- Как разобрать биметаллический радиатор отопления своими руками
- Конструкция радиатора
- Процесс разборки
- Сборка
- Ремонт радиаторов
- Как временно снять радиатор отопления
- Подключение биметаллических радиаторов отопления. Сравнительная характеристика с другими видами батарей. Схемы подключения и монтаж
- Биметаллические радиаторы отопления
- Тэн для чугунной батареи
- Признаки поломки или «я ничего не трогал»
- Зачем это нужно
- Как разобрать алюминиевую по секциям
- Разборка биметаллических и алюминиевых секционных изделий
- Число секций биметаллических радиаторов
Как разобрать биметаллический радиатор отопления своими руками
Конечно, для простоты использования необходимо знать хотя бы базовую информацию о батареях — например, как разобрать биметаллический радиатор отопления, а потом снова его собрать. Эта процедура необходима в двух случаях.
Первый — это наращивание количества секций. Если вам не хватает отдаваемого батареей тепла, вы можете просто разобрать ее, вставить парочку дополнительных сегментов и наслаждаться комфортной температурой в квартире или доме.
Второй случай — это необходимость проведения ремонтных работ. Даже самый качественный радиатор не застрахован от поломок. Причем самые частые случаи — это не последствия недостатков конструкции, а внешнее механическое воздействие. Например, радиаторы часто страдают вследствие активных детских игр.
В любом случае, проблема решается довольно просто. Для этого вам понадобится минимальный набор инструментов, ваши руки и небольшое количество времени.
Конструкция радиатора
Перед тем как произвести разборку биметаллического радиатора своими руками, необходимо ознакомиться с конструкцией оборудования. В принципе, здесь сразу можно говорить и еще об одной разновидности, а именно, об алюминиевых батареях. Они сделаны по тому же принципу, что и биметаллические, поэтому процесс разборки практически одинаков.
Итак, эти радиаторы отопления состоят из нескольких секций, которые соединены друг с другом с помощью специальных элементов — ниппель-гаек. Это пустые внутри детали, с каждой стороны которых сделана наружная резьба. Соответственно, секции радиатора накручиваются на каждую такую гайку с двух сторон.
Ниппели расположены сверху и снизу радиатора. На внутренней части каждой гайки есть специальные выступы, за которые можно зацепиться специальным инструментом для раскручивания. Резьба на ниппеле с одной стороны левая, с другой правая. Чтобы не запутаться, обращайте внимание на маркировки, проставленные на каждом элементе. Буква D означает правую резьбу, буква S — наоборот. Этот фактор очень важно учитывать в процессе разборки, поскольку гайка, откручиваемая в неверном направлении, сорвется вместе с резьбой.
Процесс разборки
В качестве инструмента вам понадобится ниппельный ключ, специально предназначенный для подобных работ. С одной его стороны есть квадратное отверстие, куда можно вставить рычаг, за счет которого работа будет сделана довольно просто. Стоит сразу сказать, что в магазинах вы вряд ли найдете такой инструмент — как правило, он делается непосредственно сантехниками из подручных материалов. Так что попробуйте обратиться в специализированную мастерскую и взять там ниппельный ключ в аренду.
После того как вы добудете необходимый инструмент, можно приступать к работе.
- Перекройте воду в системе отопления. Если вы живете в частном доме — прекрасно, сделайте это самостоятельно. Если же речь идет о жилище во многоквартирном доме, то придется обратиться в организацию, обслуживающую здание, чтобы их специалисты перекрыли подачу теплоносителя по стояку. Естественно, это возможно сделать только в тот период, когда отопительный сезон уже закончен. В противном случае вы оставите без тепла всех соседей по стояку.
- После отключения подачи воды необходимо отсоединить радиатор от подводящих труб. Для этого открутите соответствующие фитинги, предварительно поставив под эти участки емкости для сбора сливающихся остатков воды.
- Затем снимите отсоединенный радиатор со стены. Сделать это несложно — как правило, он просто висит на обычных кронштейнах.
- После этого обратите внимание на торцевые стороны батареи. Там установлены либо краны Маевского, отвечающие за выпуск излишнего воздуха из системы отопления, либо просто заглушки. И то, и другое следует демонтировать. Это делается с помощью простого гаечного ключа. Опять же, не забывайте обращать внимание на маркировки, обозначающие направление резьбы, и откручивать соответственно.
- Затем приступайте непосредственно к отделению секций. Вам нужно вставить ниппельный ключ так, чтобы его конец попал в отверстие на соответствующей гайке. Как только попадете в цель, установите с обратной стороны ключа рычаг. Далее вам пригодятся чья-нибудь помощь. Попросите товарища крепко удерживать радиатор на месте, а сами попытайтесь повернуть гайку. Делать это нужно с усилием, но медленно и аккуратно. За один раз вам необходимо совершить неполный оборот, буквально на 5 или 7 мм. Затем вытащите ниппельный ключ и перейдите к гайке, расположенной с противоположной стороны. Затем повторите все действия: вставьте инструмент в отверстие, подсоедините рычаг и поверните гайку. Таким образом, переходя от одного ниппеля к другому и проворачивая его не более 7 мм за раз, открутите оба элемента. Вам может показаться, что это довольно муторный процесс. Так и есть. Но если ринуться откручивать гайки сразу полностью, то в итоге можно получить сильный перекос и, как следствие, деформацию батареи отопления. Сами понимаете, что заменой одной секции после этого уже не обойтись.
- После этого секцию можно снять. Внимательно осмотрите прокладки, установленные в местах соединений. Если они сделаны из металла, то убедитесь в отсутствии деформаций. Если вы увидите повреждения, то необходимо приобрести новые элементы. Чтобы не ошибиться в размере, возьмите старые прокладки с собой в магазин. Если же уплотнительные элементы сделаны из резины или силикона, то они в любом случае подлежат замене. Причем желательно приобрести новые прокладки, сделанные из паронита — это оптимальный вариант для сантехнических изделий.
Сборка
Сборка биметаллического радиатора осуществляется не сложнее, чем разборка. Для этого необходимо осуществить несколько действий.
- Положите все элементы батареи на ровную поверхность.
- Внимательно осмотрите каждое резьбовое соединение, а затем произведите тщательную очистку. Даже если ваш радиатор недавно вышел с фабрики, над резьбой все равно стоит поработать. Во-первых, удалите краску с торцевых участков, если она там есть. Любой лишний слой будет помехой герметичности соединения, что может привести к возникновению протечек. Во-вторых, обработайте резьбу наждачной бумагой. Зернистость должна быть очень мелкой. В противном случае вы рискуете поцарапать элемент. А это, опять же, вызовет нарушение герметичности соединения.
- Теперь необходимо произвести процедуру обезжиривания торцевых участков. Это делается с помощью бензина. Прокладки с той же целью следует промыть водой с мылом. Процедура обезжиривания не является обязательной для тех систем, где в качестве теплоносителя используется вода. Но если в батареях будет течь антифриз, то следует все же уделить внимание обработке бензином, поскольку «незамерзайка» крайне текуча и может проникнуть даже в микроскопические отверстия.
- После того как все готово, можно приступать непосредственно к сборке. Наденьте на ниппельный соединительный элемент прокладки, а затем подсоедините секции радиатора с двух сторон. Далее с помощью все того же специального инструмента производите закручивание гаек. Делается это точно так же, как и в случае с откручиванием — аккуратно, небольшими оборотами работайте поочередно с каждым ниппелем. Сильно затягивать не нужно, поскольку биметаллические радиаторы довольно мягкие, резьбу можно повредить.
- Когда батарея полностью собрана, на одно из торцевых отверстий установите специальную заглушку, а на другое — кран Маевского. Его следует приобрести даже в том случае, если ранее его не было на этом радиаторе. С помощью данного оборудования вы легко будете избавляться от воздушных пробок, образовывающихся в батарее.
Как видите, процесс разборки и сборки современного радиатора отопления является, в общем-то, пустячным делом, доступным каждому. Это не сложнее, чем собрать машинку из конструктора. При внимательном отношении и аккуратном подходе вы точно прекрасно справитесь с данной работой. Успехов!
Ремонт радиаторов
Как временно снять радиатор отопления
Эта статья о том, как временно убрать радиатор отопления. чтобы заменить его или покрасить стену за ним. Снять радиатор совсем не сложно, как может показаться на первый взгляд, об этом мы расскажем в статье. Прежде всего Вы должны понять последствия неудавшейся попытки удалить радиатор: если Вы не знаете как удалить радиатор правильно, в последствии может появиться течь и Вы испортите настил на полу
Однако, если Вы обратите внимание на наши подсказки, то Вы исключите все проблемы разом, во время процесса удаления радиатора
Прежде всего мы должны показать Вам главные элементы радиатора: справа вверху — регулировочный вентиль, внизу слева — запорный вентиль (для регулировки подачи воды), слева верх — кран Маевского для спуска воздуха из радиатора отопления.
С помощью регулировочного вентиля вы сможете отрегулировать проток входящей воды в радиатор, открывая или закрывая вентиль, вы будете регулировать температуру его нагрева прибавляя и убавляя ее соответственно. С помощью запорного вентиля вы сможете отрегулировать с какой интенсивностью будет выходить вода. Чаще всего такой вентиль используют для балансировки всех радиаторов и устанавливается он на каждый.
Первым делом перекройте вентиля. Регулировочный перекрывается руками, а запорный с помощью шестигранного ключа.
СОВЕТ: Когда будете закрывать запорный вентиль запомните сколько оборотов вы сделали, чтобы потом открыть на столько же.
Теперь нужно отсоединить радиатор от вентилей. Для этого вам понадобится гаечный или газовый ключ. Устройство крана состоит из американки (съемная муфта). Открутите гайку американки для отделения радиатора от вентиля.
СОВЕТ: Для того чтобы не попортить настил на полу, подложите под радиатор ненужные тряпки.
Откручиваем запорный вентиль…
Регулировочный вентиль откручиваем так же… Для надежности используйте второй ключ, чтобы держать штуцер американки, откручивая гайку.
Последний шаг снимаем радиатор с кронштейнов. Лучший совет, который мы можем дать Вам, состоит в том, чтобы вы снимали радиатор с кем либо, так как радиатор с водой очень тяжелый.Такая операция требует хотя бы двух человек.
СОВЕТ. если Вы будете красить стену за радиатором, запечатайте вентили в пакеты или бумагу.
Во время процесса покраски или клейки стены, уложите радиатор так чтобы он не поцарапался. Когда вы закончите покраску, повесьте купленный новый радиатор или старый на кронштейны.
Когда радиатор висит на месте, соедините вентиль и радиатор в с помощью стягивающей американки. Закручивая запорный вентиль, вспомните количество витков которое вам пришлось прокрутить, чтобы перекрыть его и откройте ровно на столько же.
Откройте регулировочный вентиль для подачи теплоносителя, при этом вам нужно открыть кран Маевского, чтобы через него выходил воздух и радиатор наполнялся водой. После того как из крана Маевского закапает вода, перекройте его, это будет означать, что радиатор заполнился теплоносителем.
Спасибо за чтение нашей статьи о том, как временно снять радиатор отопления. и другие наши статьи. Не забывайте Любите наши проекты и делитесь ними с Вашими друзьями, используя социальные виджеты.
Подключение биметаллических радиаторов отопления. Сравнительная характеристика с другими видами батарей. Схемы подключения и монтаж
Схема подключения биметаллических радиаторов отопления существенных отличий от других типов отопительных приборов не имеет, поэтому речь пойдет об общих правилах монтажа батарей. При этом мы отметим некоторые нюансы и особенности, и расскажем, как подключить биметаллический радиатор отопления.
Биметаллический радиатор с нижним подключением в интерьере комнаты.
Биметаллические радиаторы отопления
Сравнительная характеристика с другими видами батарей
На фото – высокий узкий прибор.
Для начала необходимо понять, какие радиаторы отопления бывают, и чем они отличаются друг от друга.
Перечислим основные виды:
- Чугунные батареи – один из самых распространенных типов, который встречается в большинстве квартир советской застройки. Представляет собой систему соединенных чугунных секций с достаточно толстыми стенками и большой массой. Отличается высокой прочностью и долговечностью, однако имеет невысокий КПД и теплоотдачу, а также можно отметить большую тепловую инерцию;
- Стальные трубчатые регистры – это система труб достаточно большого диаметра, или одна труба в виде S-образного изгиба (пример – полотенцесушитель). Данный тип приборов обычно устанавливают в больших помещениях – концертных залах, кинотеатрах, спортивных комплексах, супермаркетах. Отличаются высокой мощностью и большим объемом теплоносителя;
- Стальные панели отопления. Представляют собой сваренные профилированные пластины из стали, внутри которых имеются каналы для циркуляции теплоносителя. Имеют достаточно низкую стойкость к гидроударам и невысокую прочность, подвержены коррозии и не очень надежны;
- Алюминиевые радиаторы – более современный тип батарей, который отличается повышенной теплоотдачей и КПД, невысоким объемом теплоносителя и низкой массой прибора. За счет низкой тепловой инерции хорошо поддаются автоматической и ручной терморегулировке. Требовательны к качеству теплоносителя и его кислотности, имеют среднюю прочность и срок службы;
- Медные батареи – представляют собой систему трубок с пластинчатым оребрением. Отличаются самой высокой теплоотдачей и КПД, высокой прочностью и стойкостью к гидроударам, отсутствием коррозии и длительным сроком службы. Единственный недостаток медных агрегатов – высокая цена;
- Биметаллические радиаторы внешне и по конструкции напоминают алюминиевые приборы с той разницей, что внутренние стенки каналов выполнены из стали или меди. Таким образом удается повысить эффективность и теплоотдачу батареи, но сохранить ее прочность и долговечность.
Знакомая многим чугунная батарея.
Чтобы понять главную отличительную черту биметаллического прибора, следует лучше разобраться в его конструкции. Основная задача любой батареи на жидком теплоносителе – обеспечить максимальную передачу тепла от теплоносителя окружающей среде, при этом иметь достаточный запас механической и коррозионной прочности для длительной эффективной работы.
Степень теплоотдачи напрямую зависит от теплопроводности металла и толщины стенок. Наиболее теплопроводные материалы – алюминий и медь, поэтому самые эффективные приборы сделаны из цветных металлов.
Наиболее эффективные радиаторы сделаны из меди.
С другой стороны, самую высокую прочность демонстрирует сталь и черные металлы. Но они подвержены коррозии и имеют низкую теплопроводность. При этом сталь намного дешевле меди и алюминия, что также является преимуществом.
Конструкция биметаллического радиатора отличается тем, что внутренние стенки каналов выполнены из прочной антикоррозионной стали или чистой меди, а внешние стенки и оребрение выполнены из легкого и теплопроводного алюминия. Это решение позволило совместить преимущества стали и цветных металлов в одном приборе.
Внутренняя поверхность каналов и коллектора выполнена из стали.
Биметаллические радиаторы совместили в себе преимущества изделий из черных и цветных металлов, став наиболее прогрессивным и современным видом отопительных приборов.
Преимущества и недостатки
Конвектор отлично вписывается в современный интерьер.
Рассмотрим положительные и отрицательные стороны использования агрегатов с комбинированными металлами в составе. Начнем с преимуществ:
Тэн для чугунной батареи
Тэн, вмонтированный в чугунную батарею, позволяет прогреть помещение, когда нет возможности запустить отопительную систему обычным способом. Сам тэн – это ни что иное, как металлическая труба с запаянной в средине спиралью. При установке обогревающего элемента в чугунный радиатор можно достичь оптимальных температурных показателей в небольшом по площади помещении: гараже, кухни, теплице или любой другой хозяйственной постройке.
Основные достоинства электрических тэнов:
- Возможность установки в батарею, сделанную из чугуна и других материалов;
- Автоматическое регулирование температуры нагрева воды;
- Использование обогревателя в качестве основного источника тепла;
- Простота установки.
Монтаж описанного устройства может выполнить каждый. В комплектацию тэнов входят механизмы регулирования температуры, средства защиты от перегрузки. Обогреватель достаточно установить в гнездо радиатора и подключить к источнику электроэнергии. Перед работой тэна отопительную систему нужно полностью заполнить водой или другим видом теплоносителя.
Обогреватель в радиаторе должен находиться в горизонтальном положении. Обычно он работает в двух режимах. Если устройство используется в системе в качестве основного источника нагрева, то помещение будет прогреваться до установленной температуры, причём специальный термостат будет поддерживать температурные показатели на заданных параметрах.
Если тэн используется на даче или во вспомогательном помещении, то основной задачей обогревателя будет считаться минимальный прогрев системы для защиты от промерзания. При этом устройство выставляют на минимальную мощность.
Признаки поломки или «я ничего не трогал»
Отметим несколько возможных причин поломки радиаторов отопления:
- Радиатор с самого начала был подобран неправильно. В зависимости от того, какой диаметр труб, давление и температура воды в системе, ставят разные типы радиаторов.
- Ремонт батареи отопления может также быть вызван и тем, что его неправильно подсоединили к трубам отопительной системы.
- Если центральная система отопления создает жесткие условия для работы. Например, если у теплоносителя повышена кислотность, а также наблюдаются резкие перепады давления – это приводит к тому, что металл переживает электростатическую или электрохимическую коррозию.
- Если теплоноситель плохого качества, то он будет формировать налет на стыках секций батарей и в местах, где крепятся трубы.
- Некачественный теплоноситель также будет засорять радиаторы и трубы – это повлечет за собой частую необходимость их промывки.
Налет в трубах отопительной системы
- Межсекционные прокладки могут протереться, а резьбовые ниппели – разрушиться. Поэтому нужно регулярно менять прокладки между секциями.
- Щелчки в батарее отопления – не обязательно поломка, однако при их появлении нужно вызвать мастеров, возможно, потребуется звукоизоляция батарей отопления. Так как то, что шумит радиатор отопления, может вызвать дискомфорт или стать причиной его поломки.
Теперь обозначим основные признаки того, что вашим батареям требуется тщательный осмотр и ремонт в дальнейшем или срочно:
- Когда отопительный сезон в разгаре в прямом смысле слова, в помещениях вдруг стало заметно холоднее, то есть, батарея отопления не греет.
- На стыках и в местах крепления появился налет, это может вызвать то, что в дальнейшем не работает радиатор отопления.
- Появилась течь батареи отопления или лопнул радиатор отопления.
Если ваши батареи уже старше вас – лучше заменить их, потому что, скорее всего, постоянный ремонт батареи отопления своими руками вам обеспечен. Ведь современные модели будут более эффективными, так как их теплопроводность выше: в помещениях станет теплее, траты на отопление станут меньше. Помимо этого, новые батареи будут более красивыми.
Старую батарею иногда проще поменять чем ремонтировать
Если заменить батареи нет возможности, то вам предстоит ремонт радиатора отопления своими руками, и как можно скорее. Лучше всего – будь то проблема, как устранить течь батареи отопления, или вы просто пока слышите шум в батареях отопления, незамедлительно обратиться к специалистам, которые произведут профессиональную диагностику.
Зачем это нужно
Демонтаж необходим в следующих случаях:
При межсекционных течах чугунной батареи на небольшом расстоянии от подводок. Если секций много, длины радиаторного ключа часто не хватает для того, чтобы добраться до нужной пары ниппелей со стороны глухих пробок. Единственное решение — разбирать радиатор со стороны подводки;
Течь между секций — типичная болезнь чугунных батарей.
- При свищах сгонов на подводках к радиатору. Для замены сгона (на резьбах или сварке) нужно полностью снять отопительный прибор;
- При замене радиаторов на новые (с большей тепловой мощностью или более эстетически привлекательные);
- При восстановлении радиаторов их отжигом;
Забитые окаменевшим илом чугунные секции можно привести в рабочее состояние, прогрев их (например, в костре) и простучав деревянной или резиновой киянкой. Отгоревшая грязь высыпается через коллекторы. Разумеется, после отжига межсекционные прокладки подлежат замене.
При ремонте помещения. Оштукатурить стену или поклеить обои за батареей, согласитесь, довольно проблематично.
Чтобы оклеить обоями подоконную нишу, батарею лучше снять.
Как разобрать алюминиевую по секциям
Чтобы разобрать радиатор из алюминия, нужно подготовить радиаторный, ниппельный и гаечные рожковые ключи, болгарку, монтировку и разводной ключ.
Порядок разбора алюминиевого радиатора:
- расстелите тряпку или газеты во избежание протекания батарейных жидкостей;
- отключите подачу теплоснабжения в радиатор;
- скрутить с торцов все переходники и заглушки;
- ниппельным ключом отвинтить верхнюю и нижнюю гайки, прокручивая по часовой стрелке;
- проверить целостность резьбы на батарее;
- поместить на гайки уплотнительные кольца;
- постепенно откручивать секции, соблюдая расстояние и не допуская перекоса между ними.
Таким образом, очень важно различать между собой радиаторы и правильно классифицировать отопительные батареи. Навык разборки батарей пригодится в случае возникновения непредвиденных аварийных ситуаций, вызванных протечками или шумами в самом радиаторе
При разборке необходимо четко следовать плану и аккуратно выполнять каждый этап.
Разборка биметаллических и алюминиевых секционных изделий
Чтобы отсоединить радиатор от системы и снять его с места крепления, необходимо выполнить следующее:
- Остановить циркуляцию воды и сбросить давление.
- Если батарея отопления горячая, нужно подождать пока она остынет, а затем отсоединить от системы. Для этого нужно открутить соединительные муфты на входе и выходе.
- Отодвинуть муфту от радиатора по трубе снять устройство с кронштейнов.
- Слить оставшуюся воду и положить изделие на место разборки лицевой стороной вверх.
- Вытянуть и сразу промыть фильтр, чтобы загрязнения на нем не засохли.
Разборка биметаллических и алюминиевых секционных изделий
На следующем этапе радиатор разбирается на отдельные секции. Чтобы избежать повреждений во время работы, необходимо разобраться в какую сторону нужно крутить ниппель-гайку. Этот элемент представляет собой кольцеобразную гайку с внешней резьбой и пазами внутри с обеих сторон. При этом на одной гайке есть и правая и левая резьба. Если ее откручивать, то соседние секции батареи будут равномерно раздвигаться, а при закручивании – стягиваться.
Обычно производители делают отметки на лицевой стороне заглушек и футорок, которые обозначают направления резьбы. Отметка «D» обозначает правостороннюю резьбу, «S» – левостороннюю. Для точного определения направления движения, рекомендуется взять свободную ниппель-гайку и попробовать наживить ее на резьбу в радиаторе. Определившись, в какую сторону она закручивается, станет понятно, куда вращать ключ, чтобы разъединить секции.
Важно!Если ниппель-гайку крутить не в ту сторону, можно легко сорвать резьбу и на ней и на батарее отопления
Определившись с направлением резьбы, вставьте ниппельный ключ в радиатор и продвиньте к нужной гайке. Сделать это помогут насечки на инструменте. Когда он будет находиться в пазах, вставьте в отверстие с другой его стороны рычаг. Чтобы сдвинуть гайку с места потребуется приложить усилие. Позовите помощника, чтобы он зафиксировал радиатор на одном месте.
Ремонт биметаллических радиаторов
Когда гайка продвинется на половину оборота, переходите на другую сторону, чтобы открутить вторую, и выполните такие же действия. Убедившись, что обе гайки вращаются без прикладывания большой физической силы, постепенно откручивайте то одну, то другую сторону, продвигаясь на 5-7 мм.
Прокладка между секциями радиатора
После разъединения заберите металлические прокладки, которые были между секциями. Если они находятся в хорошем состоянии, то их можно будет установить назад при сборке, если в плохом, то используйте их в качестве образца для покупки новых. Силиконовые прокладки нужно менять обязательно.
Число секций биметаллических радиаторов
То, сколько секций будет на биметаллическом радиаторе, оказывает прямое влияние на выбор способа подключения. Батарею до 8 секций можно коммутировать боковым, нижним седельным или диагональным подключением. Если секций более 8-ми – лучше применить диагональное подключение.
При использовании боковой коммутации потребуется установка удлинителя потока. Под ним подразумевают трубку, вставляемую в коллектор подачи. Она выручает в тех ситуациях, когда боковое подключение обеспечивает нагрев только первых секций. Благодаря вставленной внутрь трубке теплоноситель течет дальше входа, более равномерно нагревая поверхность прибора.
Варианты длины удлинителя потока:
- 2/3 батареи.
- До центра последней секции.
Разные случаи показывают эффективность как первого, так и второго вариантов. Главное, что достигается заметная оптимизация прогрева радиатора. Иногда бывает так, что установка до середины последней секции провоцирует снижение уровня нагрева первых секций. В таком случае рекомендуется укоротить трубку. Но такие ситуации происходят редко, на что влияет давление в стояке и сечение подводки.