- Мы познакомились с автобусом Avia и другими новинками завода Волгабас (бывший Волжанин)
- История создания
- Прощай, Avia!
- Описание и устройство
- Модификации
- Метан и китайцы
- Основные сведения, характеристики
- Базовые характеристики
- Технические характеристики
- Характеристики шасси
- Дополнительные характеристики
- Примечания[править | править код]
- Характеристики двигателя/силового агрегата
- Преимущества
Мы познакомились с автобусом Avia и другими новинками завода Волгабас (бывший Волжанин)
История создания
В 1993 году в городе Волжском на базе мощностей Автоколонны № 1732 была начата сборка автобусов ЛиАЗ-5256 из машинокомплектов. Но уже с 1995 года начинается работа над собственными моделями «Волжанин», первыми из которых стали опытные образцы междугородных автобусов Волжанин-5268 «Премьера». Развития этот проект не получил, но уже в 1997 году появляются автобусы ЛиАЗ-5256 с усовершенствованным кузовом и оформлением передней части в стиле «Премьеры».
А в октябре 1997 года на московском автосалоне был представлен первый опытный образец городского автобуса Волжанин-5270 с двигателем MAN. В 1998 году ВАП «Волжанин» завершает производство автобусов ЛиАЗ-5256. В 1999 году начинается серийный выпуск автобусов Волжанин-5270, с чуть изменённым, по сравнению с опытными, внешним видом. В 2004 году производится рестайлинг, с использованием стилистики новой модели автобуса Волжанин-6270 – четыре круглых фары спереди, вместо двух прямоугольных. С конца 2000-х годов для производства может использоваться шасси КАМАЗ-5297.
Прощай, Avia!
А как многообещающе все начиналось! Год назад на крупнейшей «грузовой» выставке IAA в Ганновере наш Волгабас и чешская Avia (точнее, индийско-чешская, поскольку с 2006 года она принадлежит индийской компании Ashok Leyland) объявили о совместном проекте по производству элегантного междугородного автобуса. Его решили назвать Ритмикс, как и существующие городские автобусы на шасси Ashok Leyland. Были обещаны «стильный интерьер», «максимальный комфорт» и «продажи через дилерские сети обеих компаний», тем более что к тому времени один Волгабас на шасси Avia (но более простой по конструкции) уже был построен и показан на выставке Комтранс-2011.
И вот на снимке в заголовке статьи, такой же Ритмикс-Avia, как на прошлогодних эскизах. Но он останется в единственном экземпляре: 31 июля нынешнего года Ashok Leyland полностью прекратил производство автомобилей на заводе Avia! Как указано на интернет-сайте . И далее: в случае вопросов обращаться по такому-то электронному адресу. Занавес.
Запомните их такими: грузовички Avia последнего поколения
В салоне Ритмикса-Avia — большой моторный тоннель и хлипкие сиденья из Турции
Вроде бы дела у Авии шли не так плохо: если в 2011 году чехи выпустили всего 600 машин, то в 2012-м — уже 1003 автомобиля (это лучший их показатель за последние десять лет). Украинский КрАЗ или финская фирма Sisu производят даже меньше — и ничего, живут. Но эти своих государств, а вот кому нужна была Avia? Уж точно не хозяевам-индийцам.
В начале августа в чешском интернете появилось сообщение о том, что завод теоретически может быть спасен, если в нем будут заинтересованы некие «российские инвесторы, не связанные с автомобильной промышленностью». А еще чехи надеются на то, что Ashok Leyland возобновит выпуск грузовиков Avia в Индии и будет экспортировать их в Чехию… Мы бы не рассчитывали ни на то ни на другое.
В любом случае красный 35-местный «турист» Ритмикс-Avia с двигателем Euro 5 представляет лишь теоретический интерес, равно как и его ориентировочная цена 3—3,5 млн рублей.
Снаружи он похож на толстую красную таксу на маленьких колесах, где кузов шире, чем шасси… И салон получился неидеальным: турецкие кресла — хлипкие, а поскольку шасси «грузовое», то в передней части возвышается горб моторного отсека. К тому же, как показала пробная поездка, плавность хода оставляет желать лучшего, несмотря на рессорно-пневматическую подвеску. Удивительно, но серийные маршрутки Ритмикс на полностью рессорном индийском шасси Ashok Leyland идут плавнее!
Кстати, еще лет десять назад подмосковный ГолАЗ тоже начал строить автобусы на шасси Avia — и у него тоже ничего не получилось: модель была очень валкой. В общем, не задалась у российского автобуспрома постройка машин на чешском шасси. А на индийском?
Описание и устройство
Кузов относится к закрытому типу, с продольным размещением силовой установки. В общих чертах, речь идёт о неприхотливом и надёжном автобусе с многоцелевой областью применения. Корпус выполнен в вагонном варианте из низколегированной стали с антикоррозийным покрытием, облицовочные панели изготавливаются из оцинкованного металла. Каркас выполнен в одноэтажном варианте, относится к цельнометаллическому типу. Остекление панорамное, лобовое стекло имеет многослойную структуру. Внешняя обшивка имеет антикоррозийное покрытие, что делает её устойчивой к действию химических реагентов, которыми посыпают трассы в зимний период.
Автобус Волжанин-5270. Фото Википедия
Салон. Стекла пассажирского салона тонированные, закалённые, дополнены форточками для естественной вентиляции. Салон обладает высоким уровне шумоизоляции, штатно комплектуется отопительными системами. Рассчитан на 24 посадочных места, максимально допустимая загруженность пассажирами – до 110 человек. Внутри предусмотрены места для размещения инвалидных колясок, имеются кнопки экстренной связи с водителем.
Пол салона представляет собой комбинацию твёрдого и мягкого настила, боковые панели выполнены из практичного и немаркого материала. Для безопасности стоячих пассажиров предусмотрены поручни и навесные ремни. Сиденья изготавливаются из высокопрочного пластика, дополнены мягкими вставками. В корпусе предусмотрено 3 распашные двери, которые управляются одной клавишей. Средняя дверь оснащается откидной аппарелью для заезда детских и инвалидных колясок.
«Волжанин-5270» комплектуется двигателем Deutz. Это дизельный силовой агрегат производительностью 285 л.с. Располагается дизель продольно, при установке учитывается смещение в сторону левой боковой части. Агрегат 6-цилиндровый с рядным расположением рабочих цилиндров. Установка соответствует классификации EVRO-5. Вместительность топливного бака составляет 380 литров.
Автобус насчитывает более 15 модификаций, которые могут работать на городских и междугородных маршрутах, которые оснащались двигателями других моделей и торговых марок.
Модификации
- Волжанин-5270 – городской, с двигателем MAN. (опытные образцы)
- Волжанин-5270 – пригородный, с двигателем MAN. (опытные образцы)
- Волжанин-5270.01 – городской, с двигателем Caterpillar.
- Волжанин-5270.02 – городской, с двигателем ЯМЗ-236.
- Волжанин-5270.03 – городской, с двигателем Raba.
- Волжанин-5270.04 – городской, с двигателем ЯМЗ-236.
- Волжанин-5270.05 – городской, с двигателем Scania.
- Волжанин-5270.06 – городской, с двигателем Deutz.
- Волжанин-5270.07 – городской, с двигателем Cummins.
- Волжанин-5270.10 – городской, с двигателем MAN.
- Волжанин-5270.12 – пригородный, с двигателем ЯМЗ-236.
- Волжанин-5270.16 – пригородный, с двигателем Deutz.
- Волжанин-5270.17 – пригородный, с двигателем Cummins.
- Волжанин-5270.22 – междугородный, с двигателем ЯМЗ-236.
- Волжанин-5270.23 – междугородный, с двигателем Raba.
- Волжанин-5270.26 – междугородный, с двигателем Deutz.
- Волжанин-5270.27 – междугородный, с двигателем Cummins.
На базе Волжанин-5270 также создавались автобусы специального назначения:
- Волжанин 5270.12 «БИБЛИОБУС» — автобус-библиотека.
- Волжанин-5270.2 «Служба крови» — передвижной пункт приема крови.
Метан и китайцы
В позапрошлом году, когда модель Ритмикс на шасси Ashok Leyland только появилась на свет, в Волжском строили «планов громадье» и планировали в начале 2012 года запустить отдельный завод для выпуска трех тысяч Ритмиксов в год. Но наяву оказалось, что индийско-российские автобусики расходятся намного более скромными темпами, и завод до сих пор стоит недостроенный.
У городского Ритмикса, работающего на метане…
…«перевернутая» схема переключения передач!
На момент моего приезда в Волжский было выпущено около 600 Ритмиксов — естественно, дизельных. А я водил новую и актуальную нынче версию, работающую на сжатом газе — метане (CNG). Ее переоборудованием занимается фирма РариТЭК в Набережных Челнах: вместо индийского дизеля там устанавливают китайский газовый мотор Yuchai мощностью 178 л.с., а вместе с ним — три металлокомпозитных баллона объемом 123 л каждый. Заявленный запас хода — 400 км.
Вот только почему создатели машины смонтировали механизм переключения коробки передач ZF «в зеркальном отображении», да еще и «вверх ногами»? На месте первой передачи находится последняя, шестая, а на месте шестой — первая: форменное издевательство над водителями! Да и сам по себе автобус местами грубоват и примитивен. К полу привинчены планки на саморезах, под передней панелью — потеки краски и болтающиеся провода…
До конца 2020 года 99 таких «гармошек» СитиРитм придут в Санкт-Петербург
Салон СитиРитмов очень аккуратен: не чета предшественнику с острыми углами «прощайте, колготки»!
С точки зрения водителя газовый Ритмикс отличается от дизельного не только дурацкой схемой переключения, но и ощутимо худшей динамикой разгона. При этом метановая машина на полмиллиона рублей дороже (2,2 млн рублей против 1,7 млн рублей). Но поскольку метан ощутимо дешевле солярки, 49 таких автобусов уже работает в самом Татарстане, 12 — в Волгограде, восемь — в Оренбурге, есть экземпляры в Астрахани и Владимире.
Более того, во Владимире планируется строительство предприятия по сборке газовых Ри? И как покажет себя в эксплуатации китайский Yuchai, да еще газовый?
Основные сведения, характеристики
- Производитель/изготовитель, где выпускается/производится техника. «Волжанин» — российский автобусостроительный завод. Головное предприятие было расположено в городе Волжском Волгоградской области. Завод работал до 2008 года, впоследствии войдя в холдинг Volgabus.
- Назначение. Городской.
- Класс. Большой.
- Тип кузова. Вагонный, одноэтажный, закрытый, цельнометаллический, сварной с каркасом из низколегированных высокопрочных сталей прямоугольного сечения с оцинкованными цельнотянутыми клееными бортами. Облицовка крыши из цельнотянутых листов с отсутствием поперечных стыковочных швов. Шумо-и-термоизоляция кузова. Остекление автобуса вклеенное тонированное.
- Схема компоновки транспортного средства. Вагонная; расположение двигателя заднее, продольное.
- Кабина водителя.
Полузакрытого типа с термоизоляцией. - Электрооборудование. 24 в, однопроводная сеть.
- Гарантия. Не менее 12 месяцев или 80 000 км. пробега – в зависимости от того, какое из обстоятельств наступит раньше.
Базовые характеристики
- Габариты кузова, мм. (ДхШхВ). 11805х2500х3040.
- Количество и тип дверей. Три двухстворчатые распашные двери.
- Общее количество мест, в том числе посадочных. 100, в том числе посадочных 24.
- Тип сидений. Пластиковые с мягкими вставками с поручнем.
Технические характеристики
- Тип топлива. Дизель.
- Снаряженная и технически допустимая масса, кг. 11500 и 18500.
- Рулевой механизм. МАЗ 64229.
- Ресурс, км. Не менее 200 000.
- Тормозная система. Пневматическая Wabco.
Характеристики шасси
- Ведущий мост. Двухступенчатый с центральным коническим редуктором и бортовым планетарным редуктором.
- Колесная формула. 4х2.
- Колесная база, мм. 5840.
- Колея колес (передних/задних), мм. 2050/1840.
- Шины. 295/80R22,5.
- Антиблокировочная система тормозов (ABS). Присутствует.
Дополнительные характеристики
- Вентиляция. Естественная.
- Система отопления. Присутствует.
Примечания[править | править код]
- Волжанин 6270 (рус.). wroom.ru. Дата обращения 2 декабря 2019.
- Волжанин-6270 — Фотобус
- Технические характеристики автобусов Волжанин 5270.06 «СитиРитм-12», Волжанин-6270.10, Волжанин-6270.06 «СитиРитм-15»
Автобусы Волжанин | |
Городские автобусы |
|
Пригородные автобусы |
|
Междугородные автобусы |
|
Характеристики двигателя/силового агрегата
- Модель. Deutz BF6M1013.
- Тип. Дизельный 4-тактный.
- Конструкция. С электронным приводом подачи топлива и гидроприводом вентилятора системы охлаждения.
- Количество и расположение цилиндров. 6, рядное.
- Нормы экологической безопасности. Евро-3.
- Рабочий объем, л. 7,146.
- Мощность двигателя, кВт (л.с)/мин. 210 (285).
- Расположение двигателя. Заднее продольное.
- Ресурс, км. 1000000.
- КПП. ZF Ecomat2 Plus 6 HP 502 C, автоматическая (Германия) или ZF S6 120U механическая, шестиступенчатая.
- Главная передача. Raba (Венгрия), 518.75, с центральным коническим и планетарным колесными редукторами.
- Передаточное число. 5.44.
- Ресурс, км. Не менее 800 000.
- Подвеска. Пневматическая.
- Контрольный расход топлива при 60 км/ч, л/100 км. 30-32.
Преимущества
Преимущества применения автобусов Волжанин-6270 на городских маршрутах можно выразить так:
— Вместительностью 15-метровый автобус практически не уступает популярным «гармошкам» — IKARUS-280. При этом техника занимает меньше места на дорогах и остановках.
— Отсутствие сочленённого прицепа существенно упрощает управление, поэтому для таких моделей хватает категории «D».
— Отказ от сочленённых элементов подразумевает упрощённую схему электрооборудования, тормозной и управляющей системы. В совокупности, это помогает существенно снизить затраты на производство.
— Использование более практичной и компактной технике помогло увеличить количество машин на маршрутах.
Кроме этого, можно отметить низкопольную конструкцию, которая заметно упрощает загрузку пассажиров в салон. Однако это явное преимущество потребовало максимальных усилий от сотрудников конструкторского бюро. Пришлось перерабатывать схему подачи топлива и систему вентиляции. Нужно отметить, что изменилась и внутренняя обшивка корпуса, что позволило надёжно защитить пассажиров от уличного шума.
Читайте Троллейбус Тролза-5265 «Мегаполис»
Автобусы Волжанин-6270 получились вполне конкурентоспособными. Есть информация, что производитель планирует поставки этих моделей в Германию с новыми двигателями стандарта Евро-5, что уже косвенно указывает на высокое качество сборки и хорошие эксплуатационные характеристики.