- Отвечаем на вопросы о корректировке платы за отопление
- Годовая корректировка: как и почему делают перерасчет за отопление
- Что такое годовая корректировка
- Как рассчитывают плату за отопление
- Как происходят начисления по факту (при наличии ОДПУ):
- Что значат «+» или «–» в квитанции. От чего зависит перевес в сторону уменьшения или в сторону увеличения корректировки
- Делают ли корректировку для жителей домов без ОДПУ
- Что еще влияет на разницу в суммах корректировки за отопление
- Статьи
- Корректировка размера платы за отопление при смене исполнителя. Продолжение.
Отвечаем на вопросы о корректировке платы за отопление
В последнее время возникают многочисленные вопросы по начислениям платы за отопление. Государственная жилищная инспекция Самарской области отобрала самые часто задаваемые вопросы и дала ответы на них.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги в настоящее время установлен «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011г. N 354 (далее — Правила № 354).
Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, при оплате равномерно в течение календарного года определяется, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (при отсутствии указанных данных, исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление), тарифа на тепловую энергию и общей площади квартиры. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в сторону увеличения или уменьшения (с учетом показаний общедомового прибора учета).
Результат проведенной корректировки платы за отопление может привести как к плюсовой, так и к минусовой разнице объемов коммунальных ресурсов, т.е. к увеличению платы за коммунальную услугу либо к её уменьшению.
Обращаем внимание потребителей на то, что в соответствии с Правилами 354 потребитель имеет право получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, в свою очередь исполнитель обязан: предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах потребленных коммунальных ресурсов по показаниям общедомовых приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.
Почему оплата за отопление производится каждый месяц, даже тогда, когда отопление физически отключено?
В соответствии с Правилами 354 оплата коммунальной услуги по отоплению может осуществляться одним из двух способов — либо в течение отопительного периода, либо равномерно в течение календарного года. При первом способе потребители оплачивают отопление только в зимний период, при втором — зимние платежи равными частями оплачиваются потребителями каждый месяц в течение года. На территории Самарской области действует способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение календарного года, однако, собственникам дано право при наличии коллективного прибора учета принять решение на общем собрании об оплате только в отопительный период по показаниям ОДПУ.
Как производится начисление платы за отопление?
Если дом оснащен общедомовым прибором учета и собственниками не принято решение об оплате только в отопительный период по показаниям КПУ, то начисления жителям производятся по 1/12 исходя из среднего значения, рассчитанного по показаниям прибора учета за предыдущий год. Если же дом не оснащен общедомовым прибором учета, то начисления производятся в соответствии с действующими нормативами потребления тепловой энергии на отопление.
Что означает фраза «годовая корректировка платы за отопление»?
Это определение размера платы за отопление за прошедший год (в сторону увеличения или уменьшения), исходя из фактических показаний коллективного прибора учета тепловой энергии, установленного в многоквартирном доме.
Если многоквартирный дом не оборудован коллективным прибором учета тепловой энергии, корректировка платы за отопление проводится?
НЕТ. При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению ежегодно определяется, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Как рассчитывается размер корректировки за 2018г. в конкретной квартире в многоквартирном доме, оборудованном ОДПУ (Общедомовым прибором учета тепловой энергии)?
Размер такой корректировки рассчитывается как разница платы за коммунальную услугу по отоплению, потребленную за прошедший год в отдельном жилом или нежилом помещении, определенная, исходя из показаний ОДПУ тепловой энергии за 2018 год и платы за коммунальную услугу по отоплению, которая была начислена за тот же 2018 год в том же помещении, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий (2017) год.
Кто снимает и предоставляет для расчета корректировки показания коллективных приборов учета тепловой энергии? Можно ли с ними ознакомиться?
Пунктом 31 Правил 354 предусмотрена обязанность исполнителя коммунальных услуг (Управляющей компании, ТСЖ, РСО) при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета; предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет. Исполнитель также обязан предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах потребленных коммунальных ресурсов по показаниям общедомовых приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.
Годовая корректировка — это всегда доначисление?
Нет. Годовая корректировка может быть и «минусовой», т.е. уменьшающей плату за отопление. Это зависит от фактического потребления тепловой энергии, учтенного ОДПУ, и суммой, предъявленной к оплате в прошедшем году.
Годовая корректировка: как и почему делают перерасчет за отопление
Что такое годовая корректировка
Начнем с того, что на территории Новосибирской области действует порядок оплаты отопления по системе 1/12, равномерно в течение календарного года, включая летние месяцы (постановление Правительства Новосибирской области от 14.07.2016 г. №211-п).
В начале следующего года ресурсоснабжающая организация или управляющая компания (УК) сверяет данные — высчитывает разницу между тем, сколько начислили, и тем, какая получилась стоимость тепловой энергии, которую использовал дом.
Итак, годовая корректировка — это перерасчет за отопление в начале года (как правило, в первом квартале) по итогам предыдущего, который либо увеличивает, либо уменьшает общую сумму платежки за услуги ЖКХ в том месяце, когда его проводят.
То есть в 2021 году будут корректировать размер платы в соответствии со стоимостью реально потребленного тепла в 2020 году. Разница между стоимостью за реально потребленное тепло (которое показывают общедомовые приборы учета, ОДПУ) и начислениями жителей за расчетный год — это и есть годовая корректировка.
Как рассчитывают плату за отопление
При равномерной оплате (по 1/12 в течение года) в многоквартирных домах (МКД), оборудованных общедомовым прибором учета, расчет за отопление в 2020 году происходит так:
- Определяется объем тепловой энергии, которая поступила в дом за 2019 год.
Весь объем делим на 12 месяцев = ежемесячный объем потребления домом.
Результат из п. 2 делим на общую площадь помещений в МКД = объем потребления на 1 кв. м.
Результат из п. 3 умножаем на площадь квартиры = ежемесячный объем потребления тепловой энергии квартирой за 2019 год.
Результат из п. 4 умножаем на действующий в соответствующем месяце 2020 года тариф = размер платы за отопление квартиры в соответствующем месяце 2020 года.
Как рассчитывается ежемесячный платеж за отопление
Скачать
Во многих регионах уже перешли с платы за отопление в течение всего календарного года на оплату отопления в течение отопительного периода, в том числе это произошло в Барнауле, Красноярске.
Как происходят начисления по факту (при наличии ОДПУ):
ОДПУ показывает, сколько тепла поступило в МКД за соответствующий месяц 2020 года.
Общий объем потребленной тепловой энергии делим на общую площадь дома = объем потребленной энергии за месяц.
Результат из п. 2 умножаем на площадь квартиры = объем потребления квартирой тепла в расчетном месяце.
Результат из п. 3 умножаем на действующий в соответствующем месяце 2020 года тариф = размер платы за отопление квартиры в соответствующем месяце 2020 года (на сегодняшний день в Новосибирске действует следующий тариф — 1 467,82 руб./Гкал).
Что значат «+» или «–» в квитанции. От чего зависит перевес в сторону уменьшения или в сторону увеличения корректировки
Стоит уточнить, что при определении суммы годовой корректировки в расчет принимаются все месяцы календарного года, в течение которых потребители получали тепло. Так, отопительный сезон 2020 года в Новосибирске был теплее и короче, чем в 2019 году, как и в 2017 году, а значит, дома потребили меньше тепла. Корректировка будет в сторону уменьшения — в квитанции будет «–».
Поэтому, вопреки заявлениям некоторых жителей, не всегда корректировка со знаком «+».
Разберем расчет годовой корректировки на примере стандартной 2-комнатной квартиры площадью 46,7 кв. м в стандартном 9-этажном доме.
За последние 6 лет корректировка в плюс была только два года, в 2016 и 2018 годах, в остальные годы жители получили уменьшение в платежке.
Годовая корректировка на примере 2-комнатной квартиры: в разные годы, в зависимости от продолжительности отопительного периода и температуры на улице, годовая корректировка была «положительной» или «отрицательной»
Скачать
Делают ли корректировку для жителей домов без ОДПУ
Что еще влияет на разницу в суммах корректировки за отопление
- В доме есть автоматика, которая регулирует объем поступающего тепла в дом в зависимости от температуры наружного воздуха.
Не было прибора учета, потом поставили (тогда за период без прибора расчет будет по нормативу, а годовая корректировка в таком случае будет меньше).
Сломался прибор учета тепловой энергии, и его не сразу починили.
Если в течение года корректировки сменилась УК, то корректировка платы за отопление рассчитывается старой и новой УК за те периоды года, на протяжении которых они управляли многоквартирным домом.
Статьи
Корректировка размера платы за отопление при смене исполнителя. Продолжение.
Не так давно нами рассматривалась тема проведения корректировки размера платы за отопление в первом квартале года, следующего за завершившимся расчетным календарным годом, в котором оплата за отопление вносилась равномерно в течение всего года, в той ситуации, когда в истекшем году произошла смена исполнителя коммунальной услуги по отоплению. Статью можно прочитать здесь .
Ввиду того, что прямо такая ситуация Правилами №354 не урегулирована, а данные Минстроем России в Письме от 27.06.2019 N 23665-ОГ/04 разъяснения не всеми судами были приняты во внимание и положены в основу выводов о том, какое же лицо должно проводить соответствующую корректировку, в упомянутой выше статье мы привели примеры появившейся судебной практики.
Кратко отметим, что из тех примеров следует, что поскольку действующее жилищное законодательство не предусматривает возможность проведения корректировки платы за коммунальную услугу отопления за часть календарного года и поскольку обязанность провести корректировку Правилами №354 возложена именно на действующего на момент проведения корректировки исполнителя коммунальной услуги по отоплению, суды признали таким лицом ту организацию, которая являлась исполнителем на дату проведения корректировки (в 1 квартале года, следующего за расчетным), а именно РСО, ставшую в связи с переходом на прямые договоры исполнителем коммунальной услуги в прошедшем расчетном году, предшествующем году проведения корректировки.
Справедливости ради необходимо признать, что имеется и противоположная судебная практика, свидетельствующая о том, что суды разделяют мнение Минстроя России и основываясь на нем (несмотря на то, что оно изложено в письме и не носит обязательного нормативного характера) признают управляющую организацию лицом, обязанным произвести корректировку размера платы за отопление за часть календарного года, в течение которого она имела статус исполнителя коммунальной услуги по отоплению, не принимая во внимание тот факт, что прямо такая обязанность на законодательном уровне за УО не закреплена и не принимая во внимание то, что по Правилам №354 корректировка размера платы за отопление должна быть проведена в первом квартале наступившего за расчетным года (не в иной период) исполнителем коммунальной услуги (а не бывшим ее исполнителем).
В качестве примера такой практики можно привести Определение СК по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12 января 2021 г. по делу №8Г-20098/2020[88-297/2021-(88-19356/2020)], из которого следует, что суд согласился с мнением городского и областного суда о правомерности требований ГЖИ о возложении на управляющую организацию обязанности исполнить выданное ей предписание, которое она не исполнила в добровольном порядке, а именно возложить на управляющую организацию обязанность устранить нарушения действующего законодательства в части корректировки платы за тепловую энергию по всему жилому фонду, находящемуся у нее в управлении, а также осуществить фактический возврат средств на сумму корректировки за период январь-сентябрь 2019 г, в связи с утратой статуса исполнителя коммунальной услуги по отоплению в связи с расторжением договора поставки с РСО.
Делая вывод о том, что поскольку в течение года произошла смена исполнителя коммунальной услуги по отоплению, управляющая организация должна была произвести корректировку размера платы за отопление за расчетные периоды предоставления ею этой коммунальной услуги (по окончании предоставления УО коммунальной услуги по отоплению), суд в данном деле опирается исключительно на разъяснения Минстроя России, приведенные в Письме от 27.06.2019 N 23665-ОГ/04.
Почему именно сейчас мы решили об этом написать? Потому что идет первый квартал 2021 года, потому что на уровне Правил №354 ситуация с корректировкой размера платы за отопление при смене исполнителя коммунальной услуги в течение прошедшего расчетного года так и не урегулирована, а также для того, чтобы у УО было объективное представление о наличии разной (противоположной) судебной практики по вопросу определения лица, обязанного провести корректировку размера платы за отопление при изменении исполнителя этой коммунальной услуги.
В завершение, как обещали в предыдущей статье, приведем пример из судебной практики, когда апелляционный суд признал законным предписание ГЖИ, выданное управляющей организации о необходимости произвести корректировку размера платы за отопление (см. Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2020 N 08АП-213/2020 по делу N А46-16535/2019).
При вынесении названного постановления суд руководствовался тем, что в течение всего прошедшего календарного 2018 года именно управляющая организация была исполнителем коммунальной услуги по отоплению, смена исполнителя произошла только с 01 января 2019 года в связи с принятием собственниками помещений решения о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией и расторжением с 31.12.18 договора теплоснабжения между УО и РСО.
Т.е., по мнению суда, поскольку исполнителем коммунальной услуги по отоплению в течение полного календарного года была управляющая организация, именно она должна произвести корректировку размера платы за отопление за прошедший расчетный год (за период осуществления ею функции исполнителя), несмотря на то, что на момент проведения корректировки УО уже таким исполнителем не являлась.
Поскольку суд при рассмотрении дела и вынесении решения должен учитывать фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения конкретного дела, то возможно, в приведенном примере на содержание вынесенного постановления повлияло то обстоятельство, что управляющая организация, утратив статус исполнителя коммунальной услуги по отоплению, стала выполнять функции агента РСО по начислению платы за коммунальную услугу теплоснабжения (отопление и ГВС). С учетом данного факта суд пришел к выводу, что именно управляющая организация как лицо, которое «в действительности как до 01.01.2019, так и с 01.01.2019 производило начисление платы за теплоснабжение», обязана провести корректировку размера платы за отопление за 2018 год, а поскольку РСО в 2018 году коммунальную услугу отопления потребителям не предоставляла, она (ресурсоснабжающая организация) «не имела правовых оснований для начисления корректировки платы за коммунальную услугу за 2018 год» в январе 2019 года.
Вот такая практика. Будем следить, по какому пути она пойдет дальше.
Напоминаем, что компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги управляющим компаниям и ТСЖ. Вся необходимая информация о сервисе и заявка тут .