- Определены особенности установления цен, тарифов для организаций в сферах электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения при их реорганизации в форме слияния, преобразования или присоединения
- Госдума продлила переходный период реорганизации унитарных предприятий до 1 января 2025 года
- Перспективы деятельности унитарных предприятий в сфере водоснабжения и водоотведения
- Как работает закон о ликвидации ГУПов и МУПов в 2020 году
- Причины реформы
- Какие ГУПы и МУПы продолжат работать
- Когда ликвидируют остальных
- Как ликвидировать
- Как реорганизовать
Определены особенности установления цен, тарифов для организаций в сферах электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения при их реорганизации в форме слияния, преобразования или присоединения
Внесены поправки, в том числе в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, постановления Правительства РФ «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».
Так, в частности, дополнениями, внесенными в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике предусмотрено, что при установлении цен (тарифов) для регулируемой организации, созданной в результате реорганизации юридических лиц в форме слияния, преобразования или присоединения, исключаются экономически необоснованные расходы (доходы) реорганизованного юридического лица. При установлении цен (тарифов) для регулируемой организации, созданной в результате реорганизации юридических лиц в форме слияния, преобразования или присоединения, учитываются экономически обоснованные расходы реорганизованного юридического лица, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) в отношении такого юридического лица, а также доходы, недополученные при осуществлении регулируемой деятельности реорганизованным юридическим лицом по не зависящим от него причинам.
Согласно дополнениям, внесенным в Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, для установления регулируемых цен (тарифов), регулируемых уровней цен (тарифов) в отношении производителя электроэнергии — поставщика оптового рынка, который приобрел в порядке правопреемства генерирующее оборудование и право продажи производимой на генерирующем оборудовании электроэнергии и мощности, ранее принадлежавшие производителю электроэнергии — субъекту оптового рынка, реорганизованному в форме слияния, присоединения или преобразования, используются заявление об установлении цен (тарифов) и информация, ранее представленные в ФСТ России реорганизованным лицом.
При установлении цен (тарифов) для регулируемой организации, созданной в результате реорганизации юридических лиц в форме слияния, преобразования или присоединения, могут быть использованы документы и материалы, представленные в соответствии с названными «Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов). » в отношении реорганизованной организации. Регулируемой организацией, созданной в результате реорганизации юридических лиц в форме слияния или преобразования, также представляется бухгалтерская отчетность такой организации на дату ее государственной регистрации.
Больше документов и разъяснений по коронавирусу и антикризисным мерам — в системе КонсультантПлюс.
Госдума продлила переходный период реорганизации унитарных предприятий до 1 января 2025 года
Госдума во втором чтении приняла законопроект, предусматривающий запрет на создание новых и ликвидацию либо реорганизацию существующих унитарных предприятий.
Документ подготовлен Федеральной антимонопольной службой (ФАС) РФ, внесен в Госдуму правительством и принят депутатами в первом чтении 11 декабря 2018 года. Согласно редакции законопроекта, принятого в первом чтении, к 1 января 2021 года государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП и МУП), созданные до вступления в силу соответствующих норм и действующие на конкурентных товарных рынках, будут ликвидированы или реорганизованы.
При подготовке документа ко второму чтению этот переходный период решено продлить до 1 января 2025 года.
Как разъясняет ТАСС по ссылкой на принятый документ, запрет на создание ГУП и МУП не коснется случаев, когда оно предусмотрено федеральным законом, актом президента РФ или правительства. Исключение также составят унитарные предприятия, созданные в целях национальной безопасности и обороны, в области разведывательной деятельности, в области мобилизационной подготовки и мобилизации в РФ, в области транспортной безопасности, в сфере международных отношений, в сфере государственной охраны, в сфере внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ.
Большая часть унитарных предприятий работают в сферах с развитой конкуренцией — в теплоснабжении, водоснабжении, водоотведении, управлении жилым фондом, торговли и оказания услуг, отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
На 1 января 2018 года в России насчитывалось более 18,6 тыс. унитарных предприятий, что на 39% больше, чем на 1 января 2013 года, свидетельствуют данные ФАС.
Глава комитета Госдумы по экономической политике Сергей Жигарев сообщил, что к законопроекту поступило 86 поправок, 28 из которых рекомендованы комитетом к принятию, а 58 — к отклонению.
По его словам, концепция правительства, которая предусматривает сокращение количества унитарных предприятий, ко второму чтению сохранена. При этом в результате доработки законопроекта существенно расширен перечень оснований для создания унитарных предприятий, в частности, это случаи обеспечения жизнедеятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, обеспечение деятельности по развитию культуры, искусства и кинематографии и сохранению культурных ценностей, обеспечение деятельности за пределами территории РФ ряда федеральных органов исполнительной власти и корпорации «Росатом», рассказал депутат.
Устанавливается запрет на деятельность унитарных предприятий на товарных рынках, находящихся в состоянии конкуренции (за исключением отмеченных выше случаев), если выручка унитарного предприятия от его деятельности превышает 10% совокупной выручки унитарного предприятия за последний календарный год. Это ограничение не применяется к унитарным предприятиям, созданным на основании федерального закона, актов президента РФ или правительства РФ, и к унитарным предприятиям, осуществляющим деятельность в области обращения с радиоактивными отходами, унитарным предприятиям со статусом федеральной ядерной организации.
По инициативе членов Совета Федерации законопроект дополнен нормами, предусматривающими возможность принятия правительством РФ по мотивированному представлению главы субъекта РФ решения о создании или сохранении унитарного предприятия, если это необходимо для устранения последствий чрезвычайной ситуации либо недопущения угрозы нормальной жизни населения в регионе.
Еще одной новацией законопроекта стало смягчение последствий нарушений антимонопольного законодательства для унитарных предприятий по сравнению с редакцией, внесенной правительством РФ ранее, сообщил Жигарев.
Предусмотрено, что в случае нарушения антимонопольного законодательства учредителям унитарных предприятий выдается предупреждение о прекращении неразрешенных видов деятельности либо ликвидации предприятия. Одновременно внесены поправки об исключении необходимости получения разрешения антимонопольного органа для регистрации унитарного предприятия.
Напомним, Госдума 22 ноября 2018 года перенесла рассмотрение этого законопроекта в первом чтении из-за отсутствия антикоррупционной экспертизы проекта и других документов, которые, по словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, не были представлены в профильный комитет согласно процедуре.
6 декабря были проведены парламентские слушания, в ходе которых представители Федеральной антимонопольной службы напомнили, что президент РФ Владимир Путин просил определиться с будущим ФГУПов и МУПов, и эта тема входит также в национальный план развития конкуренции.
Перспективы деятельности унитарных предприятий в сфере водоснабжения и водоотведения
Государство продолжает демонстрировать устойчивый курс на привлечение в отрасль водоснабжения и водоотведения внебюджетных инвестиций и связанную с этим реформу унитарных коммунальных предприятий.
Каковы перспективы законопроектов, направленных на ликвидацию деятельности унитарных в конкурентных сферах экономики и доведение к концу 2020 г. объема услуг водоснабжения и водоотведения, оказываемых концессионерами, до 85 %?
Директор Центра ГЧП РАВВ, заместитель генерального директора ГК «Водоканал Эксперт» Р. Р. Искендеров анализирует основные проблемы, ограничивающие возможности реорганизации ГУПов и МУПов, а также имеющиеся механизмы их решения.
Новое направление развития указанный курс получил в июле 2019 г., когда Президент РФ поручил Минэкономразвитию России совместно с Минстроем России, в срок до 1 августа текущего года, при участии органов государственной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации обеспечить принятие мер по совершенствованию механизма привлечения иностранных инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения (Поручение Президента РФ от 02.07.2019 № Пр-1186).
Единственным механизмом привлечения таких инвестиций была и остается передача объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения инвестору на основе концессионного соглашения. Другие формы управления объектами водоснабжения и водоотведения были признаны неэффективными и устаревшими. Концессионерам в сфере водоснабжения и водоотведения государство создало благоприятные условия:
- тарифы на услуги концессионеров не ограничены размером предельного индекса платы граждан за коммунальные услуги;
- в себестоимость услуг концессионера включается предпринимательская прибыль в размере 5 %;
- законодатель предусмотрел ряд гарантий концессионеру в случае изменения законодательства;
- у концессионера есть законная возможность получить в управление объекты водоснабжения и водоотведения, на которые собственником не зарегистрированы права собственности (с учетом ряда ограничений).
Однако количество концессионных соглашений в сфере ВКХ увеличивается достаточно медленно. На начало 2019 г. на стадии реализации находилось около 350 концессий на общую сумму инвестиционных обязательств 122 млрд рублей. Указанного объема явно недостаточно для развития отрасли. По оценкам, которые указаны в Стратегии развития ЖКХ в РФ на период до 2020 г. (Распоряжение Правительства РФ от 26.01.2016 № 80-р) в сферу водоснабжения и водоотведения необходимо вкладывать более 200 млрд рублей ежегодно.
В настоящее время объем услуг, оказываемых концессионерами, составляет 25 %, а унитарными предприятиями – 70 % от общего объема услуг водоснабжения и водоотведения. В соответствии с Национальным планом развития конкуренции на 2018-2020 гг. (Указ Президента РФ от 21.12.2017 № 618) к концу 2020 г. объем услуг водоснабжения и водоотведения, оказываемых концессионерами, должен увеличиться до 85 %.
Для стимулирования муниципальных и региональных органов власти к заключению концессионных соглашений в сфере ВКХ, а также для решения проблем с кредиторской задолженностью унитарных предприятий Минстроем России был разработан законопроект (№ 508673-7), который предполагал реорганизацию коммунальных унитарных предприятий в казённые при условии отсутствия у них кредиторской задолженности. В противном случае предприятия подлежали банкротству.
Поскольку большинство предприятий водоснабжения и водоотведения имеют кредиторскую задолженность, которую они не могут погасить, не сформировав новую, то практически все унитарные предприятия подлежали бы банкротству с возможностью продажи объектов водоснабжения и водоотведения с торгов.
С июля 2018 г. законопроект находится на рассмотрении в Государственной Думе РФ, но еще не прошел ни одного чтения, поскольку к нему выдвигается множество замечаний. Возможность его утверждения без решения проблемы с долгами унитарных предприятий представляется маловероятной.
Одновременно с данным законопроектом на рассмотрении в Государственной Думе РФ находится законопроект, разработанный ФАС России (№ 554026-7). Проект закона направлен на ликвидацию деятельности унитарных в конкурентных сферах экономики. Он предполагает запрет на действие существующих унитарных предприятий, а также ограничения на создание новых. Унитарные предприятия смогут создаваться только при наличии определенных обстоятельств и согласия антимонопольных органов. Ряд видов деятельности не подпадают под ограничения данного законопроекта, в том числе деятельность субъектов естественных монополий, к которым относятся водоканалы. Существует большая вероятность принятия данного законопроекта до конца 2019 г.
Основной проблемой, ограничивающей реформу унитарных предприятий, является их значительная непогашенная кредиторская задолженность. Без решения вопроса с выплатой задолженности реорганизация унитарных предприятий становится бессмысленной, а иногда невозможной.
На уровне Правительства РФ обсуждается несколько возможных механизмов погашения долгов коммунальных унитарных предприятий.
Статья «Перспектива деятельности унитарных предприятий в сфере водоснабжения и водоотведения: реорганизация или переход в концессию?» опубликована в августовском номере журнала «НДТ» ( №4-2019 ).
Как работает закон о ликвидации ГУПов и МУПов в 2020 году
Инструкция, как проходят ликвидации ФГУП, ГУП и МУП:
- Принятие решения.
- Передача сведений в госорганы.
- Создание комиссии.
- Извещение кредиторов о начале выплат.
- Проведение расчетов.
- Подведение баланса.
- Передача остатков имущества учредителю.
Скачать Федеральный закон №161-ФЗ от 14.11.2002 в действующей редакции из КонсультантПлюс |
Скачать Федеральный закон №485-ФЗ от 27.12.2019 из КонсультантПлюс |
Инструкция доработана экспертом Эллой Залужной
Причины реформы
На основании Указа Президента №618 от 21.12.2017 о национальном плане ФАС хочет провести ликвидацию ФГУПов, ГУПов и МУПов на рынке конкуренции из-за того, что госзаказчики не применяют 44-ФЗ, а передают бюджетные деньги в форме субсидий организациям, которые им подчиняются для закупок ГУПами товаров, работ, услуг для нужд учредителя.
Эта ситуация наблюдается и на конкурентных рынках. Одновременно с этим большая часть унитарных предприятий функционируют в сегментах с достаточной конкуренцией. В основном они занимаются теплоснабжением, водоснабжением, водоотведением, управлением жилым фондом, торговлей и оказанием услуг.
Какие ГУПы и МУПы продолжат работать
В новой редакции п. 4 ст. 8 Федерального закона №161-ФЗ от 14.11.2002 о государственных и муниципальных унитарных предприятиях установлено, что ГУПы и МУПы продолжают создаваться и функционировать, и ликвидация муниципального предприятия не проводится, если цель организации — обеспечение жизнедеятельности:
- органов исполнительной власти федерального уровня в таких сферах: оборонная, разведывательная, мобилизационная подготовка и мобилизация, безопасность на транспорте, международные отношения, госохрана, внутренние дела, гражданская оборона, защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, деятельность войск нацгвардии;
- естественных монополий;
- в области культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;
- за пределами территории России;
- в районах Крайнего Севера;
- с радиоактивными отходами;
- по использованию объектов инфраструктуры морского порта, который находится исключительно в федеральной собственности.
161-ФЗ разъясняет, ликвидируются ли МУПы с естественной монополией — нет, что прописано в п. 4 ст. 8 Закона.
Под исключения попали и унитарные предприятия, которые утвердят федеральными законами, актами президента или правительства.
По представлению высшего должностного лица субъекта, по решению правительства ГУПы и МУПы создадут, если устраняют последствия ЧС или предотвращают угрозу нормальной жизнедеятельности населения. Создать новое ГУП, не ликвидируя старое разрешено не всегда. Во-первых, работает общий запрет на создание унитарных предприятий, а во-вторых, до 2025 года необходимо ликвидировать компании, которые не попали под исключения.
Органы и организации, которые уполномочены на создание ГУПов и МУПов, вправе направлять в Антимонопольную службу запросы о соответствии создания ГУПов и МУПов или изменения их деятельности (ст. 35.2 135-ФЗ от 26.07.2006).
Когда ликвидируют остальных
Переходный период для ликвидации МУПов до 2025 года установлен для организаций, которые созданы до 08.01.2020 и работают на конкурентных рынках. Если после этой даты выявят, что унитарное предприятие создано с нарушением установленных требований, антимонопольный орган отправит учредителю предписание о необходимости ликвидировать. Если это предписание не исполнят, то ФАС обратится в суд с заявлением о принудительной ликвидации ГУПов и МУПов.
Если после 01.01.2025 товарный рынок станет конкурентным, в т.ч. и в сфере естественных монополий, антимонопольный орган выдаст предписание о ликвидации или реорганизации унитарного предприятия, которое работает на таком рынке. В этом предписании укажут сроки для принятия учредителем решения о ликвидации или реорганизации и сроки для мероприятий, которые необходимы для исполнения решения. Эти сроки не меньше тех, которые нужны для проведения отдельных процедур по законодательству о госрегистрации ликвидации или реорганизации. Если такое предписание антимонопольного органа не исполнят, предприятие ликвидируют на основании иска антимонопольщиков.
Все условия реорганизации и ликвидации унитарного предприятия изложены в 161-ФЗ и ГК.
Остались вопросы? В КонсультантПлюс есть статьи экспертов, которые объясняют процесс ликвидации унитарных предприятий. Вот пример одной из них.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ .
Как ликвидировать
В ст. 61 Гражданского кодекса прописано, кто может ликвидировать МУП, — это учредитель или суд. Федеральный закон №161 и ст. 63 Гражданского кодекса разъясняют порядок ликвидации унитарного предприятия по решению собственника. Обязанности тех, кто принял такое решение, изложены в ст. 62 ГК.
Вот пошаговая инструкция по ликвидации МУП в этом году:
Шаг 1. Принятие решения о ликвидации. Шаг 2. Передача информации в органы госрегистрации. Срок — в течение трех рабочих дней. Шаг 3. Создание ликвидационной комиссии и передача собственником ей всех полномочий.
Шаг 4. Передача комиссией информации о ликвидации организации и порядке выплат кредиторам в СМИ. Срок — не более 2 месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
Шаг 5. Утверждение промежуточного баланса.
Шаг 6. Окончание выплат.
Шаг 7. Подведение окончательного баланса и его утверждение учредителем организации.
Шаг 8. Передача остатков имущества учредителю.
В регионах уже начали появляться «дорожные карты» по ликвидации УПов. Вот пример одной из них:
Как реорганизовать
Процедура реорганизации муниципальных предприятий проводится на основании положений 161-ФЗ и ст. 57 ГК. Основные этапы излагаем в пошаговой инструкции реорганизации МУП в ООО в этом году: Шаг 1. Принятие решения. Шаг 2. Подготовка учредительных документов и передаточного акта. Шаг 3. Передача информации в органы госрегистрации. Срок — в течение трех рабочих дней. Шаг 4. При необходимости — уведомление кредиторов и согласование с ними выплат или оформление документов об обеспечении обязательств.
Шаг 5. Получение в органах госрегистрации документов, которые подтверждают, что реорганизация ФГУП проведена.
Получил 3 диплома с отличием по юриспруденции и управлению закупочной деятельности. Работал ведущим специалистом в администрации муниципального образования, специалистом по размещению заказа в федеральной организации и руководителем тендерного отдела.