Схема отопления автобуса маз
система отопления и вентиляции кузова автобусов МАЗ-103, МАЗ-107
Автобусы оборудованы системой отопления салона и рабочего места водителя с использованием тепла от системы охлаждения двигателя. Кроме этого для обогрева рабочего места водителя устанавливается независимый воздушный отопитель.
На автобусы, которые эксплуатируются в южных районах, устанавливается подогреватель с малой теплопроизводительнос-тью, который подсоединяется только к системе охлаждения двигателя и используется только для предпускового прогрева двигателя (см. рис. 4.1.5.1б). Отопление рабочего места водителя и салона обеспечивается только за счет тепла выделяемого в систему при работе двигателя.
На автобусы, которые эксплуатируются в районах с умеренным и холодным климатом устанавливаются подогреватели, имеющие большую теплопроизводительность. В этом случае ПЖД подключается последовательно с системой охлаждения двигателя к системе отопления рабочего места водителя и салона (см. рис. 4.1.5.1а), и может быть использован не только для предпускового прогрева двигателя, но и для отопления рабочего места водителя и салона.
На автобусах применена двухконтурная система отопления. Принцип подключения и управление системой отопления приведены в разделах 4.1.5.1 «Система охлаждения двигателя» и 2.2.8. «Органы управления вентиляцией и отоплением».
Контур системы отопления, обогревающий рабочее место водителя, состоит из проходного крана 8 (рис. 4.1.5.1), трубопроводов и отопителя 12, в этот контур подключен также задний салонный отопитель 21. Включение контура обогрева рабочего места водителя при выключенных контурах обогрева
салона обеспечивает быстрый обогрев рабочего места водителя и устранение запотевания или обледенения ветрового стекла при подготовке автобуса к выезду. Отопление эффективно функционирует только при закрытом кране быстрого прогрева двигателя 4.
Отопитель рабочего места водителя установлен в передней части автобуса. При открытом кране 4 теплоноситель подводится по шлангу 11 (рис. 4.12.6.1) к радиатору 4, установленному горизонтально в корпусе отопителя, и отводится в систему охлаждения двигателя по шлангу 8. Для удаления воздуха из системы на радиаторе установлен кран 3. Воздух через радиатор прогоняется тремя электрическими вентиляторами 15, интенсивность подачи теплого воздуха может изменяться регулятором, который расположен на левой панели щитка приборов. Забор воздуха для обогрева рабочего места водителя может осуществляться как снаружи, так и изнутри автобуса. Управление заслонкой 2 осуществляется ручкой 7. При верхнем положении ручки осуществляется забор воздуха снаружи автобуса, а при нижнем — изнутри. Правильное функционирование привода заслонки обеспечивается закреплением оболочки троса 9 прижимом 10
при горизонтальном положении ручки 7 и рычага 12. При заборе воздуха снаружи воздух очищается от пыли фильтром 14, наклеенным на корпус отопителя.
Подогретый в отопителе воздух направляется через центральный воздуховод 5 в воздухораспределительную панель, а через воздуховоды 6 — в нишу к ногам водителя. Через отверстия в передней части панели и два центральных дефлектора воздух подается на ветровое стекло, через правый дефлектор воздух может подаваться на обогрев ветрового стекла или стекла двери водителя. Выход воздуховода 6 также оснащен дефлектором. Конструкция дефлектора позволяет регулировать как направление воздушного потока, так и количество подаваемого воздуха.
Съемная крышка 1 обеспечивает доступ к вентиляторам 15.
При наличии воздуха в контуре существенно снижается эффективность работы отопителя. Наиболее вероятно наличие воздуха в радиаторе отопителя. Воздух из радиатора отопителя удаляется при работающем двигателе и включенном ПЖД при открытом кране 8 (рис. 4.1.5.1) и закрытых кранах 4, 7 через кран выпуска воздуха 3 (рис. 4.12.6.1).
Рисунок 4.12.6.1 — Отопитель рабочего места водителя:
1 — крышка доступа к вентиляторам отопителя;
3 — кран выпуска воздуха;
4 — радиатор отопителя;
5 — центральный воздуховод;
7 — ручка переключения забора воздуха;
8 — шланг отвода жидкости;
11 — шланг подвода жидкости;
13 — электрический разъем вентиляторов отопителя;
Для обеспечения оптимального температурного режима на рабочем месте водителя рядом с сиденьем может устанавливаться независимый воздушный отопитель. Управление воздушным отопителем осуществляется регулятором, расположенным на дополнительной панели слева от водителя. При промежуточном положении ручки регулятора отопитель автоматически обеспечивает заданную температуру (от 10 °С до 35 °С). Контроль над температурой осуществляется блоком управления по сигналу, получаемому от датчика температуры входящего в отопитель воздуха. При крайнем правом положении ручки регулятора отопитель включается на максимальную мощность, при этом автоматической регулировки температуры не происходит.
Максимальная теплопроизводительность отопителя составляет 2,0 кВт при расходе топлива 0,24 л/час и потреблении энергии 22 Вт.
В регулируемом диапазоне тепло-производительность отопителя составляет 0,9. 1,8 кВт при расходе топлива 0,12.0,22 л/час и потреблении энергии 9.18 Вт.
Обогрев салона осуществляется контуром, который включается краном 7 (рис. 4.12.6.1). Контур состоит из конвекторов 9, 10, 14 расположенных по левому и правому борту автобуса, и салонных отопителей 11, 13, 15. Задний салонный отопитель 21 подсоединен к контуру обогрева рабочего места водителя. Эффективность обогрева салона может быть повышена включением вентиляторов отопителей (осуществляется клавишным включателем на левой панели щитка приборов). Каждый из отопителей салона оснащен радиатором и одним вентилятором с электроприводом.
Вентиляция рабочего места водителя
осуществляется через подвижное стекло окна водителя и отопитель рабочего места водителя при закрытом кране 8. Интенсивность вентиляции может быть повышена включением вентиляторов отопителя.
Естественная вентиляция салона на автобусах стандартной комплектации осуществляется через форточки окон и люки крыши. В передней части боковин автобуса установлены решетки вытяжной вентиляции. При движении автобуса в зоне решеток создается разрежение, и воздух из салона выходит наружу. Вытяжная вентиляция в зимний период может быть закрыта с помощью заслонок, перекрывающих проход воздуха. Заслонки расположены по правому и левому борту автобуса за съемными верхними панелями.
На автобусах северного исполнения для обеспечения вентиляции при отсутствии форточек, а на автобусы южного исполнения для увеличения эффективности вентиляции салона, устанавливаются крышные вентиляторы с электроприводом, которые обеспечивают принудительную вентиляцию салона. Нижние крышки вентиляторов открываются автоматически через 20-30 сек. после включения вентиляторов.
Автобус МАЗ-105. Руководство — часть 33
4.13.6 сисТеМА оТопления и ВенТиляции
Автобус оборудован системой отопления салона и рабочего места водителя с ис-
пользованием тепла от системы охлаждения двигателя, в которую подключен не-
зависимый жидкостный подогреватель (ПЖД). Кроме этого для обогрева рабочего
места водителя устанавливается независимый воздушный отопитель.
ПЖД подключается последовательно с системой охлаждения двигателя к сис-
теме отопления рабочего места водителя и салона (см. рис. 4.1.5.1), и может быть
использован не только для предпускового прогрева двигателя, но и для отопления
рабочего места водителя и салона.
По требованию заказчика на автобусы, которые эксплуатируются в районах с ар-
ктическим климатом, может устанавливаться два ПЖД.
На автобусах применена двухконтурная система отопления. Принцип подключе-
ния и управление системой отопления приведены в разделах 4.1.5 «Система охлаж-
дения двигателя» и 2.2.8. «Органы управления вентиляцией и отоплением». Располо-
жение кранов управления системой отопления показано на рис. 2.8.
Контур системы отопления, обогревающий рабочее место водителя, состоит из
проходного крана 24 (рис. 2.8 и рис. 4.1.5.1), трубопроводов и отопителя 1, подвод и
отвод теплоносителя осуществляется через конвектор 26 отопления салона. Включе-
ние контура обогрева рабочего места водителя при выключенных контурах обогрева
салона обеспечивает быстрый обогрев рабочего места водителя и устранение запоте-
вания или обледенения ветрового стекла при подготовке автобуса к выезду. Отопле-
ние эффективно функционирует только при закрытом кране прогрева двигателя 23.
Отопитель рабочего места водителя установлен в передней части автобуса.
При открытом кране 24 теплоноситель подводится по шлангу 11 (рис. 4.13.6.1) к
радиатору 4, установленному горизонтально в корпусе отопителя, и отводится в сис-
тему охлаждения двигателя по шлангу 8. Для удаления воздуха из системы на радиа-
Схема отопления автобуса маз
МАЗ-203. Система смазки двигателя
Порядок технического обслуживания системы смазки двигателя приведен в Руководстве по эксплуатации двигателя.
МАЗ-203. Система охлаждения двигателя
Система охлаждения предназначена для поддержания оптимального температурного режима работы двигателя. Схема системы охлаждения двигателя и отопления салона автобуса приведена на рис. 4.1.5.1.
Система охлаждения жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, рассчитана на применение низкозамерзающей охлаждающей жидкости. Система охлаждения двигателя объединена с системой отопления салона и рабочего места водителя.
Основными элементами системы являются радиатор, расширительный бачок, термостат, циркуляционный насос.
Оптимальная температура охлаждающей жидкости в системе при работающем двигателе (80. 98 °С) поддерживается автоматически термостатами и производительностью вентилятора, изменяющейся в зависимости от температуры охлаждающей жидкости и температуры наддувочного воздуха.
Радиатор — трубчато-ленточный с трубками овального сечения. Радиатор закреплен через резиновые подушки на кронштейнах каркаса.
Расширительный бачок (рис. 4.1.5.2) служит для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости при ее расширении от нагрева и повышения статического напора на всасывании водяного насоса с целью предотвращения кавитации. На расширительном бачке установлен датчик уровня охлаждающей жидкости 6, при понижении уровня ниже допустимого датчик подает сигнал, и на ЖК-дисплеее загорается символ аварийного уровня охлаждающей жидкости. На расширительном бачке установлена заливная пробка 4 и паровоздушная пробка 2.
Паровоздушная пробка имеет два клапана — впускной и выпускной (паровой). Выпускной клапан поддерживает в системе охлаждения избыточное давление, а впускной препятствует созданию в системе разрежения при остывании двигателя.
Рисунок 4.1.5.1 — Схема системы охлаждения двигателя и отопления салона:
1 — расширительный бачок; 2 — радиатор; 3 — воздухоотделительный бачок; 4 — напорный коллектор; 5 — кран прогрева двигателя; 6 — кран отопления рабочего места водителя; 7 — кран отопления салона; 8, 11, 13, 15 — салонные отопители; 9, 10, 14 — конвекторы; 12 — отопитель рабочего места водителя; 16 — подогреватель жидкостный; 17 — циркуляционный насос подогревателя; 18 — ГМП; 19 — двигатель; 20 — термостат; 21 — кран климатической установки; 22 — обратный клапан
МАЗ-203. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ
Для нормальной работы системы охлаждения необходимо:
— заполнять систему охлаждения только низкозамерзающей жидкостью в соответствии с Руководством по эксплуатации двигателя;
— заливать жидкость через воронку с сеткой, используя для заливки чистую заправочную посуду;
— следить за рабочей температурой охлаждающей жидкости, которая должна быть в пределах 80.98 °С;
— ежедневно контролировать уровень охлаждающей жидкости по символам ЖК-дисплея и при необходимости доливать. Уровень охлаждающей жидкости следует контролировать при холодном двигателе;
— при ТО-1 проверить исправность уплотнительного кольца пробки заливной горловины на расширительном бачке;
— при ТО-2 проверить функционирование клапанов паровоздушной пробки и датчика аварийного уровня жидкости в расширительном бачке;
— при ТО-2 проверить крепление радиатора;
— производить замену охлаждающей жидкости с периодичностью, приведенной в Инструкции по эксплуатации двигателя.
Для поддержания оптимального температурного режима двигателя в зимний период эксплуатации рекомендуется при работе двигателя использовать ПЖД (см. пункт 2.2.9).
В летнее время года необходимо систематически следить за состоянием воздушных каналов сердцевины радиатора и обязательно прочищать их при значительной засоренности. Прочистку можно производить струей сжатого воздуха, направленной в воздушные каналы сердцевины радиатора со стороны кожуха вентилятора.
ВНИМАНИЕ! ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ В ЖАРКИй ПЕРИОД ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ВЕНТИЛЯЦИИ МОТОРНОГО ОТСЕКА НЕОБХОДИМО ОТКРЫТЬ ЖАЛЮЗИ МОТОРНОГО ОТСЕКА 13 (РИС. 4.11.1.1) НА ЗАДНЕЙ СТЕНКЕ АВТОБУСА.
ВНИМАНИЕ! ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ЗИМНЮЮ ЭКСПЛУАТАЦИЮ ЗАКРЫТЬ ЖАЛЮЗИ МОТОРНОГО ОТСЕКА 13 И ЗАКРЫТЬ ШТОРКОЙ ИЗНУТРИ БОКОВУЮ РЕШЕТКУ БЛОКА РАДИАТОРОВ 14 НАПРОТИВ ОХЛАДИТЕЛЯ НАДДУВОЧНОГО ВОЗДУХА.
Из системы охлаждения и системы отопления жидкость сливается через кран на нижнем патрубке радиатора, сливную пробку рубашки охлаждения двигателя и через сливные краны на трубопроводах системы
отопления (сливные краны расположены перед передней осью). Жидкость сливать при открытой пробке заливной горловины расширительного бачка, открытых кранах системы отопления и прогрева двигателя. Под места слива охлаждающей жидкости для ее сбора должны устанавливаться емкости необходимого объема.
Рисунок 4.1.5.2 — Расширительный бачок:
1 — пароотводящий патрубок; 2 — паровоздушная пробка; 3 — хомут; 4 — пробка заливной горловины; 5, 7 — перегородка; 6 — датчик аварийного уровня; 8 — дренажная трубка; 9 — заглушка; 10 — уплотнительное кольцо
ВНИМАНИЕ! ПОСЛЕ СЛИВА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ СТРОГО ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЗАПУСКАТЬ ДВИГАТЕЛЬ (ДАЖЕ НА КОРОТКИЙ СРОК), ТАК КАК ЭТО ПРИВЕДЕТ К ПЕРЕГРЕВУ ДЕТАЛЕЙ ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ И ПРЕЖДЕВРЕМЕННОМУ ВЫХОДУ ДВИГАТЕЛЯ ИЗ СТРОЯ._
Заполнять систему охлаждения двигателя и систему отопления автобуса необходимо при холодном двигателе по край заливной горловины расширительного бачка при открытом кране быстрого прогрева двигателя, включенном отоплении салона и включенном отоплении рабочего места водителя. Удаление воздуха из систем, после их заполнения, производить при работающем двигателе и циркуляционном насосе ПЖД.
Для удаления воздуха из системы быстрого прогрева двигателя необходимо открыть кран прогрева двигателя и при выключенном отоплении салона и рабочего места водителя поддерживать средние обороты двигателя в течение 3.5 мин..
Для удаления воздуха из отопителя рабочего места водителя необходимо закрыть кран прогрева двигателя, выключить отопление салона и при включенном отоплении рабочего места водителя и открытом кране выпуска воздуха 3 (рис. 4.11.6.1) на отопителе рабочего места водителя поддерживать средние обороты двигателя до выхода охлаждающей жидкости из крана выпуска воздуха без воздушных пузырьков.
Для удаления воздуха из системы отопления салона необходимо включить отопления салона, выключить отопление рабочего
места водителя и поддерживать средние обороты двигателя в течение 3.5 мин.
Для удаления воздуха из радиаторов климатической установки необходимо снять пластиковую крышку климатической установки, включить при работающем двигателе климатическую установку на максимальную температуру, и нажав на ниппели (расположены на водяных радиаторах климатической установки) удалить воздух из радиаторов. Охлаждающая жидкость, выходящая из ниппелей вместе с воздухом стекает по каналам слива конденсата и сливается через два шланга под автобус в задней части (при необходимости поставить под шланги емкости). Выключить климатическую установку и остановить двигатель.
После удаления воздуха долить жидкость по край заливной горловины расширительного бачка, жидкость доливать при остановленном двигателе.
Уровень жидкости в системе охлаждения контролируется электрическим датчиком аварийного уровня. При загорании символа
необходимо проверить герметичность системы охлаждения двигателя и отопления салона, устранить утечки и заполнить систему до края заливной горловины.
ВНИМАНИЕ! КРАН БЫСТРОГО ПРОГРЕВА ДВИГАТЕЛЯ 3 ОТКРЫВАТЬ ТОЛЬКО ДЛЯ СЛИВА И ЗАПОЛНЕНИЯ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТЬЮ. В НОРМАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ КРАН ДОЛЖЕН БЫТЬ ЗАКРЫТ (РУЧКА КРАНА ДОЛЖНА РАСПОЛАГАТЬСЯ ПЕРПЕНДИКУЛЯРНО ТРУБОПРОВОДУ).