- Союз предприятий жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Красноярского края
- Каким образом определить тип системы горячего водоснабжения многоквартирного дома?
- Проблемы учета и оплаты горячей воды в многоквартирных домах
- Введение
- История возникновения проблемы
- Закрытая схема ГВС
- Открытая схема ГВС
- Многоквартирный жилой дом по ул. Руднева, 70, г. Хабаровск
- Многоквартирный жилой дом по ул. Руднева, 74, г. Хабаровск
- Выводы
- Рекомендации
- Алгоритм 1. Открытая система ГВС. Отопительный период.
- Алгоритм 2. Открытая система ГВС. Межото пительный период.
- Алгоритм 3. Закрытая система ГВС. Отопительный период.
- Алгоритм 4. Закрытая система ГВС. Межотопительный период.
- Литература
- Комментарий Парвиза Абдушукурова, главного инженера ОАО «Фортум» к статье С.Н. Канева «Проблемы учета и оплаты горячей воды в многоквартирных домах»: по нашему опыту, корень всех рассмотренных нестыковок — искусственно созданная путаница между понятиями «коммунальная услуга» и «коммунальный ресурс».
Союз предприятий жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Красноярского края
Каким образом определить тип системы горячего водоснабжения многоквартирного дома?
В соответствии с пунктом 27 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-фз «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-фз) централизованная система горячего водоснабжения – это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее – открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее – закрытая система горячего водоснабжения).
При этом нецентрализованная система горячего водоснабжения – сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно (пункт 12 статьи 2 Закона № 416-фз).
Например, дома с теплообменниками относятся к нецентрализованной системе горячего водоснабжения, когда в многоквартирный дом поступает тепловая энергия и холодная вода, при этом приготовление горячей воды происходит за счет внутридомового инженерного оборудования (ИТП), входящего в состав общего имущества.
У многих управляющих компаний и ТСЖ возникла проблема определения типа системы (централизованная или нецентрализованная) при предоставлении информации для расчета нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды (питьевой или химически очищенной воды) для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению и некорректной трактовке Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила).
Согласно действующему тарифному законодательству тарифы на горячую воду устанавливаются как двухкомпонентные в зависимости от типа системы горячего водоснабжения.
Тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию (пункт 5 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-фз «О теплоснабжении»).
В соответствии с пунктом 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, тарифы на горячую воду в закрытых системах горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
При этом абзацем 6 пункта 38 Правил определено, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (формула 23 приложения 2 Правил № 354).
Указанный порядок определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению можно отнести только к закрытым системам горячего водоснабжения.
Следует отметить, что Минстроем РФ подготовлен проект постановления Правительства РФ, согласно которому будут внесены изменения в Правила № 354, согласно которым размер платы по горячему водоснабжению будет определяться исходя из компонента холодной воды (теплоносителя) и компонента тепловой энергии. Указанный проект постановления размещен на официальном сайте: www.minstroyrf.ru/docs/
При отсутствии централизованного горячего водоснабжения применяются положения абзацев 5-7 пункта 54 Правил, согласно которым в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулой 20 приложения 2 к настоящим Правилам как сумма двух составляющих:
произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс.
При этом, одной из составляющих формулы 20 Приложения 2 к Правилам № 354 является удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Требованиями пункта 32(1) Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 (далее – Правила № 306) установлено, что уполномоченный орган устанавливает норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, с учетом вида системы горячего водоснабжения (открытая, закрытая).
При этом, требования по установлению норматива расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению для нецентрализованных систем горячего водоснабжения, о чем указано в пункте 54 Правил № 354 и в формуле 20 приложения № 2 к Правилам № 354, отсутствуют.
В связи с чем, в графе 11 «Вид системы горячего водоснабжения» реестра данных по многоквартирным домам и жилым домам для расчета нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, необходимого для заполнения организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, в случае наличия индивидуального теплового пункта в многоквартирном доме, входящего в состав общего имущества, с помощью которого в доме осуществляется производство горячей воды c использованием коммунального ресурса тепловой энергии (нецентрализованная система горячего водоснабжения), просим указывать вид системы горячего водоснабжения – закрытая.
При этом в указанных открытых системах горячего водоснабжения указывается коммунальный ресурс в виде химически очищенной воды (теплоноситель в воде).
В закрытых системах горячего водоснабжения указывается коммунальный ресурс в виде холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (в том числе в домах с индивидуальными тепловыми пунктами).
Проблемы учета и оплаты горячей воды в многоквартирных домах
К.т.н. С.Н. Канев, доцент, генеральный директор,
ООО «Хабаровский Центр энергоресурсосбережения», г. Хабаровск
Введение
Учет и оплата горячей воды в последнее время вызывают множество вопросов и дискуссий как на различных интернет-форумах, так и в центральной печати.
Хотя данная тема уже освещалась в [1, 2], еще раз вернуться к ней заставило:
■ вступление в силу новой нормативной документации в этой области;
■ споры и судебные разбирательства между энергоснабжающими организациями (ЭСО), управляющими компаниями (УК) и собственниками жилья в многоквартирном доме (МКД).
Судебная практика по данному вопросу многочисленна и противоречива. Прокуратура, как правило, становится на сторону жильцов, а судебные органы в большинстве случаев становятся на сторону ЭСО, но, иногда, и на сторону УК и жильцов. В различных регионах РФ эта практика разная.
История возникновения проблемы
Необходимо напомнить, что до выхода [3] не существовало понятия горячей воды как товара, а существовало только два товара и, соответственно, два тарифа:
■ тариф на тепловую энергию — Т1, руб./Гкал;
■ тариф на теплоноситель — Т2, руб./т.
После выхода [3] возник еще один товар — горячая вода на нужды горячего водоснабжения (ГВС), и, соответственно, еще один тариф:
■ тариф на горячую воду для нужд ГВС — Т3, руб./м 3 .
Данный тариф, в соответствии с [3], включает в себя стоимость 1 м 3 холодной воды и стоимость израсходованной тепловой энергии на ее подогрев. К чему это привело, показано в [1].
Отметим, что нигде в мире понятие «горячая вода» как товар не применяется [4], т.к. в закрытых системах ГВС, применяемых за рубежом, горячая вода получается путем нагрева холодной воды непосредственно на объекте теплоснабжения. И даже в открытых системах ГВС, которые широко используются в РФ, товаром является теплоноситель, используемый на нужды ГВС, температура которого регулируется в соответствии с нормативными документами непосредственно на объекте теплоснабжения.
Затем, в соответствии с [5], были внесены изменения и дополнения в [7], которые вступили в силу с 01.01.2013 г., а, в соответствии с [6], были внесены изменения в [3], которые также вступили в силу с 01.01.2013 г.
На основании этих документов в 2013 г. на горячую воду был установлен двухкомпонентный тариф для закрытой системы ГВС в виде:
■ компонент на холодную воду — Т4, руб./м 3 ;
■ компонент на тепловую энергию для целей ГВС — Т5, руб./Гкал.
Для открытой системы ГВС:
■ компонент на теплоноситель — Т2, руб./т.;
■ компонент на тепловую энергию для целей ГВС — Т5, руб./Гкал.
Отметим, что, как правило, компонент на тепловую энергию, используемую для целей ГВС, равен тарифу на тепловую энергию, т.е. Т5=Т1. Однако имеются регионы, где эти тарифы отличаются друг от друга, что приводит к дополнительным недоразумениям. Например, в г. Сочи Т5, примерно на 40% больше чем Т1.
Фактически в 2013 г. Правительство РФ запретило устанавливать единую ставку на горячую воду, внеся соответствующие изменения в Правила установления тарифов.
Единый тариф на горячую воду Т3 не учитывал фактическую температуру горячей воды, поступающей в квартиры. Как правило, в тариф закладывали максимальный нагрев tгв=60-65 О С, а граждане получали чуть теплую воду tгв =30-40 О С, платить за которую приходилось по полной.
Однако правовая база оказалась неподготовленной к применению нового подхода — введения двухкомпонентного тарифа на горячую воду. В частности, в Правилах предоставления услуг населению [8] отсутствовали формулы для расчета платы по двум компонентам. Не был утвержден порядок определения нормативов.
Опыт применения двухкомпонентных тарифов в РФ показал, что в МКД с циркуляцией горячей воды в циркуляционных контурах с полотенцесушителями плата за горячую воду возросла в 1,5-2 раза. В этих домах горячая вода постоянно циркулирует по системе и не остывает, благодаря периодическому подогреву. За этот дополнительный подогрев и были справедливо выставлены счета. Однако жильцы, которые раньше платили по единому тарифу — Т3, начали возмущаться и обращаться в прокуратуру и суды.
В итоге, в некоторых регионах РФ, например, в Чувашии и Новосибирской области, двухкомпонентный тариф был отменен, и теперь в этих регионах переплачивать за горячую воду приходиться жильцам МКД с системами без циркуляции. Они сливают остывшую в трубах воду, а платят за нее как за горячую.
Чтобы устранить образовавшиеся пробелы в нормативных документах и снизить напряженность, было принято Постановление Правительства РФ № 129 от 14.02.2015 г. [9]. Согласно этому документу окончательный переход на двухкомпонентный расчет должен завершиться не позднее 01.01.2018 г.
В соответствии с информационным письмом ФСТ № С-3-12713/15 от 18.11.2014 г., органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) сегодня вправе принимать решение об установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе ГВС как в виде двухкомпонентных тарифов, так и в виде единого тарифа на горячую воду в расчете на 1 м 3 . При этом при расчете единого тарифа на горячую воду предлагается руководствоваться [10]. В соответствии с [9] были внесены изменения в Правила предоставления ЖКУ собственникам жилья в МКД, утвержденные ПП РФ № 354 от 06.06.2014 г., а также в Правила № 306 от 23.05.2006 г. в части, которая регулирует стоимость ГВС при использовании двухкомпонентных тарифов.
Изменения, которые внесены [9] в Правила № 354 и 306 позволяют разобраться с проблемой перевода двухкомпонентного тарифа на ГВС в однокомпонентный, руб./м 3 , который предусмотрен Правилами № 354. В соответствии с этими изменениями:
1. Норматив потребления коммунальных услуг (КУ) по ГВС в жилом помещении при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду определяется из норматива потребления холодной воды для предоставления КУ по ГВС в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления КУ по ГВС. В норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды включается расход тепловой энергии на подогрев холодной воды, необходимый для осуществления услуги по ГВС в соответствии с требованиями и качеству КУ по ГВС, установленными Правилами предоставления КУ.
2. Уполномоченный орган устанавливает норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления КУ по ГВС, с учетом вида системы ГВС (открытая, закрытая) внутри МКД, а также следующих особенностей таких домов:
■ неизолированные стояки и полотенцесушители;
■ изолированные стояки и полотенцесушители;
■ неизолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей;
■ изолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей.
Что же такое уполномоченный орган — это федеральный, региональный или муниципальный орган? В Хабаровске мне ответили, что не знают такого органа. РЭК, министерство ЖКХ, администрация города ответили, что они не являются такими органами. Чтобы избежать разногласий в этом вопросе, в Постановлении надо было прописать, что это за орган!
3. Информация об оснащенности МКД стояками и полотенцесушителями на территории субъекта РФ предоставляется органами местного самоуправления или на основании сведений, полученных от исполнителей КУ.
4. Норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления КУ и ГВС (Гкал/м 3 ), при применении метода аналогов определяется по формуле:
где Qi, — расход тепловой энергии, содержащейся в горячей воде, определенный по показаниям общедомового прибора учета (ОДПУ) в i-м МКД (Гкал/мес.); Gi, — расход горячей воды по показаниям ОДПУ в i-м МКД (м 3 /мес.); m — количество МКД.
5. Норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления КУ по ГВС (Гкал/м 3 ), в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду при применении расчетного метода, определяется по следующей формуле:
где С=10 6 Гкал/(кг О С) — удельная теплоемкость воды; ρ — плотность воды при температуре tГB, определяемая по табл. 5.1 [9]; tГB — температура горячей воды, поступающей потребителям из систем централизованного ГВС, определяемая в соответствии с СанПин 2.1.4.2496-09; tXB — температура холодной воды, поступающей потребителям из систем централизованного холодного водоснабжения (ХВС), определяемая в соответствии с п. 25 того же документа; Кn — коэффициент, учитывающий потери тепловой энергии трубопроводами систем ГВС, определенный на основании табл. 1 (п. 25 «Норматив потребления КУ по водоотведению в жилых помещениях определяется исходя из суммы норматива потребления КУ по ХВС и норматива потребления КУ по ГВС или норматива потребления холодной воды для предоставления КУ по ГВС» [9]). (Как, исходя из данной формулировки, определить tXB ? — Прим. авт.).
При открытой системе ГВС, если МКД оснащен ОДПУ, учитывающим общий объем тепловой энергии (на отопление и ГВС), то размер платы за КУ по отоплению в течение отопительного сезона определяется как разность между общим количеством потребленной тепловой энергии и произведением объема потребленной за расчетный период тепловой энергии на подогрев воды, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды и объема (количества) горячей воды, потребленной в жилых и нежилых помещениях МКД, а также на общедомовые нужды (ОДН).
Таблица 1. Коэффициент, учитывающий тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения.
Коэффициент, учитывающий теплопотери трубопроводами систем ГВС | ||
Система ГВС | С наружной сетью ГВС | Без наружной сети ГВС |
С изолированными стояками: | ||
— с полотенцесушителями | 0,25 | 0,2 |
— без полотенцесушителей | 0,15 | 0,1 |
С неизолированными стояками: | ||
— с полотенцесушителями | 0,35 | 0,3 |
— без полотенцесушителей | 0,25 | 0,2 |
В связи с тем, что существующая нормативная база в области учета и оплата горячей воды является достаточно сложной и непрофессионалу в ней сложно ориентироваться, то в некоторых регионах РФ, в частности в Санкт-Петербурге, опубликованы специальные разъяснения о порядке применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду. Вообще-то данную проблему надо разделить на две части.
1. Учет и оплата тепловой энергии и теплоносителя (т.е. все платежи за тепловую энергию и горячую воду) на вводе в МКД по ОДПУ. В этом случае управляющая организация приобретает ресурс (тепловую энергию и воду) у ресурсоснабжающих организаций и рассчитывается с ними по показаниям ОДПУ. Здесь все ясно — это коммерческий учет, который регламентируется Правилами коммерческого учета.
2. Тепловая энергия на нужды отопления и ГВС распределяется в соответствии с Правилами оказания коммерческих услуг [8] между собственниками помещений в МКД — это технический учет. Это распределение может производиться различными способами:
■ по показаниям приборов учета, установленных на внутренней системе теплоснабжения МКД и позволяющих разделить платежи за тепло на нужды отопления и нужды ГВС;
■ по нормативам, если отсутствуют приборы учета на внутренней системе теплоснабжения МКД.
Закрытая схема ГВС
Рассмотрим практические аспекты применения существующих на сегодня нормативных документов по учету тепловой энергии и горячей воды для закрытой системы ГВС (рис. 1).
Алгоритмы расчета для закрытой системы ГВС как в отопительный период, так и в межото- пительные периоды одинаковы.
1. Тепловая энергия, израсходованная на подогрев холодной воды от о до tre, Гкал, рассчитывается по формуле:
2. Масса холодной воды, израсходованная на нужды ГВС, м 3 , определяется по показаниям водосчетчика:
3. Тепловая энергия, израсходованная на подогрев 1 м 3 холодной воды от tхв до t^, Гкал/м 3 , рассчитывается по формуле:
4. Тариф на горячую воду для нужд ГВС, руб./м 3 :
где Т4 — тариф на холодную воду; Т5 — тариф на тепловую энергию для целей ГВС; как правило Т5=Т1, где Т1 — тариф на тепловую энергию для целей отопления.
В этом случае управляющая организация рассчитывается с водоканалом за Мгвс по тарифу Т4, а с ЭСО за Qпот — по тарифу Т1.
Отметим, что в случае отсутствия циркуляции теплоносителя во внешнем контуре системы теплоснабжения в межотопительном периоде, данная схема не работает.
Открытая схема ГВС
Принципиальная схема учета тепловой энергии и воды в открытой системе ГВС приведена на рис. 2.
Отметим, что в обеих схемах рассмотрен вариант с циркуляцией во внутреннем контуре ГВС при наличии циркуляционного стояка с полотенцесушителями и общедомовыми приборами учета тепла, установленными на вводе в МКД. Вариант с приборами учета, установленными на внутренней системе ГВС в МКД, в данной работе не рассматривается.
В отличие от закрытой системы, в открытой системе ГВС существуют два принципиально разных алгоритма учета тепла и ГВС в отопительный и в межотопительный периоды. Рассмотрим их по отдельности.
Отопительный период. В этом случае потребленная за расчетный период тепловая энергия на нужды ГВС и отопления, Гкал, рассчитывается по формуле:
а количество теплоносителя, израсходованное на производственные и непроизводственные нужды, т, рассчитывается по формуле:
где МГВС — масса теплоносителя, израсходованного на нужды ГВС (производственные нужды), а Мпотерь — потери теплоносителя (непроизводственные нужды).
В этом случае управляющая организация рассчитывается с ЭСО за Qпот и Мпот по тарифам Т1 и Т2 соответственно, а тариф на горячую воду на нужды ГВС рассчитывается в соответствии с [9] или принимается по данным регулирующего органа.
При этом тариф на горячую воду для нужд ГВС, руб./м 3 , рассчитывается по формуле:
где норматив N гвс тэ, Гкал, рассчитанный по формуле (2), устанавливает уполномоченный орган. Поскольку ОДПУ учитывает всю тепловую энергию:
то, в этом случае тепловая энергия на нужды отопления Qoт,-, Гкал и ГВС — QГВС, Гкал рассчитывается по формулам:
Далее распределение оплаты за отопление и горячую воду между собственниками помещений в МКД происходит согласно [8].
При отсутствии ОДПУ расчет производится по [8] с использованием нормативов потребления и тарифа на горячую воду, рассчитанному по формуле (9).
Межотопительный период. Как ни странно, но в этом случае расчеты становятся более прозрачными, простыми и понятными. В межотопительном периоде может быть два варианта.
Вариант 1. Наличие циркуляции во внешнем контуре, т.е. система теплоснабжения МКД работает так же, как в отопительный период. Теплоноситель из сети поступает в МКД по подающему трубопроводу и возвращается в сеть по обратному. В этом случае расчет с ЭСО происходит так же, как и в отопительный период:
■ потребленная МКД тепловая энергия Qпот рассчитывается по (7);
■ потребленная горячая вода Мпот рассчитывается по (8).
Расчеты с собственниками помещений в МКД производятся в соответствии с [8] с использованием тарифа на горячую воду для нужд ГВС, руб., который рассчитывается по формуле:
где тепловая энергия, израсходованная на подогрев теплоносителя, Гкал/м 3 , рассчитывается по формуле:
Вариант 2. Циркуляция во внешнем контуре системы теплоснабжения отсутствует и теплоноситель подается по одному трубопроводу: подающему или обратному. Отметим, что в этом случае циркуляция ГВС во внутреннем контуре МКД также отсутствует, а потребленная на нагрев теплоносителя тепловая энергия, Гкал, рассчитывается по формуле:
Количество израсходованного теплоносителя, т:
где М12 — расход теплоносителя, т; t12 — температура теплоносителя, О С, в подающем или обратном трубопроводе системы теплоснабжения по прибору учета.
В этом случае все расчеты проводятся также, как и в варианте 1.
В случае, когда ОДПУ отсутствует, все расчеты как с ЭСО, так и с собственниками проводятся на основании нормативов, установленных уполномоченными органами.
Подводя итоги вышесказанному, можно отметить, что во всех случаях (открытая или закрытая система ГВС) расчеты за потребленную тепловую энергию и горячую воду между ЭСО и УК производятся по показаниям ОДПУ и по тарифу Т1, Т2, Т4, установленному регулирующим органом.
Расчеты между УК и собственниками помещений с применением единого тарифа на горячую воду для нужд ГВС с учетом норматива на нагрев 1 м 3 холодной воды или теплоноситель Т3, производятся или по показаниям ОДПУ (5, 14), или расчетным путем (2).
Как видно из вышеизложенного, при расчете по ОДПУ в открытой системе в отопительный период и при расчетах по нормативам при отсутствии ОДПУ необходимо знать норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления КУ по ГВС, который рассчитывается по формуле (2), приведенной в [9]. Ранее указывалось [1], что при расчетах по этой формуле возникает множество вопросов, на которые нет однозначного ответа.
1. Какую температуру горячей воды t rB применять при расчетах по данной формуле? Дело в том, что при существующей нормативной базе эта температура может колебаться в пределах от 55 до 65 О С [1].
2. Какую температуру холодной воды tXB применять при расчетах по данной формуле? Эта температура непостоянна и изменяется от месяца к месяцу. Если это закрытая система ГВС, то холодная вода поступает в МКД, как правило, по сетям водоснабжающей организации и температура ее зависит от многих факторов. При открытой системе ГВС холодная вода поступает на источник теплоснабжения, где подогревается теплоносителем, и в этом случае возникает также много неясностей.
3. Откуда взяты значения коэффициента Кп, приведенные в табл. 5.2 [9]? Ведь даже в однотипных домах количество и площадь полотенцесушителей могут быть различными. А если рассмотреть, например, 40-квартирный и 200квартирный дом, то количество циркуляционных стояков, количество и площадь полотенцесушителей могут различаться в несколько раз. Ранее, до выхода [9], Кп=0 и формула (2) имела вид:
В различных регионах РФ норматив, рассчитанный по этой формуле, был различный. Например, в Хабаровске этот норматив был равен 0,0526 Гкал/м 3 , а в Санкт-Петербурге — 0,06 Гкал/м 3 . Расхождение составляло примерно 12%, но это, очевидно, связано с неопределенностью при выборе tГB и tXB. Отмечу, что такая неопределенность в расчетах по (17) может составлять примерно 10-15%. Поэтому при расчете данного базового норматива можно было принять норматив, который не учитывает конструктивные особенности МКД (Кп=0). Например, в Хабаровске tГB=65 0 C, tXB=5 0 C и тогда норматив был бы равен М ГВС ТЭ=0,06 Гкал/м 3 с погрешностью ±(10-15)%. А далее можно было бы корректировать этот базовый норматив с учетом конструктивных особенностей МКД, используя значение коэффициента Кп, приведенные в табл. 1, или откорректировать их для Хабаровска методом аналогов, как это сделано с нормативами потребления коммунальных услуг (КУ) в Хабаровске (табл. 2), которые зависят от этажности МКД.
Вообще, по большому счету, можно было бы не заморачиваться с нормативом, а принять его для всей территории одинаковым, например, ^| С =0,1 Гкал/м 3 , т.е. в этом случае Кп=1,5 для всех типов МКД.
Это бы никак не повлияло на МКД, у которых имеется ОДПУ тепловой энергии и воды, т.к. в этом случае общедомовой прибор учитывает всю тепловую энергию, идущую как на нужды отопления, так и на нужды ГВС. При этом, не важно: есть ли циркуляция во внутреннем контуре системы ГВС или нет, изолированы ли стояки ГВС или нет.
Тогда увеличение норматива создало бы экономические предпосылки для выполнения ФЗ № 261 в части установки общедомовых приборов учета, поскольку в этом случае невыгодно было бы расплачиваться по нормативам в летний период, игнорируя показания ОДПУ
На сегодняшний день в Хабаровске действуют нормативы потребления КУ в МКД, которые приведены в табл. 2.
Таблица 2. Нормативы потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению в МКД с централизованным ГВС, оборудованным ваннами с душем, раковиной, мойкой кухонной (с применением метода аналогов), (м 3 /мес. на чел.).
Рассмотрим какая сложилась ситуация при оплате и учете горячей воды в МКД при использовании двухкомпонентных тарифов на ГВС на примере отдельных МКД Хабаровска в 2015 г В 2015 г. регулирующим органом (Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края) в городе были установлены следующие тарифы (табл. 3).
Таблица 3. Тарифы на энергоресурсы в Хабаровске на 2015 г. (с НДС).
Оплата и учет тепловой энергии и горячей воды в Хабаровске происходят вне зависимости от системы теплоснабжения (открытая или закрытая система ГВС) следующим образом.
В отопительном периоде расчеты между ЭСО и УК происходят на основе показаний ОДПУ по формулам:
для открытой системы;
для закрытой системы.
Оплата за тепловую энергию и горячую воду за расчетный период производится по формулам:
Распределение этой оплаты по собственникам квартир производит УК в соответствии с [8]. Тепловая энергия рассчитывается по формуле (18). Отметим, что при этом не происходит разделения на тепло, используемое для нужд отопления и нужд ГВС. Но т.к. тариф на тепловую энергию для целей отопления и целей ГВС один и тот же, т.е. Т1=Т5, то в этом случае количество средств, оплаченных собственниками, совпадает с количеством средств, перечисленных УК.
С оплатой горячей воды дело обстоит сложнее. Масса горячей воды распределяется среди собственников или на основании индивидуальных приборов учета горячей воды или по нормативам при отсутствии таких приборов. В этом случае с учетом ОДН масса горячей воды, определенная по показаниям ОДПУ и распределенная среди собственников, должны совпадать, т.е.:
где, Мi — масса горячей воды, потребленная i-ой квартирой; n — количество квартир; МОДН — масса горячей воды на общедомовые нужды.
Однако расчеты за горячую воду УК и ЭСО происходят по формуле (22), а расчеты с собственниками по формуле:
где, Т3 — единый тариф на горячую воду, установленный регулятором и включающий в себя тепловую энергию, затраченную на подогрев теплоносителя.
Заметим, что это касается только открытой системы ГВС, т.к. в закрытой системе МГВС=0 и оплата производится только за холодную воду в
адрес Водоканала. А поскольку Т2^Т3, то происходит необоснованное обогащение УК на:
В данном случае происходит двойная оплата за ГВС, т.к. тепловая энергия, используемая на нагрев горячей воды для нужд ГВС, уже учтена в (18) и за нее заплачено в соответствии с (21).
В межотопительный период Qот=0 и поэтому Qпот=ОГВС. В этом случае существует два варианта расчетов:
Вариант 1. Двухкомпонентный тариф. В этом случае расчеты между УК и ЭСО производятся в соответствии с формулами (21-23). Распределение тепловой энергии и массы горячей воды МГВС производится в соответствии с [8], а оплата за эти ресурсы производится:
■ за тепловую энергию на нужды ГВС по формуле (21);
■ за теплоноситель по формуле (22), но иногда используется формула (25), т.е. опять появляется дополнительная оплата.
Вариант 2. Единый тариф на горячую воду для нужд ГВС. В этом случае оплата за Qпот не взимается, а оплачивается только МГВС по формуле (25).
Все вышеперечисленные варианты учета и оплаты приведены для случая, когда МКД оборудован ОДПУ
Если ОДПУ отсутствует, то используется расчетный способ. В этом случае оплата и распределение тепла в МКД между собственниками происходит с использованием тарифа на горячую воду Т3 с учетом нормативов потребления горячей воды, или по двухкомпонентному тарифу. УК рассчитывается с ЭСО в соответствии с договорными нагрузками, приведенными в договоре теплоснабжения для каждого расчетного периода.
После введения двухкомпонентных тарифов на ГВС платежи МКД Хабаровска, рассчитывающихся по показаниям ОДПУ, выросли в 1,5-2 раза, что вызвало недовольство жильцов этих домов. Поэтому многие МКД отказались от использования ОДПУ в межотопительный период и при этом их платежи стали меньше, чем при наличии ОДПУ, несмотря на то, что они стали рассчитываться по нормативам.
Разница в платежах за горячую воду по единому и двухкомпонентному тарифу произошла не из-за «умысла энергетиков», а из-за несовершенства тарифов. При расчетах по ОДПУ с применением двухкомпонентных тарифов МКД платят за фактически (измеренное прибором) количество тепловой энергии и воды, что полностью соответствует ГК РФ. Использование же непонятно как рассчитанного единого тарифа на горячую воду без учета конкретных особенностей МКД запутывает население и приводит к убыткам ЭСО. Покажем это на примере двух МКД Хабаровска.
Многоквартирный жилой дом по ул. Руднева, 70, г. Хабаровск
Характеристики дома и системы теплоснабжения: этажей — 4, квартир — 64, зарегистрированных жильцов — 18. Система ГВС закрытая. Циркуляция теплоносителя присутствует и во внешнем, и во внутреннем контуре. Циркуляционные стояки неизолированные с полотенцесушителями. Водосчетчик на входе в теплообменник отсутствует, есть только общий на весь дом, который учитывает весь объем воды — как на холодное, так и на горячее водоснабжение. Расчетный период — июнь 2015 г
В отчете о теплопотреблении за этот месяц приводятся такие данные.
М1=980 т, М2=950,5 т, Мпот=М1-М2=29,5 т, Qпот=12,3 Гкал.
При этом, т.к. QOT=0, то вся тепловая энергия идет на нагрев воды, т.е. это компонент на тепловую энергию для нужд ГВС. Количество холодной воды, нагреваемой до горячей, неизвестно, т.к. прибор учета в системе ГВС отсутствует.
ЭСО выставило УК оплату по двухкомпонентному тарифу:
1) компонент на тепловую энергию Ц1=Т1*Qпот==1403,68*12,3=17265 руб.;
2) компонент на теплоноситель:
Итого за горячую воду начислено: Ц=Ц1+Ц2=17265+1 022=18267 руб.
ЭСО в данном случае совершила ошибку, посчитав, что Мпот=∆М, но на самом деле это не масса ГВС, а просто погрешность измерений:
В соответствии с Правилами учета [11,12], п. 92, в закрытой системе ГВС ΔМ=М1-М2=0, если ΔМ 3 горячей воды для собственников, которая получилась равной Тз расч=Ц/МГВС=18267/29,5=619 руб./м 3 , т.е. в 2,7 раза выше, чем базовый единый тариф, установленный регулирующим органом (Т3 баз=107,79 руб./м 3 ). Это произошло не из-за введения двухкомпонентного тарифа на ГВС, а из-за некомпетентности УК и ЭСО.
Напомним, что в данном 64-квартирном доме зарегистрировано всего 18 человек! Поэтому, если рассчитать ГВС по нормативам, исходя из числа зарегистрированных жильцов и единого базового тарифа, то плата данного дома за ГВС составила бы: Ц=n*N*Т3 баз=18.3*103,79=5821 руб., где n — число жильцов, N=3 т/чел. — норматив, Т3 баз =107,79 руб./м 3 — базовый тариф.
Таким образом, если бы МКД не подал сведения в ЭСО о показаниях по ОДПУ и ЭСО взяла бы с него оплату по нормативам и единому тарифу, то ЭСО понесла бы убытки в размере примерно 11 тыс. руб.
Поэтому в июле УК отказалась от использования ОДПУ, не подала сведения в ЭСО и ей выставили счет по нормативам. Однако цифра 18 зарегистрированных в 64 квартирах вызывает большое сомнение, т.к. получается 0,3 человека на квартиру. Если считать, что, как правило, в квартире проживает не менее 2 человек, т.е. если условно принять п=128 чел., то в этом случае оплата за горячую воду данным МКД составляла бы: Ц=128.3*107,79=41391 руб., т.е. примерно в 2,2 раза выше, чем по ОДПУ
Многоквартирный жилой дом по ул. Руднева, 74, г. Хабаровск
Характеристики дома и системы теплоснабжения: этажей — 10, квартир — 187. Зарегистрированных жильцов — 490 человек. Расчетный период — июнь 2015 г., данный МКД работал по открытой системе ГВС с циркуляцией во внутреннем контуре. Циркуляционные стояки с полотенцесушителями неизолированные. По отчету о потреблении горячей воды за июнь 2015 г. дом потребил тепловой энергии и воды на нужды ГВС: Qпот=46,4 Гкал; МГВС=243 м 3 и УК выплатила ЭСО, исходя из двухкомпонентного тарифа:
В пересчете на единый расчетный тариф на горячую воду это составило:
Т3 расч=Ц1/МГВС=82523/243=340 руб./м 3 при базовом тарифе Т3 расч=107,79 руб./м 3 , т.е. почти в 3 раза выше.
Это не устроило УК, и она подала протест в прокуратуру на ЭСО, посчитав, что ЭСО ее «обобрала». На самом деле ЭСО никого не обирала, а просто получила с абонента плату за фактически потребленный энергоресурс, рассчитанную на основании показаний ОДПУ
Далее УК хотела отказаться от использования ОДПУ и оплачивать ЭСО за горячую воду как бесприборник по нормативным значениям. Рассмотрим к чему бы это привело. Здесь также имеется два варианта расчетов.
Вариант 1. По договорной нагрузке, приведенной в приложении к договору о теплоснабжении. В соответствии с этим документом компонент на тепловую энергию: Q ГВС ТЭ=29,276 Гкал, а компонент на теплоноситель МГВС=557 м 3 . В этом случае норматив на тепловую энергию на нужды ГВС составил бы:
N ГВС ТЭ = Q ГВС ТЭ /МГВС=29,276/557=0,0526 Гкал/м 3 , что совпадает с базовым нормативом по Хабаровску.
Если на основании этих данных рассчитать плату за ГВС, то получим:
Ц2=Т1* Q ГВС ТЭ +Т2*МГВС=1403,68*29,276+33,96*557=59,854 тыс. руб., т.е. в этом случае оплата была бы меньше на: ΔЦ=Ц1-Ц2=82,523-59,854=22,669 тыс. руб. Таким образом, ЭСО был бы нанесен ущерб в размере примерно 22,7 тыс. руб.
Если при расчетном методе не учитывать компонент на тепловую энергию, а расчет провести, исходя из единого тарифа, то получилось бы: Ц3=Т3 баз*Мгвс=107,79*551=60,04 тыс. руб.
Если в соответствии с [9] мы бы откорректировали базовый тариф с использованием Кп=0,35, т.е. Т3 кор=1,35, Т3баз=145,52 руб./м 3 и произвели бы перерасчет:
Цз=Тз кор*Мгвс=145,52.557=81,05 тыс. руб., то это практически бы совпало с расчетом по двухкомпонентному тарифу Ц1=82,5 тыс. руб. (разница составляет около 2%). Это говорит о том, что если базовый единый тариф на горячую воду откорректировать с использованием [9], то расчеты, в этом случае, практически совпадут.
Вариант 2. По зарегистрированному числу жильцов n, используя норматив Nнор и единый базовый тариф Т3 баз. В этом случае получили бы: Ц2=n*Nнор*Т3баз=490*2,975*107,79=157,13 тыс. руб., где: n — число жильцов, Nнор=2,975 м 3 /чел. — норматив, Т3 баз=107,79 руб./м 3 — единый базовый тариф. В этом случае ущерб УК составил бы: ΔЦ=Ц1-Ц2==82,5-157,13=-74,6 тыс. руб.
Как видно из этих двух вариантов, в зависимости от метода расчета оплаты за горячую воду при отсутствии ОДПУ ущерб может получить как ЭСО, так и УК. Все зависит от методики расчета. Поэтому вариант, когда обе стороны не несут ущерба и получают оплату за фактически потребленный энергоресурс в виде горячей воды — это использование двухкомпонентного тарифа. И хотя в этом случае платежи населения «вроде бы необоснованно» возрастают по сравнению с использованием базового единого тарифа, но на самом деле жилец оплачивает именно тот ресурс, который он получает.
В данном МКД нашей организацией был проведен эксперимент: были отключены циркуляционные стояки. В этом случае, оплата как по единому базовому тарифу, так и по двухкомпонентному тарифу практически совпала.
Но жильцов это не устроило, т.к. они стали потреблять больше горячей воды, но с меньшей температурой. Поэтому они включили циркуляционные стояки, но оплату хотели провести по единому базовому тарифу, не учитывающему циркуляцию во внутреннем контуре, т.е. за счет средств ЭСО.
Отсюда возникли все «непонятки» и обращения УК в прокуратуру на ЭСО.
Надо отметить, что аналогичная ситуация наблюдается практически во всех МКД, где имеется циркуляция во внутреннем контуре системы ГВС, и причем не только в Хабаровске. По всей РФ происходят судебные разбирательства между УК и ЭСО, причем в большинстве случаев суды становятся на сторону УК и жильцов, заставляя ЭСО оплачивать тепло, прошедшее через циркуляционные стояки и полотенцесушители, за ее счет [2].
Выводы
Видно, что вся путаница в оплате и учете горячей воды связана с нестыковкой и несовершенством нормативных документов в этой области:
■ коммерческий расчет между УК и ЭСО осуществляется на основании Правил коммерческого учета [11]-[12] и здесь все предельно ясно — оплата происходит по показаниям ОДПУ, установленного на вводе в МКД;
■ технический учет, т.е. распределение потребленной тепловой энергии и теплоносителя между собственниками осуществляется в соответствии с Правилами коммунальных услуг [8], которые не состыковываются с Правилами коммерческого учета тепловой энергии. Чтобы выйти из этой ситуации приходится искусственно вводить единый тариф на горячую воду, разрабатывать мифические нормативы на нагрев 1 м 3 горячей воды и т.д., хотя на самом деле все обстоит гораздо проще: надо распределить не энергоресурсы (в данном случае теплоэнергию и теплоноситель), а средства, затраченные на приобретение этих ресурсов, т.е. средства, выплаченные ЭСО. Эти средства в денежном отношении необходимо распределить между собственниками квартир. По какому алгоритму это будет происходить — может решить общее собрание собственников, не привлекая при этом алгоритм, прописанный в [8]. В таком случае сумма средств, полученных с собственников за энергоресурсы, будет совпадать с суммой средств, перечисленных ЭСО. Никаких недоразумений и противоречий в этом случае не будет! Как распределять эти средства между собственниками: распределять их по квартирным метрам жилой площади или по показаниям индивидуальных приборов учета, или каким-то другим путем — это прерогатива собственников квартир в МКД и никого другого!
Рекомендации
1. Ввести базовый норматив тепловой энергии на нагрев 1 м 3 холодной воды по формуле (2), где Кп=0, т.е.:
а также 4 расчетных норматива, учитывающих конструктивные особенности системы ГВС МКД, и далее по формуле определять:
где Кп — выбирается из табл. 1. Причем, как было указано выше, с достаточной степенью точности можно считать N гвс расч=0,06 Гкал/м 3 . Тогда все 5 нормативов будут одинаковыми для всей РФ и их можно задать в виде констант.
2. На базе данных нормативов можно ввести единый тариф на 1 м 3 горячей воды по формуле:
Эти единые тарифы, а их также будет пять (1 базовый и 4 расчетных), будут различны для разных регионов РФ. Их может устанавливать регулирующий орган при утверждении тарифов.
3. Можно ввести единый для всех регионов РФ норматив N гвс TЭ =0,1 Гкал/м 3 и на его базе — единый тариф на ГВС по формуле (29), который может устанавливать регулирующий орган.
4. Учет, оплату и распределение горячей воды при отсутствии ОДПУ производить по нормативам и по единому тарифу Т3, утвержденному регулирующим органом. То есть, также, как это было и раньше, но с учетом Кп.
5. Учет, оплату и распределение горячей воды при наличии ОДПУ вести по следующим алгоритмам.
Алгоритм 1. Открытая система ГВС. Отопительный период.
Количество тепловой энергии, израсходованной на ГВС, находится по формуле:
а на отопление — по формуле:
здесь Qпот — суммарное количество тепловой энергии, измеренное ОДПУ, на все нужды: отопление и ГВС. Затем оплата тепловой энергии, рассчитанной по показаниям ОДПУ, распределяется в соответствии [8]: на отопление по тарифу Т1, а на горячую воду — по тарифу Т3. В данном случае не будет двойной оплаты.
Алгоритм 2. Открытая система ГВС. Межото пительный период.
В этом случае: Qпот=Qгвс, а QOT=0.
Здесь есть три варианта распределения:
Вариант 1. Единый тариф.
Вся горячая вода МГВС=М1-М2 распределяется в соответствие с [8] и оплачивается по тарифу Т3, который рассчитывается по формуле (29), но в этом случае:
Вариант 2. Двухкомпонентный тариф.
Тепловая энергия Qпот=QГВС и МГВС=М1-М2 распределяется в соответствии с [8]. При этом Qпот оплачивается по тарифу Т1, а МГВС по тарифу Т2.
В этом случае цена оплаты за горячую воду по обоим вариантам будет одинакова, но она будет отличной, если N гвс расч рассчитывать по формуле (28), а воду по единому тарифу:
Далее горячая вода по квартирам распределяется по [8]: при наличии индивидуальных приборов по показаниям этих приборов, а при отсутствии таковых — по нормативам. Оплату за горячую воду в этом случае собственники проводят по тарифу Т3.
Здесь снова будет двойное «налогообложение», т.к. собственники дважды заплатят за тепловую энергию на нагрев воды.
Причем в данном случае разделить Qпот на Qгвс и Qoт невозможно, т.к. неизвестно Мгвс.
Вариант 3. Есть отдельный прибор в системе ГВС, по которому можно учесть расход горячей воды (МГВС=МХВС).
В этом случае можно разделить Qпот на Qгвс и Qoт по формуле (30) и (31). Затем распределить Qoт среди собственников по [8] и оплату произвести по тарифу Т1, а Мгвс также распределить среди собственников по [8], а оплату производить по единому тарифу Т3.
Алгоритм 3. Закрытая система ГВС. Отопительный период.
В этом случае Qпот=Qot и Qгвс, т.е. прибор учитывает суммарную тепловую энергию и на ГВС, и на отопление. Здесь также возможны два варианта.
Вариант 1. Отсутствует отдельный прибор учета воды в системе ГВС, а вся вода, идущая на нужды ХВС и ГВС, учитывается ОДПУ на вводе в МКД.
В этом случае разделить Мгвс и Мхвс невозможно, и оплата за Qпот перечисляется УК в ЭСО, а оплата за всю холодную воду, в т.ч. и используемую на нужды ГВС — в Водоканал. Именно такой случай и предусмотрен в Правилах коммерческого учета тепла.
При этом УК распределяет Qпот среди собственников в соответствии с [8], т.е. по квадратным метрам. При этом индивидуальные приборы учета не нужны. Можно, конечно, искусственно рассчитать единый тариф на горячую воду по (32).
Вариант 2. Имеется отдельный прибор учета воды на входе в теплообменник (рис. 1), который учитывает массу воды, идущую на нужды ГВС.
В этом случае можно использовать или двухкомпонентный тариф, или единый тариф на горячую воду.
Алгоритм 4. Закрытая система ГВС. Межотопительный период.
В этом случае Qпот=Qгвс Эта тепловая энергия распределяется среди собственников в соответствии с [8] и оплачивается по тарифу Т1, т.е. собственники оплачивают компонент на тепловую энергию для нужд ГВС в ЭСО, а компонент на холодную воду — в Водоканал.
Если же имеется отдельный счетчик в системе ГВС, который измеряет Мгвс, то снова возникает два варианта.
Вариант 1. Компонент на тепловую энергию не оплачивается отдельно: он учитывается в едином тарифе Т3, рассчитанном по (32). Мгвс распределяется среди собственников по [8] и оплачивается по тарифу Т3.
Вариант 2. Оплачивается и компонент на тепловую энергию Qr—вс по тарифу Т1, и масса горячей воды по тарифу Т3. В этом случае снова происходит двойная оплата.
Все вышеизложенное показывает, что вопросы учета и оплаты горячей воды на сегодняшний день довольно запутаны и нет нормативных документов, которые бы могли однозначно решить данную проблему.
Литература
1. Канев С.Н. Учет и оплата горячей воды и теплоносителя. Материалы 32-й Международной научно-практической конференции. «Коммерческий учет энергоносителей». СПб. 2012 г.
3. Постановление Правительства РФ № 520 от 14.07.2008 г. «Об основах ценообразования и порядка регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса».
5. Федеральный закон № 417-ФЗ от 07.12.2011 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона» «О водоснабжении и водоотведении».
6. Постановление Правительства РФ № 1149 от 08.11.2012 г. «О внесении изменений в основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса».
7. Федеральный закон № 190-ФЗ от 23.04.2010 г. «О теплоснабжении».
8. Постановление Правительства РФ от 6.05.2011 № 354 «О предоставлении собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» в ред. ППРФ от 27.08.2012».
9. Постановление Правительства РФ № 129 от 14.02.2015 г. «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду».
10. Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса. Утверждены Приказом Минрегиона России № 47 от 15.02.2011 г.
11. Постановление Правительства РФ № 1034 от 18.11.2013 г. «О коммерческом учете тепловой энергии и теплоносителя».
12. Приказ Министерства строительства и ЖКХ РФ № 99/Пр. от 17.03.2014 г. «Об утверждении методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя».
Комментарий Парвиза Абдушукурова, главного инженера ОАО «Фортум» к статье С.Н. Канева «Проблемы учета и оплаты горячей воды в многоквартирных домах»: по нашему опыту, корень всех рассмотренных нестыковок — искусственно созданная путаница между понятиями «коммунальная услуга» и «коммунальный ресурс».
На самом деле, ничего сложного здесь нет. Важно понимать, что на границе дома всегда продается ресурс, а внутри дома — оказывается коммунальная услуга, в том числе услуга горячего водоснабжения. Именно услуга интересует потребителей, а в нее входит закупка ресурсов и содержание внутридомового инженерного оборудования. Для потребителя не имеет значения, где приготовлена вода: внутри дома или на ЦТП. А действующая логика предполагает разные принципы ценообразования для этих случаев, что абсурдно.
Согласно требованию закона «Об энергосбережении» и обычному здравому смыслу, все, что продается, должно быть измерено приборами учета. В контексте горячего водоснабжения измерены могут быть: объем поступившей в дом воды или теплоносителя (м 3 ) и объем тепловой энергии (Гкал). Именно эти сущности и могут называться коммунальными ресурсами, именно их подают ресурсоснабжающие организации, и именно они должны быть оплачены. Горячая вода ресурсом не является, это искусственно придуманная сущность, и приборно она не измеряется. Привлечение расчетных способов исходя из «среднего по больнице» неизбежно приводит к небалансам, генерирует убытки РСО и некорректное распределение стоимости между потребителями. Нигде в мире горячая вода не является самостоятельным товаром.
В целом для профессионалов понятно, что нужно сделать со всем этим хаосом, чтобы навести порядок: внести изменения в ключевые законодательные акты, в т.ч. законы о теплоснабжении, о водоснабжении, в жилищный кодекс, а также в ряд подзаконных документов, вернув в законодательство о теплоснабжении все отношения, связанные с поставкой горячей воды, независимо от вида системы.
Эти изменения подготовлены, сейчас идет экспертное обсуждение.
Но следует иметь в виду, что в сфере ЖКХ «нормативка» меняется достаточно активно, поэтому чем дольше откладывать наведение порядка в части поставки горячей воды, тем больше нормативных актов потом придется менять.