- Способы ремонта стояков отопления своими руками
- Причины выхода из строя и появления течи, прорыва труб в стояках отопления
- Что предпринять при повреждении секции радиатора (пластинчатого радиатора)
- Что делать, и кто виноват, если от порыва трубы стояка отопления затопило соседей
- Ремонт труб отопления в квартире и частном доме: особенности
- Как устранить течь без опасных последствий: ремонт чугунных радиаторов отопления
- Особенности ремонта чугунной батареи
- Как придать должный вид
- Почему может сломаться чугунная батарея
- Каким батареям отдать предпочтение?
- Алюминиевые батареи
- Радиаторы из стали
- Биметаллические батареи
- Способы ремонта чугунных батарей отопления
- Как отремонтировать чугунную батарею отопления
- Как можно отреставрировать старые радиаторы из чугуна
- Советы профессионалов
- Итоги: как нужно мыть, чтобы сохранить функциональность системы?
Способы ремонта стояков отопления своими руками
Для начала определимся с понятием стояка отопительной системы. Стояк отопительной системы – это вертикальные трубы для подачи и отвода теплоносителя к приборам отопления помещений многоэтажного дома, расположенных друг над другом. Обычно это две трубы, но может быть и одна.
В многоквартирных жилых домах трубы отопления, как правило, металлические или чугунные, и, следовательно, подвержены коррозии. Существуют также пластиковые трубы, которые также могут дать течь. Конечно, в случае появления течи нужно вызвать мастера или произвести ремонт всей трубы, но некоторые меры возможно принять самостоятельно.
Первое, что можно предпринять, если течь происходит из трубы в квартире – это подставить под трубу емкость для того, чтобы вода не пошла к соседям, и обмотать поврежденный участок любой ветошью. Далее вызываем аварийную службу, необходимо перекрыть стояк.
Если мастера приходится долго ждать (праздники или выходные) или есть возможность и желание осуществить небольшой ремонт самостоятельно, — для вас ниже представлены советы по устранению течи медной, пластиковой, металлической или чугунной трубы отопления своими руками.
Рассмотрим подробнее причины возникновения неисправностей стояков отопления.
Причины выхода из строя и появления течи, прорыва труб в стояках отопления
- Итак, самая очевидная причина – это обветшалые, старые трубы.
- Неправильный монтаж труб, их неправильный ремонт и обслуживание:
- течь в резьбовом соединении – плохое уплотнение соединения, сорванная резьба, трещины в соединительной фасонной части;
- течь во фланцевом соединении – незатянутые болты, неисправные прокладки и перекосы во фланцах;
- течь в сварных соединениях – некачественные сварочные работы.
- Брак в работе оборудования и труб.
- При установке пластиковых труб, которые предназначены для холодного водоснабжения, для горячего водоснабжения они деформируются.
- Выход из строя фитинга.
- Гидравлический удар и свищ в трубе, который возникает вследствие резкого повышения давления.
- Вне отопительного сезона прорыв трубы может быть от неправильной работы по проведению гидравлических испытаний.
Что делать при появлении небольшой течи и как ее заделать своими руками (хомут, герметик). Ремонт металлических, пластиковых, чугунных и медных стояков отопления
Если нужно произвести небольшой ремонт металлической трубы на ее прямом участке либо в сварном шве, можно использовать эпоксидный (аварийный) клей и стекловолокно. Перед ремонтом обязательно очистите поврежденный участок от старой краски, зачистите и обезжирьте трубу. Нанесите клей и, при необходимости, дополнительно укрепите металлическим хомутом. Их разных размеров можно приобрести на рынке или в магазинах стройматериалов или сантехники. Хомут – это прорезиненная накладка со спаренной тягой, состоящая из пары винтов, которую, в принципе, можно сделать своими руками. Вам понадобится полоска из толстого металла, накладка из резины, шайбы, гайки и болты.
Рисунок 1. Хомут своими руками
Либо заматываем участок куском резины и закрепляем проволокой.
Можно использовать герметик. Тогда повторяем предыдущие действия (зачистить, обезжирить) и наносим герметик по часовой стрелке.
Если течь образовалась в местах крепления элементов отопительной системы, нужно всего-навсего поджать фитинг с помощью специального ключа.
Рисунок 2. Протечка в местах соединения
Не помогло, капает? Причина может быть в износе пакли. В этом случае необходимо отжать фитинг до половины, убрать старую паклю, очистить резьбу и намотать новую. Однако будьте внимательны! Давление в трубах может спровоцировать разрыв места соединения и потоп.
Все еще течет? Может быть повреждена резьба детали. В этом случае вызывайте специалиста, а до его прихода обмотать место течи (лучше всего куском резины).
Можно обмотать участок с водой бинтом, обильно посыпая каждый его слой обычной поваренной солью, которая закупоривает все щели.
Еще один вариант заделать протечку (если участок небольшой) – это обмотка проблемного места тканью, пропитанной клеем.
Для профилактики образования течи в местах резьбового соединения нужно покрыть его несколькими слоями краски.
Ремонт медной трубы отопления может понадобиться при расслоении металла. Решение – это высокотемпературная пайка с использованием твёрдого припоя. При возникновении небольших повреждений в местах сгибов применяют низкотемпературную сварку с мягким припоем.
Перед ремонтом важно предварительно очистить участок от загрязнений и обезжирить его.
Может понадобиться ремонт фитинга, который соединяет 2 участка трубы. В этом случае может быть достаточным заменить гайку или прокладку.
При ремонте пластиковых отопительных труб производится замена поврежденного элемента новым.
Если нет возможности произвести замену, можно обернуть вокруг повреждения специальную усиливающую пластиковую накладку и расплавить ее сварочным аппаратом.
Итак, резюмируя вышесказанное, укажем, какие действия входят в ремонт системы отопления:
- устранить утечку в приборах, арматуре и трубопроводах,
- заменить отдельную секцию отопительного прибора, крана,
- утеплить различные приборы и трубы, которые находятся в охлаждающих или открытых местах,
- устранить обратные уклоны на трубопроводах,
- произвести монтаж дополнительного крепления,
- устранить неисправности в котле,
- заменить измерительные приборы,
- прочистить и промыть элеваторы, расширительные баки, регулирующую и запорную арматуру,
- промыть систему воздухосборников и отрегулировать их.
Что предпринять при повреждении секции радиатора (пластинчатого радиатора)
Перед выполнением такого типа работ первым делом необходимо отключить систему отопления. Далее нужно сбросить систему стояков и отсоединить радиатор.
Внимание! Перед тем, как снять радиатор, подставьте под него какую-нибудь емкость, так как в стояке все равно останется вода.
Отсоединяем поврежденный участок специальным радиаторным ключом и присоединяем новый ниппель.
Подключаем отопительную систему и запускаем стояки.
При повреждении пластинчатого радиатора нужно так же, как и в предыдущем случае, отключить отопление и сбросить систему стояков. Далее очищаем и обезжириваем место протечки, наносим на участок специальную смесь холодной сварки (которая представляет собой клей с высокой степенью пластичности, изготовленный на основе эпоксидной смолы), ждем ее затвердения и подключаем отопление.
Что делать, и кто виноват, если от порыва трубы стояка отопления затопило соседей
Рассмотрим юридическую сторону вопроса затопления, которое может произойти в результате протечки труб отопления.
Итак, существует Постановление Правительства РФ №491 от 13.08.2006, которое определило, что в состав общего внутридомового имущества входит система отопления вместе со стояками, радиаторами, регулирующей и запорной арматурой, общедомовые приборы учета теплоэнергии и другое оборудование на этих сетях.
Управляющая компания, обслуживающая дом, должна 2 раза в год проверять оборудование и за свой счет устранять неполадки, менять испорченные радиаторы, трубы и т.д. Однако если не был предоставлен доступ в квартиру для осмотра состояния труб и оборудования, во всех дальнейших последствиях будет виноват собственник жилья.
Далее. Если собственник самостоятельно решил заменить трубы, радиаторы и т.п. без согласования с управляющей компанией — ответственность за последствия переходит на собственника.
Рекомендуется сохранять все чеки и заключать договоры при проведении любых работ с системой отопления для того, чтобы впоследствии можно было бы решить вопрос в суде.
Внимание! Есть решение Верховного суда РФ от 22 сентября 2009 г. (№ ГКПИ09-725), которое исключает радиаторы с отключающими устройствами в квартирах из общего имущества дома.
Поэтому данного типа вопросы всегда спорны, причем начиная с самих законодательных актов.
Документы, необходимые для подачи искового заявления в суд:
- акт осмотра затопленной квартиры,
- экспертная оценка нанесенного ущерба,
- фото-, видеоматериалы с последствиями аварии.
И, конечно, возьмите с собой договоры, чеки и т.п. (при их наличии), связанные с заявлением.
Если виновата управляющая компания, то она обязана в 30-тидневный срок возместить ущерб собственнику «аварийного» помещения, и собственнику пострадавшего помещения.
Если виноват собственник, то лучшим выходом будет составление мирного соглашения и возмещения убытков в досудебном порядке. Это сэкономит время и нервы обеих сторон.
И, наконец, самый важный совет: профилактика, контроль и своевременный ремонт избавят вас от будущих проблем с системами отопления.
Ремонт труб отопления в квартире и частном доме: особенности
Как уже было сказано выше, профилактический осмотр (не менее 2 раз в год) и ремонт в многоквартирных жилых домах осуществляется управляющей компанией.
Каждый знает кто должен в частном доме за всем следить — это собственник, которому и даются советы в данной главе.
Совет. Всеми работами занимайтесь, по возможности, в теплое время года. Чтобы во время отопительного сезона не пришлось обходиться без горячей воды и отопления.
Полезно знать, что отопительная система состоит из трех элементов:
Могут присутствовать дополнительные элементы: теплые трубы в полу, насос для циркуляции и т.д.
Газовый котел может быть заменен только по согласованию со службой газа. Она же и выполнит соответствующие работы.
Электрический котел отопления может быть отремонтирован в случае следующих неисправностей:
- снижение нагрева теплоносителя,
- отказ блока управления,
- течь,
- скачки напряжения в сети, некачественная вода, вызывающая накипь и отложение солей на теплообменнике, и т.п. внешние факторы.
В первую очередь проверяем показатели электропитания, давление в системе и уровень расхода воды. Проверяем правильность подключения электропроводки.
Неполадки могут возникнуть и в программных регулировках котла. В этом случае нужно полностью выключить и заново включить котел и произвести ряд действий по инструкции, полученной при покупке котла.
Регулярная чистка теплообменников от накипи позволит избежать более серьезных поломок в будущем.
Рисунок 3. Накипь в теплообменнике до и после чистки
С ремонтом системы отопления все ясно. А как проводится капитальный ремонт отопления?
Капремонт отопительной системы включает:
- замену отопительного контура (трубы, батареи, теплый пол/плинтус и т.д.),
- частичную замену труб,
- установку системы теплого пола,
- замена котлов, печей, тепловых насосов, теплоаккумуляторов и т.п.
- полную замену системы отопления.
Конечно, капремонт не нужно проводить перед каждым отопительным сезоном. Он необходим в случае, когда невозможен или нерентабелен ремонт, либо, например, при проведении ремонта дома.
Итак, из статьи видно, как много существует способов ремонта труб отопления, как в квартире, так и в частном доме, но также совершенно ясно, что нет ничего лучше профилактики.
Как устранить течь без опасных последствий: ремонт чугунных радиаторов отопления
Системы отопления жилья подразумевают наличие радиаторов, которые, нагреваясь, отдают тепло в помещение. Резервуары для обогрева дома и квартиры, сделанные из чугуна, способны служить не один десяток лет. Но не один материал, даже такой прочный как чугун, не способен выполнять свои функции вечно. Приходит время, когда нужно осуществлять ремонт чугунных батарей из-за протечки, облупленной краски или ухудшения качества их работы.
Схема строения радиатора отопления.
Ремонт может заключаться не только в покраске батареи. Часто принимают более серьезные меры для восстановления отопления в доме. Требуется заменить не подлежащую реставрации часть, добавить или убрать одну из секций, поменять соединения с трубой и прочее. Для ремонта отопительных комнатных блоков требуется сварка. Иногда можно обойтись своими силами.
Особенности ремонта чугунной батареи
По своей структуре чугун от обычного металла отличается хрупкостью. Основной особенностью его ремонта является осторожное обращение с радиатором. При появлении течи поврежденный участок нельзя обстукивать от ржавчины и накипи. Нанесенные удары приведут к появлению новых микротрещин, которые при поступлении горячего теплоносителя начнут расширяться.
Это касается и чугунных радиаторов, которые подвергают промывке. Нельзя ударять по секциям металлическим молотком, чтобы быстрее отпала грязь. Если предусмотрена разборка на секции, то соединительные ниппели раскручивают осторожно. Они тоже чугунные и могут треснуть.
Совет! В старом радиаторе соединительные чугунные ниппели раскрутить сложно, так как резьбы сильно закисают. Упростить ситуацию помогает прогрев паяльной лампой. Несмотря на массивный вес, чугунный радиатор хрупкий и боится ударов
Если ремонт течи можно осуществить методом накладки бандажа, то участок возле трещины просто зачищают. Такие действия не разрушат чугунные стенки секции. Во время промывки иногда требуется простукивание. Делать это можно, но легонько и только деревянным молотком.
Чугунные советские радиаторы после длительного срока службы смотрятся не эстетично. Часто по этой причине от них пытаются избавиться. Однако их можно превратить совершенно в новые батареи, если воспользоваться еще одной особенностью ремонта. Он состоит из четырех действий:
- Чугунный старый радиатор промывают химическими реагентами. Действие помогает очистить внутри секции от грязи, ржавчины, твердых солевых отложений.
- Промытый радиатор разбирают на секции. Участок коллектора, где нужно раскрутить чугунный ниппель, прогревают паяльной лампой.
- Каждую чугунную секцию сверху подвергают пескоструйной обработке. В итоге ее нельзя будет отличить от нового изделия.
- После очистки чугунные секции вновь собирают в батарею. На участках стыковки коллекторов ставят новые уплотнительные кольца. Если ниппели плохие, их аналогично меняют. Оптимально заменить боковые пробки, где производится подключение трубопровода к радиатору. У них резьба уже будет изношена, и в этом месте может проявиться течь.
После проведенного ремонта на выходе предстает новый радиатор. Именно такие чугунные батареи чаще всего после восстановления продают фирмы, выдавая их за новый товар. Теперь осталось радиатор покрасить и повесить на свое место.
Как придать должный вид
Первое, на что нужно обратить внимание, батарея должна хорошо выполнять свою главную функцию – максимально отдавать энергию теплоносителя. Она не должна иметь ни малейшего намёка на течи (рыжие пятна между секциями и на заглушках), так как аварии отопления обходятся очень дорого. В идеале, если есть возможность, то перед реставрацией лучше сделать профилактику/тюнинг радиатора: снять; промыть; установить запорную арматуру, кран Маевского, термоголовки; заменить проблемные уплотнители. Снять – очень желательно, ведь даже малярные работы лучше производить на верстаке, а не «по месту».
Не важно, будет ли впоследствии установлен декоративный экран или нет, но от малярных операций вам не уйти, борьбу с коррозией никто не отменял. Всё начинается с подготовки. Необходимо удалить старое лакокрасочное покрытие, которое за долгие годы обросло множеством слоёв (кстати, они здорово ухудшают теплоотдачу). Если радиатор демонтирован, то можно воспользоваться строительным феном или паяльной лампой, смывка для краски тут скорее всего не поможет. Итак, греем краску и счищаем её маленькими шпателями. Следующим этапом будет удаление ржавчины и остатков покрытия металлической щёткой. Для завершения действа, лицевые поверхности стоит пройтись крупным наждаком. Если радиатор не снимается, то придётся ограничиться удалением отслаивающихся участков и тщательным шлифованием — образовавшиеся раковины нужно зачистить «на нет».
Теперь голенькая старая батарея протирается от пыли и обезжиривается универсальным растворителем. Если говорить о химии, то предварительно не лишним будет обработать труднодоступные места преобразователем ржавчины. Ну, и раз уж мы решили делать всё на совесть, тогда погрунтуем радиатор специальным составом для металлических изделий. Грунт улучшит адгезию, повысит стойкость изделия к коррозии, хорошо «затонирует» основу. Техника нанесения грунтовки принципиально не отличается от финишной отделки, об этом далее.
Наконец, старая батарея готова к покраске. Эта захватывающая процедура может производиться различными способами: кистями, губками, рукавицами, валиками, распылителем. На практике лучше всего себя зарекомендовал гибридный метод: внутренние закоулки окрашиваем изогнутой кистью или губкой, а более доступные лицевые участки – краскопультом, или специальным валиком.
Обратите внимание! Наша задача получить минимальное по толщине, надёжное покрытие. Самый тонкий слой даёт пульверизатор, потом идёт губка, далее кисть и валик.
Можно сформулировать ряд простых правил и рекомендаций, касающихся покраски старой батареи. • Сначала красим изнутри, в противном случае можно испортить «фасад» изделия. • Покрываем поверхности сверху вниз (актуально для навешенного радиатора). • Следим за потёками и вовремя их удаляем (особенно после переворачивания батареи). • Обязательно красить полностью. • Для обзора слепых зон примените зеркало. • Два тонких слоя более технологичны, чем один толстый. • Окрашивать нужно холодную батарею (есть исключения). • Первые слои можно улучшить шлифованием. • Применяйте специализированные ЛКМ.
В продаже имеются специальные краски для отделки радиаторов отопления. Масляные составы остались в прошлом, а на первый план вышли акриловые, латексные, алкидные краски. Главное их достоинство – это стойкость к высоким температурам и бытовой химии, механическая износоустойчивость, относительная безвредность. Есть составы, которые могут наноситься непосредственно на горячие основания.
Все эти краски без проблем тонируются в любой цвет из основных каталогов: PANTONE, RAL, NCS. Согласитесь, скучно иметь белый радиатор. Поэтому народ вовсю экспериментирует – маскирует старую батарею под цвет стены, применяет различные металлики (под золото, под серебро, молотковая окраска), играется с эффектами (патина, перламутр, сияние, хамелеон, под дерево…).
Почему может сломаться чугунная батарея
Причин возникновения дефекта на чугунных секциях радиатора мало, но они есть. Неполадки могут даже проявиться без образования течи, что скажется на плохой работе батареи. Чтобы найти верный способ ремонта, нужно правильно определить причину поломки:
- Чугунные приборы отопления тяжелые. Если их подвешивать на слабых кронштейнах, со временем происходит перекос. Секции начинают «завоздушиваться» и не греют. Со слабых кронштейнов радиатор способен сорваться, оборвать трубопровод. При падении от удара на чугунных секциях появятся трещины. От гидроудара способна треснуть стенка секции
- Чугун слабоустойчив к гидроударам в системе отопления, другим механическим воздействиям, наносимым человеком во время монтажа. Даже если секция не треснула, течь способна проявиться в местах соединения.
- Засор является распространенной причиной неисправности. Внутри секций оседают грязь, солевые отложения. Периодически требуется проводить капитальный ремонт с промывкой химическими реагентами. Резиновые кольца на соединении коллекторов секций периодически нужно менять
- В местах соединения коллекторов секций установлены резиновые кольца. Со временем прокладки изнашиваются. Резину разъедают химические реагенты во время промывки. При капитальном ремонте прокладки обязательно меняют.
- Причиной поломки может стать банальное размораживание радиатора. Например, хозяин долгое время не появляется на даче. При сильных морозах теплоноситель замерзает в системе отопления. От расширения воды чугунную секцию разрывает.
Признаки поломки выявить несложно. О загрязнении или завоздушивании радиатора свидетельствуют непрогретые участки. Если на чугунной поверхности еще нет течи, но уже появился белый или ржавый налет, это первый «звонок» об опасности. С ремонтом затягивать нельзя.
Совет! Если на радиаторе одновременно проявляется несколько признаков неисправности, его лучше заменить. Демонтированную батарею отправляют на капитальный ремонт.
Каким батареям отдать предпочтение?
На современном рынке приставлено немало моделей радиаторов изготовленных из различных сплавов. Каждый имеет свои положительные характеристики и особенности использования.
Алюминиевые батареи
Радиаторы из такого материала выпускают двух видов – литые и экструзированные. Первые представляют собой цельную монолитную конструкцию, а вторые изготавливаются из сваренных между собой алюминиевых частей. Батареи листового типа обладают более высокой прочностью и надежностью.
Независимо от вида алюминиевые радиаторы имеют общие основные технические характеристики:
- вес секции – от 1 до 1,47 килограмм;
- допустимая максимальная температуры теплоносителя – 110 градусов;
- мощность изделия – от 82 до 212 ватт;
- максимальный объем жидкости одной секции – 0,46 литров;
- рабочее давление – от 6 до 24 атмосфер.
Батареи из алюминия стали изготавливать еще с восьмидесятых годов. В наши дни изделия довольно усовершенствовались и не потеряли своей популярности.
Алюминиевые батареи
К основным достоинствам алюминиевых радиаторов отопления можно отнести:
- небольшой вес изделия, способствующий быстрой его установке и транспортировке;
- высокий уровень теплоотдачи за счет быстрого прогрева метала и интенсивности теплового обмена;
- возможность регулировки температуры даже при небольшом объеме теплоносителя;
- сравнительно невысокая цена на изделие;
- хорошая прочность;
- достойный внешний вид.
Наряду с преимуществами батареи из алюминия имеют некоторые недостатки применения:
- невысокая устойчивость к коррозии;
- возможность образования за счет химического процесса воздуха в системе.
Если брать во внимание экструзированные модели, то можно выделить их слабое место – резьбовые соединительные крепления. При резком повышении давления в системе целостность конструкции может нарушиться.
Радиаторы из стали
Установка таких радиаторов оправдана в частных домах с локальной системой отопления автономного типа. Особенностью устройств такого типа является:
- рабочее давление – от 6 до 13 атмосфер;
- максимальная температура воды в батареи – 110 градусов.
Невзирая на сравнительно невысокие технические характеристики, стальные радиаторы пользуются хорошей популярностью. Применение устройств имеет такие преимущественные стороны:
- компактность конструкций;
- возможность за счет термостата регулировки температуры;
- высокие показатели теплоотдачи;
- большое разнообразие выпускаемых моделей;
- стоимость намного ниже многих выпускаемых новых типов батарей.
Среди недостатков наиболее существенными являются:
- не совместимость с отопительной системой открытого типа;
- подверженность коррозийному воздействию;
- особые требования к качеству используемого теплоносителя.
Радиаторы из стали
Наличие различных примесей химического характера в жидкости, используемой в стальной батарее, может стать причиной разрушения материала. При этом иногда наблюдается протечка теплоносителя из-за нарушений герметичности соединений. Поэтому в многоэтажных новостройках радиаторы из стали не устанавливают.
Биметаллические батареи
Радиаторы такого вида – это усовершенствованные модели, которые совмещают все достоинства алюминиевых и стальных изделий. Широкое применение устройства заслужили благодаря высоким техническим характеристикам:
- максимальное внутреннее рабочее давление – 60 атмосфер;
- теплоотдача – до 190 ватт;
- максимальная температура теплоносителя 110 градусов.
Плюсов применения биметаллических радиаторов немало:
- длительный эксплуатационный термин – до пятидесяти лет;
- высокая тепловая отдача и быстрый прогрев помещения;
- хорошие антикоррозийные свойства;
- высокий уровень прочности;
- возможность установки дополнительных секций;
- максимальная чувствительность к командам термостата;
- наличие моделей с различными дизайнерскими решениями.
Биметаллические батареи
Материал выдерживает высокие гидравлические толчки характерные для центральных отопительных систем.
Недостатком биметаллических радиаторов является высокая цена. Как правило, они дороже изделий из алюминия или стали. Дешевые биметаллические батареи не обладают защитой от коррозии, поэтому со временем на изделии образуется ржавчина.
Способы ремонта чугунных батарей отопления
Технология ремонта зависит от причины неисправности. Если происходит частое завоздушивание из-за перекоса, радиатор выравнивают по горизонтали на стене, усиливают дополнительными кронштейнами. При засоре секций способ ремонта один – промывка реагентами.
При появлении течи часто применяют народные способы ремонта:
- Небольшую трещину на секции ликвидируют заклеиванием эпоксидной смолой с кусочками марли. Этот метод поможет устранить течь на подводящей к радиатору трубе или в месте соединения коллекторов секций. Для устранения течи на доступном участке наматывают бинт, пропитанный эпоксидной смолой
- Коллектор радиатора или подводящая труба имеют круглое сечение. Устранить течь поможет наложение хомута.
- Заклеить трещину на радиаторе поможет холодная сварка. Средство для экстренного ремонта напоминает пластилин, который нужно размять руками и наклеить на чистую поверхность. Холодная сварка поможет быстро устранить течь
Каждый способ ремонта подбирают индивидуально для конкретной ситуации. Все зависит от того, в каком месте образовалась течь.
Как отремонтировать чугунную батарею отопления
Ремонт начинают с подготовительных действий. Под радиатором застилают пленку, так как без воды и грязи здесь не обойтись. Важно знать, если выбран способ заклеивания эпоксидной смолой или холодной сваркой, то радиатор нужно отключить от системы отопления, иначе течь теплоносителя не даст приклеиться бандажу к чугунной поверхности. Однако сделать это можно, когда батарея оснащена запорной арматурой.
Допустим, краны на подводке труб к радиатору имеются. Перед началом ремонта их нужно закрыть. Следующим действием сливают с батареи теплоноситель, чтобы устранить течь. Проблемный участок зачищают от краски, грязи, ржавчины. Обезжиривают ацетоном или спиртом. Эпоксидную смолу наносят на полоску бинта или х/б ткани. Если трещина на ровном участке секции, то заплатку просто наклеивают несколькими слоями, дав время каждому из них застыть. На участок подводящей трубы или коллектор просмоленный бинт наматывают в виде бандажа. После застывания участок закрашивают под цвет радиатора.
Проблемный участок перед ремонтом очищают от краски и обезжиривают
Аналогичные действия выполняют, когда предусмотрен ремонт чугунной батареи холодной сваркой, но бинт или полоска ткани понадобятся для других действий. Средство напоминает пластилин. Перед использованием отрезают необходимое количество массы и разминают ее руками. В это время происходит смешивание компонентов, отвечающих за отвердевание холодной сварки. Размягченную массу приклеивают на участок, требующий ремонта. Сверху полоской ткани пытаются намотать бандаж. Чем сильнее прижать холодную сварку к чугунной поверхности, тем прочнее получится заплатка.
Совет! Вместо ткани можно использовать изоленту или полосы из другого материала для прижатия холодной сварки.
Хомут поможет устранить течь, если невозможно радиатор отключить от системы отопления
В квартирах со старым ремонтом чугунные радиаторы установлены без запорной арматуры. Ремонт эпоксидной смолой или холодной сваркой невозможен, так как теплоноситель постоянно подтекает. Если проблемный участок на трубе или соединении коллекторов секций, выручит хомут. Изделие для бандажа состоит из одного разъемного кольца или двух полуколец. Для стяжки предусмотрены болты. Роль уплотнителя исполняет резиновая полоса. Хомут устанавливают на проблемный участок, затягивают болты до прекращения течи.
Капитальный ремонт требует полной разборки радиатора
Если течь образовалась не одна, такой радиатор лучше сразу разобрать. Перед этим его отключают от системы отопления, сливают теплоноситель. Выполняют ремонт в такой последовательности:
- Когда чугунная батарея подключена к системе отопления металлическими трубами, прослужившими не один десяток лет, раскручивать сгоны нет смысла. Они все равно оборвутся. Резьбы обрезают болгаркой. На их место придется приваривать новые сгоны.
- Радиатор снимают с кронштейнов, укладывают на пол. Ключом пытаются открутить заглушки с коллекторов и гайки с обрезанными сгонами. Важно помнить, что на одном коллекторе будет правая, а на другом – левая резьба. Если гайки не идут, их прогревают паяльной лампой. После откручивания на заглушках резьбы очищают щеткой по металлу. Гайки с обрезанными сгонами лучше выбросить и купить новые. Выкрутить куски трубки с резьбой сложно.
- Для разъединения секций внутрь коллектора вводят специальный ключ. Один его конец напоминает лопатку. Именно этой плоской частью ищут зацеп за усики чугунного ниппеля. Он аналогично имеет правую и левую резьбу. Ключом пытаются сорвать ниппель и провернуть на пару оборотов. Если он не поддается, участок коллектора прогревают паяльной лампой. Аналогичную операцию выполняют на противоположном коллекторе. Каждый ниппель поочередно проворачивают на пару оборотов, пока полностью отсоединится секция.
Подобным образом можно разобрать весь радиатор или отделить поврежденные секции. Если внутри оказалось много грязи, для промывки используют каустическую соду. Подойдет раствор из 9% уксуса и воды в соотношении 1:1. На крайний случай используют 5% раствор серной кислоты. Для промывки жидкость заливают внутрь радиатора на сутки, затем промывают чистой водой. После этих действий батарею разъединяют на отдельные секции, меняют уплотнительные кольца, производят обратную сборку.
На видео подробнее о ремонте отопительных радиаторов:
Как можно отреставрировать старые радиаторы из чугуна
Обслуживание и реставрацию батарей можно осуществлять только до начала отопительного сезона. Для того чтобы установить возможность прорыва труб и радиаторов в зимний период, происходит предварительная проверка систем отопления. Если батарея не нуждается в промывке, то ее ремонт можно осуществить, не снимая секции со своего места. Отопительный прибор должен располагаться на некотором расстоянии от стены, если он встроен в нишу, реставрацию будет произвести сложнее.
Для демонтажа батареи нужно приготовить следующие инструменты:
- ключ для радиаторов, подходящий под ниппель 5/4, если батарея старая, ниппель 1 – для современных батарей;
- стальная труба для удобства поворота ключа (50-70 см длиной);
- разводной ключ сантехнический № 2, 3;
- мел.
Начинается реставрация чугунных батарей с их демонтажа и слива остатков содержимого в полости радиатора. Секции кладут на горизонтальную поверхность. Снимается крайняя заглушка или футорки. Нужно помнить, что заглушки имеют левую резьбу, а обычные футорки – правую. Перед началом работы по ключу делают круговую отметку мелом. Для этого совмещают рабочую часть ключа с ниппелем, который планируется открутить, и делают пометку по торцу секции. Под свободный край ключа подкладывают упор – кирпич или брусья, чтобы избежать прогибов, когда будет производиться реставрация чугунных батарей.
Подготовив таким образом батарею к разборке, можно начинать откручивать секции, сдвинув резьбу с места. Поочередно прокручиваются параллельные ниппели на ширину 5-7 мм между секциями. Работы лучше производить вдвоем, чтобы удерживать радиатор в нужном положении. Это поможет избежать перекосов. Так меняются секции в чугунных, алюминиевых и биметаллических радиаторах отопления.
Часто старые чугунные радиаторы не поддаются механическим воздействиям по причине заржавевших секций. Места соединения в районе ниппеля приходится прогревать автогеном. Действия осуществляются круговыми движениями вдоль параллельных стыков. После нагрева футорки откручивают. Батарею с замененными секциями нужно установить на прежнее место.
Советы профессионалов
Несколько советов помогут провести эффективный ремонт:
- После ремонта радиатор придется красить. Если он скрыт за декоративным экраном, желательно выбрать темную краску. Чугунная батарея лучше будет отдавать тепло.
- Кронштейны для подвешивания располагают так, чтобы зазор между радиатором и подоконником составлял 10 см, а полом – 12-15 см.
- Для отражения тепла стену за чугунной батареей заклеивают фольгированным материалом.
Эффективность отопления зависит от количества секций на каждом радиаторе. Здесь нужны грамотные расчеты, выполнить которые помогут опытные специалисты.
Итоги: как нужно мыть, чтобы сохранить функциональность системы?
Ремонт чугунных радиаторов возможен своими силами, но только при мелких дефектах. Если у вас отсутствуют необходимые инструменты или недостаточно опыта — обращайтесь к профессиональным сантехникам.
Кроме государственных, существует много частных компаний с услугой срочного круглосуточного вызова мастера.
Все домашние меры по устранению протечек и ремонту носят временный характер.
Поэтому после завершения отопительного сезона пригласите специалистов, чтобы заменить повреждённые секции или весь радиатор. Чем быстрее это будет выполнено, тем безопаснее станет жильё.
Отопительные приборы, будь то тёплый пол или радиаторы, имеются в каждой квартире и даже частном доме. Сейчас радиаторов много, они отличаются по своему весу, размеру, теплоотдаче, цене. Радиаторы из чугуна используют давно, они хорошо себя зарекомендовали, поэтому некоторые жильцы не хотят менять их на новые батареи.
Аналогами данного типа обогревательных элементов для помещений являются биметаллические радиаторы, они имеют более интересный современный дизайн, содержание метала в них небольшое. При постройке новых зданий применяют панельные радиаторы, имеющие большое количество вертикальных каналов.
Сейчас большое количество людей живёт в старых домах, которые строились при Советском Союзе, именно в них и были установлены чугунные батареи, которые неплохо показали себя в течение многих лет эксплуатации. Этот тип радиаторов имеет хорошую теплоотдачу, поэтому хорошо обогревает помещение даже при сильных морозах. В связи с хорошими техническими характеристиками данных радиаторов многие люди не видят смысла в замене чугунных радиаторов более новыми, которые отличаются хорошим дизайном. И не стоит заменять их, реставрация чугунных радиаторов вдохнет в них новую жизнь, ведь после окраски специальной краской старые системы обогрева будут иметь стильный вид, не хуже новых моделей.
Сразу после установки чугунные батареи красились масленой краской. С годами под действием постоянных перепадов температур старая краска выцвела и преобразилась в грязный непонятный цвет, что существенно ухудшило вид изделия. Вообще-то батареи из чугуна неплохие, поэтому их следует реставрировать — это лучше и дешевле чем установить новые, современные.
На первом этапе реставрации чугунных радиаторов следует удалить старое покрытие краски. Для этого можно использовать шпатель или щётку по металлу, которая в некоторых случаях, способна полностью содрать старое покрытие. Для облегчения процедуры воспользуйтесь специальными пропитками, которые разрушат покрытие.
Далее проводят обезжиривание поверхности батареи, которое включает в себя удаление пыли с последующей обработкой растворителем. Эта процедура будет улучшать сцепление слоя краски с поверхностью.
Для покраски радиатора следует приобрести краску, которая предназначается для нанесения по ранее окрашенным поверхностям, кроме того она должна быть устойчивой к перепаду температур. Батарею лучше красить двумя слоями краски, что позволит получить более равномерный и насыщенный цвет.