Решение суда отопление общедомовые нужды

Оплата за общедомовые нужды в 2020 году

Общедомовые нужды с недавнего времени числятся не коммунальными, а жилищными услугами. Такая смена статуса привела к изменениям в оплате услуг ЖКХ. Каковы в 2020 году особенности ОДН?

В 2020 году началась реализация законопроекта, касающегося платежей за общедомовые нужды.

В квитанциях плата за ОДН отныне указывается в строчке о содержании жилья, а не в строчке о коммуслугах, как это было ранее. Какими особенностями в 2020 году отличаются общедомовые нужды?

Начиная с 2020 года, оплата за общедомовые нужды рассчитывается по новым правилам. Такое нововведение обусловлено необходимостью расчетов с учетом реального потребления.

По мнению законодателя, смена статуса услуги позволит начислять оплату только за действительно израсходованные ресурсы.

Новый алгоритм расчетов вводился постепенно. За время подготовки к переходу собственники и обслуживающие компании должны были подготовиться к изменениям в оплате.

В частности УК должны были провести проверку каждого дома, обнаружить случаи нецелевого употребления коммунальных ресурсов, выполнить работы по повышению энергоэффективности.

С 2020 года в квитанциях общедомовые нужды включаются в плату за содержание общего имущества.

Платеж ОДН рассчитывается на основании показаний общедомовых приборов учета, установленных в большинстве МКД, в сравнении с показаниями индивидуальных счетчиков.

ОДН представляет собой разницу меж показаниями личных счетчиков, установленных в квартирах жильцов, и общедомовых приборов учета в МКД.

Когда в квартире не установлен счетчик, то объем расходованных ресурсов рассчитывается как соотношение квартирной площади к сумме всех площадей общего имущества.

Если говорить о предназначении ОДН, то это коммунальные услуги, необходимые для поддержания нормальной жизнедеятельности всего многоквартирного дома.

Пересмотр расчета ОДН объясняется тем, что многие управляющие организации стали списывать в этот раздел собственные долги перед поставщиками ресурсов и иные сторонние затраты.

Из чего состоят

Большая часть собственников недостаточно понимает, что входит в общедомовые нужды. Общее представление таково, что ОДН это только освещение и отопление подъезда.

На самом деле кроме перечисленных затрат в РДН включаются расходы:

По электроснабжению Общедомового оборудования и помещений общего пользования

По водоснабжению на обслуживание и работу отопительной системы Мойку и уборку общих помещений, уход за придомовой территорией

Включать в состав ОДН прочие расходы ресурсов категорически запрещено. Жильцы не должны платить за общедомовые нужды сверх нормы.

На практике это выглядит так, что если часть энергоресурсов теряется в процессе доставки к конечному потребителю по вине УК, то затраты оплачивает управляющая организация.

ФЗ № 176 был принят Госдумой РФ еще летом 2015 года. Цель закона позиционирована как создание условий для более эффективной работы в отрасли ЖКХ и улучшение платежной дисциплины.

Следствие закона должно было стать начисление платы за пользование коммуслуг, используемых для общего имущества МКД, исходя из реальной величины потребления, рассчитанной по специально определенным нормативам.

В настоящее время для взимания платы за ОДН применяются следующие нормативные акты:

ФЗ № 261 «Об энергосбережении»;

Постановления Правительства РФ № 344 и №354, включая приложения к ним, касающиеся предоставления коммуслуг жителям МКД;

ФЗ №176 от 29.06.2015.

Нововведения обусловили исчезновение строки об ОДН из платежных квитанций. Причина была в росте социальной напряженности среди населения и отказе многих собственников от оплаты непонятных расходов.

С 1.01.2017 плата за ОДН включается в состав оплаты за содержание общего имущества. Перечень расходуемых на общие нужды ресурсов приведении в ч.2 ст.154 ЖК РФ.

Для применения нового порядка Правительством РФ были внесены изменения в «Правила предоставления коммуслуг …», утвержденные Постановлением Правительства РФ № 354 от 6.05.2011.

Читайте также:  Норматив потребления отопления по саратовской области

Как же рассчитывается плата за ОДН в 2020 году? Существует два варианта расчетов. Основной критерий это наличие/отсутствие общедомового прибора учета в МКД.

В обоих случаях сначала рассчитывается объем израсходованных на общедомовые нужды ресурсов, а затем полученное значение распределяется по лицевым счетам жилых и нежилых помещений.

Если МКД оснащен счетчиком, то величина ОДН рассчитывается как разница между показаниями общего и индивидуальных счетчиков.

Выявленная разница разделяется меж всеми жильцами дома пропорционально площади занимаемых квартир.

Если счетчик в какой-то квартире отсутствует, то расчет осуществляется с применением нормативных показателей по расходу ресурсов на каждого зарегистрированного жильца и площади помещения.

Когда в МКД нет общедомового прибора учета, то объем ОДН определяется посредством умножения установленного местными властями норматива на общую площадь здания.

Применяемые нормативы могут отличаться в зависимости от региона. Из нюансов нового порядка нужно отметить то, что теперь управляющие организации обязаны самостоятельно оплачивать перерасход ресурсов.

Это приведет к тому, что УК будут более заинтересованы в своевременном устранении аварий и станут более тщательно следить за перерасходом.

Для расчета платы за ОДН на уровне субъектов РФ должны быть утверждены нормативы потребления. Для определения правильных значений специалисты собирают показания по сотням тысяч объектов.

В частности учитывается объем поступивших ресурсов по общему счетчику и объем потраченных в индивидуальном порядке ресурсов по личным счетчикам.

Разница считается тем объемом коммунальных ресурсов, который необходим для содержания общего имущества МКД. Сравнение результатов всех проверенных домов позволяет определить средний показатель и утвердить его в качестве единого норматива.

Земельный участок ветеранам боевых действийПро выделение земельных участков ветеранам боевых действий смотрите в статье: земельный участок ветеранам боевых действий.

Как потратить материнский капитал на ремонт квартиры, читайте здесь.

Некоторые вопросы, связанные с новым порядком в отношении ОДН, были разъяснены Минстроем РФ. Так при включении ОДН в жилищные услуги УК (ЖК, ТСЖ и т.п.) должны руководствоваться ч.10 ст.12 ФЗ № 176 от 29.06.2015.

По факту это выглядит следующим образом:

К оплате предъявляется фактический объем ресурсов Потраченных на содержание общего имущества

Полученное значение сравнивается С действующими нормативами

Если фактический объем превышает норматив То разница оплачивается за счет УК

Жильцы МКД Оплачивают услуги в пределах утвержденных нормативов

Единого по стране норматива потребления электроэнергии для МКД не существует. Определение показателя зависит от многих факторов, например:

Наличие/отсутствие индивидуального отопительного пункта

освещения подъезда и придомовых территорий

Оборудования дома Общедомовым прибором учета

Если сравнивать утвержденные на 2020 год нормы в разных регионах, то значения получаются весьма разными. За 1 кв.м. норматив потребления электроэнергии по ОДН колеблется в среднем от 0,6 кВт/ч до 7 кВт/ч.

Для уменьшения оплаты ОДН по электричеству необходимо:

Установить общедомовой счетчик Затраты на который окупаются за несколько месяцев

Своевременно подавать показания по индивидуальным счетчикам Поскольку отсутствие реальных значений ведет к расчету оплаты по нормативам потребления

Контролировать работу Управляющих организаций

Позаботиться о смене старой проводки на новую Что позволяет свести к нулю потери энергии

На что расходуется вода

Расходы ОДН на холодную воду включают в себя:

потери внутри МКД;

расход воды на общие расходы для помещений и придомовых территорий.

Расходы ОДН на горячую воду тратятся на:

технологические работы, касающиеся обеспечения действия отопительной системы;

сброс воды при ремонте системы отопления;

Официальные нормативы потребления холодной воды по ОДН на примере Ставропольского края колеблются в пределах 0,029-0,067 кубометра на 1 кв.м.

Читайте также:  Отопление домов работы что представляют собой

При этом учитываются такие факторы, как:

наличие в МКД системы водоотведения;

наличие централизованного водоснабжения;

типы установленных ванн по объему и т.д.

Как и в случае с электроэнергией расчет ОДН по водоснабжению основан на разнице показаний общедомовых и индивидуальных счетчиков.

Водоотведение на общедомовые нужды в 2020 году не может превышать объема воды, израсходованной на ОДН.

Кроме электроэнергии и водоснабжения в ОДН включается плата за отопление, поскольку тепло должно поддерживаться не только в квартирах, но и в общедомовых помещениях.

Но в этом случае нельзя определить посредством счетчиков, сколько тепла затрачено на каждое помещение в отдельности. К тому же отопление всегда относится к коммунальным услугам.

Независимо от способа управления МКД тепло оплачивается совокупно без разделения на личное и общедомовое потребление. Закреплена эта норма в п.40 Правил предоставления коммуслуг.

Для расчета оплаты за отопление в составе ОДН применяется норматив потребления тепловой энергии, который умножается на площадь общих помещений в доме. Полученное значение разделяется на всех жильцов.

Какие установлены тарифы на 2020 год

Тарифы, утверждаемые региональными властями, публикуются на сайтах управляющих компаний. Публикации подлежат и нормативы потребления по ОДН.

Таким образом каждый гражданин может проверить правильность начисления оплаты. Благодаря этому расчет оплаты за коммунальные услуги становится более прозрачным.

Собственник помещения в МКД, зная тарифы на коммунальные ресурсы, может самостоятельно рассчитать плату за личное потребление ресурсов.

Зная норматив по ОДН можно сравнить заявленную плату по общедомовым расходом и установить ее соответствие норме или превышение.

В 2020 году Правительством утверждено повышение тарифов ЖКХ. Но при учете кризиса в экономике рост тарифов будет весьма умеренным.

Предполагается, что с 1 июля тарифы увеличатся на 2,5-7,5% в зависимости от конкретного региона.

Как рассчитываются объемы

Расчет объема ОДН в МКД зависит, прежде всего, от наличия или отсутствия общедомовых приборов учета.

Если общий счетчик присутствует, расчет ОДН будет таким:

Снимаются показания общедомового прибора учета.

Снимаются показания индивидуальных счетчиков.

Определяется разница значений.

Превышение показаний общедомового счетчика делится по количеству квартир пропорционально площади помещений.

Полученный показатель сравнивается с нормативом потребления ОДН.

Если величина ОДН не превышает норматива, то она полностью включается в оплату содержания жилья.

Когда рассчитанный показатель получается выше положенного, то жильцы оплачивают ОДН по утвержденным нормативов, а остаток оплачивается управляющей организацией.

При отсутствии общедомового счетчика порядок практически аналогичен, но в этом случае объемы потребления рассчитываются согласно нормам на человека или объем площади.

СОИ по факту но не выше норматива. Обзор Судебной практики в пользу потребителя, а не управляющей компании.

В предыдущей статье «ОДН по факту, но не выше норматива» были рассмотрены правовые нормы, на основании которых потребитель мог обосновать свое требование к управляющей организации осуществлять расчет платы за коммунальные ресурсы на основании показания приборов учета, но в пределах норматива.

Однако, к в статье отсутствовали ссылки на судебные решения, которые укрепить позицию заявителя.

Но в январе 2020 года Верховный суд РФ принес запоздалый новогодний «подарок», оставив в силе решения нижестоящих судов по делу № А46-557/2019.

О том, какие доводы изложили судьи и как это поможет жителям платить меньше, далее в статье.

Основные обстоятельства дела.

Судебный спор возник из-за оспаривания управляющей организацией предписания госжилинспекции Омской области, которая потребовала произвести перерасчет исходя из показаний приборов учета, а не утвержденных нормативов.

Читайте также:  Оборудование узла ввода водоснабжения

Довод управляющей компании был в том, соответствии ч. 9.2. ст. 156 ЖК РФ КР на СОИ начисляется исходя из норматива потребления соответствующего вида ресурса с последующим проведением перерасчета исходя из показаний приборов учета, в порядке, утвержденным Правительством РФ.

Однако, в настоящее время порядок Правительством не утвержден, поэтому управляющая организация не знает каким образом осуществлять перерасчет. Из-за правового пробела УК реализует решение только ту «половину» статьи, которая урегулирована законом т.е. начисляет по нормативу без проведения перерасчета.

Доводы УК не впечатлили госжилинспецию, поэтому спор перешел в судебную плоскость.

Суд первой инстанции занял позицию управляющей компании, посчитав, что УК не обязано производить перерасчет до тех пор, пока его не утвердить Правительство РФ.

Однако, суд апелляционной инстанции отменил решение, а кассационная инстанция и Верховный суд РФ подтвердили позицию апелляционной инстанции, указав,

что отсутствие порядка произведения перерасчета не должно приводить к нарушению прав граждан и неосновательному обогащению управляющей организации, поскольку в силу положений статей 541, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.

Аналогичную позицию изложила судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в апелляционном определении от 22.03.2019г. по делу №33-917/2019 , в котором отменило решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований об обязании управляющей компании произвести перерасчет платы на общедомовые нужды за электроэнергию.

Основной вывод судов.

Следуя логике судебных органов, управляющая компания обязана на протяжении определенного периода (например, один календарный год) производить начисление КР на СОИ исходя из утвержденного норматива. По истечении календарного года произвести корректировку платы исходя из фактического потребления коммунальных ресурсов.

Реализуя начисление по схеме судов, получается, что потребитель фактически осуществляет плату КР на СОИ исходя из показаний приборов учета, а в случае, если происходит превышение норматива потребления, то коммунальные ресурсы, потребленные «сверхнорматив» оплачивает управляющая компания.

Какая польза для жителей?

Основная ценность судебного решения заключается в том, что создан судебный прецедент, по аналогии с которым нижестоящие суды будут выносить аналогичные решения. Подобный результат достигается благодаря принципу «единообразия судебной практики», когда судебное решение, нижестоящие суды вынуждены принимать решение в соответствии с общепринятой практикой, в противном случае оно будет отменено в вышестоящей инстанции.

Если Ваш дом, оборудован общедомовым прибором учета, жители не голосовали за начисление платы КР на СОИ по факту, но управляющая компания не осуществляла перерасчет, то следующими Вашими шагами будут:

1) Написать заявление на осуществление перерасчета со ссылкой на ч. 9.2. ст. 156 Жилищного кодекса РФ и решения судов.

2) В случае отказа вы можете обратиться с жалобой в госжилниспекцию. В жалобе указать, что управляющая компания осуществляет начисление в нарушение установленного Жилищным кодексом РФ порядка и обязательно приобщить ссылку на судебные решения, чтобы сотрудники госжилинспекции точно узнали о сложившейся судебной практике.

3) Обратиться с исковым заявлением в суд. Помимо требования о проведении перерасчета обязательно заявить о выплате потребительского штрафа в размере 50% от суммы перерасчета, который выплачивается собственнику помещения. Обратиться в суд, можно и не обращаясь в госжилинспецию.

На канале также имеются иные статьи на тему оплаты коммунальных ресурсов:

Оцените статью