Схема управления отопителем (печкой) на ВАЗ-2110, 2111 и 2112
Схема управления отопителем (печкой) на ВАЗ-2110, 2111 и 2112
На ВАЗ-2110, 2111 и 2112 установлена автоматическая система управления отопителем (АСУО), которая сама создает температуру в машине заданную водителем. Эдакий климат-контроль без кондиционера, зимняя версия. Мозги системы — контроллер 3 на схеме типа 13.3854 с двумя ручками управления. Левой ручкой регулируем температуру в салоне (от 16 до 30 °С), правой регулируем вентилятор: 0 — выключен; I — средняя частота вращения; II — малая частота вращения; А — автоматически. Итак, приводим расшифровку схемы отопителя ВАЗ-2110
1 — электродвигатель вентилятора; 2 — дополнительный резистор; 3 — контроллер; 4 — монтажный блок; 5 — выключатель зажигания; 6 — датчик температуры воздуха в салоне; 7 — выключатель рециркуляции; 8 — клапан рециркуляции; 9 — микромоторедуктор привода заслонки отопителя; А — к выключателю освещения приборов; В — к источникам питания
Если перестал работать мотор отопителя, следует проверить предохранитель F18 в монтажном блоке
Контроллеры САУО (система автоматического управления отопителем). Тот что слева — с автоматическим режимом — примитивный климат (он завязан на датчике температуры под потолком). Справа более распространенный 4-х скоростной. При подключении они совместимы со штатной проводкой ВАЗ 2110, за исключением разминусовки датчика ММР(просто нужно +\- перекинуть на нем).
Как известно, основным функциональным назначением автомобильной печи является подача тёплого или холодного воздуха внутрь салона. Чтобы иметь практическую возможность не только выявить неисправность, но также и устранить её необходимо знать, как образом устроена схема печки ваз 2110. Ведь вариантов возможных неисправностей существует различное множество и могут быть как неполадки в электроцепи, так и в одном из элементов непосредственно самой печи. На ваз 2110 схема печки и ее знание позволит автомобилисту легче найти обрыв и отремонтировать отопитель.
Основные причины плохой работы электропечи
Ваз 2110 печки схема
Прежде чем непосредственным образом приступить к поиску решения проблемы, необходимо уметь её быстро и эффективно выявлять. Вначале целесообразно рассмотреть общую схему строения печи. Итак, печь отопителя состоит из следующих компонентов:
предохранителя монтажного блока;
зажигательного замка;
выключателя зажигания совместно с его разгрузочным реле;
специального переключателя, который регулирует режим работы электродвигателя печи;
дополнительно вмонтированного резистора;
моторчика печки;
обогрева заднего стекла автомобиля, которое содержит регулировочную клавишу обогревателя со световым индикатором;
специального функционального элемента для обогревания стекла.
Ваз 2110 печка электросхема
Одной из причин неисправности электронной схемы печи, может быть отсутствие функциональной активности электродвигателя отопителя как на малых, так и на больших оборотах. При таком раскладе необходимо действовать следующим образом:
вначале следует убедиться, не перегорел ли случайно предохранитель;
в случае обнаружения перегоревшего предохранителя, его в срочном порядке нужно будет поменять на новый.
Примечание. Перед тем как перейти непосредственно к замене старого на новый предохранитель, нужно предварительно и в обязательном порядке установить причину перегорания. Если же этого не сделать, то срок службы нового предохранителя, скорее всего будет непродолжительным.
может также случится обрыв или повреждения проводки, в месте её соединения;
чтобы исключить вышесказанную причину, необходимо осуществить проверку электроцепи согласно схеме печи;
после чего, необходимо устранить порыв, если он имел место быть;
если не функционирует переключатель отопления, то наиболее вероятной причиной является заедание толкателя либо подгоревшие контакты;
для точной диагностики неисправности переключателя нужно проверить уровень напряжения на боковых клеммах во время изменения положения переключателя в пространстве (для этого достаточно подать ток на главную клемму);
если в ходе проведения диагностики не будет установлено изменение напряжения при смене положения ручки переключателя, то его необходимо срочно заменить;
существует огромное количество возможных причин выхода из рабочего функционального состояния электродвигателя: обрыв узлов электросоединений или якорной обмотки, обездвиженная щетка очистки, окисление и/или загрязнение якорного коллектора;
Ваз 2110 схема радиатора печки
вновь оживить движения щетки несложно, достаточно разобрать, а затем провести их очистку;
восстановить провода также не представит сложности, ведь главное — найти локализацию дефекта;
в случае если несколько вышеперечисленных положений не дали результата, то выход лишь один – полная замена электродвигателя отопителя;
Ваз 2110 электрическая схема печки
иногда, что правда крайне редко бывает, причиной неисправности может служить монтажный блок;
причин неисправного состояния монтажного блока множество, но основными из них являются: на месте спайки полный или частичный разрыв электроцепи, возгорание токоведущих дорожек;
осуществлять проверку цепи следует согласно схеме печи, в противном случае, обнаружить места разрывов и неисправностей будет просто невозможно;
конечной практически вероятной причиной может стать внутренний разрыв цепи вспомогательного (дополнительного) резистора(см.Как выполняется на ВАЗ 2110 замена резистора отопителя);
Ваз 2110 электросхема печки
чтобы исключить неисправность, связанную с функционированием резистора, необходимо осуществить проверку его цепей.
в случае засорения или окисления якоря коллекторной системы, число вращений электродвигателя также будет снижено;
для устранения вышеуказанной проблемы понадобится выполнить генеральную очистку коллекторной системы;
иногда может возникнуть замыкание в участке между витками якорной обмотки, а чтобы исключить эту причину, необходимо выполнить проверку количества входящего тока;
всё очень просто, если замыкание витков имеет место быть, то сила входного тока превысит отметку в 4,5А;
Примечание. Проводить замеры входящего тока нужно лишь после предварительной проверки объективности показателей амперметра.
О чём свидетельствует посторонний шум в электродвигатели отопителя и какова его роль в общей схеме
Если звук в печи имеет место быть, то скорее всего, причиной возникновения постороннего шума является неполадка крыльчатки, которая задевается во время работы дефлектором. Это значит, что дефлектор был неправильно установлен, скорее всего, в результате заводского брака. В этом случае для коррекции работы электродвигателя печи, достаточно просто поставить дефлектор в нужную (верную позицию).
Примечание. При покупке какой-либо детали в автосервисе, необходимо обратить внимание — предоставляет ли продавец гарантию возраста денег, если товар по каким-либо причинам не подошел.
Если подводить заключительный итог, то непременно следует отметить, что устройство общей схемы печи весьма несложное, однако, существует огромное число самых разнообразных нюансов. Фото — материалы необходимо использовать для того, чтобы разобраться в общей схеме, видео для практического понимания устранения неполадок своими руками. А инструкция требует времени для осмысления. Цена ремонта зависит от частного случая неисправности.
Устройство, принципы функционирования и ремонт системы отопления ВАЗ 2110
Рассмотрим систему отопления ВАЗ 2110, поскольку от ее стабильной и качественной работы зависит, насколько комфортно будут чувствовать себя все участники поездки на автомобиле.
Устройство
Прежде всего, следует знать само устройство системы отопления, чтобы четко понимать, что и как ремонтировать, ведь для ВАЗ 2110 перебои работы отопителя – явление типичное, и время от времени требующее вмешательства надежных рук – будь то водитель или работник СТО.
Для стабильной и качественной езды в автомобиле рекомендуется не только уметь пользоваться системой отопления, но и разбираться в устройстве отопителя. С принципом функционирования системы можно познакомиться здесь: https://vazweb.ru/desyatka/otoplenie/otopitel.html
Итак, система отопления состоит из: 1. Собственно блок отопителя, который обеспечивает обогрев салона. Его представляют (по важности деталей):
Электродвигатель, на котором также закреплен вентилятор, для нагнетания горячего воздуха;
Радиатор, без которого вся система не работает. Причем, в отличие от старого отопителя, радиатор печки ВАЗ 2110 нового образца не имеет крана, перекрывающего поток тосола (антифриза) через радиатор. Таким образом, он всегда (хоть зимой, хоть летом) нагрет. Сделано это якобы для того, чтобы устранить протекания, которые часто наблюдались через этот кран, а также – чтобы максимально быстро при потребности нагревать салон. Летом приточная вентиляция идет мимо радиатора, но все же некоторые владельцы ВАЗ 2110, производя ремонт печки, добавляют в систему этот кран;
Заслонки, которых три. Одна отвечает за рециркуляцию воздухозаборника, вторая открывает/закрывает канал отопителя, третья, самая важная для салона – управления отопителем;
Резистор, который регулирует скорость обдува.
Детали отопителя ВАЗ 2110
Все детали упакованы в блок с дополнительными клапанами, щитками, штуцерами. Все это устройство одето в корпус и находится под капотом ближе к панели приборов.
2. Следующий блок представляют воздуховоды ВАЗ 2110. Они отходят непосредственно от печки и обеспечивают:
Вентиляцию салона через центральные сопла;
Воздухораспределитель работает на подачу тепла (или обычного воздуха для вентиляции);
Два воздуховода направлены на заднюю часть салона;
Есть целая система из пяти сопел для обогрева ног;
Два боковых воздуховода обеспечивают обогрев боковых стекол и частично салона, обеспечивая лучшее отопление;
Два сопла для вентиляции.
Принцип работы отопителя
Таков, вкратце, принцип распределения горячего или холодного воздуха внутри ВАЗ 2110.
3. Блок электронного управления печки работает из салона. В него включены:
Ручка контроллера. Это устройство позволяет задавать температуру в салоне, которую должен выдавать блок печки. Включается путем поворота ручки и выставляет температуру от воздуха, температура которого будет соответствовать той, что за бортом, до 30°С. Чаще всего эту деталь называют контролером САУО (системы автоуправления отопителя);
Датчик температуры отвечает за включение печки, когда температура в салоне снижается на 2 градуса против заданной. У датчика есть микровентилятор, и если ручка управления находится в положении А, тогда включается микромоторчик в блоке печки, и начинает работать заслонка, обеспечивающая правильное отопление. Поэтому обычно прежде, чем начинать ремонт системы отопления, проверяется работа этого датчика. Он расположен рядом с лампочкой отопления на потолке ВАЗ 2110. Поскольку ремонт его не предусмотрен, то в случае поломки это устройство следует сразу же заменить.
Потолочный датчик температуры воздуха в салоне
Отличия в конструкции
На ВАЗ 2110 устанавливались печки так называемого нового или старого образца. И та и другая система, в том числе и на ВАЗ, имеющей инжектор вместо карбюратора, особенно конструкционно не отличаются.
Итак, непосредственно различия:
Главное отличие печки нового образца от старого – в конструкции радиатора отопителя. Поэтому если вы производите ремонт системы отопления, и решите вместо старого радиатора поставить нового образца, то учтите некоторые нюансы;
Кроме того, контролер САУО тоже не в точности такой. Уже сняты с производства и не подойдут новым моделям отопителя 4 или 5 позиционные контролеры, образца выпуска до осени 2003 года;
Отличаются микроредукторы, также начиная с выпуска в сентябре 2003 года. Отличаются они резисторами (датчиками положения вала), поэтому нужно смотреть, взаимозаменяем ли резистор в той модели ММР, что вы приобрели.
Ремонт
Если вы задумали капитальный ремонт печки, особенно если у вас еще стоит система устаревшего образца, начинайте с покупки нового радиатора печки (лучше приобрести медный, он греет значительно лучше), и от этого работа отопителя только улучшится.
А вот устройство печки у ВАЗ инжектор практически не отличается от карбюраторных машин.
Далее следует разбор по таким пунктам:
Блок двигателя имеет пробку, с которой сливается тосол в какую либо посуду;
Немного вперед отодвигается жабо (операция затяжная), снимаются стеклоочистители и все, что мешает;
Снимается корпус отопителя. Следует знать, что корпус разделен на две части. Переднюю снимают вместе с вентилятором;
Далее следует корпус салонного фильтра. Его заодно можно и поменять;
Снимается другая часть корпуса вентилятора;
Ослабляются хомуты, снимаются шланги;
Затем с некоторым усилием извлекается радиатор.
Сборка, как говорится – в обратном порядке. Только еще один нюанс: если у вас печка устаревшего образца, то обратите внимание на два пункта:
Устанавливая пластиковый корпус, следите, чтобы педалька попадала в нужный паз;
Зная устройство всех узлов, обязательно перепроверьте плотность их прилегания.
Перед заливом тосола не забудьте убедиться, чтоб блок двигателя имеет хорошо закрученную пробку. Обязательно удостоверьтесь, что вся система работает без сбоев и более эффективно, чем до этого.