Налогообложение реализации коммунальных услуг (Емельянова Е.В.)
Дата размещения статьи: 12.11.2015
Традиционно в начале изучения вопроса оговоримся, что далее будем исходить из правила о том, что УК осуществляет реализацию коммунальных услуг, не является посредником между собственниками помещений и РСО.
Как и в бухгалтерском учете, для целей налогообложения также выделим две группы коммунальных услуг: в одну войдет отопление, в другую — все остальные услуги, которые предоставляются непрерывно круглогодично. Прежде всего рассмотрим общие правила исчисления налогов по второй группе услуг.
Налог на прибыль
Доходы
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженных в денежной и (или) натуральной формах (п. 2 ст. 249 НК РФ). Из сумм поступлений исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с Налоговым кодексом покупателю. Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, а также документов налогового учета (п. 1 ст. 248 НК РФ). Учитывая, что под доходом понимается экономическая выгода, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить (ст. 41 НК РФ), выручку УК от реализации коммунальных услуг следует определять исходя из предъявленной (начисленной) потребителям платы, ведь именно на суммы, указанные в платежных документах, исполнитель коммунальных услуг вправе рассчитывать.
В этом смысле суммы, исчисленные с применением повышающих коэффициентов, также составляют экономическую выгоду УК: действующие формулировки жилищного законодательства не позволяют установить целевой характер данных сумм (нет обязанности отчитываться за использование полученных средств), в ст. 251 НК РФ указанные поступления не названы.
Что касается момента признания, специальное правило о признании доходов от реализации на дату реализации услуг (п. 3 ст. 271 НК РФ) здесь напрямую не может быть применено. Дело в том, что коммунальные услуги предоставляются непрерывно (ежедневно) и одновременно потребляются собственниками, нанимателями помещений в МКД. Определить дату, на которую услуга оказана в полном объеме, невозможно. Одновременно нет никаких препятствий для ежедневного расчета и признания выручки, однако это бессмысленно. Поэтому следует руководствоваться общим правилом из п. 1 ст. 271 НК РФ о том, что доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место. Соответственно, в каждом отчетном (налоговом) периоде следует включать в состав налогооблагаемых доходов суммы платы за коммунальные услуги, оказанные в течение этого периода. Порядок расчета платы свидетельствует о том, что плата начисляется за фактически оказанные в конкретном расчетном месяце услуги. Поэтому доход за отчетный (налоговый) период равен плате за коммунальные услуги, начисленной за этот же период.
Перерасчет платы в связи с временным отсутствием потребителя нельзя считать ошибкой или искажением налоговой базы, он осуществляется на основании новой информации, ранее объективно недоступной исполнителю. Поэтому в ситуации, если изначально потребитель заявил о своем временном отсутствии, но затем не смог представить подтверждающие документы, доходы формируются в текущем периоде. Что касается уменьшения доходов в связи с перерасчетом платы за прошедшие месяцы, налогоплательщику следует сформировать внереализационные расходы, а именно убытки прошлых лет, выявленные в текущем отчетном (налоговом) периоде (пп. 1 п. 2 ст. 265 НК РФ).
В свою очередь, перерасчет в связи с ненадлежащим качеством или слишком продолжительными перерывами в предоставлении коммунальных услуг следует оценивать точно так же, как и для целей бухгалтерского учета (Письмо Минфина России от 17.10.2013 N 03-03-06/1/43299), а именно как ошибку, поскольку информация о необходимости уменьшить размер платы за некачественные услуги должна быть у исполнителя незамедлительно. Соответственно, не удастся избежать представления уточненной налоговой декларации за соответствующий отчетный (налоговый) период. Причем, по мнению финансистов, нужно исправлять каждую обнаруженную ошибку отдельно, а не суммировать влияние нескольких ошибок на сумму налога, чтобы установить право отражать исправления в текущем периоде (Письмо от 15.11.2010 N 03-02-07/1-528).
Расходы
Стоимость коммунальных ресурсов, приобретенных УК в целях предоставления коммунальных услуг, формирует прямые материальные расходы, учитываемые при налогообложении прибыли. Согласно разъяснениям Минфина России такие расходы квалифицируются как стоимость работ и услуг производственного характера, выполняемых и оказываемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями (пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ) (Письмо от 10.02.2014 N 03-11-06/2/5152, адресованное УК, применяющим УСНО). Ввиду того что коммунальные ресурсы не накапливаются, не подлежат хранению, потребляются одновременно с поставкой, весь объем поставленного в дом коммунального ресурса предопределяет величину расходов текущего периода. Стоимость коммунального ресурса при этом рассчитывается в соответствии с условиями договора и нормативно-правовых актов.
В полной мере сказанное относится и к части стоимости коммунального ресурса, которую исполнитель не вправе предъявить к оплате потребителям. Речь идет о так называемом сверхнормативном потреблении на ОДН.
Налог на добавленную стоимость
Согласно пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ реализация управляющими организациями коммунальных услуг, приобретенных у РСО, не подлежит обложению НДС. Поэтому включать стоимость реализованных коммунальных услуг в налоговую базу и применять вычеты «входного» НДС можно, только если налогоплательщик отказался от освобождения от налогообложения путем подачи заявления. Начнем с общего порядка исчисления НДС.
Начисление НДС
В силу п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком услуг определяется в общем случае как стоимость этих услуг, исчисленная исходя из рыночных цен без включения в них налога. Нормативные документы предусматривают особый порядок расчета стоимости коммунальных услуг (платы за коммунальные услуги) для потребителей — с учетом нормативов потребления. УК не всегда может перевыставить потребителям весь объем коммунальных ресурсов, поставленных в МКД по данным ОПУ и подлежащих оплате РСО (в частности, так называемый сверхнормативный объем на ОДН). Однако это не повод отражать реализацию этого не предъявленного потребителям объема, включать его стоимость в налоговую базу и начислять на нее НДС (Постановление АС ЗСО от 20.08.2014 по делу N А27-14595/2013).
Суммы платы за коммунальные услуги, начисленной потребителям, включаются в налоговую базу в полном объеме, в том числе исчисленные с учетом повышающих коэффициентов. Применение таких коэффициентов — это особый способ расчета платы, то есть стоимости оказанных коммунальных услуг. Жилищное законодательство не дает оснований считать эти суммы не связанными с реализацией коммунальных услуг, к примеру, предоплатой за мероприятия по энергосбережению.
Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат (п. 1 ст. 167 НК РФ):
— день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
— день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Коммунальные услуги предоставляются непрерывно, поэтому датой определения налоговой базы (по отгрузке) следует считать последний день каждого налогового периода (квартала). Именно такие разъяснения Минфин России давал применительно к другим услугам аналогичного характера — сдаче в аренду имущества (Письмо от 28.02.2013 N 03-07-11/5941).
В соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации услуг, а также при получении предоплаты выставляются счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня оказания услуг. Соответственно, в случае непрерывного оказания услуг составлять счет-фактуру можно по итогам квартала — не позднее пяти дней после окончания налогового периода (Письма Минфина России от 25.06.2008 N 07-05-06/142, от 04.04.2007 N 03-07-15/47). Ввиду того что расчетные документы выставляются по итогам месяца, возможно составление счета-фактуры и ежемесячно. Обратим внимание, что счета-фактуры обязательно выставляются потребителями — организациями и индивидуальными предпринимателями. Одновременно физическим лицам, которые не являются собственниками помещений, счета-фактуры выставлять бессмысленно и нецелесообразно. Финансисты согласны с этим: учитывая, что физические лица не признаются плательщиками НДС и не принимают данный налог к вычету, счета-фактуры по услугам, оплаченным физическими лицами в безналичном порядке, можно выписывать в одном экземпляре для учета таких услуг продавцом по итогам налогового периода. При этом в случае отсутствия у продавца информации о физических лицах в соответствующих строках счета-фактуры проставляются прочерки (см. Письма от 20.06.2014 N 03-07-09/29630, от 01.04.2014 N 03-07-09/14382). В книге продаж можно регистрировать бухгалтерскую справку-расчет, содержащую суммарные (сводные) данные по указанным операциям, совершенным в течение календарного месяца (квартала) (Письмо от 15.06.2015 N 03-07-14/34405).
Обратим внимание, что из разъяснений Минфина не следует, что возможность не выставлять счета-фактуры физическим лицам, вносящим плату в безналичном порядке, основана на пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ (необходимость письменного согласования с покупателем). Поэтому можно прийти к выводу, что УК по умолчанию может составлять единый счет-фактуру на реализацию коммунальной услуги ежемесячно всем физическим лицам.
Ключевой момент. УК вправе составлять единый счет-фактуру по итогам расчетного месяца. Счета-фактуры на стоимость услуг, реализованных физическим лицам, можно составлять в единственном экземпляре, причем допускается оформлять документ с суммарными (сводными) показателями (по всем потребителям — физическим лицам).
Применение налоговых вычетов
В силу п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров, работ, услуг на территории РФ для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ. Поэтому при отказе от налоговой льготы УК вправе применять вычеты «входного» налога. Обратим внимание, что право заявлять налоговые вычеты основано на том, что приобретенные коммунальные ресурсы используются при реализации коммунальных услуг, УК не является посредником между РСО и конечными потребителями (Постановление АС МО от 24.11.2014 по делу N А40-156477/13).
Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами, после принятия на учет приобретенных товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов. Налоговые вычеты, предусмотренные п. 2 ст. 171 НК РФ, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории РФ товаров (работ, услуг). Если счет-фактура получен покупателем от продавца после завершения налогового периода, в котором товары (работы, услуги) приняты на учет, но до установленного срока представления налоговой декларации (позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом), покупатель вправе принять к вычету сумму налога в отношении таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с того налогового периода, в котором приобретения были приняты на учет (п. 1.1 ст. 172 НК РФ).
Налоговая льгота по НДС
Правило, устанавливающее льготный порядок налогообложения, сформулировано в пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ следующим образом: не подлежит налогообложению такая операция, как реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, ТСЖ, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Таким образом, законодательно закреплены лишь два условия применения льготы:
— налогоплательщик имеет особый статус, в частности является УК, то есть организацией, управляющей МКД на основании специального договора управления (подчеркнем: отсутствие лицензии не влияет на право применять налоговую льготу);
— услуги приобретаются у третьих лиц, поименованных в правовой норме.
Обратите внимание, что статус продавца коммунального ресурса может стать поводом для придирок налоговиков. Так, судьи АС ВВО в Постановлении от 21.09.2015 по делу N А17-5407/2013 не согласились с инспекцией в том, что условием применения льготы в части реализации услуги электроснабжения являются прямые отношения УК с энергосбытовыми организациями, поставщиками электроэнергии, соответствующими требованиям Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике». Так, УК приобретала электроэнергию у промышленного предприятия и предприятия ЖКХ, которые, в свою очередь, имели договорные отношения с энергосбытовыми компаниями, а сами обладали подстанциями и сетями, снабжающими МКД электроэнергией. Тот факт, что первичные документы УК получала не от энергосбытовой организации напрямую, никак не должен влиять на право применения льготы по НДС.
Дополнительно к названным в НК РФ требованиям чиновники (Минфин в своих разъяснениях и налоговики на местах) выдвигают еще одно условие применения налоговой льготы: коммунальные услуги должны быть реализованы по стоимости их приобретения. Иначе говоря, никакой добавленной стоимости УК создавать не должна. Это логичное требование по двум причинам:
— при расчете платы за коммунальные услуги для потребителей и при расчете стоимости поставленного в дом коммунального ресурса применяются одинаковые тарифы;
— коммунальные ресурсы — это специфический товар, потребляется непосредственно при поставке, не подлежит хранению, поэтому весь объем, поданный в дом, полностью потребляется собственниками и нанимателями помещений в нем.
Между тем на практике нередко встречаются расхождения в стоимости приобретения и реализации коммунальных услуг управляющей организацией. С суммы превышения налоговики начисляют НДС, квалифицируя ее как выручку. Здесь следует обратить внимание, что в случае, когда применяемый тариф на коммунальные услуги установлен с учетом НДС, к сумме расхождения нужно применять ставку 18/118 (см. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2015 по делу N А42-7324/2014), если, конечно, вообще соглашаться с обязанностью исчислять налог с суммы разницы.
Дело в том, что в последнее время появляется все больше примеров, когда арбитры признают незаконным доначисление НДС с суммы превышения стоимости реализованных коммунальных услуг над стоимостью их приобретения у РСО (Постановления АС ВВО от 21.09.2015 по делу N А17-5407/2013, АС СЗО от 19.03.2015 N А56-28523/2014, от 06.06.2014 по делу N А56-45114/2013, ФАС ВСО от 20.05.2014 по делу N А19-9647/2013, от 13.01.2014 по делу N А19-831/2013, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2015 по делу N А42-7324/2014). Совокупность аргументов выглядит так:
— в законе нет нормы об освобождении от налогообложения реализации коммунальных услуг только по стоимости их приобретения;
— налоговый орган не подтвердил первичными документами налогоплательщика реализацию объема, превышающего объем закупленных им коммунальных ресурсов. Эти показатели совпадают, поскольку УК не производит коммунальные услуги и не реализует собственные коммунальные услуги населению;
— разница возникает исключительно из-за применяемого в соответствии с законом порядка расчета платы за коммунальные услуги, налоговый орган не доказал неправильное начисление платы для каждого потребителя.
Выходит, чтобы доказать обязанность УК уплатить НДС с суммы расхождения, налоговики должны выявить неправомерное завышение платы за коммунальные услуги, начисленной потребителям, подтвердить больший объем реализации по сравнению с объемом приобретения первичными документами (то есть сравнить натуральные показатели, а не обороты в бухгалтерских регистрах).
Ключевой момент. Минфин и налоговики на местах включают суммы превышения стоимости реализованных в налоговом периоде коммунальных услуг над стоимостью приобретенных в том же периоде коммунальных ресурсов в налоговую базу и требуют исчислить с них налог. Тем не менее многие арбитры считают такие требования недостаточно подкрепленными доказательствами. Поскольку причина возникновения разницы заключается в соблюдении порядка расчета платы за коммунальные услуги, нет оснований облагать ее НДС.
Услуга отопления
Налог на прибыль
Коммунальная услуга отопления предоставляется потребителям непрерывно в течение отопительного периода. В ситуации, когда плата за отопление начисляется в течение отопительного периода (исходя из нормативов потребления или показаний приборов учета), применяется порядок признания доходов и расходов, описанный выше: доходы признаются в размере начисленной платы в периоде, за который она начислена, расходы признаются в размере стоимости поставленного в дом коммунального ресурса.
Если же плата предъявляется потребителям в течение календарного года, по нашему мнению, признавать доходы все же следует в течение отопительного периода. Обоснование — общее правило о том, что доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств. Доходы от реализации услуг имеют место в том периоде, когда они оказываются. Если точнее, выручка признается в момент фактического оказания услуги (п. 3 ст. 271, п. 1 ст. 39 НК РФ, Письмо Минфина России от 27.05.2015 N 03-03-06/1/30408). Представляется, что применяемый в силу закона и (или) договора порядок расчетов не может изменять момент реализации услуги. Летом, когда реализация услуг не осуществляется, признавать налогооблагаемый доход безосновательно.
С тем, что доходы признаются в течение тех периодов, к которым они относятся, согласен Минфин России при условии внесения заказчиком единовременного платежа:
— доходы от предоставления банковской гарантии учитываются равномерно в течение срока действия такой гарантии (оказания услуги) (Письмо от 17.07.2012 N 03-03-06/1/338);
— доход от передачи неисключительного права на использование программного обеспечения учитывается в течение срока действия лицензионного договора (Письмо от 25.07.2012 N 03-03-06/1/358).
Особый порядок расчетов за отопление фактически означает, что весь объем предоставляемой в течение отопительного периода услуги потребители оплачивают равномерно в течение календарного года. Таким образом, не совсем точно утверждать, что в каждом конкретном месяце отопительного периода потребитель оплачивает услугу, предоставленную в этом месяце, а летом ему начисляют плату за месяцы отопительного периода.
Иначе говоря, все доходы УК в виде начисляемой ежемесячно в течение календарного года платы за отопление относятся к отопительному периоду, поэтому на основании п. 1 и абз. 1 п. 2 ст. 271 НК РФ они подлежат равномерному распределению по месяцам отопительного периода. Фактически мы имеем дело с расчетным способом определения размера стоимости реализованных услуг, безусловно, он должен быть закреплен в учетной политике для целей налогообложения и отражен в налоговых регистрах.
Ключевой момент. При равномерном начислении платы за отопление в течение календарного года суммы, предъявленные потребителям за год, относятся только к отопительному периоду, поэтому подлежат распределению по месяцам отопительного периода.
Таким образом, величина налогооблагаемых доходов определяется на последнее число каждого отчетного (налогового) периода в рамках отопительного сезона точно так, как это рассмотрено в статье С.Н. Козыревой «Услуга отопления в учете УК» (N 7, 2015) для целей бухгалтерского учета:
— если в отсутствие приборов учета плата рассчитывается исходя из нормативов, утвержденных в расчете на отопительный период, с применением коэффициента периодичности внесения платежа, доходы признаются исходя из нормативов потребления без применения данного коэффициента;
— если в отсутствие ОПУ плата рассчитывается по прежним Правилам (Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 307) исходя из норматива потребления, установленного в расчете на календарный год, доходы признаются исходя из нормативов с учетом коэффициента, обратного коэффициенту периодичности внесения платежа;
— если при наличии ОПУ плата рассчитывается по прежним Правилам исходя из 1/12 потребления теплоэнергии за прошлый год по показаниям ОПУ, доходы признаются на основе фактического объема потребления по показаниям ОПУ (последующая корректировка размера платы не влияет на размер налогооблагаемого дохода, если она фактически произведена и суммы возвращены потребителям).
Обратите внимание! У бухгалтера велик соблазн признавать выручку от реализации услуги отопления в суммах, эквивалентных начисленной потребителям плате за каждый месяц. Этот подход могут подтвердить разъяснения Минфина России о порядке признания доходов для целей налогообложения прибыли, изложенные в Письме от 13.12.2012 N 03-03-06/1/653 и адресованные РСО, подающей тепловую энергию в дома, не оснащенные приборами учета. При применении метода начисления выручка от реализации коммунальных услуг управляющей организации и населению по горячему водоснабжению и отоплению при отсутствии приборов учета подлежит признанию по окончании каждого отчетного (налогового) периода в суммах, исчисленных исходя из установленных месячных объемов и нормативов и количества месяцев в отчетном периоде, то есть равномерно (см. также Письма Минфина России от 25.10.2010 N 03-03-06/4/98, от 16.02.2009 N 03-03-06/4/3).
Еще в 2008 г. было издано разъяснение финансистов (Письмо от 07.08.2008 N 03-03-06/1/439), согласно которому при отсутствии ОПУ и ИПУ доход в виде платы за коммунальные услуги в жилых помещениях для целей налогообложения прибыли организаций следует определять исходя из показателей, рассчитываемых по формулам, учитывающим норматив потребления (в то время норматив устанавливался в расчете на календарный год), то есть фактически ежемесячно в течение календарного года. Более того, есть примеры в арбитражной практике, когда налогоплательщику (компании, эксплуатирующей тепловые сети, приобретающей тепловую энергию у РСО и реализующей ее управляющим МКД) удалось отстоять определение выручки от реализации для целей исчисления НДС также равномерно ежемесячно в течение года (Постановление ФАС СЗО от 06.12.2012 по делу N А56-9773/2012). Суд указал, что компания действовала в соответствии с условиями договоров (она и получала, и выставляла счета на теплоэнергию именно в таком порядке), кроме того, данный алгоритм не способствует получению необоснованной налоговой выгоды — не выводит выручку за год из-под налогообложения.
Однако представляется, что этот подход не соответствует п. 3 ст. 271 НК РФ, согласно которому доход от реализации признается в момент такой реализации.
Аналогичная ситуация с расходами: расходы в виде платы, предъявленной в счетах РСО за все (в том числе летние) месяцы в течение года, относятся к отопительному периоду, поэтому подлежат равномерному распределению (п. 1 ст. 272 НК РФ). Этот принцип актуален для домов, не оснащенных ОПУ. Если в доме есть ОПУ, расчеты с РСО осуществляются на основании его показаний только в рамках отопительного периода, и в такой ситуации порядок расчетов соотносится с временными рамками реального возникновения расходов.
Налог на добавленную стоимость
Объект обложения НДС — реализация услуги отопления — возникает только в течение отопительного периода. Круглогодичное начисление платы за отопление не предопределяет момент определения и величину налоговой базы. С этим согласился Минфин России еще в 2009 г. (Письмо от 16.02.2009 N 03-03-06/4/3): при оказании услуг по отоплению налоговая база определяется исходя из стоимости услуг, фактически оказанных населению, не имеющему приборов учета, в каждом конкретном налоговом периоде, в котором возникает объект налогообложения (то есть ежеквартально в течение отопительного сезона). Денежные средства, полученные налогоплательщиком от населения в периоде отсутствия объекта налогообложения (в летние месяцы), в части, не являющейся выручкой за услуги, фактически оказанные в предыдущих налоговых периодах, следует рассматривать как частичную оплату, полученную в счет предстоящего оказания услуг по отоплению. Сумма НДС, исчисленная с предоплаты, после даты фактического оказания услуг по отоплению подлежит вычету в размере, не превышающем сумму налога, исчисленного со стоимости услуг, фактически оказанных в последующих налоговых периодах отопительного сезона.
При этом важно, что суммы НДС, исчисленного с авансов, следует принять к вычету только в том периоде, когда возникло право на них (в периоде начисления НДС с реализации услуг), но не позднее. Положения о вычетах в течение трех лет не распространяются на эту ситуацию: такие разъяснения дает Минфин России (Письмо от 09.04.2015 N 03-07-11/20290).
Что касается вычетов «входного» налога, предъявленного РСО, они осуществляются на основании счета-фактуры после принятия к учету коммунальных ресурсов. Ранее в журнале (N 7, 2015, с. 35) был рассмотрен порядок признания расходов в виде стоимости коммунальных услуг и было обосновано принятие к учету расходов будущих периодов в летний период. Для применения налогового вычета неважно, на какой именно счет бухгалтерского учета принимается приобретение (см. Письмо Минфина России от 11.11.2009 N 03-07-11/295). Вместе с тем, учитывая, что теплоснабжающая организация также реализует тепловую энергию только в отопительном периоде, счета-фактуры на поставленный коммунальный ресурс она будет составлять также только в рамках отопительного периода. Значит, вычеты будут применяться на основании сведений, указанных в счетах-фактурах.
По большей части налогообложение коммунальных услуг не отличается от налогообложения любых других услуг: доход признается по мере реализации (в частности, в периоды и в суммах начисления платы потребителям), расходы формируются на основании первичных документов, выставленных РСО. При исчислении НДС в случае отказа от льготы УК вправе выписывать единый счет-фактуру на стоимость коммунальных услуг, оказанных физическим лицам. При применении льготы по НДС следует обратить внимание на складывающуюся судебную практику о том, что условие о тождественности стоимости реализованных и приобретенных УК коммунальных услуг Кодексом не установлено, поэтому разницы, возникающие в силу применения легитимного порядка расчета платы, не подлежат обложению НДС. Традиционно вопросы вызывает услуга отопления при условии, что по решению властей УК вынуждена руководствоваться прежним порядком выставления счетов круглогодично и МКД оснащен ОПУ. Представляется, что независимо от порядка расчетов за услуги и для налога на прибыль, и для НДС следует применять единообразный подход: выручка (налоговая база по НДС) возникает только в отопительном периоде.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту: