Ресурсоснабжающая организация холодного водоснабжения

Статья 12. Гарантирующая организация и ее отношения с организациями, осуществляющими холодное водоснабжение и (или) водоотведение

Статья 12 . Гарантирующая организация и ее отношения с организациями, осуществляющими холодное водоснабжение и (или) водоотведение

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 355-ФЗ в часть 1 статьи 12 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

1. Органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Для централизованных ливневых систем водоотведения гарантирующая организация не определяется.

2. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 355-ФЗ в часть 3 статьи 12 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

3. Решение органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) о наделении организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, статусом гарантирующей организации с указанием зоны ее деятельности в течение трех дней со дня его принятия направляется указанной организации и размещается на официальном сайте такого органа в сети «Интернет» (в случае отсутствия указанного сайта на официальном сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет»).

4. Гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Часть 5 изменена с 1 января 2021 г. — Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 84-ФЗ

5. Организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией, определенной в отношении такой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договор по водоподготовке, по очистке сточных вод, а также иные договоры, необходимые для обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Транзитные организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией, определенной в отношении такой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договор по транспортировке воды и (или) договор по транспортировке сточных вод. Гарантирующая организация обязана оплачивать предусмотренные указанными договорами услуги по тарифам в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ в часть 6 статьи 12 настоящего Федерального закона внесены изменения

6. Организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны осуществлять забор, водоподготовку и (или) транспортировку воды в объеме, необходимом для осуществления холодного водоснабжения абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к централизованной системе холодного водоснабжения. Организации, осуществляющие транспортировку холодной воды, обязаны приобретать у гарантирующей организации воду для удовлетворения собственных нужд, включая потери в водопроводных сетях таких организаций.

Читайте также:  Радиаторы алюминиевые для отопления с нижним подключением

7. Организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны по требованию гарантирующей организации, с которой заключены указанные в части 5 настоящей статьи договоры, при наличии технической возможности оборудовать приборами учета воды точки присоединения к другим водопроводным сетям, входящим в централизованную систему холодного водоснабжения и (или) водоотведения, создать места отбора проб воды и обеспечить доступ представителям указанной гарантирующей организации или по ее указанию представителям иной организации к таким приборам учета и местам отбора проб воды.

Что такое ресурсоснабжающие организации в сфере ЖКХ? Деятельность РСО, заключение договоров, ответственность

ёСегодня за поставку на дом воды, света, газа и иных коммунальных ресурсов отвечают различные ресурсоснабжающие организации (РСО). Причем РСО заключает договор с отдельной управляющей компанией (УК) или переходит на прямые расчеты с жильцами многоквартирного дома, минуя УК. Что представляют собой ресурсоснабжающие организации и как с ними можно заключить прямой договор ресурсоснабжения, подробно рассказано ниже в статье.

Что это такое: расшифровка, законодательное регулирование

Работа такой организации законодательного регулируется следующими нормативными актами:

Немаловажную роль в этом вопросе играет и ФЗ № 59 от 03 апреля 2018 года. Согласно этому закону, теперь сами собственники и владельцы жилых помещений имеют законное право на оформление прямого договора с РСО о поставке различных услуг ЖКХ, минуя УК.

Деятельность ресурсоснабжающей организации

Ресурсоснабжающая организация предоставляет УК или жильцам многоквартирных домов различные коммунальные ресурсы. Кроме того, такая организация является и транспортной компанией, которая осуществляет ежегодное обслуживание МКД и транспортировку различных бытовых отходов.

Поставка услуг

В соответствии с пп «в» п. 9 Правил постановления Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 года, при обслуживании дома РСО в многоквартирный дом поставляются такие коммунальные ресурсы:

  • горячее и холодное водоснабжение (о проблемах и нормах водоснабжения в РФ узнайте здесь);
  • электроснабжение (о причинах перебоя с электричеством и жалобах рассказано в этом материале);
  • газоснабжение;
  • водоотведение;
  • отопление (о правилах теплоснабжения читайте здесь).

Транспортировка и обслуживание

РСО в сфере ЖКХ является и организацией, осуществляющей доставку различных элементов коммунальных ресурсов к конкретному месту назначения. В этой ситуации ресурсоснабжающая организация занимается такими видами деятельности:

  • избавление квартир от различных вредоносных животных (например, мышей) и насекомых (в частности, тараканов или муравьев);
  • утилизация твердых и иных бытовых отходов;
  • установка телевизионных антенн;
  • обеспечение уличного освещения придомовых участков.

В итоге, ресурсоснабжающая организация оказывает населению широкий перечень услуг.

Может ли выступать исполнителем коммунальных услуг?

Согласно п. 17 Правил постановления Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 года, РСО вправе быть и исполнителем коммунальных услуг в нижеприведенных ситуациях:

  • если многоквартирный дом находится на балансе УК (ТСЖ) — с даты принятия соответствующего протокола (решения) на Общем собрании собственников до дня начала оказания различных коммунальных услуг ТСЖ или управляющей компанией;
  • если у МКД еще нет собственной управляющей организации (УК, ТСЖ) — со дня оформления договора о водо-, электро-, газо-, теплоснабжении и водоотведении;
  • в случае оформления с жильцами МКД прямых договоров на поставку воды, электричества, газа, отопления и света — со дня оформления такого документа;
  • если истек договор ресурсоснабжения, заключенный между РСО и УК (ТСЖ, ЖК) в части снабжения различными коммунальными ресурсами — на протяжении 30 дней со дня направления письменного уведомления (п. 3 ст. 157.2 ЖК РФ);
  • после принятия протокола (решения) на Общем собрании собственников в соответствии с п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ — с даты, указанной в этом документе.
Читайте также:  Неровности для теплого пола

Может ли УК выступать в роли ресурсоснабжающей организации?

Управляющая компания (УК) — это юрлицо, осуществляющее управление, эксплуатирование и содержание жилфонда на основании договора, оформленного между собственниками (пользователями) квартир и УК. В итоге, УК является посредником, высылающим квитанции на оплату различных коммунальных ресурсов, поставляемых РСО.

Поэтому, по общему правилу, УК не может выступать в роли РСО. Ведь эта организация сама не подводит различные коммунальные ресурсы к МКД.

Заключение договора

  1. Прямой договор ресурсоснабжения. Этот договор оформляется между жильцом МКД и РСО.
  2. Договор ресурсоснабжения, оформляемый с управляющей организацией (УК, ТСЖ).

Управляющая компания обязательно оформляет договор ресурсоснабжения с РСО. Ведь, согласно Письму Минстроя России № 35750-ОЛ/04 от 05 ноября 2015 года, оформление вышеуказанного документа является отдельным лицензионным требованием, предъявляемым к УК. Однако, помимо управляющей компании, такой договор с РСО могут оформить и сами жильцы многоквартирного дома.

С УК/ТСЖ

УК (ТСЖ) оформляет договор ресурсоснабжения с РСО в следующих ситуациях:

  • Для составления реестра показаний установленных индивидуальных приборов учета (газ, вода, свет), установленных в доме. При оформлении прямого договора с жильцами МКД эти сведения есть только у РСО.
  • В целях оценки качества различных услуг ЖКХ. Дело в том, что УК (ТСЖ) отвечает за качество тех коммунальных ресурсов, которые есть на территории квартир (вода, газ, свет, отопление). РСО же отвечает за качество услуг ЖКХ, предоставляемых до стены МКД и на придомовой территории.

Затем, УК (ТСЖ) нужно предъявить ресурсоснабжающей организации такие документы:

  • Оферту — на протяжении 7 дней после оформления с жильцами МКД договора управления (УК) или госрегистрации товарищества (ТСЖ) соответственно (п. 5 постановления Правительства РФ № 124 от 14 февраля 2012 года).
  • Ксерокопии правоустанавливающих документов, заверенной руководителем УК (ТСЖ) — свидетельство о госрегистрации юрлица (ИП) и свидетельство ИНН (для ИП — личный паспорт). Управляющая компания также предоставляет соответствующую лицензию.
  • Протокол (решение) Общего собрания собственников, согласно которому жильцы МКД выбрали подходящую управляющую компанию или организовали ТСЖ.
  • Документы об установке и приемке соответствующих общедомовых приборов учета (при наличии). О содержании общедомового имущества МКД читайте тут.
  • Протокол (решение) Общего собрания собственников с указанием отдельного пункта о прямых расчетах с РСО (если есть).
  • Документация, подтверждающая факт подключения МКД к инженерной централизованной сети.

Договор ресурсоснабжения между РСО и УК (ТСЖ) вступает в юридическую силу с даты его подписания обеими сторонами.

В подобном документе может быть указан отдельный пункт о том, что условия заключенного договора применяются к отношениям, возникшим до оформления такого документа, но не ранее образования управляющей компании или товарищества (ТСЖ).

Прямые договоры с жильцами МКД

Согласно ч. 7 ст. 1 ФЗ № 59 от 03 апреля 2018 года, прямой договор ресурсоснабжения заключается с каждым жильцом МКД в нижеприведенных случаях:

  • В случае принятия соответствующего официального протокола (решения) на Общем собрании собственников в соответствии с пп. 4.4 п. 2 ст. 44 ЖК РФ.
  • После одностороннего отказа РСО от текущего исполнения договора, оформленного с УК (ТСЖ). Такое возможно только при наличии со стороны УК или ТСЖ двухмесячной задолженности (п. 7 ст. 157 ЖК РФ). О долгах ЖКХ вы можете прочитать в этом материале.
  • Если между РСО и жильцами МКД оформлен отдельный договор о сохранении порядка оказания и расчета услуг ЖКХ при смене УК или ТСЖ.

Согласно п. 17(1) Правил постановления Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 года, договор ресурсоснабжения признается заключенным со дня оформления соответствующего протокола (решения) на Общем собрании собственников. Ксерокопии протокола (решения) направляются в РСО на протяжении 10 дней со дня проведения такого организационного мероприятия.

Читайте также:  Печка отопления чери тиго

В этот же срок оригиналы протокола предоставляются и в УК (ТСЖ). Затем, РСО направляет отдельное уведомление конкретному инициатору Общего собрания собственников. Таким образом, РСО официально уведомляет жильцов МКД о своем окончательном решении на протяжении 5 рабочих дней со дня получения ксерокопий протокола (решения) Общего собрания собственников.

Плюсы и минусы прямых соглашений

Прямые договоры с РСО считаются более выгодными по нескольким нижеприведенным причинам:

  1. Меньше посредников в виде УК (ТСЖ), то есть, более быстрое получение информации по коммунальным платежам.
  2. Снижается вероятность банкротства УК (ТСЖ) из-за долгов перед РСО. Ведь в результате банкротства управляющих организаций жильцы МКД в некоторых ситуациях сталкиваются с повышением тарифов и снижением качества коммунальных услуг.
  3. Расчеты за потребленные коммунальные ресурсы в сфере ЖКХ становятся более прозрачными. То есть, жильцы МКД смогут напрямую решать возникшие вопросы по коммунальным платежам с РСО, минуя УК.
  4. За УК сохраняется обязанность по осуществлению контроля за своевременной и качественной поставкой коммунальных ресурсов в дом. В итоге, собственники освобождаются от необходимости выяснять в РСО, почему нет той или иной услуги.

Ответственность

За качество поставляемых коммунальных ресурсов РСО несет различную административную ответственность. Если управляющая компания выявила факт нарушения качества определенных коммунальных ресурсов по вине РСО, то она должна предъявить суду существенные доказательства по такому делу, установленные ст. 55 ГПК РФ. Это могут быть:

За сервис ненадлежащего качества

За оказание услуг ненадлежащего качества РСО привлекают к различной административной ответственности. Так, за неисполнение ресурсоснабжающей организацией требований о направлении предложений об оснащении приборами учета используемых коммунальных ресурсов, установлена такая административная ответственность (ч. 6 ст. 9.16 КоАП РФ):

  • штраф на соответствующих должностных лиц — 20 000-30 000 р.;
  • начисление штрафа на юрлиц — 100 000-150 000 р.

Кроме того, согласно п. 12 ст. 9.16 КоАП РФ, за отказ или уклонение от установки различных общедомовых приборов учета РСО назначается такой штраф:

  • на должностных лиц — 20 000-30 000 р.;
  • на ИП — 20 000-30 000 р.;
  • на юрлиц — 50 000-100 000 р.

Также, если по вине ресурсоснабжающей организации, например, надолго отключается электричество из-за проведения РСО профилактических работ, то жильцы МКД в подобной ситуации могут требовать проведения перерасчета или вправе отказаться от оплаты света в период проведения такой профилактики (п. 98 Правил постановления Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 года).

За неправильные расчеты

На основании ч. 6 ст. 157 ЖК РФ, за нарушение порядка расчета суммы коммунальных платежей, приведшее к необоснованному превышению такой суммы, РСО назначается соответствующий штраф. Сумма такого штрафа составляет 50% величины превышения начисленной суммы коммунальных платежей над размером той суммы, которая должна быть начислена по факту.

Согласно пп. 2 п. 155 Постановления Правительства РФ № 1498 от 26 декабря 2016 года, в случае неправильных расчетов различных коммунальных услуг ресурсоснабжающая организация выплачивает штраф на протяжении 2 месяцев со дня получения обращения от потребителя услуг-жильца МКД. Таким образом, снижается размер ежемесячной платы за соответствующую услугу ЖКХ. Для проведения перерасчета необходимо направить письменное обращение в РСО.

По договору ресурсоснабжения РСО поставляет жильцам многоквартирного или частного дома различные коммунальные ресурсы. Причем такой договор с ресурсоснабжающей организацией вправе оформить как управляющая организация (УК, ТСЖ), так и сами жильцы многоквартирного дома. В случае некачественного оказания услуг или неверных расчетов РСО привлекается к различной административной ответственности.

Оцените статью