- Комитет Государственной Думы по энергетике провел круглый стол о ходе выполнения федеральных законов по переходу на закрытую систему горячего водоснабжения в городах Российской Федерации.
- Горячее водоснабжение — Перевод на «закрытую схему» систем теплоснабжения, вместо «открытой»
- В многоквартирном жилом доме с момента вводу в эксплуатацию (1984 год)
- ответы на вопрос:
Комитет Государственной Думы по энергетике провел круглый стол о ходе выполнения федеральных законов по переходу на закрытую систему горячего водоснабжения в городах Российской Федерации.
Мероприятие прошло 23 марта 2021 г. в онлайн формате.
Председатель комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный отметил, что вопрос имеет длинную историю: решение о запрете на подключение объектов капитального строительства к централизованным открытым системам теплоснабжения для нужд горячего водоснабжения было принято в рамках Федерального закона № 417-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» еще в конце 2011 года. Этот же закон установил необходимость перехода действующих домов на закрытые системы ГВС. При этом во главу угла ставились задачи модернизации и повышения энергоэффективности, а вот социально-экономические последствия не были просчитаны достаточно тщательно. В результате Государственной думе периодически приходится принимать решения, сдвигающие сроки «закрытия» существующих открытых систем. Сегодня этот срок назначен на 1 января 2022 года, и муниципалитеты вновь не готовы, потому что источников финансирования этого процесса нет, законом они не определены.
Заместитель директора департамента развития ЖКХ министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Ирина Арефьева рассказала о проекте Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» в части исключения запрета на использование централизованных открытых систем теплоснабжения (ГВС) для нужд горячего водоснабжения». По нему при решение о «закрытии» систем ГВС обязательной станет оценка эффективности и целесообразности предполагаемых изменений по ряду параметров, без которой утверждать переход к закрытым системам ГВС будет нельзя. Законопроект уже внесен в Правительство РФ, внесение его в Государственную Думу ожидается в сентябре.
Заместитель начальника Управления государственного энергетического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Роман Кутасин убежден в необходимости «закрытия» систем ГВС. Без этого невозможно обеспечить соответствующие качественные характеристики горячей воды и тепла. При этом вопросов действительно много, в том числе, в части реконструкции не только систем ГВС, но и источников теплоснабжения, включая ТЭС. Поэтому необходимы комплексные решения, не только финансового, но и технологического характера, по каждому региону. Роман Кутасин предложил создать межведомственную рабочую группу с участием Ростехнадзора, Минстроя и Минэнерго для проработки этого вопроса.
Заместитель директора департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики РФ Георгий Попов обозначил позицию Минэнерго России по вопросу «закрытия» систем ГВС. Он подтвердил, что переход требует большого количества решений и значительного финансирования, особенно если речь идет о городах со старым жилым фондом и плотной застройкой. Вопрос не только в реконструкции тепловых сетей, но и реконструкции самих домов, в которые их надо завести. А эти затраты никак не учтены, и фонд капитального ремонта не сможет стать источником их покрытия, таких средств там нет.
Также на круглом столе выступили представители региональных и муниципальных властей, энергетических компаний и теплоснабжающих организаций, отраслевых экспертных и общественных организаций.
«Закрытие» систем ГВС является одним из способов повышения уровня санитарной безопасности и повышения энергетической эффективности теплоснабжения, надежности горячего водоснабжения.
Сегодня в российский теплофикационных системах в равной мере используются два способа горячего водоснабжения (теплоснабжения) потребителей: открытый — приготовление воды необходимого качества воды и подогрев ее на ТЭЦ и котельных с последующим разбором потребителями непосредственно из теплосети; и закрытый — подогрев водопроводной питьевой воды перед подачей потребителям сетевой водой в поверхностных теплообменниках местных тепловых пунктов и ИТП. По оценкам экспертов, сегодня более 50 % домов России получают горячее водоснабжение по открытой системе.
По оценкам экспертов, перевод открытых систем теплоснабжения на закрытую схему имеет ряд преимуществ как для потребителей, так и для теплоснабжающих организаций, в том числе:
— достижение соответствия качества воды санитарным нормам;
— снижение нагрузки на систему подпитки теплосети;
— снижение расходов на содержание систем подготовки воды и эксплуатацию тепловых сетей;
— снижение стоимости услуг горячего водоснабжения для потребителей и соответствие оплаты фактическому потреблению воды.
Экономия энергоресурса по теплу и воде может составить до 15–25%, соответственно, снижение платежей за отопление и горячее вдоснабжение – в среднем на 20-30%.
Организация тепло- и водоснабжения в границах поселения, муниципального и городского округа относится к вопросам местного значения, окончательное решение данного вопроса остаётся за муниципальными образованиями. Ретроспективный анализ темпов «закрытия» открытых систем горячего водоснабжения позволяет сделать вывод о том, что нормы, касающиеся перехода на закрытые системы ГВС, исполняются лишь в части запрета на подключение строящихся объектов капитального строительства потребителей к централизованным открытым системам теплоснабжения (горячего водоснабжения). Реализация запрета их использования с 1 января 2022 года является объективно невыполнимой: с 2011 года доля домов, получающих горячее водоснабжение (теплоснабжение) по закрытой схеме, увеличилась только на 10 %, и преимущественно за счет подключения новых объектов.
Многочисленные обращения муниципальных органов в Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, профильные министерства свидетельствуют о неготовности регионов к переходу на закрытую систему ГВС и, прежде всего, из-за отсутствия источников финансирования, окупаемости и, соответственно, отсутствия экономической целесообразности или технологической возможности перехода. По подсчётам экспертов, для перевода теплоснабжения на закрытую систему ГВС может потребоваться от 2 до 6 млн. руб. в расчете на один дом; а ориентировочная стоимость мероприятий по переходу на закрытую систему ГВС в Санкт-Петербурге в 92 млрд.руб., Екатеринбурге – 28 млрд.руб., Красноярске – 5,4 млрд.руб. При этом окупаемость данных проектов фактически отсутствует.
При этом, как ни странно, муниципалитеты в целом не ставят под сомнение целесообразности перехода на закрытые системы ГВС. Зато такие сомнения содержатся в обращениях государственных органов субъектов федерации.
С высокой долей вероятности, сроки «закрытия» систем ГВС, установленные Федеральным законом № 417-ФЗ, вновь придется пересматривать, или же ускорять принятие подготовленного Минстроем законопроекта с обязательной разработкой мер по финансовому, организационному и нормативному обеспечению в случае принятии решения при разработке и утверждении схем теплоснабжения необходимости перехода на закрытые системы ГВС.
По итогам круглого стола комитет подготовит рекомендации в адрес Правительства РФ и профильных органов исполнительной власти.
Горячее водоснабжение — Перевод на «закрытую схему» систем теплоснабжения, вместо «открытой»
Статьей 29 закона «О теплоснабжении» с 1 января 2022 года вводится прямой запрет на использование централизованных открытых систем теплоснабжения. Такое решение было вызвано исключительно необходимостью соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к горячей воде.
В соответствии с законом «О водоснабжении и водоотведении» с руководителей муниципальных администраций и теплоснабжающих организаций временно снята ответственность за качество горячей воды в доставшихся им с прошлых времен открытых системах, но только при наличии плана мероприятий и ежегодном публичном отчете о его исполнении.
В качестве источников финансирования работ по переводу на закрытую схему обычно рассматриваются бюджет и средства, выплачиваемые жителями на капитальный ремонт, так как простые энергосервисные контракты по большинству зданий не окупаются. Задача настоящего проекта обеспечить перевод на закрытую схему теплоснабжения с минимальными затратами средств населения и бюджета. Пошаговое его исполнение включает в себя следующее.
- Синхронизацию разработки схемы теплоснабжения, схемы водоснабжения, программы энергосбережения и плана мероприятий по переводу на закрытую схему.
Синхронизация позволяет минимизировать сопутствующие затраты на увеличение диаметров сетей и мощности насосов, обеспечить комплексность работ с разгрузкой технических условий на модернизацию конкретного здания, а также рассчитать изменение затрат и доходов всех эксплуатационных организаций.
План перевода на закрытую схему, в соответствии с законодательством, включается в схему теплоснабжения. В ней определяются необходимые изменения во всех элементах системы теплоснабжения, а также перечень ЦТП, которые экономически целесообразно сохранить (при их наличии).
- Выделение в составе индивидуальных тепловых пунктов блоков горячего водоснабжения. Для перехода на закрытую схему необходимы только блоки ГВС. Эффекты от их установки у потребителей:
- снижение платежей за горячую воду при стоимости теплоносителя выше стоимости водопроводной воды;
- снижение тарифа на тепловую энергию при отключении от ЦТП (где есть ЦТП и применяется подобное тарифное решение);
- повышение качества горячей воды (в большинстве случаев);
- соблюдение температуры горячей воды;
- снижение удельного теплосодержания при чрезмерной циркуляции или уменьшение сливов при отсутствии циркуляции;
- повышение достоверности и снижение стоимости приборного учета.
Эффекты у теплоснабжающей организации:
- ликвидация убытков при тарифе на теплоноситель ниже реальных затрат (что наблюдается повсеместно);
- возможность получения дополнительных до- ходов от эксплуатации ИТП;
- улучшение режимов в тепловых сетях с возможностью подключения новых потребителей;
- повышение качества теплоносителя с уменьшением внутренней коррозии оборудования;
- ликвидация большей части имеющихся ЦТП и трубопроводов горячей воды от них.
В плане перевода на закрытую схему должны быть оценены все эффекты, решены вопросы прав собственности на ИТП, разработана экономическая и юридическая модель софинансирования из разных источников, с таким распределением по времени этапов работ, которое позволяет вписываться в предельный индекс роста платежей граждан и сохранить обоснованный НВВ теплоснабжающих организаций. Фото 1. Модуль приготовления ГВС размещен под лестницей. Фото 2. Из-за стесненных условий в подвале теплообменник размещен под потолком.
- Решения по блокам отопления.
В схеме теплоснабжения должна быть определена необходимость перехода на независимую схему присоединения систем отопления потребителей. Обязательность такого решения может потребоваться только в отдельных зонах и определяться исключительно проблемами с надежностью (высокое или недостаточное давление в обратном трубопроводе, переменные или неудовлетворительные гидравлические режимы в сетях, опасность гидравлических ударов). В остальных зонах может применяться насосное смешение (при графике 150/70 в сочетании с гидроэлеватором) и регулирование пропусками.
В открытых системах теплоснабжения перетопы носят массовый характер (особенно при температурном графике в сети 95/70), соответственно потребители получают существенную экономию при внедрении регулирования отопления на вводе зданий. Если установка блока с бойлером отопления окупается за счет снижения потребления тепловой энергии, то в многоквартирных домах можно использовать средства жителей (плата на капремонт, энергосервис). При отсутствии окупаемости блоки или не устанавливать, либо подобрать менее дорогое решение.
Технические решения.
Распространенные сегодня технические решения по ИТП отработаны для вновь строящихся домов, в которых сразу планируется необходимое помещение. Размещение тепловых пунктов в подвалах существующих зданий часто связано с решением проблемы подтопления или отсутствия подходяще- го помещения. Лучшим решением является применение типовых плоских блоков, размещаемых, при необходимости, даже на потолке. Это стало возможно при использовании интенсифицированных малогабаритных кожухо-трубчатых водонагревателей. При создании ИТП за счет средств теплоснабжающей организации, для решения проблемы собственности на оборудование, возможно размещение ИТП в плоском шкафу, размещаемом на стене здания.
В технических проектах обустройства ИТП должны быть решены вопросы регулирования циркуляции горячей воды, иначе, в некоторых поселениях, платежи за горячую воду после модернизации даже возрастают. Проблема накипи при высокой жесткости водопроводной воды решается путем использования вышеназванных теплообменников, обеспечиващих безнакипный режим работы за счет эффекта самоочистки.
В многоквартирном жилом доме с момента вводу в эксплуатацию (1984 год)
в доме всегда работали полотенцесушители (круглый год). Т.е. проектом дома предусмотрена работа полотенцесушителей от ГВС. Однако, управляющая компания 6 лет назад осуществила ремонт с реконструкцией системы ГВС. И теперь как в доме отключают отопление, то полотенцесушители становятся холодными. Все лето в ванной комнате холодно и сыро. Имела ли право УК вносить изменения в схему ГВС (проект)? Планируем обратиться в УК с просьбой восстановления системы работы полотенцесушителей от ГВС, а не от отопления. На какие нормативы можно ссылаться? Какой срок дается УК на ответ и имеем ли право потребовать предоставить его в письменном виде? Спасибо!
ответы на вопрос:
Принятие указанного решения должно было следовать после проведения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
На основании ч. 1 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
У Вас в доме фактически была проведена реконструкция системы горячего водоснабжения и (или) отопления.
Согласно ст. 44 Жилищного кодекса РФ, такое решение должно приниматься общим собранием собственников помещений многоквартирного дома.
А поэтому Вам необходимо инициировать проведение общего собрания с соответствующей повесткой дня, принять на нем решение о восстановлении работы полотенцесушителей и обязать управляющую компанию исполнить это решение.
На ст. 330 УК РФ ссылайтесь:
«Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актом порядку совершение каких-либо действий, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином, если такими действиями причинен существенный вред, —
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев».
Срок установлен ст. 31 Закона РФ «О защите прав потребителей»:
«Требования потребителя о безвозмездном изготовлении другой вещи из однородного материала такого же качества или о повторном выполнении работы (оказании услуги) подлежат удовлетворению в срок, установленный для срочного выполнения работы (оказания услуги), а в случае, если этот срок не установлен, в срок, предусмотренный договором о выполнении работы (оказании услуги), который был ненадлежаще исполнен».
Нужно смотреть Ваш договор на реконструкцию — там указан срок устранения неисправности.
УК не имело конечно без согласования с собственниками, провести такие изменения. Обратившись в УК вы ни чего не добьетесь, потому что они будут ссылаться на все возможные проекты и согласования, т.к. это затратной для них.
Посоветовал бы обратиться в Жилищную инспекцию, с указанием на ухудшение состояния жилого дома в связи с сыростью, и соответственно указав причину, отсутствие полотенцесушителей. В таком случае жилинспекция даст им предписание на устранение недостатков, из-за больших штрафов за не исполнение предписания ЖЕ, УК быстрее переделает коммуникацию. А так если обратитесь в УК, то они обязаны ответить в течении месяца, и скорее отрицательный ответ дадут, потеряете минимум месяц и нервы только.
Согласно СНиП 2.04.01-85 СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
ВНУТРЕННИЙ ВОДОПРОВОД И
5.8. В зданиях высотой до 4 этажей, а также в зданиях, в которых отсутствует возможность прокладки кольцующих перемычек, допускается устанавливать полотенцесушители:
на циркуляционных стояках системы горячего водоснабжения;
на системе отопления ванных комнат круглогодичного действия, при этом водоразборные стояки и разводящие трубопроводы следует прокладывать совместно с трубопроводами отопления в общей изоляции.
Исходя из норм СНИП, полотенцесушитель может быть подключен к отоплению, лишь в случае если осуществляется его круглогодичное отопление, таким образом УК нарушило нормы СНИП.