса, который был затрачен на теплоснабжение дома.
    , где:

    • количество коммунального ресурса (электричества, газа, твердого топлива, воды и т. п.), который был затрачен на производство тепла;
    • стоимость коммунального ресурса, установленная в соответствии с отраслевыми ценами и законодательством РФ;
    • индивидуальное жилое помещение;
    • площадь всего дома.

    Тепловые счетчики

    Согласно закону об энергосбережении установка прибора учета тепловой энергии должна осуществляться в обязательном порядке за счет средств собственника помещения.

    Принцип работы теплового счетчика заключается в измерении разницы температур с одновременным определением объема, поступающего в систему теплоносителя. Различают ультразвуковые и тахометрические модели. Ультразвуковые превосходят по всем эксплуатационным параметрам: точнее, надежнее, долговечнее, поэтому и являются более дорогостоящими.

    Приобретая счетчик отопления, обратите внимание, сертифицирована ли данная модель для работы в России. После установки устройство обязательно должно быть опломбировано. Поверка прибора производится один раз в четыре года.

    Цена самого теплового счетчика невелика. Однако в стоимость необходимо включить:

    • регулирующий вентиль;
    • грязевой фильтр;
    • запорные краны.

    Стоимость дополнительных деталей может составить 8000-12000 рублей. Кроме того, в еще большую сумму обойдутся работы по врезке, обвязке и подключению устройства. При этом доверить выполнение работ можно только тем компаниям, которые имеют специальную лицензию на осуществление данной деятельности. Стоимость работ может составить 10000-15000 рублей.

    При выборе организации, которая специализируется на установке учетной аппаратуры для отдельной квартиры или дома в целом убедитесь, что кроме монтажа ее специалисты занимаются техническим обслуживанием приборов. В идеале инженеры компании должны:

    • изготовить проект;
    • согласовать его с организацией, предоставляющей услуги по теплоснабжению;
    • провести первичную поверку и зарегистрировать установленное устройство;
    • сдать его в эксплуатацию.

    Именно поэтому услуги хорошей компании стоят так дорого.

    Несомненно, затраты на установку прибора значительны, а формулы по которым ведется расчет достаточно сложны, но все неудобства компенсирует существенная экономия в оплате за теплоснабжение.

    Оцените статью