Схема системы отопления опель зафира

5. Системы охлаждения, отопления

Система охлаждения двигателя


Типичная схема функционирования системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания

1 — Отопитель
2 — Силовой агрегат
3 — Термостат
4 — Водяной насос
5 — Расширительный бачок

6 — Крышка с клапаном
7 — Радиатор
8 — Перепускной шланг
9 — Масляный радиатор

Все модели рассматриваемых в настоящем Руководстве автомобилей оборудованы работающей при избыточном давлении системой охлаждения двигателя с термостатическим управлением циркуляцией рабочей жидкости. Водяной насос закреплен на блоке двигателя и обеспечивает прокачку охлаждающей жидкости сквозь охладительный тракт последнего. Поток жидкости омывает районы расположения каждого из цилиндров в блоке, после чего направляется в заднюю часть двигателя. Проложенные в литье блока и головки цилиндров охладительные каналы обеспечивают интенсивное охлаждение впускных и выпускных портов, районов установки свечей зажигания и направляющих втулок выпускных клапанов (см. иллюстрацию Типичная схема функционирования системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания).

С момента запуска двигателя система охлаждения проходит через три режима функционирования: на первом этапе, пока температура охлаждающей жидкости не поднялась выше определенного значения, она циркулирует по малому кругу из рабочего контура которого исключен радиатор. По мере дальнейшего прогрева жидкости открывается тарельчатый клапан включенного в тракт системы возкозаполненного термостата и в контур циркуляции включается радиатор. Далее, по достижении температурой охлаждающей жидкости очередного контрольного значения, срабатывает термочувствительный датчик-выключатель, обеспечивающий активацию вентилятора системы охлаждения, нагнетаемый которым дополнительный воздушный поток в значительной мере повышает эффективность функционирования теплообменника радиатора.

Система охлаждения имеет герметичную конструкцию и плотно закрыта крышкой радиатора, способной выдерживать определенное избыточное давление, что обеспечивает повышение точки кипения охлаждающей жидкости и, соответственно, эффективности теплоотвода через радиатор. При превышении внутренним давлением в системе некоторого определенного значения, подпружиненная тарелка вмонтированного в крышку радиатора предохранительного клапана приподнимается над своим седлом, обеспечивая перетекание избытка охлаждающей жидкости по соединительной (переливной) трубке в расширительный бачок. По мере остывания системы жидкость автоматически возвращается из бачка в радиатор.

Доливание охлаждающей жидкости в систему производится через горловину расширительного бачка (см. Главу Текущее обслуживание), который одновременно выступает также в роли ресивера, аккумулирующего в себе вытесняемый из радиатора избыток жидкости.

Ввиду перечисленных особенностей конструкции, такая система охлаждения получила название замкнутой, поскольку в ней исключены какие-либо функциональные потери рабочего тела.

Системы отопления и вентиляции салона

Основными компонентами системы отопления салона являются 4-скоростной электрический вентилятор и теплообменник, помещенные в коробчатый кожух отопителя, закрепленный под панелью приборов автомобиля. Теплообменник посредством резиновых шлангов соединен с системой охлаждения двигателя (см. иллюстрацию Типичная схема функционирования системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания). Блок управления функционированием отопителя/ кондиционера воздуха вмонтирован в панель приборов автомобиля. Разогретая в двигателе охлаждающая жидкость циркулирует через теплообменник отопителя, отдавая свое тепло заполняющему кожух воздуху. При включении отопления салона происходит открывание пластинчатой заслонки, в результате чего внутренний объем кожуха отопителя соединяется с объемом салона. При включении вентилятора крыльчатка последнего начинает прогонять подаваемый в салон воздух через теплообменник, обеспечивая его интенсивный разогрев.

Подача воздуха в салон осуществляется через дефлекторы лицевого уровня (два центральных и два боковых), сопла ножных колодцев и дефлекторы обдува ветрового стекла. На моделях Zafira дополнительно организован подвод воздуха в заднюю часть салона через дефлекторы, установленные в задней части центральной консоли.

Читайте также:  Трубы для стояков отопления многоквартирного дома

Правила пользования элементами управления функционированием систем отопления, вентиляции и кондиционирования подробно см. Руководство по эксплуатации.

Система кондиционирования воздуха


Принцип функционирования системы кондиционирования воздуха

1 — Вентилятор
2 — Испаритель
3 — Расширительный клапан
4 — Сервисный разъем низконапорного контура
5 — Сервисный разъем высоконапорного контура
6 — Демпфер пульсаций
7 — Демпфер пульсаций
8 — Датчик-выключатель давления
9 — Ресивер-осушитель
10 — Дополнительный вентилятор
11 — Конденсатор
12 — Компрессор

а — Входной поток холодного воздуха, прогоняемого через теплообменник конденсатора
b — Выходной поток прогретого воздуха, прогнанного через теплообменник конденсатора и отобравшего тепло от хладагента
c — Поток воздуха, создаваемый вентилятором
d — Поток воздуха, прогоняемый через теплообменник испарителя

A — Газовая фаза высоконапорного контура
B — Жидкостная фаза высоконапорного контура
C — Жидкостная фаза низконапорного контура
D — Газовая фаза низконапорного контура

В состав системы кондиционирования входят установленный впереди радиатора конденсатор, расположенный рядом с теплообменником отопителя испаритель, закрепленный на блоке двигателя компрессор, и фильтрующий ресивер-осушитель (аккумулятор), оборудованный редукционным клапаном высокого давления. Все компоненты соединены между собой рефрижераторными линиями (см. иллюстрацию Принцип функционирования системы кондиционирования воздуха).

Вентилятор прогоняет поступающий в салон воздух сквозь теплообменник испарителя, работающий в режиме, обратном режиму функционирования радиатора. Прокачиваемый через теплообменник хладагент закипает и, испаряясь, отбирает у воздуха избыток тепла. Температура внутри салона при этом снижается до требуемого комфортного значения (по выбору оператора). Компрессор поддерживает циркуляцию хладагента в системе, прокачивая разогретую жидкость через конденсатор, где она охлаждается и поступает обратно в испаритель.

Правила пользования элементами управления функционированием систем отопления, вентиляции и кондиционирования подробно см. Руководство по эксплуатации.

Во избежание ошпаривания, ни в коем случае не снимайте крышку расширительного бачка и не отсоединяйте никакие компоненты охладительного тракта при горячем двигателе. Если возникает необходимость в снятии крышки расширительного бачка до полного остывания охлаждающей жидкости, (хотя таких ситуаций следует по возможности избегать), следует предварительно сбросить избыточное давление в системе. Оберните крышку бачка толстым слоем ветоши, затем медленно отверните до возникновения шипения. Когда указывающее на выпуск пара шипение прекратится, медленно отверните крышку до конца. Если на последней стадии отворачивания шипение не возобновится, крышка может быть снята. В процессе выполнения всей процедуры не наклоняйте лицо над горловиной бачка, для защиты рук наденьте резиновые перчатки.

Старайтесь избегать попадания антифриза на открытые участки кожи и лакокрасочное покрытие кузовных панелей. Случайные брызги следует без промедления смыть обильным количеством чистой воды. Ни в коем случае не оставляйте слитую из двигателя или свежую охлаждающую жидкость хранящимися в открытой таре. Следы пролива сразу же собирайте ветошью. Помните, что сладковатый запах антифриза способен привлечь внимание детей и животных. Попадание даже незначительного количества охлаждающей жидкости в пищеварительный тракт живого организму чревато самыми серьезными последствиями, вплоть до летального исхода.

« предыдущая страница
4.7.19. Пробный запуск и обкатка двигателя после капитального ремонта
^
к оглавлению
следующая страница »
5.1. Спецификации

Copyright © 2007-2021 Все права защищены. Все торговые марки являются собственностью их владельцев.

Схема системы отопления опель зафира

Opel Zafira B. Руководство — страница 43

172 Г л а в а 3 С и с т е м ы о х л а ж д е н и я д в и г а т е л я , о т о п л е н и я с а л о н а и к о н д и ц и о н и р о в а н и я в о з д у х а

1 Общая информация

Система охлаждения двигателя

1 Все модели рассматриваемых в на­

стоящем Руководстве автомобилей обо­

рудованы работающей при избыточном

давлении системой охлаждения двига­

теля с термостатическим управлением

циркуляцией рабочей жидкости. Цирку­

ляция жидкости обеспечивается посто­

янно функционирующим при работе дви­

гателя водяным насосом, закрепленным

на блоке двигателя. Привод насоса в

зависимости от модели двигателя осу­

ществляется посредством мультиребер­

ного или зубчатого ремня. Поток жидко­

сти омывает районы расположения каж­

дого из цилиндров в блоке, после чего

направляется в заднюю часть двигате­

ля. Проложенные в литье блока и голов­

ки цилиндров охладительные каналы

обеспечивают интенсивное охлаждение

впускных и выпускных портов, районов

установки свечей зажигания и направ­

ляющих втулок выпускных клапанов.

2 Система охлаждения может функци­

онировать в одном из трех режимов. На

первом этапе, при запуске двигателя,

пока температура охлаждающей жидко­

сти не поднялась выше определенного

значения, охлаждающая жидкость цирку­

лирует по малому кругу, из которого ис­

ключен радиатор. По мере прогрева жид­

кости открывается клапан включенного

в тракт системы термостата и в контур

циркуляции включается радиатор. Жид­

кость проходит через радиатор сверху

вниз и охлаждается в результате обду­

вания ребер радиатора наружным воз­

духом. Расположение шлангов системы

страции. При постоянном движении ав­

томобиля на средних и высоких скорос­

тях движения, как правило, потока встреч­

ного воздуха достаточно для нормально­

го охлаждения жидкости. При определен­

ном увеличении оборотов двигателя, а так

же по достижении температурой охлаж­

дающей жидкости очередного конт­

рольного значения, активируется регули­

руемый электровентилятор системы ох­

лаждения, нагнетаемый которым допол­

нительный воздушный поток в значитель­

ной мере повышает эффективность фун­

кционирования теплообменника радиато­

ра. Момент включения вентилятора и

число его оборотов определяются при­

бором управления двигателя (ЕСМ) с

помощью данных, получаемых отдатчика

температуры охлаждающей жидкости.

Включение вентилятора производится

через одно или несколько реле. В зави­

симости от типа двигателя и комплекта­

ции на автомобиль могут устанавливать­

ся 1 или 2 вентилятора.

3 Система охлаждения имеет герме­

тичную конструкцию и плотно закрыта

крышкой расширительного бачка, спо­

собной выдерживать определенное из­

быточное давление ( 1 . 2 — 1 . 5 б а р ) , что

обеспечивав.» повышение точки кипения

салона
Шланг подвода

жидкости к теплооб­

шланг (от расшири­

тельного бачка к

1.2 Трубопроводы и шланги системы охлаждения (на

примере двигателя Z18XE)

I Рукава подачи воздуха на лицевой

2,13 Боковые дефлекторы

дефлекторы лицево- 13

4 Рукав подачи воздуха ^ ^

5 Панель управления

8 Распределительный рукав подачи

воздуха в задние ножные колодцы

9 Корпус воздухораспределителя

10 Рукав подачи воздуха в водительский

II Дренажная трубка слива конденсата из

12 Воздуховод подачи воздуха на лицевой

1.6а Рукава подачи воздуха в с а л о н

охлаждающей жидкости и, соответ­

ственно, эффективности теплоотвода

через радиатор. Снижение точки кипе­

ния может привести к образованию зон

застоя, что снижает эффективность ох­

лаждения двигателя. По этой причине

система охлаждения должна круглого­

дично быть заполнена охлаждающей

жидкостью соответствующего состава.

При превышении внутренним давлени­

ем в системе некоторого определенно­

го значения, избыток охлаждающей жид­

кости перетекает по соединительному

(переливной) шлангу в расширительный

бачок. По мере остывания системы жид­

кость автоматически возвращается из

бачка в радиатор.

4 Доливание охлаждающей жидкости в

систему производится через горловину

расширительного бачка (см. Главу 1), кото­

рый одновременно выступает также в роли

ресивера, аккумулирующего в себе вытес­

няемый из радиатора избыток жидкости.
5 Ввиду перечисленных особенностей

Как исправить плохо греющую печку в Opel Zafira

В автомобиле Opel Zafira система обогрева и вентиляции соединена в общий узел с кондиционером. Поэтому помимо проблем с обычными элементами печки, эффективность работы механизма зависит и от состояния кондиционера. Основные неисправности и причины, почему не работает печка у Opel Zafira делят на группы, которые мы рассмотрим в обзоре:

Систему обогрева контролирует электронная система, которая является частью программного обеспечения бортового компьютера. Она отвечает за считывание показателей температуры от датчиков. Она же выдаёт и сообщения об ошибках функциональности обогрева или охлаждения.

Ремонт печки Opel Zafira.

Радиатор

Здесь главных подводных камней два – неправильно выбранный антифриз или физический износ. Если внутри контейнера появились трещины, а его корпус стал негерметичным – пришла пора распрощаться с этим контейнером. Попытка отремонтировать его ни к чему хорошему не приведет. На срок службы радиатора влияет и охлаждающая жидкость, которая циркулирует по трубкам и соплам печки. Большинство модельного ряда использует красную охлаждайку и лишь первые автомобили выпуска 1999 года заточены под зелёную. Эти жидкости несовместимы между собой. Если совершить ошибку, эффективность охлаждения снизится. А сами стенки контейнера покроются непоправимыми отложениями.

Заслонки

Могут выйти со строя и моторчики заслонок, которые находятся внизу под лобовым стеклом автомобиля. В этом случае они не будут двигаться должным образом, и в итоге транспортное средство будет или жарким, или холодным, что отразится на состоянии пассажиров и водителя. Если же моторчик в нормальном состоянии, следует проверить контакты заслонок и очистить их от окисления, образованного в процессе эксплуатации транспортного средства.

Вентилятор с фильтром

Здесь возможны два варианта. В первом случае внутрь попадает посторонний предмет, что вызывает помехи в работе устройства. Ездить с такой бедой не рекомендуется – фильтр поврежден, а моторчик быстро придет в негодность. Помеху выдадут характерные постукивания изнутри. А когда он начинает скрипеть, значит пришла пора менять смазку. Также это предвестник близкого конца детали. Поэтому не стоит затягивать с заменой. Важную роль также играет и контроль состояния электрических контактов, которые играют не последнюю роль в обогреве печки.

Кондиционер

Он – неотъемлемая часть системы климат-контроля. Чтобы печка работала хорошо, кондиционер необходимо включать раз в месяц на охлаждение независимо от погоды. Нескольких минут достаточно для нормализации работы всей отопительной системы. А о неисправностях кондиционера мы расскажем в одной из следующих статей.

На прощание

Мы еще не раз вернемся к теме печки Zafira и других моделей Opel. А пока почитайте о неисправностях печки Opel Omega и Meriva. Желаем теплых поездок в любое время года!

Читайте также:  Установка теплого пола водяного от батареи
Оцените статью