Регулировка системы отопления шаровым краном

Как наладить, отрегулировать, отбалансировать систему обогрева

Нередкая ситуация – один радиатор горячее другого, чего не должно быть. Или в одном месте дома прохладно, а в другом жарко. Значит, систему отопления нужно как-то наладить, как говорят специалисты, – отбалансировать. Возможно, что для этого не нужно вовсе вызывать сантехника, а отрегулировать отопление можно и своими руками.

Для этого на каждом радиаторе или между плечами системы должны быть установлены регулировочные краны или (и) балансировочные клапаны.

Но в некоторых случаях систему нужно переделывать. Далее подробней о возможных неполадках в отоплении и правилах балансировки.

Если не хватает мощности радиаторов

Бывает и так, что отбалансировать систему отопления затруднительно, так как распределение мощности радиаторов совсем не соответствует теплопотерям комнат.

Рекомендации по подбору радиаторов следующие: на 10 м кв. площади – 1 кВт, но это значение умножают на 1,2 если в комнате одно окно, 1,3 если окно большое, 1,4 если два окна и комната угловая, 1,5 если там уже 3 окна или большая площадь остекления.

Кроме того мощность радиатора указывается для температуры 90 градусов, но ведь топить собираемся максимум на 70 градусов, не так ли? Значит, теплопотери умножаем еще на 1,3. А если применяется низкотемпературный обогрев – не более 50 градусов, то еще раз умножаем на 1,3.
Почему низкотемпературный обогрев самый комфортный и экономичный? Подробней об экономичных конденсационных котлах

Мощность одной секции алюминиевого, биметаталлического радиатора (толщиной и шириной примерно 80 мм), или чугунного радиатора (старого образца типа МС-140) составляет приблизительно 170 — 180 Вт. Наборку из 7 секций принято считать не менее чем киловатной.

Кроме того, радиаторы должны устанавливаться в характерных местах, чтобы создавать тепловую завесу источнику холода. Типично – под окнами, возле двери.

Лучше распределить количество секций батарей (размеров) в соответствии с теплопотерями и особенностями системы отопления, чем балансировать, прикрывать ток жидкости.

Простые причины неполадок системы отопления

Возможно, что в системе отопления находится воздух и по этой причине теплоноситель плохо поступает к одному или нескольким отопительным приборам.

В самых высоких местах в трубопроводе устанавливают воздушные краны (краны Маевского) которые можно открыть вручную. Или автоматические воздухоотводчики. Краны Маевского обычно устанавливают и на каждом радиаторе. Пройдитесь по системе, откройте краны, спустите воздух.

Еще причине плохой работы – засорение, в первую очередь, фильтрующего элемента. Открутите фильтр и прочистите его.
Перед любой балансировкой системы отопления прочистите фильтр.

В неправильно-собранных системах, кроме того, может быть засорение в нижних точках на перепадах уровня трубопровода, и завоздушивание в верхних точках, например трубопровод обведен вокруг двери без воздухоотводчика.

Балансировка системы с помощью кранов-регуляторов

Возможно, что самая конструкция системы требует балансировки. Например, используется одно длинное плечо, а второе короткое.

Или длина плеча тупиковой схемы слишком большая. Или применяется лучевая схема, которая требует настройки изначально. А бывает, что делают архаичные однотрубные системы с недостатками. В любом случае в итоге имеется значительный неравномерный нагрев.

Итак, на радиаторах установлены балансировочные клапаны, остается сделать так, чтобы температура всех радиаторов была бы примерно одинаковой.

Принцип балансировки простейший – не закрывать (максимально открыть) краны на самых холодных и немного «прикрутить» самые горячие. В результате на холодные пойдет больше теплоносителя, на горячие меньше, температура их выровняется.

Читайте также:  Температурные регуляторы для теплого пола

Пример, как отрегулировать отопление в одноэтажном доме

Характерный пример – не удалось сделать два плеча тупиковой схемы, так как прокладке труб мешала дверь, сделали одно плечо и насадили на него «аж» 7 радиаторов.

В результате температура последнего в плече на 9 градусов меньше чем ближайшего к котлу. Можно сделать такие действия – на последних 3 радиаторах краны полностью оставить открытые. На первом балансировочный кран открыть из положения полного закрытия на 1,5 оборота, на втором – на 2 оборота, на 3 и 4 на 2,5 оборота.

Подразумевается, что всего балансировочный клапан регулируется в 4,5 оборота, а длина трубопроводов в пределах небольшого дома. Но регуляторы бывают разной конструкции, длины разные, поэтому в каждом случае – свое количество оборотов.

После балансировки нужно выждать минут 20 затем снова измерять температуру входящего патрубка радиатора, возможно придется дополнительно что-то регулировать на четверть оборота…

Принципы регулировки

Создавать значительные закрытия нельзя.
Основной принцип балансировки – максимально открыть путь для движения теплоносителя. Закрытие – это вынужденная мера.

Поэтому добиться в данном примере одинаковой температуры не стоит. Правильно согласиться с тем, что первый будет горячее на 3 – 4 градуса при температуре теплоносителя в 80 градусов и на пару градусов при низкотемпературном обогреве 50 градусов.

А чем мерить-то? Профессионалы посмотрели бы на каждый радиатор через тепловизор и сделали теплофото. Но можно обойтись и контактными термометрами – специальные приборы для монтажников-отопителей. Но в быту чаще меряют просто рукой и судят по ощущениям. Чувствительная в этом отношении мочка уха – но стоит ли ухом тереть по радиаторам…

Пример для двухэтажного дома

Еще характерный пример, когда проектировщики-монтажники сумели так сделать систему отопления, что установили и на первом и на втором этажах примерно равную мощность радиаторов (площади примерно равны), причем балансировку этажей относительно друг друга впаять забыли.

В результате на первом этаже все еще холодно, а на втором этаже уже жара.

Опять выручат балансировки установленные непосредственно на радиаторах. На втором этаже просто отрываем краны на 2 оборота вместо полных 4,5, уменьшив, таким образом ток жидкости процентов на 30. Снизив энергоотдачу, выравниваем температурный режим, при необходимости закрываем больше…

Схема на которой отсутствует возможность балансировки между двумя плечами — типичная ошибка в самодельных системах.

Наладка по проекту

При обычном грамотном монтаже современной системы отопления балансировка не нужна вовсе, схема делается так, что все радиаторы греют оптимально. К тому же зачастую их автоматизируют термоголовками, с помощью которых можно задать температуру в отдельной комнате.

Небольшую сумятицу в вопросы наладки отопления вносят проектировщики и проектные данные. В проекте закладывается количество проходящего теплоносителя и балансировка каждого радиатора – насколько оборотов должен быть повернут каждый балансировочный кран определенного типа.

Этим достигается некая точность выполнения проектных решений. Но для пользователя это практически не имеет значения, так как соблюдение проектной точности весьма мало влияет на конечный результат. А большие значения балансировки (как в примерах выше) в проекте заложены быть не могут. Поэтому на очень точное регулирование в соответствии с проектом можно не обращать внимания.

Шумящий радиатор

Еще один момент, который требует решения, – слишком большое количество теплоносителя проходящего через радиатор. При этом радиатор шумит и это неприятно. Причины – неправильная схема отопления, забалансированность (закрытость) других радиаторов, слишком мощный насос в системе. Все это нужно устранять.

Слишком мощный насос – болезнь самодельных систем отопления, потому как домашним мастерам «кажется», что кашу маслом не испортишь. Но здесь получается другое — немалые деньги на ветер и шум в радиаторах. Как подбирается насос к системе отопления…
Шумящий радиатор требует балансировки системы или ее переделки.

Читайте также:  Как быстро нагреваются электрические теплые полы

Сложный случай – закрытие проходного отверстия трубопровода во время монтажа. Выявить дефектное место сложно, бывает нужно переделывать целое плечо трубопровода. Подобное характерно для полипропиленовых труб, в которых возможны наплывы материала при пайке. Подробней – как паять полипропилен и не допустить брака

Регулировка системы отопления шаровым краном

Большинство производителей запорной арматуры, запрещает использовать ее как регулировочную. Задвижки, шаровые краны и многие другие запорные устройства, согласно требований производителя, не могут использоваться как регулировочная арматура, нельзя производить дросселирование через запорную арматуру. Попробуем разобраться с практической точки зрения.

Приведем пример из эксплуатации различной запорной арматуры на системах отопления в жилых домах.

Предприятия ЖКХ предпочитают применять шаровые стальные краны LD ® потому, что у них доступная цена, высокое качество, и они обеспечивают герметичность класса «А» по ГОСТ 9544-2005, в то время как задвижки только «С» и « D ».

При эксплуатации систем водяного отопления невозможно избежать работы запорной арматуры в режиме регулировки и даже дросселирования рабочей среды, приведем примеры:

Внутренняя система отопления дома отключена. Тепловой пункт с водоструйным элеватором, запорная арматура — фланцевые стальные шаровые краны LD ® Ду100.

Давление на вводе в тепловой пункт 0,7 МПа, на обратном трубопроводе 0,4 МПа, домовые краны отключены, требуется заполнить систему отопления дома.

Согласно инструкции завода, где был изготовлен кран, слесарь обязан сразу полностью открыть шаровой кран, т.к. через него дросселирование воды запрещено! Если в этом случает резко открыть к примеру кран № 4, то в первые секунды поток воды через сечение крана Ду100 при перепаде давления с 0 до 0,4 МПа составит около 0,45 м3 в секунду, получается практически гидравлический удар, выстрел водой! Результат такого заполнения системы отопления: разорванные трубы и радиаторы, промочки имущества граждан, последующие ремонтные работы и поиск виновных. На практике слесарь немного (чуть-чуть) приоткроет кран и будет медленно заполнять систему отопления с обратной линии до полного вытеснения воздуха в верхней точке.
Получается дросселирование рабочей среды через кран, что категорически запрещено заводом изготовителем. А что делать!? Это технологическая необходимость.

Что же делать? Как не испортить кран?

Есть метод, который слесари применяют не часто. Если в элеваторе установлено сопло диаметром 3÷20 мм, то можно при закрытых кранах 2 и 3, смело, полностью открыть краны 1 и 4. При такой схеме заполнения горячая сетевая вода через сопло элеватора будет медленно заполнять систему отопления, при этом краны в режиме дросселирования работать не будут.
После полного вытеснения воздуха открываются краны 2 и 3, после чего система будет нормально циркулировать.
Подобный метод можно использовать в безэлеваторных системах, заполняя отопление через дроссельные шайбы. Данный метод сохранит краны, но заполнение будет очень длительное, в сильные морозы не рекомендуется, из-за опасности замораживания крайних стояков при верхней (чердачной) разводке. Именно из-за длительности заполнения слесари этот метод не любят.

На улице температура наружного воздуха +15 °С , а отопление еще работает. Отключать без распоряжения запрещено. В квартирах неимоверно жарко. Если кран № 2 перекрыть на 90%, то система отопления значительно остынет, но очень медленно все таки будет работать. Как же так, в этом случае тоже появляется дросселирование , но при перепаде давления между сторонами крана всего в 1÷2 м.в.ст. это никак не повлияет на его дальнейшую работоспособность, т.к. скорость потока жидкости через кран будет незначительной. Инструкцией
производителя это запрещено, но в практике на протяжении 3 лет с краном ничего не произошло.

Мы выяснили, что иногда приходится регулировать поток жидкости и шаровым краном, а вот тут очень важно, какие шаровые краны мы применяем.

Читайте также:  Редукционный клапан для систем отопления

Сейчас очень модно ставить латунные шаровые краны, тем более они имеют диаметр от Ду15 (1/2″) до Ду100 (4″), красиво и дешево, но вот именно такими кранами действительно лучше не регулировать.

Большинство латунных кранов имеют уплотнительные седельные кольца из обыкновенного фторопласта, которые прижаты к шару с помощью резьбовой затяжки двух половинок корпуса крана. Затворный шар работает по принципу маятника, если избыточное давление с правой стороны крана, то шар прижимается к левому кольцу и не пропускает рабочую среду. Если избыточное давление с левой стороны то все наоборот. Поэтому шаром всегда плотно прижато седельное кольцо, расположенное со стороны меньшего давления. Что из

этого следует, а то что когда мы немного приоткроем кран, через образовавшиеся зазоры с большой скоростью протекает рабочая среда и именно из-за большой скорости рабочей среды может деформироваться седельное кольцо, наименее прижатое шаром, поток его вырывает из корпуса шара.
Если к тому же кран эксплуатировался достаточно долго, то вероятность деформации седельного кольца возрастает из-за его износа. Именно поэтому производители категорически запрещают любое дросселирование рабочей среды через шаровые краны.

Принципиально другая ситуация со стальными шаровыми кранами LD ® , где силами производителя разработана и внедрена в производство другая, более прогрессивная схема уплотнения «шар-кольцо».

Седельное кольцо (поз.1) выполнено из материала Ф4К20, данный материал прочнее простого фторопласта на 30%, имеет увеличенное сопротивление деформациям сжатия на 10%, износостойкость кольца возросла в 600 раз!

Специальное дублирующее уплотнительное кольцо из фторсилоксанового эластомера (поз.2) не допустит попадания рабочей среды в пространство между седельным кольцом и стальной гильзой.

Опорное кольцо из стали (поз.3) обеспечивает равномерное распределение нагрузки по всей опорной площади седельного кольца.

Тарельчатая пружина (поз. 4), выполненная из стали 65Г, компенсирует любые линейные удлинения пакета «шар-кольцо» и постоянно с равномерным усилием прижимает оба седельных кольца к рабочей поверхности шара.

Пакет колец с пружиной плотно сидит в стальной гильзе (поз.5).

Благодаря данной конструкции прочное опорное кольцо защищено стальной гильзой и постоянно прижато к шару. При такой конструкции, потоку рабочей среды практически невозможно вырвать опорное кольцо из седла корпуса крана.

В течение 3 лет эксплуатации шарового крана LD ® в системе отопления одного из предприятий ЖКХ г. Иванова, работники проводили ручную регулировку системы отопления путем «поджатия» крана в тепловом пункте на обратном трубопроводе. Кран работал довольно при высокой скорости проходящего потока (был слышен шум рабочей среды проходящей через зазоры между шаром и седлом, объективные измерения не проводились) и при этом никаких повреждений в кране выявлено не было, он до сих пор надежно и легко
перекрывается и плотно держит рабочее давление. Работники, по ряду причин, были вынуждены проводить регулировку именно таким методом. Паспорт шарового крана запрещает использовать его в качестве регулировочной арматуры, но как видно из опыта эксплуатации, качество и надежность кранов LD ® позволяет использовать их даже в несвойственных им функциях. По нашему мнению завод ООО « ЧелябинскСпецГражданСтрой » недооценивает качество собственного изделия – крана LD ® .

По сведениям поступивших с завода, в настоящее время запущена в серийное производство серия специальных регулирующих шаровых стальных кранов LD ® Regula , что наконец-то позволит приобретать надежную регулирующую арматуру по доступным ценам.

СанТехМаркет — сантехника в Иваново: шаровые краны, полипропилен, манометры, счетчики, затворы, фильтры, хомуты, насосы, отечественный смесители, полотенцесушителии т.д.
г. Иваново, пер. Врачебный, д. 4
телефон в Иваново: (4932) 26-26-86, в Ярославле и Костроме 8 (964) 492-37-56

Оцените статью