Шаровые краны ппр для отопления

Особенности использования шаровых кранов из ППР

Трубопроводы из полипропилена получили широкое распространение в сфере водоснабжения и отопительных коммуникаций. Трубы из данного материала отличаются хорошими эксплуатационными характеристиками – низкой стоимостью, долговечностью и простотой монтажа.

Шаровой кран из ППР

В данной статье рассмотрены краны из ППР, которыми комплектуются полипропиленовые трубопроводы. Вы узнаете, какими конструктивными особенностями и техническими характеристиками они обладают, как выбрать и своими руками установить шаровой кран.

Конструкция шарового крана из ППР

Шаровой полипропиленовый кран является запорной арматурой, используемой в системах водоснабжения и отопления. Он применяется для полного перекрытия циркулирующего потока – эксплуатировать такие краны в качестве регулирующей арматуры нельзя, поскольку из-за конструктивных особенностей в таком режиме использования они быстро выходят из строя из-за образования каверн.

Каверна является механическим повреждением боковой части корпуса крана, стенки которой имеют малую толщину, не способную выдержать воздействие механических частиц содержащихся в потоке транспортируемой воды.

Повреждения корпуса шарового крана

В отличие от латунных аналогов, в ППР кранах нет внутренних уплотнительных элементов на штоке – уплотнитель расположен за пределами сечения пропускного отверстия, он представлен пластичным синтетическим каучуком, которым заполняется полость конструкции в ее седальной части.

Шаровой запорный элемент имеет два ограничителя в виде полимерных колец, которые фиксируют положение узла. Качественные краны изготавливаются методом литья – они имеют монолитную конструкцию и, как следствие, высокую механическую прочность.

Для изготовления запорного шара используется латунь марки CW617N (у зарубежных производителей) либо отечественный аналог – латунь ЛС59-2. Для приданию узлу большей устойчивости к коррозии шар может покрываться слоем гальванизированного хрома.

Пропускное отверстие, размещенное на параллельных стенках запорного шара, имеет круглую форму. В открытом положении отверстие расположено по направлению оси трубопровода, тогда как при перекрытии потока запорный шар рычагом проворачивается так, чтобы пропускной патрубок перекрывался монолитными стенками шара.

Некоторые производители, с целью экономии металла, могут обтачивать шар в нижней части, формируя там дополнительное проточное отверстие – “отстойник”. Запорные узлы такой конструкции доставляют немало проблем в эксплуатации, поскольку в отстойнике постоянно скапливается шлам и содержащиеся в воде механические частицы.

Разновидности проходного сечения в шаровом запорном элементе крана

Регулирующая рукоять арматуры может выполняться в двух конфигурациях – бабочка либо рычаг. На штоке она фиксируется посредством шестигранного соединения и отсекающей заклепки. Отметим, что пластиковый шаровой кран для полипропиленовых труб имеет необслуживаемую конструкцию – в случае потери арматурой герметичности либо ее поломок отремонтировать кран не получится, вам потребуется полностью его заменить.

Функциональное назначение и технические характеристики

Полипропиленовые шаровые краны производятся согласно международным стандартам DIN №16962 и ISO №15774, согласно положениям которых такие изделия нельзя использовать в системах газоснабжения. Они предназначены для комплектации водопроводов и систем отопления из пластиковых труб, температура теплоносителя в которых не превышает допустимый для ППР максимум (+90 градусов).

Читайте также:  Котел отопления без стабилизатора

Помимо бытовой эксплуатации, такие краны могут использоваться в технологических трубопроводах следующих видов промышленности:

  • химической (полипропилен, как материал, устойчив к большинству видов химически агрессивных веществ);
  • пищевой,
  • целлюлозно-бумажной;
  • фармацевтической.

Шаровой кран в разрезе

Шаровые краны из ППР предназначены для труб малого диаметра, диапазон поставляемы на рынок размеров – от 23 до 63 мм (20, 25, 32, 40, 50, 63). Технические характеристики изделий следующие:

  • температурный максимум +90 градусов (возможно кратковременное повышение температуры циркулирующей среды до +110);
  • максимальное давление в системе – 20 Бар;
  • скок эксплуатации: в системах холодного водоснабжения – 50 лет, в отопительных коммуникациях (радиаторные системы и теплый пол) – 25 лет.

Отметим, что при повышении температуры до +130 градусов происходит повышение пластичности полипропилена, в результате которой арматура теряет свою герметичность.

Преимущества и недостатки, сравнение с латунными аналогами

На водопроводные и отопительные системы из полипропиленовых труб, помимо пластиковых кранов также могут устанавливаться латунные изделия. Металлические аналоги отличаются более высоким температурным максимумом – до +150 градусов и рабочим давлением – до 40 Бар.

Латунные краны выигрывают в плане ремонтопригодности – они являются обслуживаемыми конструкциями, которые при потери герметичности можно разобрать и починить, заменив сальники либо уплотнительные элементы. Однако стоимость латунных кранов в 2-3 раза выше, чем у изделий из ППР. Для примера – латунный кран от лидирующей на рынке компании Валтек для труб диаметром 20 мм обойдется вам в 350 рублей, полипропиленовый – 170 рублей.

Шаровой кран из полипропилена

Полипропиленовая арматура имеет следующие эксплуатационные преимущества:

  1. Полная устойчивость к коррозии и химически агрессивным веществам. Внутри корпуса крана в процессе использования не появляется налет и сторонние образование, ухудшающие его пропускную способность.
  2. Простота монтажа и отсутствие необходимости приобретения дополнительных переходников и адаптеров.
  3. Герметичность, надежность и долговечность при соблюдении рекомендованного режима эксплуатации.
  4. Компактный размер и минимальный вес.
  5. Эстетичный внешний вид – кран визуально не выделяется на фоне трубопровода.

Недостатки изделий уже были озвучены, к ним относится – невозможность использование в качестве регулирующей арматуры, ограничение температурного режима и отсутствие ремонтопригодности.

Полипропиленовый кран – особенности использования (видео)

Технология монтажа полипропиленовых кранов

Все краны из полипропилена устанавливаются на пластиковые трубопроводы посредством раструбной сварки. Также существуют переходные изделия для стыковки полимерных и металлических труб, один патрубок которых имеет резьбовое соединение, второй – раструбное.

Для проведения работ вам потребуются следующие инструменты:

  • ножницы для обрезки пластиковых труб;
  • фаскосниматель;
  • калибратор;
  • паяльник.

Используемый паяльник должен комплектоваться нагревательными насадками, соответствующими диаметром размеру ППР крана и трубы. На рынке широко представлены изделия для бытовой эксплуатации с насадками 16, 20, 25, 32 и 40 мм, стоимость которых варьируется в пределах 2-10 тыс. рублей.

Читайте также:  Теплые полы это просто

Пайка полипропиленовых изделий

Установка крана выполняется по следующей технологии:

  1. Паяльник включается в сеть и нагревается до рабочей температура, которая для полипропилена составляет 240-260 градусов.
  2. Пока нагревается паяльник выполняется подготовка стыкующихся труб – изделие обрезается ножницами, с помощью калибратора устраняется возникшая при обрезке овальность, фаскоснимателем удаляются присутствующие на срезе заусеницы.
  3. Патрубок крана и труба надеваются на насадки паяльника. Время нагрева зависит от диаметра изделий: для 15 мм – 5 сек, 20 и 25 мм – 7 сек, 32 мм – 8 сек, 40 мм – 12 сек.
  4. По истечению заданного времени кран и труба снимаются с паяльника и стыкуются между собой. Труба вводится в раструб крана до упора и в таком положении неподвижно фиксируется до наступления отвердевания пластика (2-4 минуты).

Аналогичным образом с трубопроводом соединяется противоположный патрубок крана. Учитывайте, что охлаждать спаянный стык в холодной воде нельзя – он должен остыть при комнатной температуре.

При проведении сварочных работ чаще всего допускаются следующие ошибки:

  • контактирующие поверхности труб и крана не очищаются от загрязнений, что приводит к ухудшению качества соединения;
  • неправильное позиционирование соединяемых элементов – после стыковки расплавленных конструкций у вас есть лишь несколько секунд, чтобы правильно разместить их по отношению друг к другу, прежде чем полипропилен начнет затвердевать;
  • оплывы, которые образует выдавленный из стыка расплавленный пластик необходимо удалять после отвердевания соединения, делая это сразу же после стыковки вы можете деформировать конструкцию;
  • трубу необходимо вдавливать в торец фитинга до упора, в противном случае между упорным торцом внутри корпуса крана и срезом трубы образуется зазор, снижающий долговечность соединения;
  • усилия, прикладываемые при вдавливании, должны быть умеренными – если приложить чрезмерно сильную нагрузку может образоваться внутренний оплыв, уменьшающий патрубок пропускного отверстия крана.

Краны полипропиленовые шаровые для отопления

Полипропиленовые трубы сегодня имеют самое широкое применение при монтаже систем отопления, а также других инженерных сетей. Использование трубопроводов из полипропилена требует также применения совместимой запорной арматуры, которая должна быть изготовлена из соответствующего материала. Наиболее востребованной разновидностью такой арматуры сегодня является шаровый кран полипропилен.

Особенности конструкции шаровых кранов из ППР

При выборе шаровых кранов из полипропилена ключевую роль играет отличное сочетание их базовых параметров и конструктивных особенностей. Благодаря этому сочетанию обеспечиваются отличные эксплуатационные характеристики, надежность и долговечность этих устройств.

Краны полипропиленовые шаровые для отопления представляют собой запорную арматуру, применяемую при монтаже ППР трубопроводов. Основными элементами их конструкции являются:

  • корпус, изготовленный из полипропилена;
  • шток;
  • рукоять для управления краном;
  • запирающий элемент — шар, изготовленный из устойчивой к коррозии или нержавеющей стали, диаметр отверстия которого равен проходному диаметру трубопровода;
  • седловое уплотнение, обеспечивающие полную герметичность запирающего элемента в закрытом состоянии.

При изготовлении арматуры могут использоваться различные виды ППР, от чего в значительной степени зависят основные характеристики. В частности, наиболее надежными являются шаровые краны из PPRC. Они способны выдерживать температуру до 95 °C и максимальное давление до 20 МПа. Также краны из данного вида полипропилена не боятся воздействий агрессивных веществ. Это позволяет успешно применять их для установки не только в автономных системах отопления, но и в централизованных системах.

Читайте также:  Что такое внутриплощадочные сети водоснабжения

По своей функциональности шаровые клапаны из полипропилена ничем не отличаются от обычных шаровых кранов, изготовленных из стали или латуни. Запирающим элементом является шар с отверстием, диаметр которого равен проходному диаметру подключаемой трубы. Шар поворачивается при помощи штока, к которому подключена рукоять. В закрытом состоянии он герметично перекрывает поток, в открытом — полностью пропускает рабочую среду без гидравлических потерь. В то же время, по сравнению с металлическими кранами, они намного проще соединяются с полипропиленовыми трубами и отличаются меньшим весом. Это значительно упрощает и ускоряет монтаж трубопроводных систем.

Отличия от вентилей

Другим распространенным видом запорной арматуры являются вентили, которые обеспечивают перекрытие потока при помощи конусообразного запирающего элемента. Поэтому нередко возникает вопрос, что лучше: шаровые клапаны или вентили. Необходимо учитывать, что при использовании вентиля не обеспечивается полное открытие проходного диаметра, что приводит к определенным гидравлическим потерям. Кроме того, на поверхности конуса неизбежно собирается накипь, что со временем приводит к тому, что напор жидкости значительно снижается и запорная арматура просто выходит из строя. С учетом данных особенностей эти устройства требуют регулярного осмотра.

Шаровые краны исключают гидравлические потери и не накапливают накипь в процессе эксплуатации. Их срок службы может достигать 50 лет, полностью сохраняя свои эксплуатационные характеристики в течение всего этого периода. Также они отличаются меньшим весом и более компактными габаритами, что делает их намного более удобными в эксплуатации. Таким образом, особенности полипропиленовых кранов и их основные характеристики позволяют однозначно утверждать, что шаровые клапаны сегодня являются наиболее предпочтительным видом запорной арматуры и намного превосходят конусные вентили по всем параметрам.

Преимущества полипропиленовых шаровых клапанов

Несмотря на идентичные функции с металлическими шаровыми кранами, арматура из полипропилена имеет и существенные отличия от них, которые связаны с изготовлением корпуса из полимерного материала. В том числе основными преимуществами таких изделий являются следующие особенности:

  • высокая долговечность за счет отсутствия коррозии корпуса (срок эксплуатации достигает 50 лет);
  • небольшой вес;
  • простой монтаж — соединение с полипропиленовыми трубами выполняется методом пайки;
  • внутренняя поверхность полипропиленового корпуса не накапливает отложений и накипи, что позволяет сохранять проходной диаметр в течение всего срока эксплуатации изделия;
  • отсутствие необходимости в регулярном осмотре и обслуживании арматуры.

За счет этих особенностей данный вид изделий при условии учета особенностей выбора и покупки шарового крана является оптимальным решением для комплектации систем отопления, монтируемых из полипропиленовых труб.

Помимо этого, необходимо учитывать выгодную стоимость кранов из ППР. Ознакомиться с ценами на шаровые краны торговой марки Lammin вы можете в таблице ниже.

Оцените статью