- Решение по отоплению за 2014 год
- Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 марта 2015 г. N Ф04-14747/14 по делу N А46-11251/2014 (ключевые темы: тепловая энергия — многоквартирный дом — корректировка размера платы — коммунальные услуги — жилищная инспекция)
- 14.10.2014 | Как будем платить за отопление с 2015 года?
Решение по отоплению за 2014 год
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 марта 2015 г. N Ф04-14747/14 по делу N А46-11251/2014 (ключевые темы: тепловая энергия — многоквартирный дом — корректировка размера платы — коммунальные услуги — жилищная инспекция)
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 марта 2015 г. N Ф04-14747/14 по делу N А46-11251/2014
18 марта 2015 г.
Дело N А46-11251/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 18 марта 2015 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Григорьева Д.В.
судей Ильина В.И.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи помощником судьи Савицким В.О., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Омской области на решение от 07.10.2014 Арбитражного суда Омской области (судья Крещановская Л.А.) и постановление от 25.12.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Киричёк Ю.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-11251/2014 по заявлению открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания N 11» (644037, Омская область, город Омск, улица Партизанская, 10, ИНН 5406323202, ОГРН 1055406226237) к Государственной жилищной инспекции Омской области (644043, Омская область, город Омск, улица Булатова, 68, ИНН 5503036669, ОГРН 1025500747161) о признании недействительным предписания.
Путём использования систем видеоконференц-связи при содействии Восьмого арбитражного апелляционного суда (судья Иванова Н.Е.) в заседании участвовали представители:
от Государственной жилищной инспекции Омской области — Кривошеина Т.А. по доверенности от 12.01.2015;
от открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания N 11» — Матус Е.А. по доверенности от 01.01.2015.
открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания N 11» (далее — общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Омской области (далее — Госжилинспекция, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 17.06.2014 N 02-02-16/05 (далее — предписание от 17.06.2014).
Решением от 07.10.2014 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 25.12.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, Госжилинспекция, ссылаясь на нарушение судами норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит решение от 07.10.2014 и постановление от 25.12.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного обществом требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, корректировка платы за отопление может производиться один раз в год, как по окончанию отопительного периода, календарного года, финансового года, так и началу этих периодов, может совпадать с бюджетным или календарным годом, или не совпадать, поскольку законом не предусмотрен конкретный отрезок времени проведения корректировки.
Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в соответствии с положениями статей 274 , 284 , 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на неё и выступлениях представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что принятые по делу судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Из материалов дела следует и судами установлено, что Госжилинспекцией в отношении общества была проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой составлен акт проверки от 17.06.2014 N 02-03-16/08 и вынесено предписание N 02-02-16/05 об устранении нарушений законодательства, выявленных при проведении мероприятий по контролю.
Согласно указанному предписанию обществу надлежало в срок до 31.07.2014 произвести корректировку за коммунальные услуги (отопление) с февраля 2013 года по февраль 2014 года в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 Приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее — Правила N 307) и произвести перерасчёт размера платы за коммунальную услугу (отопление) с февраля по май 2014 года, исходя из рассчитанного среднемесячного объёма за коммунальную услугу (отопление за период с февраля 2013 года по февраль 2014 года) в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 Приложения N 2 Правил N 307.
Не согласившись с предписанием от 17.06.2014, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении требования общества, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что оспариваемое предписание не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчётов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учёта, а при их отсутствии — нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Правила N 307 содержат порядок определения объёма коммунальных ресурсов, потреблённых в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома.
На основании подпункта «б» пункта 21 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учёта и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учёта размер платы за отопление определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 Приложения N 2 к Правилам N 307.
При этом исполнитель проводит один раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 Приложения N 2 к Правилам N 307.
Пунктом 23 Правил N 307 установлено, что при наличии в многоквартирном доме коллективных (общедомовых) приборов учёта потребления тепловой энергии и наличии во всех или в отдельных помещениях распределителей, размер платы за отопление рассчитывается исходя из среднемесячных объёмов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а в случае отсутствия сведений об объёмах потребления тепловой энергии за предыдущий год — исходя из норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию, утверждённых в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление помещений, оборудованных распределителями, в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 Приложения N 2 к настоящим Правилам.
Исполнитель при расчётах с ресурсоснабжающей организацией за тепловую энергию руководствуется нормативами потребления коммунальных услуг, однако они применяются лишь для расчёта текущих ежемесячных платежей. Итоговая сумма платы за коммунальные услуги исчисляется на основании не нормативов, а корректировок, предусмотренных пунктом 19 Правил N 307.
В соответствии с формулой 7 Приложения N 2 к Правилам N 307 при наличии ОДПУ начисление платы за отопление производится исходя из среднемесячного объёма потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год с корректировкой платы 1 раз в год, а в случае отсутствии сведений об объёмах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле N 1 (по нормативам потребления тепловой энергии на отопление).
Из формулы 8 Приложения N 2 к Правилам N 307 усматривается, что размер платы за отопление в i-м жилом помещении многоквартирного дома один раз в год корректируется по формуле, которую составляют следующие величины: размер платы за тепловую энергию, определённый исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учёта, установленных в многоквартирном доме; общая площадь i -го помещения в многоквартирном доме; общая площадь всех помещений в многоквартирном доме; общий размер платы за отопление за прошедший год.
С учётом приведённых выше норм права и установленных обстоятельств, выводы судов о том, что корректировка размера платы по формуле N 8 Приложения N 2 к Правилам N 307 производится только при наличии показаний прибора учёта за период, равный календарному году (12 месяцев), и, исходя из совокупного объёма тепловой энергии, измеренного показаниями ОДПУ за соответствующий период, равный 12 месяцам являются правильными.
Судами установлено, что ОДПУ, установленный на спорном многоквартирном доме, вышел из строя и не работал с 01.01.2013 по 03.02.2014, то есть 34 дня.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, установив факт отсутствие совокупного объёма тепловой энергии, измеренного показаниями ОДПУ за 12 месяцев 2013 года, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что обществом правомерно не проведена корректировка размера платы за отопление по итогам 2013 года, поскольку проведение корректировки могло и должно было осуществляться в январе 2014 года только при наличии показаний прибора учёта за весь отопительный период прошедшего года.
При этом суды отметили, что из письма Министерства строительства и жилищно-натурального хозяйства Российской Федерации от 12.11.2014, следует, что Правилами N 307 предусмотрена корректировка размера платы за отопление только при наличии общедомового прибора учёта. В случае отсутствия сведений об объёмах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется с учётом нормативов потребления, и корректировка размера платы за отопление не производится. При этом проведение корректировки возможно по истечении календарного года при наличии совокупного объёма потреблённой тепловой энергии на нужды отопления по показаниям общедомового прибора учёта.
Доводы Госжилинспекции о том, что корректировка платы за отопление может производиться один раз в год как по окончанию отопительного периода, календарного года, финансового года получили надлежащую правовую оценку судов первой и апелляционной инстанций и не принимаются судом кассационной инстанции в качестве оснований для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не опровергают выводы нижестоящих судов о нарушении прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах, учитывая положения части 1 статьи 198 , части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ, судами правомерно удовлетворено требование общества о признании недействительным обжалуемого предписания заинтересованного лица.
Иное толкование заинтересованным лицом положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 , статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
решение от 07.10.2014 Арбитражного суда Омской области и постановление от 25.12.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-11251/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
14.10.2014 | Как будем платить за отопление с 2015 года?
Как известно, Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. N354 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг (далее – Правила N354), которые предусматривают новый порядок расчёта платы за коммунальную услугу по отоплению. Ранее действующим ПП РФ от 23.05.2006г. N307 был установлен порядок, согласно которому к оплате потребителю коммунальной услуги по отоплению ежемесячно предъявлялась 1/12 стоимости услуги, потребляемой за год, т.е. равными платежами в течение года, независимо от отопительного периода. Согласно Правилам N354 оплата отопления должна осуществляться по факту потребления, т.е. тепло оплачивается в отопительный период, при отсутствии отопления плата за услугу не взимается.
При этом Правительством РФ был предусмотрен некий «переходный период», в течение которого региональным властям было дано право самостоятельно устанавливать порядок оплаты отопления – по факту потребления (в соответствии с Правилами N354), либо ежемесячными равномерными платежами по 1/12 годовой платы (в соответствии с Правилами N307). Соответствующие полномочия региональных органов власти были установлены Постановлением Правительства РФ от 27.08.2012г. N857.
Согласно пункту 6 ПП РФ от 06.05.2011г. N354 с 01 января 2015 года утрачивают силу положения Правил N307, касающиеся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению. Остальные положения Правил N307 утратили силу ранее. Таким образом, с 01 января 2015 года утрачивают силу все пункты ПП РФ от 23.05.2006г. N307.
Необходимо отметить очень существенный момент для тех регионов, которые приняли решение руководствоваться Правилами N307, и в данный момент жителям этих регионов стоимость отопления начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой платы с проведением один раз в год корректировки платы за отопление. Такой порядок установлен подпунктом «б» пункта 23 Правил N307, который, в свою очередь, ссылается на пункт 3 Приложения 2 Правил N307.
Поскольку Правила N307 утрачивают силу с 01 января 2015 года, то и корректировка платы за отопление после 01 января будет незаконной. Следовательно, ежегодную корректировку платы за отопление необходимо провести до 01 января 2015 года.
Интересно, что органы госвласти некоторых регионов РФ выражают уверенность, что действие Правил N307 будет продлено, и размер ежемесячной стоимости отопления можно будет продолжать рассчитывать как 1/12 от годовой стоимости отопления.
Необходимо отметить, что, во-первых, никаких инициатив по продлению действия Правил N307, представители Правительства РФ не высказывали. Во-вторых, Правительство РФ учло рост стоимости отопления, связанный с переходом от расчёта платы на 12 месяцев к расчёту только на отопительный период, внеся соответствующие изменения в Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2014 года N400, которым утверждены Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Изменения в ПП РФ N400 внесены Правительством РФ 18 сентября 2014 года Постановлением N953.
Таким образом, в настоящий момент Правительство РФ подготовило нормативную базу для перехода на порядок расчёта стоимости отопления, установленный Правилами N354. Оснований для прогноза продления действия Правил N307 не усматривается.
В соответствии с вышеизложенным предлагаем исполнителям коммунальных услуг подготовиться к безболезненному переходу на новый порядок расчёта, а именно: провести корректировку платы за отопление за 2014 год в срок до 01 января 2015 года и обеспечить техническую возможность предъявления к оплате потребителям стоимости коммунальной услуги по отоплению в объёме фактического потребления.
ВНИМАНИЕ!
Данная статья утратила актуальность в связи с принятием
Правительством РФ
Постановления от 17.12.2014г. N1380
Обращаем Ваше внимание!
ЦДО «АКАТО» размещает на своем сайте важнейшие законодательные и иные правовые акты жилищного законодательства и комментарии к ним:
Получить разъяснения актуальных вопросов ЖКХ Вы можете,
приняв участие в семинарах ЦДО «АКАТО».
Следите за расписанием мероприятий на сайте «АКАТО».
___________________________________________________________________
Дополнительная информация по телефону 8-800-700-60-58