- Что такое ресурсоснабжающие организации в сфере ЖКХ? Деятельность РСО, заключение договоров, ответственность
- Что это такое: расшифровка, законодательное регулирование
- Деятельность ресурсоснабжающей организации
- Поставка услуг
- Транспортировка и обслуживание
- Может ли выступать исполнителем коммунальных услуг?
- Может ли УК выступать в роли ресурсоснабжающей организации?
- Заключение договора
- С УК/ТСЖ
- Прямые договоры с жильцами МКД
- Плюсы и минусы прямых соглашений
- Ответственность
- За сервис ненадлежащего качества
- За неправильные расчеты
- Особенности оплаты за отопление в многоквартирных домах
- Кто готовит отопление: УО или РСО
- Есть ли КР на СОИ по отоплению?
- Оплата по отоплению при прямых договорах с РСО
- Оплата потерь доставки тепловой энергии в составе платы за отопление
- Оплата отопления 12 месяцев в году или в течение отопительного периода
- Новый порядок оплаты отопления по теплосчетчикам с 01.01.2019 г.: за и против
Что такое ресурсоснабжающие организации в сфере ЖКХ? Деятельность РСО, заключение договоров, ответственность
ёСегодня за поставку на дом воды, света, газа и иных коммунальных ресурсов отвечают различные ресурсоснабжающие организации (РСО). Причем РСО заключает договор с отдельной управляющей компанией (УК) или переходит на прямые расчеты с жильцами многоквартирного дома, минуя УК. Что представляют собой ресурсоснабжающие организации и как с ними можно заключить прямой договор ресурсоснабжения, подробно рассказано ниже в статье.
Что это такое: расшифровка, законодательное регулирование
Работа такой организации законодательного регулируется следующими нормативными актами:
Немаловажную роль в этом вопросе играет и ФЗ № 59 от 03 апреля 2018 года. Согласно этому закону, теперь сами собственники и владельцы жилых помещений имеют законное право на оформление прямого договора с РСО о поставке различных услуг ЖКХ, минуя УК.
Деятельность ресурсоснабжающей организации
Ресурсоснабжающая организация предоставляет УК или жильцам многоквартирных домов различные коммунальные ресурсы. Кроме того, такая организация является и транспортной компанией, которая осуществляет ежегодное обслуживание МКД и транспортировку различных бытовых отходов.
Поставка услуг
В соответствии с пп «в» п. 9 Правил постановления Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 года, при обслуживании дома РСО в многоквартирный дом поставляются такие коммунальные ресурсы:
- горячее и холодное водоснабжение (о проблемах и нормах водоснабжения в РФ узнайте здесь);
- электроснабжение (о причинах перебоя с электричеством и жалобах рассказано в этом материале);
- газоснабжение;
- водоотведение;
- отопление (о правилах теплоснабжения читайте здесь).
Транспортировка и обслуживание
РСО в сфере ЖКХ является и организацией, осуществляющей доставку различных элементов коммунальных ресурсов к конкретному месту назначения. В этой ситуации ресурсоснабжающая организация занимается такими видами деятельности:
- избавление квартир от различных вредоносных животных (например, мышей) и насекомых (в частности, тараканов или муравьев);
- утилизация твердых и иных бытовых отходов;
- установка телевизионных антенн;
- обеспечение уличного освещения придомовых участков.
В итоге, ресурсоснабжающая организация оказывает населению широкий перечень услуг.
Может ли выступать исполнителем коммунальных услуг?
Согласно п. 17 Правил постановления Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 года, РСО вправе быть и исполнителем коммунальных услуг в нижеприведенных ситуациях:
- если многоквартирный дом находится на балансе УК (ТСЖ) — с даты принятия соответствующего протокола (решения) на Общем собрании собственников до дня начала оказания различных коммунальных услуг ТСЖ или управляющей компанией;
- если у МКД еще нет собственной управляющей организации (УК, ТСЖ) — со дня оформления договора о водо-, электро-, газо-, теплоснабжении и водоотведении;
- в случае оформления с жильцами МКД прямых договоров на поставку воды, электричества, газа, отопления и света — со дня оформления такого документа;
- если истек договор ресурсоснабжения, заключенный между РСО и УК (ТСЖ, ЖК) в части снабжения различными коммунальными ресурсами — на протяжении 30 дней со дня направления письменного уведомления (п. 3 ст. 157.2 ЖК РФ);
- после принятия протокола (решения) на Общем собрании собственников в соответствии с п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ — с даты, указанной в этом документе.
Может ли УК выступать в роли ресурсоснабжающей организации?
Управляющая компания (УК) — это юрлицо, осуществляющее управление, эксплуатирование и содержание жилфонда на основании договора, оформленного между собственниками (пользователями) квартир и УК. В итоге, УК является посредником, высылающим квитанции на оплату различных коммунальных ресурсов, поставляемых РСО.
Поэтому, по общему правилу, УК не может выступать в роли РСО. Ведь эта организация сама не подводит различные коммунальные ресурсы к МКД.
Заключение договора
- Прямой договор ресурсоснабжения. Этот договор оформляется между жильцом МКД и РСО.
- Договор ресурсоснабжения, оформляемый с управляющей организацией (УК, ТСЖ).
Управляющая компания обязательно оформляет договор ресурсоснабжения с РСО. Ведь, согласно Письму Минстроя России № 35750-ОЛ/04 от 05 ноября 2015 года, оформление вышеуказанного документа является отдельным лицензионным требованием, предъявляемым к УК. Однако, помимо управляющей компании, такой договор с РСО могут оформить и сами жильцы многоквартирного дома.
С УК/ТСЖ
УК (ТСЖ) оформляет договор ресурсоснабжения с РСО в следующих ситуациях:
- Для составления реестра показаний установленных индивидуальных приборов учета (газ, вода, свет), установленных в доме. При оформлении прямого договора с жильцами МКД эти сведения есть только у РСО.
- В целях оценки качества различных услуг ЖКХ. Дело в том, что УК (ТСЖ) отвечает за качество тех коммунальных ресурсов, которые есть на территории квартир (вода, газ, свет, отопление). РСО же отвечает за качество услуг ЖКХ, предоставляемых до стены МКД и на придомовой территории.
Затем, УК (ТСЖ) нужно предъявить ресурсоснабжающей организации такие документы:
- Оферту — на протяжении 7 дней после оформления с жильцами МКД договора управления (УК) или госрегистрации товарищества (ТСЖ) соответственно (п. 5 постановления Правительства РФ № 124 от 14 февраля 2012 года).
- Ксерокопии правоустанавливающих документов, заверенной руководителем УК (ТСЖ) — свидетельство о госрегистрации юрлица (ИП) и свидетельство ИНН (для ИП — личный паспорт). Управляющая компания также предоставляет соответствующую лицензию.
- Протокол (решение) Общего собрания собственников, согласно которому жильцы МКД выбрали подходящую управляющую компанию или организовали ТСЖ.
- Документы об установке и приемке соответствующих общедомовых приборов учета (при наличии). О содержании общедомового имущества МКД читайте тут.
- Протокол (решение) Общего собрания собственников с указанием отдельного пункта о прямых расчетах с РСО (если есть).
- Документация, подтверждающая факт подключения МКД к инженерной централизованной сети.
Договор ресурсоснабжения между РСО и УК (ТСЖ) вступает в юридическую силу с даты его подписания обеими сторонами.
В подобном документе может быть указан отдельный пункт о том, что условия заключенного договора применяются к отношениям, возникшим до оформления такого документа, но не ранее образования управляющей компании или товарищества (ТСЖ).
Прямые договоры с жильцами МКД
Согласно ч. 7 ст. 1 ФЗ № 59 от 03 апреля 2018 года, прямой договор ресурсоснабжения заключается с каждым жильцом МКД в нижеприведенных случаях:
- В случае принятия соответствующего официального протокола (решения) на Общем собрании собственников в соответствии с пп. 4.4 п. 2 ст. 44 ЖК РФ.
- После одностороннего отказа РСО от текущего исполнения договора, оформленного с УК (ТСЖ). Такое возможно только при наличии со стороны УК или ТСЖ двухмесячной задолженности (п. 7 ст. 157 ЖК РФ). О долгах ЖКХ вы можете прочитать в этом материале.
- Если между РСО и жильцами МКД оформлен отдельный договор о сохранении порядка оказания и расчета услуг ЖКХ при смене УК или ТСЖ.
Согласно п. 17(1) Правил постановления Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 года, договор ресурсоснабжения признается заключенным со дня оформления соответствующего протокола (решения) на Общем собрании собственников. Ксерокопии протокола (решения) направляются в РСО на протяжении 10 дней со дня проведения такого организационного мероприятия.
В этот же срок оригиналы протокола предоставляются и в УК (ТСЖ). Затем, РСО направляет отдельное уведомление конкретному инициатору Общего собрания собственников. Таким образом, РСО официально уведомляет жильцов МКД о своем окончательном решении на протяжении 5 рабочих дней со дня получения ксерокопий протокола (решения) Общего собрания собственников.
Плюсы и минусы прямых соглашений
Прямые договоры с РСО считаются более выгодными по нескольким нижеприведенным причинам:
- Меньше посредников в виде УК (ТСЖ), то есть, более быстрое получение информации по коммунальным платежам.
- Снижается вероятность банкротства УК (ТСЖ) из-за долгов перед РСО. Ведь в результате банкротства управляющих организаций жильцы МКД в некоторых ситуациях сталкиваются с повышением тарифов и снижением качества коммунальных услуг.
- Расчеты за потребленные коммунальные ресурсы в сфере ЖКХ становятся более прозрачными. То есть, жильцы МКД смогут напрямую решать возникшие вопросы по коммунальным платежам с РСО, минуя УК.
- За УК сохраняется обязанность по осуществлению контроля за своевременной и качественной поставкой коммунальных ресурсов в дом. В итоге, собственники освобождаются от необходимости выяснять в РСО, почему нет той или иной услуги.
Ответственность
За качество поставляемых коммунальных ресурсов РСО несет различную административную ответственность. Если управляющая компания выявила факт нарушения качества определенных коммунальных ресурсов по вине РСО, то она должна предъявить суду существенные доказательства по такому делу, установленные ст. 55 ГПК РФ. Это могут быть:
За сервис ненадлежащего качества
За оказание услуг ненадлежащего качества РСО привлекают к различной административной ответственности. Так, за неисполнение ресурсоснабжающей организацией требований о направлении предложений об оснащении приборами учета используемых коммунальных ресурсов, установлена такая административная ответственность (ч. 6 ст. 9.16 КоАП РФ):
- штраф на соответствующих должностных лиц — 20 000-30 000 р.;
- начисление штрафа на юрлиц — 100 000-150 000 р.
Кроме того, согласно п. 12 ст. 9.16 КоАП РФ, за отказ или уклонение от установки различных общедомовых приборов учета РСО назначается такой штраф:
- на должностных лиц — 20 000-30 000 р.;
- на ИП — 20 000-30 000 р.;
- на юрлиц — 50 000-100 000 р.
Также, если по вине ресурсоснабжающей организации, например, надолго отключается электричество из-за проведения РСО профилактических работ, то жильцы МКД в подобной ситуации могут требовать проведения перерасчета или вправе отказаться от оплаты света в период проведения такой профилактики (п. 98 Правил постановления Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 года).
За неправильные расчеты
На основании ч. 6 ст. 157 ЖК РФ, за нарушение порядка расчета суммы коммунальных платежей, приведшее к необоснованному превышению такой суммы, РСО назначается соответствующий штраф. Сумма такого штрафа составляет 50% величины превышения начисленной суммы коммунальных платежей над размером той суммы, которая должна быть начислена по факту.
Согласно пп. 2 п. 155 Постановления Правительства РФ № 1498 от 26 декабря 2016 года, в случае неправильных расчетов различных коммунальных услуг ресурсоснабжающая организация выплачивает штраф на протяжении 2 месяцев со дня получения обращения от потребителя услуг-жильца МКД. Таким образом, снижается размер ежемесячной платы за соответствующую услугу ЖКХ. Для проведения перерасчета необходимо направить письменное обращение в РСО.
По договору ресурсоснабжения РСО поставляет жильцам многоквартирного или частного дома различные коммунальные ресурсы. Причем такой договор с ресурсоснабжающей организацией вправе оформить как управляющая организация (УК, ТСЖ), так и сами жильцы многоквартирного дома. В случае некачественного оказания услуг или неверных расчетов РСО привлекается к различной административной ответственности.
Особенности оплаты за отопление в многоквартирных домах
Плата за тепловую энергию, используемую для предоставления коммунальной услуги потребителям по отоплению – является самой затратной статьей расходов за «коммуналку». Эта коммунальная услуга имеет некоторые особенности как по оплате, так и по начислениям.
Кто готовит отопление: УО или РСО
Есть два варианта поставки в многоквартирный дом коммунального ресурса в виде тепловой энергии.
Первый – когда в дом идет две отдельные трубы: по одной поставляется уже приготовленная на ЦТП горячая вода, по второй – подается тепловая энергия, используемая для нужд отопления.
Второй – если в дом идет только одна труба с теплоносителем (нагретой горячей водой), которая используется для приготовления коммунальных услуг в виде горячего водоснабжения и отопления путем приготовления таких услуг с использованием внутридомового инженерного оборудования – индивидуального теплового пункта (ИТП).
В первом случае ресурсоснабжающая организация поставляет в дом уже готовый коммунальный ресурс, который потребитель получает в виде коммунальной услуги (то есть, управляющая организация получает коммунальный ресурс, а потребитель – коммунальную услугу от исполнителя).
Во втором случае данную услугу готовит непосредственно управляющая домом организация. Таким образом, даже при прямых договорах по теплоснабжению через ст. 157.2 ЖК РФ управляющая домом организация продолжает оставаться исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению и отоплению.
Есть ли КР на СОИ по отоплению?
Оплата по отоплению при прямых договорах с РСО
4.02.2019 в своем письме N 3080-ОО/06 Минстрой России высказался следующим образом: при наличии в доме ИТП между РСО и потребителями коммунальных услуг подлежит заключению договор, содержащий положения о снабжении тепловой энергии для подогрева воды в целях горячего водоснабжения (с теплоснабжающей организацией) и договор холодного водоснабжения с объемом на нужды горячего водоснабжения (с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение.
Таким образом, переход на прямые договора с РСО через ст. 157.2 ЖК РФ при наличии в доме ИТП законом допускается (ранее у Минстроя России была противоположная позиция).
В случае прямых договоров с РСО оплата осуществляется на основании платежных документов, которые предоставляет потребителям данная РСО. При этом договор теплоснабжения между управляющей домом организацией и РСО – не заключается (поскольку КР на СОИ по отоплению не бывает).
Оплата потерь доставки тепловой энергии в составе платы за отопление
Довольно важным вопросом при начислении платы за отопление является включение в выставляемую сумму потерь доставки тепловой энергии. Если в дом идут тепловые сети, которые являются внешними, то ресурсник вправе начислять потери.
Причина потерь понятна и объяснима школьным курсом физики: пока тепло идет по трубе, оно остывает. Основной вопрос – сколько потерь управляющая домом организация «размыливает» в квитанции.
Если у дома нет внешних сетей (или есть только те сети, которые в подвале от стены до прибора учета) – то потерь не будет или их сумма будет минимальной. Но если на дом повешены десятки или сотни метров внешних сетей, то потери могут быть очень значительными, собственники, оплачивая высокую стоимость отопления, могут даже не догадываться о том, какую обузу они тянут своим карманом.
Оплата отопления 12 месяцев в году или в течение отопительного периода
В законе установлен принцип, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов: либо в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором региональным органом государственной власти принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года — применяется с 1 июля года, следующего за годом, в котором региональным органом государственной власти принято решение о выборе такого способа (п. 42.1 и 42.2 Правил № 354).
Таким образом, при начислении следует руководствоваться региональным законодательством. Круглогодичная оплата отопления актуальная для северных регионов страны, где отопительный период правильнее называть отопительным годом.
Новый порядок оплаты отопления по теплосчетчикам с 01.01.2019 г.: за и против
Несмотря на то, что новости о возможности использования теплосчетчиков (индивидуальных приборов учета отопления, ИПУ) почти год, на обывательском уровне игнорируется норма закона о том, что установка ИПУ тепловой энергии при вертикальной системы отопления МКД – запрещена.
Теплосчетчики могут устанавливаться, а их показания приниматься к коммерческому учету – только при горизонтальной разводке внутридомовой системы отопления.
В соответ. с п. 3 п. 3 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 627, установка ИПУ тепловой энергии в помещении МКД возможна, если по проектным характеристикам МКД имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.
Поэтому ввод в эксплуатацию ИПУ по отопление осуществляется исполнителем только при горизонтальной разводке.
Вместе с тем, как показывает практика, установка ИПУ по отоплению не приводит к существенной экономии по этой коммунальной услуги. Во-первых, сами теплосчетчики стоят не дешево (от 3000 до 7000 р.), т.е. отобьются нескоро. Во-вторых, необходимо оплатить работы по их установке. В-третьих, наличие в доме ИПУ не отменяет несения обязанности по оплате обогрева мест общего пользования.
Поэтому с точки зрения применения новелла о использовании ИПУ по теплу выглядит сомнительной и не востребованной массово.
Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, кандидат наук