- Как выбрать и установить регулирующий вентиль
- Задачи
- Выбор
- Элеваторный узел
- Технология монтажа вентилей
- Частые неисправности и особенности ремонта
- Запорные краны и отсекающая арматура
- Задвижка
- Фланцевые
- Муфтовые
- Материал и тип соединения
- Вентиль регулировочный
- Установка запорной арматуры
- Как установить кран на батарею
- Кран Маевского
- Преимущества и недостатки игольчатых кранов
- Термостат
Как выбрать и установить регулирующий вентиль
Наличие запорной арматуры или, как ее еще называют, обвязки радиатора, значительно продлит срок эксплуатации отопительной системы и намного облегчит жизнь хозяина дома.
Задачи
Краны и вентили называют запорно-регулирующей арматурой. Чтобы правильно подобрать комплект вентилей, нужно принять во внимание, какие задачи выполняют те или иные устройства.
При эксплуатации радиатора вследствие конвекции в верхней части отопительной системы собирается воздушная пробка. Она препятствует нормальному течению теплоносителя: верхняя часть труб остается холодной, нижняя разогревается до немыслимых температур. Специально для выпуска ненужного воздуха в системе должны быть краны Маевского.
В случае внезапной протечки или при засорении радиатора настоятельно рекомендуется снять поврежденный сектор, не сливая при этом всю систему. Для того чтобы снять проблемный участок системы, на подводящей и отводящей трубе устанавливается запорное оборудование. Вентиля функционируют в двух рабочих положениях: открыто и закрыто. Кран, находящийся в открытом положении, не мешает потоку воды в системе, а в положении «закрыто» поток полностью блокируется. Для выполнения этой задачи более всего подходят простые шаровые краны.
Если в комнатах становится очень жарко, приходится внепланово проветривать помещение, чтобы привести температуру воздуха в приемлемые рамки. Но в таком случае тепло выходит на улицу. Чтобы сэкономить топливо для котла и не выбрасывать деньги на ветер, используют регулирующую арматуру – термостат или ручной терморегулирующий кран.
Выбор
Игольчатое устройство может производиться из таких материалов, как чугун, бронза, нержавейка и хромомолибденовая сталь. На обычных трубопроводах, как правило, устанавливают самый простой и дешевый чугунный вентиль.
Если движение теплоносителя будет происходить в агрессивных средах, то устанавливают краны из нержавейки, бронзы или никеля. Данные материалы не подвергаются коррозии, в отличие от предыдущего вида. Устройства из углеродной стали используется при воздействии высокого давления на рабочую среду.
Использовать данные виды запорно-регулирующей арматуры можно только при давлении от 0,5 до 70 МПа.
Кроме того, они должны соответствовать требованиям:
- при открытии крана игла не должна доставаться из гнезда, а при закрытии – касаться опоры;
- направления открытия и закрытия должны указываться стрелками;
- резьба в устройстве делается так, что его закрытие происходит на половине оборота;
- игла не должна полностью доставаться при полном ее выкручивании.
Материал оборудования выбирают в зависимости от теплоносителя. Кроме того, его можно применять в помещениях с постоянным перепадом температур и высокой влажностью, так как его корпус покрыт специальным веществом.
Устанавливают кран в верхней части отопительного прибора. Перемещение возможно благодаря запорному винту. При его отсутствии используют обычную отвертку. Монтаж крана осуществляется с противоположной стороны от движения теплоносителя. Его вкручивают по часовой стрелке до полного выхода воздуха.
Элеваторный узел
Стандартная схема любого отопительного контура представляет собой трубы с прямым током горячей воды (подача) и обратным током воды остывшей (обратка). Работать такая система будет лишь в разрешенном диапазоне температур. Если вода в системе нагрета выше значения в 95С, то такая вода в радиатор подаваться не может.
Для того чтобы охладить теплоноситель в системе отопления до допустимых значений и используется элеваторный узел. Он представляет собой емкость, в которой смешивается вода с подачи и вода с обратки, сопло, диффузор и обвязка, которая включает в себя измерители температуры и давления. Наиболее эффективная работа элеваторного узла наблюдается при:
- точном расчете каждого его параметра;
- между подачей и обраткой должен существовать перепад давления до 25 Бар.
К сожалению, элеваторный узел не может гарантировать, что в подающей магистрали вода будет какой-либо определенной температуры. Все зависит от того, насколько верно подобрано сечение сопла. В последнее время производители предлагают элеваторные котлы, в которых раствор сопла можно изменить в ту или иную сторону. Таким образом, регулируется процесс смешения воды в элеваторном узле и оптимизируется температура воды в подающей магистрали.
Технология монтажа вентилей
То, каким образом устанавливается в систему запорно-регулирующий вентиль, зависит от способа исполнения его корпуса, согласно которому арматура бывает:
- муфтовой (резьбовой);
- фланцевой;
- сварной.
Муфтовые конструкции предназначены для установки на трубопроводы диаметром 10-40 мм. В зависимости от конфигурации резьбы муфта может быть внутренней (ВР – внутренняя резьба) либо наружной (НР). Также встречаются комбинированная арматура типа ВР-НР, в которой одна муфта наружная, а вторая – внутренняя.
Наиболее распространенными на рынке являются вентили ВР с накидной гайкой типа американка. Такие конструкции имеют преимущества в плане простоты монтажа, при их установке нет необходимости вращать саму арматуру – гайка не имеет фиксации на корпусе и затягивается независимо.
Муфтовый вентиль с комбинированной резьбой ВР-НР
Технический алгоритм установки вентилей ВР и НР идентичен: на резьбу трубы наматывается тонкий слой уплотнителя (пеньки, льна либо ФУМ-ленты), после чего арматура стыкуется с трубопроводом и фиксируется гайкой, которая затягивается с помощью разводного ключа.
Фланцевые конструкции преимущественно устанавливаются на промышленные трубопроводы диаметром 40-1600 мм. С помощью фланцев могут монтироваться как угловые, так и прямоточные корпуса. Фланец представляет собой стальную пластину круглой либо квадратной формы, в центральной части которой расположено входное отверстие под трубу, а ближе к краям – равноудаленные друг от друга посадочные гнезда под фиксирующие шпильки или болты.
Процесс соединения начинается с приваривания фланцев к торцевым частям стыкующихся труб (их пропускные отверстия должны строго совпадать), после чего между фланцами размещается уплотнительная прокладка и пластины стягиваются друг с другом посредством болтов и гаек.
Частые неисправности и особенности ремонта
Наиболее распространенной причиной потери вентилями герметичности является износ либо деформация уплотнительных элементов из-за превышения максимально допустимой рабочей температуры. Ремонт конструкции осуществляется посредством замены поврежденных узлов арматуры, при серьезных поломках – трещинах на корпусе либо деформации седла, вентиль меняется целиком.
Схема разборки вентиля
Первоначально необходимо отсечь подачу воды на поврежденный участок трубопровода, перекрыв смежную запорную арматуру. Демонтаж конструкции фланцевого типа осуществляется последовательной разборкой резьбовых пар – с каждого болта необходимо по очереди скручивать гайки на 3-4 оборота. Разъединять фиксирующие элементы можно по завершению раскручивания всех гаек. Данный процесс может быть достаточно затруднительным, поскольку фланцы нередко прикипают друг к другу, что часто встречается на высокотемпературных трубопроводах.
Далее выполняется разборка вентиля, визуальный осмотр конструктивных узлов и выявление подлежащих замене комплектующих. Отметим, что вентили выполненные в “взрывобезоспасной” конфигурации, в которых шток утоплен внутрь корпуса, не подлежат ремонту, поскольку разобрать такую конструкцию нельзя.
Запорные краны и отсекающая арматура
Запорная и отсекающая арматура выполняет несколько важных функций:
- помогает отсечь поврежденный или засоренный участок тепловой магистрали без ущерба для дальнейшей работы системы;
- краны запорной арматуры помогают регулировать проходимость воды в теплотрассе и сбрасывать воздушные пробки.
Процесс регулировки движения воды в теплотрассе осуществляется с помощью различной запорной арматуры. В основном к таким элементам причисляют задвижки, вентили, краны и затворы для радиатора.
Задвижка
Задвижка — вид запорной арматуры, при помощи которого можно остановить движение теплоносителя в системе. В конструкции задвижки предусмотрен элемент, расположенный перпендикулярно направлению потока теплоносителя. С помощью регулирующего механизма можно увеличивать или уменьшать зазор в задвижке, тем самым влияя на скорость движения вод в системе. Фланцевые и муфтовые шаровые краны
Свое название этот вид запорной арматуры получил из-за формы клапана. Чаще всего эта деталь имеет форму шара, в котором имеется сквозное отверстие. В качестве запорного механизма в систему отопления врезаются краны с прямым отверстием. Поворачивая рычаг, мы меняем расположение шара, тем самым открывая или закрывая путь потоку теплоносителя.
Шаровые краны делятся на полнопроходные и стандартные. Вентили стандартной комплектации пропускают, не задерживая, до 80% потока воды в системе. Полнопроходной шаровый кран имеет практически стопроцентную пропускную способность, поэтому для радиаторов следует выбрать именно этот вариант. Также следует обратить внимание на другую особенность конструкции шарового вентиля.
Фланцевые
Фланцевые устройства могут работать только в двух положениях – открыто или закрыто. Такая конструкция не сможет обеспечить половинчатую проходимость потока воды в системе, поэтому для радиаторов шаровые краны не подходят. Зато они прекрасно справляются с напором воды внутри трубопровода.
Поэтому фланцевые шаровые краны устанавливают только на трубопроводах. Благодаря простой и эффективной конструкции такие краны просты в использовании и долговечны.
Муфтовые
Муфтовые шаровые краны имеют по краям резьбу, которая обеспечивает этому устройству надежную фиксацию. Такой кран способен пропускать через себя жидкость и регулировать ее поток. Таким образом, муфтовые краны оптимально подходят для установки на радиатор.
При покупке этого устройства следует внимательно ознакомиться с его техническими характеристиками. Как правило, эта информация содержится в документации завода-изготовителя.
Материал и тип соединения
Запорная арматура может изготавливаться из различных материалов. Корпуса современных кранов могут быть выполнены из стали, бронзы или латуни, встречаются также и полимерные вентили. В классической системе отопления трубы и батареи выполнены из металла, поэтому в такую теплотрассу ставят латунные или бронзовые вентили.
Следует обратить внимание и на вид труб в трубопроводе. В каждом отдельном случае определяют наиболее подходящий тип соединения – с накидными или обжимными гайками, с внутренней или наружной резьбой.
Большое внимание уделяется герметичности перекрытия потока теплоносителя в системе. Для этого устанавливают специальные прокладки, а металлические шары в кране шлифуют, добиваясь абсолютной гладкости. Чем ровнее будет поверхность шара, тем плотнее он будет приживаться к внутренней поверхности, тем меньше вероятность протечки.
Вентиль регулировочный
Арматура АIII 6мм А500с в бухтах
Всего: 194
№ | Наименование |
Страницы 1 — 30 из 194 Начало | Пред. | 1 В прямолинейных трубопроводах применяются проходные типы корпусов вентилей. Они имеют высокое сопротивление гидравлики, у них присутствует зона застоя, они обладают немаленькими строительными размерами и большим весом, плюс ко всему, конструкция корпуса очень сложная. Вентиль регулировочный имеет также прямоточный тип корпуса, который в отличие от прямолинейного, обладает маленьким сопротивлением гидравлики, компактной конструкцией и устраненной зоной застоя. Однако такой тип тоже имеет недостатки, которые выражаются в большой длине и сравнительно тяжелым весом. В местах соединения двух отдельных частей трубопровода, которые располагаются относительно друг друга, а также на повороте при монтаже, используют угловые вентили. И последний, смесительный тип, используют при необходимости смешивания нескольких потоков жидкостей или газообразных сред для стабилизации таких показателей, как концентрация реагентов, температура, качество, степень разжижения основной рабочей среды и многих других. Лучшее смешивание происходит по той схеме, когда сам процесс протекает прямо внутри корпуса, а не за его пределами. Это также приносит хорошую экономию, которая проявляется в отсутствии нужды применять два вентиля и специальный смеситель, а достаточно для работы всего одного. Вентиль регулировочный по сравнению с другими его типами обладает следующими способностями и ключевыми характеристиками:
Профиль клапана и седла отличает вентиль регулировочный от других видов вентилей. В нем могут применяться как односедельные клапаны, так и двух седельные. В результате это помогает конструкции избежать особых усилий на оси, которые могут появиться из-за различия давления на выходе по сравнению с давлением на входе. Одна из особенностей такого вида клапанов состоит в превышающей норму неплотности, которая возникает по причине сложности осуществления полного прилегания одновременно двух разных площадей поверхности. По этой причине регуляция потока рабочей среды при маленьком уровне штока будет слабой. Также широкое распространение получили игольчатые вентили, которые по своей сути являются универсальными, похожими по свойствам как на запорный вентиль, так и на вентиль регулировочный. Основной сферой их применения можно назвать регулирование небольших потоков газа, и их дросселирование даже при интенсивных скачках давления на дроссельном механизме. Установка запорной арматурыЗапорную арматуру устанавливают в следующих узлах отопительной системы:
Регулировка системы отопления при помощи дополнительной арматуры поможет быстро и эффективно наладить ее стабильную работу, выполнять терморегулирующую функцию — выключить подачу тепла в экстренных случаях или демонтировать ту или иную секцию с целью ремонта или замены. Таким образом, применение запорной арматуры существенно повышает безопасность всей отопительной системы и облегчает ее ремонт и регулярное обслуживание. Как установить кран на батареюДля того чтобы иметь возможность перекрыть воду в системе, следует установить по одному шаровому крану на подаче и обратке. Если не предусмотрена установка другой терморегулирующей аппаратуры, имеет смысл подсоединить вентили непосредственно к входу радиатора. Сначала на трубу накручивают вентиль, после этого в радиатор монтируется сгон, после этого кран подводится к радиатору и система скрепляется при помощи накидной гайки. Кран МаевскогоКран Маевского – это механический воздухоотводчик, предназначенный для спуска воздуха в отопительной системе. Обычно ставится вверху радиатора, в любом свободном месте. Кран представляет собой небольшую шайбу с резьбой, внутри которой имеется игольчатый клапан. Кран Маевского устанавливается в противоположном конце от входа воды в радиатор. Приоткрывая игольчатый клапан, можно легко удалить воздух из радиатора. Этот механизм просто поворачивают несколько раз против часовой стрелки до появления шипения воздуха. Как только звук прекратится, игольчатый вентиль заворачивают в обратную сторону и плотно закрывают. Отверстие для выхода воздуха расположено или в корпусе крана, или в его пластиковой прокладке. Если вода в системе засорилась, а трубы изнутри покрылись ржавчиной, отверстие может засориться, а игольчатый механизм – выведен из строя. Поэтому отверстие для воздуха нужно регулярно прочищать при помощи обычной швейной иглы. Преимущества и недостатки игольчатых кранов
Есть у игольчатых кранов и недостатки:
ТермостатОколо 30 лет назад появились современные приборы для контроля за температурой воды в системе, которые получили название «термостат». Внешне этот терморегулирующий прибор похож на вентиль, который доработали и установили на него табло с показателями температуры. Термостат нужно устанавливать между батареей и подачей. Прибор должен быть выставлен горизонтально, чтобы ограничить влияние посторонних источников тепла. Конструкция терморегулирующего прибора позволяет смешивать горячую воду с подачи с охлажденной водой в обратке. Таким образом, достигается оптимальная температура, и экономятся ресурсы для отопления. |