- исправьте стилистические недочёты в выборе предлога,а так же ошибочное употребление падежных форм.
- 9) Исправьте грамматико-стилистические ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Объясните, в чем заключаются ошибки.
- 2) Найдите смысловые или стилистические различия между параллельными формами числительных. В каких словосочетаниях нарушены нормы?
- 4) В приведенных предложениях исправьте стилистические недочеты в выборе предлога, а также ошибочное употребление падежных форм.
- помогите исправить ошибки и стилистические недочёты
- ЗАДАНИЕ № 26. В приведенных предложениях исправьте недочеты в выборе предлога, а также ошибочное употребление падежных форм
- Справка. Управление при однородных членах предложения
исправьте стилистические недочёты в выборе предлога,а так же ошибочное употребление падежных форм.
1.разрушения произошли за счет плохой работы системы водоснабжения.
2.Благодаря тому,что график нарушен,строителям приходится работать в очень тяжелых условиях.
3.в силу недостаточности освещения многие растения гибнут.
4.по окончанию работы все должны собраться в зале.
5.вопреки указанных положений на заводе продолжается нарушение техники безопасности.
6.по истечению некоторого времени можно будет снова вернуться к этому вопросу.
7.вследствие запланированной работы,некоторым придется работать сверхурочно.
Закончите предложения,употребив слова из скобок в нужном падеже,используя,если это необходимо,нужные предлоги.
1.время доказало превосходство этого способа(другие).
исправьте грамматико-стилистические ошибки в употреблении деепричастных оборотов.
1.применяя ту или иную форму организации труда,в каждом отдельном случае учитываются местные особенности.
2.придавая большое значение методологии исследования,был выполнен ряд экспериментов.
3.изучая процесс разгосударствления, обнаруживается определенная закономерность.
Пожалуйста:
1. Вместо «за счет» — «из-за»
2. Вместо «Благодаря тому» — «Вследствие того» или «По причине того».
3. Вместо «в силу» — «по причине»
4. Вместо «по окончанию работы» — «окончив работу»
5. Вместо «указаннЫХ положенИЙ» — «указаннЫМ положениЯМ»
6. Вместо «по истечению некоторого времени» — «по прошествИИ» или «по истеченИИ» .
7. Вместо «вследствие» -«в результате запланированной»; кроме того, в одном предложении дважды употребляется один корень (работы, работать) : следует заменить одно из слов. Например, вместо «работать» — «трудиться»
1 Время доказало превосходство этого способа над другими.
1. Применяя ту или иную форму организации труда, в каждом отдельном случае СЛЕДУЕТ УЧИТЫВАТЬ (или УЧИТЫВАЮТ) местные особенности.
2.Придавая большое значение методологии исследования, УЧЕНЫЕ ВЫПОЛНИЛИ ряд экспериментов.
3.Изучая процесс разгосударствления, обнаруживаЮТ определеннУЮ закономерность.
9) Исправьте грамматико-стилистические ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Объясните, в чем заключаются ошибки.
Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации последние события. 2. Таким образом, рассмотрев функциональные характеристики структур муниципалитета, предлагается следующее. 3. Поднимая цены на машины, топливо, это прямо отражается на себестоимости сельскохозяйственной продукции. 4. Применяя ту или иную форму организации труда, в каждом отдельном случае учитываются местные особенности. 5. Выяснив, что объем производства уменьшился, возникает вопрос о причине этого. 6. Придавая большое значение методологии исследования, был выполнен ряд экспериментов. 7. Изучая процесс разгосударствления, обнаруживается определенная закономерность.
Практическое занятие № 6
Синтаксические нормы (4 часа)
Функции порядка слов в предложении.
Нормы согласования и управления. Типичные ошибки, связанные с их нарушением.
Ошибки в построении сложных предложений.
Кожина, М.Н. Стилистика русского языка. – М.: Просвещение, 1993. – С. 133-136.
Розенталь, Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: Высшая школа, 1977. – С. 175-294.
Солганик, Г.Я. Синтаксическая стилистика. – М.: Высшая школа, 1991. – 182 с.
1) Дайте стилистическую оценку конструкций: Врач сделала операцию; Кассир сдала деньги. Какую из двух конструкций: Хирург сделал операцию или Хирург сделала операцию – если речь идет о женщине, вы предпочтете: а) в строгой деловой речи; б) в научной речи; в) в живой устной беседе с друзьями?
2) Найдите смысловые или стилистические различия между параллельными формами числительных. В каких словосочетаниях нарушены нормы?
Трое солдат – три солдата, четверо девушек – четыре девушки, семеро козлят – семь козлят, к обоим соседкам – к обеим соседкам.
3) Употребления каких форм сказуемого требуют нормы современного литературного языка в предложениях, подлежащее которых выражено словами большинство, меньшинство, множество, несколько? Проанализируйте формы сказуемых в следующих примерах. Чем объясняется в них выбор форм множественного или единственного числа?
1. Несколько пыльных электрических лампочек погасло. 2. Несколько журналистов уехали в свои редакции. 3. Приехало множество народу. 4. Большинство писем доставлено днем. 5. Несколько слуг бросились было в разные стороны. 6. Несколько мужчин и женщин стояли у ворот больницы. 7. Большинство писателей из тех, кто не ушел на фронт, трудятся в Радиокомитете.
4) В приведенных предложениях исправьте стилистические недочеты в выборе предлога, а также ошибочное употребление падежных форм.
1. Согласно приказа директора предприятие перешло на круглосуточную работу. 2. Разрушения произошли за счет плохой работы системы водоснабжения. 3. Благодаря тому, что график нарушен, строителям приходится работать в очень тяжелых условиях. 4. В силу недостаточности освещения многие растения гибнут. 5. По окончанию работы все должны собраться в зале.
помогите исправить ошибки и стилистические недочёты
высказывалась критика о том что мы делаем. Решимость парламента свелась лишь в предостовления полномочий. Магазин ориентированный специально для школьников. Увереность каждого за свой завтрашний день. контролировать за ходом лечения. Участвовать на выборах. Факты говорят за возможность использования резервов согласно приказа директора предприятие перешло на круглосуточную работу. разрушения произошли за счёт плохой работы системы благодоря тому что график нарушен строителям приходится работать в очень тяжолых условиях. по окончанию работы все должны собратся в зале вопреки указанных положений на заводе продолжается нарушение техники безопастности. по истечению некоторого времени можно будет снова вернутся к этому вопросу
Высказывалась критика ТОГО, что мы делам. Решимость парламента свелась лишь к предоставлению полномочий. Магазин, ориентированный специально на школьников. Уверенность каждого в своем завтрашнем дне. Контролировать ход лечения. Участровать в выборах. Факты говорят о возможности . ( все дальше САМ !)
1.о том, что 2.свелась лишь к предоставлению 3.ориентированный специально на шк-в. 4 Уверен_ность. 5.контролировать ход/следить за ходом/. 6 Участвовать в выборах. 7говорят о возможности 8.директора, предприятие 9 произошли в результате плохой 10 благодаря тому, что график нарушен, строителям 11.в очень тяжёлых 12. должны собраться 13.вопреки указанным положениям, на 14. по истечении некоторого времени, можно будет вернуться.
ЗАДАНИЕ № 26. В приведенных предложениях исправьте недочеты в выборе предлога, а также ошибочное употребление падежных форм
1. Согласно приказа директора предприятие перешло на круглосуточную работу. 2. Разрушения произошли за счет плохой работы системы водоснабжения. 3. Благодаря тому, что график нарушен, строителям приходится работать в очень тяжелых условиях. 4. В силу недостаточности освещения многие растения гибнут. 5. По окончанию работы все должны собраться в зале. 6. Вопреки указанных положений на заводе продолжается нарушение техники безопасности. 7. По истечению некоторого времени можно будет снова вернуться к этому вопросу. 8. Вследствие запланированной работы, некоторым придется работать сверхурочно. 9. Благодаря трудностей, мы не успели выполнить задание в срок. 10. Был получен положительный отзыв на книгу.
ЗАДАНИЕ № 27. Найдите формы причастий и деепричастий, не соответствующие нормам литературного языка. Исправьте предложения.
1. Ничего другого, двигавшего бы дело вперед, никто из критиков проекта не предложил.
2. Она, хохотав и вязав чулок, жила себе беззаботно и припеваючи.
3. Всякий, попытающийся бежать, будет расстрелян на месте без промедления.
4. Я долго стоял неподвижно, в далекие звезды вглядясь.
5. В руках у режиссера кадры из новой кинокартины, снимающейся на студии «Мосфильм».
6. Прощальных слов не осуша и плакав целый вечер, уходит с запада душа.
7. Тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на небе вечерняя звезда.
8. Вот луч, покатясь с паутины, залег в крапиве.
9. Пьяница спотыкался, покачивался, но продолжал плясать, щелкая пальцами и подмигивая одним опухнувшим глазом.
10. Скрестивши могучие руки, главу опустивши на грудь, идет и к рулю он садится.
ЗАДАНИЕ № 28. Найдите и исправьте ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов. Отредактируйте предложения.
1. Узкая дорога была покрыта проваливающимся снегом под ногами. 2. Мой спутник указал мне на высокую поднимающуюся гору прямо против нас. 3. Туристы делились полученными впечатлениями о Кавказе за время отдыха. 4. Раненный капитан Сабуров осколком в плечо не покинул строя. 5. Уставший Павел от жары и поездки тяжело упал на скамью. 6. Листья падали под ноги, осыпавшиеся с деревьев. 7. Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших у него дрова. 8. Мы не забудем тех, кто погиб в концлагерях, переносивших страшные муки. 9. Проявленная инициатива молодежью оказала большую помощь Байкалу. 10. Особое внимание нужно уделить имевшимся недостаткам в вопросах качества товаров.
ЗАДАНИЕ № 29. Найдите и исправьте ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов. Отредактируйте предложения.
1. Слушая музыку Скрябина, нас не покидает ощущение искренности художника. 2. Приехав в город, улучшились условия нашего быта. 3. Проходя мимо памятника, чувство гордости охватывает нас. 4. Он был спасен подоспевшим прохожим, вовремя заметив горящую машину. 5. Не соблюдая правил дорожного движения, ждет опасность. 6. Садясь за руль, машина должна быть в полной исправности. 7. Взяв ее под руку, они пошли вместе. 8. Не каждого, покупая траву в аптеке, посещала мысль о том, как трудно ее собирать. 9. Будучи председателем комиссии, мне приходилось принимать экзамены у абитуриентов. 10. Окончив школу, перед каждым встает вопрос о выборе профессии. 11. Возвращаясь домой, мне было скучно. 12. Промотав состояние, ему нечего было оставить своим детям. 13. Прочитав пьесу, предо мной возникли образы персонажей. 14. Приехав в дом отдыха, ей сказали, что мест нет.
ЗАДАНИЕ № 30. Раскройте скобки и выберите нужную падежную форму. Укажите возможные варианты.
Ждать (автобус), ждать (встреча), ждать (решение); искать (поддержка), искать (дорога), искать (спасение), искать (слава); требовать (деньги), требовать (справка); просить (слово), просить (прощение), просить (помощь); бояться (бабушка); стесняться (сестра).
ЗАДАНИЕ № 31. Согласуйте сказуемое с подлежащим.
1. На совещании был. представлен. пятнадцать стран, причем большинство их посланцев являл. сь депутатами парламентов.
2. Некоторая часть учителей восьмилетних школ еще не име. т соответствующего образования и нужда. тся в серьезном повышении квалификации.
3. Большое количество студентов, преподавателей и профессоров института, состоящих в спортивных секциях, уже сдал. лыжные нормативы.
4. Ряд мер, направленных на поднятие дисциплины среди учащихся школы, принима. тся администрацией.
5. В результате наводнения сорок человек утонул.
6. Немало военных преступников нашл. себе приют после войны в Испании.
7. Многие из недавно открытых элементов уже хорошо исследован. но почти столько же еще мало изучен.
8. Оперировал. молодой хирург Надежда Бойцова, недавно защитивш. кандидатскую диссертацию.
9. Интеллигенция, и особенно лучшая ее часть – образцовые писатели, всегда считал. сь хранител… чистоты литературного языка.
10. Поезд-выставка вчера прибыл. на станцию и открыл. с… для посетителей.
11. Брат с сестрой поступил. в один институт.
12. Инженер вместе с мастером разработал. интересное рационализаторское предложение.
13. Некто в маске (это оказалась моя подруга) приблизил. с. ко мне.
14. Слава и популярность талантливого писателя все раст. т.
Справка. Управление при однородных членах предложения
(Управление— выбор падежной формы подчиненного слова).Часто в предложении при двух или нескольких управляющих словах имеется общее дополнение. Такие конструкции вполне правильны, если управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога, например: читать и конспектировать книгу; трест создает, финансирует и снабжает предприятия и т.п.
Стилистически неверны предложения, в которых общее зависимое слово имеется при словах, требующих разного управления, например: трест организовал и руководил предприятиями (организовал что?, руководит чем?) и т.п. Чтобы исправить предложение, нужно ко второму управляющему слову добавить местоимение, заменяющее существительное при первом слове, например: трест организовал предприятия и руководил ими.
Задание 23. Составьте словосочетания, используя однородные члены (слева) и зависимые слова (справа):
подготовка и руководство аспиранты
помощь и сотрудничество родственные предприятия
руководство и контроль местные организации
надеяться и верить свои выпускники
понять и смириться трудности переходного периода
подбор и наблюдение факты
координировать и руководить деятельность смежных организаций.
Задание 24. Прочитайте предложения. Найдите в них грамматико- стилистические ошибки и отредактируйте.
1. Читать и конспектировать научную литературу лучше всего по утрам. 2. Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами. 3. Уполномоченные мэром органы самостоятельно образуют и распоряжаются внебюджетными фондами. 4. Для успешной защиты диссертации необходимо составить и изучить библиографию по своей теме. 5. Левоцентристский блок пока не имеет и очень нуждается в лидере. 6. Научная работа требует умелого подбора и изучения фактов.
Справка. Нанизывание падежей (последовательное подчинение однотипных падежных форм). К числу стилистических недостатков относится так называемое нанизывание падежей, т. е. расположение цепочкой нескольких одинаковых падежных форм. Такое скопление падежей затрудняет понимание фразы, например: Дом племянника жены кучера брата доктора (пример А.М. Пешковского).
Чаще происходит нанизывание родительных падежей. Например: Для решения задачи ускорения подъема уровня сельского хозяйства… При правке отглагольные существительные заменяются инфинитивными или другими конструкциями, распространенные обороты – придаточными предложениями и т.д. Например: Чтобы ускорить подъем сельского хозяйства…
Реже встречается нанизывание творительных падежей. Например: Нельзя было ограничиться принятыми студентами решениями. Исправить можно так: Нельзя было ограничиться решениями, которые приняли студенты.
Следует избегать падежных форм с одинаковыми предлогами, например: Мы беседовали с инженером с большим производственным стажем (вместо: имеющим большой производственный стаж).
Недопустимо сочетание в одном предложении родительного субъекта (приезд брата) и родительного объекта (чтение рукописи). Например: Оценка Добролюбова «Темного царства». Правка текста производится путем замены родительного субъекта творительным падежом, например: оценка Добролюбовым.
Задание 25. Прочитайте предложения. Исправьте, где это необходимо, нанизывание падежей, не оправданное текстом.
1. Инженер требовал неукоснительного выполнения правил техники безопасности. 2. Речь была встречена депутатами шумными аплодисментами. 3. Наш представитель вторично выдвинут депутатами председателем комиссии. 4. В целях дальнейшего расширения участия студентов и привлечения к активной работе по экономике членов Клуба менеджеров проводятся регулярные встречи за круглым столом. 5. Ведутся изыскания возможности создания самостоятельных независимых издательств. 6. С выходом книгичитатели могут ознакомиться с пониманием наших проблем известного современного писателя.
Выбор правильного падежа и предлога
Справка: 1.Для построения предложения важное значение имеет правильный выбор падежа и предлога. Наиболее типичны следующие ошибки:
— предложное сочетание вместо беспредложной конструкции, например: разъяснение о смысле указа (правильно: разъяснение смысла указа);
— беспредложная конструкция вместо предложного сочетания, напр.: потребность средств для производства (в норме: потребность в средствах);
— неправильный выбор предлога или неуместное его использование, напр.: указал о том… (в норме: указал на то…);
Справка 2. Многие предлоги образуют синонимичные ряды, например:
о работе
разговоры про работу
относительно работы и т.д.
у дома
сад возле дома
из-за болезни
отъезд по причине болезни
в связи с болезнью
В синонимичном ряду вместе с непроизводными предлогами могут быть и производные (в течение, благодаря, согласно…). Предлог благодаря обычно указывает на причину, которая способствует осуществлению чего-либо (благодаря упорному труду…)
Предлоги благодаря, вопреки, согласно требуют после себя формы дательного падежа существительных: вопреки указанию, согласно приказу, благодаря сестре. Употребление этих предлогов с формой родительного падежа свойственно просторечию.
Некоторые глаголы (отлагательные существительные) могут иметь зависимые слова в разных падежах (или с разными предлогами), что связано с разными смысловыми или стилистическими оттенками:
Заслужить (что?) доверие Знать (что?) свое ремесло Поражаться (чем?) величием Удостоить (чего?) награды Упрекать (в чем?) в небрежности | Заслуживать (чего?) внимания Знать (о чем?) о случившемся Поражаться (чему?) его отваге Удостоить (чем?) ответом Упрекать (за что?) за плохое поведение |
Задание 26. Можно ли?
Одеть пальто, оплатить за проезд, интересоваться о новых технологиях, посвятить книгу для детей, скучать за родителей, оскорбиться на письмо, обидеться поведением друга, уделять внимание на форму и содержание, тормозить процессу, удивляться беспечностью, поражаться росту, возвращаться со школы.
Задание 27. Раскройте скобки, употребите слова из скобок в нужной форме.
1. Серьезность и глубина отличает (многие студенческие исследования). 2. В монографии дается характеристика (положение дела в отрасли). 3. В нас-тоящее время усилия направлены (модернизация производства). 4. Проис-шедшее с трудом вписывается (рамки демократических традиций). 5. Опубли-кованная статья содержит краткий обзор (научные достижения). 6. Достигну-тые успехи вселяют уверенность (дальнейшее повышение результативности). 7. Серьезная научная работа требует (самоотдача).
Задание 28. Придумайте словосочетания с данными словами.
Предполагать (что?); управляющий (чем?); отдавать отчет (в чем?); удостоен (чего?); радоваться (чему?); поражен (чем?); вписаться (во что?); курировать (кого? — что?); свойственный (кому? — чему?).
Задание 29. Исправьте ошибки в употреблении падежных форм и предлогов.
1. Об этом мы познакомим вас позже. 2. Докладчик подчеркнул о необходимости строительства. 3. Высказывается критика о том, что мы делаем. 4. Решимость парламента свелась лишь в предоставлении полномочий. 5. Магазин, ориентированный специально для школьников. 6. Уверенность каждого за свой завтрашний день. 7. Контролировать за ходом лечения. 8. Озабоченность за безопасность границ. 9. Участвовать в выборах. 10. Факты говорят за возможность использования резервов.
Задание 30. В приведенных предложениях исправьте стилистические недочеты в выборе предлога, а также ошибочное употребление падежных форм.
1. Согласно приказа директора предприятие перешло на круглосуточную работу. 2. Разрушения произошли за счет плохой работы системы водоснабжения. 3. Благодаря тому, что график нарушен, строителям приходится работать в очень тяжелых условиях. 4. В силу недостаточности освещения многие растения гибнут. 5. По окончании работы все должны собраться в зале. 6. Вопреки указанных положений на заводе продолжается нарушение техники безопасности. 7. По истечению некоторого времени можно будет снова вернуться к этому вопросу. 8. Вследствие запланированной работы некоторым придется работать сверхурочно. 9. Благодаря трудностей, мы не успели выполнить задание в срок.
Задание 31. Закончите предложения, употребив слова из скобок в нужном падеже, используя, если это необходимо, нужные предлоги.
1. Проект заслуживает (одобрение). Новый руководитель быстро заслужил (уважение). 2. В последние годы произошли серьезные изменения (жизнь общества). На схеме было обозначено изменение (направление). 3. Подготовка (текст доклада) поручена референтам. Во время подготовки (экзамены) студенты получают консультации. 4. Время доказало превосходст-во этого способа (другие). Победить команде помогло превосходство (техника). 5. Все это делается на благо (дети, родина).
Справка. Употребление деепричастных оборотов.При употреблении деепричастных оборотов следует помнить, что, как правило, называемое ими действие обозначает действие подлежащего. Например: Проезжая березовую рощу, я вспомнил родную деревню (я проезжал, и я вспомнил).
Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве. В таких предложениях нет ни грамматического, ни логического подлежащего. Например: Редактируя рукопись, нужно учитывать авторский стиль.
Деепричастный оборот не употребляется в следующих случаях.
1) Если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам. Нельзя сказать: Возвращаясь домой, меня застиг дождь (правильно: Когда я возвращался домой…).
2) Если в безличном предложении есть логическое подлежащее и нет инфинитива. Нельзя сказать: Подходя к лесу, мне стало холодно (правильно: Когда я подходил к лесу…).
3) Если предложение представляет собой пассивную конструкцию. В этом случае субъект действия пассивной конструкции не совпадает с субъектом действия, обозначенного деепричастием. Нельзя сказать: Убежав из дома, мальчик был найден родителями (два субъекта: убежал мальчик, нашли родители). Правильно: убежавший из дома мальчик.
Задание 32. Укажите ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Исправьте предложения.
1. Познакомившись со статьей, у меня возникло желание больше узнать об этом человеке. 2. Приняв смену, дежурные водители направляются диспетчером по объектам. 3. Рекомендуя в аспирантуру, кафедры должны быть ознакомлены с работой кандидатов в школе. 4. Соблюдая режим питания, ваше самочувствие улучшится. 5. Прочитав вторично рукопись, мне думается, она нуждается в серьезной доработке. 6. Применяя ту или иную форму организации труда, в каждом отдельном случае учитываются местные особенности. 7. При-давая большое значение методологии исследования, был выполнен ряд экспериментов.
Задание 33. Замените деепричастные обороты параллельными синтаксическими конструкциями.
1. Нисколько не колеблясь, арендатор принял условие договора. 2. Окон-чив школу, приехал в Нижний Новгород и поступил в НГТУ. 3. Не зная правил дорожного движения, не садись за руль. 4. Выезжая из гаража, проверьте тормоза. 5. Получив письмо, он собрался в дорогу. 6. Проводя изыскания, отряд уходил все дальше в тайгу.
Задание 34. Исправьте ошибки, заменяя неправильно употребленный деепричастный оборот.
1. Садясь за руль, машина должна быть в полной исправности. 2. В тот день, выезжая из гаража, тормоза барахлили. 3. Нажав на тормоз изо всех сил, машина все-таки врезалась в стол. 4. Не соблюдая правил дорожного движения, ждет опасность. 5. Он был спасен подоспевшим прохожим, вовремя подбежав к горящей машине.
1. Балашова Л.В. Русский язык и культура общения: Практикум: в 2-х ч. — Саратов, 2001.
2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кошаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. — Ростов-на-Дону, 2001.
3. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. — М., 2001.
4. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. — М., 2001.
5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. — М., 1993.
6. Головин Б.Н. Основы культуры речи. — М., 1988.
7. Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. — Ростов-на-Дону, 2001.
8. Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно. — Санкт-Петербург, 2001.
9. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. — М ., 2002.
10. Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка: Произношение слов. — М., 2002.
11. Львова Ф.И. Язык в речевом общении. — М., 1992.
12. Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М., 1986.
13. Петрякова А.Г. Культура речи: Практикум. — М., 1997.
14. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. — М., 1987.
15. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку. — М., 1989.
16. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. — М., 1985.
17. Русская речь. Официально-деловой стиль: Методические разработки по культуре русской речи для студентов педагогических вузов: В 2-х ч. — Нижний Новгород, 2001.
18. Русский язык и культура речи/ Под ред. проф. В.И.Максимова. — М., 2001.
19. Словарь иностранных слов. — М., 1987.
20. Словарь ударений русского языка/ Под ред. М.А.Штудинера. — М., 2000.