Мытарства по мотивации отображены в этой теме – viewtopic.php?f=22&t=3353&start=125#p41103 Необходимо: 1. Заменить радиатор отопителя; 2. Поставить дополнительный насос на ОЖ. Как делать правильно – я не знаю. С ЗМЗ 406 впервые. Все что ниже – из личного опыта. Данные операции мной проделывались не раз на других машинах. Работы выполняются без ям в голом поле на морозе. 1. Сливаем ОЖ. Защиту двигателя снимать не надо, подставлять тазики по совету ЗР не надо. Берем подходящий шланг в 30 см длиной, просовываем его спереди между защитой и радиатором. Один конец надеваем на краник слива ОЖ (справа по ходу машины). Удобнее надевать его засунув правую руку между радиатором и генератором сверху. Второй конец шланга – в 5-ти литровую канистру от Тосола. Канистр понадобиться две. Открутив пробку РБ, открываем тосольный кран. Ждем. Льется медленно. Манипуляции с созданием давления в системе силой легких – фигня. Можно не мельтешить. Оно и так сольется. На старых машинах Тосол сливался гораздо быстрее. Как только литра четыре сольется – прикручиваем кран, закрываем канистру крышкой. Подставляем вторую, открываем кран. Сольется еще два-три. Итого литров семь. Остальные три останутся в блоке. Для них тоже есть кран (слева по ходу), но сливать оттуда ничего не надо. 2. Замена радиатора отопителя. Очень желательно, во избежание испорченных штанов, выдуть Тосол из радиатора заранее. Он, конечно, большей частью и так сольется. Но лучше дунуть в верхний патрубок радиатора отопителя как-нибудь. Да, подача ОЖ в отопитель 31107 – строго сверху. Если делать аккуратно – можно и без продувки, только радиатор при выемке не переклонять сильно. В отличии от предшественников, радиатор отопителя в данном агрегате снимается без снятия консоли приборов и без снятия самого отопителя в сборе. Достаточно открутить и снять лючок за снятым бардачком. Единственное препятствие – усилитель консоли. Как его подвинуть – кто во что горазд. Отогнуть — мне показалось не красиво и тяжело. Снять его вообще – малореально. Справа болтик, слева (аж под ЦПС) – два. Вытащить эту лыжу можно только погнув. Назад запихать – нереально, надо будет снимать и разбирать всю консоль. Не вариант. Остается только пилить. «Пилите, Шура. Пилите!». У меня вот так получилось. Пропил делал ножовочным полотном (можно болгаркой). Уголок отогнул, и, изгибая туда-сюда, оторвал. Радиатор с уплотнителем (подтолкнув в патрубки из под капота) выходит очень симпатично. Сливаем с него остатки ОЖ. Лучше не на коврик. Сам радиатор – оригинальный. Аналогов нет. По размерам – меньше старых. Жидкость в нем течет только в одну сторону. Расстояние между отводами отличается от старых радиаторов. Сами отводы патрубков длиннее — огромный плюс! На 3102 с их шубой изоляции моторного щита хотелось плакать, насколько там отводы короткие. Отводы нельзя поворачивать, поскольку они одно целое с боковиной — опять плюс – не потечет уплотнение. Диаметр отводов — 20 мм. Тоже плюс, по сравнению с 18-ти мм. Ну и цена – дешево. Тоже достоинство, между прочим, достаточно посмотреть на цены импортных радиаторов. Иномарочники попроще рылом предпочитают свои промывать а не заменять. Нам о такой ерунде можно не думать. Купил и все. Словом, путевый радиатор. Я их насмотрелся разных достаточно, чтобы оценить прогресс. На пластике номер начинается с «3102-» обратите внимание. Мой старый оказался родной еще – 2007 года. Продувался нормально, правда, похуже чем новый. Не сгнил нигде. Пойдет в запас, промыть только. Уплотнитель от старого радиатора пойдет на новый. Приклеен он только слегка. Садится с ним радиатор плотно. Можно не мудрить, как на старых печках приходилось. Садим новый радиатор на его законное место (изгиб патрубков – в правую сторону). Лючок на место, патрубки под капотом обжимаем. Блин, просто слов нет, насколько просто этот радиатор заменить. Достаточно вспомнить рукоприкладство на старых машинах чтобы понять всю выигрышность печки 31107. Буквально час работы и новый радиатор на месте. 3. Добавление электронасоса ОЖ. Девайс повышает эффективность отопления без вопросов. Достаточно сказать что такие насосы ставятся на многие иномарки от 2000 г.в. И не только на минивэны с двумя отопителями, но и на обычные Opel Omega C, BMW 5r и т.д. Не на все поголовно машины конечно, поскольку хитрые буржуины не против и сэкономить на своем брате. Словом, электронасос вещь эффективная и должна быть. По началу газовские электронасосы больше расстраивали. Текли. В последнее время такого не наблюдается. По крайней мере последние лет пять я не слышал чтобы он у кого-то потек. А ставят их сейчас в больших количествах на любые машины. Улучшение качества, на мой взгляд, присутствует. Для перфекционистов существуют аналоги от Bosch. Мне и ГАЗ сойдет. На этот раз я его даже не перебирал перед установкой. Обычно разбирал насос полностью. Смазывал подшипники якоря, уплотнял силиконом все щели и прокладки. Изделие купил китайское, харьковской фирмы «ДК». Последнюю. Остальные расхватали газелисты и тавристы. Изделие как изделие. Из плюсов отмечу армированные латунью выходы на патрубки. Не всегда такая прелесть встречается. Гарантия заявлена 24 месяца, но только при условии «установки на профильной станции». Считай гарантии нет. Из минусов — на морозе изоляция провода – пластмассовая. Ломается. А так – поглядим. Рекомендации по установке (не мои, обобщу): – Ставить на двигатель. Типа вибрации на кузов не будет. На волге до лампочки куда ставить. — Ставить трубами вниз. С этим согласен. Нагрузка на уплотнитель от вала в вертикальном положении меньше. Давление ОЖ (когда насос не работает) на тот-же уплотнитель будет меньше. — Подключать через реле. Не согласен. Ток в 4-5А не настолько велик, чтобы городить реле. Обычный советский переключатель держит 10А. Провод лучше запустить 1,5 кв.мм. сечением. Куда ставить – тут кто в лес кто по дрова. Я ставлю всегда на вытягивание жидкости. Это насосу делать проще, нежели нагнетать «в стену». В моем случае насос поставил на вытягивание ОЖ из редуктора ГБО. Собственно для улучшения обогрева этого редуктора насос и покупался (патрубки на 16 мм.). Повесил я его на двигатель. Кронштейн изготовил из кронштейна ЭБН старого образца (который под днищем). Провод протащил от одного из 10А предохранителей на отдельный переключатель, а с него – провод под капот на насос. Остановился на сечении 1 мм. Остальная проводка на 31105 – почти вся 0,75. Удобно подключать насос на переключатель вентилятора в старых машинах. На 31105 вентилятор типа электронный. Подключать насос пришлось отдельно. Питание я подал постоянное, т.е. при выключенном зажигании насос будет работать. Эта штука может сослужить хорошую службу летом, когда надо погонять нагретую ОЖ после остановки двигателя. Индикаторы работы на панель не выводил, зуммеры не подключал. Хотя желательно. Забывчивость чревата. Однако я не забываю же выключать габариты, ставить на ручник и передачу перед выходом. И тут привыкну контролировать. 4. Заполнение системы. С особенностями заполнения системы охлаждения пришлось ознакомиться на опыте. Делал в последнее время это частенько. Пробки радиатора система лишена. Уже привык, но это напрягает. Не удобно. И заливать и контролировать уровень. Заливать теперь придется в горловину РБ. Совет – вокруг горловины положить тряпку. Если дымящий на коллекторе пролитый Тосол вас не беспокоит – можно не ложить. Из двух наших канистр заполнять систему можно без всяких леек как в ЗР. Там и так до капота рукой подать, а тут еще лейка торчит. Не подлезть. Кроме того из зарулевского тазика жидкость все равно надо будет заливать в какую-то тару. Первой выливаем более полную канистру. 5 литров входит со свистом. Быстрее или медленнее лить – до лампочки. Шланг (привет ЗР!) на манер груши сверху радиатора терзать не надо. Кому не хватает эспандера – допускается рекомендацию ЗР для усиления здоровья выполнить. Как только ОЖ только слегка начнет свой подъем со дна РБ – прекращаем заливать (это уже вторая канистра пошла). Запускаем двигатель, включаем электронасос. Что бы там не говорили злопыхатели – газовский насос вытягивает пробки из радиатора просто мигом и это слышно и видно. Ждем открытия термостата. Тряпку вокруг горловины РБ не убираем – ОЖ может разлиться. Можно даже сказать, что по любому разольется. Ближе к 80 градусам по приборке Тосол начинает подниматься в бачке, потом булькает, вылетая из горловины, потом исчезает в бездне открывшегося радиатора. Глушим машину. Пьем чай. Заливать остатки ОЖ (до уровня) лучше на остывшей, не работающей машине. Данная истина пришла ко мне после потери пары литров Тосола, который выливался вслед за остановкой двигателя из РБ прямо на раскаленный коллектор. Двигатель уже остановлен, а ОЖ еще по инерции двигается. Куда? Правильно – в расширительный. Больше некуда в такой новой системе. Кроме того горячая жидкость занимает больше места, нежели холодная. Эффект, конечно, ого-го. |