Размер неустойки по договору водоснабжения

Аналитика Аналитические обзоры

Законная или договорная неустойка – спор разрешен Верховным судом РФ

(Определение Верховного суда РФ от 14.04.2016 № 305-ЭС15-16052 по делу № А41-76129/2014)

Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ) устанавливает два вида неустойки за несвоевременное исполнение обязательств – договорную и законную.

На практике возникают споры, связанные с различным толкованием правомерности уменьшения размера законной неустойки соглашением сторон. Согласно одной позиции подобное уменьшение возможно в силу диспозитивности гражданского законодательства. Второе мнение таково, что законная неустойка является минимальным размером за просрочку исполнения обязательства и ее уменьшение невозможно.

Недавно Верховный суд устранил правовую неопределенность в указанном вопросе при рассмотрении конкретного спора.

Рассмотрение дела № А73-6824/2014

ООО «Объединенные коммунальные системы» (далее – Истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию Каширского муниципального района «Производственно-технический комплекс» (далее – Ответчик) о взыскании задолженности за оказанные услуги холодного водоснабжения в октябре 2014 года на основании договора на водоснабжение от 25 июня 2014 года в размере 463 992 руб. 93 коп., а также неустойки в размере 1 488 руб. 64 коп.

Решением Арбитражного суда Московской области от 11.03.2015 (судья Бирюкова Е.В.) исковые требования удовлетворены в полном объеме. Суд первой инстанции при принятии судебного акта исходил из доказанности нарушения Ответчиком своих обязательств по своевременной оплате потребленного ресурса, отсутствия оснований для применения договорной неустойки и снижения размера законной неустойки.

Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2015, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23.09.2015, решение суда первой инстанции в части взыскания неустойки изменено: с предприятия в пользу общества взыскано 11 164,83 руб. неустойки, рассчитанной исходя из однократной ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Далее Истец обратился с кассационной жалобой в Верховный суд РФ, ссылаясь на существенное нарушение судами апелляционной и кассационной инстанций норм материального права в части определения размера неустойки, подлежащей взысканию с нарушителя обязательства.

Позиция заявителя при обращении с жалобой в Верховный суд РФ

Пункт 30 Правил № 644[1] подлежит применению в совокупности с нормами статьи 332 ГК РФ, императивно предусматривающими приоритет законной неустойки, которую стороны могут увеличить своим соглашением в отсутствие прямого законодательного запрета, но не уменьшить.

Позиция Верховного суда РФ

При принятии судебного акта Судебная коллегия по экономическим спорам исходила из следующего:

1. Из пункта 4 статьи 421, пункта 1 статьи 422 ГК РФ следует, что условие договора может быть предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения.

2. В соответствии с пунктами 1, 4, 5 статьи 426 ГК РФ договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (в том числе по энергоснабжению), признается публичным договором. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 указанной статьи, ничтожны.

3. Отношения в сфере водоснабжения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении). Согласно пунктам 1, 11 статьи 7 указанного закона водоснабжение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения осуществляется в соответствии с правилами холодного водоснабжения на основании договоров холодного водоснабжения.

4. Договор водоснабжения является публичным. Существенным условием договора водоснабжения является ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязательств по этому договору (подпункт 10 пункта 5 статьи 13 Закона о водоснабжении).

Договоры холодного водоснабжения заключаются в соответствии с типовым договором холодного водоснабжения, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 8 статьи 13 Закона о водоснабжении).

5. Согласно части 1 статьи 329, части 1 статьи 330 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, то есть денежной суммой, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Денежная сумма определяется законом или договором.

Читайте также:  Что выбрать для отопления деревянного дома

Как следует из статьи 4, пункта 11 статьи 7 Закона о водоснабжении Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по утверждению правил холодного водоснабжения и типового договора холодного водоснабжения. Правила о водоснабжении должны определять положения, предусмотренные Законом о водоснабжении.

Правительство Российской Федерации постановлением от 29.07.2013 № 644 утвердило Правила холодного водоснабжения и водоотведения, а постановлением от 29.07.2013 № 645 – типовой договор водоснабжения. В пункте 30 Правил № 644 указано, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения абонентом обязательств по оплате договора холодного водоснабжения организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе потребовать от абонента уплаты неустойки в размере двукратной ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.

Правила водоснабжения и типовой договор водоснабжения обязательны для сторон при исполнении публичного договора.

В итоге Верховный суд РФ приходит к выводу о том, что у апелляционного и окружного судов не было оснований для применения договорной неустойки и отказа во взыскании неустойки, предусмотренной постановлениями Правительства Российской Федерации.

По итогам рассмотрения дела в Верховном суде РФ постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2015 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.09.2015 по делу Арбитражного суда Московской области № А41-76129/2014 отменены, решение арбитражного суда первой инстанции оставлено без изменения.

Следует отметить, что высказанная правовая позиция согласуется с пунктом 61 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств[2]».

Таким образом, результатом рассмотрения дела в Верховном суде РФ является закрепление правовой позиции, согласно которой устанавливается приоритет законной неустойки над договорной, а также невозможность снижения размера законной неустойки соглашением сторон.

Следовательно, выводы, изложенные в определении Верховного суда РФ от 14.04.2016 № 305-ЭС15-16052 по делу № А41-76129/2014, могут быть использованы в судебной работе при взыскании неустойки за неисполнение договорных обязательств, а также для признания отдельных условий договора ничтожными.

[1] Правила холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644.

[2] Если размер неустойки установлен законом, то в силу пункта 2 статьи 332 ГК РФ он не может быть по заранее заключенному соглашению сторон уменьшен, но может быть увеличен, если такое увеличение законом не запрещено.

Введен твердый размер пени за просрочку оплаты коммунальных услуг и энергоресурсов

Подписан закон, направленный на повышение платежной дисциплины потребителей энергоресурсов (Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов»).

Документ устанавливает твердый размер пени за нарушение потребителем обязательств по своевременной оплате энергетических ресурсов (газа, электрической энергии, тепловой энергии (мощности) или теплоносителя, горячей, питьевой или технической воды), а также услуг, связанных с поставкой таких ресурсов. Поправки затронут только тех потребителей, жилищные организации и граждан, которые не оплачивают поставленные энергоресурсы в течение длительного срока. В отношении добросовестного плательщика-гражданина закон предусматривает отмену пени в первый месяц просрочки. В случае просрочки от 31 до 90 дней сохранится размер действующей в настоящее время пени – 1/300 ставки рефинансирования, а с 91 дня размер пени составит 1/130 ставки рефинансирования Банка России от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

При этом размер пени дифференцирован для отдельных категорий потребителей и покупателей энергетических ресурсов (владельцы жилья, управляющие организации жилищно-коммунального комплекса, товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы). Например, для управляющих компаний, а также тепло- и водоснабжающих предприятий за неоплату энергоресурсов пеня составит 1/300 ставки рефинансирования с 1 по 60 день просрочки, 1/170 ставки рефинансирования – с 61 по 90 день просрочки, 1/130 ставки рефинансирования – с 91 дня просрочки. Для всех остальных потребителей пеня установлена в размере 1/130 ставки рефинансирования с первого дня просрочки.

Кроме того, Правительство РФ уполномочено на установление критериев определения имеющих задолженность по оплате энергетических ресурсов потребителей. Последние будут обязаны предоставить поставщикам энергетических ресурсов обеспечение исполнения обязательств по оплате в виде независимой гарантии.

Одновременно введены дополнительные условия для заключения договоров аренды объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения или водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности (заключение договора энергоснабжения или купли-продажи электроэнергии, предоставление банковских гарантий исполнения обязательств).

С особенностями оплаты коммунальных услуг при передаче недвижимого имущества в безвозмездное пользование ознакомьтесь в «Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получить полный доступ на 3 дня бесплатно!

Читайте также:  Инфракрасные системы отопления проект

Также закон предусматривает:

  • усиление административной ответственности за самовольное подключение к электро- и теплосетям, нефте- и газопроводам. Штраф для граждан увеличен с 3-4 до 10-15 тыс. руб., должностных лиц – с 6-8 до 30-80 тыс. руб., для юрлиц – с 60-80 до 100-200 тыс. руб.;
  • установление административной ответственности за нарушение порядка полного или частичного ограничения режима потребления электроэнергии, порядка ограничения и прекращения подачи тепловой энергии, подачи и отбора газа либо порядка временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды или сточных вод;
  • введение штрафов за нарушение установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) или теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате.

По данным статистики, по состоянию на 1 октября 2015 года суммарная задолженность потребителей за энергоресурсы составила 850 млрд руб. Предполагается, что принятые поправки позволят повысить платежную дисциплину в сфере потребления энергоресурсов. Изменения вступят в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования закона, за исключением ряда норм, для которых установлены иные сроки. Закон опубликован вчера (4 ноября).

Как рассчитывается пени за просрочку оплаты за ЖКХ?

В данной статье рассмотрим насколько законно производить начисление пени за просрочку оплаты за ЖКХ, и как производится сам расчет пени при наличии задолженности за жилищно-коммунальные услуги и капитальный ремонт.

Не у всех и не всегда получается производить оплату за жилищно-коммунальные услуги в установленные законодательством сроки, вследствие чего, возникает просрочка платежа.

В соответствии с действующим законодательством оплата жилищно-коммунальных услуг должна производиться до 10 числа месяца, следующего за расчетным периодом, если договором управления или общим собранием членов товарищества собственников жилья или кооператива не установлен иной срок оплаты за эти услуги.

Данная норма предусмотрена пунктом 1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ).

При возникновении просрочки платежа за ЖКХ исполнители по конкретным услугам вправе произвести начисление пени на сумму задолженности на основании пункта 14 статьи 155 ЖК РФ.

Начисление пени за жилищно-коммунальные услуги осуществляется исходя из суммы задолженности, которая была не оплачена в установленный срок.

Размер пени зависит от самой суммы задолженности, количества дней просрочки платежа, а также ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) – сейчас она называется ключевая ставка ЦБ РФ.

С суммой задолженности — все понятно, обычно она указывается в платежных документах, которые ежемесячно направляются исполнителем.

По количеству дней просрочки платежа за жилищно-коммунальные услуги ситуация обстоит следующим образом:

начисление пени производится, начиная с 31 (тридцать первого дня), следующего за днем наступления установленного срока оплаты.
То есть, если Вам необходимо плату за август 2019 года произвести до 10 сентября 2019 года, пени начнет начисляться только с 11 октября 2019 года. И в течение этого периода (целого месяца) есть возможность погасить задолженность без начисления пени.

→ если период просрочки составит не более 90 (девяноста) календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, начисление пени производится в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

если период просрочки составит более 90 (девяноста) календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, начисление пени производится в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

Для расчета размера пени при просрочке платежа за капитальный ремонт действует иной порядок:

→ начисление пени производится, начиная с 31 (тридцать первого дня), следующего за днем наступления установленного срока оплаты в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. То есть значение 1/130 при начислении пени на капитальный ремонт не применяется.

Пример №1 Расчет пени за просрочку оплаты за жилищно-коммунальные услуги:

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РАСЧЕТА:

→ Плату по квитанции за август 2019 года было необходимо внести до 10 сентября 2019 года;

→ Плата за жилищно-коммунальные услуги была начислена в размере 3500 рублей;

→ Оплата за жилищно-коммунальные услуги была произведена 16 декабря 2019 года;

→ Ключевая ставка ЦБ РФ (ставка рефинансирования) на момент оплаты задолженности за ЖКУ – 16 декабря 2019 года составила – 6,25%;

1. В период с 11 сентября 2019 года по 10 октября 2019 года начисление пени не производится (в течение 30 дней).

Читайте также:  Санпин системы централизованного горячего водоснабжения

2. С 11 октября 2019 года по 9 декабря 2019 года сумма просрочки платежа составит ещё 60 дней, за которые уже производится начисление пени, а для расчета применяется 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

3500 рублей х 60 дней х 1/300 х 6,25% (ставка рефинансирования) = 43,75 руб.

3. С 10 декабря 2019 года по 16 декабря 2019 года сумма просрочки платежа уже будет больше 90 дней и составит ещё 7 дней, но для расчета размера пени будет уже применяться 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

3500 рублей х 7 дней х 1/130 х 6,25%(ставка рефинансирования) = 11,78 руб.

Итого размер пени за просрочку оплаты за жилищно-коммунальные услуги в период с 11 сентября 2019 года до момента фактической оплаты суммы задолженности 16 декабря 2019 года будет составлять 55,53 руб.

Пример №2 Расчет пени за просрочку оплаты за капитальный ремонт:

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РАСЧЕТА:

→ Плату по квитанции за август 2019 года было необходимо внести до 10 сентября 2019 года;

→ Плата за капитальный ремонт была начислена в размере 500 рублей;

→ Оплата за капитальный ремонт была произведена 20 ноября 2019 года;

→ Ключевая ставка ЦБ РФ (ставка рефинансирования) на момент оплаты задолженности за капитальный ремонт – 20 ноября 2019 года составила – 6,5%;

1. В период с 11 сентября 2019 года по 10 октября 2019 года начисление пени не производится (в течение 30 дней).

2. С 11 октября 2019 года по 20 ноября 2019 года сумма просрочки платежа составит ещё 41 день, за которые уже производится начисление пени, а для расчета применяется 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

500 рублей х 41 дней х 1/300 х 6,5% (ставка рефинансирования) = 4,44 руб.

Итого размер пени за просрочку оплаты за капитальный ремонт в период с 11 сентября 2019 года до момента фактической оплаты суммы задолженности 20 ноября 2019 года будет составлять 4,44 руб.

Пример №3 Расчет пени за просрочку оплаты за жилищно-коммунальные услуги с частичной оплатой суммы задолженности:

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РАСЧЕТА:

→ Плату по квитанции за август 2019 года было необходимо внести до 10 сентября 2019 года;

→ Плата за жилищно-коммунальные услуги была начислена в размере 3500 рублей;

→ 15 ноября 2019 года была произведена частичная оплата задолженности в размере 1000 рублей;

→ Оплата оставшейся части задолженности за жилищно-коммунальные услуги в размере 2500 руб. была произведена 16 декабря 2019 года;

→ Ключевая ставка ЦБ РФ (ставка рефинансирования) на момент полного погашения задолженности за ЖКУ – 16 декабря 2019 года составила – 6,25%;

1. В период с 11 сентября 2019 года по 10 октября 2019 года начисление пени не производится (в течение 30 дней).

2. С 11 октября 2019 года по 15 ноября 2019 года сумма просрочки полного платежа составит ещё 36 дней, за которые уже производится начисление пени на полную сумму задолженности – 3500 руб., а для расчета применяется 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

3500 рублей х 36 дней х 1/300 х 6,25% (ставка рефинансирования) = 26,25 руб.

3. После оплаты части задолженности в размере 1000 руб., сумма, на которую будет произведено дальнейшее начисление пени, составляет 2500 руб.

4. С 16.11.2019 года по 09.12.219 года сумма просрочки полного платежа составит 24 дня, размер пени все также будет рассчитываться с применением 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ следующим образом:

2500 рублей х 24 дня х 1/300 х 6,25% (ставка рефинансирования) = 12,50 руб.

5. С 10 декабря 2019 года по 16 декабря 2019 года сумма просрочки платежа уже будет больше 90 дней и составит ещё 7 дней, но для расчета размера пени будет применяться 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

2500 рублей х 7 дней х 1/130 х 6,25% (ставка рефинансирования) = 8,41 руб.

Итого размер пени за просрочку оплаты за жилищно-коммунальные услуги в период с 11 сентября 2019 года до момента фактической оплаты суммы задолженности 16 декабря 2019 года, с учетом частичной оплаты, будет составлять 47,16 руб.

Рассмотрев расчеты размера пени за просрочку оплаты за ЖКХ можно отметить следующее.

Законодательство совершенно четко предусматривает начисление пени за несвоевременную оплату услуг ЖКХ.

Начисление пени производится отдельно за каждый расчетный период, за который не произведена оплата, то есть сохранение так называемой 30 дневной отсрочки начисления пени действует для каждого нового расчетного периода (месяца).

Если произвести полную оплату в установленный срок не получается, можно оплачивать частично, и тем самым снижать сумму задолженности, на которую и начисляется пени.

Оцените статью