Разъяснение по радиаторам отопления

РАЗЪЯСНЕНИЕ по вопросам противодействия выпуску в обращение на рынке несертифицированных радиаторов отопления, а также радиаторов отопления с недостоверными характеристиками

В связи с частыми обращениями в адрес Ассоциации аппаратом АПРО подготовлены разъяснения по вопросам противодействия выпуску в обращение на рынке несертифицированных радиаторов отопления, а также радиаторов отопления с недостоверными характеристиками.

  1. I.Общая правовая информация по вопросу
  2. Каковы меры ответственности недобросовестных участников рынка отопительных приборов и кто несет такую ответственность?
  3. За реализацию несертифицированной продукции, то есть продукции, не сопровождаемой сведениями о сертификате соответствия, установлена административная ответственность на основании статьи 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КОАП),
    а именно – за реализацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации(то есть в паспорте на отопительный прибор, инструкции по монтажу и эксплуатации отопительного прибора или едином эксплуатационном документе отопительного прибора)сведений
    о сертификате соответствия.

Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч
до трехсот тысяч рублей.

Поскольку административная ответственность по статье 14.46 КОАП установлена за реализацию продукции ее несут торговые организации, осуществляющие розничную продажу несертифицированных отопительных приборов (магазины, торговые центры, гипермаркеты DIY, владельцы точек на строительных рынках и т.п.), а также их должностные лица (директора).

Вместе с тем при наличии на отопительный прибор сертификата соответствия, полученного в установленном порядке, привлечение организации, осуществляющей розничную реализацию отопительных приборов, на практике не представляется возможным, поскольку доказать факт заведомой осведомленности продавца о недостоверном подтверждении соответствия практически невозможно.

В то же время в случае выявления фактов реализации продукции, прошедшей сертификацию, но сопроводительная документация которой
не соответствует установленным требованиям или характеристики которой не соответствуют установленным при прохождении сертификации,
к ответственности может быть привлечено лицо, являвшееся заявителем при оценке соответствия – для импортной продукции – это уполномоченное изготовителем лицо или импортер (продавец).

В соответствии с подпунктом 3.20 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 58065-2018 «Оценка соответствия. Правила сертификации радиаторов отопления и конвекторов отопительных» уполномоченным изготовителем лицом является зарегистрированное в установленном законодательством Российской Федерации порядке юридическое лицо, которое на основании договора с иностранным изготовителем осуществляет действия от его имени при сертификации продукции и несет ответственность за несоответствие продукции установленным требованиям.

Такая ответственность предусмотрена частью 1 статьей 14.43 КОАП и наступает за нарушение изготовителем, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя, продавцом подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо выпуск в обращение продукции,
не соответствующей таким требованиям
.

Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

В свою очередь, по статье 14.46.2 КОАП также предусмотрена ответственность лиц, производивших выпуск продукции в обращение,
в случае если ими получены данные о том, что их продукция не соответствует обязательным требованиям. Т.е. информация о том, что обнаружено несоответствие продукции обязательным требованиям может быть направлена изготовителю или импортеру такой продукции.

При этом круг лиц, которые могут направлять такую информацию
(в виде жалоб и рекламаций) КОАП не ограничен.

Такая ответственность (часть 1 статьи 14.46.2 КОАП) наступает
в случае, если изготовитель (исполнитель, продавец, или уполномоченное изготовителем лицо), которые выпускали продукцию в обращение, получив информацию о том, что их продукция не соответствует обязательным требованиям, не проинформирует об этих фактах федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением таких требований (в данном случае – Росстандарт).

Влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Административная ответственность (часть 2 статьи 14.46.2 КОАП) также предусмотрена в случае, если такая информация поступила изготовителю (уполномоченному лицу, продавцу) продукции, а с его стороны не были проведены проверки достоверности этой информации.

Читайте также:  Как правильно устанавливать батареи отопления под подоконником

Влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
на юридических лиц – от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Помимо лиц, осуществляющих производство и реализацию продукции, КОАП также устанавливает ответственность органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров).

Так, в случае, если нарушены правила сертификации статьей 14.47 КОАП предусмотрено наложение административного штрафа.

Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере
от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц – от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

При этом если такие действия повлекли за собой выпуск в обращение продукции, которая не соответствует обязательным требованиям, такой штраф составляет:
на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц –
от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Наложение штрафа на испытательные лаборатории (центры) предусмотрено также за предоставление для целей оценки (подтверждения) соответствия недостоверных или необъективных результатов исследований (испытаний) и (или) измерений продукции (статья 14.48 КОАП).

Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц – от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

  1. Кто уполномочен на привлечение к ответственности?

В соответствии с КОАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.43, статьей 14.45, а также частями 1-4 статьи 14.46.2, то есть в отношении недобросовестных розничных и оптовых продавцов, импортеров, изготовителей и уполномоченных изготовителями лиц рассматриваются:

– федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, то есть Роспотребнадзором (часть 1 статьи 23.49);

– федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к продукции (часть 1 статьи 23.52),

Осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований и обязательным подтверждением соответствия таким требованиям товаров (радиаторов отопления и конвекторов отопительных), включенных в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, постановлением Правительства Российской Федерации возложено на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).

При этом рассматривать дела о данных административных правонарушениях от имени Роспотребнадзора, вправе:

– руководитель Роспотребнадзора, его заместители;

– руководители территориальных органов Роспотребнадзора, то есть областных, краевых республиканских управлений, их заместители;

– руководители структурных подразделений территориальных органов Роспотребнадзора в городах, районах, их заместители.

В свою очередь, рассматривать дела об административных правонарушениях от имени орган Росстандарта вправе:

– руководитель Росстандарта, его заместители;

– руководители и заместители руководителей структурных подразделений Росстандарта, то есть управлений центрального аппарата Росстандарта (в первую очередь, Управления государственного надзора и контроля);

– руководители и заместители руководителей территориальных органов Росстандарта, то есть межрегиональных территориальных управлений Росстандарта: Центрального (в Москве), Южного (в Ростове-на-Дону), Северо-Западного (в Санкт-Петербурге), Приволжского (в Нижнем Новгороде), Уральского (в Екатеринбурге), Сибирского (в Новосибирске), Дальневосточного (в Хабаровске);

– руководители и заместители руководителей структурных подразделений территориальных органов Росстандарта, а именно отделов государственного надзора (инспекций) межрегиональных территориальных управлений Росстандарта – такие отделы (инспекции) имеются практически
в каждом субъекте Российской Федерации.

При этом в соответствии с частью 2 статьи 23.1 КОАП дела
об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.43 и статьей 14.45 КОАП, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Читайте также:  Технология заливки теплого пола электрического

В свою очередь, протоколы об административных правонарушениях
по статьями 14.47 и 14.48 КОАП могут составляться должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции национального органа по аккредитации (Росаккредитация),
но дела о таких административных правонарушениях рассматриваются исключительно судьями.

  1. Каковы основания для проведения проверки?

В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г.
№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверки могут быть плановыми (план составляется уполномоченными органами) или внеплановыми.

Основанием для проведения внеплановой проверки является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), по результатам рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, сведений из средств массовой информации о следующих фактах:

– возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан;

– нарушение прав потребителей (в случае обращения
в Роспотребнадзор граждан
, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);

– нарушение требований к маркировке товаров.

  1. Кто может инициировать проведение проверки и на какие обстоятельства необходимо акцентировать внимание в жалобах?

Направление мотивированного обращения в уполномоченные органы может осуществляться как заинтересованными юридическими лицами, так и гражданами – потребителями продукции.

В обращениях в органы Росстандарта и Роспотребнадзора, направляемых юридическими лицами, необходимо акцентировать внимание на нарушения, касающиеся маркировки отопительных приборов:

– в случае выпуска в обращение несертифицированных радиаторов отопления речь идет об их обороте без нанесения знака соответствия «РСТ» (обязательный) или о неправомерном нанесении знака обращения;

– в случае выпуска в обращение продукции с недостоверными характеристиками (теплоотдача, рабочее давление, вес) необходимо указывать на нарушение требований к маркировке товаров в части приведения на упаковке и в сопроводительной документации (паспорте) сведений, вводящих в заблуждение потребителей.

В свою очередь, физические лица – потребители могут обратиться как к продавцу, изготовителю, так и в Росстандарт и Роспотребнадзор.

Наиболее эффективной стратегией в данном случае будет являться направление физическим лицом информации продавцу продукции
о том, что реализуемая им продукция не соответствует заявленным характеристикам и одновременно с этим такая информация может быть направлена в уполномоченные органы.

В обращении физического лица следует указать, что продукция была приобретена у определенного покупателя с указанием даты приобретения и приложением фискального чека.

Также в указанном обращении, как и в обращениях, направляемых юридическими лицами, следует акцентировать внимание на несоответствие требованиям в части маркировки продукции.

Направление жалоб гражданами-потребителями представляется более эффективным, поскольку жалобы юридических лиц будут расцениваться контрольными органами в качестве инструмента конкурентной борьбы.

  1. II.Типовые ситуации, являющиеся основанием для инициирования проверок и привлечения к ответственности и модели поведения в них
  2. Радиаторы продаются без сертификата, хотя дата производства на
    радиаторе указана уже после даты введения обязательной
    сертификации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня
2017 г. № 717, предусматривающее введение обязательной сертификации радиаторов отопления и конвекторов отопительных, вступило в силу
с 27 июня 2018 года.

Таким образом, производимые и выпускаемые после этой даты радиаторы отопления должны соответствовать всем требованиям ГОСТ 31311-2005 «Приборы отопительные. Общие технические условия» и пройти сертификацию в соответствии с ГОСТ Р 58065-2018 «Правила сертификации радиаторов отопления и конвекторов отопительных».

При этом с учетом пункта 5.17.3 ГОСТ 31311-2005 дата выпуска радиатора должна быть указана в паспорте на отопительный прибор.

В связи с этим в случае выявления факта, что дата выпуска радиатора, указанная в паспорте и (или) непосредственно на радиаторе (при указании месяца, начиная с июля 2018 г., на боковой поверхности литых секций) позднее, чем 27 июня 2017 года, необходимо убедиться в отсутствии сертификата соответствия путем запроса у продавца сведений
о соответствующем документе.

Читайте также:  Печи отопления для каменного угля

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Отсутствие сертификата соответствия (отказ в его предоставлении) может являться основанием для обращения в уполномоченные органы (Росстандарт и (или) Роспотребнадзор) с целью проведения проверки
по факту выявленного нарушения.

При этом в соответствующем обращении в уполномоченные органы следует отразить сложившуюся ситуацию, основания для обращения и информацию, позволяющую идентифицировать нарушение обязательных требований, т.е. отсутствие сертификата соответствия, включая возможные материалы фотофиксации (аудиофиксации, видеофиксации), описание факта запроса информации о сертификате соответствия и полученных результатов.

  1. Радиаторы имеют сертификат, но де-факто не соответствуют ГОСТ.
    Несоответствие может быть как документальное (паспорт не соответствует
    требованиям ГОСТ, либо информация в паспорте приведена не по ГОСТ), так и фактическое (несоответствие прибора заявленным требованиям).

Наличие информации о несоответствии радиаторов, прошедших сертификацию, требованиям ГОСТ 31311-2005 или наличие информации
о том, что процедуры сертификации проводились с нарушениями, в том числе в части соблюдения ГОСТ Р 58065-2018, может являться основанием для направления ее в уполномоченные органы для проведения соответствующих проверок.

При этом в данном случае проверкам по факту неправомерной выдачи сертификатов соответствия на продукцию, не соответствующую требованиям, должны также быть подвергнуты органы по сертификации, выдавшие соответствующий документ и, в случае необходимости (если радиаторы не соответствуют испытываемым показателям качества и безопасности) – испытательные лаборатории (центры).

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона
от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация) осуществляет федеральный государственный контроль за деятельностью аккредитованных лиц.

Указанный контроль осуществляется согласно Административному регламенту по исполнению Федеральной службой по аккредитации государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 27 июля 2015 г. № 499, с учетом Федерального закона № 294-ФЗ и также проводится
в форме плановых и внеплановых проверок, в том числе на основании обращений юридических и физических лиц.

Таким образом, в целях обеспечения проведения проверки правомерности и обоснованности выдачи сертификата соответствия
в отношении продукции, не соответствующей требованиям, помимо Росстандарта и Роспотребнадзора, целесообразно направить обращение также в Росаккредитацию с указанием выявленных фактов несоответствия.

Согласно Федеральному закону № 294-ФЗ исследования и испытания (измерения) продукции являются одним из мероприятий по контролю, осуществляемых органами государственного контроля (надзора).

При этом статьей 15 указанного Федерального закона предусмотрено, что орган государственного контроля (надзора) не вправе отбирать образцы продукции для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб
по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений.

Таким образом, все юридически значимые работы
по исследованию и испытанию (измерению) продукции уже находящейся на рынке могут осуществляться исключительно контролирующими органами в установленном порядке с протоколами отбора проб и образцов в рамках проводимых проверок, в том числе внеплановых.

Участники рынка, в свою очередь, могут поспособствовать проведению внеплановой проверки в случае наличия сведений о несоответствии продукции, находящейся на рынке путем направления соответствующих сведений в контрольные органы, акцентировав внимание в обращениях на необходимость осуществления внеплановой проверки именно с отбором образцов и проведением их испытаний.

Оцените статью