Схем отопления зил бычок
ЗИЛ-5301 Бычок. Система охлаждения двигателя ММЗ Д-245.12
Система охлаждения двигателя заполняется жидкостью ТОСОЛ-А40 (с ограничением срока ее эксплуатации до двух лет). Допускается заливать в
систему охлаждения чистую мягкую воду. Жесткую воду следует смягчать добавкой 10. 12 г кальцинированной соды на 10 л воды.
Контроль за уровнем охлаждающей жидкости осуществляется с помощью сигнализатора критического уровня жидкости в системе охлаждения 14
(см. рис.4). При загорании сигнализатора жидкость необходимо долить. Для проверки уровня охлаждающей жидкости при ее доливке необходимо открыть краник 2 (рис.21), расположенный в передней части расширительного бачка, установленного на передней панели автомобиля. Истечение охлаждающей жидкости свидетельствует о нормальном ее уровне.
Жидкость из системы охлаждения нужно слизать через два крана: кран нижнего бачка радиатора (может быть установлена пробка) и кран рубашки блока цилиндров, расположенный с правой стороны двигателя (при наличии подогревателя через два крана: кран бачка радиатора и кран предпускового подогревателя).
Для слива жидкости из системы охлаждения надо повернуть на несколько оборотов рукоятку крана. Завертывать краны необходимо очень плотно.
Допускается применять в теплое время года в качестве охлаждающей жидкости мягкую воду.
В зимнее время применять воду в системе охлаждения двигателя не рекомендуется, та как это может привести к неисправности системы охлаждения.
Рис. 21. Расширительный бачок;
1 — пробка отверстия для заливки охлаждающей жидкости; 2 — кран контроля уровня жидкости; I -открыть; II — закрыть
После пуска двигателя в зимнее время необходимо внимательно следить за тепловым режимом
его работы. Если двигатель холодный, то клапан термостата будет препятствовать поступлению охлаждающей жидкости в радиатор до тех пор, пока она не прогреется в рубашке блока цилиндров. В этот период возникает опасность замерзания жидкости в радиаторе. Однако, удалять термостат из системы охлаждения двигателя ни при каких условиях эксплуатации автомобиля не рекомендуется.
При сливе охлаждающей жидкости нужно следить за исправностью сливных кранов, так как образовавшаяся накипь может перекрыть отверстия кранов и полный слив жидкости окажется невозможен. Зимой это может привести к замерзанию жидкости в рубашке блока цилиндров и его разрушению. Систему охлаждения необходимо промыть до наступления морозов. Одновременно надо продуть остов радиатора сжатым воздухом, струя которого должна быть направлена из под капота наружу.
После полного слива жидкости перед стоянкой автомобиля краны следует оставить открытыми. Если они обледенеют в открытом положении, закрывать их надо после заливки жидкости при прогреве двигателя, когда из кранов потечет жидкость.
Заливать холодную жидкость, в горячий двигатель нельзя, так как это может привести к образо-занию трещин в рубашке блока. Следует периодически проверять состояние клапанов пробки радиатора, следить за состоянием всех уплотнений, не допуская течи жидкости.
Запрещаются пуск и кратковременная работа двигателя после слива охлаждающей жидкости для удаления ее остатка из системы, так как это может привести к разрушению уплотнительных резиновых колец гильз цилиндров, выпадению седел клапанов, прогоранию прокладки головки цилиндров и короблению головки.
Регулировка натяжения ремней производится перемещением генератора. При нормальном натяжении прогиб каждого ремня должен быть
12. 17 мм при нажатии на него с усилием 40 Н (рис.22).
В летнее время необходимо следить за состоянием воздушных каналов сердцевины радиатора системы охлаждения и обязательно прочищать их при значительной засоренности.
Двигатель и радиатор надо промывать водой раздельно: сначала двигатель, а затем радиатор в направлении, обратном циркуляции воды в двигателе. Надо снять с блока цилиндров патрубок
вместе с термостатом, вывернув из блока сливной кран, открыть сливную пробку радиатора.
Затем воду под сильным напором нужно направить из шланга в отверстие патрубка термостата.
Промывать систему следует до тех пор, пока из отверстия для сливного крана не потечет чистая вода. Сливные краны нужно прочистить и промыть каждый отдельно, после чего надо проверить их исправность и установить на место.
Для промывки радиатора воду под напором направляют в его нижний патрубок так, чтобы она выливалась через верхний патрубок (предварительно на патрубок нужно надеть шланг для отвода воды). Когда сливаемая вода станет чистой, надо установить шланги, соединяющие блок цилиндров двигателя с радиатором.
Качество воды, применяемой для охлаждения двигателя, влияет на его работоспособность и долговечность. Если для охлаждения двигателя применяют чистую мягкую воду, то система охлаждения работает безотказно до капитального ремонта двигателя, при этом не требуется удалять накипь.
ЗИЛ-5301. Жидкостной подогреватель дизеля
Жидкостной подогреватель мод. ПЖД8 или ПЖД12А, устанавливаемый на автомобили и автобусы ЗИЛ, предназначен для предпускового прогрева дизеля при температурах окружающей среды ниже минус 15 °С и обогрева салона автобуса в холодное время года. Подогреватель работает независимо от дизеля и поэтому может работать как при движении автомобиля, так и на стоянке.
Питание подогревателя топливом и электроэнергией осуществляется от соответствующих систем автомобиля или автобуса.
При работе с подогревателем запрещается:
— розжиг подогревателя при незаполненном жидкостью котле;
— дозаправка перегретого котла охлаждающей жидкостью;
— заправка топливного бака при работающем подогревателе;
— производить предпусковой прогрев двигателя подогревателем в закрытых помещениях;
— возврат кнопки термопредохранителя во включенное состояние после отключения подогревателя при перегреве без устранения причины, вызвавшей перегрев. В случае появления пламени или дыма на выходе газов из газоотводящей трубы следует выключить подогреватель и после его остановки приступить к устранению неисправности или регулировке.
Основные характеристики подогревателей приведены в табл. 1. Установка подогревателя показана на рис. 1, а устройство — на рис. 3.
Подогреватель смонтирован в установочном ящике, который закреплен на раме автомобиля или автобуса. К основанию ящика четырьмя болтами крепится котел 5 подогревателя, который закрыт кожухом 1. Кожух крепится к основанию тремя защелками 6, обеспечивающими в случае необходимости свободный доступ к котлу, и предназначен для защиты котла от попадания грязи и влаги. В укосине основания предусмотрено окно (Вид А) для доступа к топливному насосу. В основании со стороны жидкостных патрубков предусмотрены два отверстия для доступа к винтам крепления топливного насоса. Котел подогревателя (см. рис. 3) представляет собой теплообменник 1 с горелкой 9, электромагнитным топливным насосом и нагнетателем воздуха 3.В котле происходит сгорание рабочей смеси, поступающей из горелки, а выделяемое при этом тепло через стенки теплообменника нагревает жидкость системы охлаждения, циркулирующую под действием жидкостного насоса.Теплообменник выполнен из четырех цилиндров, образующих наружную и внутреннюю жидкостные рубашки. Внутренняя рубашка образует прямой газоход, а пространство между внутренней и наружной жидкостными рубашками служит обратным газоходом.К передней стенке теплообменника 1 через прокладку шестью болтами крепится горелка 9. В горелке происходит образование рабочей смеси из топлива, подаваемого электромагнитным топливным насосом 9 (см. рис. 1), и воздуха, подаваемого нагнетателем 3 (см. рис. 3) воздуха через воздуховод 8, ее воспламенение и горение.
В горелке 9 установлены свеча накаливания 6 и индикатор пламени 10, осуществляющий контроль за горением. Часть горелки, называемая завихрителем пламени 13, входит в теплообменник, где происходит основное сгорание топлива. На верхней части котла стяжным хомутом крепится нагнетатель воздуха 3, на валу электродвигателя которого крепится крыльчатка, засасывающая и нагнетающая воздух. На воздуховоде 8 горелки 9 закреплен дополнительный резистор 7 для снижения скорости вращения на частичном режиме. Воздух поступает в центральную часть стабилизатора пламени 11 и через специальный канал во втулку свечи 6. Топливо подается в штуцер втулки свечи 6 и попадает на футеровки втулки и испарительной камеры. Подача топлива производится электромагнитным топливным насосом.
Втулка 14 (рис. 2) входит в паз зацепа 13, который плотно сидит на якоре электромагнита 9. Внутри зацепа свободно перемещается всасывающий клапан 12. Топливо из бака подводится к штуцеру 1, проходит, при работе насоса, через фильтрующую сетку 4 и отводится через штуцер 19. Электромагнит 7 прикрепляется к корпусу насоса 3 четырьмя винтами при помощи фланца 6.Топливный насос работает следующим образом. При подаче напряжения на электромагнит 7, якорь 9 втягивается, сжимая пружину 10 до упора 11. Вместе с якорем перемещается зацеп 13, который в свою очередь тянет втулку 14. Между втулкой 14 и плунжером 17 создается вакуум. Из-за разности торцевых зазоров между всасывающим клапаном 12 и втулкой 14 образуется зазор, через который топливо поступает в зону с пониженным давлением. Нагнетающий клапан 15 в это время прижат к седлу клапана 5 пружиной 16. При прекращении подачи напряжения на электромагнит якорь 9 совместно с зацепом 13 и втулкой 14 под действием пружины 10 возвращается в исходное положение. При этом всасывающий клапан 12 упором якоря 11 прижимается к торцу втулки 14.Топливо, находящееся в полости между втулкой 14 и плунжером 17, под давлением проходит в отверстие седла клапана 5, отжимается нагнетающий клапан 15 с пружиной 16 и выходит через штуцер 19. Для регулировки производительности насоса надо ослабить гайку 18 и вывернуть или ввернуть штуцер 19. При вворачивании расход топлива уменьшается, а при выворачивании — увеличивается. После регулировки надо затянуть гайку 18. Управление работой подогревателя и диагностирование неисправностей узлов подогревателя обеспечивает электронный блок управления (БУ), установленный за панелью приборов в кабине, и таймера (для подогревателя ПЖД12А) в соответствии с электрической схемой. Для управления работой подогревателя в отводящий жидкость патрубок 4 котла (см. рис. 3) установлен датчик температуры 5. Для предохранения от перегрева в задней части корпуса теплообменника имеется термопредохранитель 2, который при перегреве выключает подогреватель.
Подогреватель имеет следующие режимы работы
Включение и розжиг
При включении выключателя на щитке приборов подается питание на БУ и загорается сигнализатор (для ПЖД8) или высвечивается на индикаторе таймера индикация по табл. 1 (для ПЖД12А). После завершения начальной диагностики в течение ТО с БУ должен перейти на режим розжига, при этом включается жидкостной электронасос 14 (см. рис. 3-74), нагнетатель воздуха 16 (на частичный режим), свеча 15 и через 45 с топливный насос 19 (на частичный режим). Индикация сигнализатора — в соответствии с п.- 1 табл. 1. Через 90. 180 с происходит розжиг и свет пламени горения воздействует на индикатор пламени 21, по сигналу которого БУ 1 отключает свечу 15, обеспечивая переход работы подогревателя на «полный» режим.Если в течение 180 с не поступит сигнал с индикатора пламени (розжиг отсутствует), то БУ должен прекратить подачу импульсов на топливный насос и еще раз повторить цикл розжига.
Схем отопления зил бычок
ЗИЛ-5301 Бычок. Система охлаждения двигателя ММЗ Д-245.12
Система охлаждения двигателя заполняется жидкостью ТОСОЛ-А40 (с ограничением срока ее эксплуатации до двух лет). Допускается заливать в
систему охлаждения чистую мягкую воду. Жесткую воду следует смягчать добавкой 10. 12 г кальцинированной соды на 10 л воды.
Контроль за уровнем охлаждающей жидкости осуществляется с помощью сигнализатора критического уровня жидкости в системе охлаждения 14
(см. рис.4). При загорании сигнализатора жидкость необходимо долить. Для проверки уровня охлаждающей жидкости при ее доливке необходимо открыть краник 2 (рис.21), расположенный в передней части расширительного бачка, установленного на передней панели автомобиля. Истечение охлаждающей жидкости свидетельствует о нормальном ее уровне.
Жидкость из системы охлаждения нужно слизать через два крана: кран нижнего бачка радиатора (может быть установлена пробка) и кран рубашки блока цилиндров, расположенный с правой стороны двигателя (при наличии подогревателя через два крана: кран бачка радиатора и кран предпускового подогревателя).
Для слива жидкости из системы охлаждения надо повернуть на несколько оборотов рукоятку крана. Завертывать краны необходимо очень плотно.
Допускается применять в теплое время года в качестве охлаждающей жидкости мягкую воду.
В зимнее время применять воду в системе охлаждения двигателя не рекомендуется, та как это может привести к неисправности системы охлаждения.
Рис. 21. Расширительный бачок;
1 — пробка отверстия для заливки охлаждающей жидкости; 2 — кран контроля уровня жидкости; I -открыть; II — закрыть
После пуска двигателя в зимнее время необходимо внимательно следить за тепловым режимом
его работы. Если двигатель холодный, то клапан термостата будет препятствовать поступлению охлаждающей жидкости в радиатор до тех пор, пока она не прогреется в рубашке блока цилиндров. В этот период возникает опасность замерзания жидкости в радиаторе. Однако, удалять термостат из системы охлаждения двигателя ни при каких условиях эксплуатации автомобиля не рекомендуется.
При сливе охлаждающей жидкости нужно следить за исправностью сливных кранов, так как образовавшаяся накипь может перекрыть отверстия кранов и полный слив жидкости окажется невозможен. Зимой это может привести к замерзанию жидкости в рубашке блока цилиндров и его разрушению. Систему охлаждения необходимо промыть до наступления морозов. Одновременно надо продуть остов радиатора сжатым воздухом, струя которого должна быть направлена из под капота наружу.
После полного слива жидкости перед стоянкой автомобиля краны следует оставить открытыми. Если они обледенеют в открытом положении, закрывать их надо после заливки жидкости при прогреве двигателя, когда из кранов потечет жидкость.
Заливать холодную жидкость, в горячий двигатель нельзя, так как это может привести к образо-занию трещин в рубашке блока. Следует периодически проверять состояние клапанов пробки радиатора, следить за состоянием всех уплотнений, не допуская течи жидкости.
Запрещаются пуск и кратковременная работа двигателя после слива охлаждающей жидкости для удаления ее остатка из системы, так как это может привести к разрушению уплотнительных резиновых колец гильз цилиндров, выпадению седел клапанов, прогоранию прокладки головки цилиндров и короблению головки.
Регулировка натяжения ремней производится перемещением генератора. При нормальном натяжении прогиб каждого ремня должен быть
12. 17 мм при нажатии на него с усилием 40 Н (рис.22).
В летнее время необходимо следить за состоянием воздушных каналов сердцевины радиатора системы охлаждения и обязательно прочищать их при значительной засоренности.
Двигатель и радиатор надо промывать водой раздельно: сначала двигатель, а затем радиатор в направлении, обратном циркуляции воды в двигателе. Надо снять с блока цилиндров патрубок
вместе с термостатом, вывернув из блока сливной кран, открыть сливную пробку радиатора.
Затем воду под сильным напором нужно направить из шланга в отверстие патрубка термостата.
Промывать систему следует до тех пор, пока из отверстия для сливного крана не потечет чистая вода. Сливные краны нужно прочистить и промыть каждый отдельно, после чего надо проверить их исправность и установить на место.
Для промывки радиатора воду под напором направляют в его нижний патрубок так, чтобы она выливалась через верхний патрубок (предварительно на патрубок нужно надеть шланг для отвода воды). Когда сливаемая вода станет чистой, надо установить шланги, соединяющие блок цилиндров двигателя с радиатором.
Качество воды, применяемой для охлаждения двигателя, влияет на его работоспособность и долговечность. Если для охлаждения двигателя применяют чистую мягкую воду, то система охлаждения работает безотказно до капитального ремонта двигателя, при этом не требуется удалять накипь.