- Является ли замена радиаторов самовольным переустройством квартиры
- Переустройство инженерных система МКД без разрешительных документов считается самовольным
- При переустройстве вносятся изменения в технический паспорт помещения в МКД
- Для демонтажа или замены радиаторов НПА не предусмотрено согласование или разработка проекта
- Изменения во внутриквартирных сетях не должны нарушать права и интересы граждан
- Запомнить
- Нужна ли лицензия на обслуживание системы отопления в здании?
Является ли замена радиаторов самовольным переустройством квартиры
Замена или перенос инженерных сетей, требующие изменений в техпаспорте помещения/дома, являются переустройством. Если это делается без разрешительных документов, то переустройство самовольное. Разбираемся, является ли замена/перенос радиаторов отопления в квартире самовольным переустройством помещения в МКД.
Переустройство инженерных система МКД без разрешительных документов считается самовольным
Согласно ст. 25 ЖК РФ, установка, замена или перенос инженерных сетей, требующие внесения изменений в технический паспорт дома/помещения, подпадают под понятие «переустройство». Переустройство осуществляется после согласования с местной администрацией, которая должна выдать разрешение на основании ч. 6 ст. 26 ЖК РФ.
В случае отсутствия разрешительных документов переустройство считается самовольным. За такие действия предусмотрена административная ответственность по ст. 7.21 КоАП РФ. Для физических лиц штраф составляет до 2500 рублей. Кроме того, в определённых случаях, согласно ч. 6. ст. 29 ЖК РФ, суд может обязать собственника привести квартиру в прежнее состояние либо вынести решение о продаже такого помещения с торгов.
При этом не каждое изменение инженерных систем подпадает под понятие переустройство, ведь элементы внутридомовых инженерных систем МКД могут находиться как вне квартиры, так и внутри неё. Если речь идёт о вмешательстве в работу общедомовых систем, то, помимо согласования с администрацией, требуется ещё и согласие остальных собственников. В противном случае виновник будет наказан, а суд обяжет его привести ВДИС в первоначальное состояние.
При переустройстве вносятся изменения в технический паспорт помещения в МКД
Сложнее дело обстоит с внутриквартирным оборудованием, замена которого, на первый взгляд, никак не повлияет на работу систем всего дома. В соответствии с ч. 1 ст. 25 ЖК РФ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.
В силу ч. 1 ст. 29 ЖК РФ, самовольным является переустройство, проведённое при отсутствии разрешения администрации, предусмотренного ч. 6 ст. 26 ЖК РФ. Согласно п. 12 Правил № 491, собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества. При этом Правила № 491 не содержат каких-либо запретов на самовольный демонтаж внутриквартирных элементов инженерных систем.
По смыслу ст.ст. 25, 26 ЖК РФ, проводимые переоборудование/перепланировка предусматривает внесение изменений в технический паспорт жилого помещения. Согласно п. 3.16 приказа № 37, такой документ содержит следующие сведения:
- год постройки здания,
- этажность,
- физический износ,
- наименование конструктивных элементов и их описание: наружные стены (материал), перегородки (материал), перекрытия (материал), полы в жилых комнатах, кухне, ванной, в других помещениях квартиры, проёмы, отделка стен, отделка потолков, вид отопления, наличие водоснабжения, электроснабжения (тип проводки), канализации, горячего водоснабжения, ванн или душа, сауны или бассейна, лоджий или/и балконов, телефона, радио, лифт, мусоропровод.
Таким образом, в технический паспорт квартиры не вносятся сведения о местоположении и о наличии отопительных приборов, находящихся в жилом помещении: трубопроводы холодной и горячей воды, канализации, отопления, газа и т.п. Также на поэтажных планах не показываются радиаторы центрального отопления. При таких обстоятельствах замена батарей отопления, внутриквартирных трубопроводов либо электрических сетей переустройством не является.
Для демонтажа или замены радиаторов НПА не предусмотрено согласование или разработка проекта
Согласно п. 1.7.1 Правил № 170, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах, производство которого допускается после получения соответствующих разрешений в установленном порядке, включает в себя:
- установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов;
- перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов;
- устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат;
- замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, «джакузи», стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
Это вытекает и из содержания формы заявления о даче согласия на переоборудование или перепланировку жилых помещений, утверждённого постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 № 266, согласно которому для переоборудования помещений требуется разработка проекта, его согласование с определёнными службами.
Законодательством не предусмотрено получение какого-либо согласия для демонтажа и замены элементов инженерных систем, за исключением согласия управляющей организации или поставщиков тепловой энергии, которое требуется в период отопления для присоединения к сети. Не требуется для демонтажа и замены радиаторов и разработка какого-либо проекта.
Отсюда следует, что демонтаж элементов отопительной системы не относится к переоборудованию или перепланировке, поскольку, согласно приведённым выше нормативным актам, переоборудование и перепланировка не включает в себя демонтаж и замену отопительных радиаторов.
Изменения во внутриквартирных сетях не должны нарушать права и интересы граждан
Изменения, внесённые собственником помещений в инженерные сети внутри квартиры, могут быть сохранены только в случае, если они не нарушают права и законные интересы граждан и не создают угрозу их жизни и здоровью.
В частности, законом не допускается перепланировка квартир, ведущая к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем или оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, повреждению противопожарных устройств.
Более того, при замене каких-либо элементов инженерной системы следует позаботиться об идентичности вновь установленного оборудования по своим техническим параметрам. К примеру, если будут установлены трубопроводы меньшего диаметра, это может привести к нарушению циркуляции ресурса по системе, что может негативно отразиться на работе сетей в других квартирах.
При таких обстоятельствах есть большая вероятность, что суд также обяжет собственника привести систему в соответствующий проекту вид. Подобная практика сложилась как в Арбитражных судах, например, дело № А59-4317/2013, так в судах общей юрисдикции, например, решение Ленинского районного суда Владимира от 10.06.2019 по делу № 2-2866/2018 и решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 29.01.2019 по делу № 2-2842/2018.
Запомнить
По результатам анализа положений действующего законодательства и сложившейся судебной практики, можно сделать вывод о том, что в целом замена внутриквартирных инженерных систем переустройством не является и предварительного согласования с ГЖИ не требует.
Однако если в результате таких изменений, нарушается работа всей системы в целом, то у УО появляется возможность через суд понудить собственников устранить эти нарушения. При этом практика показывает, что в таких делах управляющей организации часто не удаётся доказать тот факт, что вмешательство в работу систем повлекло негативные последствия для остальных собственников.
Если уж такой спор назревает, то для начала необходимо обязательно провести экспертизу и понять, насколько изменения влияют на внутридомовую систему в целом и к каким неблагоприятным последствиям могут привести. Формально, даже если собственник без ведома УО переустроит всё внутриквартирное оборудование, но при этом на руках у него будет заключение эксперта, что от этого переустройства никто не пострадает, суд встанет на сторону собственника.
Нужна ли лицензия на обслуживание системы отопления в здании?
Здравствуйте! Размещена закупка по ОКВЭД 70.32.13.130 Услуги по управлению эксплуатацией систем теплоснабжения. Техническое задание состоит в следующем:
2. Необходимые виды работ (услуг) в центральной районной больнице
2.1. Организация технического обслуживания и ремонта внутренних тепловых сетей и оборудования теплоснабжения ГБУЗ РК «Сосногорская ЦРБ» в том числе:
2.1.1 Проведение работ в соответствии с планом годового технического обслуживания на оборудовании;
2.1.2 Контроль состояния фланцев, фитингов, прокладок, запорной, сливной и регулировочной арматуры, отдельных участков трубопроводов;
2.1.3 Устранение течей, набивка сальников;
2.1.4 Проведение проверок, контроль работы автоматических приводных клапанов, вентилей, задвижек, регулирующих кранов, контрольно-измерительных приборов;
2.1.5 Контроль сроков испытаний и поверок контрольно-измерительных приборов;
2.1.6 Ведение учета показаний контрольно-измерительных приборов;
2.1.7 Выполнение работ по своевременному выявлению неисправностей и повреждений внутренних тепловых сетей и оборудования (планово-предупредительный ремонт);
2.1.8 Проведение профилактических работ и контроль исправности насосов и автоматики;
2.1.9 Работы и услуги по обслуживанию узлов учета, расположенных на внутренних теплосетях;
2.2. Оперативное управление, в т.ч. диспетчерское обслуживание
2.2.1. Предоставление услуг аварийно-диспетчерской службы (включая прием и учет заявок по телефону) – круглосуточно;
2.2.2. Устранение неисправностей при авариях на внутренних тепловых сетях – круглосуточно, по факту возникновения аварии.
2.2.3. Срок прибытия аварийно-восстановительной группы на место аварии – в срок не более 15 минут.
Вопрос в следующем. Заказчик требует наличия лицензии на данную деятельность. Правомерны ли его требования, нужны ли какие-либо разрешения на такие виды работ?
Ответы юристов ( 3 )
Перечисленные Вами виды работ в лицензировании не нуждаются, так как отсутствуют в ст.12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ссылка на закон base.garant.ru/12185475/2/#block_200), где указана весь перечень видов деятельности, которые нуждаются в лицензировании.
Поэтому требование о наличие лицензии незаконно.
Здравствуйте. Перечень, подлежащих лицензированию видов деятельности изложен в ст. 12 ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». данный перечень носит исчерпывающий характер, не допускающий вольного и самопроизвольного толкования.
Перечисленные Вами виды работы в лицензировании не нуждаются.
Данные виды работы ранее предполагали наличие лицензии. В частности, в «Типовой инструкции по эксплуатации систем отопления и вентиляции тепловых электростанций. РД 34.21.527-95» (утв. РАО «ЕЭС России» 27.09.1995) отмечается, что
1.6. Работы по регулировке и наладке систем отопления и вентиляции выполняются персоналом электростанции или организацией, имеющей лицензию на данные работы.
Да, требование в предоставлении лицензии вполне правомерно Это требование так же закреплено в
Постановлении Правительства РФ от 28 августа 2002 г. N 637
Магола Виолетта Олеговна
Виолетта Олеговна, данное постановление утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 14.12.2006 N 767,
Услуги по управлению эксплуатацией систем теплоснабжения.
Юлия
Если указанная деятельность не связана с эксплуатацией взрывопожароопасных производственных объектов I, II и III классов опасности, то лицензия не требуется.
Речь, в частности, идет об
7. Использование (эксплуатация) на объектах оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля:
пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);
воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия;
иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля.
Вот такие у нас правовые системы…
Магола Виолетта Олеговна
Смотрел в том же консультанте
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 декабря 2006 г. N 767
ОБ ИЗМЕНЕНИИ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ
НЕКОТОРЫХ АКТОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОПРОСАМ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 06.06.2007 N 354,
от 23.08.2007 N 538, от 08.11.2007 N 765, от 05.06.2008 N 438,
от 11.03.2010 N 138, от 07.02.2011 N 54, от 29.08.2011 N 717,
от 28.08.2015 N 901)
В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности.
2. Признать утратившими силу решения Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности согласно прилагаемому перечню.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ
Утвержден
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 декабря 2006 г. N 767
ПЕРЕЧЕНЬ
УТРАТИВШИХ СИЛУ РЕШЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ
ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
29. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. N 637 «О лицензировании деятельности в области эксплуатации электрических и тепловых сетей, транспортировки, хранения, переработки и реализации нефти, газа и продуктов их переработки» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 36, ст. 3476).
Вопрос в следующем. Заказчик требует наличия лицензии на данную деятельность. Правомерны ли его требования, нужны ли какие-либо разрешения на такие виды работ?
Юлия
Да, требование в предоставлении лицензии вполне правомерно Это требование так же закреплено в
Постановлении Правительства РФ от 28 августа 2002 г. N 637
О лицензировании деятельности в области эксплуатацииэлектрических и тепловых сетей, транспортировки, хранения, переработки иреализации нефти, газа и продуктов их переработки
ПОЛОЖЕНИЕ
о лицензировании деятельности по эксплуатации тепловых сетей
1. НастоящееПоложение определяет порядок лицензирования деятельности по эксплуатациитепловых сетей, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальнымипредпринимателями (за исключением случаев, когда указанная деятельностьосуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица илииндивидуального предпринимателя).
2.Деятельность по эксплуатации тепловых сетей включает в себя прием, передачу ираспределение тепловой энергии, техническое обслуживание и ремонт тепловыхсетей.
3.Лицензирование деятельности по эксплуатации тепловых сетей осуществляетсяМинистерством энергетики Российской Федерации (далее именуется — лицензирующийорган).
4.Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности поэксплуатации тепловых сетей являются:
а) соблюдениетребований нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативныхтехнических документов, устанавливающих правила эксплуатации тепловых сетей;
б) наличиесертификатов на оборудование, используемое лицензиатом при осуществлениилицензируемой деятельности;
в)подтвержденное документами наличие у лицензиата принадлежащих ему на правесобственности или на ином законном основании производственных помещений исооружений, соответствующих техническим нормам и требованиям эксплуатациитехнологического оборудования и инвентаря;
г) наличие улицензиата работников, имеющих специальное высшее или среднее профессиональноеобразование либо иное высшее или среднее профессиональное образование, приусловии прохождения ими переподготовки с целью осуществления лицензируемойдеятельности, а также специалистов, прошедших в установленном порядкеспециальную подготовку;
д) наличие вштате лицензиата должностного лица, ответственного за обеспечение надежного ибесперебойного теплоснабжения потребителей, а также за безопасностьэксплуатации и проведения ремонта тепловых сетей;
е) наличие улицензиата паспорта (акта) готовности к работе в зимний период.
5. Дляполучения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий органследующие документы:
а) заявление опредоставлении лицензии с указанием:
наименования, организационно-правовой формы, места нахождения — для юридического лица;
фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность,- для индивидуального предпринимателя;
лицензируемойдеятельности;
б) копииучредительных документов и копия документа, подтверждающего факт внесениязаписи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
копиясвидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качествеиндивидуального предпринимателя;
в) копиясвидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
г) копиидокументов, подтверждающих соответствующую установленным требованиямквалификацию должностного лица, ответственного за обеспечение надежного ибесперебойного теплоснабжения и за безопасность эксплуатации и ремонта тепловыхсетей;
д) копиидокументов, подтверждающих квалификацию работников соискателя лицензии;
е) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органомзаявления о предоставлении лицензии.
Если копиидокументов, предусмотренных подпунктами «б» и «в»настоящего пункта, не заверены нотариусом, они представляются с предъявлениеморигинала.
Требовать отсоискателя лицензии представления иных документов не допускается.
Запредоставление недостоверных сведений соискатель лицензии несет ответственностьв соответствии с законодательством Российской Федерации.
6.Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе впредоставлении лицензии в срок, не превышающий 60 дней с даты получениязаявления со всеми необходимыми документами.
Соответствующеерешение оформляется приказом руководителя лицензирующего органа.
Лицензирующийорган при проведении лицензирования имеет право проводить проверки соответствиясоискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
7. Лицензия наосуществление деятельности по эксплуатации тепловых сетей предоставляется на 5лет.
Срок действиялицензии может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, предусмотренномдля переоформления лицензии.
8.Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:
а)наименование лицензирующего органа;
б)лицензируемая деятельность;
в) сведения олицензиате:
наименование, организационно-правовая форма, место нахождения (с указанием мест нахождениятерриториально обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемуюдеятельность) — для юридического лица;
фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, — дляиндивидуального предпринимателя;
код лицензиатапо Общероссийскому классификатору предприятий и организаций и идентификационныйномер налогоплательщика;
г) адресасооружений, используемых для осуществления лицензируемой деятельности;
д) датапринятия решения о предоставлении лицензии;
е) номерлицензии;
ж) срокдействия лицензии;
з) сведения орегистрации лицензии в реестре лицензий;
и) сведения опродлении и переоформлении лицензии;
к) основания идаты приостановления и возобновления действия лицензии;
л) основание идата аннулирования лицензии.
9. Контроль засоблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется путемпроведения лицензирующим органом проверки на основании распоряжения (приказа)его руководителя, в котором указываются:
а) фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного осуществлять проверку;
б) цели, задачи и предмет проверки;
в) даты началаи окончания проверки.
Продолжительностьпроверки не должна превышать 1 месяц.
Плановаяпроверка проводится лицензирующим органом не чаще 1 раза в 2 года.
Внеплановаяпроверка проводится для подтверждения устранения лицензиатом выявленных припроведении плановой проверки нарушений лицензионных требований и условий.
По результатампроверки составляется акт с указанием конкретных нарушений и срока ихустранения. Акт составляется по установленной лицензирующим органом форме в 2экземплярах, один из которых вручается лицензиату. К акту при необходимостиприлагаются копии документов, подтверждающих наличие выявленных нарушений.
Если лицензиатне согласен с результатами проверки, он имеет право отразить в акте своемнение. В случае отказа лицензиата от ознакомления с результатами проверкидолжностное лицо (лица) фиксирует этот факт в акте и заверяет его своейпечатью.
Лицензиатобязан уведомить (в письменной форме) лицензирующий орган об устранениивыявленных нарушений.
10. Лицензиатобязан проинформировать (в письменной форме) в 15-дневный срок лицензирующийорган об изменении места своего нахождения, а также мест нахождениятерриториально обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемуюдеятельность.
11.Лицензирующий орган при проведении лицензирования руководствуется Федеральнымзаконом «О лицензировании отдельныхвидов деятельности» и настоящим Положением.