Автономный рефрижераторный вагон
Автономный рефрижераторный вагон предназначен для перевозки скоропортящихся грузов, требующих поддержания температуры в грузовом помещении от + 14 до —18 °С при температуре наружного воздуха от —45 до +40 °С.
Вагон пригоден для охлаждения свежих плодов и овощей и других грузов. Автономные вагоны можно ставить в пассажирские поезда, поэтому они оборудованы сквозной магистралью и розетками 5 для подключения к электропневматическому тормозу, а также стояночным тормозом 13.
Вагон имеет грузовое помещение и два расположенных по концам кузова машинных отделения, в каждом из которых находится по дизель-генераторному агрегату 15 и холодильной установке 1, работающей на хладоне-12.
Съемный дизель-генераторный агрегат блочного типа имеет стальную раму, на которой смонтированы: дизель, соединенный с генератором; нагревательная установка 14; аккумуляторные батареи И и топливный бак 10 вместимостью 730 л.
В комплект агрегата входит также полупроводниковый зарядный выпрямитель 9. Пусковое и останавливающее устройства, приборы контроля дизель-генератора расположены на распределительном щите 16.
В летний период дизель охлаждается вытяжным вентилятором 3, а в зимний — подогревается от установки 14, воздух в которой проходит через систему труб и каналов масляной ванны дизеля и через трубу 12, вваренную в нижнюю часть топливного бака 10.
Холодильно-отопительные установки управляются одним командным устройством, состоящим из температурного блока и выборочного переключателя режимов. Блок состоит из термостатов 21 с температурным датчиком 6, находящимся на боковой стене грузового помещения, а переключатель для выбора температуры режимов — на главном распределительном щите 8 в первом машинном отделении.
Контролируют температуру в грузовом помещении переносной термостанцией, которая через штепсельный разъем присоединяется к розеткам щита 7, выведенного наружу на продольную балку вагона.
Холодильно-отопительные установки могут получать питание от постороннего источника тока. Для этого на торцовых стенах расположено по одной розетке 4.
Охлажденный или подогретый воздух нагнетается вентиляторами, размещенными в холодильных агрегатах, в пространство над промежуточным потолком 20 и отсюда распределяется по грузовому помещению.
При необходимости подвода свежего воздуха в грузовое помещение открывается заслонка в воздушном канале 2, через который свежий воздух засасывается вентиляторами-испарителями, предварительно охлаждаясь или нагреваясь.
Для отвода воздуха из вагона над промежуточным потолком предусмотрены два дефлектора 18, воздушные каналы которых закрываются или открываются заслонками с помощью рычагов 17 из машинных отделений.
Промывочные воды и конденсат отводятся через четыре сливных прибора 19, расположенных по углам грузового помещения.
Глава 8. Система отопления и водоснабжения рефрижераторного подвижного состава и пассажирских вагонов
8.1. Система вентиляции рефрижераторного подвижного
Система циркуляции предназначена для равномерного разделе-ния по грузовому помещению вагона холодного (при работе холо-дильной установки) ил и теплого (при работе злектронагревателя) воздуха.
8.1.1. Рефрижераторная пятивагонная секция
Для интенсивного и равномерного распределения охлажденно-го (подогретого) воздуха в грузовом помещений предусмотрена система циркуляции и вентиляции (рис. 8.1). Принудительное дви-жение воздуха осуществляется с помощью двух вентиляторов-цир-куляторов 8, установленньх на воздухоохладителях холодильной установки 2.
Воздух, охлажденньй воздухоохладителем или подогретьй злек-тропечами, нагнетается вентиляторами-циркуляторами в простран-ство над промежуточньм потолком 3, откуда через продольнье щели 9 вдоль боковьх стен распределяется по каналам, образуе-мьм вертикальньми гофрами обшивки 6, под напольнье решетки 5 и через торцевье каналь 7 снова поступает к воздухоохдадителю (злектропечам). При необходимости подвода в грузовое помеще-ние свежего воздуха зтими же вентиляторами он всасьвается через отверстие в торцевой стене 1 и подается по каналу злектропечами к испарителю.
Для отвода воздуха из грузового помещения по диагонали в крь-ше вагона у погрузочньх дверей предусмотрень два дефлектора 4. Воздухозаборники дефлекторов расположень над промежуточньм потолком и перекрьваются заслонками. Управление заслонками раздельное, привод находится под рамой вагона.
8.1.2. Рефрижераторная пятивагонная секция типа бмз
Система циркуляции воздуха (рис. 8.2) состоит из воздуховода 2 и двух вентиляторов 5, установленньх в воздуховоде. Воздуховод, расположенньй у потолка вагона грузового помещения, имеет ко-робчатое сечение с поперечньми щелями 3 для раздачи воздуха за-канчивается воздуховод соплом 1.
В воздуховоде установлена заслонка 4, предотвращающая по-падание теплого воздуха в грузовое помещение при оттаивании испарителя. Заслонка смонтирована на обечайках вентилятора в свободно подвешенном состоянии и приводится в действие напором воздуха, подаваемого вентиляторами. Применение таких зас-лонок на секциях последних вьпусков не требует вмешательства персонала при переключении холодильной установки с рабочего режима в режим «Оттаивание» и обратно.
При работе вентиляторов-циркуляторов воздух забирается из-под напольньх решеток грузового помещения и через отверстие в щите всасьвается снизу в воздухоохладитель 13 (злектронагрева-тель 12) и, охлаждаясь или нагреваясь в зависимости от режима ра-боть, подается в воздуховод, где распределяется через отверстия и сопло по грузовому помещению.
Система принудительной приточно-вьтяжной вентиляции пред-назначена для воздухообмена в грузовом помещении вагона при перевозке ряда скоропортящихся грузов, вьделяющих биологичес-кое тепло. Система вентиляции состоит из воздуховода свежего воз-духа 7, расположенного под потолком машинного отделения, зас-лонки 6 с приводом 11, заборного окна 10 с козьрьком 9 на торцевой стене вагона и фильтра 8, заслонки канала 14 вьброса воздуха.
Воздух забирается через отверстие в торцевой стене вагона со сторонь машинного отделения, соединенное воздуховодом 7 с отверстием в перегородке, разделяющей грузовое и машинное поме-щения. Нагнетание свежего воздуха в вагон производится с помо-щью вентиляторов-циркуляторов 5 при открьтой заслонке 6. При-вод 11 заслонки размещен в машинном отделении и фиксируется в положении «Открьто» или «Закрьто».
Свежий воздух, попадая в пространство над воздухоохладите-лем, смешивается с циркулирующим в грузовом помещении возду-хом (холодньм при работе холодильной установки или тепльм при работе злектронагревателя) и нагнетается в грузовое помещение. Воздух из грузового помещения вьходит через канал в перегород-ке, закрьваемьй заслонкой.
В вагонах более поздней постройки воздух из грузового помеще-ния вьходит через дефлектор, установленньй на крьше у торцевой стень, противоположной воздухоохладителю. Дефлектор связан с грузовьм помещением каналом, расположенньм внутри у торцевой стень вагона. Отверстия для вьхода и входа воздуха перекрьваются заслонками, привод которьх находится под рамой вагона.
Схема отопления вагона рефрижератора
7.2. Изотермический подвижной состав
Рефрижераторный подвижный состав
Парк изотермических вагонов пополняется только рефрижераторным подвижным составом (поезда, секции) и автономными рефрижераторными вагонами. Все рефрижераторные вагоны имеют цельнометаллический кузов с хребтовой балкой, сваренной из штампованных элементов; ходовая часть — двухосные бесчелюстные тележки типа КВЗ-И2 с базой 2400 мм, оборудованные буксами с роликовыми подшипниками.
В состав рефрижераторного поезда, состоящего из 21 вагона, входят вагон-машинное отделение, вагон-дизель-электростанция и служебный вагон, размещаемые одной группой в середине состава и соединенные между собой закрытыми переходами. По обе стороны к ним примыкают по девять грузовых вагонов-холодильников. Каждый вагон поезда имеет порядковый номер и определенное место в схеме формирования. Перестановка вагонов не допускается. Одна из тележек служебного вагона имеет колесную пару со шкивом для привода подвагонного генератора. Все вагоны оборудованы автоматическими тормозами.
В вагоне дизель-электростанции установлены четыре основных дизель-генератора и один вспомогательный. Внутри этот вагон (рис. 7.16) разделен на три отделения. Под рамой подвешены четыре бака для дизельного топлива общей емкостью 7300 л. Часть топливных баков размещена под вагоном-холодильником. В вагоне-машинном отделении смонтированы две аммиачные холодильные установки двухступенчатого сжатия. Каждая обслуживает свою половину поезда. В служебном вагоне предусмотрены купе, кухня, душевые, туалетные отделения и небольшая слесарная мастерская. Отопление вагона водяное.
Рис. 7.16. Схема расположения оборудования в вагоне-дизель-электростанции 21-вагонного поезда:
1 — топливный бак внутри вагона; 2 — воздушный компрессор для зарядки пусковых баллонов; 3 — пульт управления электростанцией; 4—подвесные расходные топливные баки; 5 — вспомогательный дизель-генератор; 6 — место установки главного распределительного щита; 7—подвагонные топливные баки;
8 — агрегат отопления вагона жидким топливом; 9 — дизель-генератор
Грузовые помещения охлаждают при помощи рассольных батарей, расположенных под потолком. По батареям циркулирует рассол, предварительно охлажденный в испарителе вагон-машин-ного отделения. Для обогрева в зимнее время предусмотрены электропечи, расположенные у торцевых стен кузова. Мощность каждой печи 4 кВт. Включаются они автоматически термостатами, а также с центрального пульта управления в вагоне-дизель-электростанции и переключателем, расположенным в подвагонном аппаратном ящике каждого вагона-холодильника. Под потолком вагона расположены каналы для охлажденного и теплого воздуха. Циркуляция его осуществляется электрическими вентиляторами, расположенными в концах кузова. Не исключается и естественная циркуляция благодаря разной плотности холодного и теплого воздуха.
Для вентилирования грузового помещения свежим воздухом на одной из торцевых стен расположен вентилятор. Включают его с центрального пульта в вагоне-дизель-электростанции. Отсасывают воздух из грузового помещения два дефлектора, установленных на крыше. Внутренняя облицовка стен выполнена из гофрированного стального оцинкованного листа, на резиновый настил пола уложены металлические решетки, которые можно поднять и закрепить вертикально у продольных стен.
Рефрижераторная 12-вагонная секция состоит из 10 вагонов-холодильников, вагон-машинного отделения и вагона-дизель-элект-ростанции, в котором размещены дизель-электрическое оборудование с распределительными устройствами и помещение для обслуживающего персонала. Конструкция энергохолодильного оборудования, тележек, автоматической сцепки, тормозов, междувагонных соединений такая же, как у 21-вагонного поезда.
В эксплуатации находятся пятивагонные секции.
Пятивагонная секция постройки Брянского машиностроительного завода состоит из четырех грузовых и центрального дизельного вагонов. Центральный вагон имеет семь отделений (рис. 7.17): в дизельном на специальных рамах установлены два дизель-генератора; в щитовом смонтирован главный распределительный щит; в аккумуляторной на стеллажах закреплена щелочная аккумуляторная батарея.
Кроме того, в вагоне имеются салон-кухня, отделение для отды-ха, котельное отделение и туалет. Грузовой вагон имеет два отделения: грузовое и машинное. В машинном отделении на специальных рамах укреплены один над другим два компрессорно-конденсаторных агрегата, а на торцевой стене — электрический щит и переговорный аппарат. Над электрическим щитом размещены два терморегулятора. На продольной стене машинного отделения, противоположной входной двери, на петлях установлен щит, который может быть открыт для монтажа агрегатов. В щите, а также в стене вагона рядом с входной дверью устроены жалюзи для охлаждения конденсаторов и компрессоров. Со стороны машинного отделения в грузовом помещении за открывающимися щитами установлен воздухоохладитель и электронагреватель. Под потолком укреплен вентиляционный короб, по которому предварительно охлажденный или подогретый воздух при помощи двух электровентиляторов подается в грузовое помещение. При необходимости эти же вентиляторы по воздуховоду засасывают свежий воздух.
Рис. 7.17. Дизельный вагон:
1 — масляный бак; 2 — коробы охлаждения радиаторов; 3 — дизель-генераторы; 4 — баки для технической воды; 5 — топливные баки; 6 — бак для питьевой воды; 7 — распределительный щит
Секция типа ZB-5 постройки Германии состоит из четырех грузовых и одного дизельного вагонов. В дизельном вагоне размещены дизель-электростанция и кабина управления, а также бытовые помещения для обслуживающего персонала. В составе секции — вагоны-холодильники стандартной серии — все основные их узлы (рама, стены и крыша), а также расположение машинных установок, изоляция и оборудование грузового помещения максимально унифицированы.
Автономный рефрижераторный вагон (АРВ) с кузовом длиной
21 м имеет грузовое помещение и два машинных отделения в торцевых частях (рис. 7.18). Дизель-генератор и топливный бак смонтированы на общей выдвижной раме, что позволяет демонтировать агрегат через боковую дверь машинного отделения. Нагревательный прибор, работающий на жидком топливе, предназначен для подогрева дизеля перед запуском при низких температурах. На дизель-генераторе смонтирован распределительный щит с приборами контроля и автоматики. Холодильная установка размещена под крышей вагона в перегородке, которая отделяет грузовое помещение от машинного отделения; со стороны грузового помещения расположен воздухоохладитель с вентиляторами и электронагревателем, а со стороны машинного отделения — компрессорно-конденсаторный агрегат с распределительным щитом. Холодильную установку при необходимости можно через дверцы в торцевой стене демонтировать. В одном из машинных отделений около топливного бака на продольной стене вагона расположен главный распределительный щит для управления работой оборудования, а также для установки температурного режима в грузовом помещении. Холодный воздух нагнетается электровентиляторами в пространство между крышей вагона и ложным потолком и через щели в нем попадает в грузовое помещение. Он омывает груз, под напольными решетками проходит к вертикальному каналу между щитами и торцевыми стенами вагона, засасывается вентиляторами и, пройдя через воздухоохладитель, вновь нагнетается в пространство под ложным потолком. Аналогично циркулирует воздух и при отоплении вагона, только в этом случае вместо холодильной установки включаются электропечи. Свежий воздух засасывается вентиляторами через отверстия в торцевых стенах, удаляется через дефлекторы. Для удаления воды и конденсата в полу грузового помещения расположены сливные отверстия. АРВ оборудо-ван пролетной электромагистралью для электропневматического тормоза, что позволяет прицеплять его к пассажирскому поезду, и стояночным тормозом.
Все грузовые вагоны рефрижераторного подвижного состава оборудованы электрическими печами, приборами принудительной вентиляции, системой циркуляции воздуха, устройствами для удаления конденсата, приборами контроля температуры. Рефрижераторный состав всех типов имеет централизованное энергоснабжение.
Рис. 7.18. Автономный рефрижераторный вагон:
1 — сигнальная лампочка; 2 — розетка для подключения к внешней сети; 3 — щиток для измерения температуры; 4 — термостат для регулировки температуры в грузовом помещении; 5 — холодильная установка; 6 — канал для подсола свежего воздуха; 7 — дизель-генератор